Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников
– определены
сущностные характеристики понятий «профессиональная готовность», «профессиональная
компетентность», «духовность», «духовная культура», «нравственная культура», «духовно-нравственная
культура», «духовно-нравственное» и «духовно-творческое становление личности»
при отсутствии единства в их трактовке;
– исследованы
психологические особенности юношеского возраста, стимулирующие развитие
духовно-нравственной сферы личности (И.С. Кон, Э. Шпрангер, Э. Эриксон и
др.);
– выявлены
педагогические условия эффективной подготовки будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию, которые мы объединили в четыре группы:
личностно ориентированные, культуро-ориентированные, ценностно-ориентированные,
деятельностно-ориентированные (В.А. Беляева, Т.П. Грибоедова, Л.В. Сибилева, Н.
Татаркина и др.);
– определены
критерии профессиональной готовности будущего педагога к воспитательной
деятельности;
– доказана
необходимость поиска путей взаимообогащения светской и религиозной
педагогических культур.
Оценивая
результаты исследований наших предшественников как серьезный вклад в решение
проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, мы
пришли к выводу о том, что полностью они ее не решают в силу направленности
концепций на конкретную систему ценностей, отсутствия системы соответствующей
профессионально-педагогической подготовки и механизма ее функционирования,
неразработанности совокупности компетенций будущих учителей в сфере
духовно-нравственного воспитания. Для ее решения необходимо создать концепцию
подготовки будущего
учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, которую отличает
целостность и в то же время многообразие направлений, модификаций исследуемого
процесса.
В систему научных понятий,
раскрывающих сущность исследуемых процессов, вошли понятия «подготовка будущего
учителя к духовно-нравственному воспитанию», «духовность», «нравственность»,
«духовно-нравственное воспитание», «готовность к духовно-нравственному
воспитанию», «духовно-нравственная сфера личности будущего учителя» и др.
Наша позиция
основывается на понимании духовности как показателя существования определенной
иерархии ценностей, целей, смыслов, как способности к самоопределению,
самореализации, самообразованию и саморазвитию, способности личности на основе этой иерархии
создавать свой внутренний мир, благодаря которому реализуется гуманистическая
сущность личности, ее свободный нравственный выбор в постоянно меняющихся
жизненных ситуациях. В рамках такого понимания воспитание нами рассматривается
как важнейший фактор приобщения личности к духовным ценностям, приобретения
личностных смыслов и потребности в самообразовании и саморазвитии.
Опираясь на точку
зрения Г. Гегеля в определении нравственности и считая, что духовные ценности
являются связующим звеном в содержании понятий «духовность» и «нравственность»,
установлена взаимосвязь понятий «духовное воспитание» и «нравственное
воспитание», духовно-нравственное воспитание определено как воспитание,
интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного
воспитания. Оно направлено на приобщение школьников к одной из существующих
систем духовных ценностей (гуманистической, этнической, религиозной и др.), на
создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей,
на формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в
соответствии с ними.
Работы В.А. Беляевой, Н.А. Коваль и др.
послужили основой для определения понятия «духовно-нравственная сфера личности
будущего учителя» как совокупности духовно-нравственных идеалов и ценностей;
личностных смыслов, отражающих субъективное отношение к ним; духовных
потребностей и нравственных мотивов поведения; нравственных чувств; стремления
личности к поведению в соответствии с принятыми ценностями; способностей к
духовно-нравственному самоопределению, самореализации, самосовершенствованию.
Понимание сущности духовно-нравственных ценностей сложилось на основе анализа
близких по значению понятий «духовные ценности» и «нравственные ценности». Духовно-нравственные ценности расположены сразу в двух областях: в сфере
отношений «человек-общество» и в сфере отношений «человек-духовный мир». Это значимые для человека нравственные
идеалы, понятия, нормы межличностного общения и поведения в обществе, в которых
отражено понимание и отношение к абсолютным категориям: Бог, Добро, Красота,
Истина, Любовь.
Результатом исследуемого процесса является готовность
будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, которая
рассматривается как динамическая, интегративная характеристика личности,
включающая профессиональную компетентность в области духовно-нравственного
воспитания и соответствующую направленность личности, обеспечивающая
способность педагога к приобщению школьников к одной из существующих в обществе
систем духовно-нравственных ценностей, к созданию условий для поиска и
нахождения ими личностных смыслов во взаимосвязи с воспитанием нравственных
чувств и нравственного поведения.
Опираясь на трактовки вышеназванных понятий, сформулировано следующее
определение исследуемого процесса: подготовка будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников – это процесс, представляющий собой развитие и саморазвитие
педагогической направленности личности студента на духовно-нравственное
воспитание, соответствующей профессионально-педагогической компетентности на
основе осмысления личной системы ценностей, выбора направления деятельности по
духовно-нравственному воспитанию школьников. В настоящее
время она включает в себя несколько однородных процессов (подготовка к
духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей,
подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе экзистенциональных
ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе этнических
ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей
и др.), которые обладают как общими, так и специфическими характеристиками,
свойствами.
Интегративный характер этой подготовки обусловлен следующими
предпосылками:
– необходимость
разрешения противоречия между целостной природой образовательного процесса в
вузе и наличием разнородных процессов профессиональной подготовки будущего
учителя к духовно-нравственному воспитанию (подготовка на основе
гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе
этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.);
– тенденция педагогического знания к интеграции, необходимость
построения знания о разнообразных направлениях духовно-нравственного воспитания
школьников в едином ключе: система ценностей, семантика духовно-нравственных
понятий, задачи, закономерности, принципы, механизмы, методы, формы воспитания;
– потребность в обобщенном педагогическом знании, позволяющем строить
образовательный процесс, направленный на формирование готовности будущего
учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, от общего к частному,
обеспечив их способность осуществлять профессиональную деятельность в постоянно
меняющихся условиях духовной жизни российского общества;
– утвердившийся в философии взгляд на человека как целостное существо,
в котором взаимосвязаны разум и чувство, духовность и нравственность, и
признание философами взаимосвязи понятий «духовность» и «нравственность».
Современные исследователи подчеркивают такую особенность целостности человека,
как «голографичность»: в любом проявлении человека, каждом его свойстве, органе
и системе объемно представлен весь человек. Например, во всяком эмоциональном
проявлении человека обнаруживается состояние его физического и психического
здоровья, развитость воли и интеллекта, генетические особенности и
приверженность определенным ценностям и смыслам; в человеке взаимосвязаны разум
и чувство, духовность и нравственность;
– выявленная психологами
взаимосвязь духовных способностей и нравственных качеств личности. «Духовное
поведение безгрешно и добродетельно. Оно определяется добродетелями личности. С
этих позиций духовные способности выступают как добродетели личности.
Добродетели же есть качества личности, выражающиеся в желании делать добро, в
умении делать добро, в реальных добродетельных поступках. Добродетель всегда
нравственна» (В.Д. Шадриков);
– поиск путей консолидации мирового сообщества и диалога культур;
– появление идеи духовно
ориентированной российской цивилизации в качестве «национальной идеи. В данном
случае духовность интерпретируется как «исторически сформировавшийся тип
культурной ориентации, при котором неутилитарные (человеческие,
«постматериальные») ценности занимают высокое (или даже ведущее место) в
ценностной иерархии общества и человека».
Вариативный характер подготовки будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников обусловлен следующими
предпосылками:
– существование различных
ценностных систем. Как известно, только сознательное самостоятельное принятие
тех или иных моральных норм, ценностных установок способствует формированию
личностного отношения к ним и включению их в систему мировоззрения личности.
Единообразие в культуре, идеологии, мировоззренческих установках часто приводит
к неустойчивым ценностным ориентациям, неосознанному выбору жизненной позиции
или открытому неприятию самых высших ценностей;
– появление в последние годы научных исследований в области
профессиональной подготовки к духовно-нравственному воспитанию, отражающих
различные позиции ученых в решении исследуемой проблемы;
– противоречивость информационного пространства
современного общества. В условиях высокой доступности информации молодые люди,
с одной стороны, испытывают серьезные затруднения при ее анализе, встречаясь с
альтернативными точками зрения, позициями. С другой стороны, противоречивость
информационного пространства создает условия для осознанного самостоятельного
формирования взглядов, создает ситуацию выбора, что приветствуется многими
молодыми людьми;
– «феномен разнотипности мировоззрения»
(термин В.С. Шубинского), когда в сознании человека начинают
сосуществовать разные, а порой противоположные типы мировоззрения
(материалистический и идеалистический, научный и мифологический и т.д.). В
прошлом веке причиной возникновения этого феномена стала закрытость образования
для разных типов мировоззрения. Она привела к тому, что, входя в мир других распространенных
мировоззренческих ценностей, человек мировоззренчески разрушался, терял
привычные позиции, что снижало известный с древности терапевтический эффект
философского знания.
Во второй главе «Эмпирические основания концепции
интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному
воспитанию школьников» приведены результаты констатирующего эксперимента,
характеризующие состояние духовно-нравственной сферы личности учащихся
общеобразовательных школ, состояние готовности будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников, рассмотрены особенности этого
воспитания в современных условиях. Полученные данные учитывались при разработке
концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников.
В результате
анализа накопленного в последние десятилетия опыта организации
духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи выделены его
особенности в современных условиях:
– существование
нескольких, альтернативных направлений деятельности педагога по
духовно-нравственному воспитанию (гуманистическое, историко-культурологическое,
этническое и религиозное). Эта особенность обусловлена разнообразием
педагогических концепций, ценностных установок;
– разнообразие программ
духовно-нравственного воспитания, которые можно классифицировать по разным
основаниям: в зависимости от принятой авторами иерархии ценностей –
гуманистические, этнопедагогические, историко-культурологические, религиозные;
по характеру взаимоотношений участников воспитательного процесса –
субъект-субъектные и субъект-объектные; в зависимости от наличия связей
преемственности – программы, предназначенные для определенной возрастной группы,
и программы, рассчитанные на весь период школьного образования; по соотношению
духовного и нравственного аспектов в содержании воспитания – программы
духовного воспитания, программы нравственного воспитания; программы
духовно-нравственного воспитания;
– взаимопроникновение светской
и религиозной педагогических традиций, которое выражается прежде всего в
обогащении содержания образования в светских образовательных учреждениях и
изменениях методики воспитания в конфессиональных учебных заведениях (воскресных
школах, православных гимназиях, мусульманских лицеях и т.п.). На смену
схоластическим методам преподавания постепенно приходит диалог воспитателя и
воспитуемого, исключающий пассивное восприятие получаемой информации;
– разработка содержания
духовно-нравственного воспитания на основе принципа учета региональных
особенностей;
– наличие интеграционных
процессов в содержании, как специальных программ, так и программ общеобразовательных
дисциплин;
– создание различных типов
учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели духовно-нравственное
воспитание детей;
– особое состояние внешней
среды, наполненной духовным влиянием разной направленности.
Большинство
выявленных особенностей свидетельствует о вариативности современного
духовно-нравственного воспитания школьников, что требует адекватного содержания
профессиональной подготовки будущего учителя.
Результаты
исследования духовно-нравственной сферы личности, в котором приняло участие
2064 школьников, являются следующим эмпирическим основанием концепции
интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному
воспитанию. Они показали неравномерность развития этой сферы личности, его возможности,
не полностью реализованные в работе педагогов.
Духовно-нравственная
сфера личности младшего школьника характеризуется недифференцированностью
духовно-нравственных понятий, пониманием детьми их положительного или
негативного значения, способностью выделять в основном внешние признаки
понятия, образностью нравственного мышления, неосознанностью существующей у них
иерархии ценностей, ситуативностью в стремлении к нравственному поведению.
Ограниченность словарного запаса, неразвитость логического мышления детей этого
возраста препятствуют более объективной оценке развития духовно-нравственной
сферы личности ребенка.
Духовно-нравственная
сфера личности подростков отличается более полными знаниями о значении
духовно-нравственных понятий, для большинства из них характерна
дифференцированность понятий, способность к выделению их существенных признаков.
Несмотря на наличие сформированной иерархии духовно-нравственных ценностей, в
поведении подростков реализуется незначительное количество общественно значимых
ценностей. А среди усваиваемых ценностей присутствуют как положительно, так и
негативно направленные. У большинства подростков мотивы поступков в ситуации
нравственного выбора определяются эмпатийными проявлениями. Таким образом, для
них характерна противоречивость развития духовно-нравственной сферы личности.
Духовно-нравственная
сфера личности старшеклассников отличается более высоким уровнем развития.
Повысилась доля реализуемых и усваиваемых духовно-нравственных ценностей.
Увеличилось количество смысловых единиц, выделяемых старшеклассниками при
характеристике соответствующих понятий. Однако вне сферы их внимания оказались
многие существенные проявления тех или иных духовно-нравственных ценностей,
составляющих их содержание. Для них более остро стоит проблема нравственного
выбора, они более открыты к обсуждению и осмыслению нравственных вопросов.
Оценка готовности будущих учителей к
духовно-нравственному воспитанию на констатирующем этапе эксперимента, в
котором приняли участие 2188 студентов педагогических
специальностей, складывалась из
оценки педагогической направленности личности студента на данную сферу
воспитательной работы и оценки соответствующей педагогической компетентности. Основными показателями педагогической направленности явились: отношение
к целесообразности духовно-нравственного воспитания школьников в современной
школе; наличие стремления осуществлять деятельность по духовно-нравственному
воспитанию школьников; проявление интереса к значению ценностей, принятому в
разных социальных сообществах. Кроме того, показателем стали и ценностные
ориентации как элемент педагогической направленности личности будущего учителя
и как ядро его духовно-нравственной сферы. При оценке педагогической компетентности в области
духовно-нравственного воспитания школьников использовались следующие
показатели: знание студентами значений духовно-нравственных ценностей, принятых
в различных сообществах; знание будущими учителями механизмов
духовно-нравственного воспитания; владение методами духовно-нравственного
воспитания.
Исследование показало, что общечеловеческие ценности являются
приоритетными для 67,6% студентов, религиозные – для 8,45%, этнические – для
1,1%. 30,95% студентов определили свои ценности как складывающиеся под влиянием
жизненных обстоятельств. Последнюю группу респондентов мы охарактеризовали как
не имеющую направленности на духовно-нравственное воспитание, т.к. житейские
ценности чаще всего изменяются под влиянием социально-экономических условий и
по существу становятся материальными. Для 15% студентов оказалось сложным
назвать приоритетные ценности, и они сделали двойной выбор. Большинство будущих
учителей (72,2%) считает необходимым духовно-нравственное воспитание детей в
современной школе. Но только у 26,8% студентов сформировано стремление
осуществлять соответствующую деятельность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|