Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников
В рамках созданной системы подготовка
осуществляется как в общепедагогических традиционных и
инновационных методах и формах: диалог, метод проектов, дебаты, метод
парадокса, исследовательский метод, метод свободы выбора в системе ограничений,
лекции, семинары, практические занятия, профессиональная проба,
научно-исследовательские лаборатории, спецкурсы, так и в формах, специфических
для отдельных направлений: этнические праздники и обряды, игра, устное и
прикладное народное творчество, паломнические поездки и т.п.
Важнейшими компонентами системы также являются вариативная деятельность
субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении
(информационно-аналитическая, исследовательская, художественно-творческая, организаторская
и др.); ценностные отношения, возникающие в процессе подготовки будущего
учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; вариативная
воспитывающая и развивающая среда, которая обеспечивает учет индивидуальных
интересов, способностей будущих учителей; управление системой подготовки
будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников.
В соответствии с разработанной концепцией процесс профессиональной
подготовки проходил поэтапно: адаптационный, базовый (инвариантный), ориентировочный,
вариативно-практический, оценочно-результативный этапы, в содержании которых
нашли отражение как логика профессионально-педагогической подготовки в целом,
так и особенности духовно-нравственного развития будущих учителей. Каждому из
них соответствовало конкретное звено механизма эффективного и динамичного
функционирования системы, который представляет собой определенную
последовательность реализации взаимосвязанных функций (адаптивной, функции
культурного наследования, информационно-аналитической, мотивационно-целевой,
креативной, оценочно-прогностической).
Формирующий этап педагогического эксперимента включал:
– использование
методики приобретения студентами личностных смыслов духовно-нравственных
ценностей на основе обогащения учебных дисциплин ценностным содержанием (посредством
включения знаний о различных значениях нравственных и духовных понятий);
– обеспечение единства аксиологического, информационного и
операционного компонентов содержания образования;
– организацию различных видов деятельности студентов: информационно-аналитической,
исследовательской, эмоционально-творческой, конструктивной и комплексной в
процессе внеаудиторной воспитательной работы и педагогической практики;
– введение в процесс
профессионально-педагогической подготовки методов духовно-нравственного
воспитания;
– организацию многоступенчатого выбора изучаемых спецкурсов,
факультативов: спецкурсы по различным направлениям воспитательной работы в
школе («Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях»),
спецкурсы по различным аспектам духовно-нравственного воспитания, («Русские
народные традиции воспитания», «Этнокультурное развитие детей на основе
башкирских народных традиций», «Православные традиции в отечественной
педагогике», «Воспитание этической культуры школьников»);
– создание условий для реализации программ дополнительного
педагогического образования и др.
Эксперимент, проведенный на базе Челябинского, Башкирского
педагогических университетов, Шадринского педагогического института позволил в
соответствии с моделью готовности будущих учителей к духовно-нравственному
воспитанию школьников и критериями ее сформированности установить:
– положительную динамику как в развитии педагогической направленности
студентов экспериментальных групп на деятельность в данной сфере воспитания,
так и в формировании соответствующей профессиональной компетентности (процент
прироста – 25,9% и 44,5%);
– изменение соотношения ценностных ориентаций студентов педагогических
вузов (духовно-нравственных и материальных) на различных этапах
профессиональной подготовки в зависимости от жизненных обстоятельств и
неизменность иерархии духовно-нравственных ценностей как самостоятельной группы
ценностей;
– тенденцию, появившуюся в результате экспериментальной работы к увеличению
количества будущих учителей, считающих целесообразным духовно-нравственное
воспитание подрастающего поколения;
– укрепление положительного отношения к результативности
духовно-нравственного воспитания у будущих учителей, входящих в
экспериментальные группы и рост негативного отношения среди студентов контрольных
групп;
– положительную динамику в стремлении участников экспериментальных
групп к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников, достоверно подтвержденную
при использовании - критерия Пирсона. Эмпирическое значение
критерия оказалось равным
13,784, что больше критического значения критерия = 9,210 для степени свободы =3-1=2 и уровня значимости 0,01. Это значит, что
эмпирическое значение критерия попало в зону значимости;
– преобладание в студенческой среде представления о результатах
духовно-нравственного воспитания школьников как об их возможности
самостоятельно сформировать собственную позицию в ситуации духовного и морального
выбора;
– глубокое понимание будущими учителями основных нравственных
категорий, что свидетельствует об осмысленном принятии исследуемых ценностей;
– увеличение количества
студентов, оценивших свою компетентность в сфере духовно-нравственного воспитания
школьников положительно; что достоверно подтверждено результатами использования
критерия - угловое распределение Фишера;
– положительную динамику в формировании всех компонентов знания в сфере
духовно-нравственного воспитания школьников, в частности, знаний о видах
эмоционального отношения к духовно-нравственным ценностям; о
теоретико-методологических основаниях духовно-нравственного воспитания
школьников; о диагностике нравственной воспитанности детей; о целях,
содержании, методах и формах духовно-нравственного воспитания школьников; о
механизмах, лежащих в основе духовно-нравственного воспитания, способах
деятельности педагогов по реализации его задач. Менее яркие изменения произошли
в знаниях будущих педагогов о существующих системах духовно-нравственных
ценностей; опыте поведения личности в нестандартной ситуации; о возрастных
особенностях духовного и нравственного развития школьников; принципах их
духовно-нравственного воспитания;
– проявление стремления осуществлять деятельность по
духовно-нравственному воспитанию в ситуации определения конкретного вида
деятельности в данной сфере: исследовательской, конструктивной, творческой и
т.д.).
В заключении обобщены основные результаты
проведенного исследования, которые можно сформулировать следующим образом:
1.
В изменившихся социально-экономических условиях
развития российского общества одной из актуальных проблем стала проблема разработки
концепции, определяющей сущность целостной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному
воспитанию школьников, учитывающей разнообразие существующих позиций, и
реализации ее в системе, обеспечивающей готовность будущего учителя к этой
деятельности в постоянно меняющихся условиях духовной жизни российского
общества.
2.
Сложившиеся в настоящее время теоретические и
эмпирические предпосылки, существующие в науке методологические подходы,
законодательные и правовые акты, состояние научного решения вышеназванной
проблемы, современной практики духовно-нравственного воспитания школьников и
соответствующей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя
определили возможность построения педагогической концепции интегративно-вариативной
подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.
3.
Разработанная концепция интегративно-вариативной подготовки
будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в структурном
плане включает преамбулу, ядро и содержательно-смысловое наполнение. В
преамбуле определены правовые источники и цели концепции. Ядро отражает
закономерности и принципы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя
к духовно-нравственному воспитанию школьников в условиях модернизации
образования, содержательно-смысловое наполнение – модель готовности будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников, способы разрешения основного
противоречия процесса подготовки, его интегративные и вариативные
характеристики, этапы.
4.
В качестве теоретико-методологического основания
подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию школьников
целесообразно использовать совокупность системного, синергетического, интегративного,
культурологического и компетентностного подходов.
5.
Закономерности и принципы интегративно-вариативной
подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников
определяют его направление и результативность. Они фиксируют
связи между основными компонентами, характеристиками процесса подготовки и типом духовно-нравственных
ценностей; актуальными и потенциальными возможностями духовного и нравственного
развития будущего учителя; целесообразным использованием психологических и
педагогических механизмов; неравномерностью развития личности; особенностями
духовно-нравственного воспитания как педагогического явления.
6.
В состав системы подготовки будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников входят следующие компоненты: цели и
задачи этой подготовки, ориентиром для которых является модель готовности
студента к соответствующей деятельности; содержание
профессионально-педагогической подготовки; деятельность субъектов
образовательного процесса в высшем учебном заведении; ценностные отношения,
возникающие в процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному
воспитанию школьников; воспитывающая и развивающая среда системы; управление
системой подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию
школьников, содержание которых отражает как общие черты, так и особенности
существующих направлений: ценностные установки, идеалы, семантика духовно-нравственных
понятий, позиции в вопросах самоопределения личности, методы.
7. Проведенное
исследование полностью не решает всех проблем подготовки будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников. Направлениями исследования могут
стать проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию
школьников в системе дополнительного педагогического образования, выявление
педагогических условий становления у студентов педагогических вузов разных
типов духовности, определение степени влияния духовности педагога на
духовно-нравственное развитие личности школьников. Требуют дополнительного
исследования проблемы подготовки будущего учителя к каждому из направлений
педагогической деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания.
Список основных публикаций автора по теме
исследования
Монографии
1.
Шитякова, Н.П.
Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания
школьников в условиях модернизации образования / Н.П. Шитякова. – Челябинск:
Изд-во ЧГПУ, 2004. – 172 с.
2.
Шитякова, Н.П. Концептуальные
основы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию
школьников в современных условиях / Н.П.
Шитякова. – СПб.: Изд-во «Ключ»;
Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005. – 144 с.
3.
Шитякова, Н.П. Практика
подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников в
современных условиях / Н.П. Шитякова. – Самара: Издат. дом «Федоров»; Челябинск: Изд-во Челяб.
гос. пед. ун-та, 2006. – 151 с.
Учебные и методические пособия
4.
Шитякова, Н.П. Особенности
духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях / Н.П. Шитякова: курс лекций
для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования. –
Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. – 158 с.
5.
Шитякова, Н.П. Особенности
духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: программа
спецкурса / Н.П. Шитякова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. – 22 с.
6.
Шитякова, Н.П.
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Метод. рек. для воспитателей
дошкольных образовательных учреждений / Н.П.
Шитякова, Т.Г. Феоктистова. – Челябинск:
Изд-во ЧГПУ, 2002. – 74 с. (авторский вклад – 2,3 п.л.).
7.
Шитякова Н.П. Теория обучения: метод.
указания по курсу / Н.П. Шитякова.– Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. – 38 с.
8.
Шитякова, Н.П. Общие основы
педагогики: метод. указания по курсу / Н.П. Шитякова. – Челябинск, 2001. – 18 с.
9.
Шитякова,
Н.П. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и
школьников / Н.П.
Шитякова, И.В. Гильгенберг. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. – 79 с. (авторский вклад –
2,2 п.л.).
10.
Шитякова,
Н.П. Педагогические теории, системы и технологии: метод. указания по изучению I
раздела программы / Н.П. Шитякова. – Челябинск: ЧГПУ, 1997. – 62 с.
11.
Шитякова,
Н.П. Выбор адекватных форм и методов воспитания и обучения детей на основе
медико-психолого-педагогической диагностики: метод. рекоменд. /Н.П. Шитякова, В.С. Зайцев, А.Н. Троян, А.И.
Семкина, А.В. Раннева, Л.И Крупицкая. – Челябинск: ЧГПИ, 1991. – 79 с. (авторский вклад – 1,0 п.л.).
12.
Шитякова,
Н.П. Программа квалификационных испытаний преподавателей школьной педагогики и
частных методик педагогических училищ: сб. док. по аттестации пед. и
руководящих работников гос., муницип. учреждений и организаций образов. Челяб. обл. / Н.П. Шитякова, Н.Д. Ватутина, Н.В. Геращенко, Н.А.
Козлова, Л.В. Трубайчук, А.И. Семкина. – Челябинск, 1995. – Вып. II. – С. 4 – 36 (авторский вклад – 1,0 п.л.).
13.
Шитякова,
Н.П. Преемственность в нравственном воспитании дошкольников и младших
школьников: метод. рек. / Н.П. Шитякова – Челябинск: ЧГПУ, 1997. – 114 с.
Научные публикации
Публикации
в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ
14.
Шитякова,
Н.П. О программе духовно-нравственного воспитания дошкольников / Н.П. Шитякова,
Т.Г. Феоктистова // Дошкольное образование. – 1999. – № 6. – С. 7 – 11 (авторский вклад – 0,17 п. л.).
15.
Шитякова,
Н.П. Действие механизма преемственности в духовно-нравственном воспитании детей
/ Н.П. Шитякова // Семья в России. – 2004. – № 2. – С. 68 – 76.
16.
Шитякова,
Н.П. Дом, где рождаются учителя / Н.П. Шитякова // Начальная школа. – 2005. – №
9. – С. 3 – 5.
17.
Шитякова,
Н.П. Подготовка педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников / Н.П.
Шитякова // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 11. – С. 40 – 44.
18.
Шитякова,
Н.П. Анализ программ духовно-нравственного воспитания младших школьников / Н.П.
Шитякова // Начальная школа. – 2006. – № 12. – С.16 – 21.
19.
Шитякова,
Н.П. Сущность подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию
школьников / Н.П. Шитякова // Вестник Южно-Уральского государственного
университета № 16 (71), Серия «Образование, здравоохранение, физическая
культура». Вып. 9. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – С. 145 – 149.
20.
Шитякова,
Н.П. К вопросу о компетентности педагога в сфере духовно-нравственного
воспитания школьников / Н.П. Шитякова // Вестник Челябинского государственного
педагогического университета: Серия 3: Развитие и профессиональное становление
личности в образовательном процессе. Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. – С.
368 – 372.
21.
Шитякова,
Н.П. Современное состояние духовно-нравственного воспитания подрастающего
поколения / Н.П. Шитякова // Вестник Челябинского государственного
педагогического университета. – Челябинск: Образование, 2006. – № 1 – С. 62 –
70.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|