Методика коррекции осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития
Исследование проводилось в 4 этапа.
На первом этапе проводился анализ научно-методической
литературы, по изучаемой проблеме.
На втором этапе было проведено педагогическое
тестирование уровня развития двигательных качеств и проводился осмотр осанки у детей
7-8 лет с задержкой психического развития. Всего было исследовано 32 ребенка в возрасте
7-8 лет с ЗПР обучающихся в классах компенсированного обучения. Исследования проводились
на базе общеобразовательных школ № 118 и № 30 г. Омска.
На третьем этапе был проведен педагогический эксперимент, целью
которого являлось проведение экспериментальной методики коррекции осанки у детей
7-8 лет с задержкой психического развития.
Эксперимент проводился в течение 3 и 4-ой учебной четверти в
2007 - году на уроках лечебной физической культуры.
На четвертом этапе исследования проводились: обработка и описание
полученных результатов и оформлялась выпускная квалификационная работа.
Во время педагогического эксперимента проводились занятия по
лечебной физической культуре два раза в неделю у детей ЗПР 7-8 лет с применением
экспериментальной методики коррекции осанки.
Экспериментальная методика состоит из комплексов упражнений,
направленных на формирование правильной осанки, которые применялись в подготовительной,
основной и заключительной части занятия ЛФК.
В подготовительной части занятия применялись упражнения в ходьбе
на носках, на пятках с мешочком на голове с сохранением положения правильной осанки.
В этой части занятия также, применялись общеразвивающие упражнения в положении стоя,
которые способствуют выпрямлению позвоночника и расширению грудной клетки. Использовались
такие упражнения как, наклоны и повороты туловища в положении "руки за голову",
упражнения с предметами (с палками, гантелями, мячами).
В основной части занятия применялись общеразвивающие упражнения
для мышц туловища верхних и нижних конечностей. Для коррекции осанки у детей младшего
школьного возраста в основной части занятия применялись специальные симметричные
и ассиметричные корригирующие упражнения в положении "лежа на животе",
"стоя на четвереньках", " в упоре стоя на коленях", т.к. при
них возможна максимальная разгрузка позвоночного столба по оси и исключаются влияния
мышц на угол наклона таза.
Из этих исходных положений выполняются упражнения, включающие
в работу мышцы спины, живота и боковой поверхности тела. В упоре стоя на коленях
позвоночный столб как бы провисает между поясом верхних конечностей и поясом нижних
конечностей и умеренно растягивается. Это дает возможность целенаправленно корригировать
нарушения осанки. При выполнении необходимо чередовать упражнения динамического
характера с упражнениями в статических напряжениях, на расслаблении, применяя различные
исходные положения.
Чтобы постоянно сохранять правильное положение частей тела, необходимо
укреплять естественный мышечный корсет. С этой целью в комплексы были включены упражнение
для мышц брюшного пресса и упражнения для мышц спины. Упражнения выполнялись также,
из различных исходных положений (лежа на спине, на животе, стоя на коленях). В конце
подготовительной части включались упражнения в равновесии в игровой форме.
В заключительной части занятия применялись упражнения на расслабление,
общеразвивающие упражнения для увеличения подвижности позвоночника, игры в спокойном
темпе, дыхательные упражнения.
Применение специальных упражнений, в экспериментальной методике
дает возможность нормализовать кривизну позвоночного столба, угол наклона таза,
положение и форму грудной клетки, добиться симметричного стояния пояса верхних конечностей.
Экспериментальная методика, направленная на формирование осанки
у детей 7-8 лет с задержкой психического развития показана всем детям с нарушением
осанки, т.к. позволяет эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный
тонус, передней и задней поверхности туловища. Подобранные упражнения позволят выработать
стойкий динамический стереотип правильной осанки.
Важным фактором, существенно влияющим на формирование правильной
осанки у детей 7-8 лет с задержкой психического развития, является правильная дозировка
физических упражнений. Известно, что чрезмерное число повторений утомляет детей
и снижает интерес к занятиям. При недостаточном количестве повторений процесс формирования
правильной осанки растягивается во времени. Количество повторений специальных упражнений
в зависимости от содержания и сложности основных движений при начальном обучении
должно варьировать от 4-6 раз и постепенно увеличиваться до 6-8 - 10 раз. При выполнении
упражнений необходимо включать интервалы отдыха 10-30 сек. Занятия строятся таким
образом, чтобы внимание детей не ослабевало в течение всей продолжительности занятия.
На занятиях учитывают интересы и склонности детей, их индивидуальные
особенности. Упражнения по формированию навыков правильной осанки, укреплению мышечного
корсета должны выполнятся систематически.
Экспериментальная методика коррекции осанки у детей ЗПР способствует
всестороннему гармоничному развитию личности и социально-психологической адаптации
детей.
До проведения эксперимента у детей 7-8 лет с задержкой психического
развития нарушение осанки определялось при помощи тестовой карты. В результате чего
были получены следующие данные: нормальная осанка была выявлена у - 40% детей, незначительные
нарушения - 50%, и выраженные нарушения - 10% детей ЗПР рис.1.
Рис.1 Виды нарушения
осанки у детей ЗПР 7-8 лет.
В результате анализа
медицинских карт, были получены данные о физическом развитии детей с ЗПР, обучающихся
в классах компенсированного обучения и детей из общеобразовательных классов. В результате
было выявлено, что дети с ЗПР 7-8 лет имеют более низкие показатели веса, роста,
ЖЕЛ, ОГК, чем практически здоровые дети того же возраста (табл.1.). Причем, дети
ЗПР в этом возрасте имеют статистически значимые различия в показателях ОГК, ЖЕЛ
и силы кисти, чем здоровые дети.
Таблица 1.
Показатели физического
развития детей ЗПР и детей общеобразовательной школы 7-8 лет
№ п/п
|
Показатели
|
Дети ЗПР
|
Практически
здоровые
дети
|
1.
|
Рост, см
|
128±6,9
|
130±4,5
|
2.
|
Вес, кг
|
24,9±3,7
|
26,8±1,7
|
3.
|
ОГК, (пауза), см
|
60,4±1,8*
|
62,2±2,9
|
4.
|
ЖЕЛ, мл
|
1280±193*
|
1547±183
|
5.
|
Сила кисти, кг
|
9,6±2,2*
|
11,8±1
|
* - достоверность
различий при Р> 0,05
После проведения эксперимента у детей ЗПР 7-8 лет в экспериментальной
группе при диагностике осанки получены следующие результаты: нормальная осанка была
выявлена у - 60 % детей, незначительные нарушения - 30%, и выраженные нарушения
- 10% (рис.2).
В контрольной группе изучаемые показатели, после эксперимента
не изменились. Нормальная осанка была выявлена у - 40 % детей, незначительные нарушения
- 50%, и выраженные нарушения - 10% (рис.2).
Рис.2. Виды нарушения
осанки у детей ЗПР 7-8 лет после проведения эксперимента.
До проведения педагогического
эксперимента дети ЗПР 7-8 лет с нарушением осанки были разделены на две группы:
17 человек в контрольной и 15 человек в экспериментальной группе. В каждой группе
было проведено тестирование уровня физического развития и физических качеств до
и после проведения экспериментальной методики.
В результате проведения методики коррекции осанки у детей 7-8
лет с ЗПР в экспериментальной группе получены статистически достоверные улучшения
показателей физического развития, таких как: ЖЕЛ и сила кисти (табл.2.). Показатели
роста, веса и ОГК несколько улучшились, но достоверных различий не выявлено. У детей
ЗПР в контрольной группе по всем показателям физического развития достоверных изменений
результатов не выявлено (табл.2.).
Таблица 2.
Показатели физического
развития детей ЗПР до и после педагогического эксперимента
№ п/п
|
Показатели
|
Экспериментальная группа
|
Контрольная группа
|
1.
|
Рост, см
|
1
|
128±6,9
|
129±7,4
|
2
|
130±7,4
|
131±6,7
|
2.
|
Вес, кг
|
1
|
24,9±3,7
|
25,1±4,1
|
2
|
25,3±4
|
26±4,4
|
3.
|
ОГК, (пауза), см
|
1
|
60,4±1,8
|
61±1,7
|
2
|
61,8±2,2
|
62±1,6
|
4.
|
ЖЕЛ, мл
|
1
|
1280±193*
|
1290±204
|
2
|
1560±205
|
1370±207
|
5.
|
Сила кисти, кг
|
1
|
9,6±2,2*
|
9,8±2,4
|
2
|
11,7±3,1
|
10,4±3
|
*-достоверность различий по Т-критерию Стьюдента до и после эксперимента
(р>0,05).
1 - показатели до эксперимента;
2 - показатели после эксперимента.
Наиболее эффективно методика коррекции осанки у детей 7-8 лет
с ЗПР повлияла на уровень развития физических качеств в экспериментальной группе
в тесте "наклон туловища вперед". По абсолютным показателям, в данном
тесте, в экспериментальной группе получены статистически значимые улучшения результата.
В контрольной группе достоверности различий до и после эксперимента не выявлено
(рис.3). Темпы прироста в экспериментальной группе составляют - 64 %. В контрольной
группе темпы прироста составили - 14% (рис.6).
Рис.3. Изменение результатов в тесте "наклон туловища вперёд"
после педагогического эксперимента.
В тесте "поднимание туловища", после проведения эксперимента
произошли достоверные изменения изучаемого показателя. Так, результат в экспериментальной
группе составлял - 12,3 раз, после эксперимента, улучшился и составил - 19,6 раз.
(Рис.4). Темпы прироста составили 45 %. В контрольной группе выявлены незначительные
изменении абсолютных показателей - 13раз до эксперимента и - 15раз, после эксперимента.
Темпы прироста составили - 14% (рис.6).
Рис.4. Изменение результатов в тесте "поднимание туловища"
после педагогического эксперимента.
В тесте "удержание туловища", отражающим уровень развития
силы мышц спины, в ЭГ после проведения эксперимента произошли также улучшения изучаемого
показателя. Так, результат в экспериментальной группе при первоначальном тестировании
составлял - 11,7 с, после эксперимента улучшился и составил - 18,8 с (Рис.5). Темпы
прироста в ЭГ составили - 48 %. В контрольной группе выявлены незначительные изменении
абсолютных показателей - 11,9 с до эксперимента и - 13,6 с, после эксперимента.
Темпы прироста составили - 13% (Рис.6).
Рис.5. Изменение результатов в тесте "удержание туловища"
после педагогического эксперимента.
В тесте "проба Ромберга" (пяточно-носочная), отражающая
уровень развития способности к сохранению равновесия, произошли статистически достоверные
изменения результата. В ЭГ до педагогического эксперимента средний результат составил
- 18,2 с, после проведения педагогического эксперимента - 25,9 с; темпы прироста
изучаемого показателя составил - 34%.
В контрольной группе до проведения эксперимента средний результат
составил - 18,8 с. После проведения экспериментальной методики результат изменился,
но не достоверно и составил-21,1с. Темпы прироста составили - 11 % (рис.6.).
Рис.5. Изменение результатов в тесте "удержание туловища"
после педагогического эксперимента.
Рис.6. Темпы прироста
физических качеств после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
Таким образом, разработанная экспериментальная методика коррекции
осанки у детей 7-8 лет с ЗПР на занятиях ЛФК положительно повлияла на развитие изучаемой
способности. Высокие темпы прироста изучаемых показателей выявлены в тестах:
"наклон туловища вперед" - 64%. Средние темпы прироста выявлены в тестах:
"удержание туловища" - 48%; "поднимание туловища" - 45 %; проба
Ромберга "пяточно-носочная" - 34 %. Полученные результаты доказывают эффективность
разработанной экспериментальной методики, направленной на коррекцию осанки у детей
7-8 лет с ЗПР.
1)
Анализ научно-методической литературы показал, что в доступной нам литературе
недостаточно научно-обоснованных методик коррекции осанки у детей ЗПР 7-8 лет.
2)
Разработана экспериментальная методика коррекции осанки у детей ЗПР 7-8 лет
на занятиях ЛФК.
3)
Эффективность методики доказана положительной динамикой изменений в экспериментальной
группе при диагностике осанки: нормальная осанка - у 60 % детей, незначительные
нарушения - 30%, и выраженные нарушения - у 10% детей.
4)
В результате воздействия экспериментальной методики коррекции осанки у детей
ЗПР произошли достоверные улучшения показателей физического развития (сила кисти
и ЖЕЛ).
5)
После проведения экспериментальной методики улучшилась показатели в тестах,
отражающих уровень физических качеств ("наклон туловища вперед" - 64%;
"удержание туловища" - 48%; "поднимание туловища" - 45 %; проба
Ромберга "пяточно-носочная" - 34 %).
Практические рекомендации:
1)
Для определения нарушения осанки у детей ЗПР необходимо использовать тестовой
картой. Осмотр начинать после того, как ребенок успокоится, у него исчезнет напряженность
и он примет обычную позу.
2)
Разработанная методика коррекции осанки может быть рекомендована учителям
физической культуры к использованию в практике физического воспитания и инструкторам
ЛФК в специальных коррекционных школах VII вида и в классах компенсирующего обучения для детей ЗПР.
3)
Комплексы упражнений направленных на формирование и укрепление правильной
осанки рекомендованы учителям и инструкторам ЛФК во время проведения утренней гигиенической
гимнастики.
1.
Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа / Автор
составитель О.Э. Акенова // Под общей ред. С.П. Евсеева. - СПб.: СПб ГАФК им.
Лесгафта, 2003. - 160 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|