Методика работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
Здесь основная работа ложиться на педагогов
физкультуры, но и социальный педагог должен брать на себя большую часть
обязанностей, таких как организация мероприятий по профилактике зависимостей,
привлечение девиантных детей к занятиям спортом, организация подвижных игр
(даже в дождливую погоду), помощь в организации турпоходов, проведение акций по
здоровому образу жизни и др.
Таким образом социальный педагог
планирует свою деятельность в соответствии с поставленными перед ним целями и
задачами: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации
досуга учащихся во время летних каникул. Поэтому направления его деятельности
должны соответствовать каждой из задач.
Однако важно понимать, что социальный
педагог, работая в лагере, выполнят широкий спектр должностных обязанностей:
- осуществляет комплекс мероприятий по
воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности воспитанников;
- изучает
психолого-медико-педагогические особенности личности воспитанников и ее
микросреды, условия жизни;
- изучает склонности, интересы, сферу
дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности;
- осуществляет развитие, коррекцию,
просвещение, консультирование, профилактику воспитанников, проводит занятия в
закрепленном за ним по распределению учебной нагрузке помещении, обеспечивает
во время занятий надлежащий порядок и дисциплину;
- организует различные виды социально
ценной деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на
развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ,
участвует в их разработке и утверждении;
- проводит инструктаж обучающихся по
безопасности труда на занятиях с обязательной регистрацией в журнале
регистрации инструктажа;
- ведет в установленном порядке
документацию, осуществляет контроль за воспитанниками;
- заменяет на занятиях временно
отсутствующих педагогов по распоряжению начальника летнего оздоровительного
лагеря;
- участвует в организации
дополнительных услуг;
- обеспечивает сохранность методической
литературы и учебно-дидактического материала;
- вносит предложения по улучшению и
оздоровлению условий проведения воспитательного процесса, а также доводит до
сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении воспитательного
процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма
воспитанников. Проводит самоэкспертизу воспитательной среды детского
оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад).
Кроме всего перечисленного социальный
педагог выполняет узкий специфический круг обязанностей в зависимости от
профильности лагеря: работа с детьми-инвалидами, с сиротами или детьми,
оставшимися без попечения родителей, с детьми «группы риска», с трудными детьми
или детьми с девиантным поведением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время работа социального
педагога в летних оздоровительных лагерях оказалась в необычных условиях, в
связи, с чем необходимая социально-психологическая помощь детям, педагогам и
родителям стала традиционно оказываться лишь в связи с учебным процессом и в
интервале учебного года. В связи с этим возникает парадоксальная ситуация, что
именно в то время когда имеются максимальные возможности для создания ребенку
психологически благоприятных условий для отдыха, возможности для оказания
полноценной социально-психологической помощи – он оказывается лишен их. Особенно
отчетливо это проявляется в системе организованного детского отдыха и прежде
всего в работе летних лагерей, которые оказались полностью лишены внимания
социальных педагогов.
Летние каникулы для школьников – это
восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование
личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям,
и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов,
и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах
деятельности. Но при этом многие родители не умеют правильно организовать досуг
своего ребенка. В решении этой проблемы помогают летние оздоровительные лагеря,
которые направлены на организацию дифференцированного досуга, способствующему
физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению
возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних
способностей.
В ходе проведенного нами исследования
с целью раскрытия особенностей содержания, методов, приемов, форм и средств
работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере были решены
поставленные в курсовой работе задачи.
На основе изученной
социально-педагогической литературы были определены проблемы жизнедеятельности
летних оздоровительных лагерей, к которым относятся: отсутствие
социально-психологической службы, которая призвана направлять детей, педагогов
и родителей на решение сложившихся у них трудных жизненных ситуаций; небольшой
опыт работы педагогов с детьми во временном коллективе или отсутствие его;
незнание педагогов особенностей работы с разными возрастными группами;
недостаточные условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы
максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и
потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в
обществе; неинформированность родителей о работе с их детьми в летнем оздоровительном
лагере.
Организуя работу в летнем
оздоровительном лагере, важно учитывать, что коллектив в нем временный и работа
рассчитана на небольшой срок. исходя из этого, можно выделить следующие
направления работы социального педагога в лагере:
1.
Исследование
социума оздоровительного лагеря. Психодиагностическая работа.
2.
Повышение уровня
педагогической культуры педагогов и воспитателей оздоровительного лагеря.
3.
Социально-педагогическое
просвещение и консультирование.
4.
Социально-педагогическая
профилактика.
5.
Содействие
созданию педагогически ориентированной среды.
6.
Организационно-методическая
деятельность.
В связи с этим нами была разработана
программа по работе социального педагога в летнем оздоровительном лагере,
которая направлена на создание комфортных условий для развития коммуникативной
компетенции у воспитанников и тех, кто впервые посещает летний оздоровительный
лагерь; осуществление психофизического оздоровления несовершеннолетних, посещающих
летний оздоровительный лагерь (снижение уровня тревожности, снятие мышечного и
эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период
обучения) средствами недирективной игровой терапии, сказкотерапии, атр-терапии,
телесно-ориентированной терапии; проведение психолого-педагогической
диагностики психоэмоционального состояния субъектов воспитательного процесса
(воспитанники, их родители (законные представители) и педагоги) с целью
оказания им своевременной психологической помощи и поддержки посредством
консультативной и коррекционно-развивающей деятельности; развитие у
несовершеннолетних осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые
они совершают и их последствиям через организацию психопрофилактической и
психопросветительской деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря.
Практическая значимость исследования
состоит в том, что теоретические положения и выводы, содержащиеся в курсовой
работе, материалы программы по работе социального педагога в летнем
оздоровительном лагере могут быть учтены в организации подготовки социальных
педагогов к работе в лагере.
Социальный педагог помогает детям
выявить их способности, установить дружбу в коллективе, направляет на развитие
их интересов. Он помогает родителям разобраться в трудностях правильного выбора
лагеря. Социальный педагог должен уметь в зависимости от педагогической
ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей детей
подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность,
чтобы достичь цели всестороннего развития ребенка.
В воспитании детей значение
социального педагога неоценимо. Вот почему педагог должен быть
психологом-организатором, добрым, внимательным, который сможет найти общий язык
с детьми и который сможет расположить их к себе. Социальный педагог должен
сеять зерна добра в сознании детей, учить их смотреть на будущее с надеждой,
воспитывать духовно-сильными личностями. Родители в свою очередь не имеют права
быть безразличными к своим детям, они должны думать об их судьбе, интересоваться
их мечтами и планами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Закон Республики
Беларусь от 19 ноября 1993 г. "О правах ребенка" (Ведамасцi
Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 33, ст. 430; Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 103, 2/215).
2.
Закон Республики
Беларусь от 29 октября 1991 г. "Об образовании в Республике Беларусь"
(Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598;
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 37, 2/844).
3.
Концепция
непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь от 14
декабря 2006 г.
4.
Положение
Министерства Образования от 12 декабря 2002 г. № 55 «Об оздоровительном лагере»
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 23 декабря 2002 г. N
8/8888).
5.
Постановление
Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых
вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей»
(Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики
Беларусь, 1999 г., № 15, ст.435; Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 1999 г., № 45, 5/935; 2002 г., № 63, 5/10532; № 98, 5/11017; 2003 г.,
№ 40, 5/12232).
6.
Постановление
Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2010 г. № 446 «О
финансировании летнего оздоровления детей в 2010 году».
7.
Санитарные нормы,
правила и гигиенические нормативы от 28 апреля 2008 г. № 76 «Гигиенические
требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных
лагерях».
8.
Бычковский П.М.
Формы воспитательной работы в школе и лагере: игры, конкурсы, викторины / П.М.
Бычковский, Л.С. Полякова. – Мн.: БГУ, 2008. – 359 с.
9.
Василькова Ю.В.
Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Изд.
центр: «Академия», 2002. – 160 с.
10.
Загородный летний
детский лагерь / С.А. Шмаков // Летний детский отдых / под ред. Г.Л. Шереш. –
Мозырь: Содействие, 2008. – с. 20-24.
11.
Карасева, Н.А.
Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений / Н.А.
Карасева, Г.И. Руденкова. – Мн.: «Беларусь», 2004. – 243 с.
12.
Красовская С.С.
Специализированная смена в «Зубренке» «Правовой марафон» / С.С. Красовская. –
Мн.: Изд. центр БГУ, 2003 – 67 с.
13.
Левко А.И.
Социальная педагогика / А.И. Левко. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003. – 341 с.
14.
Лето – не для
скуки / Л. Шипилова // Социальная педагогика. – 2005. - № 2. – с. 16-19.
15.
Летний отдых с
«группой риска» / В. Смирнов // Социальная педагогика. – 2005. - № 2. – с. 59-61.
16.
Мардахаев Л.В.
Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
17.
Модель
воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря / Н.К. Катович // Праблемы
выхавання. – 2007. - №
4. – с. 6-10.
18.
Национальный
детский оздоровительный лагерь «Зубренок» / Н.Г. Онуфриева // Праблемы
выхавання. – 2007. - №
4. – с. 3-5.
19.
Никитина, Н.И.
Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф.
Глухова. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
20.
Об организации
отдыха и оздоровления детей в летний период / А.В. Рысовец // Праблемы
выхавання. – 2009. - №
5. – с. 22-26.
21.
Образовательная
среда в летнем детском оздоровительном центре / Л.В. Васюта // Праблемы
выхавання. – 2007. - №
4. – с. 58-63.
22.
Овчарова, Р.В.
Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М.: Сфера, 2004. –
480 с.
23.
Педагогика лета
/ под ред. Н.В. Боровик. – Мн.: ООО «Красико-Принт», 2002. – 176 с.
24.
Поляков, С.Д.
Технологии воспитания / С.Д. Поляков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –
144 с.
25.
Программа
детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Радуга» «Школа добрых
волшебников» / А.Н. Сацута // Праблемы выхавання. – 2008. - № 3. – с. 57-61.
26.
Программа
деятельности летнего профильного лагеря «Юный Археолог» / Н. Ботвина //
Социальная педагогика. – 2005. - № 2. – с. 53-58.
27.
Региональная
модель оздоровления детей-инвалидов в условиях летнего лагеря / Е.А. Винникова
// Сацыяльна-педагагiчная работа. –
2008. - № 8. – с. 28-33.
28.
Рожков, М.И.
Развитие самоуправления в детских коллективах / М. И. Рожков. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС. 2002. – 160 с.
29.
Социально-педагогическая
деятельность детского оздоровительного лагеря / Ю. Таран // Народное
образование. – 2004. - №
3. – с. 89-94.
30.
Социальная
педагогика / А.В. Мудрик // под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп.
– М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
31.
Сысоева, М.Е.
Основы вожатского мастерства / М. Е. Сысоева, С. В. Хансова. – М.: Центр
гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 128 с.
32.
Творческо-игровой
проект «Летнее путешествие от А до Я» / Т. Н. Тармола // Праблемы выхавання. –
2007. - № 4. – с. 11-26.
33.
Тихомирова, Е.И.
Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе / Е.И.
Тихомирова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144
с.
34.
Трудные дети,
трудные люди / К. Ефремов // Народное образование. – 2004. - № 3. – с. 117-132.
35.
Холостова, Е.И.
Практикум по социальной работе/ Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая
компания «Дашков и К», 2008. – 296 с.
36.
Целищева М.В.
Психологический досуг в детском коллективе / М.В. Целищева. – Мн.: Изд. центр
БГУ, 2003. – 64 с.
37.
Цель воспитания
/ А.С. Макаренко // История социальной педагогики / под ред. М.А. Галагузовой.
– М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – с. 478-493.
38.
Что такое смена?
/ под ред. С.И. Калашникова. – Ставрополь: «Ставропольский краевой центр
содействия занятости и информационного обеспечения молодежи», 2006. – 170 с.
39.
Шереш, Г.Л.
Летний детский отдых / Г.Л. Шереш. – 3-е изд. - Мозырь: Содействие, 2008. – 232 с.
40.
Шакурова, М.В.
Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова – 2-е изд.
стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.
41.
Юзефавичус, Т.А.
Советы бывалого вожатого / Т.А. Юзефавичус. – М.: Педагогическое общество
России, 2005. – 192 с.
42.
#"#">www.zubronok.unibel.by:
– дата доступа: -
12. 11. 2010 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рекомендации воспитателям,
психологам, социальным педагогам.
Если ребенок лжет:
- Любите и принимайте ребенка таким,
какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
- Уча ребенка честности, будьте честны
сами. Ребенок должен понимать, что вы не можете смириться с ложью и всякая
неправда вам чужда. Даже умолчание для вас – тоже ложь.
- Чем лучше будет ребенок чувствовать
себя в вашем обществе, тем более хорошее представление у него сложится о себе
самом и тем реже у него будет возникать желание солгать.
- Чаще хвалите, одобряйте ребенка,
поощряйте за хорошие поступки.
- Если вы уверены, что ребенок лжет,
постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.
- Причинами лжи могут служить следующие
проблемы: нужда в похвале или проявлении любви взрослого; попытка скрыть свою
вину; попытка избежать наказания; желание выразить свою враждебность тому, кто
лжет.
- Найдя возможную причину лжи,
постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему.
- Не наказывайте ребенка, если он сам
сознается во лжи, дав оценку собственному поступку.
- Сделайте все от вас зависящее, чтобы
у ребенка не было заниженной самооценки.
Если ребенок гипердинамичен:
- Любите и принимайте ребенка таким,
каков он есть.
- Четко придерживайтесь режима дня.
- Строго разграничьте целенаправленную
активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.
- Приобщайте ребенка к организованным
подвижным играм в которых он может расходовать избыточную энергию.
- Приобщайте ребенка к командным играм,
где ребенок может подчиняться определенным требованиям, ставить перед собой
цель и стремиться выполнить её.
- Поощряйте ребенка за все виды
деятельности, требующие концентрации внимания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|