бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Произвольная память младших школьников с нарушениями интеллекта в игровой деятельности бесплатно рефераты

Таким образом, для решения поставленных в исследовании задач мы выбрали дидактическую игру, как оптимальный инструмент развития произвольной памяти данной категории учащихся. Дидактическую игру, как одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами отмечал К.Д. Ушинский [89]. Он советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Причем игровой прием может быть включен в середине урока, в конце или даже в начале, в зависимости от темы, цели и характера игры.

Ценности дидактических игр в процессе обучения заключаются в том, что они создаются в обучающих целях, служат обучению, воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактического материала на уроках математики, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Нами была разработана и система дидактических игр, апробация данной системы успешно прошла на уроках математики в младших классах «Школы – центра дистанционного и надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени»»  г. Курска .

Полученные нами результаты показали, что за время экспериментальной работы показатели двух контрольных групп не изменились, а в экспериментальной группе  был выявлен рост показателей. Полученные нами  данне показали, что в процессе экспериментальной работы активнее всего у испытуемых развилась произвольная форма памяти - показатели в этой категории выросли на 1,9 балла. Непроизвольное  активное запоминание – увеличилось на 1,7 балла, а непроизвольное  пассивное запоминание – 0,5.

Полученные результаты, на наш взгляд говорят о том, что нам удалось правильно подобрать систему дидактических игр, сфокусировав коррекционные возможности игры именно на развитие произвольной памяти.

Эксперимент подтвердил нашу гипотезу о том, что развитие произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями будет проходит эффективнее если психолого-педагогическая работа, направленная на развитие произвольной памяти у лиц с нарушениями интеллекта, имеет комплексный характер, базирующийся на особенностях их памяти и в случае, если дидактическая игра будет включена, составной частью, во все этапы процесса школьного обучения младших школьников с нарушениями интеллекта.

В процессе исследования были решены все поставленные задачи и достигнута цель нашей дипломной работы.

Результаты нашего исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов и педагогов, работающих в системе коррекционно-образовательных учреждений VIII вида, а так же студентов, обучающихся по специальности «Специальная психология».




Библиографический список

1.                 Ананьев Б.Г.О проблемах современного человекознания. Питер, 2001.

2.                 Алексеева В.Е. Игра как фактор развития познавательной активности // Вопросы психологии. - 2007. - №8. - С. 31 – 35.

3.                 Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. – М.: Педагогика, 1999.

4.                 Артемов В.А. Курс лекций по психологии. - М., 1991

5.                 Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта в различных условиях обучения // Дефектология. - 2004. - №6. – С. 42 – 48.

6.                 Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М.: 1964

7.                 Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.

8.                 Васенков Г.В. Педагогические аспекты обучения умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - №2. - С. 13 – 17.

9.                 Веккер Л.М. Психологические процессы. Том 1. - Л.: Ленинградский университет, 1974

10.            Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М.: Изд-во ВЛАДОС-Пресс, 2002.

11.            Возрастно-психологический подход в консультировании детей и под-ростков с отклонениями в развитии / Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой. – М.: Академия, 2003.

12.            Вопросы социализации личности: Межвуз. сб. науч. тр. / Под редакцией В.И.Кузищина.  Мурманск ОНМЦ, 2001.

13.            Выготский Л.С. Память и ее развития в детском возрасте. Собрание сочинений в 6-и т. Том 2. - М.: Просвещение, 1982

14.            Гаврилушкина О.П. Игра – эффективное средство коррекции и развития умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2008. - №2. - С. 27 – 32.

15.            Газман О.С., Харитонова В.Е. В школу с игрой. – М.: Педагогика. 2000.

16.            Гальперина П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985.

17.            Гнедова Н.М. Дидактическая игра в развитии произвольной образной памяти старших дошкольников // Моделирование и обучение: Сб. науч. тр. - Мурманск: МГПИ, 2005.

18.            Григонисом А. В. Особенности произвольного и непроизвольного запоминания учебного  материала у младших школьников с проблемами развития. // Психологическая наука и образование. - 2007. - №2. - С. 95 – 98.

19.            Джеймс У.Научные основы психологии. - М., 2003.

20.            Добрынин Н. А. Память и ее развитие // Вопросы психологии 1, 1989

21.            Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 2001.

22.            Дунаева З.М., Коробейников И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПК //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - №12. - С. 61 – 66.

23.            Жигорева М.В. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии // Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2009. - №3. - С. 6 – 11.

24.            Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - №1. - С. 49 – 54.

25.            Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - №1. - С. 5 – 8.

26.            Зайцева И.А., Кукушкин В.С., Ларин Г.Г. Коррекционная педагогика: учебник. – М.: МарТ. - 2004. –С. 410.

27.            Замский Х.С. История олигофренопедагогики. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1990.

28.            Занков Л.В. Память школьника. - М.: Наука, 1994

29.            Занков Л.В. Развитие умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 1995. Зубрилин А.А. Методология игровой деятельности в обучении // Педагогика. - 2008. - №8. - С. 47 – 51.

30.            Илюшенко А.С., Астафьев И.О. Обучение умственно отсталых детей // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2007. - №12. - С. 60 – 63.

31.            Ипполитов Ф.В. Память школьника. - М.: Просвещение, 1991

32.            Истомина З.М. возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. М: Просвещение, 1997.

33.            Истомина З.М. Развитие памяти. - М.: Просвещение, 1978

34.            Карнеги Дейл Малоизвестные факты из жизни известных людей- М., 2005.

35.            Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 2000.

36.            Коменский Я.А. Лабиринт света и рай сердца. М.: Изд-во МИК, 2000

37.            Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М.: Педагогика, 1990.

38.            Коррекционная педагогика: Учебник / Под редакцией В.С. Кукушкина. – М.: «МарТ», - 2004. – с. 421.

39.            Корсаков И.А. Наедине с памятью. - М.: Эйдос, 1993

40.            Костровский Г.И. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. // Вопросы психологии. - 2008. - №11. - С. 32 – 37.

41.            Кразова И.С. Из истории разработки методов выявления умственной отсталости у детей // Педагогика. - 2007. - №8. - С. 55 – 57.

42.            Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. – М.: Изд-во МПСИ, - 2004.

43.            Круглова Н.Ф. Экспресс-диагностика и коррекция регуляторно-когнитивной структуры учебного процесса: учебное пособие. – М.: Велби, - 2006. Куликова Т.А. Развитие познавательного интереса у детей младшего школьного возраста // Воспитание в школе. - 2008. - №9. - С. 55 – 60.

44.            Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. - М.: Просвещение, 1989

45.            Левченко И.Ю. Кисилева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Книголюб, - 2007.

46.            Лезер Ф. Тренировка памяти. - М.: Просвещение, 1979

47.            Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания//Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. - М., 1979

48.            Леонтьев А.Н. Развитие памяти. - М., 1931

49.            Лешин В.В. Учебная деятельность учащихся с тяжелыми формами заболеваний // Вопросы психологии. - 2008. - №11. - С. 71 – 74.

50.            Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. - М., 2000.

51.            Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: Просвещение, 1966

52.            Ляудис Н.В. Память в процессе развития. - М.: Владос, 1991

53.            Мальцева К.П. Развитие памяти школьника. - М.: АПН, 1956

54.            Маркова А.К., Лидерс А.Г. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, - 2002.

55.            Матюгина И.Ю. Как развивать память. - М.: Просвещение, 1978

56.            Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. - 2002. - №4. - С. 50 – 54.

57.            Наследов Д.А. Математические методы обработки информации в психологии. – М.: Проспект, - 2006.

58.            Немов Р.С. Психология. 3-х томник. - М.: Владос, 1999

59.            Новиков А.М. Методология игровой деятельности. – М.: Гардарики, - 2006.

60.            Павлов И. П. Рефлекс цели - М., 2008.

61.            Петричук И.И. Еще раз об игре. // Педагогика. - 2008. - №6. - С. 55 – 57.

62.            Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности. - М., 2002.

63.            Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Владос., 2001

64.            Психология внимания Рибо Т. А..-  СПб., 2002

65.            Психолого-педагогическая диагностика и обучение умственно отсталых детей / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – М.: Академия, - 2003.

66.            Роговин М.С. Введение в психологию. - М.: Просвещение, 1985

67.            Роговин М.С. Проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1966

68.            Роговина М.С. Философские проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1966

69.            Розов А.И. Память. - М.: Знания, 1970

70.            Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедизд, 1946

71.            Рудик П.А. Психология. - М.: Просвещение, 1955

72.            Саранцев Г.И. Методическая подготовка учителя коррекционной школы в современных условиях // Педагогика. - 2006. - №7. - С. 62 – 68.

73.            Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике в специальных школах. –М.: ЭКСМО, - 2005.

74.            Свияжский А.П. Использования дидактических игр на уроках русского языка в  младших классах коррекционной  школы VIII вида // Вопр. психол.- 1963. - № 5

75.            Сергеев Б.Ф. Тайны памяти. - М.: Владос, 1991

76.            Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М.: Педагогика, 2003.

77.            Слепович Е.С. Игра как эффективное средство развития познавательной сферы детей с задержкой умственного развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №9. - С. 68 – 71.

78.            Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 1967

79.            Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М.: Просвещение, 1985

80.            Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 2003.

81.            Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей - М.: Просвещение, 1966

82.            Сосновский А.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М.: Просвещение, 1979

83.            Специальная педагогика: учебник. / Под редакцией Н.М. Назаровой. – М.: Академия, - 2004.

84.            Теория и практика обучения. - М.: Просвещение, 1993

85.            Теплов Б.М. Психология: Учебник для средней школы. Издание 3-е. - М.: Учпедизд, 1949

86.            Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников.Практикум.- М.: Просвещение, 1997.

87.            Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. - Практикум по детской психологии. Издательство: Владос. - 1995

88.            Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.

89.            Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. ..-  СПб., 2004

90.            Хайрушева С.Ж., Лапп Е.А. Формирование произвольной памяти у младших школьников с нарушением интеллекта в условиях специально организованного обучения. // Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2007. - №1. - С. 59 – 62.

91.            Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития, 1997

92.            Чупров Л.Ф. Исследование особенностей памяти. - Абакан: АГПИ, 1991

93.            Чутко Н.Я. Развитие памяти школьника. - М.: Педагогика, 1992. - 192 с.

94.            Шаповалова О.Е. Коррекционное обучение средствами игровых технологий: Учебно-методическое пособие. – М.: Экзамен, - 2007.

95.            Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: Питер, - 2004.

96.            Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, - 1990.

97.            Экспериментально-психологические исследования особенностей памяти. - Киров: ГПИ, 1990

98.            Эллис Н. Умственно отсталый ребёнок. - М., 2010.

99.            Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. (1963). Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психол.- 2001. - № 5

100.        Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1993.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11