Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности
Таким
образом, для решения поставленных в исследовании задач мы выбрали дидактическую
игру, как оптимальный инструмент развития произвольной памяти данной категории
учащихся. Дидактическую игру, как одно из эффективных средств развития интереса
к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами отмечал К.Д. Ушинский
[89]. Он советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный
труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Причем
игровой прием может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в
зависимости от темы, цели и характера игры.
Ценности
дидактических игр в процессе обучения заключаются в том, что они создаются в
обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря
использованию дидактического материала на уроках математики, можно добиться
более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Нами
была разработана и система дидактических игр, апробация данной системы успешно
прошла на уроках математики в младших классах «Школы – центра дистанционного и
надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»» г.
Курска .
Полученные
нами результаты показали, что за время экспериментальной работы показатели двух
контрольных групп не изменились, а в экспериментальной группе был выявлен рост
показателей. Полученные нами данне показали, что в процессе экспериментальной
работы активнее всего у испытуемых развилась произвольная форма памяти -
показатели в этой категории выросли на 1,9 балла. Непроизвольное активное
запоминание – увеличилось на 1,7 балла, а непроизвольное пассивное запоминание
– 0,5.
Полученные
результаты, на наш взгляд говорят о том, что нам удалось правильно подобрать
систему дидактических игр, сфокусировав коррекционные возможности игры именно
на развитие произвольной памяти.
Эксперимент
подтвердил нашу гипотезу о том, что развитие произвольной памяти младших
школьников с интеллектуальными нарушениями будет проходит эффективнее если
психолого-педагогическая работа, направленная на развитие произвольной памяти у
лиц с нарушениями интеллекта, имеет комплексный характер, базирующийся на
особенностях их памяти и в случае, если дидактическая игра будет включена,
составной частью, во все этапы процесса школьного обучения младших школьников с
нарушениями интеллекта.
В
процессе исследования были решены все поставленные задачи и достигнута цель
нашей дипломной работы.
Результаты нашего исследования могут быть
использованы в профессиональной деятельности психологов и педагогов, работающих
в системе коррекционно-образовательных учреждений VIII
вида, а так же студентов, обучающихся по специальности «Специальная
психология».
Библиографический
список
1.
Ананьев
Б.Г.О проблемах современного человекознания. Питер, 2001.
2.
Алексеева
В.Е. Игра как фактор развития познавательной активности // Вопросы психологии.
- 2007. - №8. - С. 31 – 35.
3.
Аникеева
Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. – М.: Педагогика, 1999.
4.
Артемов
В.А. Курс лекций по психологии. - М., 1991
5.
Бабкина
Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности детей с нарушением
интеллекта в различных условиях обучения // Дефектология. - 2004. - №6. – С. 42
– 48.
6.
Блонский
П.П. Избранные психологические произведения. - М.: 1964
7.
Божович
Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
8.
Васенков
Г.В. Педагогические аспекты обучения умственно отсталых школьников //
Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - №2. - С. 13 – 17.
9.
Веккер
Л.М. Психологические процессы. Том 1. - Л.: Ленинградский университет, 1974
10.
Венгер
А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М.: Изд-во ВЛАДОС-Пресс, 2002.
11.
Возрастно-психологический
подход в консультировании детей и под-ростков с отклонениями в развитии / Под
ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой. – М.: Академия, 2003.
12.
Вопросы
социализации личности: Межвуз. сб. науч. тр. / Под редакцией В.И.Кузищина.
Мурманск ОНМЦ, 2001.
13.
Выготский
Л.С. Память и ее развития в детском возрасте. Собрание сочинений в 6-и т. Том
2. - М.: Просвещение, 1982
14.
Гаврилушкина
О.П. Игра – эффективное средство коррекции и развития умственно отсталых
школьников // Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2008. - №2. - С.
27 – 32.
15.
Газман
О.С., Харитонова В.Е. В школу с игрой. – М.: Педагогика. 2000.
16.
Гальперина
П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985.
17.
Гнедова
Н.М. Дидактическая игра в развитии произвольной образной памяти старших
дошкольников // Моделирование и обучение: Сб. науч. тр. - Мурманск: МГПИ, 2005.
18.
Григонисом
А. В. Особенности произвольного и непроизвольного запоминания учебного
материала у младших школьников с проблемами развития. // Психологическая наука
и образование. - 2007. - №2. - С. 95 – 98.
19.
Джеймс
У.Научные основы психологии. - М., 2003.
20.
Добрынин
Н. А. Память и ее развитие // Вопросы психологии 1, 1989
21.
Дульнев
Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 2001.
22.
Дунаева
З.М., Коробейников И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях
работы ПМПК //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. -
№12. - С. 61 – 66.
23.
Жигорева
М.В. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными
нарушениями в развитии // Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2009.
- №3. - С. 6 – 11.
24.
Забрамная
С.Д. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -
2009. - №1. - С. 49 – 54.
25.
Забрамная
С.Д., Исаева Т.Н. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения
степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения //
Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - №1. - С. 5 – 8.
26.
Зайцева
И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г. Коррекционная педагогика: учебник. – М.: МарТ.
- 2004. –С. 410.
27.
Замский
Х.С. История олигофренопедагогики. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1990.
28.
Занков
Л.В. Память школьника. - М.: Наука, 1994
29.
Занков
Л.В. Развитие умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 1995. Зубрилин
А.А. Методология игровой деятельности в обучении // Педагогика. - 2008. - №8. -
С. 47 – 51.
30.
Илюшенко
А.С., Астафьев И.О. Обучение умственно отсталых детей // Коррекционная
педагогика: теория и практика. - 2007. - №12. - С. 60 – 63.
31.
Ипполитов
Ф.В. Память школьника. - М.: Просвещение, 1991
32.
Истомина
З.М. возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон
памяти в дошкольном возрасте. М: Просвещение, 1997.
33.
Истомина
З.М. Развитие памяти. - М.: Просвещение, 1978
34.
Карнеги
Дейл Малоизвестные факты из жизни известных людей- М., 2005.
35.
Карпова
Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: пособие для родителей и
педагогов. Ярославль, 2000.
36.
Коменский
Я.А. Лабиринт света и рай сердца. М.: Изд-во МИК, 2000
37.
Кон
И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М.: Педагогика, 1990.
38.
Коррекционная
педагогика: Учебник / Под редакцией В.С. Кукушкина. – М.: «МарТ», - 2004. – с.
421.
39.
Корсаков
И.А. Наедине с памятью. - М.: Эйдос, 1993
40.
Костровский
Г.И. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика умственной
отсталости. // Вопросы психологии. - 2008. - №11. - С. 32 – 37.
41.
Кразова
И.С. Из истории разработки методов выявления умственной отсталости у детей //
Педагогика. - 2007. - №8. - С. 55 – 57.
42.
Круглова
Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности
младшего школьника. – М.: Изд-во МПСИ, - 2004.
43.
Круглова
Н.Ф. Экспресс-диагностика и коррекция регуляторно-когнитивной структуры
учебного процесса: учебное пособие. – М.: Велби, - 2006. Куликова Т.А. Развитие
познавательного интереса у детей младшего школьного возраста // Воспитание в
школе. - 2008. - №9. - С. 55 – 60.
44.
Левитов
Н.Д. Психологические особенности младших школьников. - М.: Просвещение, 1989
45.
Левченко
И.Ю. Кисилева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. –
М.: Книголюб, - 2007.
46.
Лезер
Ф. Тренировка памяти. - М.: Просвещение, 1979
47.
Леонтьев
А.Н. Развитие высших форм запоминания//Хрестоматия по общей психологии:
Психология памяти. - М., 1979
48.
Леонтьев
А.Н. Развитие памяти. - М., 1931
49.
Лешин
В.В. Учебная деятельность учащихся с тяжелыми формами заболеваний // Вопросы
психологии. - 2008. - №11. - С. 71 – 74.
50.
Лубовский
В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. - М., 2000.
51.
Лурия
А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Просвещение, 1966
52.
Ляудис
Н.В. Память в процессе развития. - М.: Владос, 1991
53.
Мальцева
К.П. Развитие памяти школьника. - М.: АПН, 1956
54.
Маркова
А.К., Лидерс А.Г. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и
дошкольном возрасте. Петрозаводск, - 2002.
55.
Матюгина
И.Ю. Как развивать память. - М.: Просвещение, 1978
56.
Матюшкин
А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности
// Вопросы психологии. - 2002. - №4. - С. 50 – 54.
57.
Наследов
Д.А. Математические методы обработки информации в психологии. – М.: Проспект, -
2006.
58.
Немов
Р.С. Психология. 3-х томник. - М.: Владос, 1999
59.
Новиков
А.М. Методология игровой деятельности. – М.: Гардарики, - 2006.
60.
Павлов
И. П. Рефлекс цели - М., 2008.
61.
Петричук
И.И. Еще раз об игре. // Педагогика. - 2008. - №6. - С. 55 – 57.
62.
Пинский
Б. И. Психологические особенности деятельности. - М., 2002.
63.
Перова
М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII
вида. – М.: Владос., 2001
64.
Психология
внимания Рибо Т. А..- СПб., 2002
65.
Психолого-педагогическая
диагностика и обучение умственно отсталых детей / И.Ю. Левченко, С.Д.
Забрамная. – М.: Академия, - 2003.
66.
Роговин
М.С. Введение в психологию. - М.: Просвещение, 1985
67.
Роговин
М.С. Проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1966
68.
Роговина
М.С. Философские проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1966
69.
Розов
А.И. Память. - М.: Знания, 1970
70.
Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедизд, 1946
71.
Рудик
П.А. Психология. - М.: Просвещение, 1955
72.
Саранцев
Г.И. Методическая подготовка учителя коррекционной школы в современных условиях
// Педагогика. - 2006. - №7. - С. 62 – 68.
73.
Саранцев
Г.И. Упражнения в обучении математике в специальных школах. –М.: ЭКСМО, - 2005.
74.
Свияжский
А.П. Использования дидактических игр на уроках русского языка в младших
классах коррекционной школы VIII
вида //
Вопр. психол.- 1963. - № 5
75.
Сергеев
Б.Ф. Тайны памяти. - М.: Владос, 1991
76.
Сеченов
И.М. Рефлексы головного мозга. – М.: Педагогика, 2003.
77.
Слепович
Е.С. Игра как эффективное средство развития познавательной сферы детей с
задержкой умственного развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития. - 2007. - №9. - С. 68 – 71.
78.
Смирнов
А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 1967
79.
Смирнов
А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 1985
80.
Смирнов
А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 2003.
81.
Соловьев
И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей -
М.: Просвещение, 1966
82.
Сосновский
А.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М.: Просвещение, 1979
83.
Специальная
педагогика: учебник. / Под редакцией Н.М. Назаровой. – М.: Академия, - 2004.
84.
Теория
и практика обучения. - М.: Просвещение, 1993
85.
Теплов
Б.М. Психология: Учебник для средней школы. Издание 3-е. - М.: Учпедизд, 1949
86.
Урунтаева
Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников.Практикум.- М.:
Просвещение, 1997.
87.
Урунтаева
Г.А., Афонькина Ю.А. - Практикум по детской психологии. Издательство: Владос. -
1995
88.
Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. - М.:
Изд. центр «Академия», 2001.
89.
Ушинский
К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. ..-
СПб., 2004
90.
Хайрушева
С.Ж., Лапп Е.А. Формирование произвольной памяти у младших школьников с
нарушением интеллекта в условиях специально организованного обучения. //
Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2007. - №1. - С. 59 – 62.
91.
Черемошкина
Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития, 1997
92.
Чупров
Л.Ф. Исследование особенностей памяти. - Абакан: АГПИ, 1991
93.
Чутко
Н.Я. Развитие памяти школьника. - М.: Педагогика, 1992. - 192 с.
94.
Шаповалова
О.Е. Коррекционное обучение средствами игровых технологий: Учебно-методическое
пособие. – М.: Экзамен, - 2007.
95.
Шипицина
Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью. – СПб.: Питер, - 2004.
96.
Щукина
Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.:
Просвещение, - 1990.
97.
Экспериментально-психологические
исследования особенностей памяти. - Киров: ГПИ, 1990
98.
Эллис
Н. Умственно отсталый ребёнок. - М., 2010.
99.
Эльконин
Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. (1963). Проблемы формирования знаний и
умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психол.- 2001. - №
5
100.
Эльконин
Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1993.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|