бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Подготовка родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению бесплатно рефераты

Подготовка родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению

Содержание

Введение.....................................................................................................

3

1 глава. Комплекс социально-педагогических проблем,

связанных с инвалидностью ребёнка......................................................


9

1.1.               Социально-педагогические проблемы детей-инвалидов и

пути их разрешения общественными организациями...........................


9

1.2.               Проблемы родителей детей-инвалидов, связанные с

интегрированным обучением...................................................................


20

2 глава. Решение социально-педагогических проблем семей

детей-инвалидов общественными организациями.................................


36

2.1. Социально-педагогическое направление работы

общественных организаций Самарской области...................................


36

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы.............................

39

Заключение................................................................................................

51

Список использованных источников......................................................

55

Приложение А.............................................................................................

58


Введение


Инвалиды, как социальная категория людей, по утверждению Е. Асановой, нуждается в социально – психологической защите, помощи, поддержке. Но важнее, когда инвалиды умеют самостоятельно решать свои проблемы.  Один из путей решения этой задачи - развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации [35].

Л.М. Шипицина и К. Рейсвепкван в своих работах заявили о возможности реализации интеграци­онных процессов, но система образования не имеет при этом ни экономической поддержки, ни необходимой готовности (кадровой, духовно-нравственной, содержательно-организацион­ной) массового образования к их осуществлению. Более того, на­сильственное насаждение интеграции, закрытие специальных (кор­рекционных) образовательных учреждений для ускорения этого процесса и экономии средств дискредитируют идею интеграции, затрудняют процесс освоения обществом ее нравственных основ [25].

Готова ли массо­вая общеобразовательная школа принять детей с проблемами в развитии, готов ли учитель оказать специальную психолого-педа­гогическую помощь, имеются ли специалисты для этого, как пси­хологически совместить разные группы детей, как организовать условия для подготовки детей с ограниченными возможностями к жизни в условиях массовой школы - эти и другие проблемы тре­буют внимательного изучения и взвешенного решения. Следует учитывать при этом и мнение родителей, которые по-разному от­носятся к интеграции, особенно в принудительном ее варианте.

Н.Н Малофеев и А.А. Дмитриев  утверждают, что основной причиной изолированности детей-инвалидов от общества являются их же родители, которые, переживая за исход общения со здоровыми сверстниками, ограничивают социальные контакты своих детей. У родителей возникает ощущение неуверенности, а часто и неразрешимости проблемы обучения ребенка-инвалида в массовой школе.

В таких ситуациях общественные организации могут оказать помощь родителям в решении проблем, связанных с интеграцией детей в общеобразовательные школы. Наиболее эффективен комплексный подход, когда объединяются усилия разных специалистов и общественных организаций.

Исследования особенностей развития, проблем воспитания и обучения детей с   ограниченными  возможностями были поведены С.И. Блохиной, В.П.  Козловой,    А.В. Старшиновой,    А.Д. Гонеевым,        Д.Н. Исаевым, В.И. Курбатовым,     А.Р. Малер,     Л. Никитиной,         Е.И. Холостовой, Н.М. Назаровой, И.А. Яньковой.

Проблемами интегрированного обучения детей-инвалидов занимались: А.А. Дмитриев, И.Ю. Комаркова, Н.М. Назарова, Л.Е. Шевчук и др.

Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко в своих работах рассматривали интеграцию как закономерный этап развития сис­темы специального образования [5].

Л.М. Шипицына [30] выделяет две основные формы интегра­ции: социальную и педагогическую. Первая предполагает адаптацию детей с ограниченными возможностями в общую систему социальных отношений в рамках той образова­тельной среды, в которую они инте­грируются. Вторая предусматривает формирование у детей с проблемами в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом.

Наше общество пока не готово к вве­дению интегрированного обучения в систему общего образования, поскольку не отработаны как норматив­но-правовые, так и содержательные аспекты обучения особых детей, не определены их права в отношении получения цензового образования. Эти и другие проблемы нашли  своё  отражение  в  исследованиях  Н.Д. Шматко,  К. Рейсвепкван, Н.Н. Малофеева, А.Р. Маллер, И.Ю. Комарковой и др.

Л.М. Шипицина, А.А. Дмитриев, В.И. Курбатов   одной из основных проблем   интегрированного   обучения   считают   нехватку  специалистов  в

области специальной педагогики и специаль­ной психологии.

Роль семьи в процессе интеграции ребёнка-инвалида и необходимость педагогических знаний и умений для родителей обосновали в своих работах Г.И. Бондаренко, Л.П. Боровой, М.Д. Горячева,  Л.К. Грачева, Д.Н. Исаева, И.П. Катковой,  В.В. Кузнецовой.

 Несмотря на решение большого ряда проблем интегрированного обучения детей-инвалидов, вне поля зрения исследователей остались теоретико-методологические основы подготовки родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению посредством общественных организаций. В связи с этим возникают противоречия между:

-      необходимостью участия родителей в процессе комплексной реабилитации и недостаточной их педагогической подготовленностью;

-      потребностью участия родителей детей с ограниченными возможностями в процессе интегрированного обучения как одном из важнейших условий его эффективности и отсутствием научно разработанной программы обучения родителей посредством общественных организаций.

Поиск путей решения указанных противоречий определили актуальность исследования.

Объект нашего исследования - процесс интеграции детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения.

 Предмет исследовательской работы - социально-педагогические средства подготовки родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению.

Цель данной работы - разработка конкретной программы деятельности   общественных   организаций для решения  проблем родителей  детей - инвалидов, связанных с интегрированным обучением.

Гипотеза исследования. В своём исследовании мы исходили из предположения, что разработка и внедрение программ по подготовке родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению позволят повысить эффективность этого процесса. Процесс интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями должен способствовать социализации детей-инвалидов. Этот процесс будет эффективен, если взаимодействие общественных организаций и родителей строится на основе сотрудничества в вопросах реабилитации детей с ограниченными возможностями и предусматривает готовность родителей получать помощь и поддержку в решении проблем, связанных с интегрированным обучением ребёнка-инвалида, их активное участие в процессе повышения педагогической подготовленности посредством обучения в рамках   специальной программы.

В соответствии с объектом, предметом, целью, гипотезой нами выделены задачи, которые определили содержание и структуру нашего исследования в его теоретической и экспериментальной частях:

1.                 Выявить комплекс проблем детей-инвалидов и их семей.

2.                 Рассмотреть направления работы общественных организаций с детьми в решении проблем ограниченных возможностей.

3.                 Исследовать вопрос теории интегрированного обучения: существо проблемы и её историко-теоретический аспект.

4.                 Описать проблемы родителей детей-инвалидов, связанные с интегрированным обучением.

5.                 Разработать и экспериментально проверить программу работы с родителями по решению проблем, связанных с интегрированным обучением.

Методами исследования стали: изучение педагогической литературы для исследования данной проблемы, анализ опыта работы общественных организаций с детьми – инвалидами, анкета, эксперимент.

Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса интегрированного обучения детей-инвалидов. Разработанная программа подготовки родителей способствует повышению их компетенции в вопросах интегрированного обучения детей-инвалидов, что положительно сказывается на эффективности данного процесса.

Опыт нашей работы может быть использован другими общественными организациями детей-инвалидов и социальными педагогами в профессиональной деятельности.

Опытно-экспериментальная база исследования: общественная организация детей-инвалидов «Надежда» г. Новокуйбышевск. Анкетирование проводилось с двумя группами родителей детей-инвалидов контрольной (15 человек) и экспериментальной (15 человек). Программа подготовки родителей детей инвалидов к интегрированному обучению была проведена с 15 родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложение.

Во введении обосновывается проблема, определяется объект, предмет, цель, формулируются гипотеза и задачи, описываются методы исследования; представляется практическая значимость исследования; содержатся сведения о базе исследования.

В первой главе «Комплекс социально-педагогических проблем, связанных с инвалидностью ребёнка» осуществлён теоретический анализ проблемы и сформулированы исходные теоретические положения исследования; описаны социально-педагогические проблемы детей-инвалидов и пути их разрешения общественными организациями; выявлены проблемы родителей детей-инвалидов, связанные с интегрированным обучением.

Во второй главе «Решение социально-педагогических проблем семей детей-инвалидов общественными организациями» рассмотрено социально-педагогическое направление работы общественных организаций Самарской области. Выявлены и экспериментально обоснованы трудности родителей детей-инвалидов, связанные с интегрированным обучением. Разработана программа подготовки родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями к интегрированному обучению посредством общественных организаций.

В заключении обобщены результаты исследования, констатируется выполнении поставленных задач, формулируются основные выводы.

Список литературы включает 36 наименований.

 

Глава 1. Комплекс социально-педагогических проблем, связанных с инвалидностью ребёнка

1.1.               Социально-педагогические проблемы детей-инвалидов


В соответствии с Законом СССР "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", принятым Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г., инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите [2].

Инвалидность у детей Ханжин Е.В. определяет, как существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации. Инвалидность обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладением в будущем профессиональными навыками, что не позволяет ребенку быть интегрированным в общество [27].

Грачёв Л.К. подчёркивает, что инвалидность следует понимать не только как физическое состояние, но и как ограничение возможностей. В настоящее время все чаще стало использоваться понятие "человек с ограниченными возможностями" [9].

Горячев М.Д. утверждает, что ребенок с ограниченными возможностями должен рассматриваться, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, как объект социальной помощи и защиты, ориентированных на создание ему условий для максимально возможной его самореализации, реализации всех имеющихся возможностей его интеграции в общество. Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир [8].

В истории развития человеческой цивилизации отношение об­щества к людям с ограниченными возможностями жизнедеятель­ности выражалось в форме, манере обращения с ними и в харак­тере тех социальных «полок» или «ниш», которые им отводились. Нередко эти представления можно различить во взглядах, пред­ставлениях современных людей. Остановимся на кратком описа­нии таких моделей [25].

В соответствии с моделью «Больной человек»  лица с огра­ниченными возможностями считаются больными людьми. Это означает, что человек рассматривается как объект лечения.

Не отрицая значимости медицинского обслуживания этих лю­дей, следует видеть, что в контексте образовательного поля при­рода ограниченных возможностей связана с затруднениями в обу­чении и социализации. Поэтому образовательные программы для таких лиц должны предусматривать не только и не столько уход и лечение, сколько обучение и развитие. Общество, полагающее, что человек с ограниченными возможностями - это больной, может предоставить ему только медицинскую диагностику, лечение и уход, исключая его из образовательного процесса.

Являясь для определенного этапа развития общества прогрес­сивной, эта модель стимулировала развитие научных исследова­ний клинического изучения причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения отдель­ных заболеваний, следствием которых является ограничение воз­можностей человека. Однако в современных условиях эта модель недостаточна, будучи сама по себе ограничителем возможностей человека с особыми потребностями.

Согласно модели «Недочеловек» человек с отклонениями в развитии рассматривается как неполноценное сущест­во, приближающееся по своему уровню к животному. Следствием этого стало создание негуманных условий жизни и применение негуманного обращения по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Это выражается в создании искусственных огра­ничений, препятствующих взаимодействию с окружающими.

Модель «Угроза обществу» возникла благодаря существующему представлению, что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представ­ляют угрозу обществу (умственно отсталые, глухие, лица с психи­ческими отклонениями). Невежество порождало мнение, что эти люди могут не только быть источником заболеваний, но и «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и мораль­ный ущерб. Вследствие этого общество предпринимало меры, чтобы оградить себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало, либо было не­достаточным.

Модель «Объект жалости» оказывает разруши­тельное влияние на развитие личности человека, на его стремле­ние к самореализации. В рамках этой модели к человеку с ограни­ченными возможностями подходят как к маленькому ребенку, ко­торый не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда (особен­но эта точка зрения распространяется на лиц с нарушениями ин­теллекта). Главной задачей в такой модели видится только защита человека с ограниченными возможностями от «плохого» окру­жающего мира через обособление его от общества, создание ком­фортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образова­нии и развитии.

Модель «Объект обременительной благотворительности» встречается в странах со слож­ными экономическими условиями, не позволяющими при­держиваться неизменно благоприятной экономической политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. Траты на их содержание рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6