Платные услуги в дополнительном образовании
1. Игровая деятельность
(дидактические игры, игры с правилами, сюжетно – ролевые игры,
театрализованные, развивающие).
Продолжение Приложения Д
2. Продуктивная деятельность
(художественно–изобразительная, конструирование, ручной труд).
3. Общение (свободное).
4. Элементы физической культуры.
5. Элементы трудовой
деятельности (самообслуживание, трудовая деятельность в природе, коллективная
трудовая деятельность).
6. Учебная деятельность (в
процессе освоения основ математики, грамоты, явлений природы, образцовой
литературы и искусства, а так же в процессе развития координационных движений,
навыков и умений в области пения и ритмики) в основном направленная на развитие
познавательных интересов и выработку умения учиться (элементарное понимание
смысла учебного задания, переключение внимания на способы выполнения задания).
Программа развития, обучения и воспитания «Дошколенок»
является общеразвивающей, комплексной образовательной программой. При этом
программа вариативна и может меняться в соответствии с социальным заказом и рекомендациями
специалистов. Её использование требует от педагога способности творить и
строить педагогический пресс по модели субъект–субъектного взаимодействия с
ребенком на основе педагогической диагностики
Данная программа реализуется в дошкольном образовательном центре,
который посещают дети от 1 года до 7 лет.
Структура ДОК
Младшая возрастная группа
|
Средняя возрастная группа
|
Старшая возрастная группа
|
«Крохи» (1-3 года)
Адаптационные группы кратковременного пребывания
|
«Солнышко»
(4-5 лет)
|
«Фантазёры»
(5-6 лет)
|
«Знайки»
(6-7 лет)
|
Каждая из групп, имеющих указанные выше названия, в свою
очередь, разделена на подгруппы с тем, чтобы число детей на занятии не
превышало 8-10 человек. Данная наполняемость групп дает учреждению
дополнительного
Продолжение Приложения Д
образования
большие преимущества, по сравнению с детскими садами, так как создает реальную
основу для применения индивидуального подхода к каждому ребенку.
Количество занятий и их продолжительность зависят от возраста детей:
·
младшая
возрастная группа (1-3 года) – 2 раза в неделю, по 3 занятия (20 минут) +
свободная игровая деятельность до 20 минут;
·
средняя
возрастная группа (4-5 лет) – 3 раза в неделю, по 4 занятия (25 минут) +
свободная игровая деятельность до 20 минут;
·
старшая
возрастная группа (5-6 лет) - 4 раза в неделю по 4 занятия (30 минут) +
свободная игровая деятельность до 20 минут;
·
старшая
возрастная группа (6-7 лет) - 4 раза в неделю по 4 занятия (35 минут).
По мере взросления детей расширяется тематика
образовательных программ.
Учитывая методические требования школьной программы,
рекомендации Министерства образования по организации образовательного процесса
в группах раннего развития дошкольников в учреждениях дополнительного
образования, а именно то, что «… подготовка к школе предполагает не столько накопление
определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам,
сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развития у них личного
опыта познания, проблемно–поисковой деятельности, экспериментирования. Поэтому
на этапе дошкольного детства знания, умения, навыки должны рассматриваться не
как самоцель, а как средство умственного развития. Важнейшим показателем уровня
подготовки ребенка к школе является хорошо развитые речь, восприятие, память,
воображение, наглядно – образное мышление, умение элементарно рассуждать,
выделять существенные признаки предметов и явлений, сравнивать предметы,
владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми», определено основное направление
данной программы - повышение уровня
Продолжение Приложения Д
готовности
дошкольников к начальному школьному обучению.
Цель программы: создать в деятельности ребенка модель
учебно–воспитательной сферы, которая позволяла бы гармонично развивать личность
и адаптивный потенциал для успешного обучения в начальной школе.
Главной задачей является то, что дети должны придти в 1
класс крепкими, здоровыми, с хорошо развитой правильной выразительной речью,
ответственно относящиеся к своим обязанностям, умеющими работать дружно,
сообща, подчинять себя требованиям взрослых, обладающими достаточными знаниями
об окружающем мире, умеющими читать и считать, способными к самостоятельной
трудовой, художественной и умственной деятельности.
Чему мы будем учить: начальный курс математики и развития
логики; обучение грамоте и развитие речи; ознакомление с окружающим миров и
экология; изучение английского языка; музыка (развитие музыкальных
способностей); изобразительное искусство и художественное творчество
(рисование, лепка, бумагопластика, аппликация, конструирование); развитие двигательной
и гигиенической культуры; социальные отношениям (ребенок – взрослые, ребенок
– ребенок, отношение ребенка к самому себе); игровая деятельность (сюжетно –
ролевые игры и развивающие); развитие творческого мышления; хореография.
Наряду с проблемами интеллектуального развития, нельзя
забывать о том, что в этот период идет активная социализация личности ребенка.
Вопросы социализации ребенка решаются эффективнее, если в этом процессе
участвует семья. Дети всегда испытывают удовольствие от совместного с
родителями творчества, наполняют свои души добром, любовью, фантазией, игрой,
приобретают большую уверенность в себе. Поэтому помимо основных образовательных
программ для детей проводятся дополнительные занятия (вариативные): «Играем и
поём»; этикет; семейный клуб «Веселая суббота».
Показатели конечного результата: дети, сохранившие и
укрепившие физическое и психическое здоровье, имеющие представление о здоровом
образе жизни; свободные, проявляющие самостоятельность, инициативу
Продолжение Приложения Д
деятельности
и общения, умеющие выражать свое мнение и отстаивать его, обладающие
воображением (в соответствии с возрастом); гуманные – добрые, способные к
сопереживанию, понимающие ценностные основы отношения к окружающей
действительности – природе, окружающим предметам, явлениям общественной жизни,
сверстникам, взрослым, самому себе; стремящиеся добиваться лучших результатов,
развивать свои индивидуальные способности; умеющие осуществлять выбор, ставить
и решать проблемы, принимать и быть инициатором изменений в тех или иных
ситуациях (в соответствии с возрастом).
Посещение детьми Дошкольного образовательного комплекса и
обучение их по комплексной образовательной программе «Дошколенок» поможет оптимально
организовать жизнь и учебу, развитие и воспитание ребенка в ответственный
год перед школой; сделать переломный момент в его жизни естественным,
свободным, радостным, не связанным с резкой ломкой его психологического
стереотипа.
2. Организационно – педагогические условия реализации
комплексной программы развития, обучения и воспитания ДОК.
1. Группы дошкольного образовательного комплекса
комплектуются из детей в возрасте от 1 года до 6 лет по заявлению родителей.
2. Обучение и воспитание ведется на
русском языке.
3. Численный состав групп
(рекомендуемый):
·
младшая
возрастная группа (1 - 3 года) – 8-10 человек;
·
средняя
возрастная группа (4 - 5 лет) – 10 человек;
·
старшая
возрастная группа (5 – 6 лет) – 10 человек;
·
подготовительная
к школе группа (6 - 7 лет) – 10 человек.
4. Обучение в ДОК проводится по комплексной образовательной
программе «Дошколенок», представляющей взаимосвязанное содержание по всем
основным направлениям образовательной деятельности в условиях дошкольного образовательного
центра, гарантирующей к концу дошкольного
Продолжение Приложения Д
детства
базовый уровень образования для дальнейшего обучения в школе.
5. Продолжительность занятий и перерывов между ними, на
основании санитарно–гигиенических требований к организации образовательного
процесса дошкольников и Устава ЦЭВД, зависят от возраста детей и составляет:
·
младшая
возрастная группа – 20 минут и не менее 10 минут;
·
средняя
возрастная группа – 25 минут и не менее 10 минут;
·
старшая
возрастная группа – 30 минут и не менее10 минут;
·
подготовительная
к школе группа – 35 минут и не менее 10 минут (при количестве 4-х занятий в
день, перерыв после 2-х занятий должен составлять 15-20 минут).
6. Учебная нагрузка в неделю (на основании учебного плана
комплексной образовательной программы «Дошколенок») составляет:
·
младшая
возрастная группа – 6 часов в неделю;
·
средняя
возрастная группа – 12 часов в неделю;
·
старшая
возрастная группа – 16 часов;
·
подготовительная
к школе группа – 16 часов.
7. Расписание занятий ДОЦ составляется заместителем директора
по УВР с учетом пожеланий родителей, учетом возрастных особенностей детей и
установленных санэпидемоологических требований. Расписание утверждается
директором ЦЭВД.
8. В ДОК занятия проводятся в 2 смены:
·
1 смена –
9.15 - 13.05 часов;
·
2 смена –
15.30 – 18.00 часов.
При этом для выработки у детей устойчивых организационных
навыков и «привычки» обучения, желательно занятия каждой из групп в дни
посещения начинать в одно и тоже время (например: группа «Крохи» - понедельник,
среда – с 10.00 до 11.30)
9. Режим работы ДОК: с 1 сентября по 30 мая, при этом
обучающиеся
Продолжение Приложения Д
занятия
начинаются с 15 сентября и заканчиваются 25 мая.
10. В каждую возрастную группу, назначается педагог-куратор,
главная задача которого – наполнить деятельность группы интересными делами,
включить каждого ребенка и его родителей в содержательную деятельность, способствовать
реализации интересов и жизненной активности детей.
11. МУДОД «Центр эстетического воспитания детей» и родители
детей в обязательном порядке заключают договор о предоставлении дополнительной
платной образовательной услуги.
3. Модель образовательной среды дошкольного образовательного центра.
Данная программа развития, обучения и воспитания направлена
на повышения уровня готовности дошкольников к обучению в общеобразовательных
школах. На первый план выдвигается развивающая функция, так как «на
эффективность обучения ребенка в начальной школе гораздо большее влияние
оказывают степень развития его памяти, внимания, воли, уровень
самоорганизованности, умение управлять своими действиями, чем знание букв и
цифр, навыки чтения и письма», а не обучающая функция.
Учитывая вышеизложенное, а так же психофизиологические
особенности дошкольников, предлагается следующая модель дошкольного образовательного
центра представленного на рисунке.
Рисунок - Модель дошкольного образовательного центра
ЦЭВД
Продолжение Приложения Д
Представленная модель образовательной среды позволяет
наиболее полно реализовать все поставленные программой развития, обучения и
воспитания цели и задачи, позволяет проследить траекторию развития ребенка,
организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса:
детей, родителей и педагогов.
4. Учебный план.
В соответствии с моделью образовательной среды ДОЦ, учебный
план включает основные программы по образовательной деятельности (основной
блок) и дополнительные программы по социальной ориентации (вариативная часть).
А) общий учебный план по ступеням:
№ ступени
|
Возраст
|
Уч.нагрузка в нед.
|
Основной
курс
|
Вариативная
Часть
|
|
Подготовительная - «Крохи»
|
1-3 года
|
6 часов
|
6 часов
(по 15-20 минут)
|
1 час
|
|
«1» - средняя возрастная группа
|
4-5 лет
|
12 часов
|
12 часов
(по 25 минут)
|
1 час
|
|
«2» - старшая возрастная
группа
|
5-6 лет
|
16 часов
|
16 часов
(по 30 минут)
|
2 часа
|
|
|
«3» -
Подготовительная
к школе группа
|
6-7 лет
|
17 часов
|
16 часов
по 35 минут)
|
1 час
|
|
Учебная нагрузка состоит из часов основного курса, отведенных на изучение
учебных и образовательных программ, и из часов (вариативная часть), отведенных
на расширение социального опыта детей и культурно – досуговую деятельность.
Б) Учебный план комплексной образовательной программы «Дошколенок»:
Продолжение Приложения Д
№
|
Образовательное
направление
|
Количество часов в
неделю
|
Младшая возрастная
группа
(1-3)
|
Средняя возрастная
группа
(4-5)
|
Старшая возрастная
группа
(5-6)
|
Подготовительная к
школе группа
(6-7)
|
Основные программы
|
1
|
Развитие речи
|
-
|
1
|
2
|
3
|
2
|
Развитие математических представлений
|
-
|
1
|
2
|
3
|
3
|
Изобразительная деятельность и конструирование
|
1
|
2
|
2
|
2
|
4
|
Развитие двигательной
активности, основ гигиенической культуры
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
Развивающие игры
|
1
|
1
|
1
|
1
|
6
|
Сказкатерапия
|
1
|
1
|
1
|
1
|
7
|
Экологическое развитие
|
1
|
1
|
1
|
1
|
8
|
Хореография
|
-
|
1
|
2
|
2
|
9
|
Английский язык
|
-
|
2
|
2
|
1
|
10
|
Развитие музыкальных
способностей
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
ИТОГО
|
6
|
12
|
16
|
16
|
Дополнительные программы (вариативная часть) – по желанию родителей
|
1
|
«Играем и поём»
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Этикет
|
-
|
1
|
1
|
1
|
3
|
Семейный клуб «Веселая суббота»
|
1 раз в месяц
|
1 раз в месяц
|
1 раз в месяц
|
1 раз в месяц
|
4
|
Психологическая гостиная
|
По желанию родителей 1 раз в месяц
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|