бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях бесплатно рефераты

Здесь основная работа ложиться на педагогов физкультуры, но и социальный педагог должен брать на себя большую часть обязанностей, таких как организация мероприятий по профилактике зависимостей, привлечение девиантных детей к занятиям спортом, организация подвижных игр (даже в дождливую погоду), помощь в организации турпоходов, проведение акций по здоровому образу жизни и др.

Таким образом социальный педагог планирует свою деятельность в соответствии с поставленными перед ним целями и задачами: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул. Поэтому направления его деятельности должны соответствовать каждой из задач.

Однако важно понимать, что социальный педагог, работая в лагере, выполнят широкий спектр должностных обязанностей:

-  осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности воспитанников;

-  изучает психолого-медико-педагогические особенности личности воспитанников и ее микросреды, условия жизни;

-  изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности;

-  осуществляет развитие, коррекцию, просвещение, консультирование, профилактику воспитанников, проводит занятия в закрепленном за ним по распределению учебной нагрузке помещении, обеспечивает во время занятий надлежащий порядок и дисциплину;

-  организует различные виды социально ценной деятельности воспитанников и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

-  проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа;

-  ведет в установленном порядке документацию, осуществляет контроль за воспитанниками;

-  заменяет на занятиях временно отсутствующих педагогов по распоряжению начальника летнего оздоровительного лагеря;

-  участвует в организации дополнительных услуг;

-  обеспечивает сохранность методической литературы и учебно-дидактического материала;

-  вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма воспитанников. Проводит самоэкспертизу воспитательной среды детского оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад).

Кроме всего перечисленного социальный педагог выполняет узкий специфический круг обязанностей в зависимости от профильности лагеря: работа с детьми-инвалидами, с сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, с детьми «группы риска», с трудными детьми или детьми с девиантным поведением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящее время работа социального педагога в летних оздоровительных лагерях оказалась в необычных условиях, в связи, с чем необходимая социально-психологическая помощь детям, педагогам и родителям стала традиционно оказываться лишь в связи с учебным процессом и в интервале учебного года. В связи с этим возникает парадоксальная ситуация, что именно в то время когда имеются максимальные возможности для создания ребенку психологически благоприятных условий для отдыха, возможности для оказания полноценной социально-психологической помощи – он оказывается лишен их. Особенно отчетливо это проявляется в системе организованного детского отдыха и прежде всего в работе летних лагерей, которые оказались полностью лишены внимания социальных педагогов.

Летние каникулы для школьников – это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах деятельности. Но при этом многие родители не умеют правильно организовать досуг своего ребенка. В решении этой проблемы помогают летние оздоровительные лагеря, которые направлены на организацию дифференцированного досуга, способствующему физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей.

В ходе проведенного нами исследования с целью раскрытия особенностей содержания, методов, приемов, форм и средств работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере были решены поставленные в курсовой работе задачи.

На основе изученной социально-педагогической литературы были определены проблемы жизнедеятельности летних оздоровительных лагерей, к которым относятся: отсутствие социально-психологической службы, которая призвана направлять детей, педагогов и родителей на решение сложившихся у них трудных жизненных ситуаций; небольшой опыт работы педагогов с детьми во временном коллективе или отсутствие его; незнание педагогов особенностей работы с разными возрастными группами; недостаточные условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе; неинформированность родителей о работе с их детьми в летнем оздоровительном лагере.

Организуя работу в летнем оздоровительном лагере, важно учитывать, что коллектив в нем временный и работа рассчитана на небольшой срок. исходя из этого, можно выделить следующие направления работы социального педагога в лагере:

1.                 Исследование социума оздоровительного лагеря. Психодиагностическая работа.

2.                 Повышение уровня педагогической культуры педагогов и воспитателей оздоровительного лагеря.

3.                 Социально-педагогическое просвещение и консультирование.

4.                 Социально-педагогическая профилактика.

5.                 Содействие созданию педагогически ориентированной среды.

6.                 Организационно-методическая деятельность.

В связи с этим нами была разработана программа по работе социального педагога в летнем оздоровительном лагере, которая направлена на создание комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у воспитанников и тех, кто впервые посещает летний оздоровительный лагерь; осуществление психофизического оздоровления несовершеннолетних, посещающих летний оздоровительный лагерь (снижение уровня тревожности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения) средствами недирективной игровой терапии, сказкотерапии, атр-терапии, телесно-ориентированной терапии; проведение психолого-педагогической диагностики психоэмоционального состояния субъектов воспитательного процесса (воспитанники, их родители (законные представители) и педагоги) с целью оказания им своевременной психологической помощи и поддержки посредством консультативной и коррекционно-развивающей деятельности; развитие у несовершеннолетних осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям через организацию психопрофилактической и психопросветительской деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, содержащиеся в курсовой работе, материалы программы по работе социального педагога в летнем оздоровительном лагере могут быть учтены в организации подготовки социальных педагогов к работе в лагере.

Социальный педагог помогает детям выявить их способности, установить дружбу в коллективе, направляет на развитие их интересов. Он помогает родителям разобраться в трудностях правильного выбора лагеря. Социальный педагог должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей детей подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели всестороннего развития ребенка.

В воспитании детей значение социального педагога неоценимо. Вот почему педагог должен быть психологом-организатором, добрым, внимательным, который сможет найти общий язык с детьми и который сможет расположить их к себе. Социальный педагог должен сеять зерна добра в сознании детей, учить их смотреть на будущее с надеждой, воспитывать духовно-сильными личностями. Родители в свою очередь не имеют права быть безразличными к своим детям, они должны думать об их судьбе, интересоваться их мечтами и планами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. "О правах ребенка" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 33, ст. 430; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 103, 2/215).

2.     Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. "Об образовании в Республике Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 37, 2/844).

3.     Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь от 14 декабря 2006 г.

4.                       Положение Министерства Образования от 12 декабря 2002 г. № 55 «Об оздоровительном лагере» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 23 декабря 2002 г. N 8/8888).

5.     Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления и санаторно-курортного лечения детей» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1999 г., № 15, ст.435; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 45, 5/935; 2002 г., № 63, 5/10532; № 98, 5/11017; 2003 г., № 40, 5/12232).

6.     Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 2010 г. № 446 «О финансировании летнего оздоровления детей в 2010 году».

7.     Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы от 28 апреля 2008 г. № 76 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных лагерях».

8.     Бычковский П.М. Формы воспитательной работы в школе и лагере: игры, конкурсы, викторины / П.М. Бычковский, Л.С. Полякова. – Мн.: БГУ, 2008. – 359 с.

9.     Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Изд. центр: «Академия», 2002. – 160 с.

10. Загородный летний детский лагерь / С.А. Шмаков // Летний детский отдых / под ред. Г.Л. Шереш. – Мозырь: Содействие, 2008. – с. 20-24.

11.  Карасева, Н.А. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений / Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова. – Мн.: «Беларусь», 2004. – 243 с.

12.  Красовская С.С. Специализированная смена в «Зубренке» «Правовой марафон» / С.С. Красовская. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003 – 67 с.

13.  Левко А.И. Социальная педагогика / А.И. Левко. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003. – 341 с.

14.  Лето – не для скуки / Л. Шипилова // Социальная педагогика. – 2005. - № 2. – с. 16-19.

15.  Летний отдых с «группой риска» / В. Смирнов // Социальная педагогика. – 2005. - № 2. – с. 59-61.

16.  Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

17.  Модель воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря / Н.К. Катович // Праблемы выхавання. – 2007. - № 4. – с. 6-10.

18.  Национальный детский оздоровительный лагерь «Зубренок» / Н.Г. Онуфриева // Праблемы выхавання. – 2007. - № 4. – с. 3-5.

19.  Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.

20.  Об организации отдыха и оздоровления детей в летний период / А.В. Рысовец // Праблемы выхавання. – 2009. - № 5. – с. 22-26.

21.  Образовательная среда в летнем детском оздоровительном центре / Л.В. Васюта // Праблемы выхавання. – 2007. - № 4. – с. 58-63.

22.  Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М.: Сфера, 2004. – 480 с.

23.  Педагогика лета / под ред. Н.В. Боровик. – Мн.: ООО «Красико-Принт», 2002. – 176 с.

24.  Поляков, С.Д. Технологии воспитания / С.Д. Поляков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

25.  Программа детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Радуга» «Школа добрых волшебников» / А.Н. Сацута // Праблемы выхавання. – 2008. - № 3. – с. 57-61.

26.  Программа деятельности летнего профильного лагеря «Юный Археолог» / Н. Ботвина // Социальная педагогика. – 2005. - № 2. – с. 53-58.

27.  Региональная модель оздоровления детей-инвалидов в условиях летнего лагеря / Е.А. Винникова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. - № 8. – с. 28-33.

28.  Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М. И. Рожков. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002. – 160 с.

29.  Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря / Ю. Таран // Народное образование. – 2004. - № 3. – с. 89-94.

30.  Социальная педагогика / А.В. Мудрик // под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.

31.  Сысоева, М.Е. Основы вожатского мастерства / М. Е. Сысоева, С. В. Хансова. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 128 с.

32.  Творческо-игровой проект «Летнее путешествие от А до Я» / Т. Н. Тармола // Праблемы выхавання. – 2007. - № 4. – с. 11-26.

33.  Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе / Е.И. Тихомирова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.

34.  Трудные дети, трудные люди / К. Ефремов // Народное образование. – 2004. - № 3. – с. 117-132.

35.  Холостова, Е.И. Практикум по социальной работе/ Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2008. – 296 с.

36.  Целищева М.В. Психологический досуг в детском коллективе / М.В. Целищева. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003. – 64 с.

37.  Цель воспитания / А.С. Макаренко // История социальной педагогики / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – с. 478-493.

38.  Что такое смена? / под ред. С.И. Калашникова. – Ставрополь: «Ставропольский краевой центр содействия занятости и информационного обеспечения молодежи», 2006. – 170 с.

39.  Шереш, Г.Л. Летний детский отдых / Г.Л. Шереш. – 3-е изд. - Мозырь: Содействие, 2008. – 232 с.

40.  Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М. В. Шакурова – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.

41.  Юзефавичус, Т.А. Советы бывалого вожатого / Т.А. Юзефавичус. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 192 с.

42.  #"#">www.zubronok.unibel.by: – дата доступа: - 12. 11. 2010 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ А


Рекомендации воспитателям, психологам, социальным педагогам.


Если ребенок лжет:

-  Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.

-  Уча ребенка честности, будьте честны сами. Ребенок должен понимать, что вы не можете смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас – тоже ложь.

-  Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать.

-  Чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.

-  Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.

-  Причинами лжи могут служить следующие проблемы: нужда в похвале или проявлении любви взрослого; попытка скрыть свою вину; попытка избежать наказания; желание выразить свою враждебность тому, кто лжет.

-  Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему.

-  Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному поступку.

-  Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.

Если ребенок гипердинамичен:

-  Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

-  Четко придерживайтесь режима дня.

-  Строго разграничьте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.

-  Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм в которых он может расходовать избыточную энергию.

-  Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок может подчиняться определенным требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить её.

-  Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14