бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Коррекционная работа при открытой форме ринолалии бесплатно рефераты

Формируя предпосылки и потребности в общении, важно проявлять к ребенку постоянную любовь и уважение, интерес и одобрение. Только успех и радость создают мотивацию, следует учитывать, что на разных возрастных ступенях ребенок обладает разными анатомо-физиологическими возможностями усвоения и совершенствования своей речи. На первом году жизни речевой аппарат еще формируется . легкие и голосовые складки интенсивно развиваются именно в первые 3 месяца жизни, и это развитие необходимо стимулировать.

После хейлопластики логопед обучает мать проведению гимнастики для верхней губы, чтобы она стала подвижной, а рубцы – мягкими и эластичными. Нередко у младенцев с расщелиной неба бывает недоразвита нижняя челюсть и она требует коррекции пассивной гимнастикой, массажем, с 2 – 3месяцев жизни. До года рекомендуется укладывать ребенка на бок и на живот, в положение6, стимулирующее удержание языка у нижних резцов. Для физического развития органов речи, моторного и сенсорного становления проводят общеукрепляющую и дыхательную гимнастики, создают условия слаженной работы всего артикулярного аппарата. При этом активируют возможно большее количество анализаторов: зрительный, слуховой, моторный, кожно-тактильный, вибрационный. Программа коррекционного воздействия т становления речи строится согласно онтогенезу, фонетическому и фонологическому развитию.

Тактика показывает, что в семьях где предъявляются не заниженные требования, дети достигают высоких результатов. Следует всемерно содействовать их раннему социальному взаимодействию со здоровыми сверстниками и развитию самостоятельности. Речь, воздействуя на развитие других высших психических функций, организует структуру восприятия, формирует архитектонику памяти, избирательность и произвольность воспитания, развивает словесно-логическое мышление, оперирование обобщениями и представлениями. Успешное раннее хирургическое и ортодонтическое лечение и программы раннего речевого развития уменьшают влияние расщелины на приобретение, закрепление артикуляторных, языковых отклонений и вредных компенсаторных процессов.

Активация мышц мягкого неба

Предварительная подготовка сегментов небной занавески к участию в небно-глоточном смыкании сокращает сроки растормаживания неба и позволяет увеличить его подвижность после операции.

Наиболее физиологичным представляется воспитание смыкания при фонации. При ней легче вырабатывается условно-рефлекторная связь между ощущением подъема небной занавески и звукообразованием за счет участия речедвигательного, речеслухового и кинестетического анализаторов. Ребенок одновременно ощущает подъем сегментов неба, произносит звук и слышит его измененное, улучшенное по сравнению с обычным звучанием.

Особенности артикуляций «а, э» позволяют применять их для развития подвижности сегментов неба.

Звук, а – единственный в русском языке гласный нижнего подъема, при его произнесении корень языка опускается наиболее низко.

Звук, э - среднего подъема, но переднего ряда, поэтому для него характерно наибольшее перемещение стенки языка вперед при умеренном ее подъеме.

При произнесении этих фонем по сравнению с другими гласными наблюдается меньшие плотность смыкания глотки, напряжение мягкого неба и число контактов языка с глоткой, которые бывают при ринолалии. Все это объясняет наименьшую выраженность носового оттенка а и э при слуховом восприятии. Кроме того, оба звука нелабиализованные. Их произнесение с широко открытым ртом обеспечивает визуальный контроль.

Упражнение с гласными «а, э»

Широко открыв рот, ребенок повторяет за логопедом. Произносить звук надо мягко, не на твердой атаке, язык придвинут к зубам. Если язык оттягивается к глотке, то упражнять в выкладывании его на нижнюю губу, потом в дотрагивании кончиком языка до нижних резцов, удерживая его в нижнем положении.

-   длительное произнесение: а или э

-   двукратное произнесение а, а (э, э)

-   трехкратное произнесение а, а, а, (э, э, э)

-   через 4-5 занятий переходить к слитному и несколько растянутому произнесению сочетаний ааээээаа

Упражнение повторять 2-3 раза подряд 6-8 раз в день. В начале сегменты неба могут оставаться почти неподвижными, наблюдается лишь легкое их подрагивание. Но при регулярных тренировках они начинают подниматься, несколько расходясь при этом в стороны. Растягивание, на которое могут раздвинуться сегменты небной занавески, зависит от тяжести дефекта. Подвижность сегментов неба контролируют визуально. Если наблюдению мешает гипертрофированный корень языка, ребенку нужно высунуть его, а логопеду шпателем слегка прижать книзу.

Активизация мышц глотки

Развитию дистрофического процесса в мышцах глотки препятствует повышенная нагрузка: увеличивается объем и двигательная активность мышц, осуществляется подготовка для ношения функционального обтуратора или к операции. Для этого используется имитация глоточного рефлекса и позевывания. Оба упражнения повторяют по подражанию 3 раза подряд 6-8 раз в день.

Если ребенку не удается воспроизвести глоточный рефлекс, то логопед вызывает его прикосновением шпателя к задней стенке глотки или корню языка. В домашних условиях это делают родители ручкой чайной ложки. Эти упражнения делают регулярно вплоть до операции.

Подготовка артикуляционного аппарата к правильному звукообразованию

Этот процесс занимает длительное время и включает тренировку подвижности губ и щек, смещение вперед языка, укрепление его кончика и опускание его корня. Изменение положения языка в полости рта влияет на искажение речи больше, чем недостаточность небно-глоточного смыкания. Перемещение языка вперед создает условия постановки правильной артикуляции, понижения носового оттенка голоса, нормализации фонационного дыхания, уменьшения глоточных смыканий. Поэтому данному разделу необходимо уделять пристальное внимание. Разъясняя любое упражнение, обязательно уточняют позицию языка и следят за его положением, назначают ряд специальных артикуляционных упражнений (артикуляционная гимнастика, массаж).

Все упражнения выполняют под счет, перед зеркалом 3-4 раза в день по 5 минут.

Поскольку кинестезии у лиц с врожденными расщелинами снижены, одновременно работаю не более чем над тремя видами упражнений, т.к. при большей нагрузке дети могут путать задания или выполнять их неточно. Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть отобраны с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и носить строго направленный характер. Рекомендуется избегать быстрых, резких артикуляционных движений. Они требуют большого напряжения и неэффективны, т.к. ребенок не успевает запомнить смену кинестезией и часто смазывает движения. Отмечено, что на первых занятиях проявляется излишнее напряжение мышц лба, крыльев носа, челюстей и шеи, которое передается на гортань и глотку. Чтобы уменьшить его, полезно несколько раз в течение занятия прерывать упражнения кратковременными расслаблениям мышц лица, шеи, глотки а при тренировках избегать резких движений.

Упражнения для языка и щек

1. Артикуляционная гимнастика – высовывать, убирать, поднимать, опускать, двигать вправо – влево, расслаблять «блинчиком», напрягать «жалом», максимально опираясь на непроизвольные движения.

2. Дотягиваться языком до носа, до подбородка.

3. Облизывание намазанных сладким губ (каждую отдельно и по кругу).

4. Поглаживание щек изнутри, упираясь языком в слизистую оболочку.

5. Покусывание языка по всей поверхности, постепенно высовывая его и втягивая.

6. Пошлепывание кончика языка шпателем (расслабление языка)

7. Вылизывание тарелок и выпуклой стороны столовых ложек всей поверхностью кончика языка.

8. Слизывание капель с вогнутой поверхности ложки (размер ложки последовательно уменьшают от столовой до ложечки для горчицы – формирование более тонких и точных движений).

9. Почесывание кончика языка о верхние резцы; пересчитывание зубов, упираясь в каждый.

10.   Поглаживание щек, надавливая с силой на внутреннюю сторону; тщательное обведение по кругу предверия полости рта.

11.   Катание (если позволяет строение неба) круглой конфетки, прижимая ее кончиком языка к альвеолам.

Упражнение для губ

1. Поднимание и опускание верхней губы – ребенок закусывает нижнюю губу, а затем под счет поднимает и опускает верхнюю 5-6 раз подряд (другие органы лица не двигаются).

2. Несмыкающиеся, вялые губы – удерживание кусочка сухаря, сахара, леденца (чем меньше, круглее и глаже кусочек, тем плотнее смыкаются губы), следить, чтобы губы не вытягивались хоботком.

3. Вытягивание обеих губ в рот (если верхняя губа западает, под нее подкладывают продолговатый валик и стараются навернуть губу на резцы).

Массаж губ

1. Подушечками большого и указательного пальцев (один палец изнутри, другой – снаружи) взять верхнюю губу и растирать рубец.

2. Подушечки больших и указательных пальцев поставить так же, но у уголков рта, сводить пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивая ее вперед (повторять 10-15 раз).

3. Движения языка в преддверии полости рта, сильно надавливая на уздечку.

Упражнения должны быть отобраны с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, и носить строго целенаправленный характер. Не следует делать массаж языка трехлетнему ребенку, если язык еще не сместился к глотке и корень языка имеет нормальное строение и размеры. Рекомендуется избегать быстрых и резких артикуляционных движений.

Полезно прерывать артикуляционную гимнастику кратковременными расслаблениями мышц лица, шеи, глотки.

Развитие речевого дыхания

В норме в речевом выдохе активно участвуют брюшная полость и внутренние межреберные мышцы, которые обеспечивают удлинение выдоха, и достаточное давление воздушной струи. Этим объясняется улучшение речи при обучении ринолаликов диафрагмальному дыханию. Как известно, детям такое дыхание не свойственно, поэтому им целесообразно ставить косто-абдоминальное (диафрагмально-реберное) дыхание. Оно позволяет величить жизненный объем легких, регулировать скорость выдоха диафрагмой и фонировать в грудном регистре, благодаря чему удлиняется выдох и уменьшается назализация.

На этом этапе работы по формированию речевого дыхания ограничивается обучением только длительному ротовому выдоху.

Начало работы. Необходимо определить вид физиологического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боковую поверхность выше его талии. Если дыхание нижнереберное (диафрагмальное), логопед приспосабливает свое дыхание к ритму дыхания ребенка и начинает работу. Если у ребенка верхне-ключичное дыхание, то оно корректируется в кабинете лечебной физкультуры.

Следует попытаться вызвать нижнереберное дыхание по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребенка к себе на бок и проверить своей ладонью его дыхание. Если не получается, то прежде чем коррекция дыхания будет проводиться в кабинете лечебной физкультуры предварительно следует обучить ребенка направленному дутью поскольку дети с расщелинами не владеют направленной воздушной струей и воздух при выдохе у них утекает в нос. Направленный воздушный поток обеспечит в дальнейшем достаточное внутриротовое давление воздуха для образования согласных звуков.

I этап. Формирование усиленного глоточного выдоха приоткрытом рте

1. Нужное давление вызывают от имитации «поплевывания»: ребенок слегка высовывает кончик языка между зубами, а затем старается выплюнуть его. Язык при этом продвинут вперед. А кончик его высунут минимально, что вынуждает сильнее напрягать губы, и создает более тонкие движения. Внимание сосредотачивают на ощущении губ. Одновременно ребенок контролирует температуру, и направление воздушной струи тыльной стороной ладони. На первых занятиях можно пальцами зажимать крылья носа. Упражнение повторяют 6-8 раз подряд 3-4 раза в день.

2. Если «поплевывание» сопровождается напряжением мышц шеи и даже движением передней стенки глотки вперед (получается звук, сходный с к), то прибегают к тактильному контролю передней поверхности шеи, беззвучному «поплевыванию» или выплевыванию мелких крошек. Размер крошек постепенно уменьшается, а нужное движение постепенно усваивается.

3. Замедляя и продлевая «поплевывание», получают легкое дутье, которое закрепляется дыхательными упражнениями с комочком ваты, пухом, полосками бумаги.

До операции целесообразно применять упражнения, требующие повышенных усилий (катать карандаш выдуваемой струей, надувать шарик), т.к. они усиливают напряжение лицевой и глоточной мускулатуры, усиливают гримасы, ускоряют выдох. Главная цель в этот период – получение воздушной струи.

II этап. Дифференциация ротового и носового дыхания

Необходимо объяснить ребенку, что существуют различные виды вдоха и выдоха через нос, при открытом рте возможны различные сочетания вдоха и выдоха. Ребенку предлагают проделать конкретные дыхательные упражнения, последовательность их выполнения фиксируется рисунками в таблице в тетради ребенка:

Цель этих упражнений – в процессе разучивания различных видов вдоха и выдоха закрепить диафрагмальный вдох и постепенный, спокойный выдох.

Эти упражнения закладывают основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха. Формирование речевой паузы при дыхании происходит спонтанно, т.к. ребенок задерживает выдох, обращая внимание на то, как его надо осуществить: через нос или рот при переходе от вдоха к выдоху. При дальнейшем обучении произношению гласных и согласных звуков эта пауза будет постепенно увеличиваться и закрепляться.

Во время этих упражнений необходимо приучать ребенка к ощущению проходящей по слизистым оболочкам ротовой и глоточной полости направленной струи воздуха во время вдоха и выдоха.

Направление выдыхаемой через рот струи контролируется движением ватки, положенной на гладкую поверхность (лист бумаги, ладонь), чтобы ребенок мог видеть направление ее движения и корректировать это направление по указанию логопеда. Такой выдох ни в коем случае не отождествляемый с выдуванием, формирует направленность полного, спокойного ротового выдоха.

Для организации правильного ротового выдоха необходимо изменить положение языка в полости рта: при ротовом выдохе кончик языка у нижних резцов, корень опущен, если корень не снижается, можно временно допустить высовывание языка между зубами или нажать на корень языка шпателем (в крайнем случае).

Последовательность проведения упражнений:

1. Упражнение проводиться лежа. Ребенок учится вдыхать через полный живот, плавно, долго выдыхая, точность выполнения контролируется ладонью.

2. То же самое, но полулежа.

3. Сидя.

4. Стоя.

5. В движении (различные комплексы физических и дыхательных упражнений).

Упражнение назализации гласных звуков

Хотя известно, что именно гласные придают голосу назальный тембр, часто создается впечатление, что многие дети произносят их правильно. Однако язык при артикуляции сдвинут в глубину полости рта, а губы повышенно активны. Коррекция гласных предусматривает продвижение языка к нижним резцам и произнесении их на диафрагмальном выдохе в грудном регистре. Уменьшение участия головного резонанса в фонации сразу заметно уменьшает носовой оттенок голоса еще до операции.

1. Протяженное произнесение гласных а-а-а, э-э-э на мягком выдохе в грудном регистре. Ребенок сидит, опираясь спиной на спинку стула, слегка опустив подбородок и положив ладонь на грудь тактильного контроля. Ступни ног параллельно стоят на полу. При правильном выполнении упражнения ощущается мелкая вибрация грудной клетки. Это упражнение выполняется по подражанию: логопед показывает, а потом выполняет вместе с ребенком. Начинают произнесение гласных с 2-3 раз и доводят до 5 повторений каждого звука 4-5 раз в день в течение месяца.

Далее переходят к гласным о, и, у, ы. Эта последовательность основана на изменении силы, необходимой для удержания сегментов неба в горизонтальном положении, и на возрастании объема глоточной полости рта при артикуляции гласных, из которых у, и обладают наиболее выраженным носовым оттенком.

2. Напевное, слитное произнесение сочетаний гласных, сочетания не начинают с у, и, ы, т.к. остается назализация в их произношении, но если поставлен функциональный глоточный обтуратор, то упражнения отрабатывают со всеми гласными:

-   сочетание двух гласных: аэ, ао, ау; эа, эо, эу; оа, оэ, оу.

-   сочетание трех гласных: аоа, аэа, ауа; эаэ, эао, эау; оаэ, оао, оау

Сначала гласные произносят голосом средней высоты на дном тоне, затем расширяют диапазон. Упражнения произносят: низким голосом – «медведь»; средним голосом – «лиса»; высоким голосом – «белка». Но чаще обращаются к средним тонам, т.к. они наиболее естественны для ребенка.

4. Вокальные упражнения.

До операции вокальные упражнения стимулируют подъем сегментов мягкого неба, подвижность задней стенки глотки, удлиняют выдох. Вокальные упражнения сводятся к пению гласных в диапазоне терции (описание методики см. В послеоперационном периоде).

Развитие речеслуховых дифференцировок

Задачи:

1. Научить различать звуки речи окружающих.

2. Дифференцированное восприятие собственного произношения.

Звучная речь человека в процессе эволюции формируется для слуха и под непосредственным контролем слуха, поэтому речь и слух, – тесно связанные функции. Побуждение ребенка сравнивать свое искаженное произношение с правильным звучанием речи ускоряет овладение нормальным произношением. Систематический тренинг слуха, особенно фонематического, приводит к выработке самоконтроля речи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6