бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Подготовка родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению бесплатно рефераты

Модель «Развитие» предполагает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию. Согласно этой модели общество ответственно за бо­лее полное развитие ребенка с ограниченными возможностями; обществу вменяется в обязанность создание условий, благопри­ятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям. Человек с ограниченными возможностями соглас­но этой модели имеет те же права и привилегии, что и все ос­тальные члены общества: право жить, учиться, работать в своей местности, жить в своем доме, выбирать друзей и дружить с ни­ми, право быть желанным членом общества, право быть таким, как все. Реализация такой модели возможна в соответствии с принципом «нормализации».

Проблема инвалидности не ограничиваются медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Отсутствие достаточного круга общения приводит к изоляции и соответственно к недостаткам развития. Как отмечает один из руководителей Детского Ордена милосердия Д. Брасловский: «В 14 – 16 лет барьер, разделяющий ребенка – инвалида и его здорового сверстника практически непреодолим. В 7–12 лет он почти незаметен и легко преодолевается» [17].  Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психологического здоровья ребенка. Но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, бытового обслуживания, общественного транспорта, социальных служб.

Малер А.Р. отмечает, что у детей – инвалидов часто возникают сложности в процессе овладения той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям [18].

 В результате этого они выпадают из нормальных социальных отношений и поэтому нуждаются в социальной помощи. Освоение детьми – инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий: (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации).

Для каждой категории детей в зависимости от их особенностей необходимо разрабатывать методики и технологии воспитания и обучения, позволяющие активизировать позитивные стороны их личности. Усилия социальной работы следует направлять на социальную адаптацию ребенка, если же степень утраты и несформированности социально – значимых связей высока и препятствует адаптации ребенка к обществу, то в этом случае необходима социальная реабилитация - комплекс специальных мер, направленных на восстановление утраченных связей ребенка с социумом (по определению Д.Н. Исаева) [12].

Блохина С.И., Козлова В.П., Старшинова А.В. определяют цель процесса социальной реабилитации, как помощь ребенку в достижении оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности. В ее основе лежит индивидуальный подход к каждому ребенку [3].

Социальная реабилитация преследует две основных задачи:

1. Создать условия, которые позволяют каждому ребенку – инвалиду реализовывать себя, быть уверенным в себе и жить в тесном контакте с другими людьми.

2. Помочь окружающим адекватно воспринимать детей с ограниченными возможностями, обеспечивать им равные со здоровыми детьми возможности [3].

Одним из важнейших факторов успешной социальной реабилитации детей – инвалидов является их семья. Однако задачи социальной реабилитации невозможно решать без участия социального педагога. В работе с родителями, имеющими ребёнка с ограниченными возможностями, социальный педагог преодолевает проявляющиеся устойчивые стереотипы к ребёнку-инвалиду как к человеку неполноценному. Именно в семье ребенок нередко особенно остро ощущает гипперопеку как следствие жалости, которая делает его неспособным к самостоятельным действиям, или наоборот, гипоопеку со стороны родителей. Социальный педагог должен оказывать помощь ребенку в преодолении восприятия себя как неполноценного, способствовать формированию самостоятельности, независимости.

Семьям, имеющим детей – инвалидов необходимы не только материальная помощь, хорошее медицинское обслуживание и организация досуга. Главное, по словам Печёрских Е.А., Емельянова М.В.,  изменить отношение родителей к инвалидности своего ребенка, к его возможностям. Для этого необходимо познакомить родителей с идеями философии независимой жизни, которые помогут и им и самому ребенку быть более самостоятельными и расширить круг общения [21].

Понятие "независимая жизнь" в концептуальном значении подразумевает два взаимосвязанных момента.

В социально – политическом значении независимой жизни – это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, это свобода доступа к страхованию, образованию, средствам коммуникации. Независимая жизнь предполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений, ими порождаемых, становление и развитие самостоятельности ребенка – инвалида, формирование у него умение и навыков, необходимых в повседневной жизни, что должно дать возможность интеграции, а затем активного участия в полноценной жизни общества.

В философском понимании независимая жизнь – это способ мышления, это психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, ее физическими возможностями и окружающей средой. Философия независимой жизни ориентирует ребенка, имеющего инвалидность, на то, что он ставит перед собой такие же задачи, как и любой другой член общества. Инвалиды должны иметь такие же гражданские права, как и все остальные люди. Проблемы, с которыми сталкиваются дети – инвалиды – это социальные и психологические барьеры, вызванные стереотипами, существующими в обществе. Чтобы решить эти проблемы, утверждает Степашов В.С., надо поменять отношение к инвалидности в обществе, как и у самих инвалидов. Согласно идеологии независимой жизни дети – инвалиды должны жить в обществе, а не быть изолированными от него. Для того чтобы ребенок мог принимать решения и определять свои действия, создаются социальные службы, которые компенсируют его неумение делать что-то [26].

Решение проблем детей с ограниченными возможностями можно рассмотреть на различных уровнях: микро-, мезо-, макросистемы.

Микросистему образуют типы ролей и межличностных взаимоотношений в семье. Микросистема состоит из следующих подсистем: мать – отец, мать – ребенок- инвалид, отец – здоровый ребенок, ребенок – инвалид – здоровый ребенок. В связи с этим проблемы, возникающие в семьях, имеющих детей – инвалидов, можно отнести к той или иной подсистеме внутрисемейных контактов.

Микросистема функционирует в контексте мезосистемы, включающей широкий спектр подсистем, в которых участвует семья. Образования уровня подсистемы – это отдельные индивиды, а также службы и организации, активно взаимодействующие с семьей: работники здравоохранения и социального обслуживания, родственники, друзья, соседи, а также специальные реабилитационные и образовательные программы. Социальная, психологическая и практическая помощь может быть оказана семьям детей – инвалидов группами поддержки; такие группы могут также защищать права семей, оказывая влияние на социальную политику. Ассоциации родителей и детей с ограниченными возможностями не только поддерживают семьи детей – инвалидов, но иногда инициируют новые формы, виды реабилитационной помощи детям. В общественных организациях решается ряд проблем материального, психологического и социального характера.

Социальные проблемы макросистемы - это проблемы, затрагивающие общество в целом. Этот комплекс проблем решается усилиями всего общества и государства, направленных на создание равных возможностей для всех детей. Одной из наиболее существенных проблем этой системы является отношение общества и государства к детям с отклонениями в развитии [28].

Государственная система социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями включает в себя: федеральные и муниципальные организации социального обслуживания, учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств, министерство труда и социального развития, министерство общего и непрофессионального образования, министерство здравоохранения, министерство культуры и др.

В России государственная политика в отношении инвалидов имеет многолетнюю историю. Вместе с тем поворотным стал 1995 год, когда в России был принят федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Целью государственной политики в нём являются "обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных конституцией РФ" [1].

По мнению Степашова Н.С., государство отвечает за устранение условий ведущих к инвалидности и решений вопросов связанных с последствиями инвалидности. Оно стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид. Важнейшей особенностью современной государственной политики в отношении детей-инвалидов является перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг [26].

Таким образом, государство многое делает для детей-инвалидов, пишет  Янькова И.А., но существует целый ряд проблем в соответствии с возрастными особенностями, который остается не решенным. Для грудных детей и дошкольников решение таких проблем, как качественное медицинское обслуживание, полноценное и экологическое питание, надлежащий уход, подготовка к школе; для детей школьного возраста - развитие адекватных физическим и психическим особенностям ребенка форм образования; для детей старшего школьного возраста - социальное и профессиональное самоопределение [32]. Этими проблемами  занимается негосударственный сектор: учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями, осуществляющие частную деятельность в сферах социального обслуживания.

В данном случае нас интересуют общественные организации - неправительственные благотворительные объединения, целью которых является обеспечить развитие и содействия интеграции детей с ограниченными возможностями в общество как его полноправных членов.

Чтобы родителям и самому ребёнку быть более самостоятельными и расширить круг своего общения при финансовой поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) реализуется проект "Быть независимым – значит быть свободным". Цель – найти пути взаимодействия с партнерами в лице государственных служб и бизнеса для создания режима равных возможностей для инвалидов – колясочников участвовать в жизни общества. По завершению проекта в Самаре будет создан первый центр независимой жизни.

Московский клуб инвалидов "Контакты - 1" строит свою работу с детьми, имеющими инвалидность и их родителями по программам, в основе которых лежит социально – политическая модель инвалидности, суть которой сводится к следующему: человек имеющий инвалидность, имеет равные права на участие во всех аспектах жизни общества.

Клуб разработал инновационные модели и программы, в основе которых лежит именно социально – политическая модель инвалидности. Их три: "Центр независимой жизни", "Выездной лицей" и "Персональный ассистент" [12].

Цель инновационной модели "Центр независимой жизни для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями": изменение среды, окружающей ребенка – инвалида.

Цель службы "Персональный ассистент: открыть детям, имеющим инвалидность широкие возможности для развития их потенциальных возможностей и талантов и активного участия во всех аспектах жизни общества.

Цель инновационной модели службы "Выездной лицей": духовное и культурное развитие детей, имеющих инвалидность, и их интеграция в общество через организацию специальных служб: "Выездной лицей", "Персональный ассистент", "Транспортные службы".

Центры независимой жизни распространены и на Западе, пишут Иващенко Г.М. и Ким Е.Н. Это общественные некоммерческие организации, которыми руководят инвалиды. Центры помогают им получить и сохранить возможность управлять своей жизнью [12].

Связующим звеном между государственным сектором и общественными организациями, утверждает Игнатьева Е.В., выступает социальный педагог, который играет одну из главных ролей в реабилитации детей-инвалидов. Это сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения устанавливает контакт с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, родителями и др.) и с представителями государственных органов управления, образовательными учреждениями, муниципальными службами, в которых необходимо представить интересы своих воспитанников [21].

Взаимодействуя с общественными организациями, социальный педагог оказывает им определённый ряд услуг: знакомит с проблемами детей-инвалидов представителей государственных, муниципальных учреждений, средства массовой информации, привлекает юристов, медиков, психологов для проведения консультаций. Сам проводит беседы, консультации для родителей и детей. Также он помогает в организации и проведении досуга: организовывает тематические вечера, праздники, дни рождения, экскурсии, выезды на природу, семейные клубы по интересам, объединяет детей в кружки, студии, секции, организовывает выставки работ, участия в спектаклях, концертах и др. [20].

Социальные педагоги помогают детям-инвалидам в получении общего и профессионального образования, в общении. Поддерживают и оказывают помощь родителям, что бы они не оставались в одиночку со своими проблемами. Пытаются помочь им увидеть по-новому своего ребёнка, найти в сложной ситуации позитивное решение, для появления у родителей надежды и уверенности в том, что их ребёнок может овладеть необходимыми знаниями, навыками, умениями, что бы их действия не привели к воспитанию ребенка иждивенца, их раздражительность болезнью ребенка не привела к её усугублению. В своей работе Комаркова И.Ю. пишет, что социальный педагог должен научить родителей создавать и поддерживать в семье атмосферу оптимизма. Он организует и осуществляет поддержку при активном сотрудничестве ребёнка и его семьи, ориентируясь не на ограниченные возможности ребёнка, а на те барьеры, которые мешают ему и его родителям жить нормально в человеческом обществе [16].

Социальный педагог разрабатывает индивидуальную (для семьи) или общую (для группы детей) комплексную программу поддержки. В процессе её разработки социальный педагог выявляет барьеры, мешающиеся интеграции ребёнка и его семьи в социум, определяет их нужды и потребности, намечает стратегию поддержки [15]. Основной задачей социального педагога как посредника между государственным учреждением и общественной организацией является оказание помощи в становлении взаимодействие между ребёнком, развивающимся в условиях недостаточности (психической, физической) и обществом для содействия обеспечения независимой жизни и повышения уровня социальной адаптации детей, нуждающихся в особой поддержке.

Важным разделом деятельности социального педагога является включение детей-инвалидов в трудовую деятельность.

Основными функциями деятельности социального педагога являются:

1.                      Информационная функция (социальный педагог информирует родителей о работе общественных организаций; о ярмарках вакансий для инвалидов и т.д.).

2.                      Организационная функция (проведение круглых столов, посвящённых темам: образование, здравоохранение, трудоустройство; организация выставок, экскурсий, летнего отдыха детей и т.д.)

3.                      Обучающая функция (социальный педагог проводит семинары для социальных педагогов с целью обмена опытом).

4.                      Посредническая функция (социальный педагог приглашает юристов для проведения консультаций).

Таким образом, взаимодействие социального педагога с общественными организациями в решении социальных проблем детей с ограниченными возможностями носит многоаспектный характер и предполагает наличие не только разностороннего образования, но и наличие соответствующих личных качеств.

1.2. Проблемы родителей детей-инвалидов, связанные с интегрированным обучением


Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью, по определению Н.М. Назаровой, озна­чает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей [25].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6