бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Коррекционная работа при открытой форме ринолалии бесплатно рефераты

18.   Исследование развернутой речи:

-   наличие развернутой речи (общается при помощи отдельных слов или фраз);

-   умение пользоваться монологической речью;

-   состояние связной речи;

-   особенности лексико-грамматического строя речи;

-   словарный запас;

-   навык чтения (у школьников): улучшается речь или ухудшается речь в процессе чтения.

19.   Обследование фонематичского слуха.

Ребенок повторяет вслед за логопедом, лицо которого закрыто экраном, изолированные звуки, слоги и слова, отличающиеся незначительно и контрастные.

Требования к содержанию дидактического материала:

1. Материал предъявляется на карточках или в отраженном произнесении.

2. Соответствие возрасту ребенка и его развитию.

3. Использование предметных, сюжетных картинок.

4. Использование фотографий привычных вещей.

5. Таблицы со слогами, словами, фразами и т.д.

20.   Заключение логопеда.

Анализируя полученные результаты, необходимо отметить очень низкий уровень сформированности речевых навыков. Нарушение функций артикуляционного аппарата у обоих детей обусловлено как врожденным дефектом, так и послеоперационными факторами (отечность, боль, рубцовые изменения) частые простудные заболевания, соматическая ослабленность затрудняют речевое развитие.

Назализация звуков обусловлена отсутствием небно-глоточного смыкания, невозможность артикуляции согласных звуков связана с тем, что твердое небо с рубцовыми послеоперационными изменениями, кинестезии снижены; мягкое небо после операции неподвижно, отечно, укорочено; язык напряжен, оттодвинут в глубь ротовой полости. Произнесение слов сводится к проговариванию гласных: «машина» – «аыа».

Поэтому речь неразборчива, фраза не сформирована, активный словарь бедный.

Но при этом интеллект сохранен, дети хорошо понимают обращенную к ним речь, выполняют инструкции, пытаются отвечать на вопросы. Наблюдаются изменения в эмоционально – волевой сфере, дети осознают свой дефект, замкнуты, стеснительны.

Мы предполагаем, что выбранные нами методы и приемы коррекции открытой ринолалии позволят сформировать небно-глоточное смыкание, развить речевое дыхание – это поможет устранить назализацию речи, а так же исправить искаженные звуки и поставить отсутствующие, а затем ввести новые навыки в спонтанную речь.


2.2 Коррекционная работа при открытой ринолалии в послеоперационный период (формирующий этап)

2.2.1 Активизация небно-глоточного смыкания и растормаживание мягкого неба, коррекция дыхания, голоса, гласных звуков

К коррекционно-педагогической работе на этом этапе приступают на 15-20 сутки после операции. В этот период из-за длительного режима молчания и охранительного торможения речь ухудшается. Мягкое небо бывает отечным, практически неподвижным, чувствительность его отсутствует, а некоторые движения причиняют боль.

Назализация усиливается, поэтому важно формирование подвижности мягкого неба. Через полгода после пластики процессе рубцевания заканчивается, что необратимо уменьшает эффективность упражнений для мягкого неба. Поэтому в первые месяцы после операции логопедические занятия должны проводиться регулярно – 3 раза в неделю и ежедневно дома с ребенком должны заниматься родители.

Рекомендуются следующие упражнения

Активация мягкого неба и глоточных мышц

Произнесение гласных «а, э» спокойно, чуть протяжно, голосом средней громкости, одновременно с фонацией гласного вызывают глоточный рефлекс (дети, ощутив необычное движение, сразу его запоминают и воспроизводят). При произнесении на твердой атаке мягкое небо делает резкий подъем (количество подъемов обычно от 1 до 4). Поэтому гласные произносим поочередно, через 1,5 часа после еды, с интервалом между занятиями 30 минут в среднем повторять «а, э» по 2 раза подряд 5-6 раз в день в течении 2 дней, 6-8 раз в день в течении 3 дней, по 3 раза подряд 6-8 раз в течение 5 дней, а затем по 3 раза 8-10 раз в день в течение месяца. Затем: 6-8 раз в день – 10 дней, 4-6 раз – 10 дней, по 3 раза в течение 4 месяцев, но в один прием все это время проговаривают гласные 3 раза подряд.

Произнесение гласных попарно, смежно «аэ – эа» (начинать с того гласного, от которого небо поднимается выше и в начале тянуть его дольше:

«аааэ , эээа» затем длительность звучания сравнивается).

Вокальные упражнения – пение гласных: вначале звуков «а, э», через 2-3 занятия «о», еще через неделю «и» и последнем «у» (при ежедневных занятиях сроки сокращаются). Начинать вокальные упражнения на 3-4 занятии, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого неба. Его тренируют пением гласных в диапазоне терции первой октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми.

Вокальные упражнения растягивают небную занавеску, растормаживают и активизируют всю мускулатуру гортаноглотки, заставляют ребенка шире открывать рот, увеличивать силу звука.

Сухое проглатывании. По данным И.С. Рубинова, интенсивность сокращения мускулатуры увеличивается с уменьшением содержимого глотка, и при многократном проглатывании слюны длительность небно-глоточного смыкания тоже увеличивается. Эти упражнения используют только для растягивания рубцов мягкого неба в течение 5-6 месяцев после операции, пока не закончился процесс рубцевания, для того, чтобы дети ощутимее осознали выражение «напрячь, поднять мягкое небо» и после многократных тренировок ощущали его движение (Вансовская Л.И.). Упражнения заключаются в проглатывании своей слюны по 2, потом по 3 раза подряд 5 - 6 раз в день между другими упражнениями. Во время упражнения губы сомкнуты, приоткрывать их нельзя. Чтобы облегчить упражнение, можно капать на корень языка жидкость, но это уменьшает интенсивность сокращений.

▪ Для повышения подвижности мускулатуры глотки:

-   имитация ощущения при глотании «надутого шарика» (Вансовская Л.И.), «горячей картошки» (Ермакова И.И.);

-   позевывание с произнесением гласных «и, е, я, э, а, о, у, ы»;

-   вдох с позевыванием через рот - выдох через рот (мягкое небо напряжено) (Вансовская Л.И.);

-   полоскание горла «густыми» жидкостями (кисель, сок с мякотью).

Эти упражнения эффективны для детей младше 8-9 лет, их приходиться повторять 5-6 раз в день в течение нескольких месяцев, чтобы вызывать стойкое увеличение мускулатуры глотки в объеме, достаточное для смыкания.

Такой вид затвора улучшает речь и уменьшает назализацию, но голос обычно имеет глухой сдавленный тембр, поэтому воспитание его менее желательно (Ермакова И.И.).

▪ Массаж мягкого неба

Разминание рубцов вызывает прилив крови в области раневой поверхности, что улучшает питание тканей. Производится поглаживание неба по всей поверхности подушечкой большого пальца в направлении от альвеол к краю мягкого неба по средней линии, затем правее и левее от нее. При этом, как только палец коснется мягкого неба, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо. Постепенно язык начинает занимать плоскую позицию на дне полости рта, и рвотный рефлекс угасает.

Методика: поглаживания – 30 сек.; поглаживание прерывистое и энергичное – 30 сек., при этом палец двигается рывками и ритмично по направлению к глотке; затем спиралевидное растирание – 1 мин., далее интенсивные растирания и разминания в медленном темпе.

Дозировка: у Ермаковой – начинать с 1-5 минут 1 раз в день (один раз проглаживают и разминают небо) и доводят до 10 раз в день по 30 мин. (с интервалом в один час проглаживают и разминают небо по 3 раза подряд); у Вансовской – от 5 до 8 раз в день по 2 мин. В течение 6-8 месяцев, с одновременным произнесением во время массажа звуков « э, а, о ».

Активизация речевой моторики.

Артикуляторную гимнастику проводят дифференцировано для различных органов речевого аппарата (нижняя челюсть, губы, язык). Упражнения отрабатывают четко, без усилий с контролем зеркалом и с соблюдением определенного ритма (см. приложение).

Упражнения для нижней челюсти

При массивном рубцевании в области небных дужек ограничивает открывание рта, что затрудняет артикуляцию и усиливает назализацию. Тренироваться надо до тех пор, пока рот не раскроется на три пальца ребенка.

1. Рот полуоткрыт – широко открыт – закрыт.

2. Движение нижней челюсти вперед при полуоткрытом рте.

3. Произвольное движение нижней челюсти вправо – влево.

4. Имитация жевания, при котором происходит энергичное сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого неба, языка.

5. Выдвижение нижней челюсти вперед с «почесыванием» нижними зубами верхней губы и опусканием нижней и ее движение назад с одновременным « почесыванием» верхними зубами нижней губы.

Следует наглядно показать расслабление нижней челюсти и жевательных мышц, положив руки в области сустава нижней челюсти в с момент ее опускания. Утрированное выдвижение нижней челюсти при произнесение гласных «и, е, ы», приводит к более широкому открытому и разборчивому произнесению звуков (чем шире полость рта в момент речи, тем уже глотка).

Упражнения для губ

1. Вырывание вибрации губ (кучерское «ппррр»).

2. Опускание и поднимание (поочередное и одновременное) верхней и нижних губ.

3. Оттягивание губ в стороны: «Тянуть губы прямо к ушкам очень нравиться лягушкам. Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца» (по Плотниковой).

4. Расслабление и легкое похлопывание верхней губы о нижнюю.

5. Удержание губами тонких трубочек (от чупа-чупса).

6. Имитация полоскания зубов с резким давлением на губы с последующим их расслаблением и выдохом.

7. Опускание и поднимание нижней челюсти при плотно сжатых губах.

Массаж верхней губы

Массируют рубцово-измененную губу концевыми фалангами II и III пальцев обеих кистей от основания носа вниз до края верхней губы, а так же в сторону с легким растягиванием рубца; проводят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию по 2 мин.

Методика при растягивании уголков рта:

1. Костяшками указательных пальцев надавить на уголки рта.

2. Надавив. Двигать ими 3 раза в противоположном направлении.

Методика при горизонтальном растяжении верхней губы:

1. I палец положить на губу сверху, II – под верхнюю губу.

2. I пальцем сильно катать верхнюю губу, II – действовать в противоположном направлении.

3. Эти движения выполнять в обратном направлении.

4. Такие же движения произвести при передвинутых пальцах на расстоянии 1 см по 2-3 раза.

5. Продолжать выполнять эти движения по кругу верхней и нижней губы, включая уголки рта, далее поменять пальцы.

Методика при растяжении верхней губы «лук Купидона»:

1. Согнутый II палец – под верхней губой, а I – на верхней губе.

2. Повернуть губу на I палец.

3. Задержать положение в позиции 2, а далее растянуть вниз по направлению к центру губы.

4. Повторит это движение в стороны, в центр, по кругу верхней губы по 3 раза (по Д. Бекман).

Упражнение для языка

К упражнениям, проводимым на I этапе, добавляются:

1. Поднимание и опускание кончика языка к верхним и нижним зубам при широко открытом рте, а так же касание им правого и левого углов рта, различных точек губ, неба, передней и задней части каждого зуба.

2. Укладывание широкой передней части языка (в виде чашечки) с плотным удержанием боковых краев языка и верхних боковых зубов, задувание на переднюю, часть языка и выдувание вибрации («Язык лопаткой положи и од счет его держи – раз, 2, 3, 4, 5. Язык надо расслаблять. Язык широкий положи, а края приподними. Получилось пиала, округленная она. В рот ее мы занесем и бока к зубам прижмем», по Плотниковой).

3. Скольжение языка вглубь по твердому небу в форме крючка сначала молча, затем с произнесением «о, ы».

4. Длительное удержание широкого языка во рту с лежащим на его спинке леденцом.

5. Сжатие жевательными поверхностями зубов боковых краев языка, распластанного вширь, с контролем позиции (перед зеркалом).

6. Расслабление мышц шеи с рефлекторным расслаблением мышц языка: голову уронили вперед, вправо, влево «Ах, слаба у Миши шейка, ниткой ты ее пришей-ка. Не отвалится тогда у Мишутки голова».

Из предложенных методов главное место отводится формированию навыков расслабления, уплощения языка вперед, т.к. спонтанно этого после операции не происходит.

Развитие речевого дыхания

Если дети занимались до операции, то у них очень быстро восстанавливаются старые навыки и упражнения для усиления направленной воздушной струи их обычно не затрудняют (см. дооперационный период).

С детьми, не занимавшимися до операции. Приходится одновременно работать над постановкой косто-абдоминального дыхания и обучать подаче направленной воздушной струи.

Детям объясняют, что в речеобразовании для правильной работы дыхательного аппарата нужно иметь натренированную дыхательную мускулатуру, и предполагаемая дыхательная гимнастика поможет увеличить жизненную емкость легких, подвижность грудных и брюшных мышц, диафрагмы, разовьет интенсивность и длительность ротового выдоха.

Речь – это озвученный выдох. Здесь детям уместно образно представить органы дыхания и фонации, как перевернутое дерево, где листва – это легкие, а ствол – трахея, обыграть ударение в слове орган и узнать об участии бронхотрахеальной области в резонировании.

Устранение назализации гласных звуков (фонопедические упражнения)

И.И. Ермакова предлагает работу начинать с гласных «а, э, о»; обоснование этого метода описано на I этапе (см. дооперационный период).

На II этапе она предлагает возобновить произнесение гласных на мягком выдохе в грудном регистре: сначала изолированных, затем в сочетании по две, по три «аэ,ао, эа,эо,оа,.аэо,эоэ,аоа,оао,эоа,аоэ и т.д.). Все звуки произносят растянуто и слитно.


2.2.2 Коррекция согласных звуков, уменьшение назализации, постановка речевого голоса

Патологическое звукообразование при ринолалии имеет антропофонические и фонологические признаки, т.е. происходит искажение звучания фонем (назализация, приближенное звучание) и замена одной фонем другой (взаимозаменяеняются внутри групп, сходных по способу образования и акустическим признакам).

Коррекция каждого звука предусматривает создание правильного артикулярного уклада и воспитание слуховых дифференцировок.

Приступая к коррекции звуков, проводят проверку детей на способность к воспроизведению фонем по подражанию, что позволяет выявить наиболее доступные звуки.

Вызывая звуки, нужно максимально использовать доступные ребенку движения и фонемы, а не создавать абсолютно новые модели. Такой подход облегчает введение звука в речь, уменьшает напряжение и выражает принципы опоры на уже сформированные умения и переход от простого к сложному.

Приемы вызывания согласных, описанные в логопедии, не всегда подходят при ринолалии из-за органических изменений в артикуляционном аппарате, снижений кинестезии и слуховых дифференцировок. Выбор методов и упражнений всегда строго индивидуален. Однако даже в этом случае органические дефекты могут препятствовать достижению идеальной артикуляции. Поэтому, стремясь к акустической полноценности фонем, можно допускать отклонения в артикуляции.

Детям со сниженными кинестезиями и расстройствами фонематического слуха приходится задерживаться на промежуточных, более грубых артикуляциях: межзубной, одноударной и т.п., т.е. пользоваться звуками – аналогами (постановка согласных – приложение №).

Введение новых навыков в речь начинается:

1. Проговаривание слоговых упражнений, где согласный звук стоит в интервокальной позиции – между двумя гласными. Наиболее легко удается повторение упражнений с сонорными «л, л» и фрикативными «в, в, ф, ф» поставить которые после операции легче и проще « ава, авя, ала, аля, афы, афю и т.п.». Ребенок, проговаривая звукосочетания, глубоко сидит на стуле, положив руку на грудь. Звукосочетания повторяет на мягком выдохе, отраженно за логопедом, а затем самостоятельно. При правильном выполнении упражнения ладонь ощущает мелкую вибрацию.

2. Произнесение с уменьшением силы голоса на первом гласном звуке и увеличением на втором «аВА, аЛИ, аФЁ». Аналогичные упражнения выполняются со всеми согласными по ходу работы над ними.

3. Произнесение открытых слогов – беззвучное проговаривание первой гласной фонемы в интервокальном слоге и произнесение открытого слога.

4. Введение вызванных фонем в слова и предложения при проговаривании коротких фраз. Для этого используют слова, включающие только поставленные звуки. Поэтому слова и фразы подбираются индивидуально, учитывается возраст, уровень развития.

Располагая вначале III этапа еще ограниченным числом фонем, нужно проговаривать как можно больше словосочетаний и фраз из них, чтобы не фиксировать выработку навыка на произнесении стабильного дидактического материала, а максимально приблизиться к условиям разговорной речи.

ВВ, ФФ, ЛЛ: Валя Ляля вон Вова Валя ловила Алю

Вова Лёва вон лев Ляля увела Вилю

Для младших дошкольников звуки и слоги звучат абстрактно, поэтому в словах звуки у них звучат лучше.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6