бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы работы с материалами прессы на уроке французского языка бесплатно рефераты

Методы работы с материалами прессы на уроке французского языка

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Московской области

Московский государственный областной педагогический институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

на тему:

 

 

 

«Методы работы с материалами прессы на уроке французского языка»






Выполнила:

студентка факультета

иностранных языков

французского отделения

группы 502-ф

Костюкова И. В.

Научный руководитель:

к. п. н.

Афанасьев В. В.





Орехово-Зуево, 2006г.



Оглавление

 

Введение..............................................................2

Глава I. Теоретические основы обучения иностранному языку на старшем этапе

1.1.         Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка....6

1.2.         Управление самостоятельной работой учащихся по освоению лексики..................................................23

1.3.         Техника использования печатных статей при обучении на старшем этапе........................................28

Выводы к главе I....................................................32

Глава II. Рекомендации и упражнения при работе с материалами прессы

2.1. Анализ периодических печатных изданий Франции...............................................................................36

2.2. Методы работы с материалами газеты « Le Monde ».........................................................................44

Выводы к главе II....................................................54

Заключение.......................................................... 59

Список использованной литературы.................65

Библиографический список................................68

 
 
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Актуальность использования материалов прессы в обучении заключается в их функциональности. Под функциональностью мы понимаем их ориентацию на реальное использование, так как они создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде, что, согласно мнению многих ведущих специалистов в области методики, является главным фактором в успешном овладении иностранным языком.

Несмотря на это, использование материалов прессы в практической деятельности очень ограничено. Здесь можно выделить две причины. Во-первых, значительное расхождение современных целей обучения иностранному языку с большинством тех УМК, которыми располагают школы (недостаточная их насыщенность аутентичными материалами). Во-вторых, почти полное отсутствие разработанных методик обучения и их теоретической базы.

Объект настоящего исследования – обучающая деятельность учителя и учебная деятельность учащихся старших классов при изучении иностранного языка.

Предмет исследования – использование материалов прессы как главный фактор успешного овладения иностранного языка. 

Целью данной работы является определение сущности материалов прессы и специфики их использования на старшем этапе обучения.

Для достижения этой цели предполагалось решить ряд задач:

1.                              Проанализировать материалы прессы и раскрыть возможности для улучшения и обогащения знаний.

2.                              Выявить возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка.

3.                              Разработать технику использования материалов прессы.

4.                              Разработать серию упражнений на основе материалов прессы, ориентированные на успешное овладение иностранного языка.

5.                              Проанализировать материалы прессы и выявить наиболее подходящие для обучения на старшем этапе.

Основными методами исследования стали:

-                       анализ психологический, психолингвистический материалов по рассматриваемой проблеме;

-                       анализ самостоятельной работы учеников;

-                       анализ возрастной учебной деятельности школьников.

Выбор старшего этапа обучения обусловлен тем, что у учащихся уже имеется достаточный запас знаний по основным языковым аспектам и применение материалов прессы более целесообразно, так как иностранный язык на данном этапе используется в большей степени как средство получения и углубления знаний в различных областях науки, культуры и техники.

 Данная работа состоит из: введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении дается обоснование актуальности темы, раскрываются цель, объект, предмет, задачи и методы исследования.

В первой главе описываются возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников, анализ самостоятельной работы учащихся, технологии обучения.

Во второй главе предлагаются разные методики работы с материалами прессы.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

Приложение содержит аутентичные тексты со специально разработанными к ним заданиями.


 


















Глава I.

1.1. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка


Учащиеся 15—16 лет вступают в пору юности. Существует ли психологическая специфика усвоения иностранного языка старшими школьниками, отличающая этот процесс от предыдущего и последующего этапов обучения? Вопрос этот далеко не праздный. Дело в том, что после бурных, скачкообразных моментов интенсивного фи­зического и психического развития в подростковом возрасте учащиеся вступили в более плавную и «спокойную» его фазу. Типично возрастные характеристики раз­вития здесь не выступают так выпукло и ярко, как прежде, во многом затушевы­ваясь типологическими свойствами и инди­видуальными особенностями личности.

Между тем возрастное своеобразие этого периода развития отличается большой определенностью. Оно сказывается на всех сторонах учения и школьной жизни старше­классников. Что касается усвоения иност­ранного языка, то это своеобразие влияет, и частности, на их отношение к нему как учебному предмету, предопределяй их воз­можности, в усвоении различных его ас­пектов, склонности, избирательные интере­сы, оценку организации учебной деятель­ности на уроке и пр.

Для того чтобы в каждый момент рабо­ты точно знать, на какие силы учащегося можно смело опираться, на что не стоит рассчитывать, а что и вовсе желательно нейтрализовать, необходимо отдавать себе полный отчет в психологическом содержа­нии данного периода развития. Без этого мы существенно ослабим свое влияние на школьников, лишим себя мощных рычагов воздействия на их деятельность и лич­ность.

 Что же необходимо особо выделять учителю иностранного языка в возрастных особенностях старшеклассников для пра­вильной ориентации своей педагогической деятельности?

Современный старшеклассник - продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив.

В старшем школьном возрасте завер­шается физическое созревание индивида. По своему физическому развитию сегодняшние школьники 17 лет соответствуют молодым людям 22 лет 30-х годов.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качествен­ных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако опреде­ленная специфика здесь имеется и вызы­вается она своеобразием развития лич­ности старшего школьника.

Мышление старшего школьника приобре­тает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л. И. Божович, интеллектуаль­ная деятельность здесь приобретает осо­бую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего миро­воззрения. Именно это аффективное стрем­ление (а не интеллектуальные операции сами по себе) создает своеобразие мыш­ления в старшем школьном возрасте.

Развитие гипотетико-дедуктивного, фор­мального, мышления характеризуется устремлением к свободному и оторванному от реальности рассуждению, к исследованию соотношения категории возможного и действительного.

Назначение периода юности в жизни каж­дого человека состоит в том, чтобы рас­ширить горизонты познания реального ми­ра, других людей и себя самого, выработать ко всему этому свое отношение, найти свое место в обществе и определить жизненные задачи. Отсюда — интерес юности к самым общим, универсальным законам природы и человеческого бытия, стремление постиг­нуть теоретические и методологические основы научных дисциплин, острый интерес к познанию человеческих возможностей и внутреннему миру человека, склонность к самоанализу и самооценке.

Юноша не просто строит общую картину мира, но вырабатывает собственное отно­шение ко всему, что знает и видит. Поэтому в его умственной деятельности сочетаются активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность.

Центральным психологическим процессом юношеского возраста является развитие самосознания. На основе формирующегося самосознания происходит самоопределение личности старшеклассника, частным проявлением которого является профессиональ­ное самоопределение.

Старшеклассника отличает обращенность в будущее, его ожидание и предчувствие. Для того чтобы выбрать профессию, он должен соотнести свои возможности с тре­бованиями, которые предъявляются чело­веку данной профессиональной деятель­ностью. Близость вступления в мир взрос­лых своеобразно окрашивает все поведе­ние старшеклассников, проявляясь, в част­ности, в их общественной направленности и в повышении требовательности к себе и другим.

Старший школьник миновал эпоху под­ростковых кризисов и конфликтов. В этом возрасте отмечается улучшение коммуника­тивности и общего эмоционального само­чувствия индивида, большая дифференцированность его эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных со­стояний, повышение самоконтроля и само­регуляции.


Одновременно старший школьный воз­раст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответ­ствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным ста­тусом. Старшеклассник, достигший физи­ческой зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у ро­дителей, он имеет фактически те же права и обязанности, что и любой школьник дру­гого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возмож­ности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школь­ной жизни. Такое искусственное затягива­ние детства чревато, как известно, опасны­ми последствиями. Инфантильность, отсут­ствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе — нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторой части старших школьников элементы безверия и цинизма. Причиной их появления, как правило, бы­вает то, что пробуждающиеся у них граж­данственные чувства и интересы встречают­ся с формализмом и демагогией со стороны старших. Кроме того, в последний год в школе иногда наблю­дается некоторое расслабление, которое можно обозначить как феномен «последнего года детства».

Все эти проявления затянувшейся дет­скости в дальнейшем обходятся обществу очень дорого, поэтому обеспокоенность об­щественности современным состоянием со­циального воспитания школьников имеет под собой глубокие основания. Предпри­нимаемые в настоящее время шаги по со­вершенствованию системы формирования социальной активности школьников направ­лены в первую очередь на развитие в школе ученического самоуправления, которое мо­жет стать естественным «полигоном» не только для выработки и закрепления у уча­щихся социально полезных качеств, но и в целом для более полного и гармоничного развития их личности.

Становление социально активной позиции личности старшеклассника осуществляется, конечно, не только в ходе их участия в об­щественной жизни коллектива. Оно проис­ходит в каждый момент их школьной жизни и учебы и определяется, в частности, нор­мой установленных отношении и характе­ром общения. Это в полной мере касается и уроков иностранного языка. Речь может идти, в частности, о достигаемой здесь сте­пени индивидуализации общения, спосо­бов его регламентации и регулирования, тематике и направленности диалогов, про­рабатываемых на его основе позиций участников коммуникации и пр.

Рассмотренные особенности развития познавательной сферы и личности старшего школьника отражаются на всех видах его учебной деятельности при усвоении ино­странного языка. Как и на других уроках, на уроке иностранного языка старшеклас­сника отличает активность мышления, направленность на решение мыслительных задач, вкус к логическому упорядочиванию и систематизации, к поиску универсаль­ных закономерностей, к самостоятельному нахождению способов обобщенной ориенти­ровки в материале, к теоретическим обоб­щениям. В этом возрасте для школьника важно не усвоение отдельных фактов, частностей, деталей, а понимание сущности и смысла производимых действий, его интересует синтез части и целого, частного и общего, конкретного действия и общей схемы деятельности. Те формы работы на уроке, в которых эти тенденции находят удовлетворение, оказываются для старшего школьника не только наиболее привлека­тельными, но и самыми продуктивными. Наоборот, те формы, которые ограничивают его деятельность механическим повторением и заучиванием не связанных между собой языковых единиц, встречают его активное внутреннее сопротивление и в итоге оказываются малопродуктивными.

Так, усвоение иноязычной лексики, фор­мирование и расширение потенциального словаря учащихся наиболее успешно проис­ходит в том случае, когда у них вырабаты­ваются обобщенные способы ориентировки в смысловой структуре слова. Это откры­вает возможность самостоятельно догады­ваться о значении неизвестных слов на основе анализа их формы и контекстных связей с другими словами.

Разумеется, как правильно отмечается в методической литературе, самостоятель­ность не возникает просто оттого, что мы предоставляем учащегося самому себе. Она – результат целенаправленного воздействия, когда ученик проводится через определенную уровневую систему обучения. В формировании обобщенных способов ориентировки в смысловой структуре слова - это обучение анализу основных смыслообразующих элементов   слова и его системному сопоставлению с другими словами (в парадигматических и синтагматических рядах). Парадигматическая систематизация  предлагает анализ синонимов слова, его антонимов, омонимов, тематических групп, особенностей словообразования, конверсии. Синтагматическая - подбор слов, вступающих в раз­личные сочетания с данным (ключевым) словом, а также речевых образцов, кон­текстов, ситуаций. В старших классах систе­матизация лексики тесно связана с повторе­нием материала и обеспечивает включение, новых знаний в ранее усвоенную систему.

Подобным  же  образом  при  повторении грамматики иностранного языка в стар­ших классах у школьников появляется необ­ходимость и возможность сопоставлять грамматические явления друг с другом, уточнять сферу употребления и системати­зировать их на парадигматической (гла­гольные формы, система спряжения, скло­нения и т. п.)  и  функциональной  основе, объединяя ранее изученные грамматические элементы в систему, в которой одна функция реализуется несколькими грамматическими формами, а одна форма может выполнять несколько функций. Формирование такой обобщенной системы является естественным итогом изучения иностранного языка в шко­ле и важной предпосылкой для успешного осуществления чтения и говорения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5