бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Коррекционная работа при открытой форме ринолалии бесплатно рефераты

Наличие расщелин приводит к невозможности грудного вскармливания. Угасание сосательного рефлекса, выпадение губных движений (движения мышц верхней губы либо отсутствуют, либо значительно ослаблены) приводит к ослаблению всей лицевой мускулатуры, обедняется мимика лица.

Из-за неправильных анатомических условий не развивается координированная и дифференцированная работа языка. Он практически не участвует в артикулярном акте; необходимость приспособиться к порочным анатомическим условиям развивает такое положение языка, при котором корень его поднимается вверх, препятствуя выходу воздуха через рот и еще больше увеличивая назальный оттенок речи и снижая его разборчивость. При этом наблюдается значительное ограничение подвижности языка, смещение его передней части к середине ротовой полости, смазанность и вялость артикуляции.

Изменяется мышечная взаимосвязь при питании. При кормлении дети сжимают соску не губами, а корнем языка и фрагментами небного свода. При таком сосании вместе с движением корневой части языка активизируются мышцы лица, это в дальнейшем сказывается на качестве лепета и оказывает влияние на формирование произношения. При данном нарушении имеется недостаточность не только фонемного, но и более высокого языкового уровня, а именно – семантико-лексического развития. Набор слов и понятий у детей не всегда соответствует их возрасту в силу того, что становление речи связано с точностью артикуляции и фонематической дифференциацией, которые у них недостаточны.

У детей с открытой ринолалией ухудшаются условия физиологического дыхания. При норме воздух поступает в носовую полость, во внутренние дыхательные пути согретым и не раздражает слизистую оболочку дыхательного тракта и глотки, предохраняет ребенка от простуды. При открытой ринолалии воздух не согревается и не очищается, отсюда частые простудные заболевания. В результате воспалительные процессы распространяются на верхние дыхательные пути, в области устья слуховых труб, среднем ухе, из-за чего понижается слуховая чувствительность. Функциональные изменения слуха особенно проявляются в том, что дети не воспринимают и не замечают искажений в собственной речи.

У детей с открытой ринолалией вырабатываются неправильные механизмы речевого дыхания: неэкономичное верхнегрудное, или ключечное, при котором происходит движение верхних отделов грудной клетки, плечевого пояса и лопаток.

При поверхностном ключичном дыхании поднимаются вверх плечи, ключицы, лопатки и верхние семь пар ребер. В этом случае диафрагма, следуя за движением легких, подтягивается кверху. Таким образом, вся грудная клетка вытягивается вверх, хотя при этом будет все таки очень незначительно расширена.

Такой вид дыхания – самый нерациональный и нездоровый. Грудная клетка кверху уже, чем в середине и в основании: расширение минимально. Вытягивание вверх ключиц, лопаток плеч вызывает довольно большое напряжение. Выдыхаемый воздух при речи расходуется поверхностно, неэкономно, ускоренно (длительность выдоха около 1,5–1,8 сек.) при этом 70 – 80% выдыхаемого воздуха не управляемо устремляется через нос.

Вдох во время речи, поверхностный и учащенный, осуществляется через рот. Поднятая грудная клетка сразу опускается, вызывает форсированное и неравномерное распределение воздуха на протяжении произносимого слова или фразы. Уже к середине слова выдох иссякает, звуки получаются слабые и смазанные. Дыхание в потоке речи хаотическое со стертостью фаз вдоха и выдоха. При этом нарушается осанка, появляется сутулость, скованность или чрезмерная вялость мускулатуры.

Наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики ведущей руки. Мышцы пальцев и кисти слабые, быстро устают, движения недостаточно координированы. Речь нередко сопровождается напряжением растопыренных пальцев обеих кистей. Дети позднее начинают держать голову, сидеть и ходить. Нервно-мышечный аппарат речи рано приспосабливается к своеобразным условиям глотания и дыхания. С запаздыванием развитие речи и теми перенапряжениями и усилиями, которые при этом спонтанно затрачивает, ребенок на артикуляцию, постепенно образующиеся патологические компенсации еще больше увеличиваются и закрепляются.

Таким образом, при врожденных расщелинах нарушаются:

1. Питание ребенка

2. Физиологическое и речевое дыхание.

3. Характер работы лицевой мускулатуры

4. Стабилизируется неправильное положение языка в ротовой полости (чрезмерное поднятие корня языка)

5. Снижение слуха, нарушение формирования фонематического восприятия.

У детей с врожденными расщелинами часто наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.

Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций больного и в первую очередь на становлении личности: «...имеют место особенности душевных переживаний, связанные с положением таких детей в коллективе (М.Д. Дубов). Клиническая картина при расщелинах, хр. стр.122). У ребенка развивается замкнутость, застенчивость, раздражительность. Часто общение с коллективом носит односторонний характер, а результат общения травмирует детей, сверстники не хотят общаться с больным, потому что речь его иногда сопровождается компенсаторными гримасообразными движениями мимических мышц лица, в особенности крыльев носа. Ребенок как бы стремиться, движением крыльев носа задержать прохождение воздушной струи.

Наряду с движением крыльев носа. У некоторых больных при разговоре сокращаются лобные мышцы, сморщиваются брови. По выражению Дорреиса – «разговаривающие лицом» (Дубов Х.Р.стр.124)

Характерными для детей ринолалией является изменение оральной чувствительности в ротовой полости. Причина заключается в дисфункции сенсомоторных проводящих путей, обусловленной неполноценными условиями вскармливания в грудном возрасте.

Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата вызывают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи. В разной степени страдают структурные различные компоненты речи. В устной речи отличаются обедненность и аномальные условия протекания до лингвистического развития детей с ринолалией. В связи с нарушением речедвигательной периферии ребенок лишается интенсивного лепета, тем самым обедняется этап подготовительной настройки речевого аппарата. Наиболее типичные лепетные звуки «п, б, т, д » артикулируются ребенком беззвучно или очень тихо в связи с утечкой воздуха через нос и тем самым не получают слухового подкрепления у детей. активность мышц постепенно уменьшается (Волосовец Т.В.,1995г)

Отмечается позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов слов и фраз уже в ранний период, являющийся синзетивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т.е. начинается искаженный путь развития речи в целом.

В структуре речевой деятельности при ринолалии дефекты фонетико-фонематического строя является ведущим звеном нарушения, причем первичным является нарушение фонетического оформления речи.

В результате периферической недостаточности артикуляционного аппарата формируются приспособительные изменения уклада органов артикуляции при производстве звуков: высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости, недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных и др.

Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными. Сочетания назализации речи и искажений в артикуляции отдельных звуков весьма разнообразны. Многое зависит от соотношения резонирующих полостей и от многообразия индивидуальных особенностей конфигурации ротовой и носовой полостей. Имеются факторы, менее специфические, но так же влияющие на степень внятности звукопроизношения: возрастные, индивидуально-психологические свойства, социально-психологические и др.

Речь ребенка в целом малоразборчива. Нарушение фонетического оформления речи накладывает некоторый отпечаток на формирование лексико-грамматического строения речи, но глубокие качественные изменения его встречаются обычно при сочетании ринолалии с другими речевыми нарушениями.

В литературе имеются указания на своеобразие формирования письменной речи при ринолалии. Мы не останавливаемся отдельно на анализе причин дефектности письма при ринолалии, однако укажем , что предлагаемая методика работы предупреждает нарушения письма и исключает их в случаях ранней логопедической помощи ( в дошкольном возрасте).

Целенаправленная работа по преодолению дефекта речи способствует становлению положительных черт характера, стимулирует развитие высших психических функций. Катамнестические сведения, представленные в литературе, и наши наблюдения показывают, что большинство детей с ринолалией способно к высокой степени компенсации дефекта и реабилитации функций.


1.4 Актуальность проведения коррекционной работы при открытой ринолалии в дооперационный период

Ранняя работа по исправлению речи до операции направлена на укрепление и тренировку артикуляции моторики (ослабление напряженного состояния корня языка и приближении кончика языка к нижним резцам), освобождению лица от гримас, создание навыков направленной артикуляции звуков.

Цель: Не допустить образования компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи. В этот период необходимо подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию после операции, по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки. Создать предпосылки для правильного звукообразования, переместить язык в полости рта вперед, опустить его корень и укрепить кончик, активировать губы и щеки, предотвратить закрепление ключичного типа дыхания, затормозить неэкономный ускоренный речевой выдох, выработать направленную воздушную струю, предупредить смещение фонем в устной речи.

Задача логопедов в дооперационный период:

1. Физическое развитие ребенка в связи с тренировкой активных органов речи; создание для основы нормализации речи.

2. Постановка диафрагмального типа дыхания.

3. Развитие слухового и зрительного внимания (подражание речи взрослых, пребывание ребенка в их обществе).

Коррекция при ринолалии в дооперационный период проводится двумя средствами: медицинскими и педагогическими.

Медицинские средства

Хирургическое вмешательство (операция). Операция губы – хейлопластика – проводится на 2–3 месяце или во второе полугодие жизни ребенка (по показаниям здоровья).

Закрытие расщелины неба в два этапа: в 6–12 месяцев оперируют мягкое неба (велопластика) в результате чего к 1,5–2 годам (у ряда детей – к 3 годам) происходит интенсивное сближение расщепленных фрагментов твердого неба (до 3–5 мм); наконец, в щадящем, не задевающем зон роста режиме осуществляется операция на твердом небе (уранопластика). Для формирования свода твердого неба в течение месяца после операции ребенок носит пластинку с высоким стенсом. В дальнейшем ребенок наблюдается хирургом и ортодонтом с периодическим посещением центров реабилитации детей с расщелинами неба, которые имеются во многих городах.

Операция, непосредственно не устраняя нарушение речи, создает необходимые предпосылки для успешного обучения и воспитания новых артикуляторных установок.

Педагогические средства

Основные принципы логопедической работы при ринолалии:

1. Системность и функционирование языка в деятельности.

2. Учет механизма расстройства и особенностей сиптоматики (строение зубочелюстной системы состояние небных мышц и их функции, особенности дыхательного аппарата, речевая и общая моторика, своеобразие артикуляций позиций языка, губ нижней челюсти, состояние слуха и слухоречевых дифференцировок и т.д.).

3. Использование физиологического дыхания, которое служит базой для перехода в речевое диафрагмальное дыхание с ротовым выдохом.

4. Опоры на сохраненные анализаторы и функции (в частности, на зрительный и на потенциально сохраненные кинестетический и осязательный).

5. Единства речевой системы (например, проявляющийся в одновременной активации небно-глоточных отделов аппарата артикуляции и дыхания путем повышения функциональной нагрузки на эти системы).

6. Воспитание естественного функционирования механизмов речи и опоры закономерности фонетического строя русского языка (использование мягкой атаки звука, выбор, построение и применение речевого материала как средства коррекции фонетических нарушений).

7. Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы звуков (наличие полноценных звуков одной группы является базой для формирования следующей группы звуков).

8. Учета возрастных особенностей.

9. Учета принципов развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитие (например, 3 года – критический возраст в развитии речи).

10.   Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь частично родителями.

11.   Индивидуального подхода в процессе занятий с небольшой группой.

Логопедические занятия с детьми должны проводиться только индивидуально. Это обусловлено несколькими причинами.

Различие в изменениях функций по глубине и объему требуют подбора определенных направленных упражнений. Даже на одном этапе занятий дети одного возраста могут нуждаться в различных рекомендациях. Поскольку каждый детский организм обладает индивидуальной выносливостью, количество упражнений, как и их содержание и соотношение, подбирается индивидуально.

Т.к. нечеткое повторение приводит к закреплению патологических навыков, а опорой контроля служит только зрительный анализатор. Поэтому возможности правильных повторений ограничены, ни одно движение, звук слово не должны остаться без внимания логопеда. При этом ребенок нуждается в постоянном подкреплении словесными инструкциями. А в группе часто не удается заметить отклонений в мелких тонких движениях артикуляционного аппарата и звучание фонем.

Неумение правильно выполнить задание, легко дающиеся другими, часто порождает у детей младшего возраста негативизм и даже полный отказ заниматься. У старших пробуждается чувство неполноценности, они теряют веру в свои силы.

Возбуждение, которое обычно возникает в группе при выполнении упражнений, отвлекает детей от целеустремленных занятий.

Первое занятие начинают со вступительной беседы специалиста, в которой подробно объясняют задачи, стоящие перед детьми. Необходимо убедить родителей и ребенка в том, что положительные результаты возможны только при условии активной, осознанной работы над воспитанием речи. На занятии необходимо присутствие родителей или других людей, которые будут заниматься с ребенком дома. Они наблюдают за работой логопеда, а специалист, в свою очередь, проверяет, как его поняли и как будут родители выполнять задания дома. Помощь и участие старших, воспитание характера и личности, контроль над речью, формирование новых навыков, их закрепление в детском саду, школе, в играх и других ситуациях имеют одно из первостепенных значений. Одно занятие длиться 20–30 минут в один прием.

Основные направления работы

Речевая работа предполагает индивидуальный подход и непрерывность логопедами в до- и послеоперационный период с учетом таких составляющих психического развития, как психические новообразования, кризисы развития, стабильные периоды, социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Роль родителей здесь чрезвычайно велика и ответственна. Под руководством логопеда они осуществляют раннее, правильное развитие, воспитание и обучение ребенка. Существует специфический возрастной период развития речи – первые три года. По истечении этого периода процесс слухоречевого развития и обучения резко замедляется и требует больший усилий.

Ведущую роль берет на себя слуховой анализатор. Слуховое сосредоточение на человеческий голос появляется уже на 14-й день после рождения. Основным механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации. Непременным условием сохранения и развития врожденного подражательного рефлекса является живое словесно-эмоциональное общение взрослых с каждым ребенком индивидуально. Путем имитации ребенок усваивает фактически весь родной язык. В период подражания подготавливается будущая собственная речь ребенка. Вот почему от взрослых требуется правильная безупречная речь.

С первых дней жизни осуществляется непосредственное эмоциональное общение взрослого и ребенка. Благодаря этому формируется такое психическое образование, как потребность в общении. Логопед обучает родителей быть внимательными к перцетивному развитию ребенка. Главное, не оставлять ребенка в покое и безопасности, быть внимательным и наблюдательным, быстро определять, что ему необходимо, что интересно.

Одним их важных условий развития речи является предметно-действенное общение ребенка и взрослого, совершенствование функции руки. Взрослый стимулирует, накопление чувственного опыта вместе с ребенком, изучая и обследуя окружающие предметы с помощью зрения, слуха, движения рук.

Именно в присутствии взрослого ребенок наиболее активно играет, что способствует развитию ориентированного поведения – формированию хватания, как основы предметных действий. Этой активностью надо руководить. В дальнейшем родителей также обучают подбирать активные игры, в которых они продуктивно реализуют речевые программы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6