бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников бесплатно рефераты

– определены сущностные характеристики понятий «профессиональная готовность», «профессиональная компетентность», «духовность», «духовная культура», «нравственная культура», «духовно-нравственная культура», «духовно-нравственное» и «духовно-творческое становление личности» при отсутствии единства в их трактовке;

– исследованы психологические особенности юношеского возраста, стимулирующие развитие духовно-нравственной сферы личности (И.С. Кон, Э. Шпрангер, Э. Эриксон и др.);

– выявлены педагогические условия эффективной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, которые мы объединили в четыре группы: личностно ориентированные, культуро-ориентированные, ценностно-ориентированные, деятельностно-ориентированные (В.А. Беляева, Т.П. Грибоедова, Л.В. Сибилева, Н. Татаркина и др.);

– определены критерии профессиональной готовности будущего педагога к воспитательной деятельности;

– доказана необходимость поиска путей взаимообогащения светской и религиозной педагогических культур.

Оценивая результаты исследований наших предшественников как серьезный вклад в решение проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, мы пришли к выводу о том, что полностью они ее не решают в силу направленности концепций на конкретную систему ценностей, отсутствия системы соответствующей профессионально-педагогической подготовки и механизма ее функционирования, неразработанности совокупности компетенций будущих учителей в сфере духовно-нравственного воспитания. Для ее решения необходимо создать концепцию подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, которую отличает целостность и в то же время многообразие направлений, модификаций исследуемого процесса.

В систему научных понятий, раскрывающих сущность исследуемых процессов, вошли понятия «подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию», «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «готовность к духовно-нравственному воспитанию», «духовно-нравственная сфера личности будущего учителя» и др.

Наша позиция основывается на понимании духовности как показателя существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов, как способности к самоопределению, самореализации, самообразованию и саморазвитию, способности личности на основе этой иерархии создавать свой внутренний мир, благодаря которому реализуется гуманистическая сущность личности, ее свободный нравственный выбор в постоянно меняющихся жизненных ситуациях. В рамках такого понимания воспитание нами рассматривается как важнейший фактор приобщения личности к духовным ценностям, приобретения личностных смыслов и потребности в самообразовании и саморазвитии.

Опираясь на точку зрения Г. Гегеля в определении нравственности и считая, что духовные ценности являются связующим звеном в содержании понятий «духовность» и «нравственность», установлена взаимосвязь понятий «духовное воспитание» и «нравственное воспитание», духовно-нравственное воспитание определено как воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение школьников к одной из существующих систем духовных ценностей (гуманистической, этнической, религиозной и др.), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними.

Работы В.А. Беляевой, Н.А. Коваль и др. послужили основой для определения понятия «духовно-нравственная сфера личности будущего учителя» как совокупности духовно-нравственных идеалов и ценностей; личностных смыслов, отражающих субъективное отношение к ним; духовных потребностей и нравственных мотивов поведения; нравственных чувств; стремления личности к поведению в соответствии с принятыми ценностями; способностей к духовно-нравственному самоопределению, самореализации, самосовершенствованию. Понимание сущности духовно-нравственных ценностей сложилось на основе анализа близких по значению понятий «духовные ценности» и «нравственные ценности». Духовно-нравственные ценности расположены сразу в двух областях: в сфере отношений «человек-общество» и в сфере отношений «человек-духовный мир». Это значимые для человека нравственные идеалы, понятия, нормы межличностного общения и поведения в обществе, в которых отражено понимание и отношение к абсолютным категориям: Бог, Добро, Красота, Истина, Любовь.

Результатом исследуемого процесса является готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, которая рассматривается как динамическая, интегративная характеристика личности, включающая профессиональную компетентность в области духовно-нравственного воспитания и соответствующую направленность личности, обеспечивающая способность педагога к приобщению школьников к одной из существующих в обществе систем духовно-нравственных ценностей, к созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов во взаимосвязи с воспитанием нравственных чувств и нравственного поведения.

Опираясь на трактовки вышеназванных понятий, сформулировано следующее определение исследуемого процесса: подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников – это процесс, представляющий собой развитие и саморазвитие педагогической направленности личности студента на духовно-нравственное воспитание, соответствующей профессионально-педагогической компетентности на основе осмысления личной системы ценностей, выбора направления деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников. В настоящее время она включает в себя несколько однородных процессов (подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе экзистенциональных ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе этнических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей и др.), которые обладают как общими, так и специфическими характеристиками, свойствами.

Интегративный характер этой подготовки обусловлен следующими предпосылками:

– необходимость разрешения противоречия между целостной природой образовательного процесса в вузе и наличием разнородных процессов профессиональной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.);

– тенденция педагогического знания к интеграции, необходимость построения знания о разнообразных направлениях духовно-нравственного воспитания школьников в едином ключе: система ценностей, семантика духовно-нравственных понятий, задачи, закономерности, принципы, механизмы, методы, формы воспитания;

– потребность в обобщенном педагогическом знании, позволяющем строить образовательный процесс, направленный на формирование готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, от общего к частному, обеспечив их способность осуществлять профессиональную деятельность в постоянно меняющихся условиях духовной жизни российского общества;

– утвердившийся в философии взгляд на человека как целостное существо, в котором взаимосвязаны разум и чувство, духовность и нравственность, и признание философами взаимосвязи понятий «духовность» и «нравственность». Современные исследователи подчеркивают такую особенность целостности человека, как «голографичность»: в любом проявлении человека, каждом его свойстве, органе и системе объемно представлен весь человек. Например, во всяком эмоциональном проявлении человека обнаруживается состояние его физического и психического здоровья, развитость воли и интеллекта, генетические особенности и приверженность определенным ценностям и смыслам; в человеке взаимосвязаны разум и чувство, духовность и нравственность;

– выявленная психологами взаимосвязь духовных способностей и нравственных качеств личности. «Духовное поведение безгрешно и добродетельно. Оно определяется добродетелями личности. С этих позиций духовные способности выступают как добродетели личности. Добродетели же есть качества личности, выражающиеся в желании делать добро, в умении делать добро, в реальных добродетельных поступках. Добродетель всегда нравственна» (В.Д. Шадриков);

– поиск путей консолидации мирового сообщества и диалога культур;

– появление идеи духовно ориентированной российской цивилизации в качестве «национальной идеи. В данном случае духовность интерпретируется как «исторически сформировавшийся тип культурной ориентации, при котором неутилитарные (человеческие, «постматериальные») ценности занимают высокое (или даже ведущее место) в ценностной иерархии общества и человека».

Вариативный характер подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников обусловлен следующими предпосылками:

– существование различных ценностных систем. Как известно, только сознательное самостоятельное принятие тех или иных моральных норм, ценностных установок способствует формированию личностного отношения к ним и включению их в систему мировоззрения личности. Единообразие в культуре, идеологии, мировоззренческих установках часто приводит к неустойчивым ценностным ориентациям, неосознанному выбору жизненной позиции или открытому неприятию самых высших ценностей;

– появление в последние годы научных исследований в области профессиональной подготовки к духовно-нравственному воспитанию, отражающих различные позиции ученых в решении исследуемой проблемы;

– противоречивость информационного пространства современного общества. В условиях высокой доступности информации молодые люди, с одной стороны, испытывают серьезные затруднения при ее анализе, встречаясь с альтернативными точками зрения, позициями. С другой стороны, противоречивость информационного пространства создает условия для осознанного самостоятельного формирования взглядов, создает ситуацию выбора, что приветствуется многими молодыми людьми;

– «феномен разнотипности мировоззрения» (термин В.С. Шубинского), когда в сознании человека начинают сосуществовать разные, а порой противоположные типы мировоззрения (материалистический и идеалистический, научный и мифологический и т.д.). В прошлом веке причиной возникновения этого феномена стала закрытость образования для разных типов мировоззрения. Она привела к тому, что, входя в мир других распространенных мировоззренческих ценностей, человек мировоззренчески разрушался, терял привычные позиции, что снижало известный с древности терапевтический эффект философского знания.       

Во второй главе «Эмпирические основания концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников» приведены результаты констатирующего эксперимента, характеризующие состояние духовно-нравственной сферы личности учащихся общеобразовательных школ, состояние готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, рассмотрены особенности этого воспитания в современных условиях. Полученные данные учитывались при разработке концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

В результате анализа накопленного в последние десятилетия опыта организации духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи выделены его особенности в современных условиях:

– существование нескольких, альтернативных направлений деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию (гуманистическое, историко-культурологическое, этническое и религиозное). Эта особенность обусловлена разнообразием педагогических концепций, ценностных установок;

– разнообразие программ духовно-нравственного воспитания, которые можно классифицировать по разным основаниям: в зависимости от принятой авторами иерархии ценностей – гуманистические, этнопедагогические, историко-культурологические, религиозные; по характеру взаимоотношений участников воспитательного процесса – субъект-субъектные и субъект-объектные; в зависимости от наличия связей преемственности – программы, предназначенные для определенной возрастной группы, и программы, рассчитанные на весь период школьного образования; по соотношению духовного и нравственного аспектов в содержании воспитания – программы духовного воспитания, программы нравственного воспитания; программы духовно-нравственного воспитания;

– взаимопроникновение светской и религиозной педагогических традиций, которое выражается прежде всего в обогащении содержания образования в светских образовательных учреждениях и изменениях методики воспитания в конфессиональных учебных заведениях (воскресных школах, православных гимназиях, мусульманских лицеях и т.п.). На смену схоластическим методам преподавания постепенно приходит диалог воспитателя и воспитуемого, исключающий пассивное восприятие получаемой информации;

– разработка содержания духовно-нравственного воспитания на основе принципа учета региональных особенностей;

– наличие интеграционных процессов в содержании, как специальных программ, так и программ общеобразовательных дисциплин;

– создание различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели духовно-нравственное воспитание детей;

– особое состояние внешней среды, наполненной духовным влиянием разной направленности.

Большинство выявленных особенностей свидетельствует о вариативности современного духовно-нравственного воспитания школьников, что требует адекватного содержания профессиональной подготовки будущего учителя.

Результаты исследования духовно-нравственной сферы личности, в котором приняло участие 2064 школьников, являются следующим эмпирическим основанием концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию. Они показали неравномерность развития этой сферы личности, его возможности, не полностью реализованные в работе педагогов.

Духовно-нравственная сфера личности младшего школьника характеризуется недифференцированностью духовно-нравственных понятий, пониманием детьми их положительного или негативного значения, способностью выделять в основном внешние признаки понятия, образностью нравственного мышления, неосознанностью существующей у них иерархии ценностей, ситуативностью в стремлении к нравственному поведению. Ограниченность словарного запаса, неразвитость логического мышления детей этого возраста препятствуют более объективной оценке развития духовно-нравственной сферы личности ребенка.

Духовно-нравственная сфера личности подростков отличается более полными знаниями о значении духовно-нравственных понятий, для большинства из них характерна дифференцированность понятий, способность к выделению их существенных признаков. Несмотря на наличие сформированной иерархии духовно-нравственных ценностей, в поведении подростков реализуется незначительное количество общественно значимых ценностей. А среди усваиваемых ценностей присутствуют как положительно, так и негативно направленные. У большинства подростков мотивы поступков в ситуации нравственного выбора определяются эмпатийными проявлениями. Таким образом, для них характерна противоречивость развития духовно-нравственной сферы личности.

Духовно-нравственная сфера личности старшеклассников отличается более высоким уровнем развития. Повысилась доля реализуемых и усваиваемых духовно-нравственных ценностей. Увеличилось количество смысловых единиц, выделяемых старшеклассниками при характеристике соответствующих понятий. Однако вне сферы их внимания оказались многие существенные проявления тех или иных духовно-нравственных ценностей, составляющих их содержание. Для них более остро стоит проблема нравственного выбора, они более открыты к обсуждению и осмыслению нравственных вопросов.

Оценка готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию на констатирующем этапе эксперимента, в котором приняли участие 2188 студентов педагогических специальностей, складывалась из оценки педагогической направленности личности студента на данную сферу воспитательной работы и оценки соответствующей педагогической компетентности. Основными показателями педагогической направленности явились: отношение к целесообразности духовно-нравственного воспитания школьников в современной школе; наличие стремления осуществлять деятельность по духовно-нравственному воспитанию школьников; проявление интереса к значению ценностей, принятому в разных социальных сообществах. Кроме того, показателем стали и ценностные ориентации как элемент педагогической направленности личности будущего учителя и как ядро его духовно-нравственной сферы. При оценке педагогической компетентности в области духовно-нравственного воспитания школьников использовались следующие показатели: знание студентами значений духовно-нравственных ценностей, принятых в различных сообществах; знание будущими учителями механизмов духовно-нравственного воспитания; владение методами духовно-нравственного воспитания.

Исследование показало, что общечеловеческие ценности являются приоритетными для 67,6% студентов, религиозные – для 8,45%, этнические – для 1,1%. 30,95% студентов определили свои ценности как складывающиеся под влиянием жизненных обстоятельств. Последнюю группу респондентов мы охарактеризовали как не имеющую направленности на духовно-нравственное воспитание, т.к. житейские ценности чаще всего изменяются под влиянием социально-экономических условий и по существу становятся материальными. Для 15% студентов оказалось сложным назвать приоритетные ценности, и они сделали двойной выбор. Большинство будущих учителей (72,2%) считает необходимым духовно-нравственное воспитание детей в современной школе. Но только у 26,8% студентов сформировано стремление осуществлять соответствующую деятельность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7