бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Преодоление последствий посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий, п... бесплатно рефераты

Диаграмма 5.

Результаты по методике СМОЛ (Контрольная группа)

При сопоставлении  результатов до и после проведения психологического дебрифинга у испытуемых контрольной группы были выявлены следующие тенденции: к снижению уровня ипохондрии, депрессии и психоастении.

Диаграмма 6.

Результаты по методике СМОЛ (Экспериментальная группа)

Графические методики

Диаграмма 7. Результаты обследования с помощью

графических методик ( контрольная группа)

Анализ результатов исследования. Все особенности больных, которые наиболее часто прослеживались в их рисунках, представлены в диаграмме в виде средних параметров для их сравнения до и после реабилитации.

Из диаграммы 7, контрольной группы средних значений видно, что больным наиболее свойственны такие психоэмоциональные особенности как тревожность, низкая самооценка и дизадаптация. Эти показатели ярко прослеживаются в  диаграмме 7, в средних значениях (76%, 76%, 73,6% - соответственно) до реабилитации. И снижении этих показателей после реабилитации (средние: 55%, 58%, 55%).

В свою очередь такие показатели как доверие с 7% до 19%; общительность с 7% до 22%; адаптация с до 11,6%  до 26,3% возросли, что свидетельствует о положительном эффекте СПР.

Диаграмма 8.Результаты обследования с помощью

графических методик (экспериментальная группа)

Анализ результатов исследования.

Все особенности больных, которые наиболее часто прослеживались в их рисунках, представлены в таблицах в виде  средних параметров для их сравнения до и после реабилитации.

Из диаграммы 8, экспериментальной группы средних значений видно, что больным наиболее свойственны такие психоэмоциональные особенности как тревожность, низкая самооценка и дизадаптация. Эти показатели ярко прослеживаются в  диаграмме 8, в средних значениях (73%, 76,3%, 75% - соответственно) до реабилитации. И снижении этих показателей после реабилитации (средние: 45%, 47,6%, 51%).

В свою очередь такие средние показатели как доверие с 7,3% до 22,6%; общительность с 9% до 25,6%; адаптация с до 11,3%  до 32,3% возросли, что свидетельствует о положительном эффекте дебрифинга стресса критических ситуаций.

Статистический анализ результатов обследования испытуемых контрольной и экспериментальной групп после прохождения реабилитации

Для вычисления значимых различий использовался t-критерий Стъюдента[69]

Показатель

К. г.

Э.г.

p

tкр.

t

Результат

Самочувствие

4,4

5,4

<=0,01

2,70

7,14

Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка Э превосходит выборку К по уровню признака.

Активность

4,6

5,3

<=0,01

2,70

4,11

Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка Э превосходит выборку К по уровню признака

Настроение

4,6

5,9

<=0,01

2,70

5,9

Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка Э превосходит выборку К по уровню признака.

Личностная тревожность

36,6

35,7

<=0,05

2,02

0,64

Выборки статистически не отличаются друг от друга.

Реактивная тревожность

43

37,7

<=0,01

2,70

4,01

Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка К превосходит выборку Э по уровню признака.

Шкала лжи (L)

46,5

44,5

<=0,05

2,02

0,64

Выборки статистически не отличаются друг от друга

Достоверность (F)

47,4

47,4

<=0,05

2,02

4,01

Выборки статистически не отличаются друг от друга

Коррекция (К)

51,6

49,8

<=0,05

2,02

0,86

Выборки статистически не отличаются друг от друга

Ипохондрия (1)

56,7

50,3

<=0,05

2,02

0

Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка К превосходит выборку Э по уровню признака.

Депрессия (2)

60,1

51,6

<=0,05

2,02

1,06

Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка К превосходит выборку Э по уровню признака.

Истерия (3)

52,7

48,5

<=0,05

2,02

2,72

Выборки статистически не отличаются друг от друга

Психопатия (4)

51,5

48,5

<=0,05

2,02

0,32

Выборки статистически не отличаются друг от друга

Паранойяльность (6)

52,1

46,3

<=0,05

2,02

1,15

Выборки статистически не отличаются друг от друга

Психоастения (7)

58,2

47,8

<=0,01

2,70

3,71

Выборки значимо отличаются друг от друга. Выборка К превосходит выборку Э по уровню признака.

Шизоидность (8)

55,5

51,5

<=0,05

2,02

0,52

Выборки статистически не отличаются друг от друга

Гипомания (9)

50,5

47,9

<=0,05

2,02

0,26

Выборки статистически не отличаются друг от друга

Примечание: Э – Среднее значение показателя экспериментальной группы, К- Среднее значение показателя контрольной группы;  р –вероятность допустимой ошибки; tкр – Критическое значение t-критерия Стъюдента; t – значение t-критерия. Результат –обсуждение полученных данных; выделенным шрифтом обозначены показатели шкал, по которым были обнаружены статистически значимые различия, свидетельствующие о положительной динамике в состоянии испытуемых.

При сопоставлении полученных результатов обследования контрольной и экспериментальной групп обнаружены статистически значимые различия по показателям «Самочувствие», «Активность», «Настроение», что позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитация раненых, включающая сеансы психологического дебрифинга приводит к  снижению уровня реактивной тревожности.

При сопоставлении полученных результатов обследования контрольной и экспериментальной групп  по тесту Ч.Д. Спилбергера обнаружены статистически значимые различия по показателю «реактивная тревожность», что позволяет нам сделать вывод о том, что реабилитация с помощью метода психодрамы приводит к  снижению уровня реактивной тревожности.

При сопоставлении результатов по тесту СМОЛ у испытуемых контрольной и экспериментальной групп обнаружены статистически значимые различия по показателям «ипохондрия», «депрессия» и «психоастения», это свидетельствуе.т о том, что использование сеансов психологического дебрифинга в реабилитации рененых позволяет снизить уровень ипохондрии, психоастении и депрессии.

Выводы по 2 главе:

7.     Для военнослужащих, получивших ранения и увечья в Чеченской республике, характерно наличие таких  особенностей индивидуально-личностной сферы, как высокий уровень реактивной тревожности, сниженное самочувствие, активность, настроение; они имеют тенденции к депрессии, ипохондрии, агрессии; в отношении к своей болезни у комбатантов преобладает страх стать обузой для окружающих и боязнь их неблагожелательного отношения  к себе; тревожная мнительность относительно успеха протезирования и реабилитации.

8.     После проведения сеансов психологического дебрифинга снизился уровень тревожности, агрессивности, эмоционального дискомфорта; повысились активность и настроение, улучшилось самочувствие; выявились тенденции снижению уровня ипохондрии и депрессии. После сеансов увеличилось количество испытуемых, имеющих гармоничный тип отношения к болезни.

9.     Психологическое дебрифинг является эффективным способом социально – психологической реабилитации военнослужащих получивших ранения и увечья в Чеченской республике.

10. Методика проведения психологического дебрифинга может быть использована практикующими психологами в любом учреждении медико–психолого-социальной реабилитации участников боевых действий.

Заключение

Социально-психологическая реабилитация является одним из необходимых компонентов медицинской реабилитации военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий.

Дебрифинг стресса критических инцидентов является одним из методов групповой психокоррекции социально-психологической реабилитации. Проведенное на базе 6 Центрального военного клинического госпиталя  - Всеармейского реабилитационного центра исследование эффективности использования метода психологического дебрифинга в социально –психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения в Чеченской республике показало, что метод психологического дебрифинга позволяет глубоко изучить и выявить у обследуемых психические травмы и провести их коррекцию, в условиях многопрофильного реабилитационного центра. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Поскольку раненые находятся на лечении в госпитале длительный период, имелась возможность оценить эффективность применения метода психологического дебрифинга через шесть месяцев после первичного обследования.

В целом  результаты обследования позволяют говорить о том,  что, эмоционально пережив и осознав психотравмирующие  события  из своего прошлого и их причины, раненые во многом излечивают свои психические травмы. После проведения сеансов ПД у раненыхснизился уровень эмоционального дискомфорта тревожности и агрессивности; повысились активность и настроение, улучшилось самочувствие; снизились тенденции к депрессии, ипохондрии.

Участие раненых в сеансах психологического дебрифинга  позволяет психологам решить следующие задачи психокоррекционной программы: оказать помощь раненым в осознании и эмоциональном отреагировании психотравмирующего опыта, преодолеть имеющиеся психические травмы, внутриличностные конфликты, уровень адекватности  самовосприятия и самооценки, изменить; снизить уровень личностной тревожности, психической напряженности, эмоциональной неустойчивости и неуверенности в  себе  в трудных жизненных ситуациях.

Осознание и эмоциональное отреагирование ранеными военнослужащими психотравмирующего опыта позволяет им быстрее и эффективнее проходить курс лечения и  реабилитации  в госпитале и адаптироваться к будущей жизни.

Таким образом, исцеляющее воздействие психологического дебрифинга как метода психокоррекции во многом связано с тем,  что психологическая правда человека предъявляется им в ситуации эмоционального и рационального принятия другим, в  условиях,  пробуждающих  его откровенность.  Все это способствует личностному  росту,  укрепляют  надежду  на   изменения,   стимулируют ответственность   за  свою жизнь и принимаемые решения, оказывают положительное воздействие на индивидуально-психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения и увечья в ходе боевых действий.

Список литературы.

1.     Абдурахманов Р.А.  Психологические  трудности  в  общении,  их коррекция  у  ветеранов боевых  действий в Афганистане.  Дисс… канд. психол. наук. – М.: ВПА, 1994. – 223 с.

2.     Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под ред. Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. – Т.3. – М.: Изд. 6 ЦВКГ МО РФ,1998. – 281 с.

3.     Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М.: Медицина, 1993. - 400 с.

4.     Александровский Ю. А., Лобастов О. С., Спивак Л. И., Щукин В. П. Психогении в экстремальных условиях — М.: Медицина, 1991. — 96 с.

5.     Барц Э. Игра в глубокое: введение в юнгиансую психодраму / Пер. с нем. К.Б. Кузьминой. – М.: Класс, 1997. – 137 с.

6.     Бассин Ф.В.,  Рожнов В.Е.,  Рожнова М.А. Психическая травма (к современному пониманию ее природы и общих принципов ее психотерапии): Руководство по психотерапии под ред. Рожнова  В.Е.  Ташкент,  Медицина, 1979. – 192 с.

7.     Березовец В.В. Социально – психологическая реабилитация ветеранов. Дисс. … канд. психол. наук, М.,1997. – 165 с.

8.     Белинский А.В., Иванов В.Н., Голов Ю.С., Лямин М.В. Результаты медико-психологической реабилитации участников боевых действий // Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под редакцией Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. – Т. 3. – М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. – 281 с.        

9.     Боченков А. А. Основные принципы и положения системы психофизиологической реабилитации пострадавших // Вопр. психологии и физиологии труда корабельных специалистов: Материалы и тезисы докладов 2-й научно-практической конференции врачей-психофизиологов ВМФ. — СПб.: ВМФ, 1992. — 211 с.

10. Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Социальная педагогика». – М.: Алетейа; Киев: Ника – Цент, 1999. – 317 с. 

11. Василюк Ф.Е. Психотехника переживания, М., 1994. – 23 с

12. Голов Ю.С., Иванов В.Н., Белинский А.В. Оценка эффективности мероприятий медико-психологической реабилитации в госпитальных условиях // Актуальные проблемы медицинской реабилитации: Сборник научных трудов / Под редакцией Иванова В.Н., Голова Ю.С., Щеголькова А.М. – Т. 3. – М.: Изд. 6 ЦВГК МО РФ, 1998. – 281 с.        

13. Групповая психотерапия / Под. Ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. – М.: Медицина, 1990. – 384 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14