бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Коррекционная работа при открытой форме ринолалии бесплатно рефераты

Система работы над звуком включает: отработка изолированного звучания, затем в закрытом слоге, в интервальном слоге, открытом слоге, в сочетании согласных. Постепенно увеличивает скорость произнесения, изменяют ударение в сочетаниях и словах.

Снятие назализации начинается с чистого произнесения закрытых слогов. В закрытом слоге отчетливо слышаться оба звука, отмечается их меньшая слитность, поэтому они наиболее различимы в этой позиции.

Произнесение осуществляется на мягкой атаке, с использованием приема «пульсирование звука» обеспечивают «выдвижение» всего звучания вперед, что ведет к правильной артикуляции и преодолению назализации речи. При этом гласные прочно становятся «звуками – помощниками».

Выдержанный и как бы вытянутый гласный осуществляет прыжок энергии и «вытягивает « в передние отделы ротовой полости все звучания сочетания слогов, слов и фраз.

Упражнения

1. Произнесение слогов с сонорными «й, л, р» звуками на мягком начале, приемами «согревание рук», «слушай себя», «пульсирование звука»: «ил, ел, ял, ёл, юл, ийи, ейе, еле, юлю, элэ, эйэ, эл-элью. ал-аль, ул-уль».

2. Произнесение флексий, слогов, слов с сонорными в конечной позиции « лий, рий, лил, лир, рой, рыл, лы-ли-льи, рэ-ре-рье, пилу-пилю-пылью ».

3. Произнесение звукоподражаний («разговор птенцов», призыв, радость, усталость, хохот, испуг, плач, лай, блеянье, хрюканье и т.д.) вместе с ребенком на два выдоха в созданной ситуации или показом соответствующей картинки (при всех произнесения язык – у нижних резцов): И я: и, и, и. И вы: и и и.

И я: ой ой ой. И вы: ой ой ой

И я: пи пи пи. И вы: пи пи пи

Затем в упражнениях заменить Вы на Ты.

4. Произнесение гласных и сонорных звуков в предложениях

И я ела, и вы ели. Я ловил, и вы ловили

5. Произнесение слов с подчеркиванием их окончаний.

Алый, овевай, ярый, ольховый, лелеяли, ловили, валяли

6. Произнесение фраз с акцентом на окончаниях слов.

Ира и Элла ели уху. Лихо! Полили ли лилию?

7. Произнесение слов – фишек с интонацией перечисления.

Лира, Ия, Уля, идея, верь, Лара, Илья, Юлия, ей, его, яхта

После сонорных приступают к работе над шумными фрикативными (щелевыми) звуками, а затем – смычными. При этом шумные согласные не следует произносить утрированно, а направлять воздух в места сближения органов артикуляциями или смычки без видимых усилий, легко и кратко. А гласные и сонорные произносить подчеркнуто выразительно. Здесь допускается упрощение артикуляторной работы органов речи, но не искажение произношения.

Для выработки беглости, плавности и естественности речи Вансовская Л.И. предлагает в самые короткие сроки переходить к упражнениям в развернутой живой речи. При этом, чем короче произносят согласные и длительнее гласные, тем быстрее реализуется навык слитности и ритма речи. В спонтанной речи возникают изменения интонирования в следствии словесного и логического ударений. Это надо учитывать, формируя навык деления предложений на синтагмы.

Велика роль пауз для кратковременного отдыха и расслабления артикуляторов (язык, губы, мягкое небо), воспитания слухового внимания и ритма речи.

Смена пауз и произнесений помогает выработке продуктивного и умеренного темпа речи.

Развитие речеслуховых дифференцировок

Развитие фонематического слуха направлено на дифференцировку дефектного звукопроизношения ребенка от нормального.

Начинается обучение с анализа артикуляции и новых ощущений, испытываемых при правильном произнесении фонемы «До каких зубов дотронулся язык: до верхних или до нижних? Какой был ветерок: холодный или теплый? Где почувствовал ветерок: в горле или на языке?». Каждый раз, произнеся новый звук, ребенок получает оценку «правильно» или «неправильно». В этот период весь материал он проговаривает за логопедом. Каждый звук, слог, слово он слушает, произносит и оценивает. Для контроля за чистотой произношения применяют носослушатель (работа мягкого неба контролируется методом выслушивания звуковых явлений в носу). Метод выслушивания носовой полости основывается на том, что в случае попадания воздуха и звуковых волн в нос они ощущаются через резиновую трубку, один конец которой вставляют в ухо говорящего, а другой – в его же ноздрю. Если мягкое небо не работает и не перекрывает вход в носоглотку, то в трубке слышны сопутствующие речи шумы и ощущается давление в ухе говорящего.

Так же используется прием «слушай себя» (см. дооперационный период) и некоторые другие приемы, описанные при работе с гласными звуками. Вновь упражняются в различении правильных и нарушенных фонем в словах и слогах, произносимые взрослыми. Но еще рано анализировать звучание слов со стечением согласных фонем или содержащих несколько акустически близких фонем.

Пока не достигнуто четкое произношение звука, все ответы на задания должны быть жестовыми.

Фонопедические упражнения для исправления недостатков голоса (расширение диапазона, увеличение силы голоса).

Как только дети ощутят кинестетически и смогут дифференцировать правильную фонацию на слух, они будут в состоянии выполнять упражнения для расширения диапазона и увеличения силы голоса:

1. Протяжное произношение звука «м» с фиксацией внимания на носовом резонансе согласного (произнесение с сомкнутыми губами, опущенным корнем языка и небольшой щелью между зубами – сначала кратко, постепенно звучание удлиняют) на удобном тоне голоса.

2. Слитное произнесение открытых слогов со звуком « м » при опоре на это звучание «ма, мо, му, мэ, мы» (упражняются 6-8раз вдень непосредственно после трехкратного короткого произнесения «м»; произнося слоги, согласный говорят протяжно, а гласный – коротко; нет необходимости его артикулировать, гласные могут звучать редуцированно – беззвучно).

3. Переключение на звуки «л, н, р, в, з, ж» (те же требования).

4. Сочетание этих согласных со всеми гласными: «мам-мам-мамам, мамомэмумы» (равноударные слоги и слоги с перемещением ударений). Громкое, плавное произнесение слогового ряда показывает владение ребенка своим голосом.

5. Речевые упражнения (сочетания из двух слов и спряжений глаголов с согласными «м, н, й, л, р, в, з, ж»)

Вон Валя, вон мама, вон Нина, вон яма

Я мыл Милу. Я вел Вилю. Я жалею Женю

6. Постепенное распространение фразы.

Я поливал. Я поливал левкои. Я поливал левкои водой

Я поливал левкои теплой водой

7. Подготовка к введению звуков в речь через повторение коротких скороговорок и стихов с опорой на соноры.

Принципы отбора речевого материала:

-   фразы короткие,

-   должны включать только правильно произносимые фонемы,

-   во фразах должно быть достаточное количество соноров и звонких фрикативных согласных.

Сначала ребенок повторяет за логопедом по одной фразе. Слова произносит слитно, слегка нараспев, утрируя соноры:

На мели мы налима ловили

Нил поймал линей: один мал, два длинней

У Маши на кармашке маки и ромашки

Вокальные упражнения

Цель: расширение диапазона и увеличение силы голоса.

Наибольший подъем небной занавески наблюдается при пении, что способствует активизации мускулатуры гортаноглотки, т.к. ребенок широко открывает рот, к увеличению силы голоса. Эти занятия могут удлинить небную занавеску на 1 см.

Каждое движение начинается с распевания терций (трезвучий) на гласные звуки «а, э, аэ, эа». Через 2-3 дня добавляется звук «о», через неделю «и», последним «у» или «мычание». При этом меняют тональность, громкость (начинают петь на пиано, переходя к форте, и наоборот). Затем приступают к пению коротких музыкальных фраз и песенок.

Требования к отбору:

-   простые и мягко запоминающиеся;

-   с легким ритмическим рисунком, не требующим длительного выдоха;

-   по диапазону не выходящие за пределы отработанного трезвучия;

-   мелодия фразы построена на интервалах не меньше терции;

-   петь только в речевом диапазоне обучаемого, без напряжения:

3-4 года «ми - соль», 5-6 лет «ми – си», 7-10 лет «ре-ре», 10-14 лет «ми ре».

Кода ребенок выучит мелодию, научится брать дыхание в нужные моменты, тогда можно переходить к пению со словами (необходимо выучить слова). Песни подбирают со словами на пройденные звуки начинают петь медленно, плавно, переключаясь от звука к звуку. Для изучения брать одну песню (тексты песен см. В приложении № ).


2.2.3 Полная автоматизация новых навыков, снятие остаточной ринофонии. Ввод новых звуков в спонтанную речь

Введение поставленных звуков в спонтанную речь производится с учетом возраста детей. Младшие дошкольники (3-5 лет) закрепляют новый звук в живой ситуативной обстановке это игры типа лото, отгадывание загадок, добавление слов в предложении, сюжетные игры с называнием большого количества однородных предметов (игры и беседы постепенно усложняются и увеличивается их длительность).

Форма занятий должна предусматривать свободные, произвольно построенные и эмоционально окрашенные ответы.

На этом этапе, скороговорки, пословицы, стихи можно использовать только для закрепления артикуляции. Они не помогают улучшить живую непринужденную речь.

Детям старшего дошкольного возраста необходимо избавиться от стеснительности (стесняется правильного произношения, не хочет привлекать к себе внимание). Проводятся беседы с ребенком, привлекают к процессу исправления родителей, воспитателя детского сада. Когда ребенок научится произносить новые звуки в словах и коротких фразах, их включают в спонтанную речь, применяют игры в вопросо-ответной форме и короткие беседы по заданной теме (в разговорной речи).

Для автоматизации нового звука в бытовой речи родители вместе с ребенком отбирают 10 слов с данным звуком. В течение недели обращают внимание на качество произнесения только этих слов. Параллельно эта фонема закрепляется и дифференцируется в стихах, сказках, рассказах. Через 5-7 дней вводятся еще 10 слов. Через 2-3 недели звук успешно автоматизируется.

Вокальные упражнения

Цель: автоматизация движений небной занавески, преодоление истощаемости двигательной функции мягкого неба.

Для заключительных вокальных упражнений подбирают песни в фразах которых тоны располагаются по звукоряду, т.е. интервалы между ними не превышают одного тона. Это способствует более длительному удержанию небной занавески в смыкании (см. Приложение № ).

Вокальные упражнения заканчиваются пением народных прибауток на одном тоне. Такой вид тренировок особенно труден и доступен только при хорошо подвижном небе.


2.2.4 Работа над мелкой моторикой руки

Цель: развивать графо- и зрительно-моторные навыки, внимание, восприятие, пространственную ориентацию, корректировать двигательную функцию, нормализовать ритмичность движений, улучшить речевое развитие.

Ценность упражнений:

-   укрепляют мышцы руки;

-   способствуют развитию как экспрессивной, так и внутренней речи;

- активизируют образное и логическое мышление;

-   снимают психологическую нагрузку в период перехода к обучению письму.

Предлагается серия заданий:

1. Рисование по крупным клеткам.

2. Рисование по точкам.

3. Рисование символов предметов.

Используется бумага в крупную клетку для рисования по точкам – большой чистый лист с мелким рисунком – символом наверху (см. Приложение № )

Выполняя работу, ребенок комментирует свои действия, сделанную - описывает по вопросам взрослых (см. Приложение № ).

Обращается внимание на умение правильно держать карандаш. Перед началом рисования проводится анализ графической структуры или фигуры, обследуется зрительно и осязательно. Длительное время ребенок работает со взрослым, получая поддержку и одобрение.

Задания постепенно усложняют, фигуры, нарисованные по клеткам, потом выкладывают полочками.

Вывод: хочется отметить, что за прошедшие 1,5 года речь детей претерпела большие изменения:

1. У обоих детей было обеспечено достаточное небно-глоточное смыкание.

2. Повысился тонус артикуляционных и мимических мышц.

3. Выработана направленная воздушная струя.

4. Сохранилась незначительная назализация речи.

5. Поставлены и введены в речь искаженные и отсутствующие звуки.

6. Достаточно развиты мышцы пальцев и кисти.

Таким образом, подтвердилось, что ранние ортодонтические, хирургические мероприятия, научно – обоснованные методы до и послеоперационной коррекции речи с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка позволяют нормализовать речь, обеспечить полноценное общение ребенка к концу дошкольного возраста.


2.3 Сравнительный анализ уровня развития речи у детей с открытой формой ринолалии на заключительном этапе исследовательской работы

В соответствии с планом исследовательской работы по коррекции речевых нарушений при открытой ринолалии, нами было проведено повторное исследование в марте 2004г. с использованием тех же методов, что и на констатирующем этапе.

Необходимо отметить, что в процессе обследования мы обратили внимание на изменения в состоянии речи детей, которые произошли в результате коррекционно-воспитательной работы (см. Приложение: таблица № )

После проведения комплекса физических дыхательных упражнений, гимнастики для жевательных мышц при рубцах твердого неба, мимической гимнастики при ротовой области, массажа при мышечной напряженности в области лба, носа и щечно-скуловой области, вокальных и ортофонических упражнений у Вовы значительно уменьшилась назализация речи (остался небольшой носовой оттенок), мягкое небо стало более пластичным и подвижным, язык занял правильное положение.

Поставлены автоматизированы, отдифференцированы и введены в самостоятельную речь все гласные и согласные звуки кроме «р, р» , «р» - только вызван и автоматизирован в словах.

Таких результатов удалось достичь благодаря помощи родных (мама, бабушка), которые принимали активное участие в воспитании правильной речи ребенка. Постоянно посещали индивидуальные занятия и добросовестно выполняли задания логопеда. Рекомендовано продолжить занятие с логопедом.

У Никиты назализация сохранилась в несколько большей степени из-за укорочения мягкого неба и сильных рубцовых изменений на нем. Положение языка соответствует норме, поставлены, автоматизированы, отдиференцированы, введены в самостоятельную речь все звуки кроме

«л», «л» (эти звуки только вызваны).

Родители старались помочь логопеду. Трудности возникали из-за нарушений эмоционально-волевой сферы. Ребенок замкнут, стеснялся своего нового правильного произношения, поэтому было трудно вводить в самостоятельную речь. Рекомендовано продолжать занятия с логопедом в школе.

Данные начального и заключительного обследования мы отразили в таблице № 2 (см. Приложения). Для лучшей наглядности построили диаграмму (приложение).

Сравнивая результаты обследования в начале и в конце эксперимента. Хочется отметить, сто нам удалось значительно уменьшить назализацию, поставить практически все звуки. Речь детей стала понятной для окружающих, что обеспечило ее коммуникативную функцию. У детей появилась уверенность в себе. Все это создало предпосылки для успешного обучения в школе.


Заключение


Теоретический обзор научно-педагогической литературы и проведенное исследование по проблеме раннего устранения речевых нарушений при открытой ринолалии у детей дошкольного возраста с помощью научно-обоснованных методов до- и послеоперационной коррекции речи позволяет отметить следующее.

В начале нашей работы мы считали, что приоткрытой ринолалии крайне необходима ранняя комплексная медико-психоло-логопедическая помощь (в дошкольном возрасте). Данная методика включает 3 этапа.

На первом этапе основное внимание уделялось обследованию детей, первым беседам с детьми и (отдельно) с близкими ребенка.

На втором этапе разрабатывается содержание индивидуальных реабилитационных программ с использованием таких методов коррекционной работы:

-   стимуляция небных и глоточных мышц;

-   отработка основных параметров речевого дыхания (постепенность направленность, длительность и наиболее рациональный диафрагмальный его тип);

-   перевод всей артикуляционной базы звуков в передние отделы ротовой полости с применением целенаправленно подобранного фонетического материала;

-   корригируются гласные «звуки-помощники» и согласные звуки;

-   автоматизация сформированных навыков произнесения звуков в спонтанной речи (дети приучаются говорить осознанно, ясно без лишних повторов в умеренном темпе) с одновременным вводом ортофонических и вокальных упражнений.

На протяжении всего курса обучения новым произносительным навыкам формируется слуховое восприятие и слуховое внимание, а также фонематический слух, столь необходимые для дифференциации носового и чистого звучания звуков, их сочетаний. Слов речи в целом.

Элементарные графические навыки развивают графо- и зрительно-моторные навыки, внимание, восприятие, пространственную ориентацию, корректируют двигательную функцию, нормализуют ритмичность, темп, координированность движений и улучшает речевое развитие.

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы экспериментально обосновать эффективность ранней комплексной медико-психолого-логопедической помощи при открытой ринолалии детям дошкольного возраста. Проведение итогов исследования позволяет в целом поставленные задачи считать решенными, гипотезу подтвержденной.

Результаты исследовательской работы позволили сделать теоретические, экспериментальные выводы и дать рекомендации для родителей и педагогов, которые помогут организовать работу по коррекции речи при открытой ринолалии.

В работе с детьми мы испытывали некоторые трудности, т.к. ребенок с открытой ринолалией нуждается в комплексном воздействии логопеда, медиков и психологов. Помощь психолога помогла бы нам скорректировать эмоционально-волевую сферу ребенка (психотерапевтические беседы) квалифицированный медицинский массаж помог бы достичь лучших результатов коррекции нарушений в работе мимических мышц неба и языка.

Мы считаем, что дальнейшее исследование по проблеме коррекции речи у детей с открытой ринолалией должно быть продолжено и построено на дифференцированном подходе к каждому ребенку, т.к. нарушения анатомо-физиологического строения артикуляционного аппарата у разных детей неоднородно. Результаты операционного вмешательства тоже могут быть различными. поэтому необходимо издавать больше популярной литературы с вариативными методиками коррекции нарушения речи у детей ринолаликов, которые могли быть полезными как педагогам, так и родителям, имеющим детей с открытой формой ринолалии.

Литература

1.   Алмазова Е.С. «Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей» - М.1973г.

2.   БулатовскаяБ.Я. «Организация диспансеризации детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба». В кн. «Врожденные расщелины верхней губы и неба» – М.1965г.

3.   ВансовскаяЛ.И. «Устранение нарушений речи при врожденных расщелинах неба» - СПб, Гиппократ. 2000г.

4.   Вильсон Д.К. «Нарушение голоса у детей» – М.1990г.

5.   Воронин Л.Г. и др.»Физиология высшей нервной деятельности и психология»: Учебное пособие.-Просвещение, 1984г.

6.   Герасимова А.С. и др. «Уникальная методика развития речи дошкольников» М. Олма – Пресс 2002г.

7.   Дубов М.Д. «Врожденные расщелины неба» – М. 1960г.

8.   Ермакова И.И. «Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков» /Под.ред. С.П.Таптаповой – М. Просвещение, 1984г.

9.   Жинкин И.И. «Механизмы речи» – М.1958г.

10.   Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда» – М. Владос, 2000г.

11.   Ипполитова А.Г. «Открытая ринолалия»

12.   Левина Р.Е. « Нарушение письма у детей с недоразвитием речи» – М.1961г.

13.   Логопедия /Под.ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М. Владос, 2002г.

14.   Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом» – М. Просвещение, 1983г.

15.   Поваляева М.А. «Справочник логопеда» – Ростов-на-Дону, 2002г.

16.   Сапин М.Р., Брыксина З.Г. «Анатомия человека» – М. Просвещение: Владос, 1995г.

17.   Сереброва Н.И. «Из опыта работы с детьми – ринолаликами в послеоперационный период» – В кн. «Нарушения речи у дошкольников» – М. Просвещение, 1969г. стр.113-136.

18.   Смирнова Е.О. «Психология ребенка» – М. Школа – ПРЕСС, 1997г.

19.   Фролова Л.Е. «Врожденные расщелины губы и неба» – М. 1973г.

20.   Хрестоматия по логопедии / Под. ред. Л.С. Волковой, А.И. Селиверстова. – М.1997г., часть 1.

21.   Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» – М.1993г.



Приложение 1

Литературные произведения для рассказывания по ролям для автоматизации новых навыков

Игры – драматизации:

Кисонька-мурысенька

-   Кисонька-мурысенька, где была?

-   На мельнице.

-   Что там делала?

-   Муку молола.

-   Что из муки пекла?

-   Прянички.

-   С кем прянички ела?

-   Одна.

-   Не ешь одна!


Лис и мышонок

- Мышонок, от чего у тебя нос грязный?

-   землю копал.

-   Для чего землю копал?

-   Норку делал.

-   Для чего норку делал?

-   От тебя, лис, прятался.

-   Мышонок, я тебя подстерегу.

-   А у меня в норке спаленка.

-   Кушать захочешь – вылезешь.

-   У меня в норке кладовочка.

-   Мышонок, я твою норку разрою.

-   А я от тебя в отнорочек – и был таков.

Подвижная игра «Зайки»

Описание игры: дети стоят в кругу, ведущий стоит в центре круга и задает вопросы, дети отвечают:

-   Зайки, вы куда пропали?

-   Мы в капусте отдыхали.

-   А листочки не поели?

-   Только носиком задели.

-   Вас бы надо наказать!

-   Так попробуй нас догнать!

Ведущий догоняет убегающих детей.


Приложение 2


Рекомендации для родителей и педагогов

1. При общении с ребенком произносите слова медленно, четко, с отчетливым звукопроизношением.

2. Развивайте у ребенка внимание, усидчивость в специально созданных игровых ситуациях.

3. Создавайте условия для непринужденного общения в коллективе детей с нормальной речью – посещение массового детского сада, участие в играх, развивающих слуховое, зрительное, кинестетическое восприятие, пребывание на занятиях музыкой и пением.

4. Развивайте речевой праксис, воспитывайте дыхание, тренируйте мелкую моторику в игровой форме.

5. Расширяйте лексику (словарь), развивайте способность к обобщениям и образованию понятий.



Приложение 3

Уровень сформированности речи детей старшего дошкольного возраста с открытой ринолалией на заключительном контрольном этапе

Таблица №1

Ф.И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

Уровни

1

Вова А.










2























1. Звукопроизношение гласных

2. Звукопроизношение согласных

3. Произнесение слов.

4. Развитие фонематического слуха

5. Разборчивость речи

6. Соответствие объема пассивного словаря норме

7. Объем активного словаря

8. Наличие развернутой фразы

- высокий уровень

- средний уровень

- низкий уровень

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6