Подготовка родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению
Подготовка родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению
Содержание
Введение.....................................................................................................
|
3
|
1 глава. Комплекс социально-педагогических проблем,
связанных с инвалидностью
ребёнка......................................................
|
9
|
1.1.
Социально-педагогические
проблемы детей-инвалидов и
пути их разрешения общественными организациями...........................
|
9
|
1.2.
Проблемы
родителей детей-инвалидов, связанные с
интегрированным обучением...................................................................
|
20
|
2 глава. Решение
социально-педагогических проблем семей
детей-инвалидов общественными организациями.................................
|
36
|
2.1. Социально-педагогическое направление работы
общественных организаций Самарской области...................................
|
36
|
2.2. Результаты опытно-экспериментальной
работы.............................
|
39
|
Заключение................................................................................................
|
51
|
Список использованных источников......................................................
|
55
|
Приложение А.............................................................................................
|
58
|
Введение
Инвалиды, как
социальная категория людей, по утверждению Е. Асановой, нуждается в социально –
психологической защите, помощи, поддержке. Но важнее, когда инвалиды умеют
самостоятельно решать свои проблемы. Один из путей решения этой задачи -
развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными
учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими
структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая
является конечной целью реабилитации [35].
Л.М. Шипицина и
К. Рейсвепкван в своих работах заявили о возможности реализации интеграционных
процессов, но система образования не имеет при этом ни экономической поддержки,
ни необходимой готовности (кадровой, духовно-нравственной,
содержательно-организационной) массового образования к их осуществлению. Более
того, насильственное насаждение интеграции, закрытие специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для ускорения этого процесса и экономии средств
дискредитируют идею интеграции, затрудняют процесс освоения обществом ее
нравственных основ [25].
Готова ли массовая общеобразовательная школа принять детей с проблемами
в развитии, готов ли учитель оказать специальную психолого-педагогическую
помощь, имеются ли специалисты для этого, как психологически совместить разные
группы детей, как организовать условия для подготовки детей с ограниченными
возможностями к жизни в условиях массовой школы - эти и другие проблемы требуют
внимательного изучения и взвешенного решения. Следует учитывать при этом и
мнение родителей, которые по-разному относятся к интеграции, особенно в
принудительном ее варианте.
Н.Н Малофеев и
А.А. Дмитриев утверждают, что
основной причиной изолированности детей-инвалидов от общества являются их же
родители, которые, переживая за исход общения со здоровыми сверстниками,
ограничивают социальные контакты своих детей. У родителей возникает ощущение
неуверенности, а часто и неразрешимости проблемы обучения ребенка-инвалида в
массовой школе.
В таких ситуациях
общественные организации могут оказать помощь родителям в решении проблем,
связанных с интеграцией детей в общеобразовательные школы. Наиболее эффективен
комплексный подход, когда объединяются усилия разных специалистов и
общественных организаций.
Исследования
особенностей развития, проблем воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями
были поведены С.И. Блохиной, В.П. Козловой, А.В. Старшиновой, А.Д. Гонеевым,
Д.Н. Исаевым, В.И. Курбатовым, А.Р. Малер, Л. Никитиной, Е.И.
Холостовой, Н.М. Назаровой, И.А. Яньковой.
Проблемами интегрированного
обучения детей-инвалидов занимались: А.А. Дмитриев, И.Ю. Комаркова, Н.М. Назарова,
Л.Е. Шевчук и др.
Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко в своих работах рассматривали интеграцию как
закономерный этап развития системы специального образования [5].
Л.М. Шипицына [30] выделяет две основные формы интеграции: социальную и
педагогическую. Первая предполагает адаптацию детей с ограниченными
возможностями в общую систему социальных отношений в рамках той образовательной
среды, в которую они интегрируются. Вторая предусматривает формирование у
детей с проблемами в развитии способности к усвоению учебного материала,
определяемого общим учебным планом.
Наше общество
пока не готово к введению интегрированного обучения в систему общего
образования, поскольку не отработаны как нормативно-правовые, так и
содержательные аспекты обучения особых детей, не определены их права в
отношении получения цензового образования. Эти и другие проблемы нашли своё отражение
в исследованиях Н.Д. Шматко, К. Рейсвепкван, Н.Н. Малофеева, А.Р. Маллер,
И.Ю. Комарковой и др.
Л.М. Шипицина,
А.А. Дмитриев, В.И. Курбатов одной из основных проблем интегрированного обучения
считают нехватку специалистов в
области специальной педагогики и
специальной психологии.
Роль семьи в
процессе интеграции ребёнка-инвалида и необходимость педагогических знаний и
умений для родителей обосновали в своих работах Г.И. Бондаренко, Л.П. Боровой,
М.Д. Горячева, Л.К. Грачева, Д.Н. Исаева, И.П. Катковой, В.В. Кузнецовой.
Несмотря на
решение большого ряда проблем интегрированного обучения детей-инвалидов, вне
поля зрения исследователей остались теоретико-методологические основы
подготовки родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению посредством
общественных организаций. В связи с этим возникают противоречия между:
-
необходимостью
участия родителей в процессе комплексной реабилитации и недостаточной их
педагогической подготовленностью;
-
потребностью
участия родителей детей с ограниченными возможностями в процессе интегрированного
обучения как одном из важнейших условий его эффективности и отсутствием научно
разработанной программы обучения родителей посредством общественных
организаций.
Поиск путей
решения указанных противоречий определили актуальность исследования.
Объект нашего
исследования - процесс интеграции детей-инвалидов в общеобразовательные
учреждения.
Предмет
исследовательской работы - социально-педагогические средства подготовки родителей
детей-инвалидов к интегрированному обучению.
Цель данной
работы - разработка конкретной программы деятельности общественных
организаций для решения проблем родителей детей - инвалидов, связанных с
интегрированным обучением.
Гипотеза
исследования. В своём исследовании мы исходили из предположения, что разработка
и внедрение программ по подготовке родителей детей-инвалидов к интегрированному
обучению позволят повысить эффективность этого процесса. Процесс интегрированного
обучения детей с ограниченными возможностями должен способствовать социализации
детей-инвалидов. Этот процесс будет эффективен, если взаимодействие
общественных организаций и родителей строится на основе сотрудничества в
вопросах реабилитации детей с ограниченными возможностями и предусматривает
готовность родителей получать помощь и поддержку в решении проблем, связанных с
интегрированным обучением ребёнка-инвалида, их активное участие в процессе
повышения педагогической подготовленности посредством обучения в рамках
специальной программы.
В соответствии с
объектом, предметом, целью, гипотезой нами выделены задачи, которые определили
содержание и структуру нашего исследования в его теоретической и
экспериментальной частях:
1.
Выявить
комплекс проблем детей-инвалидов и их семей.
2.
Рассмотреть
направления работы общественных организаций с детьми в решении проблем ограниченных
возможностей.
3.
Исследовать
вопрос теории интегрированного обучения: существо проблемы и её
историко-теоретический аспект.
4.
Описать
проблемы родителей детей-инвалидов, связанные с интегрированным обучением.
5.
Разработать
и экспериментально проверить программу работы с родителями по решению проблем,
связанных с интегрированным обучением.
Методами исследования стали: изучение
педагогической литературы для исследования данной проблемы, анализ опыта работы
общественных организаций с детьми – инвалидами, анкета, эксперимент.
Практическая
значимость исследования состоит в направленности его результатов на
совершенствование процесса интегрированного обучения детей-инвалидов.
Разработанная программа подготовки родителей способствует повышению их
компетенции в вопросах интегрированного обучения детей-инвалидов, что
положительно сказывается на эффективности данного процесса.
Опыт нашей работы
может быть использован другими общественными организациями детей-инвалидов и
социальными педагогами в профессиональной деятельности.
Опытно-экспериментальная
база исследования: общественная организация детей-инвалидов «Надежда» г.
Новокуйбышевск. Анкетирование проводилось с двумя группами родителей
детей-инвалидов контрольной (15 человек) и экспериментальной (15 человек). Программа
подготовки родителей детей инвалидов к интегрированному обучению была проведена
с 15 родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
Структура работы
включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и
приложение.
Во введении
обосновывается проблема, определяется объект, предмет, цель, формулируются
гипотеза и задачи, описываются методы исследования; представляется практическая
значимость исследования; содержатся сведения о базе исследования.
В
первой главе «Комплекс социально-педагогических проблем, связанных с
инвалидностью ребёнка» осуществлён теоретический анализ проблемы и
сформулированы исходные теоретические положения исследования; описаны
социально-педагогические проблемы детей-инвалидов и пути их разрешения общественными
организациями; выявлены проблемы родителей детей-инвалидов, связанные с
интегрированным обучением.
Во второй главе
«Решение социально-педагогических проблем семей детей-инвалидов общественными
организациями» рассмотрено социально-педагогическое направление работы
общественных организаций Самарской области. Выявлены и экспериментально
обоснованы трудности родителей детей-инвалидов, связанные с интегрированным
обучением. Разработана программа подготовки родителей, имеющих детей с
ограниченными возможностями к интегрированному обучению посредством
общественных организаций.
В заключении
обобщены результаты исследования, констатируется выполнении поставленных задач,
формулируются основные выводы.
Список литературы
включает 36 наименований.
Глава 1. Комплекс
социально-педагогических проблем, связанных с инвалидностью ребёнка
1.1.
Социально-педагогические
проблемы детей-инвалидов
В соответствии с
Законом СССР "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в
СССР", принятым Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г., инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия
физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите
[2].
Инвалидность у
детей Ханжин Е.В. определяет, как существенное ограничение жизнедеятельности,
способствующее социальной дезадаптации. Инвалидность обусловлена нарушениями в
развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладением в
будущем профессиональными навыками, что не позволяет ребенку быть интегрированным
в общество [27].
Грачёв Л.К.
подчёркивает, что инвалидность следует понимать не только как физическое
состояние, но и как ограничение возможностей. В настоящее время все чаще стало
использоваться понятие "человек с ограниченными возможностями" [9].
Горячев М.Д.
утверждает, что ребенок с ограниченными возможностями должен рассматриваться,
независимо от своей дееспособности и полезности для общества, как объект
социальной помощи и защиты, ориентированных на создание ему условий для
максимально возможной его самореализации, реализации всех имеющихся
возможностей его интеграции в общество. Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде
всего, воспринять и понять его мир [8].
В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с
ограниченными возможностями жизнедеятельности выражалось в форме, манере
обращения с ними и в характере тех социальных «полок» или «ниш», которые им
отводились. Нередко эти представления можно различить во взглядах, представлениях
современных людей. Остановимся на кратком описании таких моделей [25].
В соответствии с моделью «Больной человек» лица с ограниченными
возможностями считаются больными людьми. Это означает, что человек
рассматривается как объект лечения.
Не отрицая значимости медицинского обслуживания этих людей, следует
видеть, что в контексте образовательного поля природа ограниченных
возможностей связана с затруднениями в обучении и социализации. Поэтому
образовательные программы для таких лиц должны предусматривать не только и не
столько уход и лечение, сколько обучение и развитие. Общество, полагающее, что
человек с ограниченными возможностями - это больной, может предоставить ему
только медицинскую диагностику, лечение и уход, исключая его из
образовательного процесса.
Являясь для определенного этапа развития общества прогрессивной, эта
модель стимулировала развитие научных исследований клинического изучения
причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения
отдельных заболеваний, следствием которых является ограничение возможностей
человека. Однако в современных условиях эта модель недостаточна, будучи сама по
себе ограничителем возможностей человека с особыми потребностями.
Согласно модели «Недочеловек» человек с отклонениями в развитии
рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к
животному. Следствием этого стало создание негуманных условий жизни и
применение негуманного обращения по отношению к лицам с ограниченными
возможностями. Это выражается в создании искусственных ограничений,
препятствующих взаимодействию с окружающими.
Модель «Угроза обществу» возникла благодаря существующему представлению,
что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу
обществу (умственно отсталые, глухие, лица с психическими отклонениями).
Невежество порождало мнение, что эти люди могут не только быть источником
заболеваний, но и «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный
и моральный ущерб. Вследствие этого общество предпринимало меры, чтобы
оградить себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые
учреждения призрения, часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим
режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало, либо было
недостаточным.
Модель «Объект жалости» оказывает разрушительное влияние на развитие
личности человека, на его стремление к самореализации. В рамках этой модели к
человеку с ограниченными возможностями подходят как к маленькому ребенку, который
не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда (особенно эта точка зрения
распространяется на лиц с нарушениями интеллекта). Главной задачей в такой
модели видится только защита человека с ограниченными возможностями от
«плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной
среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.
Модель «Объект обременительной благотворительности» встречается в странах
со сложными экономическими условиями, не позволяющими придерживаться
неизменно благоприятной экономической политики в отношении лиц с ограниченными
возможностями. Траты на их содержание рассматриваются как экономическое бремя,
которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|