Методика работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
Ориентация на интересы ребенка,
сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь
создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации
личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей,
как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая
психология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его
права быть самим собой, создание условий для развития его способностей,
удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации – все это
характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Такой
лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и
путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.
Для
организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны следующие
положения:
−
детские
оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети
реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и
социальной компенсации;
−
в основе деятельности
детского оздоровительного лагеря лежат принципы массовости и общедоступности
мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности, социально
значимой направленности деятельности; единства оздоровительной и воспитательной
работы с детьми; взаимосвязи с семьей и социальной средой;
−
детские
оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическую деятельность,
конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить
отношения между детьми, детьми и взрослыми.
При правильно организованной
деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной
атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом
особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды
деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная,
эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.).[29]
Взаимодействие детей в лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и
форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует
проявлению инициативы и субъектной активности. Происходит постоянный самоанализ
происходящего в лагере, в том числе и участие каждого ребенка в его жизни.
Должна быть создана обстановка, при
которой ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед
коллективом. Школьникам необходима среда, в которой они могут максимально
выразить себя, взаимодействовать с себе подобными. Они ищут общность, которая
бы компенсировала неудовлетворенные потребности, притязания, интересы. Такую
компенсаторную функцию может выполнять временный коллектив. Как писал Катович
Н.К. [17] – «для каждого ребенка такой коллектив – это новая ситуация в жизни,
так как он характерен новизной состава, интенсивностью и насыщенностью
совместной деятельности, в более выраженных коллективных формах работы». В
новых условиях, где отличные от школы традиции, определенные нормы, иная
система взаимоотношений: я – другие; я – старшие товарищи, где своеобразный
ритм и характер жизнедеятельности, значительно обогащается социальный опыт
ребенка [28].
Реализация воспитательной функции
актуализации осуществляется в основном за счет автономности временного
коллектива. Ограничен контакт с окружающим миром, в результате чего создается
своеобразная педагогически управляемая микросреда, позволяющая актуализировать
положительный жизненный опыт и закреплять его в течении определенного времени.
Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений,
способствует формированию социальной активности, развитию лидерства.
Создание условий для развития
самоуправления предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения,
складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда,
лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления
сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности
зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Характер развития и степень
оздоровления детей в значительной мере зависят от уровня профессионализма и
специальной компетентности взрослых, которые организуют жизнедеятельность
ребенка в лагере в течении всей смены и каждого дня.
Содержание, формы и методы работы
определяются педагогическим коллективом лагеря на принципах гуманности и
демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы
и самодеятельности с учетом интересов детей. В лагере должны быть созданы благоприятные
возможности для привлечения всех школьников к занятиям физической культурой и
спортом, туризмом, природоохранной работы, расширения и углубления знаний об
окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации
общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей и родителей могут быть
организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также разновозрастные отряды,
группы, объединения.
Общее собрание детей и сотрудников
лагеря определяет основные направления жизнедеятельности лагеря, избирает
совет, правление или иной орган самоуправления, может принять устав лагеря,
который не должен противоречить настоящему Положению, учитывает традиции и
перспективы лагеря. Совет тесно взаимодействует с администрацией лагеря,
общественными организациями, родителями.
Анализируя противоречивый опыт работы
лагерей в последние годы, мы можем сказать, что активно идет поиск новых форм
отдыха, но потеряна основа всей воспитательной деятельности в связи с отказом
от приоритета пионерской организации, которая несла организирующее начало
воспитательной работы. В качестве такой основы Шмаков С.А. [10] предлагал
сохранение структурных традиций пионерства (построение и самоуправление
коллективов), коллективную творческую и организаторскую деятельность, вместе с
тем наполнение новым содержанием жизнедеятельности детских коллективов.
Причем, содержание процесса
воспитания в период летнего отдыха должен носить, по мнению Шереш Г.Л. [39],
веселый, легкий и насыщенный яркими переживаниями характер, свободное общение
должно становиться основным каналом трансляции духовной культуры и ценностных
отношений.
Содержание воспитательной работы в
летнем оздоровительном лагере должно осуществляться на основе документов:
«Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»,
«Положении об оздоровительном лагере», согласованными с законами Республики
Беларусь «О правах ребенка», «Об образовании в Республике Беларусь». Из них мы
можем сформулировать основные задачи воспитательной работы в детском оздоровительном
лагере:
1.
Оздоровление
и укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни и
осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Данная задача является главнейшей в
детском оздоровительном лагере, потому что летом необходимо максимально
использовать богатый природно-климатический фактор как способ организации и
обеспечения процесса оздоровления детей и подростков. Также необходимо воспользоваться
непринужденной обстановкой лагеря и дружескими отношениями между педагогами и
детьми, для того чтобы приучать детей к ответственному поведению по отношению к
своему здоровью. В детских оздоровительных лагерях на основе этой задачи
проводятся программы смен: «У подножия Олимпа» - сюжетно-ролевая игра «Олимпийская
деревня ФИФ» [35], творческо-игровой проект «Летнее путешествие от А до Я» [32].
2.
Воспитание
гражданственности, то есть формирование у детей понимания единства и
взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира,
проблем экологии, защиты и сохранения мировой художественной культуры,
экономического, научного, культурного сотрудничества, а также активности в деле
решения глобальных противоречий. Стержнем гражданственности являются патриотизм
и интернационализлизм.
Мы считаем, что вышеуказанная задача
является одной из важнейших задач детского лагеря. Она прослеживается в
крупнейших оздоровительных центрах Республики Беларусь, например таких, как
Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок» [18]. В
2010 году он выполнял проекты: Этнокультурная программа «Зямля Бацькоў – мая
зямля», гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся Союзного государства
«За честь Отчизны», социально-педагогическая программа «Пламя» и др. [42].
3.
Формирование
адаптационных навыков и подготовка в жизни в обществе, развитие
интеллектуального, духовного потенциала, творческих способностей и интересов
детей, активное приобщение к различным видам деятельности.
Данная задача может выполняться как в контексте
других задач, так и как основное направление деятельности. Например смены
профильных лагерей – программа деятельности летнего профильного лагеря «Юный
археолог» [26].
Важно помнить, что ни одна из задач, не может
полностью обособлено выполняться от других задач. Они непременно пересекаются,
а лагерь выполняет не одну задачу, а комплекс всех задач. Важно также помнить,
что летний оздоровительный лагерь обеспечивает детей сменой деятельности, т. е.
переключает с учебной деятельности на отдых и общественно значимый полезный
досуг [39].
Отличительной особенностью
воспитательного процесса в условиях летнего отдыха детей и подростков является
его цикличность и периодизация. Исходя из этого и из работ Шереш Г.Л. [39],
Рожкова М.И. [28], Катовича Н.К. [17], смену в лагере подразделяют на три периода:
1)
организационно-диагностический
период, в ходе которого происходит адаптация к условиям лагеря, диагностика
индивидуальных особенностей, интересов, социальных условий детей, а также
включения их в жизнедеятельность первичного детского коллектива, знакомство с
детьми, поиск друзей. Сложная работа в организационный период оправдывает себя
в течении смены и служит основанием для демонстрации гуманистической позиции педагогов.
Цель деятельности может быть сформулирована педагогами, но она только тогда
превращается в групповой мотив, когда дети видят, что удовлетворение их
потребностей напрямую зависят от достижения этой цели. На этом этапе, в
соответствии с поставленными целями осуществляется поиск оптимальной
организационной структуры коллектива;
2)
основной
период, который является наиболее продолжительным и сложным. Здесь в качестве
источника развития выступает противоречие между целью деятельности,
определенной самим детским коллективом, и отношением детей к ее содержанию. На
первый план выходит устранение противоречия между ожиданиями, запросами детей,
стремлением к самоопределению, самоутверждению, творчеству; традиционной
организацией воспитательного процесса: чрезмерной регламентацией,
перенасыщением массовыми формами, стремлением охватить все стороны
жизнедеятельности ребенка;
3)
заключительный
период – период продуктивной рефлексии, т. е. период размышлений об итогах
пребывания в лагере, оценки того, сто происходило с каждым ребенком,
обозначения дальнейших ориентиров и перспектив. Также на данном этапе проходит
глубокий самоанализ самоуправленческой деятельности детей, позволяющий
определить степень достижения ими личных целей.
Важно учитывать, что эти периоды включены в
ограниченные временные рамки одной смены. Поэтому необходимо тщательно
подходить к выбору форм и методов работы на каждом этапе во время проведения
смены лагеря, независимо от ее образовательной, творческой или трудовой
направленности. Юзефавичус Т.А. писал: «Приоритетными должны быть оздоровительная
и образовательная деятельность, направленные на развитие ребенка (полноценное
питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе, проведение
оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация экскурсий,
походов, игр, занятий в объединениях по интересам: временных кружках, секциях,
клубах, творческих мастерских)» [41].
Таким образом, можно сказать, что независимо от
того, каким является лагерь по направлению: круглосуточным, дневного
пребывания, профильным или круглогодичным; он выполняет одни и те же задачи:
- оздоровление детей,
- формирование навыков здорового образа
жизни и осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- формирование адаптационных навыков и подготовка
жизни в обществе;
- развитие интеллектуального, духовного
потенциала, творческих способностей и интересов детей,
- активное приобщение к различным видам
деятельности.
Летний лагерь является, с одной
стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и
уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития
художественного, технического, социального творчества ребенка. К ним относятся
загородные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, профильные и оборонно-спортивные
лагеря, палаточные лагеря и др.
Организует и регламентирует работу
лагеря государство «Положением об организации оздоровительного лагеря». А также
государство пытается проводить мероприятия по улучшению условий пребывания
детей в летнем оздоровительном лагере, лагерях дневного пребывания и профильных
лагерях. Поэтому количество детей, прошедших оздоровление в лагерях, увеличивается
каждый год.
1.2 Социально-педагогический
потенциал детского досуга
Лето – это период, наиболее
благоприятный для интенсивного обмена между детьми духовными и эмоциональными
ценностями, личностными интересами, тщательно оберегаемыми от внимания и
возможного вмешательства взрослых.
Лето – это встреча с настоящей, не
загнанной за ограды, природой. Человек как часть природы всегда стремиться в
лес, в горы, на берег моря, реки или озера, где он всегда чувствует прилив сил,
бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Не
случайно, санатории, пансионаты, дома отдыха, детские лагеря строятся в самых
красивых местах. Созерцание красот природы, жизнь среди них оказывает
позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние отдыхающего: стимулирует
жизненный тонус, успокаивает нервную систему, создает условия для
восстановления физических и психических сил. Тихий шелест листвы, журчание
ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку
они успокаивают его, снимают стрессы.
Лето – это пора самых продолжительных
каникул, это целая эпоха в жизни каждого ребенка. Дети мечтают об интересном
отдыхе, летних приключениях, встречах с новыми друзьями и задолго до окончания
учебного года задумываются о том, где и как отдохнуть летом, где и как
отдохнуть летом. Вариантов здесь много: дача, зарубежная поездка с родителями,
отдых с родителями же в санатории или доме отдыха; можно просто поиграть с
друзьями во дворе или посещать лагерь при своей родной школе. Но наиболее
демократичным и доступным способом организации детского отдыха летом является
поездка в летний оздоровительный или профильный лагерь.
Это таит в себе целый ряд уникальных
возможностей для ребенка:
- приобрести опыт самостоятельности в
условиях, когда ситуация совместного проживания со сверстниками, вдали от дома
и опеки родителей позволяет ему освоить способы сотрудничества со сверстниками,
пробрести опыт по самообслуживанию, сформировать умения принимать
самостоятельные решения и нести за них ответственность, тем самым ощутив, хотя
бы на время, вкус свободы как осознанной необходимости управлять собой в четко
обозначенных лагерными порядками пределах;
- возможность цивилизованно развлечься
и отдохнуть, освоить современные формы организации отдыха, сформировать умения
развлекать и развлекаться, заложить основы культуры отдыха, развлечений,
досуга;
- приобрести опыт участия в процессах
демократизации нашего общества. Детям с разными уровнями воспитанности
приходится соизмерять свои индивидуальные привычки с нормами и правилами
общественной жизни, обязательными для всех, и учится вырабатывать эти нормы и
правила в сотрудничестве с другими на основе принципов демократии, осваивая на
практике способы самоуправления;
- получить возможность искреннего,
дружеского общения со взрослыми. Взаимоотношения с вожатыми для многих детей в
лагере, складывающееся в ходе успешной совместной жизнедеятельности,
постоянного сотрудничества и взаимопомощи, - совершенно новый вид отношений со
взрослыми, который многим отдохнувшим хочется продолжать и после окончания
лагерной смены;
- возможность раскрыть собственные
потенциальные возможности в различных видах деятельности и общения, завоевать
уважение сверстников и взрослых за добрые дела, которые успел совершить за
столь короткое время, приобрести новые интересы, ощутить востребованность уже
имеющихся умений;
- приобрести опыт оздоровления и
самооздоровления в ситуации непосредственной близости к природе;
- отдохнуть от утомительного учебного
труда, избавиться от усталости, накопленной за девять месяцев каждодневного
освоения новых знаний на уроках и выполнения домашних заданий, в ситуации
свободного выбора домашних заданий, в ситуации свободного выбора форм
времяпровождения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|
|