Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников
3.
Выявлены мотивы
педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников:
понимание духовности как видового признака человека;
интерес к внутреннему миру своих воспитанников; ценностные установки личности
будущего педагога (право воспитанника на личностное самоопределение, принятие
ребенка таким, каков он есть); интерес к различным видам педагогической
деятельности (исследовательской, конструктивной, творческой и др.). Определены
проявления мотивационно-ценностного
отношения будущего педагога к деятельности по духовно-нравственному воспитанию:
понимание социальной потребности общества в данном направлении воспитания,
понимание ответственности педагога за духовное здоровье воспитанников, установка
на духовно-нравственное воспитание школьников, стремление к профессиональному и
духовно-нравственному совершенствованию.
4.
В теорию подготовки будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников введено положение о зависимости
готовности будущего учителя к данному направлению воспитания от его интереса к
различным видам педагогической деятельности в этой сфере
(информационно-аналитической, исследовательской, художественно-творческой,
конструктивной, комплексной), отличающихся востребованностью разных аспектов
профессионально-педагогической компетентности.
5.
Дополнена трактовка духовно-нравственного
воспитания, которое определено нами как процесс, интегрирующий цели, принципы,
содержание, формы и методы духовного и нравственного воспитания, направленный на приобщение школьников к одной
из существующих систем духовно-нравственных ценностей (гуманистической,
этнической, религиозной и др.), на создание условий для поиска и нахождения ими
личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности
действовать в своей жизни в соответствии с ними.
Практическая
значимость исследования:
1.
Проведенный
теоретический анализ закономерных связей, существующих в процессе интегративно-вариативной
подготовки будущего
учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, позволяет на практике
обеспечить достижение ее задач в рамках различных направлений соответствующей
подготовки.
2.
Определены
этапы процесса формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному
воспитанию: адаптационный, базовый (инвариантный), ориентировочный,
вариативно-практический, оценочно-результативный, в содержании которых нашли
отражение как логика профессионально-педагогической подготовки в целом, так и
особенности духовно-нравственного развития будущих учителей.
3.
Обоснованный
в исследовании механизм эффективного и динамичного функционирования системы
подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников,
который представляет собой определенную последовательность реализации
взаимосвязанных функций (адаптивной, культурного наследования,
информационно-аналитической, мотивационно-целевой, креативной,
оценочно-прогностической), технологизирует процесс вышеназванной подготовки.
4.
Выявленная
совокупность компетенций будущего учителя в сфере духовно-нравственного
воспитания школьников служит одним из условий разработки программ
профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов, определения
функций различных категорий педагогов в деятельности по духовно-нравственному
воспитанию подрастающего поколения.
5.
Разработанная
диагностика профессиональной готовности студентов к осуществлению
духовно-нравственного воспитания, ее результаты используются в процессе
модернизации профессионального образования педагогическими вузами и колледжами.
6.
Создано и
внедрено в образовательный процесс программно-методическое обеспечение
подготовки студентов педагогических вузов к духовно-нравственному воспитанию
учащихся: пропедевтическая программа актуализации духовно-нравственного
воспитания в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин,
программа спецкурса «Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в
современных условиях» и соответствующий ей курс лекций для студентов; практикум
«Диагностика нравственной воспитанности дошкольников и школьников»,
методические рекомендации «Духовно-нравственное воспитание старших
дошкольников», «Выбор адекватных форм и методов воспитания и обучения детей на
основе медико-психолого-педагогической диагностики», «Преемственность в
нравственном воспитании дошкольников и младших школьников».
Достоверность и
обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими
положениями; применением совокупности методов исследования, адекватных его
задачам и логике; длительностью и вариативностью экспериментальной работы;
повторяемостью ее результатов в различных условиях; сопоставлением полученных
данных с массовым педагогическим опытом и результатами исследования других
ученых; репрезентативностью объема выборок; использованием статистической
обработки полученных данных
На защиту
выносятся следующие положения, раскрывающие суть концепции и системы интегративно-вариативной
подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников:
1.
Концепция
интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному
воспитанию школьников базируется на идеях системного и синергетического
(общенаучный уровень), интегративного, культурологического и компетентностного
подходов (конкретно-научный уровень). Их взаимосвязь и взаимодополняемость
обусловлены необходимостью рассмотрения исследуемого явления в нескольких
аспектах: морфологическом, структурном, функциональном,
эволюционно-прогностическом, технологическом, с позиций целостности и
многообразия его частей.
2.
Сущностными
интегративными характеристиками подготовки будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников, необходимо принадлежащими всем ее
модификациям, являются выявленные нами закономерности обусловленности и
закономерности необходимости, фиксирующие связи между основными компонентами процесса
подготовки и типом духовно-нравственных ценностей; актуальными и потенциальными
возможностями духовного и нравственного развития будущего учителя;
целесообразным использованием психологических и педагогических механизмов;
неравномерностью развития личности; особенностями духовно-нравственного
воспитания как педагогического явления. В совокупности со сформулированными на
их основе принципами они обеспечивают целостность созданной системы. Сущностными
вариативными характеристиками исследуемого процесса являются атрибутивные
закономерности, отражающие качества и специфику каждого конкретного направления
подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников
(подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных
ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и
др.).
3.
Движущей
силой процесса интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников является обострение и разрешение противоречий,
главным из которых является противоречие между признанием будущим учителем
необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью
у него соответствующей компетентности, а также стремления к осуществлению этого
вида деятельности. Способом разрешения этого противоречия является реализация
принципов: обеспечения ценностного самоопределения личности; активизации
смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; опоры на
иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; учета
актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития
студенчества; использования полярных ценностей.
4.
Готовность
будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию – динамическая,
интегративная характеристика личности, обеспечивающая способность педагога к
приобщению школьников к одной из существующих в обществе систем духовных
ценностей, к созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов во
взаимосвязи с воспитанием нравственных чувств и нравственного поведения.
5.
Интегративно-вариативная
подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников – это
процесс, объединяющий несколько однородных процессов: подготовка к
духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей, подготовка
к духовно-нравственному воспитанию на основе экзистенциальных ценностей,
подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе этнических ценностей,
подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей,
развивающийся в соответствии с закономерностями и имеющий движущие силы,
присущие всем его модификациям. Это процесс развития педагогической
направленности личности студента на духовно-нравственное воспитание,
соответствующей профессионально-педагогической компетентности на основе
осмысления личной системы ценностей, выбора направления и вида деятельности по
духовно-нравственному воспитанию школьников.
6.
Основными
компонентами интегративно-вариативной подготовки будущих учителей к
духовно-нравственному воспитанию школьников как системы являются:
-
цели и задачи подготовки (развитие
духовно-нравственной сферы личности будущего учителя, формирование
мотивационно-ценностного отношения, мотивов деятельности по
духовно-нравственному воспитанию школьников, совокупности соответствующих
компетенций);
-
содержание подготовки, вариативный компонент
которого отражает разнообразие идеалов, систем ценностей, семантику
духовно-нравственных понятий, позиций в выборе средств воспитания, присущее
отдельным направлениям духовно-нравственного воспитания;
-
вариативная деятельность субъектов образовательного
процесса в высшем учебном заведении (информационно-аналитическая,
исследовательская, художественно-творческая, организаторская и др.);
-
ценностные отношения, возникающие в процессе
подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;
-
вариативная воспитывающая и развивающая среда,
которая обеспечивает учет индивидуальных интересов, способностей будущих
учителей;
-
управление системой подготовки будущих учителей к
духовно-нравственному воспитанию школьников.
7.
Особенностями
духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях как
воспитания, интегрирующего задачи, принципы, содержание и методы духовного и
нравственного воспитания, и особенности его реализации в современных условиях
являются: существование нескольких, в том числе альтернативных, направлений в
деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию; разнообразие
программ духовно-нравственного воспитания; взаимопроникновение светской и религиозной
педагогических традиций; учет региональных особенностей в содержании
духовно-нравственного воспитания; наличие интеграционных процессов в содержании
как специальных программ, так и программ гуманитарных дисциплин; создание
различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели
соответствующее воспитание детей; особое состояние внешней среды, наполненной
духовным влиянием разной направленности.
Апробация
и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством участия:
– в Международных
научно-практических конференциях: «Образование как средство развития личности,
общества, государства» (Витебск, 1997); XI Международные рождественские образовательные чтения (Москва, 2003);
«Инновационные процессы в образовании» (Челябинск, 2004); «Проблемы внедрения
психолого-педагогических исследований в сферу образования» (Москва, 2004);
«Эффективность образования в условиях его модернизации» (Новосибирск, 2005); «Образование
и наука без границ – 2005» (Днепропетровск – Белгород, 2005); «Православная
культура на Урале: контексты истории и современность» (Челябинск, 2006);
«Воспитание в начальной школе: проблемы и пути их решения» (Челябинск, 2007);
«Проблемы классического образования и духовные ценности современной России»
(Челябинск, 2007), «Проблемы подготовки учителя для современной российской
школы» (Москва, 2007);
– во Всероссийских
научно-практических конференциях: «Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и
вуза» (Челябинск,
1994); «Воспитание этической
культуры детей и молодежи» (Москва, 2002); «Воспитание как социокультурный
феномен» (Москва, 2003); «Интеграция методической (научно-методической) работы
и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2004); «Методология и
методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов»
(Челябинск, 2004); «Традиции. Духовность. Правосознание» (Тюмень, 2006);
– в межрегиональных
научно-практических конференциях: «Управление педагогическим процессом в
учебном заведении» (Омск, 1992); «Дети – молодежь – общество» (Челябинск, 1995); «Проблемы обновления начальной школы в
условиях модернизации и свободного развития российского образования»
(Красноярск, 2002); «Социальная работа с молодежью: психологические и социальные аспекты»
(Омск, 2003); «Модернизация начального общего образования» (Пермь, 2003);
«Духовно-нравственное воспитание детей и учащейся молодежи: проблемы и
перспективы» (Челябинск, 2003); «Теория и практика развивающего и личностно
ориентированного обучения: модернизация образовательного процесса» (Челябинск,
2003);
– в региональных
научно-практических конференциях: «Новые системы обучения в начальной школе» (Челябинск, 1994);
«Пути обновления
системы среднего профессионально-педагогического образования области»
(Челябинск, 1997); «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 1998);
«Проблемы сущности человека и типа личности» (Челябинск, 2000, 2004);
«Актуальные проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи» (Челябинск,
2001); «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург,
2002); «V Екатерининские
образовательные чтения» (Екатеринбург, 2002); «Томинские чтения» (Челябинск,
2002) и др.
Программа
духовно-нравственного воспитания старших дошкольников нашла применение в
образовательных учреждениях г. Нарвы (Эстония), г. Минска (Белоруссия), г.
Печоры, г. Канска, г. Екатеринбурга, Томской области (Россия) в 2000 – 2005гг.
Концепция духовно-нравственного воспитания школьников – в образовательных
учреждениях Челябинска и Екатеринбурга, Концепция подготовки будущих учителей к
духовно-нравственному воспитанию школьников – в высших учебных заведениях
Челябинска, Уфы, Шадринска.
Диссертация
состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии, включающей 449
источников. Текст занимает 357 страниц, содержит 32 рисунка и 21 таблицу.
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении
обоснована актуальность темы исследования; определены объект, предмет, цель,
гипотеза и задачи исследования; изложена методологическая основа исследования;
описаны этапы его осуществления; констатирована достоверность полученных
результатов; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость
исследования; изложены положения, выносимые на защиту, показаны направления
апробации и внедрения полученных результатов.
В первой главе
«Теоретические основания концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников» анализируется современное
состояние научного решения исследуемой проблемы в педагогической теории,
понятийный аппарат исследования, характеризуются предпосылки интегративно-вариативной
подготовки будущего
учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Современное состояние научного
решения проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию
школьников характеризуется следующим:
– в качестве
результатов профессиональной подготовки будущих учителей исследователи выделяют
профессиональную готовность, профессиональную компетентность, духовность,
духовную культуру, нравственную культуру, духовно-нравственную культуру,
духовно-нравственное и духовно-творческое становление личности;
– обоснованы концепция
развития и
саморазвития духовно-нравственной культуры педагога на рефлексирующей и
диагностической основе В.И. Андреева, концепция духовно-нравственного
становления и развития личности учителя В.А. Беляевой, концепция
духовно-творческого становления личности в процессе социализации и в условиях
реализации В.В. Игнатовой, концепция духовного становления специалиста
Н.А. Коваль и др.;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|