бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Подготовка родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению бесплатно рефераты


Варианты ответов

Кол-во, %

экспериментальная группа

контрольная группа

1.   Негативное отношение к интегрированному обучению

2.   Положительно

3.   Затруднились ответить

40,16


20,04

39,8

41,02


20,3

38,68

Итого

100

100

Таким образом, большая часть опрошенных родителей затруднились ответить на вопрос (38-39%). На наш взгляд, главная причина этого - низкая информированность родителей о процессе интегрированного обучения. Негативное отношение к процессу выразили 40-41% опрошенных, так как считают очень проблематичным процесс интегрированного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.


Таблица 3 - Распределение ответов родителей на вопрос: « Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок учился в массовой школе?»


Варианты ответов

Кол-во, %

экспериментальная группа

контрольная группа

1.      «Да хотим»

2.      «Не хотим»

3.      Затруднились ответить

29,23

30,14

40,63

30,02

28,31

41,67

Итого

100

100



Следовательно, большинство родителей по причине плохой информированности о процессе интеграционного обучения не могут чётко выразить своё отношение к нему (40-41%). 29-30% родителей выразили своё желание обучать ребёнка в массовой школе и готовность решать возникающие в связи с этим проблемы. Чуть меньше опрошенных не желают обучать своего ребёнка-инвалида в массовой школе.


Таблица 4 - Распределение ответов на вопрос: «Что может помешать интегрированному обучению?»


Варианты ответов

Кол-во, %

экспериментальная группа

контрольная группа

1.      Негативное отношение со стороны здоровых учеников и их родителей

2.      Неподготовленность школ к обучению детей-инвалидов

3.      Недостаток необходимых специалистов

4.      Другое

50,13



20,41


15,03


14,43

51,23



20,04


15,82


12,91

Итого

100

100



Таким образом, большее число опрошенных основным препятствием интегрированного обучения считают негативное отношение учеников к ребёнку инвалиду (больше половины опрошенных родителей). Менее значима (20%) проблема неподготовленности школ к обучению детей-инвалидов. На наш взгляд, эта проблема станет более значимой для родителей, когда с ней столкнуться дети в реальной ситуации, так как в этой общественной организации состоят в основном родители детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.


Таблица 5 - Распределение ответов родителей на вопрос: «Какие проблемы вы видите в ситуации интегрированного обучения?»


Варианты ответов

Кол-во, %

экспериментальная группа

контрольная группа

1.      Проблемы адаптации

2.      Проблемы общения ребёнка инвалида со сверстниками

3.      Отсутствие специальных условий обучения в массовых школах

4.      Недостаток специальных педагогов

5.      Другое

35,03

25,21


20,34



14,02


5,13

34,21

25,03


20,41


14,01


6,34

Итого

100

100


Следовательно, для родителей проблема адаптации ребёнка-инвалида является наиболее актуальной в ситуации интегрированного обучения (от 34 до 35% опрошенных в обеих группах). На втором месте стоит проблема общения ребёнка-инвалида со сверстниками. В качестве «другого» родители называют: отсутствие специальных программ обучения, психологическую неподготовленность ребёнка-инвалида к обучению в массовой школе.


Таблица 6 - Распределение ответов родителей на вопрос: «Какую помощь вы хотели бы получить от общественных организаций для решения проблем интегрированного обучения ?»


Варианты ответов

Кол-во, %

экспериментальная группа

контрольная группа

1.   Помощь в процессе адаптации ребёнка-инвалида в массовую школу

2.   Помощь в преодолении нега-тивного отношения здоровых учеников и их родителей

3.   Психологическую помощь и поддержку родителей детей-инвалидов

4.   Затруднились ответить

65,24



20,56




 

9,62

 

4,58

64,37



20,03




10,14


5,46

Итого

100

100


Следовательно, большая часть родителей (64-65%) хотели бы получить от общественных организаций помощь в процессе адаптации ребёнка-инвалида в массовую школу. Меньше всего родители детей-инвалидов нуждаются в психологической помощи и поддержке (9-10%).

Анализ результатов анкетирования показал, что к основным проблемам  интегрированного обучения детей-инвалидов родители относят:

- низкий уровень информированности о процессе интегрированного обучения;

- неадекватное отношение общества к людям с особыми потребностями;

- проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями в массовую школу;

- психологические проблемы общения детей-инвалидов со здоровыми сверстниками;

- недостаток в общеобразовательных школах специальных педагогов.

В 2004 году в городе Новокуйбышевск было проведено подобное социологическое исследование по теме «Мониторинг отношения участников образовательного процесса к вопросу обучения детей с особыми нуждами  в ДОУ и массовых общеобразовательных школах».

Исследование выполнено по заказу Поволжского управления Министерства образования и науки Администрации Самарской области и связано с изучением отношения родителей, педагогов, ближайшего окружения к совместному обучению детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся сверстников в дошкольных образовательных учреждениях и массовых общеобразовательных школах. Эмпирической базой проведенного анализа явились данные анкетного опроса педагогов, учащихся и их родителей в дошкольных образовательных учреждениях и массовых общеобразовательных школах г. Новокуйбышевска и Волжского района.

Всего было опрошено 480 человек: 200 родителей, 200 педагогов, 80 учащихся.

В ходе проведённого исследования были получены следующие выводы:

1.     Анализ полученных в исследовании данных позволяет говорить о том, что среди родителей, педагогов и подростков явных противников введения интегрированного образования детей с ОВЗ практически нет: дети с ОВЗ должны расти и развиваться вместе со здоровыми.

2.     Основным условием введения системы совместного обучения являются: дополнительное финансирование, разработка специальных образовательных программ, дополнительная подготовка педагогов.

3.     Наиболее неприемлемыми, из всех ограничений в развитии, по мнению всех групп опрошенных, считаются интеллектуальные нарушения.

4.     Все категории родителей находят гораздо больше положительных, чем отрицательных моментов в совместном обучении здоровых детей и детей с ОВЗ.

Результаты данного исследования и проводимого нами эксперимента во многом схожи.

На основе проведённого нами анкетирования была составлена программа «Организация помощи родителям, имеющим детей-инвалидов в решении проблем интегрированного обучения».

Цель программы: помощь в решении проблем интеграции, подготовка родителей детей-инвалидов    к   интегрированному   обучению   посредством

общественных организаций.

Задачи программы:

1)       познакомить родителей детей-инвалидов с идеями философии независимой жизни для инвалидов, правами и способами их отстаивания;

2)       информировать о процессе интегрированного обучения;

3)       улучшить психологическое состояние детей с ограниченными возможностями и их родителей;

4)       способствовать более успешной адаптации детей-инвалидов в школе;

5)       содействовать формированию позитивного общественного мнения в отношении таких детей.

Актуальность и значимость программы.

Дети-инвалиды должны обучатся вместе с обычными детьми. Грань между ними должна уйти в прошлое.

Л.К. Грачёв, А.А. Дмитриев, Н.Н. Малофеев утверждают, что одной из основных причин закрытости детей-инвалидов от общества являются их же родители, которые, переживая за психическое состояние своих детей, не выпускают их за пределы квартиры. Понятно, что сами дети выбор делать не могут. У родителей возникает ощущение неуверенности, а часто и неразрешимости проблемы образования ребенка-инвалида.

Вышеизложенное определяет необходимость разработки программы подготовки родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями к интегрированному обучению.

Работа по программе проходит по двум направлениям: работа с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями школьного возраста; занятия с детьми-инвалидами.

Содержание программы.

1.   Обучающий семинар по философии независимой жизни для родителей детей-инвалидов. В ходе семинара родители учатся повышать свою самооценку, знакомятся со способами преодоления психологических и физических барьеров по продвижению детей с ограниченными возможностями в общество. Принимают участие в работе группы взаимной поддержки.

2.   Информационная лекция для родителей о процессе интегрированного обучения. Знакомство с историей  развития процесса, практикой реализации, возможными проблемами и путями их преодоления.

3.   Психологический тренинг по адаптации детей-инвалидов.

4.   Занятие для детей-инвалидов, направленное на развитие навыков общения. Тренинг «Позитивное  общение».

5.   Консультации психолога. Индивидуальное и групповое решение психологических проблем детей с ограниченными возможностями и их родителей.

Продолжительность программы - 1 месяц (по 2 мероприятия в неделю). Мероприятия проводились только с экспериментальной группой (15 человек). Остальные 15 родителей (контрольная группа) в занятиях не участвовали.

После реализации программы было проведено повторное анкетирование экспериментальной и контрольной групп. Анализ анкетирования показал, что результаты опроса экспериментальной группы изменились, а ответы контрольной группы остались такими же (этап формирующего эксперимента).


Таблица 7 - Распределение ответов родителей (после проведения программы)


Варианты ответов

Кол-во,% от общего числа

эксперимент-я

контрольная

1. Что вы знаете об интегрированном обучении?

«Ничего»

 «Многое»

«Всё»

Затруднились ответить

0

19,97

80,03

0

52,3

21,01

18,2

8,49

2. Ваше отношение к интегрированному обучению детей-инвалидов.

Негативное

Положительное

Затруднились ответить

0

89,64

10,36

41,02

20,3

38,68

3. Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок учился в массовой школе?

«Да»

«Нет»

Затруднились ответить

80,24

0

19,76

30,02

28,31

41,67

4. Если «да», то что, на ваш взгляд, может помешать интегрированному обучению?

Техническая неприспособленность школ

Недостаток необходимых специалистов

Отсутствие специальных программ

Негативное отношение со стороны  здоровых учеников и их родителей

Другое

40,27

30,05

24,76

4,92

 

0

20,04

15,82

0

51,23

 

12,91


5. Какие проблемы вы видите в ситуации интегрированного обучения?

Отсутствие специальных условий обучения в массовых школах

Недостаток специальных педагогов

Проблемы общения ребёнка-инвалида со сверстниками

Проблемы адаптации

Другое

50,42

 

39,12

10,46

 

0

0

20,41

 

14,01

25,03

 

34,21

6,34

6. Какую помощь вы хотели бы получить от общественных организаций для решения проблем интегрированного обучения?

Регулярная психологическая помощь

Помощь в процессе адаптации ребёнка-инвалида в общеобразовательное учреждение

Поддержка в преодолении негативного отношения здорового окружения ребёнка-инвалида

Ничего не указали

41,23

28,74

 

 

19,32

 

 

10,71

10,14

64,37

 

 

20,03

 

 

5,46

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6