бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях бесплатно рефераты

При планировании важно соблюдать принцип системного подхода к воспитанию, что предполагает четкое определение целей и задач воспитания, обеспечение тесного единства всех сторон воспитания, единых педагогических требований к воспитанникам со стороны всего состава воспитателей лагеря. Воспитанники должны быть включены в процесс разработки плана их жизнедеятельности. Принцип управляемости требует наличия регулярной обратной связи, контроля за результатами воспитательного воздействия, учета эффективности воспитательной работы в целом.

Вся практическая работа по составлению плана предполагает ряд операций:

1.                 Анализ источников планирования и результатов педагогической диагностики.

К источникам для составления плана относятся:

-  Государственные, ведомственные документы, где поставлены текущие и перспективные цели и задачи воспитания школьников, с тщательным анализом их содержания и последующей трансформацией общегосударственных задач в профессиональные воспитательные задачи.

-  Характеристика отряда на основе диагностических данных.

-  Знаменательные даты, совпадающие с периодом действия плана работы. Они расширяют общий кругозор детей о событиях, происходящих в стране и мире, и помогают формировать у школьников патриотические чувства.

-  Текущие события в стране и за рубежом. Их разностороннее знание позволяет сделать воспитательную работу актуальной и своевременной.

-  Интересы и желания детей. План приобретает жизненную реальность, если в проектирование процесса воспитания вовлекаются школьники.

2.                 Формирование педагогических задач и запись их в рабочий план.

При этом надо помнить, что: задачи формируются на основе анализа уровня развития учащихся и воспитанности коллектива; необходимо избегать избыточного количества воспитательных задач и видов деятельности.

3.                 Определение развивающих видов деятельности и действий социального педагога на основе всех источников и данных для составления плана.

Для планирования существенное значение имеет учет направлений всестороннего развития личности школьника: умственное воспитание, нравственное воспитание, развитие политической культуры, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, экономическое воспитание, правовое воспитание, экологическое воспитание, физическое воспитание.

4.                 Оформление структуры плана и ее заполнение.

Наиболее распространенной формой текстового оформления результатов планирования работы в отряде является так называемый план-сетка. преимущества его очевидны: наглядность, календарность, вариативность.

К плану-сетке прилагается обоснование плана, включающее:

1)                психолого-педагогическую характеристику отряда;

2)                основные задачи деятельности вожатого на смену.

Еще одной составляющей успешной деятельности социально педагога является создание и развитие временного коллектива детей, который мы подробно описывали в первой главе.

Одна из наиболее распространенных ошибок в формировании детского коллектива в летнем лагере – ложные ставки, которые делает педагог на активных, гиперобщительных детей, легко приспосабливающихся к любым условиям. Подобный выбор лидеров нередко оборачивается полной анархией в отряде из-за психологической особенности личности таких детей. В нашей практике был случай, когда ребенок, так называемый «душой компании», «весельчаком» в момент возложения на него ответственности, растерялся, не проявил себя таким же инициатором как в отношениях с ребятами. Поэтому нужно внимательно присматриваться к детям. Особенно к ребятам, испытывающим сложности адаптации, склонным к временным депрессиям из-за непривычных условий, нужно присмотреться внимательно. Обратить внимание на таких часто плачущих аутсайдеров в отряде. Если педагог сможет помочь такому ребенку, то буквально через пять-шесть дней, скорее всего, получит прекрасного лидера, на которого сможет положиться как на самого себя.

Исходя из проанализированных источников [38, 39, 41], следует что, самым главным условием успешной социально-педагогической деятельности является профессиональная компетентность социального педагога и использование им разнообразных, но уместных методов и методик.

По Шакуровой М.В. [40]: метод – это способ достижения какой-либо цели, способ действия; а методика – сложившаяся совокупность методов, позволяющая решать типовые задачи.

Как писал С.А. Смирнов [40]: «Воспитывая, можно действовать по-разному: воздействовать на ребенка, противодействовать ему, содействовать или помогать, сотрудничать».

Задачи методики социально-педагогической работы (по Левко А.И. [13]) заключаются, во-первых, в раскрытии основных направлений и принципов, форм и приемов организации социально-педагогической работы с различными категориями детей; во-вторых, в обучении социальной воспитательной работе, искусстве оказывать социально-педагогическую поддержку детям, нуждающимся в социальной адаптации, педагогической коррекции, реабилитации.

Методы социально-педагогической работы представляют собой способы совместной деятельности социального педагога и воспитанника в разрешении конкретной проблемы. Методы работы социального педагога, применяемые на практике можно классифицировать на:

1)                общие методы социально-педагогической работы;

2)                методы групповой социально-педагогической работы с различными группами населения;

3)                методы индивидуальной социально-педагогической работы;

4)                методы общепедагогического воздействия;

5)                методы педагогической психотерапии;

6)                методы социальной диагностики, направленные на конкретное изучение личности;

7)                методы социального воспитания, направленные на ответственное участие взрослых, всех социальных институтов района в воспитании детей, создание гуманной среды воспитания;

8)                методы социально-педагогической поддержки, направленные на оказание помощи человеку средствами воспитания, образования, социальной работы;

9)                методы активного обучения, направленные на вооружение необходимыми знаниями, умениями, навыками, жизненно необходимыми для самостоятельно решения своей проблемы;

10) методы педагогической коррекции, направленные на исправление дефектов характера, поведения ребенка.

Никитина Н.И. [19] рассматривает методику работы социального педагога как относительно целостную совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности, поддержку индивида в трудной жизненной ситуации; систему последовательных взаимосвязанных действий социального педагога и подопечного, обеспечивающих эффективное решение проблема.

Понятие «форма» означает «способ организации и способ существования предмета, процесса, явления» Форма социально-педагогической работы – это способ организации процесса, отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения социального педагога и его подопечных.

Бесспорно, в сложном процессе социально-педагогической работы нельзя довольствоваться какой-либо одной формой организации. Важное требование к социально-педагогической деятельности – применение разнообразных форм ее организации, адекватных конкретной социальной ситуации. Мы считаем, что разнообразие форм работы социального педагога – это залог успешной деятельности.

Формы работы педагога могут быть самые разные: спортивные игры и соревнования, походы и экскурсии, просмотры телевизионных передач, шоу, ярмарки, конкурсы.

Самой распространенной формой организации досуга в летних лагерях являются игры. Их потенциал, рассматривают такие авторы как Н.И. Никитина [19], Е.И. Тихомирова [33], игру в системе других мероприятий – Поляков С.Д. [24], Юзефавичус Т.А. [41] и др.

Время лагерной смены позволяет подготовить проведение массовых структурно сложных игр, включающих в себя другие формы досуговой деятельности. Такие игры развивают инициативу и творчество ребят, воспитывают у них такие социально ценные качества, как коллективизм и взаимопомощь.

Таким образом, педагогический инструментарий социального педагога является одним из условий эффективности его работы с детьми в летнем оздоровительном лагере, который является составной частью профессионального мастерства. Из работ конкретных исследователей [29, 11], видно, что социальным педагогам в их деятельности просто необходимо профессиональное мастерство и тем более в сегодняшнее время его нужно повышать. Потому что дети меняются, изменяется система работы с ними, а для достижения эффекта воспитания и развития личности нужны отличные знания, умения, навыки и новые методы, формы, в работе с воспитанниками.

На основе исследований используемой литературы можно сделать несколько выводов об условиях эффективности работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере:

1.                 Должна быть личная заинтересованность педагога в работе с детьми;

2.                 Он должен быть профессионально тактичным, то есть вызывать симпатию у детей, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, добросовестно исполнять свой долг;

3.                 Социальный педагог, на наш взгляд, обязательно должен обладать терпимостью, это помогает гуманизировать межличностные отношения, делать их более человечными и доброжелательными;

4.                 Социальный педагог должен уметь внимательно слушать, а это совсем не просто;

5.                 Самое главное – педагог должен любить свою профессию, несмотря на неудачи, которые встречаются на его пути. Поэтому нужно очень серьезно относиться к выбору этой профессии.

Таким образом, от перечисленных нами условий и данных рекомендаций [Приложение А] будет зависеть эффективность работы социального педагога.


2.2            Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях


Работа социального педагога в детских лагерях в большом объеме предусмотрена не во всех оздоровительных лагерях. Однако, как мы уже выяснили, для оздоровительных лагерей работа социального педагога востребована не только штатным расписанием, но и, главным образом, поставленными перед ними задачами. Работа социального педагога в лагере отличается от работы его коллег в школах и в детских дошкольных учреждениях тем, что она временная и должна быть реализована в весьма короткие сроки. По этой причине содержание основных направлений деятельности необходимо планировать, учитывая данные условия.

Содержание деятельности смены лагеря определяется направленностью смены (профильной, труда и отдыха или иной направленностью) с обязательным проведением оздоровительных мероприятий.

Летняя оздоровительная компания требует пристального внимания и усилий, так как решает вопросы социально-психологической реабилитации детей в период каникул. В период летней оздоровительной компании необходимо также формирование комплекса условий (нормативно-правовых, организационно-управленческих, программно-методических, кадровых, материально-технических, информационных), обеспечивающих эффективное социально-психологическое сопровождение детских оздоровительных лагерей дневного пребывания (профильных оздоровительных лагерей, детских трудовых бригад), направленное на повышение качества педагогического процесса в целом.

Какая бы ни была направленность смены лагеря необходимо везде заботиться о здоровье детей. Детский оздоровительный лагерь в первую очередь нацелен на сохранение и восстановление здоровья детей и подростков. Поскольку здоровье – понятие комплексное, помимо врачей к работе могут привлекаться педагог-психолог (оптимизация психического (душевного) здоровья), социальный педагог (создание условий для социального здоровья).

Основные цели, задачи, направления работы социального педагога регламентируются должностными инструкциями [Приложение Б].

В период социально-психологического сопровождения детского оздоровительного лагеря организованные и проведенные мероприятия педагогом-психологом, социальным педагогом фиксируются в той же документации по организации деятельности, что и велась специалистами в течение учебного года. Обязательна эстетичность оформления документации:

-  журнал учета индивидуальных консультаций;

-  журнал учета групповых форм работы: (учет диагностики; развивающей и коррекционной работы; группового консультирования, просветительско-профилактической работы);

-  журнал учета посещаемости детьми занятий со специалистом;

-  журнал учета входящей документации для специалиста;

-  журнал учета исходящей документации;

-  индивидуальная карта развития личности обучающегося летнего оздоровительного лагеря (профильного оздоровительного лагеря, трудовых бригад);

-  папка отчетной документации деятельности специалиста (текущая (социальный паспорт отряда, лагеря; результаты соцопросов, аналитические отчеты; акты обследования жилищно-бытовых условий и др.) и итоговая отчетность (за смену)).

Так же для деятельности специалистов в период работы детского оздоровительного лагеря необходимы:

-  годовой план работы специалиста, в котором сделан акцент на содержание работы специалиста в период каникул детей и подростков (в т.ч. летних каникул). Включенность мероприятий социально-психологической направленности в общий лагерный план;

-  утвержденная директором должностная инструкция специалиста детского оздоровительного лагеря дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, детских трудовых бригад);

-  утвержденная директором циклограмма деятельности специалиста социально – психологического сопровождения детского оздоровительного лагеря дневного пребывания (профильного оздоровительного лагеря, летних трудовых бригад);

-  программно-методическое обеспечение деятельности (диагностический инструментарий, образовательные социально-психологические программы, просветительско-профилактические материалы, тренинговые программы и т.п. для участников педагогического процесса);

-  целевая программа лагерной смены оздоровительного лагеря утвержденная директором [Приложение В];

-  при необходимости наличия клуба социально-психологической направленности в лагере (клуб по интересам): приказ о создании, приказ о назначении руководителя клуба, название, профиль деятельности клуба, для какой категории участников, программа работы клуба, график работы, документация, подтверждающая работу клуба.

Но заполнение и ведение только документации, не обеспечит социальному педагогу успешной деятельности. Надо тщательно подойти к разработке программы работы социального педагога на период лагерной смены.

На основе изученной литературы нами была разработана примерная программа деятельности социального педагога в летнем оздоровительном лагере с учетом всех направлений деятельности [Приложение Г].

Направления работы социального педагога в оздоровительном лагере будут зависеть от цели и задач работы.

Цель – создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул.

Задачи социального педагога:

-  профилактика детской безнадзорности, правонарушений и травматизма, имеющих место в первый месяц летних каникул;

-  проведение работы с детьми в рамках основных направлений деятельности лагеря, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;

-  развитие творческих способностей школьников;

-  воспитание культуры поведения;

-  формирование у школьников навыков общения и толерантности;

-  привитие навыков здорового образа жизни.

Программа рассчитана на период одной лагерной смены (18 дней).

Контингент воспитанников: от 6 до 18 лет.

Ожидаемые результаты работы социального педагога в летнем оздоровительном лагере:

-  укрепление здоровья детей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14