бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях бесплатно рефераты

ПРИЛОЖЕНИЕ З


УПРАЖНЕНИЕ «ЧУВСТВОВАНИЕ»

В кругу, сидя на стульях. «Закрывайте глаза, возьмите соседей за руки. Внимание на ладонь соседа слева. Постарайтесь по моей команде «Начали» оценить свои ощущения. Не отрывая глаз, сосредоточится, и попытаться понять, какие чувства вызывают у вас прикосновения к руке соседа? Что вы можете сказать о его состоянии? Попробуйте это почувствовать. Начали! (время до 1 минуты) Стоп! Откройте глаза, опустите руки. Что вы можете сказать об ощущениях соседа? Что вы скажете о своих ощущениях?» (Идет вербализация ощущений).

Возможен вариант продолжения задания при условии, что большинство ребят справились с «чувствованием». Для этого нужно разбиться на пары и выполнить аналогичное задание. После выполнения задания - вербализация ощущений.

Очень важно уметь доверять человеку. Располагать уверенность в правильности его действий по отношению к вам. Относиться без пристрастия и подозрения. Именно это помогает найти совместное решение, избавляет от ненужных конфликтов.

УПРАЖНЕНИЕ «СЛЕПЕЦ И ПОВОДЫРЬ»

«Нужно выбрать каждому себе пару. Один из пары - слепец, другой поводырь. Тот, кто играет роль слепца, завязывает или закрывает глаза. Поводырь должен встать позади слепца и подавать команды, выбирать наиболее свободный путь слепцу, избегая при этом столкновения с другими парами. Поводырю нельзя повышать голос, нельзя грубо обращаться со слепцом, нельзя преднамеренно вести его на препятствия. Слепец должен выполнять команды, не открывать глаза и не снимать повязку.

Условия понятны? Разбились на пары. По моей команде «начали!» выполняем упражнение. По команде «Стоп» - заканчиваем».

После разового проигрывания ребята меняются ролями. Слепец становится поводырем, поводырь - слепцом. Далее следует провести вербализацию игровых ощущений, задавая вопросы

• какая из ролей тебе больше понравилась, почему?

• что ты чувствовал, когда играл роль?

• как, по-твоему, должен был сыграть твой партнер?

«Спасибо! Молодцы!

Теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы: «Сложно ли быть внимательным?», «Что нужно делать для того, чтобы быть внимательным?» (выслушать ответы детей). Хорошо, молодцы! А как вы думаете, сложно ли управлять своим вниманием? Давайте попробуем!»

УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ»

«Сейчас я буду зачитывать вам текст. А вы попробуйте представить себе все то, о чем будет идти речь. Представлять нужно молча, не мешать соседям, не смеяться. Лучше всего устроиться поудобней и закрыть глаза. По моей команде «Начали!» выполняем упражнение».

1. Представьте себе белого, мягкого, пушистого кролика. Он сидит на травке и грызет морковку (пауза 10 секунд). Представили? А теперь не думайте о белом пушистом кролике. Нельзя думать о кролике!

2. А теперь представьте себе старую хромую обезьяну. Вот она идет по дороге и любуется спелыми гроздьями бананов (пауза 10 секунд).

Представили? А теперь не думайте о старой хромой обезьяне. Нельзя о ней думать!

3. Теперь попробуйте представить каменистую пустынную местность. Кругом растут кактусы. Неожиданно на дороге появляется страус. Он бежит быстро-быстро перебирая ногами и вытянув шею вперед (пауза 10 секунд). Представили? А теперь не думайте о страусе и кактусах! Нельзя о них думать!

4. Давайте представим картину с павлином (пауза 5 секунд). Вот павлин раскрывает свой хвост-веер, который начинает переливаться всеми цветами радуги (пауза 10 секунд). Представили? А теперь не думайте о павлине и о его хвосте. Нельзя думать об этом! (Пауза 10 секунд). Стоп! Закончили упражнение!

Вербализация игровых ощущений.

• Кому и что именно удалось представить?

• Что в представлении вызвало наибольшее затруднение?

• Легко ли было думать о представленном после запрета?

• Что удалось представить почти без усилий?

«Замечательно, молодцы! Ребята, а как вы думаете, легко ли представить себе то, чего никогда не видели, и чего на самом деле не бывает? (Выслушать возможные варианты детей). Давайте попробуем пофантазировать, представляя себе образы самых необычных цветов! Вот сейчас мы с вами попробуем пофантазировать, используя различные цвета».

УПРАЖНЕНИЕ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ФАНТАЗИЯ»

«Вы устроитесь поудобнее, закроете глаза, и по моей команде «Начали!», попробуете представить себе те цвета, которые я буду называть. Заменять один цвет другим нельзя. Попытайтесь выполнить точно. По команде «Стоп!», упражнение заканчивается».

«Представьте себе лес (пауза 5 секунд). Но лес не зелёный, а синий (пауза). На синих ветках растут зелёные шишки (пауза). А вот, по веткам скачет фиолетовая белка (пауза). Пристроилась фиолетовая белка на синей ветке и стала грызть зелёную шишку (пауза). Небо над лесом жёлтое, солнце -коричневое, облака — розовые (пауза).

Под небом красный луг (пауза)! А трава на лугу оранжевая (пауза). На оранжевом лугу пасётся голубая корова с жёлтыми рогами (пауза). Течёт зелёная рачка (пауза). Рыбы в воде - розовые (пауза). На дне растут красные водоросли в белый горошек (пауза). Представили? Стоп!

Вербализация ощущений: • Что удалось представить?

• Что представилось легче всего, что труднее?

• Какой цвет для тебя был самым ярким?

Мы с вами говорили о доверии друг к другу. Когда мы с вами выполняли упражнение «Слепец и поводырь», Слепцу было важно доверять Поводырю. А Поводырю нужно было найти оптимальный и самый безопасный путь. А может ли случиться так, что многим людям придется одновременно отвечать за одного? Как вы думаете? (ответы детей). Может ли один человек доверять сразу многим? (ответы детей). Давайте попробуем в этом разобраться.

УПРАЖНЕНИЕ «НЕВАЛЯШКА»

В кругу становится 10 - 12 человек. В центре круга - Неваляшка. Ребенку, который играет эту роль, завязывают глаза и говорят, что он не должен сходить с места в центре круга. Неваляшка очень устойчивая фигура, хотя и кренится в разные стороны. Задача ребят в кругу — поддерживать Неваляшку, не дать ей упасть, она «хрустальная», бережно подталкивая, передавать ее ребятам, стоящим в кругу. Лучше всего взять для роли Неваляшки замкнутого, неуверенного в себе ребенка. Возможно, тактильный контакт со сверстниками придаст ему уверенности в своих силах. В этом же упражнении можно увидеть возможного негативного лидера и предупредить его дальнейшие поступки. Как правило, такие дети особенно резко отталкивают от себя Неваляшку, пытаются ущипнуть, иногда даже ударить. Педагог должен внимательно наблюдать за ходом упражнения. В случае негативного лидера стоит предложить ему роль Неваляшки (чувственное отношение ребят из отряда к «хрустальной Неваляшке» поможет снять отрицательные эмоции). Упражнение повторить 3-4 раза. Вербализация ощущений.

Когда люди собираются вместе, чтобы выполнить какое-либо задание или придумать совместное интересное мероприятие, очень важно умение действовать сообща. Выполнять девиз: «Один за всех и все за одного». Порой это выполнить не просто. Трудно добиться слаженности действий. Получиться ли это у нас? Давайте поэкспериментируем.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗЕРКАЛО»

Выбирается пара. Один - Зеркало, другой - Отражение. Ребенок, который играет роль Зеркала, производит различные движения - поглаживает волосы, строит рожи, поправляет одежду. Задача Отражения - попытаться скопировать движения Зеркала как можно точнее. Затем ребята меняются ролями в паре. Упражнение проигрывается еще раз. Можно задействовать 2-3 пары. Вербализация ощущений.

• Что получилось? Что - нет?

• Кому было играть легче, почему? Хорошо, молодцы! Замечательно получилось!

Ребята показали нам Зеркало и Отражение. Эти роли выполняли определенные движения, не сходя с места.

Как вы думаете, легко ли согласовывать действия во время движения? Давайте это выясним.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕЛОВЕК И ТЕНЬ»

Выбирается пара. Один из пары - Человек, другой - Тень. Человек движется по отрядной комнате, выполняя какие-либо движения. Задача Тени -стараться повторить их (тоже в движении) правильно. Затем смена ролей в паре. Упражнение выполняют 2-3 пары. Вербализация ощущений.

В заключение игрового тренинга ребятам можно предложить игры «Присядем отдохнуть», которая поможет корректировать слаженность совместного действия. Для этого ребята становятся в круг, в затылок друг другу. По команде «Начали!» ребята медленно, не торопясь, должны усадить себе на колени впереди стоящего. Если все это будет сделано правильно и слаженно, одновременно, то получится кольцо ребят, каждый из которых будет сидеть на коленях соседа. Можно даже поднять руки вверх и поаплодировать себе - вот какой дружный у нас отряд!

Подводя итоги, скажите ребятам, что в течение смены на подобных занятиях можно не только научиться взаимодействовать, но и лучше узнать себя, свои возможности, вспомнить правила этикета, общения.

После проведения игрового тренинга у ваших ребят положительное эмоциональное состояние? Они веселы и просят вас поиграть еще? Замечательно! Значит со своей ролью «Ведущего тренинга» вы справились на «отлично».


ПРИЛОЖЕНИЕ И


КТД для младшего возраста

1) Представьте и мимикой, походкой, жестами изобразите: - встревоженного кота - грустного пингвина - разгневанного поросенка

6) Придумать 20 новых применений - старому носку - пустой консервной банке - лопнувшему шарику

2) Попробуйте изобразить походку: - человека, которому жмут ботинки - человека, который неудачно пнул кирпич

7) Придумать и вместе изобразить композицию из серии "Ландшафты Земли" - "Тайга" - "Степь" - "Лесотундра"

3) Изобразите движениями и мимикой - горячий утюг - будильник - кофемолку

8) Придумать новый конец сказке: - "Колобок" - "Репка" - "Волк и семеро козлят"

4) Нарисуйте и изобразите пословицу: - дареному коню в зубы не смотрят - баба с возу - кобыле легче - одна голова хорошо, а две - лучше

9) Изобразить в движении: - вертолет - теплоход - карету - дирижабль

5) Исполните песню "Во поле береза стояла", словно вы: -африканские аборигены - индийские йоги - горцы Кавказа

10) Представьте, что все животные стали вежливыми. Как бы стали здороваться: - крокодилы - жирафы - бегемоты


КТД для среднего возраста

11) Картины - это застывшие мгновения. Попробуйте оживить их и показать дальнейшее развитие событий: - "Бурлаки на Волге" - "Иван Грозный убивает своего сына" - "Опять двойка"

16) Изобразить памятник, который называется: - "В споре рождается истина" - "Любви все возрасты покорны"

12) Представьте, как в музее рекордов Гинесса выглядели бы стенды рекордов: - неслыханной щедрости - невероятной жадности - чрезвычайной скромности

17) Поставить сказку "Три медведя" в жанре: - комедии - оперы - балета - фильма ужасов

13) Представьте, что открылся новый специализированный магазин. Придумать хотя бы 5 видов товаров, которые могли бы продаваться там и объясните, почему. Магазин называется: - "Все для прогульщиков" - "Все для нерях"

18) Инсценировать ситуацию: - "Вор в чужой квартире" - "Композитор сочиняет музыку" - "Хирург в операционной"

14) Прорекламировать новые виды продукции: - пуговицы трехдырочные - молния с дистанционным управлением - шнурки быстрорастворимые

19) Представьте себя дрессировщиком и "укротите": - дикие портфели - свирепые ботинки

15) Поставить спектакль "Курочка Ряба" так, чтобы действие происходило в : - первобытном обществе - в эпоху рабовладения - в далеком будущем

20) Вспомнить, как ведут себя на сцене известные артисты и сделать на них дружеский шарж.


КТД для старшего возраста

21) Сделать научный рассказ на тему: - "Гусь свинье не товарищ" - "В тихом омуте черти водятся" - "Сила есть - ума не надо"

26) Придумать новый оригинальный способ: - предотвращения замерзания носа в зимнее время - предотвращения непроизвольного чихания - открывания банки консервов

22) Вам не раз приходилось видеть, как берут интервью. Разыграйте ситуацию, когда берут интервью у: - известного гадателя на кофейной гуще - лидера движения постоянного неприсоединения

27) У медиков и психологов есть такое понятие - экспресс-диагностика. Это максимально быстрый метод определения отклонений в организме. Попробуйте разработать, а лучше и применить на практике, метод диагностики для определения: - уровня речевого бескультурья - процент моральной устойчивости - коэффициент ответственности за порученное дело

23) Сочините и произнесите обвинительную речь в адрес: - старухе Шапокляк - за выгул крыс в неустановленных местах - Карлсону - за проживание без прописки - Лисе Алисе и коту Базилио - за втягивание детей в валютные махинации

28) Составьте инструкцию (то есть подробное описание) на тему: - как вымыть слона - как приручить таракана - как правильно поймать в комнате муху

24) Составить текст объявления (в лаконичном стиле): - о сдаче в аренду собачьей конуры - о потере морального облика - об обмене ревматизма на радикулит

29) Придумать название для новой спортивной игры, где одновременно использовались бы ядро, клюшка, мотоцикл - шайба, ракетка, акваланг - теннисный мяч, лыжи, шест для прыжков в высоту

25) Придумать новый знак Зодиака и составить для него гороскоп

30) Придумайте новый творческий конкурс


ПРИЛОЖЕНИЕ К


«ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА»

Занятие направленно на коррекцию коммуникативной деятельности, включает систему упражнений помогающих разобраться в сущности взаимоотношений в отряде и откорректировать свое поведение каждому члену отряда в общей игровой, трудовой деятельности.

Занятие целесообразно начать с постановки целей и задач и сориентировать ребят на приложение максимума усилий для достижения этих целей и задач.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: добиться максимального сплочения данного детского коллектива, найти оптимальные способы взаимодействия каждого члена с коллективом в целом и с каждым в отдельности.

Это можно сделать в следующей форме:

Ведущий задает вопрос: «Ребята, как вы думаете, игра - это серьезное дело или детская забава?». Выслушав возможные ответы ребят, ведущий подводит ребят к выводу, что со стороны игра кажется детской забавой (даже такие серьезные игры, как съезды депутатов). Но, если сам участвуешь в игре, то ты обязательно чему-нибудь учишься (даже маленький ребенок, который играет в песочнице, учится «печь пироги», «водить машину», «воспитывать детей», но взрослым это кажется смешным) и понимаешь, что это серьезное дело. Сейчас мы будем с вами играть в разные игры, и смотрящим на нас со стороны будет казаться, что мы занимаемся бесполезным делом, но тот, кто участвует, будет знать, что он учится взаимодействию с коллективом и с каждым человеком в отдельности. Каждый участник сегодняшнего занятия будет максимально содействовать сплочению своего отряда в единый, сложено действующий организм, стремящийся к победе.

УПРАЖНЕНИЕ 1. «ГОМЕОСТАТ» (групповая совместимость)

Само название подсказывает, что в ходе проведения упражнения можно увидеть уровень групповой совместимости участников занятия, личностные взаимодействия ребят.

Важно психологически и эмоционально настроить ребят на необходимость достижения поставленной игровой задачи.

Ребята рассаживаются в круг. Каждый сжимает пальцы в кулак и по команде ведущего «выбрасывает» какое-то количество пальцев. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники, не договариваясь «выбросили» одно и тоже число пальцев (лучше всего провести не более трех попыток). Запрещено договариваться, перемигиваться и т.д. Для оценки обстановки участники фиксируют положение своих растопыренных пальцев.

Скорее всего, ребятам не удастся добиться того, чтобы все «выбросили» одинаковое количество пальцев. Тогда ведущий акцентирует внимание участников на необходимости создания из разрозненных личностей, оказавшихся в одной группе, настоящего коллектива с едиными целями, когда множество отдельных людей действуют как единое целое. Потому что, только в этом сокрыты потенциальные возможности достижения победы.

Для того чтобы максимально сосредоточить внимание ребят на занятии, отвлечь их от мыслей о том, что не касается игрового занятия и сконцентрировать внимание участников на ведущем (особенно, если ведущим является один из ребят), проводится следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 2. «СОНОСКОП»

Участники игры закрывают глаза. Ведущий стучит карандашом по разным предметам. Задача ребят: догадаться (не открывая глаз) по каким предметам стучит ведущий и правильно назвать их.

Следующее упражнение направленно на то, что бы выяснить творческие возможности участников. Определить их оригинальность, побудить индивидуально каждого принимать участие в игровом действии. Упражнение представляет своеобразный наглядный показ потенциальных творческих возможностей ребят.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14