Профессиональный цикл
В результате изучения
профессионального цикла, обучающийся (слушатель) должен:
знать:
- специальную терминологию
физкультурно-спортивной отрасли;
- закономерности, принципы и
методы отечественной и зарубежных систем физического воспитания, их роль и
место в общей системе физической культуры;
- характеристику основных средств
и методов физического воспитания людей разного возраста и пола.
уметь:
- определять цели и задачи
физического воспитания, спортивной подготовки физкультурно-оздоровительной
работы;
- планировать различные формы
физкультурно-спортивных занятий с учетом возраста и пола занимающихся;
- применять в профессиональной
деятельности в сфере физической культуры и спорта современные методы, приемы,
технические средства;
- в зависимости от возраста и
пола, подготовленности занимающихся формировать цели и задачи
физкультурно-спортивных занятий.
владеть:
- методами и приемами
проектирования, организации и оценки массовых мероприятий в области физической
культуры и спорта;
- способами применения на занятиях
по физической культуре и спорту средств и методов, адекватных поставленным
задачам;
- современными технологиями
физической подготовки разных категорий населения;
- приемами использования разнообразных
форм занятий с учетом возрастных, морфофункциональных и
индивидуально-психологических особенностей занимающихся;
- методиками определения уровня
физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья занимающихся
физической культурой и спортом.
знать:
- характеристику базовых видов
двигательной деятельности;
- основы теории и методики
обучения базовым видам двигательной деятельности;
- содержание, формы и методы
планирования и организации учебно-тренировочной и соревновательной работы по
базовым видам физкультурно-спортивной деятельности и воспитательной работы в
коллективах занимающихся;
- условия, необходимые для обучения
базовым видам двигательной деятельности.
уметь:
- использовать различные техники,
методики обучения и тренировки базовых видов (гимнастики, легкой атлетики,
плавания, лыжного спорта, спортивных и подвижных игр).
- методически грамотно
организовывать спортивные соревнования для лиц с ограниченными возможностями,
судейство соревнований;
- использовать оборудование,
необходимое для различных базовых видов двигательной деятельности с учетом их
особенностей эксплуатации;
владеть:
- техническими элементами базовой
физической культуры, адаптированными к определенному виду деятельности;
- приемами объяснения и
демонстрации основных и вспомогательных элементов.
- техникой безопасности при
занятиях базовыми видами двигательной деятельности;
- знаниями о требованиях к
спортивному оборудованию для занятий физической культурой и спортом и
предупреждение травматизма.
знать:
- специальную терминологию
адаптивной физической культуры;
-содержание, формы и методы
адаптивного физического воспитания;
-закономерности восстановления
нарушенных или временно утраченных функций организма человека в процессе
воспитания;
- характеристику наиболее типичных
нозологических форм, видов инвалидности, различных возрастных и гендрных
групп, лиц с отклонениями в состоянии здоровья: компенсаторные возможности
оставшихся после болезни или травмы функций организма человека для учета в
организации воспитательного процесса;
- возможности приспособления
внешней среды для реализации основных видов жизнедеятельности человека с
отклонениями в состоянии здоровья;
- закономерности развития
различных видов заболеваний и поражений организма человека, вторичных
отклонений, обусловленных основным заболеванием, сопутствующих основному
дефекту заболеваний и поражений для осуществления воспитательного процесса.
уметь:
- определять цели и задачи
воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- планировать воспитательную работу
с лицами с ограниченными возможностями здоровья;
-способствовать развитию
психических и физических качеств занимающихся с учетом сенситивных периодов
развития их функций, этиологии и патогенеза заболеваний;
- формировать у занимающихся
социально-значимые потребности, ценностные ориентации, проводить профилактику
негативных социальных явлений;
- формировать ценности адаптивной
физической культуры, здорового образа жизни.
владеть:
- средствами, методами, приемами,
техническими средствами и тренажерами для осуществления когнитивного и
двигательного (моторного) бучения, воспитания и развития (тренировки) лиц с
ограниченными возможностями здоровья;
- способами планирования
воспитательной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья
знать:
- историю, закономерности,
принципы, функции, средства и методы отечественной и зарубежной систем
адаптивной физической культуры, их роль и место в общей системе физической
культуры;
- отечественный и зарубежный опыт
адаптивной физической культуры;
- морфофункциональные, социально-
психологические особенности занимающихся, в том числе лиц с отклонениями в
состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и гендерных
групп;
-потребности человека, в том
числе с отклонениями в состоянии здоровья;
- основы теории образовательной,
воспитательной, развивающей (тренировочной) деятельностей, их особенности в
процессе реализации реабилитационных, компенсаторных, профилактических
мероприятий в различных видах адаптивной физической культуры;
- структуру и основу теории
организационно-управленческой и
научно-исследовательской
деятельности;
- психолого-педагогические
особенности профессионального общения;
- актуальные проблемы в сфере
адаптивной физической культуры.
уметь:
- формировать у лиц с отклонениями
в состоянии здоровья способы самообразования в сфере адаптивной физической
культуры;
- использовать передовой опыт
Образовательной деятельности;
- воплощать в жизнь задачи
развивающего обучения, осуществлять простейшие приемы психотерапии по
профилактике и (или) устранению психологических комплексов болезни и
инвалидности; проводить научные исследования, обработку результатов, анализ
полученных данных; - планировать и проводить соревнования по адаптивному
спорту с учетом медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной
классификацией спортсменов;
- обучать их двигательным
действиям, определить цели и задачи занятий для гармоничного развития
личности, укрепления здоровья, физической реабилитации;
- применять средства и методы для
осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценивать
состояние занимающихся.
владеть:
-методами, приемами проведения
комплексов физических упражнений,
- способами применения физических
факторов воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья с целью восстановления
у них нарушенных или временно утраченных функций, развития оставшихся
функций,
- приемами предупреждения
прогрессирования основного заболевания; возможности появления и (или)
прогрессирования сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных
(провоцируемых) основным дефектом.
знать:
- специальную терминологию
адаптивной физической культуры;
- характеристику различных методик
адаптивной физической культуры;
- технику безопасности при
занятиях адаптивной физической культурой;
- классификацию методик адаптивной
физической культуры;
- цели и задачи различных методик
применения физических упражнений для инвалидов различных категорий.
- методику занятий с
детьми-инвалидами; методику занятий с детьми-инвалидами с поражениями
опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с нарушениями интеллекта,
соматическими заболеваниями и комбинированными поражениями;
- методику занятий с молодыми
инвалидами;
- методику занятий с
женщинами-инвалидами;
- методику занятий с инвалидами
зрелого и пожилого возраста.
уметь:
- обучить лиц с отклонениями в
состоянии здоровья знаниями и способами воздействия на физические
характеристики в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической
культуры;
-- методиками определения уровня
физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья занимающихся
физической культурой и спортом.
владеть
- способами работы в
междисциплинарной команде специалистов, реализующих процесс восстановления,
компенсации и профилактики лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- методами измерения и оценки физического
развития, функциональной подготовленности,психического состояния лиц с
ограниченными возможностями здоровья;
- методами коррекции программ
воздействия на занимающихся;
- способами обеспечения условий
для наиболее полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных
нарушением или временной утратой функций организма человека;
- способами организации
оздоровительных тренировок как основной формы организации занятий с
инвалидами.
знать:
- основы психологии физической
культуры и спорта, взаимосвязь физического, психомоторного и психического
развития;
- ценностные ориентации,
направленность личности, мотивацию, установки, убеждения, закономерности
развития физических качеств и формирования двигательных умений у лиц с
ограниченными возможностями здоровья;
- психологические, социально-
психологические закономерности развития физических качеств и двигательных
умений у субъектов физкультурно-спортивной деятельности;
- психические особенности людей
разного возраста и пола с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся
физической культурой и спортом;
- социально-психические
особенности групп людей, спортивных команд;
- психологические основы
организации учебно-воспитательной и тренировочной работы, массовых физкультурно-оздоровительных,
спортивных занятий с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- психолого – педагогические
особенности профессионального общения.
- взаимодействие биологического,
социального и аномального в человеке, структуру дефекта и диалектическую
взаимосвязь между его подструктурами;
- особенности психического развития
детей разного возраста;
- социальные и психологические
факторы влияющие на развитие ребенка;
- основы сурдопсихологии,
тифлопсихологии, олигофренопсихологии; психология лиц с двигательными
нарушениями; психология лиц с выраженными речевыми расстройствами.
уметь:
- устанавливать взаимодействие и
межличностные отношения с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья
- с позиций достижений
психолого-педагогической науки и передовой практики изучать коллектив и
индивидуальные особенности занимающихся адаптивной физической культурой и
спортом и использовать полученную информацию при построении и планировании
занятий.
владеть:
- приемами оценивания уровня общей
и специальной работоспособности занимающихся адаптивной физической культурой
и спортом с помощью комплекса тестов и на основе этого вносить коррективы в
тренировочный процесс;
- способами диагностики
особенностей восприятия обучающимися ценностно-смыслового значения
физкультурно-спортивных занятий и подбора оптимальных вариантов решения
актуальных педагогических задач.
- знаниями о специфических
проблемах развития в разных возрастных группах;
- способами изучения
компенсаторных возможностей психики ребенка с нарушенным слуха, зрения,
интеллекта, нарушениями в двигательной сфере; умственной отсталостью, причин,
форм;
- методами диагностики отклонений
в развитии.
знать:
- цели и задачи, методологию и
историю отечественной дефектологии;
- содержание обучения и воспитания
лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- принципы дидактики и методы
обучения лиц с недостатками в развитии;
- достижения отечественной
специальной педагогики и перспективы ее развития;
- систему учреждений по обучению,
воспитанию и содержанию лиц с психическими и физическими недостатками, их
основные задачи;
- особенности
социально-психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями
здоровья, их интеграция в обществе;
- основы сурдопедагогики,
тифлопедагогики, олигофренопедагогики, дидактики, обучения и воспитания лиц
со сложными дефектами и поражениями опорно-двигательного аппарата;
- социальную сущность и
педагогические
процессы воспитания и гармоничного
развития личности средствами физической культуры и спорта;
- основные методы проведения
педагогического контроля за физическим развитием занимающихся физической
культурой и спортом;
- сущностные характеристики
научно- методической деятельности;
- психопедагогические средства и
способы организации и управления индивидом, группой людей, командой, имеющих
ограниченные возможности здоровья;
- педагогические основы
организации учебно-воспитательной и тренировочной работы, массовых
физкультурно-оздоровительных занятий для лиц, имеющих ограниченные
возможности здоровья.
уметь:
- организовывать и проводить
научные исследования в сфере адаптивной физической культуры;
- определять целесообразные методы
и приемы воздействия на лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья. В
процессе занятий физической культурой и спортом;
- устанавливать контакт с лицами,
имеющими ограниченные возможности здоровья для успешной интеграции их в
общество посредством занятий физической культурой и спортом.
владеть:
- навыками организации физкультурно-оздоровительных
и спортивных мероприятий для разного контингента населения, в том числе для
лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья;
- образной и эмоциональной речью
как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом;
- системой знаний о современных
адаптивных технологиях воспитания, обучения и развития лиц, имеющих
ограниченные возможности здоровья.
знать:
- основные требования,
предъявляемые к профессиональной деятельности и личности специалиста в
области адаптивной физической культуры и спорта;
- нормативно-правовую базу в сфере
адаптивной физической культуры и спорта;
- основные документы,
регламентирующие профессиональную деятельность в сфере физической культуры и
спорта;
- правовые основы деятельности
международных физкультурно-спортивных организаций; основы законодательства
Российской Федерации о физической культуре, спорте и охране здоровья.
уметь:
- применять законы, положения,
инструкции в конкретных ситуациях в сфере адаптивной физической культуры и
спорта.
владеть:
- информацией о законах РФ в
области адаптивной физической культуры и спорта и постановлениях государственных
органов управления физической культурой и спортом;
- способами оказания правовой
помощи организаторам и занимающимся адаптивной физической культурой и
спортом.
- способами правового
регулирования создания и организации деятельности государственных
организаций, общественных объединений, коммерческих организаций
физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
|