Преодоление последствий посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий, п...
Настроение (сумма баллов по шкалам):
5,6,11,12,17,18,23,24,29,30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на
10. Средний балл шкалы 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном
состоянии испытуемого, оценки ниже 4 свидетельствуют об обратном. Нормальные
оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 баллов.[25]
Методика
диагностики самооценки уровня тревожности
Ч.Д.Спилбергера,
Ю.Л.Ханина.
Цель методики - самооценка
уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и
личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Личностная
тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг
ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством,
нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания,
иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо
коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и
невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Обработка и интерпретация результатов: при интерпретации результат можно оценивать так: до 30 – низкая
тревожность; 31-45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.
СМОЛ
(Стандартный многофакторный опросник личности)[26]
Опросник представляет собой сокращенный вариант ММPI,
содержит 71 вопрос, 11 шкал. Из них 3 – оценочные.
Цель методики: Первые три
оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности
результатов тестирования и величину коррекции вносимую чрезмерной осторожностью
(шкала лжи (L); шкала достоверности (F); шкала коррекции (К)).
Остальные 9 шкал являются базисными и оценивают
свойства личности (шкалы: Ипохондрии (1), Депрессии (2), Истерии (3),
Психопатии (4), Паранойяльности (6), Психоастении (7), Шизоидности (8),
Гипомании (9)[27].
Процедура обследования
является стандартной для всех опросников.
Обработка и интерпретация результатов: Высокими оценками по всем шкалам, после построения профиля личности.
Являются оценки, превышающие 70. Низкими оценками считаются оценки ниже 40.
Методика
исследования личности «Дом – дерево- человек» Дж. Бука
Целью является
исследование личности.
Суть методики заключается
в следующем. По мнению Дж. Бука по рисункам можно судить об эффективной сфере
личности, ее потребностях, уровня психосексульного развития и т.д. Автор
демонстрирует возможность теста определять уровень интеллектуального развития.
Инструкция. Обследуемому
предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем поводится опрос по
разработанному плану[28].
«Несуществующее
животное»
По своему характеру относится к числу проективных
методов. Этот тест построен на теории психомоторной связи. Для регистрации
состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики
рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа
движения, рисунка
Цель – исследование
личности. По составу данных тест ориентировочный, и поэтому как единственный
метод исследования использован быть не может. (требует объединения с другими
методами, т.е. использования в качестве батарейного инструмента исследования.
Инструкция: «Придумайте и
нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем»[29].
Под термином реабилитация большинство
исследователей подразумевают систему государственных социально-экономических,
медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других
мероприятий, направленных на предупреждение временной или стойкой утраты
трудоспособности и на скорейшее возвращение больных и инвалидов в общество и к
общественно полезному труду[30].
Проблема реабилитации не укладывается в рамках
исключительно медицинских знаний, поскольку она представляет собой систему
научной и практической деятельности, направленную на восстановление личностного
и социального статуса субъекта путем комплексного воздействия на личность с
привлечением медицинских, психологических, социальных, педагогических, правовых
и иных средств.
Медицинская реабилитация представляет собой систему мероприятий, направленных на профилактику
патологических процессов, приводящих к временной утрате трудоспособности, или
на возможно раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов в общество и к
полезному труду[31].
Под психологической реабилитацией военнослужащих, получивших травмы и ранения при выполнении
профессиональных обязанностей, следует понимать систему медико-психологических
реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление функционального
состояния организма, нормализацию эмоциональной, морально-нравственной и
мотивационной сфер, достижение оптимального уровня личностной адаптации и профессионально
важных качеств пострадавших (реконвалесцентов), обеспечивающих
военно-профессиональную работоспособность[32]. Психологическую реабилитацию проводят врачи-психофизиологи,
медицинские и социальные психологи, владеющие методами психодиагностики,
психокоррекции и психотерапии.
Психологическая реабилитация раненых должна отвечать принципам:
профессиональности, обоснованности, индивидуальности и оптимальной
длительности.
Профессиональность.
Мероприятия психофизиологической реабилитации должны проводить
врачи-психофизиологи, имеющие специальную подготовку по оценке функционального
состояния человека и владеющие метод социально-психологического изучения и
психофизиологического обследования.
Обоснованность
мероприятий психофизиологической реабилитации. Этот принцип предусматривает подбор
надежных, доступных и оптимальных методов психологической реабилитации,
проверенных многолетней практикой, которые возможно реализовать в условиях
нахождения реконвалесцента в медицинском учреждении. Методы психологической
реабилитации следует выбирать с учетом особенностей функционального состояния
соматической и психической сфер после боевой травмы и назначенной лечащим
врачом терапии.
Индивидуальность
психологической реабилитации предусматривает в процессе ее планирования и
проведения учет уровня снижения профессионально важных качеств, наличия
патохарактерологических изменений личности, восприимчивости и переносимости
реконвалесцентами различных медико-психологических методов.
Непрерывность и оптимальная длительность реабилитационных мероприятий. Психологическую реабилитацию следует
начинать с момента поступления в лечебное учреждение и продолжать до
нормализации функционального состояния и восстановления профессионально важных
качеств. Преждевременное и недостаточно обоснованное сокращение курса психологической
реабилитации, а тем более полное его прекращение, приводят к срыву ремиссии,
психологической декомпенсации, подрывают веру во врача и успех лечения.
Основные задачи
психологической реабилитации определяются характером психологического состояния,
выраженностью нервно-эмоциональных расстройств и индивидуально-личностными
особенностями раненых. Основными из них являются: [33].
·
оценка психологического состояния пострадавших,
определение качества и степени психоэмоционального расстройства;
·
определение оптимальных путей и методов
психологического воздействия, направленных на восстановление оптимальной
работоспособности;
·
формирование оптимальной психологической реакции на
течение и последствия ранения и заболевания;
·
изучение динамики психических нарушений в процессе
лечения в стационаре и пост стационарном периоде;
·
оценка физической, сенсорной и интеллектуальной
работоспособности реконвалесцентов и сопоставление их с номинальными
показателями профессиональной работоспособности;
·
коррекция психосоматического статуса методами
психотерапевтических: психофизиологических и психофармакологических
воздействий;
·
необходимости — профессиональной переориентации
·
Задачи психологической реабилитации решают
поэтапно, в соответствии со структурой реабилитационных мероприятий.
Основные этапы
психологической реабилитации[34]
1.
Диагностическим и клинико-психологическим
обследованием оценивают функциональное состояние раненых, их
психологические особенности, определяют уровень физиологических резервов
систем организма и напряжение процесса психической адаптации. На данном этапе
могут определяться степень и особенности психоэмоциональных нарушений,
отклонения и особенности познавательных психических способностей — памяти,
внимания и мышления.
2.
Лечебно-восстановительный, когда конкретизируется индивидуальный подход, основанный на наличии
психоэмоциональных нарушений индивидуума, осуществляется подбор
индивидуального психотерапевтического воздействия (рациональная психотерапия,
логотерапия, релаксирующие техники с элементами суггестии и др.). Периодически
контролируется динамика психического статуса и коррегируются лечебные
мероприятия.
3.
Социальной адаптации
(профессионально-восстановительный). На данном этапе используют специальные
тренажеры, аппаратурные и компьютерные методики для восстановления утраченных
навыков. Анализируется эффективность лечебно-восстановительных мероприятий и
определяется степень восстановления профессиональной пригодности и
работоспособности.
При реализации и применение перечисленных выше техник
был использован основной принцип – учет индивидуально-психологических
особенностей каждого раненного и соответствие их основным задачам социально-психологической
реабилитации.
В основу психокоррекционных мероприятий, применяемых в
6 ЦВКГ с ранеными легли cледующие методы социально-психологической
реабилитации: суггестивная терапия; рациональная психотерапия; гетеро- и
ауторелаксационные техники; психологическое консультирование; психоанализ;
трансактный анализ; психодрама; логотерапия, гештальт-терапия, дебрифинг
стресса критических инцидентов, и другие[35].
Рациональная психотерапия,
как метод психотерапии, основывается на разубеждении, убеждении, обращении к
разуму травмированного человека, предъявлении ему различных убедительных
фактов, доказательств, что приводит его к возможности самому делать
определенные выводы, приходить к нужным заключениям, изменяя отношение к психотравмирующей
ситуации. Включает в себя проведение в доступной форме специальных бесед с
военнослужащими, получившим психическую травму. В ходе них логически доказывается
возможность успешного лечения.
Логотерапия, как метод
психотерапии, основывается на исследовании смыслозначимых характеристик
существования раненых и на оказании им помощи в осознании смысла жизни,
осуществление которого дает лечебный эффект. Уникальный смысл жизни или выполняющие
его функцию обобщенные ценности можно найти в одной из трех сфер: творчества,
переживания и сознательного принимаемого отношения к тем обстоятельствам, кои
невозможно изменить[36].
Суггестивная психотерапия
представляет собой осуществление эмоционального влияния на психику
военнослужащего, т.е. внушение ему определенных мыслей. Воздействие на человека
осуществляется двумя способами: внушением в состоянии сна (гипноз) и внушением
в состоянии бодрствования. Внушение есть ни что иное, как целенаправленное
психическое воздействие, пассивно воспринимаемое человеком без критической
оценки. Наибольшее распространение получили такие формы внушения, как
самовнушение (саморегуляция) и аутогенная тренировка. [37]
Трудотерапия – метод психологической
реабилитации, применяемый в госпитале на этапе социальной адаптации. Также
относится к методам психологической реабилитации, так как привлечение воинов с
травмированной психикой к выполнению несложных работ и заданий, кроме развития
физической активности, ведет к формированию устойчивого положительного фона
настроения, позитивной установки к труду и служебной деятельности, способствует
ускорению адаптации военнослужащего в воинском коллективе.[38]
Эстетотерапия - лечение
прекрасным, красивым. Включает в себя библиотерапию, музыкотерапию,
натуртерапию и т.п. Физическая среда, окружающая человека (цвет; звуки; запахи;
температурные, погодные, географические факторы), оказывают мощное воздействие
на человека, меняя его психическое состояние, настроение, самочувствие и
жизненный тонус. Основная цель этого воздействия состоит в отвлечении
военнослужащего от остро переживаемых ситуаций для достижения успокоительного
эффекта, снятия нервно-эмоционального напряжения, нормализации деятельности
нервной и сердечно-сосудистой систем. В данной работе основное внимание уделено
исследованию влияния метода психологического дебрифинга на
индивидуально-личностные особенности психики военнослужащих, получивших увечья
в ходе боевых действий.[39]
Гештальт-терапия — это
направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания
человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя,
достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и
осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром, в том числе с окружающими
людьми[40].
Гештальт-терапия, представляет собой терапевтический
подход, в котором терапевт помогает клиенту достичь самоинтеграции и научиться
направлять свою энергию на развитие и самоактуализацию.
Феноменологический подход в гештальт-терапии реализуется
через то, что терапевт с уважением относится как к субъективному опыту
клиента, так и к своему субъективному личному опыту. Гештальт-терапевт не
вкладывает какого-либо определенного значения в переживания и поведение
клиента, в процессе осознавания клиент сам обнаруживает их значение.
Главная цель - достижение
возможно более полного осознания себя: своих чувств, потребностей, желаний,
телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно
полного осознания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений.
Гештальт-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому
устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутое
без достаточного осознания, не дает стойких результатов или приводит к
возникновению новых проблем на месте старых.
В результате гештальт-терапии клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение,
используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной,
избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится
устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций,
другими словами, он научается стоять на собственных ногах.
Гештальт-терапия проводится как в индивидуальной, так
и в групповой форме. Если гештальт-терапия проводится в группе, то
психотерапевт обычно работает с одним (реже с двумя) из участников. Остальные
члены группы могут идентифицироваться с «работающим» участником, оказывать ему
эмоциональную поддержку, а в некоторых случаях обеспечивать обратную связь.
С точки зрения Гештальт-терапии, только сам человек
является в конечном счете ответственным за все, что с ним происходит и за все,
что он испытывает в виде эмоций или ощущений. Иными словами сам человек
ответственен за тот выбор, который он производит, и если он выбирает быть
несчастным и жить в прошлом, то это его право и его ответственность[41]. Из этого
положения и выводится основной принцип применения методов Гештальт-терапии при
коррекции постстрессовых состояний. Основная цель психокоррекционной
интервенции заключается в изменении отношения пострадавшего к самому факту
наличия в его жизни психотравмирующей ситуации. Подобный прием давно
применяется на практике людьми, ничего не знающими о Гештальт-терапии, и
заключается в том, что человеку, побывавшему в экстремальной ситуации
предлагают сравнить ее с более тяжелыми жизненными обстоятельствами, или же
воспринимать ее как самый ужасный эпизод в своей жизни[42].
Дебрифинг стресса критических инцидентов[43] представляет собой организованное
обсуждение стресса, пережитого военнослужащими совместно при решении общей
боевой задачи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|