Преодоление последствий посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий, п...
Преодоление последствий посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий, п...
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии
Специальность: психология
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Студентки: Сидоровой М.Е.
Преодоление последствий посттравматического
стрессового расстройства
у участников боевых действий, получивших ранения
и увечья,
с помощью метода психологического дебрифинга.
Научный
руководитель: КПН, доцент,
заместитель
начальника 6 –го ЦВКГ МО РФ
Иванов
А.Л.
Работа
допущена к защите:
Зав.
Кафедрой:
Дата
представления:
Дата
защиты:
МОСКВА
2004 год.
Содержание
Введение_ 3
ГЛАВА
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОЛУЧИВШИХ РАНЕНИЯ И ИХ
УЧЕТ В СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. 8
1.1
Психологические особенности личности военнослужащих, получивших ранения при
участии в боевых действиях в Чеченской республике. 8
1.2
Основные методы психологической диагностики военнослужащих, получивших ранения. 20
1.3
Основные методы социально-психологической реабилитации раненых. 23
1.4
Метод психологического дебрифинга в комплексной системе социально-психологической
реабилитации раненых. 35
Краткие
выводы по 1 главе. 44
ГЛАВА
II. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ДЕБРИФИНГА В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОЛУЧИВШИХ БОЕВЫЕ РАНЕНИЯ. 46
2.1 Цель,
гипотеза и задачи исследования. 46
2.2.
Методика исследования. 47
2.3
Результаты исследования 55
2.4
Обсуждения результатов. 65
Выводы
по 2 главе: 72
Заключение_ 74
Список
литературы. 76
Приложение
1. 82
Приложение
2_ 83
Приложение
3. 84
Приложение
4. 85
Приложение
5. 87
Приложение6_ 89
Приложение
7_ 91
Приложение
8_ 93
Чеченская проблема - проблема нашей страны, она не
сходила с первых страниц газет, журналов практически на протяжении трех лет.
Была темой для многих программ на ТВ. Для большинства людей она так и осталась
“непонятной войной”.
При слове Чечня первое, что приходит на ум - это
ужасы, кровавые события боевых действий. Длительность их воздействия, а
также психотравмирующий характер, эмоциональное перенапряжение могут
способствовать возникновению изменений в психической деятельности
военнослужащего, которые снижают эффективность его жизнедеятельности уже в
мирных условиях, приводя к тяжелым психическим расстройствам, в том числе и
посттравматическим стрессовым расстройствам.
Актуальность. Проблема
социально-психологической реабилитации участников боевых действий особенно
актуальна сегодня, когда продолжается контртеррористическая операция Объединенной
группировки российских войск на территории Чеченской республики, в ходе которой
погибло более 10 тысяч, получили ранения более 70 тысяч, стали инвалидами около
14 тысяч военнослужащих. Масштабность этого явления в рамках российского
общества потребовала активного изучения психологических проблем ветеранов,
создания по всей стране специальных центров для оказания социальной,
психологической и медицинской помощи бывшим участникам боевых действий и
особенно тем, кто получил боевые ранения и увечья, став инвалидом.
Цель исследования: исследование
эффективности метода психологического дебрифинга в комплексной системе
социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших боевые
ранения.
Объект: социально –
психологическая реабилитация военнослужащих, пострадавших в боевых действиях на
территории Чеченской республики (в условиях 6-го ЦВКГ – Всеармейского
Реабилитационного центра.
Предмет исследования:
метод психологического дебрифинга в комплексной системе
социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших боевые
ранения.
Гипотеза: применение
метода психологического дебрифинга в комплексной системе
социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших боевые
ранения, позволяет глубоко изучить и выявить у обследуемых психические травмы,
полученные в условиях боевой обстановки и провести их коррекцию при прохождении
социально-психологической реабилитации в условиях многопрофильного
реабилитационного центра.
Задачи:
1.
Провести анализ теоретических исследований по
влиянию боевых действий на психику военнослужащих, обобщить накопленный опыт их
социально – психологической реабилитации.
2.
Раскрыть систему методов социально –
психологической реабилитации раненых.
3.
Применить психологический дебрифинг как метод
социально–психологической реабилитации военнослужащих в условиях 6 ЦВКГ.
4.
Изучить динамику личностных особенностей раненых до
и после прохождения курса реабилитации.
5.
Оценить эффективность использования метода
психологического дебрифинга в социально – психологической реабилитации
военнослужащих в условиях 6 ЦВКГ.
Методика исследования. В
соответствии с основной целью исследования и для решения поставленных задач
проведено комплексное клинико-психологическое обследование. Затем группа
испытуемых была разделена на контольную и экспеиментальную.
Составлена следующая схема социально-психологической
реабилитации 40 военнослужащих в возасте от 19 до 23 лет, поступивших в
госпиталь после ранений, полученных при выполнении служебного долга.
1.
Диагностический этап исследования:
·
комплексная психологическая диагностика на этапе
общего обследования при поступлении в госпиталь.
·
через 6 месяцев – после проведения сеансов
психологического дебрифинга.
2.
Психокоррекционный этап: применение метода
психологического дебрифинга в работе с военнослужащими.
Новизна. Сегодня
современная зарубежная и отечественная медицина и психологическая наука могут
предложить большой выбор техник и методик психотерапевтической и
психологической помощи участникам боевых действий, однако не все они применимы
в реальных условиях работы специализированных центров медико-психологической
реабилитации, поскольку недостаточно достоверно научно апробированы и изучены с
точки зрения эффективности влияния на психику участников боевых действий. В
данной работе впервые была решена задача изучения эффективности использования
метода психологического дебрифинга в реабилитации инвалидов боевых действий в
условиях Всеармейского реабилитационного центра – 6 Центрального военного
клинического госпиталя.
Основу современных подходов к диагностике и коррекции
психологических последствий войны составляет концепция отсроченных реакций на
травматический стресс (посттравматических стрессовых реакций), которая
динамично развивается в настоящее время. Про6лемы посттравматического стресса и
социально-психологической реабилитации военнослужащих, принимавших участие в
локальных боевых конфликтах занимают сегодня одно из центральных мест в
современной психологии (в связи с непрекращающимися боевыми действиями на
территории Чеченской республики в России, Афганистане и Ираке).
Метод дебрифинга стресса критических инцидентов
разработан американским психологом Дж. Митчеллом в 1983 г. для работников
«опасных профессий» (спасатели, полицейские, пожарные, военнослужащие во время
боевых действий, и др.)
6 ЦВКГ, как крупнейший в мире многопрофильный
реабилитационный центр, специализирующийся на медико-психологической
реабилитации военнослужащих, получивших ранения в период военной службы,
является главным методологическим центром военной реабилитации. Поэтому данная
работа, выполненная в рамках программы 6 ЦВКГ, имеет определенную практическую
значимость.
Практическая значимость проблемы. Выявленные особенности психологических проблем у военнослужащих,
пострадавших в боевых действиях, позволяют проводить их дифференцированную
психологическую диагностику на позднем госпитальном этапе. Описаны варианты и
формы преобладающих у комбатантов психологических проблем невротического
уровня, посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР), что дает возможность
более эффективно прогнозировать и планировать мероприятия
социально-психологической реабилитации в условиях многопрофильного госпиталя.
Установлена наибольшая зависимость тяжести
психологических проблем от длительности пребывания в боевой обстановке,
психологических особенностей личности.
Предложенная классификация нарушений
психоэмоционального состояния военнослужащих с последствиями ранений,
поступивших на восстановительное лечении в многопрофильный госпиталь, позволило
дифференцированно подходить к особенностям исследования психологического
дебрифинга.
В связи с тем, что 6 ЦВКГ является ведущим центром
реабилитации военнослужащих и их семей , на базе госпиталя работает кафедра
медицинской реабилитации Государственного института усовершенствования врачей
Министерства Обороны. То данная работа является основополагающим при
организации реабилитации во всех лечебных учреждениях Министерства Обороны на
госпитальном, санаторном и поликлиническом этапах. Данный опыт работы
используется в медицинских учреждениях силовых структур и может быть реализован
в специализированных реабилитационных центрах в системе здравоохранения РФ.
Эта модель может быть применена в гражданской системе
здравоохранения.
Данные психодиагностического обследования разных лет
показали, что уровень тревожности, депрессии и общей психопатологической
симптоматики в группе военнослужащих с ПТСР по всем шкалам оказался выше, чем
в группе без диагноза. Обследование афганских ветеранов подтведило
существование зависимости между тяжестью боевого опыта (количеством недель,
поведенных в боевой обстановке, количеством опасных боевых эпизодов и оценкой
их субъективной "стрессовости" с точки зрения угрозы для жизни и т.
д.) и развитием в последствии ПТСР[1].
Анализ структуры психических расстойств у участников
боевых действий в Чечне на позднем госпитальном этапе позволил выявить пять
групп по уровням психического здоровья в соответствии с характером и степенью
выраженности психических нарушений[2]:
1.
Без признаков психологической дезадаптации: были включены военнослужащие, не обнаружившие признаков психической
дезадаптации и не предъявлявшие при первичном обследовании в госпитале жалоб на
состояние здоовья.
2.
Военнослужащие, имеющие отдельные признаки
психической дезадаптации, раненые этой группы также не
предъявляли жалоб на состояние здоровья, но при клинико-анамнестическом
обследовании обнаруживали отдельные проявления психического неблагополучия в
виде рассеянности внимания, беспокойства за состояние собственного здоровья,
трудностей засыпания, неуверенности в будущем на фоне жалоб по поводу
последствий полученного ранения. Наблюдавшиеся проявления были расценены как
психологические стрессовые реакции, не достигавшие не только признаков
нозологических форм психических
расстойств, но и не укладывавшиеся в рамки каких-либо психопатологических синдромов.
3.
Военнослужащие, имеющие несвойственные ранее
эмоциональные и поведенческие нарушения
(раздажительность, повышенную тревожность, вспыльчивость наряду с быстрой
утомляемостью, слабостью и переживаниями по поводу полученных ранений, неустойчивое
настроение, преимущественность тенденций к его снижению).
Клинико-психопатологический анализ позволил выделить среди обследованных в этой
группе основные синдромо-комплексы: астено-депрессивный, тревожно-депрессивный,
астено-невротический, истеро-невротический, астено-ипохондический.
4.
Военнослужащие с аналогичными
психопатологическими проявлениями, наблюдавшимися в
предыдущей группе, с тем отличием, что развитие этих расстойств происходило
спустя три - четыре недели после получения ранения и поведения необходимых
мероприятий медицинской помощи, ликвидации угозы жизни. Клиническими признаками
этих расстройств являлись: наличие распознаваемого стрессоа, повторного травмирующего переживания (ночных военных кошмаров), снижение активности и ответственности в
повседневной жизни, а также специфические симптомы, не наблюдавшиеся перед травмой - чувство вины выжившего, трудность концентрации внимания, тревожность,
гиперакузия. Значительную часть больных этой группы отличали повышенная
агрессивность, конфликтность, как с
больными, так и медперсоналом, стремление обратить на себя
внимание, самовольные уходы из госпиталя, употребление
алкоголя[3].
5.
Военнослужащие с полученными непроникающими
черепно-мозговыми травмами (ЧМТ) средней и легкой тяжести, а также с затяжными
формами невротических реакций. У больных с затяжными невротическими реакциями
выявлена преимущественно астено-депрессивная и тревожно-депрессивная
симптоматика, развившаяся непосредственно в зоне боевых действий после
различных психотравмиующих переживаний[4].
Как показали результаты исследования, в комплексном
поведении меропиятий медико-психологической реабилитации нуждаются не только
лица с пограничными психическими расстойствами, но, в значительном числе
случаев, и не имеющие диагнозов (так называемые "практически
здоровые", то есть без признаков психической дезадаптации).
Психологическими последствиями участия в боевых
действиях являются психическая травма, боевой
стресс, посттравматическое стрессовое расстойство и д.
Психическая травма. Впервые психологические изменения у людей, которые пережили ту или иную
экстремальную ситуацию, катастрофу глобального (война, землетятресение,
наводнение и т.д.) или личного плана, была описана Da Costa у солдат во вемя Гажданской
войны в Амеике (1871 г.). Они были названы «синдром солдатского сердца»[5].
Психотравмиующие факторы воздействуют не только на
психику воина, но и на весь оганизм в целом. Психотравмирующие воздействия в
условиях войны имеют не только психическую, но и соматическую сторону влияния.
Страх, вызванный боевой обстановкой, подавляется ценой большого нервного
напряжения. Достигнутое равновесие нарушается дополнительным воздействием, как
правило соматического характера.
В качестве одного из последствий воздействия
стресс-факторов личностного развития рассматривается психическая травма
(ПТ). Существуют различные подходы к пониманию этого явления.
Содержание ПТ
определяется как:
1.
следы («остатки», «осадки») аффективных переживаний
(З.Фрейд);
2.
результат большого и интенсивного раздражения, от
«которого нельзя освободиться или которое нельзя переработать нормальным
способом» (З.Фрейд);
3.
прорыв гипотетического защитного покрова, который
предохраняет психику от чрезмерных раздражителей (З.Фрейд);
4.
переживание, в котором подавляется актуальное ЭГО
(С. Ферст);
5.
сильное нарушение медиаторной функции ЭГО (С.Ферст,
А.Солнит, м.Крис);
6.
изменения представления о собственной неуязвимости,
самом себе, других людях и окружающем мире (Р. Янофф-Бульман);
7.
разрушение представления о том, что окружающий мир
не опасен и наполнен смыслом, что собственная личность достойна уважения, а
другие люди достойны доверия (С.Эпштейн);
8.
нарушение психологической целостности,
сформированной в детские годы (Г.Кудлер);
9.
потеря веры в упорядоченность и размеренность
жизни;
10.
результат воздействия психотравмирующих
раздражителей, сила которых определяется значимостью патогенной информации для
данного индивида (А.М.Свядощ)[6]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|