Подготовка родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению
Варианты ответов
|
Кол-во, %
|
экспериментальная группа
|
контрольная группа
|
1.
Негативное отношение к
интегрированному обучению
2.
Положительно
3.
Затруднились ответить
|
40,16
20,04
39,8
|
41,02
20,3
38,68
|
Итого
|
100
|
100
|
Таким образом, большая часть опрошенных родителей затруднились
ответить на вопрос (38-39%). На наш взгляд, главная причина этого - низкая
информированность родителей о процессе интегрированного обучения. Негативное
отношение к процессу выразили 40-41% опрошенных, так как считают очень
проблематичным процесс интегрированного обучения детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.
Таблица 3 - Распределение
ответов родителей на вопрос: « Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок учился в массовой школе?»
Варианты ответов
|
Кол-во, %
|
экспериментальная группа
|
контрольная группа
|
1.
«Да хотим»
2.
«Не хотим»
3.
Затруднились ответить
|
29,23
30,14
40,63
|
30,02
28,31
41,67
|
Итого
|
100
|
100
|
Следовательно, большинство родителей по причине плохой
информированности о процессе интеграционного обучения не могут чётко выразить
своё отношение к нему (40-41%). 29-30% родителей выразили своё желание обучать
ребёнка в массовой школе и готовность решать возникающие в связи с этим
проблемы. Чуть меньше опрошенных не желают обучать своего ребёнка-инвалида в
массовой школе.
Таблица 4 - Распределение
ответов на вопрос: «Что может помешать интегрированному обучению?»
Варианты ответов
|
Кол-во, %
|
экспериментальная группа
|
контрольная группа
|
1.
Негативное отношение со
стороны здоровых учеников и их родителей
2.
Неподготовленность школ
к обучению детей-инвалидов
3.
Недостаток необходимых
специалистов
4.
Другое
|
50,13
20,41
15,03
14,43
|
51,23
20,04
15,82
12,91
|
Итого
|
100
|
100
|
Таким образом, большее число опрошенных основным
препятствием интегрированного обучения считают негативное отношение учеников к
ребёнку инвалиду (больше половины опрошенных родителей). Менее значима (20%)
проблема неподготовленности школ к обучению детей-инвалидов. На наш взгляд, эта
проблема станет более значимой для родителей, когда с ней столкнуться дети в
реальной ситуации, так как в этой общественной организации состоят в основном
родители детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Таблица 5 - Распределение ответов родителей на вопрос:
«Какие проблемы вы видите в ситуации интегрированного обучения?»
Варианты ответов
|
Кол-во, %
|
экспериментальная группа
|
контрольная группа
|
1.
Проблемы адаптации
2.
Проблемы общения ребёнка
инвалида со сверстниками
3.
Отсутствие специальных
условий обучения в массовых школах
4.
Недостаток специальных
педагогов
5.
Другое
|
35,03
25,21
20,34
14,02
5,13
|
34,21
25,03
20,41
14,01
6,34
|
Итого
|
100
|
100
|
Следовательно, для родителей
проблема адаптации ребёнка-инвалида является наиболее актуальной в ситуации
интегрированного обучения (от 34 до 35% опрошенных в обеих группах). На втором
месте стоит проблема общения ребёнка-инвалида со сверстниками. В качестве
«другого» родители называют: отсутствие специальных программ обучения,
психологическую неподготовленность ребёнка-инвалида к обучению в массовой школе.
Таблица 6 - Распределение
ответов родителей на вопрос: «Какую помощь вы хотели бы получить от общественных
организаций для решения проблем интегрированного обучения ?»
Варианты ответов
|
Кол-во, %
|
экспериментальная группа
|
контрольная группа
|
1.
Помощь в процессе
адаптации ребёнка-инвалида в массовую школу
2.
Помощь в преодолении
нега-тивного отношения здоровых учеников и их родителей
3.
Психологическую помощь и
поддержку родителей детей-инвалидов
4.
Затруднились ответить
|
65,24
20,56
9,62
4,58
|
64,37
20,03
10,14
5,46
|
Итого
|
100
|
100
|
Следовательно, большая часть родителей (64-65%) хотели
бы получить от общественных организаций помощь в процессе адаптации
ребёнка-инвалида в массовую школу. Меньше всего родители детей-инвалидов
нуждаются в психологической помощи и поддержке (9-10%).
Анализ
результатов анкетирования показал, что к основным проблемам интегрированного
обучения детей-инвалидов родители относят:
- низкий уровень
информированности о процессе интегрированного обучения;
- неадекватное отношение общества
к людям с особыми потребностями;
- проблемы адаптации детей с
ограниченными возможностями в массовую школу;
- психологические проблемы
общения детей-инвалидов со здоровыми сверстниками;
- недостаток в
общеобразовательных школах специальных педагогов.
В 2004 году в городе Новокуйбышевск было проведено подобное
социологическое исследование по теме «Мониторинг отношения участников
образовательного процесса к вопросу обучения детей с особыми нуждами в ДОУ и
массовых общеобразовательных школах».
Исследование выполнено по заказу Поволжского управления
Министерства образования и науки Администрации Самарской области и связано с
изучением отношения родителей, педагогов, ближайшего окружения к совместному
обучению детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся сверстников
в дошкольных образовательных учреждениях и массовых общеобразовательных школах.
Эмпирической базой проведенного анализа явились данные анкетного опроса
педагогов, учащихся и их родителей в дошкольных образовательных учреждениях и
массовых общеобразовательных школах г. Новокуйбышевска и Волжского района.
Всего было опрошено 480 человек: 200 родителей, 200
педагогов, 80 учащихся.
В ходе
проведённого исследования были получены следующие выводы:
1.
Анализ полученных в исследовании данных
позволяет говорить о том, что среди родителей, педагогов и подростков явных
противников введения интегрированного образования детей с ОВЗ практически нет: дети с ОВЗ должны расти и развиваться
вместе со здоровыми.
2. Основным условием введения
системы совместного обучения являются: дополнительное финансирование,
разработка специальных образовательных программ, дополнительная подготовка
педагогов.
3. Наиболее неприемлемыми, из всех ограничений в развитии, по мнению всех
групп опрошенных, считаются интеллектуальные нарушения.
4. Все категории родителей
находят гораздо больше положительных, чем отрицательных моментов в совместном
обучении здоровых детей и детей с ОВЗ.
Результаты
данного исследования и проводимого нами эксперимента во многом схожи.
На основе
проведённого нами анкетирования была составлена программа «Организация помощи
родителям, имеющим детей-инвалидов в решении проблем интегрированного
обучения».
Цель программы:
помощь в решении проблем интеграции, подготовка родителей детей-инвалидов к
интегрированному обучению посредством
общественных организаций.
Задачи программы:
1) познакомить родителей
детей-инвалидов с идеями философии независимой жизни для инвалидов, правами и
способами их отстаивания;
2) информировать о процессе
интегрированного обучения;
3) улучшить психологическое
состояние детей с ограниченными возможностями и их родителей;
4) способствовать более успешной
адаптации детей-инвалидов в школе;
5) содействовать формированию
позитивного общественного мнения в отношении таких детей.
Актуальность и
значимость программы.
Дети-инвалиды
должны обучатся вместе с обычными детьми. Грань между ними должна уйти в
прошлое.
Л.К. Грачёв, А.А. Дмитриев, Н.Н.
Малофеев утверждают, что одной из основных причин закрытости детей-инвалидов от
общества являются их же родители, которые, переживая за психическое состояние
своих детей, не выпускают их за пределы квартиры. Понятно, что сами дети выбор
делать не могут. У родителей возникает ощущение неуверенности, а часто и
неразрешимости проблемы образования ребенка-инвалида.
Вышеизложенное
определяет необходимость разработки программы подготовки родителей, имеющих
детей с ограниченными возможностями к интегрированному обучению.
Работа по
программе проходит по двум направлениям: работа с родителями, имеющими детей с
ограниченными возможностями школьного возраста; занятия с детьми-инвалидами.
Содержание
программы.
1. Обучающий семинар по философии
независимой жизни для родителей детей-инвалидов. В ходе семинара родители
учатся повышать свою самооценку, знакомятся со способами преодоления психологических
и физических барьеров по продвижению детей с ограниченными возможностями в
общество. Принимают участие в работе группы взаимной поддержки.
2. Информационная лекция для родителей о
процессе интегрированного обучения. Знакомство с историей развития процесса,
практикой реализации, возможными проблемами и путями их преодоления.
3. Психологический тренинг по адаптации
детей-инвалидов.
4. Занятие для детей-инвалидов,
направленное на развитие навыков общения. Тренинг «Позитивное общение».
5. Консультации психолога. Индивидуальное
и групповое решение психологических проблем детей с ограниченными возможностями
и их родителей.
Продолжительность
программы - 1 месяц (по 2 мероприятия в неделю). Мероприятия проводились только
с экспериментальной группой (15 человек). Остальные 15 родителей (контрольная
группа) в занятиях не участвовали.
После реализации
программы было проведено повторное анкетирование экспериментальной и
контрольной групп. Анализ анкетирования показал, что результаты опроса
экспериментальной группы изменились, а ответы контрольной группы остались
такими же (этап формирующего эксперимента).
Таблица 7 - Распределение
ответов родителей (после проведения программы)
Варианты ответов
|
Кол-во,% от общего числа
|
эксперимент-я
|
контрольная
|
1. Что вы знаете об
интегрированном обучении?
|
«Ничего»
«Многое»
«Всё»
Затруднились ответить
|
0
19,97
80,03
0
|
52,3
21,01
18,2
8,49
|
2. Ваше отношение к
интегрированному обучению детей-инвалидов.
|
Негативное
Положительное
Затруднились
ответить
|
0
89,64
10,36
|
41,02
20,3
38,68
|
3. Хотите ли вы,
чтобы ваш ребёнок учился в массовой школе?
|
«Да»
«Нет»
Затруднились ответить
|
80,24
0
19,76
|
30,02
28,31
41,67
|
4. Если «да», то
что, на ваш взгляд, может помешать интегрированному обучению?
|
Техническая неприспособленность школ
Недостаток необходимых специалистов
Отсутствие специальных программ
Негативное отношение со стороны здоровых учеников и их родителей
Другое
|
40,27
30,05
24,76
4,92
0
|
20,04
15,82
0
51,23
12,91
|
5. Какие проблемы
вы видите в ситуации интегрированного обучения?
|
Отсутствие специальных условий обучения в массовых школах
Недостаток специальных педагогов
Проблемы общения ребёнка-инвалида со сверстниками
Проблемы адаптации
Другое
|
50,42
39,12
10,46
0
0
|
20,41
14,01
25,03
34,21
6,34
|
6. Какую помощь вы хотели бы получить от
общественных организаций для решения проблем интегрированного обучения?
|
Регулярная психологическая помощь
Помощь в процессе адаптации ребёнка-инвалида в общеобразовательное
учреждение
Поддержка в преодолении негативного отношения здорового окружения ребёнка-инвалида
Ничего не указали
|
41,23
28,74
19,32
10,71
|
10,14
64,37
20,03
5,46
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|