|
Преодоление последствий посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий, п...
Диаграмма 5.
Результаты по
методике СМОЛ (Контрольная группа)
При сопоставлении результатов до и после проведения
психологического дебрифинга у испытуемых контрольной группы были выявлены
следующие тенденции: к снижению уровня ипохондрии, депрессии и психоастении.
Диаграмма 6.
Результаты по
методике СМОЛ (Экспериментальная группа)
Графические
методики
Диаграмма 7.
Результаты обследования с помощью
графических
методик ( контрольная группа)
Анализ результатов исследования. Все особенности больных, которые наиболее часто прослеживались в их
рисунках, представлены в диаграмме в виде средних параметров для их сравнения
до и после реабилитации.
Из диаграммы 7, контрольной группы средних значений
видно, что больным наиболее свойственны такие психоэмоциональные особенности
как тревожность, низкая самооценка и дизадаптация. Эти показатели ярко
прослеживаются в диаграмме 7, в средних значениях (76%, 76%, 73,6% -
соответственно) до реабилитации. И снижении этих показателей после реабилитации
(средние: 55%, 58%, 55%).
В свою очередь такие показатели как доверие с 7% до
19%; общительность с 7% до 22%; адаптация с до 11,6% до 26,3% возросли, что
свидетельствует о положительном эффекте СПР.
Диаграмма 8.Результаты
обследования с помощью
графических
методик (экспериментальная группа)
Анализ результатов исследования.
Все особенности больных, которые наиболее часто
прослеживались в их рисунках, представлены в таблицах в виде средних
параметров для их сравнения до и после реабилитации.
Из диаграммы 8, экспериментальной группы средних
значений видно, что больным наиболее свойственны такие психоэмоциональные
особенности как тревожность, низкая самооценка и дизадаптация. Эти показатели
ярко прослеживаются в диаграмме 8, в средних значениях (73%, 76,3%, 75% - соответственно)
до реабилитации. И снижении этих показателей после реабилитации (средние: 45%,
47,6%, 51%).
В свою очередь такие средние показатели как доверие с
7,3% до 22,6%; общительность с 9% до 25,6%; адаптация с до 11,3% до 32,3%
возросли, что свидетельствует о положительном эффекте дебрифинга стресса
критических ситуаций.
Для вычисления значимых различий использовался
t-критерий Стъюдента[69]
|
Показатель
|
К. г.
|
Э.г.
|
p
|
tкр.
|
t
|
Результат
|
Самочувствие
|
4,4
|
5,4
|
<=0,01
|
2,70
|
7,14
|
Выборки
значимо отличаются друг от друга. Выборка Э превосходит выборку К по уровню
признака.
|
Активность
|
4,6
|
5,3
|
<=0,01
|
2,70
|
4,11
|
Выборки
значимо отличаются друг от друга. Выборка Э превосходит выборку К по уровню
признака
|
Настроение
|
4,6
|
5,9
|
<=0,01
|
2,70
|
5,9
|
Выборки
значимо отличаются друг от друга. Выборка Э превосходит выборку К по уровню
признака.
|
Личностная тревожность
|
36,6
|
35,7
|
<=0,05
|
2,02
|
0,64
|
Выборки
статистически не отличаются друг от друга.
|
Реактивная тревожность
|
43
|
37,7
|
<=0,01
|
2,70
|
4,01
|
Выборки
значимо отличаются друг от друга. Выборка К превосходит выборку Э по уровню
признака.
|
Шкала
лжи (L)
|
46,5
|
44,5
|
<=0,05
|
2,02
|
0,64
|
Выборки
статистически не отличаются друг от друга
|
Достоверность (F)
|
47,4
|
47,4
|
<=0,05
|
2,02
|
4,01
|
Выборки
статистически не отличаются друг от друга
|
Коррекция
(К)
|
51,6
|
49,8
|
<=0,05
|
2,02
|
0,86
|
Выборки
статистически не отличаются друг от друга
|
Ипохондрия
(1)
|
56,7
|
50,3
|
<=0,05
|
2,02
|
0
|
Выборки
значимо отличаются друг от друга. Выборка К превосходит выборку Э по уровню
признака.
|
Депрессия
(2)
|
60,1
|
51,6
|
<=0,05
|
2,02
|
1,06
|
Выборки
значимо отличаются друг от друга. Выборка К превосходит выборку Э по уровню
признака.
|
Истерия
(3)
|
52,7
|
48,5
|
<=0,05
|
2,02
|
2,72
|
Выборки
статистически не отличаются друг от друга
|
Психопатия
(4)
|
51,5
|
48,5
|
<=0,05
|
2,02
|
0,32
|
Выборки
статистически не отличаются друг от друга
|
Паранойяльность
(6)
|
52,1
|
46,3
|
<=0,05
|
2,02
|
1,15
|
Выборки
статистически не отличаются друг от друга
|
Психоастения
(7)
|
58,2
|
47,8
|
<=0,01
|
2,70
|
3,71
|
Выборки
значимо отличаются друг от друга. Выборка К превосходит выборку Э по уровню
признака.
|
Шизоидность
(8)
|
55,5
|
51,5
|
<=0,05
|
2,02
|
0,52
|
Выборки
статистически не отличаются друг от друга
|
Гипомания
(9)
|
50,5
|
47,9
|
<=0,05
|
2,02
|
0,26
|
Выборки
статистически не отличаются друг от друга
|
Примечание: Э
– Среднее значение показателя экспериментальной
группы, К- Среднее значение показателя контрольной группы; р –вероятность
допустимой ошибки; tкр – Критическое значение t-критерия Стъюдента; t –
значение t-критерия. Результат –обсуждение полученных данных; выделенным
шрифтом обозначены показатели шкал, по которым были обнаружены статистически
значимые различия, свидетельствующие о положительной динамике в состоянии
испытуемых.
При сопоставлении полученных результатов обследования
контрольной и экспериментальной групп обнаружены статистически значимые
различия по показателям «Самочувствие», «Активность», «Настроение», что
позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитация раненых, включающая сеансы
психологического дебрифинга приводит к снижению уровня реактивной тревожности.
При сопоставлении полученных результатов обследования
контрольной и экспериментальной групп по тесту Ч.Д. Спилбергера обнаружены
статистически значимые различия по показателю «реактивная тревожность»,
что позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитация с помощью метода
психодрамы приводит к снижению уровня реактивной тревожности.
При сопоставлении результатов по тесту СМОЛ у
испытуемых контрольной и экспериментальной групп обнаружены статистически
значимые различия по показателям «ипохондрия», «депрессия» и «психоастения»,
это свидетельствуе.т о том, что использование сеансов психологического
дебрифинга в реабилитации рененых позволяет снизить уровень ипохондрии,
психоастении и депрессии.
7.
Для военнослужащих, получивших ранения и увечья в
Чеченской республике, характерно наличие таких особенностей
индивидуально-личностной сферы, как высокий уровень реактивной тревожности,
сниженное самочувствие, активность, настроение; они имеют тенденции к
депрессии, ипохондрии, агрессии; в отношении к своей болезни у комбатантов
преобладает страх стать обузой для окружающих и боязнь их неблагожелательного
отношения к себе; тревожная мнительность относительно успеха протезирования и
реабилитации.
8.
После проведения сеансов психологического дебрифинга снизился уровень тревожности,
агрессивности, эмоционального дискомфорта; повысились активность и настроение,
улучшилось самочувствие; выявились тенденции снижению уровня ипохондрии и
депрессии. После сеансов увеличилось количество испытуемых, имеющих гармоничный
тип отношения к болезни.
9.
Психологическое дебрифинг
является эффективным способом социально – психологической реабилитации
военнослужащих получивших ранения и увечья в Чеченской республике.
10.
Методика проведения психологического дебрифинга может быть использована практикующими психологами в любом
учреждении медико–психолого-социальной реабилитации участников боевых действий.
Социально-психологическая реабилитация является одним
из необходимых компонентов медицинской реабилитации военнослужащих, получивших
ранения и увечья в ходе боевых действий.
Дебрифинг стресса критических инцидентов является
одним из методов групповой психокоррекции социально-психологической
реабилитации. Проведенное на базе 6 Центрального военного клинического
госпиталя - Всеармейского реабилитационного центра исследование эффективности
использования метода психологического дебрифинга в социально –психологической
реабилитации военнослужащих, получивших ранения в Чеченской республике
показало, что метод психологического дебрифинга позволяет глубоко изучить и
выявить у обследуемых психические травмы и провести их коррекцию, в условиях многопрофильного
реабилитационного центра. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Поскольку раненые находятся на лечении в госпитале
длительный период, имелась возможность оценить эффективность применения метода
психологического дебрифинга через шесть месяцев после первичного обследования.
В целом результаты обследования позволяют говорить о
том, что, эмоционально пережив и осознав психотравмирующие события из своего
прошлого и их причины, раненые во многом излечивают свои психические травмы.
После проведения сеансов ПД у раненыхснизился уровень эмоционального
дискомфорта тревожности и агрессивности; повысились активность и настроение,
улучшилось самочувствие; снизились тенденции к депрессии, ипохондрии.
Участие раненых в сеансах психологического дебрифинга
позволяет психологам решить следующие задачи психокоррекционной программы:
оказать помощь раненым в осознании и эмоциональном отреагировании психотравмирующего
опыта, преодолеть имеющиеся психические травмы, внутриличностные конфликты,
уровень адекватности самовосприятия и самооценки, изменить; снизить уровень
личностной тревожности, психической напряженности, эмоциональной неустойчивости
и неуверенности в себе в трудных жизненных ситуациях.
Осознание и эмоциональное отреагирование ранеными
военнослужащими психотравмирующего опыта позволяет им быстрее и эффективнее
проходить курс лечения и реабилитации в госпитале и адаптироваться к будущей
жизни.
Таким образом, исцеляющее воздействие
психологического дебрифинга как метода психокоррекции во многом связано с тем,
что психологическая правда человека предъявляется им в ситуации эмоционального
и рационального принятия другим, в условиях, пробуждающих его
откровенность. Все это способствует личностному росту, укрепляют надежду
на изменения, стимулируют ответственность за свою жизнь и принимаемые
решения, оказывают положительное воздействие на индивидуально-психологические
особенности личности военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых
действий.
1.
Абдурахманов Р.А. Психологические трудности в
общении, их коррекция у ветеранов боевых действий в Афганистане. Дисс…
канд. психол. наук. – М.: ВПА, 1994. – 223 с.
2.
Актуальные проблемы медицинской реабилитации:
Сборник научных трудов / Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. –
Т.3. – М.: Изд. 6 ЦВКГ МО РФ,1998. – 281 с.
3.
Александровский Ю. А. Пограничные психические
расстройства. — М.: Медицина, 1993. - 400 с.
4.
Александровский Ю. А., Лобастов О. С., Спивак Л.
И., Щукин В. П. Психогении в экстремальных условиях — М.: Медицина, 1991. — 96
с.
5.
Барц Э. Игра в глубокое: введение в юнгиансую
психодраму / Пер. с нем. К.Б. Кузьминой. – М.: Класс, 1997. – 137 с.
6.
Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А.
Психическая травма (к современному пониманию ее природы и общих принципов ее
психотерапии): Руководство по психотерапии под ред. Рожнова В.Е. Ташкент,
Медицина, 1979. – 192 с.
7.
Березовец В.В. Социально – психологическая
реабилитация ветеранов. Дисс. … канд. психол. наук, М.,1997. – 165 с.
8. Белинский А.В., Иванов В.Н., Голов Ю.С., Лямин М.В. Результаты
медико-психологической реабилитации участников боевых действий // Актуальные
проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под редакцией
Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. – Т. 3. – М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ,
1998. – 281 с.
9.
Боченков А. А. Основные принципы и положения
системы психофизиологической реабилитации пострадавших // Вопр. психологии и
физиологии труда корабельных специалистов: Материалы и тезисы докладов 2-й
научно-практической конференции врачей-психофизиологов ВМФ. — СПб.: ВМФ, 1992.
— 211 с.
10.
Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии: Учебное пособие
для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Социальная
педагогика». – М.: Алетейа; Киев: Ника – Цент, 1999. – 317 с.
11.
Василюк Ф.Е. Психотехника переживания, М., 1994. –
23 с
12.
Голов Ю.С., Иванов В.Н., Белинский А.В. Оценка
эффективности мероприятий медико-психологической реабилитации в госпитальных
условиях // Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных
трудов / Под редакцией Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. – Т. 3. – М.:
Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. – 281 с.
13.
Групповая психотерапия / Под. Ред. Б.Д.
Карвасарского, С. Ледера. – М.: Медицина, 1990. – 384 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|
|