бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Подготовка родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению бесплатно рефераты

В России к их числу можно отнести организацию дифференци­рованного обучения учащихся общеобразовательной школы. Оно предусматривает усиление индивидуального подхода к ребенку и учета его индивидуальных особенностей и возможностей при вы­боре для него формы организации и методов образования: учиты­вается состояние здоровья, готовности к школьному обучению, психофизических и адаптационных возможностей.

На практике это реализуется в развитии системы классов, в ко­торых созданы щадящие условия образования и работает квали­фицированный педагог, знающий особенности работы с такими детьми. Традиционная школьная среда корректируется в соответ­ствии с потребностями детей, испытывающих затруднения в обу­чении и адаптировании к школьной среде [36].

Часто непреодолимым препятствием на пути к интеграции ребенка в общество, получение им общего образования являются (Н.Н. Малофеев):

- негативное отношение окружающих людей к ребенку с отклонениями в развитии, его интеграции;

- архитектурно-планировочная неприспособленность учреждений социально-образовательной сферы;

- транспортные проблемы;

- отсутствие необходимых технических средств (слуховых аппаратов или специальных дидактических средств) [19].

Однако многие проблемы решаемы, если имеется соответствующая законодательная база, где были бы прописаны именно механизмы реализации социально-интеграционных мероприятий, был бы закреплен юридически статус интегрированного ребенка и образовательного учреждения, принявшего его. Но пока нормативно-правовые документы подобного содержания отсутствуют [35].

С нашей точки зрения, центральным аспектом государственной социальной политики в области социально-правовой защиты детства должна стать ориентация на институциализацию интегрированного образования - совместного обучения и воспитания детей с различным уровнем развития. Получение нетипичными детьми образования в условиях образовательных учреждений общего типа наиболее способствует расширению круга и направленности общения ребенка с ограниченными возможностями, стимулирует процессы его самоидентификации с обычными учащимися, приучает к жизни в среде нормально развивающихся детей. Включенность ребенка с отклонениями в развитии в среду обычных сверстников не только помогает формированию у него социального каркаса, но и способствует развитию обычных детей и подростков, формированию у них толерантного отношения к нетипичности.

Система образования России уже является интегрированной за счет распространения практик латентной интеграции детей с ограниченными возможностями. Несколько последних лет в массовой школе не учится фактически ни одного здорового ребенка. У каждого есть то или иное отклонение в развитии, заболевание. У одних, это плоскостопие, у других - сколиоз, у третьих - близорукость, у четвертых - задержка психического развития, у пятых - нарушения речи. Кроме того, каждый 10 учащийся имеет отклонение в физическом развитии (снижение остроты зрения, слуха, нарушение в системе опорно-двигательного аппарата), требующее соблюдения норм охранительного педагогического режима или реализации элементов специальных коррекционно-развивающих технологий [14].

Наиболее частыми причинами латентной образовательной интеграции является следующее:

а) невыявленность отклонений в развитии ребенка;

б) отсутствие или удаленность специального (коррекционного) образовательного учреждения в месте проживания нетипичного ребенка;

в) инициатива родителей, которые не хотят, чтобы ребенок обучался в коррекционной школе;

г) инициатива общеобразовательного учреждения, которое не "отдаёт" в коррекционную школу слабоуспевающих учащихся, детей с задержкой психического развития (иногда с легкой степенью умственной отсталости), что чаще всего связано с демографическими проблемами, когда многие массовые школы не могут набрать необходимое количество учащихся.

При латентной интеграции, по словам Н.М. Назаровой, дети с особыми нуждами зачастую не получают необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, для них не создаются благоприятные условия получения образования, что приводит к появлению у них вторичных и третичных онтогенетических нарушений [25].

При открытой реализации практик совместного обучения и воспитания, законодательном закреплении статуса нетипичного ребенка в образовательном учреждении общего типа многие из настоящих проблем будут сняты. В целях оптимизации процесса социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями, с моей точки зрения, необходим ряд условий, прежде всего:

- устойчивая государственная социальная политика, ориентированная на "включение" детей с особыми нуждами в общество;

- ограничение практик помещения нетипичных детей в интернатные учреждения; при необходимости изъятия ребенка из семьи - помещение его на воспитание в альтернативную или патронатную семью;

- развитие процессов позитивной дискриминации лиц с ограниченными возможностями, инвалидов; формирование толерантного отношения к ним в обществе;

- разработка законодательной базы интегрированного образования.

Выводы по первой главе.

Инвалидность у детей - существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации (Ханжин Е.В.).

Проблема инвалидности не ограничиваются медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Отсутствие достаточного круга общения приводит к изоляции и соответственно к недостаткам развития.

Малер А.Р. отмечает, что у детей – инвалидов часто возникают сложности в процессе овладения той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям

Для каждой категории детей в зависимости от их особенностей необходимо разрабатывать методики и технологии воспитания и обучения, позволяющие активизировать позитивные стороны их личности.

Для более успешной адаптации ребенка-инвалида к обществу необходима социальная реабилитация - комплекс специальных мер, направленных на восстановление утраченных связей ребенка с социумом.

Одним из важнейших факторов успешной социальной реабилитации детей – инвалидов является их семья.

Семьям, имеющим детей-инвалидов необходимы не только материальная помощь, хорошее медицинское обслуживание и организация досуга. Главное изменить отношение родителей к инвалидности своего ребенка, к его возможностям. Для этого необходимо познакомить родителей с идеями философии независимой жизни, которые помогут и им и самому ребенку быть более самостоятельными и расширить круг общения

Значительную роль  в обеспечении развития и содействия интеграции детей с ограниченными возможностями в общество играют общественные организации.

Можно выделить следующие условия, которые необходимы для успешности интеграции:

- демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личности;

- финансовая обеспеченность, создание адекватного ассорти­мента специальных образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности для детей с особыми образовательными по­требностями в структуре массовой общеобразовательной школы;

- ненасильственный характер протекания интеграционных про­цессов, возможность выбора, альтернативы при наличии гаран­тированного перечня образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых системой образования общего назначения и специального образования;

- готовность общества в целом, составляющих его слоев и соци­альных групп, отдельных людей к интеграционным процессам, к сосуществованию и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Часто непреодолимым препятствием на пути к интеграции ребенка в общество, получение им общего образования являются (Н.Н. Малофеев):

- негативное отношение окружающих людей к ребенку с отклонениями в развитии, его интеграции;

- архитектурно-планировочная неприспособленность учреждений социально-образовательной сферы;

- транспортные проблемы;

- отсутствие необходимых технических средств (слуховых аппаратов или специальных дидактических средств).

Глава 2. Решение социально-педагогических проблем семей детей-инвалидов общественными организациями

2.1.               Социально-педагогическое направление работы общественных организаций Самарской области


Общественные организации - это неправительственные общественные объединения для детей-инвалидов и их родителей, осуществляющие благотворительную, гуманитарную и миротворческую деятельность, общей целью является содействие самостоятельности детей-инвалидов в обществе и повышение качества их жизни.

Общественные организации создаются и действуют в целях защиты их прав и законодательных интересов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей, решение задач интеграции инвалидов в общество. В них решается ряд проблем материального, психологического и социального характера.

В Самарской области существуют четыре общественные организации, реально занимающиеся проблемами семей, воспитывающих детей с инвалидностью:

1.                      Самарская городская общественная организация детей-инвалидов и инвалидов детства «Парус надежды»

Основные направления работы:

•     открытие группы кратковременного пребывания на базе центра «Семья» для детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста.

•    открытие класса для детей со сложным дефектом в составе специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.

•     развитие добровольческого движения в ВУЗах города Самары.

•     правовая и психологическая помощь родителям;

•     законотворческая инициатива (взаимодействие с органами власти);

•    досуговая деятельность (праздники, экскурсии);

•     проектная деятельность.

Основная цель Самарской городской общественной организации «Парус надежды» - содействие выработке и осуществлении мер по оказанию помощи детям-инвалидам и инвалидам детства, их семьям в реализации их законодательно установленных прав, льгот и преимуществ в получении медицинской и фармацевтической помощи, образования, нравственной адаптации к условиям жизни.

Задачи данной общественной организации: поднять самооценку родителей; дать возможность родителям посмотреть на своего ребёнка с другой стороны; помочь родителям выйти из своих проблем; помочь семьям не замкнуться в себе.

Самарская городская общественная организация «Парус надежды» проводит набор    детей в лагерь, совместно с родителями продумывают организационные моменты по успешной адаптации детей в отряде, проведению семинарских занятий для родителей по пониманию инвалидности. Также осуществляется обучение членов организации в   г. Москва «По подготовке к деятельности социальных    адвокатов».   

За    1.5    года   деятельности   организации   налажены   контакты   с   общественными организациями   г.   Самары,   Тольятти,   Москвы,   Ухты,   Нижнего   Новгорода,   Владимира.  

«Парус   надежды»   сотрудничает со студентами Института коррекционной педагогики при СГПУ. Это сотрудничество помогает родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями обрести активных сторонников по формированию в обществе адекватного отношения к людям с особыми потребностями, а у студентов в свою очередь появилась возможность на практике осознать правильность выбора будущей профессии.

Общественная организация «Парус надежды» осуществляет правовое просвещение родителей и подростков. В целях профессионального самоопределения детей-инвалидов проводится ярмарка вакансий.


2.                      Самарская городская общественная организация помощи детям-инвалидам с аутизмом и их семьям «Остров надежды».

Основные цели работы:

• Создание специализированного Центра комплексной реабилитации для детей с аутизмом.

• Обеспечение успешной социализации детей с аутизмом в современном обществе;

•  Создание благоприятного общественного мнения к детям с аутизмом;

• Организация психологической поддержки родителей и членов семей, имеющих детей с аутизмом.

3.                      Самарская областная общественная организация помощи детям, страдающим онкогемотологическими заболеваниями «Виктория».

Основные цели:

· Защита прав и законных интересов детей-инвалидов с онкогематологическими заболеваниями.

·                        Обеспечение им равных с другими гражданами возможностей, осуществление благотворительной деятельности для решения проблем лечения и профилактики заболевания, реабилитации детей, предупреждения и снижения инвалидности, улучшения качества жизни больного и его семьи.

4.                      Самарская региональная общественная организация инвалидов «Общество «Даун Синдром» объединяет детей-инвалидов, инвалидов с детства с синдромом Дауна, другими особенностями развития и их родителей.

Услуги:

·          психологическая поддержка ребёнка и семьи;

·          помощь юриста;

·          библиотека специальной литературы;

·          проведение семинаров и тренингов;

·          организация досуга, отдыха и праздников.

Самарская региональная общественная организация инвалидов "Общество "Даун Синдром " объединяет детей-инвалидов и инвалидов с детства с синдромом Дауна, другими особенностями развития и их родителей.

Главная миссия организации: интеграция в общество людей с синдромом Дауна и другими особенностями развития.

Цель организации: защита и реализация на практике основных прав людей с инвалидностью, гарантированных международными стандартами прав человека, Конституцией и законодательством России в Самарской области.

Как и общественная организация «Парус надежды» «Общество «Даун Синдром» оказывает  психологическую поддержку ребёнку и его семье; предоставляет юридические услуги;  проводятся семинары и тренинги; организуется досуговая деятельность (праздники, экскурсии).

Это организации, объединяющие родителей, имеющих детей с особыми потребностями, и всех неравнодушных людей, которые помогают этим детям в развитии, в интеграции в общество, подготовке детей к взрослой жизни, чтобы в будущем они не стали балластом для общества.

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы


Нами была разработана анкета с целью определить отношение родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению и выявить проблемы связанные с этим процессом. Анкетирование проводилось в общественной организации детей с ограниченными возможностями «Надежда» города Новокуйбышевск.

В эксперименте одновременно    участвовало    две    группы    родителей,     имеющих      детей-инвалидов:   контрольная   (15 человек)      и

экспериментальная (15 человек).

На первом этапе было проведено анкетирование в экспериментальной и

 контрольной группах. Родителям было предложено ответить на 6 вопросов (Приложение А).


Таблица 1 - Распределение ответов  в процентах на вопрос: «Что вы знаете об интегрированном обучении?» (этап констатирующего эксперимента)


Варианты ответов

Кол-во, %

экспериментальная группа

контрольная группа

1.   Ничего не знают об интегрированном обучении

2.   Мало знакомы с понятием «интегрированное обучение»

3.   Хорошо знакомы с интегрированным обучением

4.   Затруднились ответить

50,04


20,3


19,1


10,56

52,3


21,01


18,2


8,49

Итого

100

100


Таким образом, результаты исследования показывают, что уровень информированности родителей об интегрированном обучении очень низок. Большая часть родителей ничего не знают об интегрированном обучении (50-52%).


Таблица 2 - Распределение ответов родителей на вопрос: «Ваше отношение к интегрированному обучению детей-инвалидов?»

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6