Платные услуги в дополнительном образовании
Образовательно-воспитательный процесс организован на основе
Закона «Об образовании», Типового положения об учреждении дополнительного образования
и Устава «Центра эстетического воспитания детей».
Участниками образовательного процесса в ЦЭВД являются дети
до 18 лет, их родители (лица их заменяющие) и педагогические работники:
педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, концертмейстеры,
педагоги-психологи.
Занятия проводятся на основе расписания, составленного
педагогом, руководителем детского объединения с учетом пожеланий детей и их
родителей. Занятия проводятся не только в самом здании ЦЭВД, но и на базе
детских садов, школ, домовых клубов в микрорайонах лицеев, колледжей, училищ,
различных спортивных залов. Продолжительность занятия соответствует
рекомендациям Российской Академии образования с учетом возрастных особенностей
обучающихся. Численный состав детского объединения определяется образовательной
программой, утвержденной Методическим советом ЦЭВД. Занятия проводятся по
группам, индивидуально или всем составом объединения. Каждый ребенок имеет
право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
Деятельность детей в ЦЭВД осуществляется в
одновозрастных и разновозрастных детских объединениях (см. Табл. 3).
Таблица 3 - Динамика обучающихся по возрасту
Возраст
|
2004-2005 уч.г.
|
2005-2006 уч.г.
|
2006-2007 уч.г.
|
2007-2008 уч.г.
|
2008-2009 уч.г.
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
Дошкольный
|
1226
|
12,2
|
1544
|
16,7
|
1516
|
18,0
|
1170
|
16,6
|
1261
|
16,4
|
Младший
школьный
|
2627
|
26,3
|
2515
|
27,1
|
2554
|
30,3
|
2269
|
32,3
|
2387
|
31
|
Средний
|
3651
|
36,5
|
2574
|
27,8
|
2625
|
31,7
|
2278
|
32,3
|
2257
|
29,4
|
Старший
|
2510
|
25
|
2634
|
28.4
|
1743
|
21,0
|
1095
|
15,6
|
1777
|
23,2
|
Всего
детей
|
10014
|
9267
|
8438
|
7032
|
7682
|
Проведенный анализ возрастных показателей обучающихся выявил,
что наибольший интерес к образовательным услугам, предоставляемым в ЦЭВД
проявляют дети младшего и среднего школьного возраста.
Содержание деятельности детского объединения определяется
педагогом на основе образовательной программы, утвержденной Методическим
советом ЦЭВД.
Наиболее многочисленным является художественно –
эстетическое направление, что соответствует профилю нашего образовательного
учреждения.
Дети занимаются в групповых, мелкогрупповых объединениях и
индивидуально. Возможность занятия в мелкогрупповых объединениях индивидуальных
даёт возможность более качественно осуществлять образовательно – воспитательный
процесс.
Для мальчиков более интересны занятия в спортивных секциях,
туристических кружках, детских общественных организациях. Большей популярностью
у девочек пользуются объединения декоративно – прикладного направления, ДШИ,
театральные кружки, экологические объединения.
Анализ динамики обучающихся по гендерным различиям показал,
что ЦЭВД более привлекателен для девочек (см. Табл. 4).
Таблица 4 - Динамика обучающихся по гендерным
различиям.
Пол ребенка
|
2004-2005 уч.г.
|
2005-2006 уч.г.
|
2006-2007 уч.г.
|
2007-2008 уч.г.
|
2008-2009 уч.г.
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
мальчики
|
3995
|
40
|
3620
|
39
|
3387
|
40,1
|
3002
|
42,7
|
3209
|
41,8
|
девочки
|
6019
|
60
|
5647
|
61
|
5051
|
59,9
|
4030
|
57,3
|
4473
|
58,2
|
Всего
детей
|
10014
|
9267
|
8438
|
7032
|
7682
|
Наиболее популярны и интересны направления ЦЭВД у школьников среднего
звена – это культорологическое, социально-педагогическое,
туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное направления, и у младших
школьников – художественно-эстетическое, экологическое направления. Менее
интересны объединения детям старшего школьного возраста, дети этого возраста
приходят к педагогам на занятия в объединения следующих направлений:
научно-исследовательское, социально-педагогическое, туристско-краеведческое,
физкультурно-спортивное.
Однако, следует отметить, что в Центре остаются
преобладающими объединения первого года обучения, детей второго года
обучения почти в 2 раза меньше, третьего года обучения – еще меньше (см. Табл.
5).
Таблица 5 -
Динамика обучающихся по сроку обучения
Срок обучения
|
2004-2005 уч.г.
|
2005-2006 уч.г.
|
2006-2007 уч.г.
|
2007-2008 уч.г.
|
2008-2009 уч.г.
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
Кол-во
|
%
|
1
год
|
4441
|
44
|
4851
|
52,3
|
4387
|
52,1
|
3894
|
55,4
|
4094
|
53,3
|
2
года
|
3903
|
39
|
2866
|
30,9
|
2453
|
29
|
2116
|
31,0
|
2240
|
29
|
3
года
и
более
|
1670
|
17
|
1550
|
16,8
|
1598
|
18,9
|
1022
|
14,5
|
1358
|
17,7
|
Всего
детей
|
10014
|
9267
|
8438
|
7032
|
7682
|
Анализ динамики обучающихся по сроку обучения показал, что постепенно
уменьшается охват детей услугами дополнительного образования
Уменьшилась численность детей, занимающихся на базе детских
домовых клубов и ЦЭВД в связи с расширением взаимодействия с общеобразовательными
учреждениями.
Зато за истекший период активизировалось взаимодействие с
учреждениями дополнительного образования г. Оренбурга на основе участия в
фестивалях, выставках, конкурсах, сотрудничества с высшими учебными
заведениями, учреждениями культуры, библиотеками, в работе городских методически
объединений. Центр эстетического воспитания являлся ответственным за
организацию городских методических объединений:
•
заместителей
директоров по учебно-воспитательной работе и методистов (ответственная -
зам.директора по учебно-воспитательной работе);
•
заведующих
домовыми клубами (ответственная - заведующая отделом работы по месту жительства).
Проведенные анализ качественных показателей педагогических
кадров по уровню образования показал, что наблюдается увеличение количества
педагогов с высшим образованием, в то время как количество педагогов имеющих
средне-специальное и среднее образование значительно уменьшилось с 5% в
2004-2005 учебном года до 1,3% в 2008-2009 учебном году (см. Табл. 6).
Таблица 6 - Динамика качественных показателей
педагогических кадров по уровню образования
Уровень образования
|
2004-2005 уч.г.
|
2005-2006 уч.г.
|
2006-2007 уч.г.
|
2007 – 2008 уч.г.
|
2008-2009 уч.г.
|
к-во
|
%
|
к-во
|
%
|
к-во
|
%
|
к-во
|
%
|
к-во
|
%
|
высшее
|
190
|
40
|
158
|
48,3
|
139
|
54,5
|
185
|
66,8
|
144
|
62,6
|
неполное высшее
|
25
|
6
|
21
|
6,4
|
19
|
7,5
|
50
|
18,1
|
12
|
5,2
|
средне-специальное
|
233
|
49
|
124
|
37,9
|
83
|
32,5
|
114
|
41,2
|
71
|
30,9
|
среднее
|
23
|
5
|
24
|
7,4
|
14
|
5,5
|
10
|
3,6
|
3
|
1,3
|
Всего
работников
|
471
|
327
|
255
|
277
|
230
|
Отмечается относительная стабильность состава
педагогического коллектива. В динамике распределения работников по
педагогическому стажу можно отметить увеличение числа работников с
педагогическим стажем свыше 10 лет, что является показателем стабильности
педагогического коллектива (см. Табл. 7).
Таблица 7 - Динамика распределения педагогов
по стажу
Стаж
работы
|
2004-2005 уч.г.
|
2005-2006 уч.г.
|
2006-2007 уч.г.
|
2007-2008 уч.г.
|
2008-2009 уч.г.
|
к-во
|
%
|
к-во
|
%
|
к-во
|
%
|
к-во
|
%
|
к-во
|
%
|
Свыше
10 лет
|
155
|
53%
|
136
|
41,5
|
94
|
36,9
|
123
|
44,4
|
118
|
51,3
|
10
лет
|
117
|
25%
|
147
|
44,9
|
76
|
29,8
|
100
|
36,1
|
76
|
33
|
Мене
10 лет
|
199
|
42%
|
44
|
13,4
|
85
|
33,3
|
54
|
19,5
|
36
|
15,7
|
О результативности образовательного процесса можно судить по
активности детей в мероприятиях, выставках, конкурсах, фестивалях. Что явилось
результатом профессиональной деятельности руководителей структурных
подразделений.
Итак, необходимо сделать следующие выводы:
1.
Деятельность
МУДОД «Центр эстетического воспитания детей» направлена на сохранение и
обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса, на расширение
поля социализации на основе выбора детьми деятельности по их интересам и
потребностям.
2.
Организация
и содержание образовательной деятельности МУДОД «ЦЭВД» строится на
педагогически обоснованном выборе дополнительных образовательных программ по
направлениям, определенным Уставом, рекомендованных Министерством образования
РФ, Министерством культуры РФ, органами управления образования, а также
авторских, модифицированных и адаптированных программ, утвержденных
Методическим советом ЦЭВД.
3.
Образовательно-воспитательный
процесс организован на основе Закона «Об образовании», Типового положения об
учреждении дополнительного образования и Устава «Центра эстетического
воспитания детей».
Однако, существенным минусом в работе МУДОД «Центр
эстетического воспитания детей» является отсутствие развитой системы
дошкольного образования.
Дополнительное образование детей наиболее
приближено к запросам населения, призвано гибко реагировать на новые образовательные
потребности, что требует от руководителей учреждений новых знаний в области менеджмента.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|