Подготовка родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению
Модель «Развитие» предполагает наличие у лиц с ограниченными
возможностями способностей к образованию и развитию. Согласно этой модели
общество ответственно за более полное развитие ребенка с ограниченными
возможностями; обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных
для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям. Человек с
ограниченными возможностями согласно этой модели имеет те же права и
привилегии, что и все остальные члены общества: право жить, учиться, работать
в своей местности, жить в своем доме, выбирать друзей и дружить с ними, право
быть желанным членом общества, право быть таким, как все. Реализация такой
модели возможна в соответствии с принципом «нормализации».
Проблема
инвалидности не ограничиваются медицинским аспектом, она в гораздо большей
степени является социальной проблемой неравных возможностей.
Главная проблема
ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с
миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками, в
ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а
иногда и элементарного образования. Отсутствие достаточного круга общения
приводит к изоляции и соответственно к недостаткам развития. Как отмечает один
из руководителей Детского Ордена милосердия Д. Брасловский: «В 14 – 16 лет
барьер, разделяющий ребенка – инвалида и его здорового сверстника практически
непреодолим. В 7–12 лет он почти незаметен и легко преодолевается» [17]. Эта
проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является
состояние физического и психологического здоровья ребенка. Но и результатом
социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые
санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды,
бытового обслуживания, общественного транспорта, социальных служб.
Малер А.Р.
отмечает, что у детей – инвалидов часто возникают сложности в процессе
овладения той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения
этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его
взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям [18].
В результате
этого они выпадают из нормальных социальных отношений и поэтому нуждаются в
социальной помощи. Освоение детьми – инвалидами социального опыта, включение их
в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных
дополнительных мер, средств и усилий: (это могут быть специальные программы,
специальные центры по реабилитации).
Для каждой
категории детей в зависимости от их особенностей необходимо разрабатывать методики
и технологии воспитания и обучения, позволяющие активизировать позитивные
стороны их личности. Усилия социальной работы следует направлять на социальную
адаптацию ребенка, если же степень утраты и несформированности социально –
значимых связей высока и препятствует адаптации ребенка к обществу, то в этом
случае необходима социальная реабилитация - комплекс специальных мер,
направленных на восстановление утраченных связей ребенка с социумом (по
определению Д.Н. Исаева) [12].
Блохина С.И.,
Козлова В.П., Старшинова А.В. определяют цель процесса социальной реабилитации,
как помощь ребенку в достижении оптимального физического, интеллектуального,
психического и социального уровня деятельности. В ее основе лежит
индивидуальный подход к каждому ребенку [3].
Социальная
реабилитация преследует две основных задачи:
1. Создать
условия, которые позволяют каждому ребенку – инвалиду реализовывать себя, быть
уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими людьми.
2. Помочь
окружающим адекватно воспринимать детей с ограниченными возможностями,
обеспечивать им равные со здоровыми детьми возможности [3].
Одним из
важнейших факторов успешной социальной реабилитации детей – инвалидов является
их семья. Однако задачи социальной реабилитации невозможно решать без участия социального
педагога. В работе с родителями, имеющими ребёнка с ограниченными
возможностями, социальный педагог преодолевает проявляющиеся устойчивые
стереотипы к ребёнку-инвалиду как к человеку неполноценному. Именно в семье
ребенок нередко особенно остро ощущает гипперопеку как следствие жалости,
которая делает его неспособным к самостоятельным действиям, или наоборот,
гипоопеку со стороны родителей. Социальный педагог должен оказывать помощь
ребенку в преодолении восприятия себя как неполноценного, способствовать формированию
самостоятельности, независимости.
Семьям, имеющим детей – инвалидов необходимы не только материальная
помощь, хорошее медицинское обслуживание и организация досуга. Главное, по
словам Печёрских Е.А., Емельянова М.В., изменить отношение родителей к
инвалидности своего ребенка, к его возможностям. Для этого необходимо
познакомить родителей с идеями философии независимой жизни, которые помогут и
им и самому ребенку быть более самостоятельными и расширить круг общения [21].
Понятие
"независимая жизнь" в концептуальном значении подразумевает два
взаимосвязанных момента.
В социально –
политическом значении независимой жизни – это право человека быть неотъемлемой
частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и
экономических процессах, это свобода доступа к страхованию, образованию,
средствам коммуникации. Независимая жизнь предполагает снятие зависимости от
проявлений недуга, ослабление ограничений, ими порождаемых, становление и
развитие самостоятельности ребенка – инвалида, формирование у него умение и
навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность
интеграции, а затем активного участия в полноценной жизни общества.
В философском
понимании независимая жизнь – это способ мышления, это психологическая
ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими
личностями, ее физическими возможностями и окружающей средой. Философия
независимой жизни ориентирует ребенка, имеющего инвалидность, на то, что он
ставит перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества. Инвалиды
должны иметь такие же гражданские права, как и все остальные люди. Проблемы, с
которыми сталкиваются дети – инвалиды – это социальные и психологические
барьеры, вызванные стереотипами, существующими в обществе. Чтобы решить эти
проблемы, утверждает Степашов В.С., надо поменять отношение к инвалидности в
обществе, как и у самих инвалидов. Согласно идеологии независимой жизни дети –
инвалиды должны жить в обществе, а не быть изолированными от него. Для того
чтобы ребенок мог принимать решения и определять свои действия, создаются
социальные службы, которые компенсируют его неумение делать что-то [26].
Решение проблем
детей с ограниченными возможностями можно рассмотреть на различных уровнях:
микро-, мезо-, макросистемы.
Микросистему
образуют типы ролей и межличностных взаимоотношений в семье. Микросистема
состоит из следующих подсистем: мать – отец, мать – ребенок- инвалид, отец –
здоровый ребенок, ребенок – инвалид – здоровый ребенок. В связи с этим проблемы,
возникающие в семьях, имеющих детей – инвалидов, можно отнести к той или иной
подсистеме внутрисемейных контактов.
Микросистема
функционирует в контексте мезосистемы, включающей широкий спектр подсистем, в
которых участвует семья. Образования уровня подсистемы – это отдельные
индивиды, а также службы и организации, активно взаимодействующие с семьей:
работники здравоохранения и социального обслуживания, родственники, друзья,
соседи, а также специальные реабилитационные и образовательные программы. Социальная,
психологическая и практическая помощь может быть оказана семьям детей –
инвалидов группами поддержки; такие группы могут также защищать права семей,
оказывая влияние на социальную политику. Ассоциации родителей и детей с
ограниченными возможностями не только поддерживают семьи детей – инвалидов, но
иногда инициируют новые формы, виды реабилитационной помощи детям. В
общественных организациях решается ряд проблем материального, психологического
и социального характера.
Социальные
проблемы макросистемы - это проблемы, затрагивающие общество в целом. Этот
комплекс проблем решается усилиями всего общества и государства, направленных
на создание равных возможностей для всех детей. Одной из наиболее существенных
проблем этой системы является отношение общества и государства к детям с
отклонениями в развитии [28].
Государственная
система социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями
включает в себя: федеральные и муниципальные организации социального
обслуживания, учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и
ведомств, министерство труда и социального развития, министерство общего и
непрофессионального образования, министерство здравоохранения, министерство
культуры и др.
В России
государственная политика в отношении инвалидов имеет многолетнюю историю.
Вместе с тем поворотным стал 1995 год, когда в России был принят федеральный
закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Целью
государственной политики в нём являются "обеспечения инвалидам равных с
другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических,
политических и других прав и свобод, предусмотренных конституцией РФ" [1].
По мнению
Степашова Н.С., государство отвечает за устранение условий ведущих к
инвалидности и решений вопросов связанных с последствиями инвалидности. Оно
стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на
всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид. Важнейшей
особенностью современной государственной политики в отношении детей-инвалидов
является перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплат
на оказание прямых социальных услуг [26].
Таким образом,
государство многое делает для детей-инвалидов, пишет Янькова И.А., но
существует целый ряд проблем в соответствии с возрастными особенностями,
который остается не решенным. Для грудных детей и дошкольников решение таких
проблем, как качественное медицинское обслуживание, полноценное и экологическое
питание, надлежащий уход, подготовка к школе; для детей школьного возраста -
развитие адекватных физическим и психическим особенностям ребенка форм
образования; для детей старшего школьного возраста - социальное и
профессиональное самоопределение [32]. Этими проблемами занимается
негосударственный сектор: учреждения, предприятия, службы, создаваемые
общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными
организациями, осуществляющие частную деятельность в сферах социального
обслуживания.
В данном случае
нас интересуют общественные организации - неправительственные благотворительные
объединения, целью которых является обеспечить развитие и содействия интеграции
детей с ограниченными возможностями в общество как его полноправных членов.
Чтобы родителям и
самому ребёнку быть более самостоятельными и расширить круг своего общения при
финансовой поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса)
реализуется проект "Быть независимым – значит быть свободным". Цель –
найти пути взаимодействия с партнерами в лице государственных служб и бизнеса
для создания режима равных возможностей для инвалидов – колясочников
участвовать в жизни общества. По завершению проекта в Самаре будет создан
первый центр независимой жизни.
Московский клуб
инвалидов "Контакты - 1" строит свою работу с детьми, имеющими
инвалидность и их родителями по программам, в основе которых лежит социально –
политическая модель инвалидности, суть которой сводится к следующему: человек
имеющий инвалидность, имеет равные права на участие во всех аспектах жизни
общества.
Клуб разработал
инновационные модели и программы, в основе которых лежит именно социально –
политическая модель инвалидности. Их три: "Центр независимой жизни",
"Выездной лицей" и "Персональный ассистент" [12].
Цель
инновационной модели "Центр независимой жизни для детей с ограниченными
физическими и умственными возможностями": изменение среды, окружающей
ребенка – инвалида.
Цель службы
"Персональный ассистент: открыть детям, имеющим инвалидность широкие
возможности для развития их потенциальных возможностей и талантов и активного участия
во всех аспектах жизни общества.
Цель
инновационной модели службы "Выездной лицей": духовное и культурное
развитие детей, имеющих инвалидность, и их интеграция в общество через
организацию специальных служб: "Выездной лицей", "Персональный
ассистент", "Транспортные службы".
Центры
независимой жизни распространены и на Западе, пишут Иващенко Г.М. и Ким Е.Н.
Это общественные некоммерческие организации, которыми руководят инвалиды.
Центры помогают им получить и сохранить возможность управлять своей жизнью
[12].
Связующим звеном
между государственным сектором и общественными организациями, утверждает
Игнатьева Е.В., выступает социальный педагог, который играет одну из главных
ролей в реабилитации детей-инвалидов. Это сотрудник специального (коррекционного)
образовательного учреждения устанавливает контакт с представителями всех
социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными
работниками, сотрудниками правоохранительных органов, родителями и др.) и с
представителями государственных органов управления, образовательными
учреждениями, муниципальными службами, в которых необходимо представить
интересы своих воспитанников [21].
Взаимодействуя с
общественными организациями, социальный педагог оказывает им определённый ряд
услуг: знакомит с проблемами детей-инвалидов представителей государственных,
муниципальных учреждений, средства массовой информации, привлекает юристов,
медиков, психологов для проведения консультаций. Сам проводит беседы,
консультации для родителей и детей. Также он помогает в организации и
проведении досуга: организовывает тематические вечера, праздники, дни рождения,
экскурсии, выезды на природу, семейные клубы по интересам, объединяет детей в
кружки, студии, секции, организовывает выставки работ, участия в спектаклях, концертах
и др. [20].
Социальные
педагоги помогают детям-инвалидам в получении общего и профессионального
образования, в общении. Поддерживают и оказывают помощь родителям, что бы они
не оставались в одиночку со своими проблемами. Пытаются помочь им увидеть по-новому
своего ребёнка, найти в сложной ситуации позитивное решение, для появления у
родителей надежды и уверенности в том, что их ребёнок может овладеть
необходимыми знаниями, навыками, умениями, что бы их действия не привели к
воспитанию ребенка иждивенца, их раздражительность болезнью ребенка не привела
к её усугублению. В своей работе Комаркова И.Ю. пишет, что социальный педагог
должен научить родителей создавать и поддерживать в семье атмосферу оптимизма.
Он организует и осуществляет поддержку при активном сотрудничестве ребёнка и
его семьи, ориентируясь не на ограниченные возможности ребёнка, а на те
барьеры, которые мешают ему и его родителям жить нормально в человеческом
обществе [16].
Социальный
педагог разрабатывает индивидуальную (для семьи) или общую (для группы детей)
комплексную программу поддержки. В процессе её разработки социальный педагог
выявляет барьеры, мешающиеся интеграции ребёнка и его семьи в социум,
определяет их нужды и потребности, намечает стратегию поддержки [15]. Основной
задачей социального педагога как посредника между государственным учреждением и
общественной организацией является оказание помощи в становлении взаимодействие
между ребёнком, развивающимся в условиях недостаточности (психической,
физической) и обществом для содействия обеспечения независимой жизни и
повышения уровня социальной адаптации детей, нуждающихся в особой поддержке.
Важным разделом
деятельности социального педагога является включение детей-инвалидов в трудовую
деятельность.
Основными
функциями деятельности социального педагога являются:
1.
Информационная
функция (социальный педагог информирует родителей о работе общественных
организаций; о ярмарках вакансий для инвалидов и т.д.).
2.
Организационная
функция (проведение круглых столов, посвящённых темам: образование,
здравоохранение, трудоустройство; организация выставок, экскурсий, летнего
отдыха детей и т.д.)
3.
Обучающая
функция (социальный педагог проводит семинары для социальных педагогов с целью
обмена опытом).
4.
Посредническая
функция (социальный педагог приглашает юристов для проведения консультаций).
Таким образом,
взаимодействие социального педагога с общественными организациями в решении
социальных проблем детей с ограниченными возможностями носит многоаспектный
характер и предполагает наличие не только разностороннего образования, но и
наличие соответствующих личных качеств.
1.2. Проблемы
родителей детей-инвалидов, связанные с интегрированным обучением
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и
ограниченной трудоспособностью, по определению Н.М. Назаровой, означает
процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать
во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и
вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения
в развитии и ограничения возможностей [25].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|