бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников бесплатно рефераты

В рамках созданной системы подготовка осуществляется как в общепедагогических традиционных и инновационных методах и формах: диалог, метод проектов, дебаты, метод парадокса, исследовательский метод, метод свободы выбора в системе ограничений, лекции, семинары, практические занятия, профессиональная проба, научно-исследовательские лаборатории, спецкурсы, так и в формах, специфических для отдельных направлений: этнические праздники и обряды, игра, устное и прикладное народное творчество, паломнические поездки и т.п.

Важнейшими компонентами системы также являются вариативная деятельность субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении (информационно-аналитическая, исследовательская, художественно-творческая, организаторская и др.); ценностные отношения, возникающие в процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; вариативная воспитывающая и развивающая среда, которая обеспечивает учет индивидуальных интересов, способностей будущих учителей; управление системой подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников.

В соответствии с разработанной концепцией процесс профессиональной подготовки проходил поэтапно: адаптационный, базовый (инвариантный), ориентировочный, вариативно-практический, оценочно-результативный этапы, в содержании которых нашли отражение как логика профессионально-педагогической подготовки в целом, так и особенности духовно-нравственного развития будущих учителей. Каждому из них соответствовало конкретное звено механизма эффективного и динамичного функционирования системы, который представляет собой определенную последовательность реализации взаимосвязанных функций (адаптивной, функции культурного наследования, информационно-аналитической, мотивационно-целевой, креативной, оценочно-прогностической).

Формирующий этап педагогического эксперимента включал:

– использование методики приобретения студентами личностных смыслов духовно-нравственных ценностей на основе обогащения учебных дисциплин ценностным содержанием (посредством включения знаний о различных значениях нравственных и духовных понятий);

– обеспечение единства аксиологического, информационного и операционного компонентов содержания образования;

– организацию различных видов деятельности студентов: информационно-аналитической, исследовательской, эмоционально-творческой, конструктивной и комплексной в процессе внеаудиторной воспитательной работы и педагогической практики;

– введение в процесс профессионально-педагогической подготовки методов духовно-нравственного воспитания;

– организацию многоступенчатого выбора изучаемых спецкурсов, факультативов: спецкурсы по различным направлениям воспитательной работы в школе («Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях»), спецкурсы по различным аспектам духовно-нравственного воспитания, («Русские народные традиции воспитания», «Этнокультурное развитие детей на основе башкирских народных традиций», «Православные традиции в отечественной педагогике», «Воспитание этической культуры школьников»);

– создание условий для реализации программ дополнительного педагогического образования и др.

Эксперимент, проведенный на базе Челябинского, Башкирского педагогических университетов, Шадринского педагогического института позволил в соответствии с моделью готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников и критериями ее сформированности установить:

– положительную динамику как в развитии педагогической направленности студентов экспериментальных групп на деятельность в данной сфере воспитания, так и в формировании соответствующей профессиональной компетентности (процент прироста – 25,9% и 44,5%);

– изменение соотношения ценностных ориентаций студентов педагогических вузов (духовно-нравственных и материальных) на различных этапах профессиональной подготовки в зависимости от жизненных обстоятельств и неизменность иерархии духовно-нравственных ценностей как самостоятельной группы ценностей;

– тенденцию, появившуюся в результате экспериментальной работы к увеличению количества будущих учителей, считающих целесообразным духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения;

– укрепление положительного отношения к результативности духовно-нравственного воспитания у будущих учителей, входящих в экспериментальные группы и рост негативного отношения среди студентов контрольных групп;

– положительную динамику в стремлении участников экспериментальных групп к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников, достоверно подтвержденную при использовании  - критерия Пирсона. Эмпирическое значение критерия  оказалось равным 13,784, что больше критического значения критерия = 9,210 для степени свободы =3-1=2 и уровня значимости 0,01. Это значит, что эмпирическое значение критерия попало в зону значимости;

– преобладание в студенческой среде представления о результатах духовно-нравственного воспитания школьников как об их возможности самостоятельно сформировать собственную позицию в ситуации духовного и морального выбора;

– глубокое понимание будущими учителями основных нравственных категорий, что свидетельствует об осмысленном принятии исследуемых ценностей;

– увеличение количества студентов, оценивших свою компетентность в сфере духовно-нравственного воспитания школьников положительно; что достоверно подтверждено результатами использования критерия - угловое распределение Фишера;

– положительную динамику в формировании всех компонентов знания в сфере духовно-нравственного воспитания школьников, в частности, знаний о видах эмоционального отношения к духовно-нравственным ценностям; о теоретико-методологических основаниях духовно-нравственного воспитания школьников; о диагностике нравственной воспитанности детей; о целях, содержании, методах и формах духовно-нравственного воспитания школьников; о механизмах, лежащих в основе духовно-нравственного воспитания, способах деятельности педагогов по реализации его задач. Менее яркие изменения произошли в знаниях будущих педагогов о существующих системах духовно-нравственных ценностей; опыте поведения личности в нестандартной ситуации; о возрастных особенностях духовного и нравственного развития школьников; принципах их духовно-нравственного воспитания;

– проявление стремления осуществлять деятельность по духовно-нравственному воспитанию в ситуации определения конкретного вида деятельности в данной сфере: исследовательской, конструктивной, творческой и т.д.).

В заключении обобщены основные результаты проведенного исследования, которые можно сформулировать следующим образом:

1.                 В изменившихся социально-экономических условиях развития российского общества одной из актуальных проблем стала проблема разработки концепции, определяющей сущность целостной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, учитывающей разнообразие существующих позиций, и реализации ее в системе, обеспечивающей готовность будущего учителя к этой деятельности в постоянно меняющихся условиях духовной жизни российского общества.

2.                 Сложившиеся в настоящее время теоретические и эмпирические предпосылки, существующие в науке методологические подходы, законодательные и правовые акты, состояние научного решения вышеназванной проблемы, современной практики духовно-нравственного воспитания школьников и соответствующей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя определили возможность построения педагогической концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

3.                 Разработанная концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в структурном плане включает преамбулу, ядро и содержательно-смысловое наполнение. В преамбуле определены правовые источники и цели концепции. Ядро отражает закономерности и принципы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в условиях модернизации образования, содержательно-смысловое наполнение – модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, способы разрешения основного противоречия процесса подготовки, его интегративные и вариативные характеристики, этапы.

4.                 В качестве теоретико-методологического основания подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию школьников целесообразно использовать совокупность системного, синергетического, интегративного, культурологического и компетентностного подходов.

5.                 Закономерности и принципы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников определяют его направление и результативность. Они фиксируют связи между основными компонентами, характеристиками процесса подготовки и типом духовно-нравственных ценностей; актуальными и потенциальными возможностями духовного и нравственного развития будущего учителя; целесообразным использованием психологических и педагогических механизмов; неравномерностью развития личности; особенностями духовно-нравственного воспитания как педагогического явления.

6.                 В состав системы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников входят следующие компоненты: цели и задачи этой подготовки, ориентиром для которых является модель готовности студента к соответствующей деятельности; содержание профессионально-педагогической подготовки; деятельность субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении; ценностные отношения, возникающие в процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; воспитывающая и развивающая среда системы; управление системой подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, содержание которых отражает как общие черты, так и особенности существующих направлений: ценностные установки, идеалы, семантика духовно-нравственных понятий, позиции в вопросах самоопределения личности, методы.

7. Проведенное исследование полностью не решает всех проблем подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников. Направлениями исследования могут стать проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в системе дополнительного педагогического образования, выявление педагогических условий становления у студентов педагогических вузов разных типов духовности, определение степени влияния духовности педагога на духовно-нравственное развитие личности школьников. Требуют дополнительного исследования проблемы подготовки будущего учителя к каждому из направлений педагогической деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания.

Список основных публикаций автора по теме исследования

Монографии


1.                 Шитякова, Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования / Н.П. Шитякова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. – 172 с.

2.                 Шитякова, Н.П. Концептуальные основы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях / Н.П. Шитякова. – СПб.: Изд-во «Ключ»; Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005. – 144 с.

3.                 Шитякова, Н.П. Практика подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях / Н.П. Шитякова. – Самара: Издат. дом «Федоров»; Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. – 151 с.


Учебные и методические пособия


4.                 Шитякова, Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях / Н.П. Шитякова: курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. – 158 с.

5.                 Шитякова, Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: программа спецкурса / Н.П. Шитякова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. – 22 с.

6.                 Шитякова, Н.П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Метод. рек. для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Н.П. Шитякова, Т.Г. Феоктистова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. – 74 с. (авторский вклад – 2,3 п.л.).

7.                 Шитякова Н.П. Теория обучения: метод. указания по курсу / Н.П. Шитякова.– Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. – 38 с.

8.                 Шитякова, Н.П. Общие основы педагогики: метод. указания по курсу / Н.П. Шитякова. – Челябинск, 2001. – 18 с.

9.                 Шитякова, Н.П. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников / Н.П. Шитякова, И.В. Гильгенберг. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. – 79 с. (авторский вклад – 2,2 п.л.).

10.            Шитякова, Н.П. Педагогические теории, системы и технологии: метод. указания по изучению I раздела программы / Н.П. Шитякова. – Челябинск: ЧГПУ, 1997. – 62 с.

11.            Шитякова, Н.П. Выбор адекватных форм и методов воспитания и обучения детей на основе медико-психолого-педагогической диагностики: метод. рекоменд. /Н.П. Шитякова, В.С. Зайцев, А.Н. Троян, А.И. Семкина, А.В. Раннева, Л.И Крупицкая. – Челябинск: ЧГПИ, 1991. – 79 с. (авторский вклад – 1,0 п.л.).

12.            Шитякова, Н.П. Программа квалификационных испытаний преподавателей школьной педагогики и частных методик педагогических училищ: сб. док. по аттестации пед. и руководящих работников гос., муницип. учреждений и организаций образов. Челяб. обл. / Н.П. Шитякова, Н.Д. Ватутина, Н.В. Геращенко, Н.А. Козлова, Л.В. Трубайчук, А.И. Семкина. – Челябинск, 1995. – Вып. II. – С. 4 – 36 (авторский вклад – 1,0 п.л.).

13.            Шитякова, Н.П. Преемственность в нравственном воспитании дошкольников и младших школьников: метод. рек. / Н.П. Шитякова – Челябинск: ЧГПУ, 1997. – 114 с.

Научные публикации

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ

 

14.            Шитякова, Н.П. О программе духовно-нравственного воспитания дошкольников / Н.П. Шитякова, Т.Г. Феоктистова // Дошкольное образование. – 1999. – № 6. – С. 7 – 11 (авторский вклад – 0,17 п. л.).

15.            Шитякова, Н.П. Действие механизма преемственности в духовно-нравственном воспитании детей / Н.П. Шитякова // Семья в России. – 2004. – № 2. – С. 68 – 76.

16.            Шитякова, Н.П. Дом, где рождаются учителя / Н.П. Шитякова // Начальная школа. – 2005. – № 9. – С. 3 – 5.

17.            Шитякова, Н.П. Подготовка педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников / Н.П. Шитякова // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 11. – С. 40 – 44.

18.            Шитякова, Н.П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников / Н.П. Шитякова // Начальная школа. – 2006. – № 12. – С.16 – 21.

19.            Шитякова, Н.П. Сущность подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников / Н.П. Шитякова // Вестник Южно-Уральского государственного университета № 16 (71), Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». Вып. 9. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – С. 145 – 149.

20.            Шитякова, Н.П. К вопросу о компетентности педагога в сфере духовно-нравственного воспитания школьников / Н.П. Шитякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: Серия 3: Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. – С. 368 – 372.

21.            Шитякова, Н.П. Современное состояние духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения / Н.П. Шитякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск: Образование, 2006. – № 1 – С. 62 – 70.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7