Коррекционная работа при открытой форме ринолалии
18.
Исследование развернутой речи:
-
наличие развернутой речи (общается
при помощи отдельных слов или фраз);
-
умение пользоваться монологической
речью;
-
состояние связной речи;
-
особенности
лексико-грамматического строя речи;
-
словарный запас;
-
навык чтения (у школьников): улучшается
речь или ухудшается речь в процессе чтения.
19.
Обследование фонематичского слуха.
Ребенок
повторяет вслед за логопедом, лицо которого закрыто экраном, изолированные
звуки, слоги и слова, отличающиеся незначительно и контрастные.
Требования
к содержанию дидактического материала:
1. Материал предъявляется на карточках или в отраженном
произнесении.
2. Соответствие возрасту ребенка и его развитию.
3. Использование предметных, сюжетных картинок.
4. Использование фотографий привычных вещей.
5. Таблицы со слогами, словами, фразами и т.д.
20.
Заключение логопеда.
Анализируя
полученные результаты, необходимо отметить очень низкий уровень
сформированности речевых навыков. Нарушение функций артикуляционного аппарата у
обоих детей обусловлено как врожденным дефектом, так и послеоперационными
факторами (отечность, боль, рубцовые изменения) частые простудные заболевания,
соматическая ослабленность затрудняют речевое развитие.
Назализация
звуков обусловлена отсутствием небно-глоточного смыкания, невозможность
артикуляции согласных звуков связана с тем, что твердое небо с рубцовыми
послеоперационными изменениями, кинестезии снижены; мягкое небо после операции
неподвижно, отечно, укорочено; язык напряжен, оттодвинут в глубь ротовой
полости. Произнесение слов сводится к проговариванию гласных: «машина» – «аыа».
Поэтому
речь неразборчива, фраза не сформирована, активный словарь бедный.
Но
при этом интеллект сохранен, дети хорошо понимают обращенную к ним речь,
выполняют инструкции, пытаются отвечать на вопросы. Наблюдаются изменения в
эмоционально – волевой сфере, дети осознают свой дефект, замкнуты,
стеснительны.
Мы
предполагаем, что выбранные нами методы и приемы коррекции открытой ринолалии
позволят сформировать небно-глоточное смыкание, развить речевое дыхание – это
поможет устранить назализацию речи, а так же исправить искаженные звуки и
поставить отсутствующие, а затем ввести новые навыки в спонтанную речь.
2.2 Коррекционная работа при открытой ринолалии в послеоперационный
период (формирующий этап)
2.2.1 Активизация небно-глоточного смыкания и растормаживание мягкого
неба, коррекция дыхания, голоса, гласных звуков
К
коррекционно-педагогической работе на этом этапе приступают на 15-20 сутки
после операции. В этот период из-за длительного режима молчания и
охранительного торможения речь ухудшается. Мягкое небо бывает отечным, практически
неподвижным, чувствительность его отсутствует, а некоторые движения причиняют
боль.
Назализация
усиливается, поэтому важно формирование подвижности мягкого неба. Через полгода
после пластики процессе рубцевания заканчивается, что необратимо уменьшает
эффективность упражнений для мягкого неба. Поэтому в первые месяцы после
операции логопедические занятия должны проводиться регулярно – 3 раза в неделю
и ежедневно дома с ребенком должны заниматься родители.
Рекомендуются следующие упражнения
Активация мягкого неба и глоточных мышц
▪
Произнесение гласных «а, э» спокойно, чуть протяжно, голосом
средней громкости, одновременно с фонацией гласного вызывают глоточный рефлекс
(дети, ощутив необычное движение, сразу его запоминают и воспроизводят). При
произнесении на твердой атаке мягкое небо делает резкий подъем (количество
подъемов обычно от 1 до 4). Поэтому гласные произносим поочередно, через 1,5
часа после еды, с интервалом между занятиями 30 минут в среднем повторять «а,
э» по 2 раза подряд 5-6 раз в день в течении 2 дней, 6-8 раз в день в
течении 3 дней, по 3 раза подряд 6-8 раз в течение 5 дней, а затем по 3 раза
8-10 раз в день в течение месяца. Затем: 6-8 раз в день – 10 дней, 4-6 раз – 10
дней, по 3 раза в течение 4 месяцев, но в один прием все это время проговаривают
гласные 3 раза подряд.
▪
Произнесение гласных попарно, смежно «аэ – эа» (начинать с того
гласного, от которого небо поднимается выше и в начале тянуть его дольше:
«аааэ
, эээа» затем длительность звучания сравнивается).
▪
Вокальные упражнения – пение гласных: вначале звуков «а, э»,
через 2-3 занятия «о», еще через неделю «и» и последнем «у»
(при ежедневных занятиях сроки сокращаются). Начинать вокальные упражнения на
3-4 занятии, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого неба.
Его тренируют пением гласных в диапазоне терции первой октавы с детьми и
трезвучия с подростками и взрослыми.
Вокальные
упражнения растягивают небную занавеску, растормаживают и активизируют всю
мускулатуру гортаноглотки, заставляют ребенка шире открывать рот, увеличивать
силу звука.
▪
Сухое проглатывании. По данным И.С. Рубинова, интенсивность сокращения
мускулатуры увеличивается с уменьшением содержимого глотка, и при многократном
проглатывании слюны длительность небно-глоточного смыкания тоже увеличивается.
Эти упражнения используют только для растягивания рубцов мягкого неба в течение
5-6 месяцев после операции, пока не закончился процесс рубцевания, для того,
чтобы дети ощутимее осознали выражение «напрячь, поднять мягкое небо» и после
многократных тренировок ощущали его движение (Вансовская Л.И.). Упражнения
заключаются в проглатывании своей слюны по 2, потом по 3 раза подряд 5 - 6 раз
в день между другими упражнениями. Во время упражнения губы сомкнуты,
приоткрывать их нельзя. Чтобы облегчить упражнение, можно капать на корень
языка жидкость, но это уменьшает интенсивность сокращений.
▪
Для повышения подвижности мускулатуры глотки:
-
имитация ощущения при глотании
«надутого шарика» (Вансовская Л.И.), «горячей картошки» (Ермакова И.И.);
-
позевывание с произнесением
гласных «и, е, я, э, а, о, у, ы»;
-
вдох с позевыванием через рот -
выдох через рот (мягкое небо напряжено) (Вансовская Л.И.);
-
полоскание горла «густыми» жидкостями
(кисель, сок с мякотью).
Эти
упражнения эффективны для детей младше 8-9 лет, их приходиться повторять 5-6
раз в день в течение нескольких месяцев, чтобы вызывать стойкое увеличение
мускулатуры глотки в объеме, достаточное для смыкания.
Такой
вид затвора улучшает речь и уменьшает назализацию, но голос обычно имеет глухой
сдавленный тембр, поэтому воспитание его менее желательно (Ермакова И.И.).
▪ Массаж мягкого неба
Разминание
рубцов вызывает прилив крови в области раневой поверхности, что улучшает
питание тканей. Производится поглаживание неба по всей поверхности подушечкой
большого пальца в направлении от альвеол к краю мягкого неба по средней линии,
затем правее и левее от нее. При этом, как только палец коснется мягкого неба,
вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное
кольцо. Постепенно язык начинает занимать плоскую позицию на дне полости рта, и
рвотный рефлекс угасает.
Методика: поглаживания – 30
сек.; поглаживание прерывистое и энергичное – 30 сек., при этом палец двигается
рывками и ритмично по направлению к глотке; затем спиралевидное растирание – 1
мин., далее интенсивные растирания и разминания в медленном темпе.
Дозировка: у Ермаковой –
начинать с 1-5 минут 1 раз в день (один раз проглаживают и разминают небо) и
доводят до 10 раз в день по 30 мин. (с интервалом в один час проглаживают и
разминают небо по 3 раза подряд); у Вансовской – от 5 до 8 раз в день по 2 мин.
В течение 6-8 месяцев, с одновременным произнесением во время массажа звуков «
э, а, о ».
Активизация речевой моторики.
Артикуляторную
гимнастику проводят дифференцировано для различных органов речевого аппарата
(нижняя челюсть, губы, язык). Упражнения отрабатывают четко, без усилий с
контролем зеркалом и с соблюдением определенного ритма (см. приложение).
Упражнения для нижней челюсти
При
массивном рубцевании в области небных дужек ограничивает открывание рта, что
затрудняет артикуляцию и усиливает назализацию. Тренироваться надо до тех пор,
пока рот не раскроется на три пальца ребенка.
1. Рот полуоткрыт – широко открыт – закрыт.
2. Движение нижней челюсти вперед при полуоткрытом рте.
3. Произвольное движение нижней челюсти вправо – влево.
4. Имитация жевания, при котором происходит энергичное
сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого неба, языка.
5. Выдвижение нижней челюсти вперед с «почесыванием»
нижними зубами верхней губы и опусканием нижней и ее движение назад с
одновременным « почесыванием» верхними зубами нижней губы.
Следует
наглядно показать расслабление нижней челюсти и жевательных мышц, положив руки
в области сустава нижней челюсти в с момент ее опускания. Утрированное
выдвижение нижней челюсти при произнесение гласных «и, е, ы», приводит к
более широкому открытому и разборчивому произнесению звуков (чем шире полость
рта в момент речи, тем уже глотка).
Упражнения для губ
1. Вырывание вибрации губ (кучерское «ппррр»).
2. Опускание и поднимание (поочередное и одновременное)
верхней и нижних губ.
3. Оттягивание губ в стороны: «Тянуть губы прямо к ушкам
очень нравиться лягушкам. Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца» (по
Плотниковой).
4. Расслабление и легкое похлопывание верхней губы о
нижнюю.
5. Удержание губами тонких трубочек (от чупа-чупса).
6. Имитация полоскания зубов с резким давлением на губы с
последующим их расслаблением и выдохом.
7. Опускание и поднимание нижней челюсти при плотно
сжатых губах.
Массаж верхней губы
Массируют
рубцово-измененную губу концевыми фалангами II и III пальцев обеих кистей от
основания носа вниз до края верхней губы, а так же в сторону с легким
растягиванием рубца; проводят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию
по 2 мин.
Методика при растягивании уголков рта:
1. Костяшками указательных пальцев надавить на уголки
рта.
2. Надавив. Двигать ими 3 раза в противоположном
направлении.
Методика при горизонтальном растяжении верхней губы:
1. I палец положить на губу сверху, II – под верхнюю
губу.
2. I пальцем сильно катать верхнюю губу, II – действовать
в противоположном направлении.
3. Эти движения выполнять в обратном направлении.
4. Такие же движения произвести при передвинутых пальцах
на расстоянии 1 см по 2-3 раза.
5. Продолжать выполнять эти движения по кругу верхней и
нижней губы, включая уголки рта, далее поменять пальцы.
Методика при растяжении верхней губы «лук Купидона»:
1. Согнутый II палец – под верхней губой, а I – на
верхней губе.
2. Повернуть губу на I палец.
3. Задержать положение в позиции 2, а далее растянуть
вниз по направлению к центру губы.
4. Повторит это движение в стороны, в центр, по кругу
верхней губы по 3 раза (по Д. Бекман).
Упражнение для языка
К
упражнениям, проводимым на I этапе, добавляются:
1. Поднимание и опускание кончика языка к верхним и
нижним зубам при широко открытом рте, а так же касание им правого и левого
углов рта, различных точек губ, неба, передней и задней части каждого зуба.
2. Укладывание широкой передней части языка (в виде
чашечки) с плотным удержанием боковых краев языка и верхних боковых зубов,
задувание на переднюю, часть языка и выдувание вибрации («Язык лопаткой положи
и од счет его держи – раз, 2, 3, 4, 5. Язык надо расслаблять. Язык широкий
положи, а края приподними. Получилось пиала, округленная она. В рот ее мы
занесем и бока к зубам прижмем», по Плотниковой).
3. Скольжение языка вглубь по твердому небу в форме
крючка сначала молча, затем с произнесением «о, ы».
4. Длительное удержание широкого языка во рту с лежащим
на его спинке леденцом.
5. Сжатие жевательными поверхностями зубов боковых краев
языка, распластанного вширь, с контролем позиции (перед зеркалом).
6. Расслабление мышц шеи с рефлекторным расслаблением
мышц языка: голову уронили вперед, вправо, влево «Ах, слаба у Миши шейка,
ниткой ты ее пришей-ка. Не отвалится тогда у Мишутки голова».
Из
предложенных методов главное место отводится формированию навыков расслабления,
уплощения языка вперед, т.к. спонтанно этого после операции не происходит.
Развитие речевого дыхания
Если
дети занимались до операции, то у них очень быстро восстанавливаются старые
навыки и упражнения для усиления направленной воздушной струи их обычно не
затрудняют (см. дооперационный период).
С
детьми, не занимавшимися до операции. Приходится одновременно работать над
постановкой косто-абдоминального дыхания и обучать подаче направленной
воздушной струи.
Детям
объясняют, что в речеобразовании для правильной работы дыхательного аппарата
нужно иметь натренированную дыхательную мускулатуру, и предполагаемая
дыхательная гимнастика поможет увеличить жизненную емкость легких, подвижность
грудных и брюшных мышц, диафрагмы, разовьет интенсивность и длительность
ротового выдоха.
Речь
– это озвученный выдох. Здесь детям уместно образно представить органы дыхания
и фонации, как перевернутое дерево, где листва – это легкие, а ствол – трахея,
обыграть ударение в слове орган и узнать об участии бронхотрахеальной области в
резонировании.
Устранение назализации гласных звуков (фонопедические упражнения)
И.И.
Ермакова предлагает работу начинать с гласных «а, э, о»; обоснование
этого метода описано на I этапе (см. дооперационный период).
На
II этапе она предлагает возобновить произнесение гласных на мягком выдохе в
грудном регистре: сначала изолированных, затем в сочетании по две, по три «аэ,ао,
эа,эо,оа,.аэо,эоэ,аоа,оао,эоа,аоэ и т.д.). Все звуки произносят растянуто и
слитно.
2.2.2 Коррекция согласных звуков, уменьшение назализации, постановка
речевого голоса
Патологическое
звукообразование при ринолалии имеет антропофонические и фонологические
признаки, т.е. происходит искажение звучания фонем (назализация, приближенное
звучание) и замена одной фонем другой (взаимозаменяеняются внутри групп,
сходных по способу образования и акустическим признакам).
Коррекция
каждого звука предусматривает создание правильного артикулярного уклада и
воспитание слуховых дифференцировок.
Приступая
к коррекции звуков, проводят проверку детей на способность к воспроизведению
фонем по подражанию, что позволяет выявить наиболее доступные звуки.
Вызывая
звуки, нужно максимально использовать доступные ребенку движения и фонемы, а не
создавать абсолютно новые модели. Такой подход облегчает введение звука в речь,
уменьшает напряжение и выражает принципы опоры на уже сформированные умения и
переход от простого к сложному.
Приемы
вызывания согласных, описанные в логопедии, не всегда подходят при ринолалии
из-за органических изменений в артикуляционном аппарате, снижений кинестезии и
слуховых дифференцировок. Выбор методов и упражнений всегда строго
индивидуален. Однако даже в этом случае органические дефекты могут препятствовать
достижению идеальной артикуляции. Поэтому, стремясь к акустической
полноценности фонем, можно допускать отклонения в артикуляции.
Детям
со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится
задерживаться на промежуточных, более грубых артикуляциях: межзубной,
одноударной и т.п., т.е. пользоваться звуками – аналогами (постановка согласных
– приложение №).
Введение новых навыков в речь начинается:
1. Проговаривание слоговых упражнений, где согласный звук
стоит в интервокальной позиции – между двумя гласными. Наиболее легко удается
повторение упражнений с сонорными «л, л» и фрикативными «в, в, ф, ф»
поставить которые после операции легче и проще « ава, авя, ала, аля, афы,
афю и т.п.». Ребенок, проговаривая звукосочетания, глубоко сидит на
стуле, положив руку на грудь. Звукосочетания повторяет на мягком выдохе,
отраженно за логопедом, а затем самостоятельно. При правильном выполнении
упражнения ладонь ощущает мелкую вибрацию.
2. Произнесение с уменьшением силы голоса на первом
гласном звуке и увеличением на втором «аВА, аЛИ, аФЁ». Аналогичные
упражнения выполняются со всеми согласными по ходу работы над ними.
3. Произнесение открытых слогов – беззвучное
проговаривание первой гласной фонемы в интервокальном слоге и произнесение
открытого слога.
4. Введение вызванных фонем в слова и предложения при
проговаривании коротких фраз. Для этого используют слова, включающие только
поставленные звуки. Поэтому слова и фразы подбираются индивидуально,
учитывается возраст, уровень развития.
Располагая
вначале III этапа еще ограниченным числом фонем, нужно проговаривать как можно
больше словосочетаний и фраз из них, чтобы не фиксировать выработку навыка на
произнесении стабильного дидактического материала, а максимально приблизиться к
условиям разговорной речи.
ВВ, ФФ, ЛЛ: Валя Ляля вон Вова Валя ловила Алю
Вова Лёва вон лев Ляля увела Вилю
Для
младших дошкольников звуки и слоги звучат абстрактно, поэтому в словах звуки у
них звучат лучше.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|