Подготовка родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению
В России к их числу можно отнести организацию дифференцированного
обучения учащихся общеобразовательной школы. Оно предусматривает усиление
индивидуального подхода к ребенку и учета его индивидуальных особенностей и
возможностей при выборе для него формы организации и методов образования:
учитывается состояние здоровья, готовности к школьному обучению,
психофизических и адаптационных возможностей.
На практике это реализуется в развитии системы классов, в которых
созданы щадящие условия образования и работает квалифицированный педагог,
знающий особенности работы с такими детьми. Традиционная школьная среда
корректируется в соответствии с потребностями детей, испытывающих затруднения
в обучении и адаптировании к школьной среде [36].
Часто
непреодолимым препятствием на пути к интеграции ребенка в общество, получение
им общего образования являются (Н.Н. Малофеев):
- негативное отношение
окружающих людей к ребенку с отклонениями в развитии, его интеграции;
- архитектурно-планировочная
неприспособленность учреждений социально-образовательной сферы;
- транспортные проблемы;
- отсутствие необходимых
технических средств (слуховых аппаратов или специальных дидактических средств)
[19].
Однако
многие проблемы решаемы, если имеется соответствующая законодательная база, где
были бы прописаны именно механизмы реализации социально-интеграционных
мероприятий, был бы закреплен юридически статус интегрированного ребенка и
образовательного учреждения, принявшего его. Но пока нормативно-правовые
документы подобного содержания отсутствуют [35].
С нашей
точки зрения, центральным аспектом государственной социальной политики в
области социально-правовой защиты детства должна стать ориентация на
институциализацию интегрированного образования - совместного обучения и воспитания
детей с различным уровнем развития. Получение нетипичными детьми образования в
условиях образовательных учреждений общего типа наиболее способствует
расширению круга и направленности общения ребенка с ограниченными
возможностями, стимулирует процессы его самоидентификации с обычными учащимися,
приучает к жизни в среде нормально развивающихся детей. Включенность ребенка с
отклонениями в развитии в среду обычных сверстников не только помогает
формированию у него социального каркаса, но и способствует развитию обычных
детей и подростков, формированию у них толерантного отношения к нетипичности.
Система
образования России уже является интегрированной за счет распространения практик
латентной интеграции детей с ограниченными возможностями. Несколько последних
лет в массовой школе не учится фактически ни одного здорового ребенка. У
каждого есть то или иное отклонение в развитии, заболевание. У одних, это
плоскостопие, у других - сколиоз, у третьих - близорукость, у четвертых -
задержка психического развития, у пятых - нарушения речи. Кроме того, каждый 10
учащийся имеет отклонение в физическом развитии (снижение остроты зрения,
слуха, нарушение в системе опорно-двигательного аппарата), требующее соблюдения
норм охранительного педагогического режима или реализации элементов специальных
коррекционно-развивающих технологий [14].
Наиболее
частыми причинами латентной образовательной интеграции является следующее:
а)
невыявленность отклонений в развитии ребенка;
б)
отсутствие или удаленность специального (коррекционного) образовательного
учреждения в месте проживания нетипичного ребенка;
в)
инициатива родителей, которые не хотят, чтобы ребенок обучался в коррекционной
школе;
г)
инициатива общеобразовательного учреждения, которое не "отдаёт" в
коррекционную школу слабоуспевающих учащихся, детей с задержкой психического
развития (иногда с легкой степенью умственной отсталости), что чаще всего
связано с демографическими проблемами, когда многие массовые школы не могут
набрать необходимое количество учащихся.
При латентной
интеграции, по словам Н.М. Назаровой, дети с особыми нуждами зачастую не
получают необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, для них не
создаются благоприятные условия получения образования, что приводит к появлению
у них вторичных и третичных онтогенетических нарушений [25].
При
открытой реализации практик совместного обучения и воспитания, законодательном
закреплении статуса нетипичного ребенка в образовательном учреждении общего
типа многие из настоящих проблем будут сняты. В целях оптимизации процесса
социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями, с
моей точки зрения, необходим ряд условий, прежде всего:
-
устойчивая государственная социальная политика, ориентированная на
"включение" детей с особыми нуждами в общество;
-
ограничение практик помещения нетипичных детей в интернатные учреждения; при
необходимости изъятия ребенка из семьи - помещение его на воспитание в
альтернативную или патронатную семью;
-
развитие процессов позитивной дискриминации лиц с ограниченными возможностями,
инвалидов; формирование толерантного отношения к ним в обществе;
- разработка
законодательной базы интегрированного образования.
Выводы по первой
главе.
Инвалидность у
детей - существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной
дезадаптации (Ханжин Е.В.).
Проблема
инвалидности не ограничиваются медицинским аспектом, она в гораздо большей
степени является социальной проблемой неравных возможностей.
Главная проблема
ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с
миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками, в
ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а
иногда и элементарного образования. Отсутствие достаточного круга общения приводит
к изоляции и соответственно к недостаткам развития.
Малер А.Р.
отмечает, что у детей – инвалидов часто возникают сложности в процессе
овладения той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения
этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его
взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям
Для каждой
категории детей в зависимости от их особенностей необходимо разрабатывать
методики и технологии воспитания и обучения, позволяющие активизировать
позитивные стороны их личности.
Для более
успешной адаптации ребенка-инвалида к обществу необходима социальная
реабилитация - комплекс специальных мер, направленных на восстановление
утраченных связей ребенка с социумом.
Одним из
важнейших факторов успешной социальной реабилитации детей – инвалидов является
их семья.
Семьям, имеющим
детей-инвалидов необходимы не только материальная помощь, хорошее медицинское
обслуживание и организация досуга. Главное изменить отношение родителей к
инвалидности своего ребенка, к его возможностям. Для этого необходимо
познакомить родителей с идеями философии независимой жизни, которые помогут и
им и самому ребенку быть более самостоятельными и расширить круг общения
Значительную
роль в обеспечении развития и содействия интеграции детей с ограниченными
возможностями в общество играют общественные организации.
Можно выделить следующие условия, которые необходимы для успешности
интеграции:
-
демократическое
общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личности;
-
финансовая
обеспеченность, создание адекватного ассортимента специальных образовательных
услуг и особых условий жизнедеятельности для детей с особыми образовательными
потребностями в структуре массовой общеобразовательной школы;
-
ненасильственный
характер протекания интеграционных процессов, возможность выбора, альтернативы
при наличии гарантированного перечня образовательных и коррекционных услуг,
предоставляемых системой образования общего назначения и специального
образования;
-
готовность
общества в целом, составляющих его слоев и социальных групп, отдельных людей к
интеграционным процессам, к сосуществованию и взаимодействию с людьми с
ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Часто
непреодолимым препятствием на пути к интеграции ребенка в общество, получение
им общего образования являются (Н.Н. Малофеев):
- негативное отношение
окружающих людей к ребенку с отклонениями в развитии, его интеграции;
- архитектурно-планировочная
неприспособленность учреждений социально-образовательной сферы;
- транспортные проблемы;
- отсутствие необходимых
технических средств (слуховых аппаратов или специальных дидактических средств).
Глава 2. Решение
социально-педагогических проблем семей детей-инвалидов общественными
организациями
2.1.
Социально-педагогическое
направление работы общественных организаций Самарской области
Общественные
организации - это неправительственные общественные объединения для
детей-инвалидов и их родителей, осуществляющие благотворительную, гуманитарную
и миротворческую деятельность, общей целью является содействие
самостоятельности детей-инвалидов в обществе и повышение качества их жизни.
Общественные
организации создаются и действуют в целях защиты их прав и законодательных
интересов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей, решение
задач интеграции инвалидов в общество. В них решается ряд проблем
материального, психологического и социального характера.
В Самарской
области существуют четыре общественные организации, реально занимающиеся
проблемами семей, воспитывающих детей с инвалидностью:
1.
Самарская
городская общественная организация детей-инвалидов и инвалидов детства «Парус
надежды»
Основные направления работы:
• открытие группы кратковременного пребывания на базе центра «Семья»
для детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста.
• открытие класса для детей со сложным дефектом в составе специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
• развитие добровольческого движения в ВУЗах города Самары.
• правовая и психологическая помощь родителям;
• законотворческая инициатива (взаимодействие с органами власти);
• досуговая деятельность (праздники, экскурсии);
• проектная деятельность.
Основная цель Самарской городской общественной организации «Парус
надежды» - содействие выработке и осуществлении мер по оказанию помощи
детям-инвалидам и инвалидам детства, их семьям в реализации их законодательно
установленных прав, льгот и преимуществ в получении медицинской и
фармацевтической помощи, образования, нравственной адаптации к условиям жизни.
Задачи данной
общественной организации: поднять самооценку родителей; дать возможность
родителям посмотреть на своего ребёнка с другой стороны; помочь родителям выйти
из своих проблем; помочь семьям не замкнуться в себе.
Самарская городская общественная организация «Парус надежды» проводит
набор детей в лагерь, совместно с родителями продумывают организационные
моменты по успешной адаптации детей в отряде, проведению семинарских занятий
для родителей по пониманию инвалидности. Также осуществляется обучение членов
организации в г. Москва «По подготовке к деятельности социальных
адвокатов».
За 1.5 года деятельности организации налажены контакты
с общественными организациями г. Самары, Тольятти, Москвы, Ухты,
Нижнего Новгорода, Владимира.
«Парус надежды» сотрудничает со студентами Института коррекционной
педагогики при СГПУ. Это сотрудничество помогает родителям, воспитывающим детей
с ограниченными возможностями обрести активных сторонников по формированию в
обществе адекватного отношения к людям с особыми потребностями, а у студентов в
свою очередь появилась возможность на практике осознать правильность выбора
будущей профессии.
Общественная организация «Парус надежды» осуществляет правовое
просвещение родителей и подростков. В целях профессионального самоопределения
детей-инвалидов проводится ярмарка вакансий.
2.
Самарская
городская общественная организация помощи детям-инвалидам с аутизмом и их
семьям «Остров надежды».
Основные цели работы:
• Создание специализированного Центра комплексной реабилитации для детей
с аутизмом.
• Обеспечение успешной социализации детей с аутизмом в современном
обществе;
• Создание благоприятного общественного мнения к детям с аутизмом;
• Организация психологической поддержки родителей и членов семей, имеющих
детей с аутизмом.
3.
Самарская
областная общественная организация помощи детям, страдающим
онкогемотологическими заболеваниями «Виктория».
Основные цели:
·
Защита
прав и законных интересов детей-инвалидов с онкогематологическими
заболеваниями.
·
Обеспечение
им равных с другими гражданами возможностей, осуществление благотворительной
деятельности для решения проблем лечения и профилактики заболевания,
реабилитации детей, предупреждения и снижения инвалидности, улучшения качества жизни
больного и его семьи.
4.
Самарская
региональная общественная организация инвалидов «Общество «Даун Синдром»
объединяет детей-инвалидов, инвалидов с детства с синдромом Дауна, другими
особенностями развития и их родителей.
Услуги:
·
психологическая
поддержка ребёнка и семьи;
·
помощь
юриста;
·
библиотека
специальной литературы;
·
проведение
семинаров и тренингов;
·
организация
досуга, отдыха и праздников.
Самарская региональная общественная организация инвалидов "Общество
"Даун Синдром " объединяет детей-инвалидов и инвалидов с детства с
синдромом Дауна, другими особенностями развития и их родителей.
Главная миссия организации: интеграция в общество людей с
синдромом Дауна и другими особенностями развития.
Цель организации: защита и реализация на практике основных прав людей с
инвалидностью, гарантированных международными стандартами прав человека,
Конституцией и законодательством России в Самарской области.
Как и
общественная организация «Парус надежды» «Общество «Даун Синдром» оказывает психологическую
поддержку ребёнку и его семье; предоставляет юридические услуги; проводятся
семинары и тренинги; организуется досуговая деятельность (праздники,
экскурсии).
Это организации,
объединяющие родителей, имеющих детей с особыми потребностями, и всех
неравнодушных людей, которые помогают этим детям в развитии, в интеграции в
общество, подготовке детей к взрослой жизни, чтобы в будущем они не стали
балластом для общества.
2.2. Результаты
опытно-экспериментальной работы
Нами была
разработана анкета с целью определить отношение родителей детей-инвалидов к
интегрированному обучению и выявить проблемы связанные с этим процессом.
Анкетирование проводилось в общественной организации детей с ограниченными
возможностями «Надежда» города Новокуйбышевск.
В эксперименте
одновременно участвовало две группы родителей, имеющих
детей-инвалидов: контрольная (15 человек) и
экспериментальная (15 человек).
На первом этапе
было проведено анкетирование в экспериментальной и
контрольной группах. Родителям было
предложено ответить на 6 вопросов (Приложение А).
Таблица
1 - Распределение ответов в процентах на вопрос: «Что вы знаете об
интегрированном обучении?» (этап констатирующего эксперимента)
Варианты ответов
|
Кол-во, %
|
экспериментальная группа
|
контрольная группа
|
1.
Ничего не знают об
интегрированном обучении
2.
Мало знакомы с понятием
«интегрированное обучение»
3.
Хорошо знакомы с
интегрированным обучением
4.
Затруднились ответить
|
50,04
20,3
19,1
10,56
|
52,3
21,01
18,2
8,49
|
Итого
|
100
|
100
|
Таким образом, результаты
исследования показывают, что уровень информированности родителей об
интегрированном обучении очень низок. Большая часть родителей ничего не знают
об интегрированном обучении (50-52%).
Таблица 2 - Распределение
ответов родителей на вопрос: «Ваше отношение к интегрированному обучению детей-инвалидов?»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|