Методы работы с материалами прессы на уроке французского языка
Методы работы с материалами прессы на уроке французского языка
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования
Московской области
Московский государственный
областной педагогический институт
Выпускная
квалификационная работа
на тему:
«Методы работы
с материалами прессы на уроке французского языка»
Выполнила:
студентка
факультета
иностранных
языков
французского
отделения
группы 502-ф
Костюкова И.
В.
Научный
руководитель:
к. п. н.
Афанасьев В.
В.
Орехово-Зуево,
2006г.
Оглавление
Введение..............................................................2
Глава I.
Теоретические основы обучения иностранному языку на старшем этапе
1.1.
Возрастные особенности учебной деятельности
старшеклассников на уроках иностранного языка....6
1.2.
Управление самостоятельной работой учащихся по
освоению лексики..................................................23
1.3.
Техника использования печатных статей при
обучении на старшем этапе........................................28
Выводы
к главе I....................................................32
Глава
II.
Рекомендации и упражнения при работе с материалами прессы
2.1.
Анализ периодических печатных изданий Франции...............................................................................36
2.2.
Методы работы с материалами газеты « Le Monde ».........................................................................44
Выводы
к главе II....................................................54
Заключение..........................................................
59
Список использованной литературы.................65
Библиографический
список................................68
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Актуальность использования материалов прессы в обучении заключается в их
функциональности. Под функциональностью мы понимаем их ориентацию на реальное
использование, так как они создают иллюзию приобщения к естественной языковой
среде, что, согласно мнению многих ведущих специалистов в области методики,
является главным фактором в успешном овладении иностранным языком.
Несмотря на это, использование материалов
прессы в практической деятельности очень ограничено. Здесь можно выделить две
причины. Во-первых, значительное расхождение современных целей обучения иностранному
языку с большинством тех УМК, которыми располагают школы (недостаточная их насыщенность
аутентичными материалами). Во-вторых, почти полное отсутствие разработанных
методик обучения и их теоретической базы.
Объект настоящего исследования
– обучающая деятельность учителя и учебная деятельность учащихся старших
классов при изучении иностранного языка.
Предмет исследования –
использование материалов прессы как главный фактор успешного овладения
иностранного языка.
Целью данной работы
является определение сущности материалов прессы и специфики их использования на
старшем этапе обучения.
Для достижения этой цели предполагалось решить
ряд задач:
1.
Проанализировать материалы прессы и раскрыть
возможности для улучшения и обогащения знаний.
2.
Выявить возрастные особенности учебной
деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка.
3.
Разработать технику использования материалов
прессы.
4.
Разработать серию упражнений на основе материалов
прессы, ориентированные на успешное овладение иностранного языка.
5.
Проанализировать материалы прессы и выявить
наиболее подходящие для обучения на старшем этапе.
Основными
методами исследования стали:
-
анализ психологический, психолингвистический
материалов по рассматриваемой проблеме;
-
анализ самостоятельной работы учеников;
-
анализ возрастной учебной деятельности школьников.
Выбор старшего этапа обучения обусловлен тем,
что у учащихся уже имеется достаточный запас знаний по основным языковым
аспектам и применение материалов прессы более целесообразно, так как
иностранный язык на данном этапе используется в большей степени как средство
получения и углубления знаний в различных областях науки, культуры и техники.
Данная работа состоит из: введения, 2-х глав,
заключения, списка литературы и приложения.
Во введении
дается обоснование актуальности темы, раскрываются цель, объект, предмет,
задачи и методы исследования.
В первой главе
описываются возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников,
анализ самостоятельной работы учащихся, технологии обучения.
Во второй главе
предлагаются разные методики работы с материалами прессы.
В заключении
подводятся итоги проведенного исследования.
Приложение содержит аутентичные тексты со
специально разработанными к ним заданиями.
Глава
I.
1.1. Возрастные особенности учебной деятельности
старшеклассников на уроках иностранного языка
Учащиеся 15—16
лет вступают в пору юности. Существует ли психологическая специфика усвоения
иностранного языка старшими школьниками, отличающая этот процесс от предыдущего
и последующего этапов обучения? Вопрос этот далеко не праздный. Дело в том, что
после бурных, скачкообразных моментов интенсивного физического и психического
развития в подростковом возрасте учащиеся вступили в более плавную и
«спокойную» его фазу. Типично возрастные характеристики развития здесь не
выступают так выпукло и ярко, как прежде, во многом затушевываясь
типологическими свойствами и индивидуальными особенностями личности.
Между тем
возрастное своеобразие этого периода развития отличается большой определенностью.
Оно сказывается на всех сторонах учения и школьной жизни старшеклассников. Что
касается усвоения иностранного языка, то это своеобразие влияет, и частности,
на их отношение к нему как учебному предмету, предопределяй их возможности, в
усвоении различных его аспектов, склонности, избирательные интересы, оценку
организации учебной деятельности на уроке и пр.
Для того чтобы в
каждый момент работы точно знать, на какие силы учащегося можно смело опираться,
на что не стоит рассчитывать, а что и вовсе желательно нейтрализовать, необходимо
отдавать себе полный отчет в психологическом содержании данного периода
развития. Без этого мы существенно ослабим свое влияние на школьников, лишим
себя мощных рычагов воздействия на их деятельность и личность.
Что же
необходимо особо выделять учителю иностранного языка в возрастных особенностях
старшеклассников для правильной ориентации своей педагогической деятельности?
Современный
старшеклассник - продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив.
В старшем
школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. По своему
физическому развитию сегодняшние школьники 17 лет соответствуют молодым людям
22 лет 30-х годов.
В плане
умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных
новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития
формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная
специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности
старшего школьника.
Мышление старшего
школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л. И.
Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную
окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке
своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление (а не интеллектуальные
операции сами по себе) создает своеобразие мышления в старшем школьном
возрасте.
Развитие
гипотетико-дедуктивного, формального, мышления характеризуется устремлением к
свободному и оторванному от реальности рассуждению, к исследованию соотношения
категории возможного и действительного.
Назначение
периода юности в жизни каждого человека состоит в том, чтобы расширить
горизонты познания реального мира, других людей и себя самого, выработать ко
всему этому свое отношение, найти свое место в обществе и определить жизненные
задачи. Отсюда — интерес юности к самым общим, универсальным законам природы и
человеческого бытия, стремление постигнуть теоретические и методологические
основы научных дисциплин, острый интерес к познанию человеческих возможностей и
внутреннему миру человека, склонность к самоанализу и самооценке.
Юноша не просто
строит общую картину мира, но вырабатывает собственное отношение ко всему, что
знает и видит. Поэтому в его умственной деятельности сочетаются активность
анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность,
впечатлительность.
Центральным
психологическим процессом юношеского возраста является развитие самосознания.
На основе формирующегося самосознания происходит самоопределение личности старшеклассника,
частным проявлением которого является профессиональное самоопределение.
Старшеклассника
отличает обращенность в будущее, его ожидание и предчувствие. Для того чтобы
выбрать профессию, он должен соотнести свои возможности с требованиями, которые
предъявляются человеку данной профессиональной деятельностью. Близость
вступления в мир взрослых своеобразно окрашивает все поведение
старшеклассников, проявляясь, в частности, в их общественной направленности и
в повышении требовательности к себе и другим.
Старший школьник
миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. В этом возрасте отмечается
улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия индивида,
большая дифференцированность его эмоциональных реакций и способов выражения
эмоциональных состояний, повышение самоконтроля и саморегуляции.
Одновременно
старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в
первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью
учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической
зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников,
находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и
обязанности, что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована
взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены
современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства
чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие
чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция,
потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе — нередкие
явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторой части старших
школьников элементы безверия и цинизма. Причиной их появления, как правило, бывает
то, что пробуждающиеся у них гражданственные чувства и интересы встречаются с
формализмом и демагогией со стороны старших. Кроме того, в последний год в
школе иногда наблюдается некоторое расслабление, которое можно обозначить как
феномен «последнего года детства».
Все эти
проявления затянувшейся детскости в дальнейшем обходятся обществу очень
дорого, поэтому обеспокоенность общественности современным состоянием социального
воспитания школьников имеет под собой глубокие основания. Предпринимаемые в
настоящее время шаги по совершенствованию системы формирования социальной
активности школьников направлены в первую очередь на развитие в школе
ученического самоуправления, которое может стать естественным «полигоном» не
только для выработки и закрепления у учащихся социально полезных качеств, но и
в целом для более полного и гармоничного развития их личности.
Становление
социально активной позиции личности старшеклассника осуществляется, конечно, не
только в ходе их участия в общественной жизни коллектива. Оно происходит в
каждый момент их школьной жизни и учебы и определяется, в частности, нормой
установленных отношении и характером общения. Это в полной мере касается и
уроков иностранного языка. Речь может идти, в частности, о достигаемой здесь
степени индивидуализации общения, способов его регламентации и регулирования,
тематике и направленности диалогов, прорабатываемых на его основе позиций
участников коммуникации и пр.
Рассмотренные
особенности развития познавательной сферы и личности старшего школьника
отражаются на всех видах его учебной деятельности при усвоении иностранного
языка. Как и на других уроках, на уроке иностранного языка старшеклассника
отличает активность мышления, направленность на решение мыслительных задач,
вкус к логическому упорядочиванию и систематизации, к поиску универсальных
закономерностей, к самостоятельному нахождению способов обобщенной ориентировки
в материале, к теоретическим обобщениям. В этом возрасте для школьника важно
не усвоение отдельных фактов, частностей, деталей, а понимание сущности и
смысла производимых действий, его интересует синтез части и целого, частного и
общего, конкретного действия и общей схемы деятельности. Те формы работы на
уроке, в которых эти тенденции находят удовлетворение, оказываются для старшего
школьника не только наиболее привлекательными, но и самыми продуктивными.
Наоборот, те формы, которые ограничивают его деятельность механическим
повторением и заучиванием не связанных между собой языковых единиц, встречают
его активное внутреннее сопротивление и в итоге оказываются малопродуктивными.
Так, усвоение
иноязычной лексики, формирование и расширение потенциального словаря учащихся
наиболее успешно происходит в том случае, когда у них вырабатываются
обобщенные способы ориентировки в смысловой структуре слова. Это открывает
возможность самостоятельно догадываться о значении неизвестных слов на основе
анализа их формы и контекстных связей с другими словами.
Разумеется, как
правильно отмечается в методической литературе, самостоятельность не возникает
просто оттого, что мы предоставляем учащегося самому себе. Она – результат
целенаправленного воздействия, когда ученик проводится через определенную
уровневую систему обучения. В формировании обобщенных способов ориентировки в смысловой структуре слова - это обучение анализу
основных смыслообразующих элементов слова и его системному сопоставлению с
другими словами (в парадигматических и синтагматических рядах). Парадигматическая
систематизация предлагает анализ синонимов слова, его антонимов, омонимов,
тематических групп, особенностей словообразования, конверсии. Синтагматическая
- подбор слов, вступающих в различные сочетания с данным (ключевым) словом, а
также речевых образцов, контекстов, ситуаций. В старших классах систематизация
лексики тесно связана с повторением материала и обеспечивает включение, новых
знаний в ранее усвоенную систему.
Подобным же образом при повторении
грамматики иностранного языка в старших классах у школьников появляется необходимость
и возможность сопоставлять грамматические явления друг с другом, уточнять сферу
употребления и систематизировать их на парадигматической (глагольные формы,
система спряжения, склонения и т. п.) и функциональной основе, объединяя
ранее изученные грамматические элементы в систему, в которой одна функция
реализуется несколькими грамматическими формами, а одна форма может выполнять
несколько функций. Формирование такой обобщенной системы является естественным
итогом изучения иностранного языка в школе и важной предпосылкой для успешного
осуществления чтения и говорения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|