бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников бесплатно рефераты

Состояние готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников характеризуется разнотипностью мировоззрения, неустойчивостью ценностных приоритетов (преобладание материальных или духовных ценностей в зависимости от периода жизнедеятельности); признанием необходимости духовно-нравственного воспитания школьников, с одной стороны, и отсутствием стремления к соответствующей деятельности у большинства студентов, с другой стороны; недостаточным уровнем сформированности духовно-нравственных понятий; несформированностью способности к переносу общепедагогических умений в сферу духовно-нравственного воспитания. Характерной чертой является наличие разнородных процессов профессиональной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.) при общей тенденции образовательного процесса к целостности.

В третьей главе «Концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников» представлены сущностные характеристики этой подготовки, оформленные в основных положениях авторской концепции. В качестве структурных компонентов она имеет: методологические, теоретические и эмпирические основания интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; понятийный аппарат, источники и цели концепции; закономерности и принципы подготовки, составляющие ядро концепции; модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, интегративные и вариативные характеристики основных компонентов исследуемого процесса; условия автономии различных направлений подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников как частей интегрированного целого; этапы формирования этой готовности (содержательно-смысловое наполнение).

Вопреки распространенной тенденции рассматривать подготовку к духовно-нравственному воспитанию как единичный процесс, который в каждом конкретном случае имеет специфические черты, обусловленные приоритетными ценностными установками, в исследовании выявлены общетеоретические основы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников. Сопоставление различных направлений профессионально-педагогической подготовки позволило определить повторяющиеся признаки в каждом из них, имеющие своим следствием как положительные, так и негативные результаты. Это создало предпосылки для поиска интегративных характеристик подготовки, которые обеспечивают целостность и эффективность данного процесса в сложных условиях существования различных систем ценностей, разнотипности мировоззрения, противоречивости информационного пространства и т.п.

В ходе анализа философской и психолого-педагогической литературы выявлены исходные общетеоретические основы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, которые представляют собой общепризнанные в науке методологические подходы, выступающие в качестве опоры для исследования проблемы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию. К ним отнесены системный, синергетический, интегративный, культурологический и компетентностный подходы.

Общенаучной основой исследования является системный подход. В соответствии с положениями, разработанными Ю.А. Конаржевским, мы использовали системный анализ в нескольких его аспектах. Нами была определена совокупность элементов, составляющих процесс подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (морфологический аспект), выделена внутренняя организация системы и определен способ, характер связи элементов (структурный аспект). Реализуя функциональный аспект системного анализа, мы определили механизм динамичного и эффективного функционирования процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, выявили современные особенности внешней среды, влияющие на содержание и технологию как самого духовно-нравственного воспитания, так и процесса подготовки к нему.

Использование положений синергетического подхода к разработке системы подготовки будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников позволило заложить условия для прогнозирования эволюции этой сложной системы, которая во многом определяется существующими в современном обществе системами ценностей и приобретением личностного смысла этих ценностей каждым участником педагогического процесса. С позиций интегративного подхода была преодолена изолированность изучения сущностных связей исследуемой подготовки, обеспечено обобщение знаний об исследуемом процессе. Культурологический подход являлся системообразующим при разработке содержания профессионально-педагогического образования, обеспечивающего подготовку студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников. Его использование обеспечило взаимосвязь знаний о духовной сущности человека, о различных системах ценностей, о существующих концепциях духовно-нравственного воспитания, источниками которых являются различные, порой противоположные культуры (светская, религиозная и т.п.). С помощью аксиологического подхода определены ориентиры в содержании профессионально-педагогической подготовки. В соответствии с личностно-ориентированным походом созданы условия для осознания будущим педагогом себя как субъекта профессиональной подготовки.

С позиций компетентностного подхода акцентировано внимание на результате подготовки к духовно-нравственному воспитанию школьников, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность будущего учителя действовать в новых, проблемных ситуациях, связанных со сложными явлениями в духовно-нравственной сфере жизни человека и общества.

Применение данных научных подходов позволило нам сформулировать концептуальные основы духовно-нравственного воспитания и соответствующей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя с точки зрения требований модернизации образования в условиях разнотипности мировоззрения, многообразия систем ценностей; разработки механизмов подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников в изменившихся социально-экономических условиях развития российского общества и условиях существования различных направлений в духовно-нравственном воспитании; определения компетенций будущего педагога в сфере духовно-нравственного воспитания школьников.

Основными источниками создания концепции подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию школьников являются:

– социальный заказ общества, сформулированный в нормативных документах и выраженный в существующих потребностях общества и отдельной личности;

– международный и отечественный педагогический опыт, его традиции и тенденции развития;

– фундаментальные теории современной общей педагогики;

– теоретические концепции, фиксирующие современный уровень развития духовно-нравственного воспитания;

– практический опыт осуществления духовно-нравственного воспитания;

– результаты проведенного исследования особенностей духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях.

Основную направленность концепции определили такие положения правовых документов, как: принцип светского характера государственной и муниципальной систем образования, принцип культуросообразности содержания образования, принцип субъектности образовательного процесса, положение о равенстве религий перед законом, включение в общую образовательную программу учебных заведений не только базового федерального, но и национально-регионального и вариативного компонентов и др.

Важнейшими составляющими разработанной концепции подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников являются ключевые положения, представленные ее закономерностями и принципами. На основе анализа количественных результатов исследований Р.Г. Гуровой, Е.И. Исаева, Н.А. Коваль, А.А. Орлова и др., а также результатов, полученных автором диссертации, были выявлены устойчивые, повторяющиеся связи (закономерности) между отдельными состояниями и компонентами изучаемого процесса, которые обусловливают их упорядоченное изменение. Часть педагогических закономерностей выявлена путем анализа психологических закономерностей (Н.А. Коваль, Р.Х. Шакуров и др.). В результате были определены три группы: закономерности обусловленности, закономерности эффективности и атрибутивные закономерности. К первой их них относятся детерминированность степени активности процесса формирования педагогической направленности личности будущего учителя его компетентности в сфере духовно-нравственного воспитания школьников социально-экономическими условиями жизни общества: чем противоречивее эти условия, тем выше активность; обусловленность вариативного компонента содержания подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников реальными (актуальными) и потенциальными возможностями студентов высших педагогических учебных заведений; взаимосвязь вариативного компонента содержания данной подготовки и особенностей современного состояния духовно-нравственного воспитания школьников; обусловленность результативности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников неравномерностью духовного развития личности. Закономерностями эффективности являются зависимость продуктивности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников от целесообразной реализации психологических и педагогических механизмов, лежащих в основе воспитания; детерминированность результатов исследуемой подготовки типом духовно-нравственных ценностей, выбранных педагогами, учебным заведением в качестве основы для целей профессионального воспитания будущего учителя.

Атрибутивные закономерности, отражающие качества и специфику каждого конкретного направления подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, являются сущностными вариативными характеристиками исследуемого процесса.

Выявленным закономерностям соответствуют принципы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: принцип обеспечения ценностного самоопределения личности; принцип активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; принцип опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; принцип учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; принцип использования полярных ценностей.

В ходе исследования нами были выявлены несколько противоречий исследуемого процесса. Среди них: противоречие между признанием будущими учителями необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у них стремления к осуществлению данного вида деятельности. 93 % педагогов и 96,61% будущих учителей положительно относятся к осуществлению духовно-нравственного воспитания в современной школе. Однако менее 25 % и 30 % соответственно выразили желание осуществлять данную деятельность. Такое отношение педагогов и студентов педагогических вузов к деятельности по духовно-нравственному воспитанию связано с осознанием ими высокой ответственности за духовный мир молодого человека, признанием своей некомпетентности, несовпадением ценностных ориентаций педагогов, родителей, общества и т.п. Противоречие между признанием будущими учителями необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у них стремления к осуществлению данного вида деятельности является движущей силой процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников. Это субъективное внутренне противоречие самого процесса подготовки.

Процесс подготовки как система оказывается перед выбором путей разрешения этого противоречия. Оно может быть разрешено путем исключения из числа субъектов системы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников тех студентов, которые имеют серьезные основания для отказа от участия в этом процессе: понимание высокой ответственности за духовное развитие ребенка, боязнь педагогических ошибок, осознание личной мировоззренческой неопределенности и др. Этот вариант неминуемо приведет к разрушению системы и не даст возможность достичь поставленных целей. Противоречие может быть разрешено посредством формирования у будущего учителя мотивов долженствования, что сделает систему упорядоченной, жесткой, а, следовательно, препятствующей движению вперед, прогрессу. Третий путь связан с реализацией принципа дополнительности (комплиментарности), главной идеей которого является взаимопроникновение, взаимодополнение противоположностей друг друга. Он поможет системе перейти из одного качества в другое. Как известно, в критической точке бифуркации система становится крайне чувствительной к внешним воздействиям, которые могут быть самыми разными. Следовательно, четвертый путь – это развитие системы благодаря воздействию извне (например, в результате реализации государственных документов, регламентирующих процесс подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников). Это воздействие также придаст системе большую упорядоченность и жесткость.

В разработанной концепции разрешение основного противоречия связано с реализацией ряда принципов: обеспечение ценностного самоопределения личности; активизация смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; опора на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; учет актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; использование полярных ценностей.

Нами сформулировано положение о зависимости готовности будущего учителя к данному направлению воспитания от его интереса к различным видам педагогической деятельности в этой сфере (информационно-аналитической, исследовательской, художественно-творческой, конструктивной, комплексной), отличающихся востребованностью разных аспектов профессионально-педагогической компетентности. Каждый из этих видов деятельности имеет свои функции и предполагает освоение будущими педагогами соответствующих компетенций.

В качестве содержательно-смыслового наполнения концепции интегративно-вариативной полготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников выступают представленные в тексте диссертации структурно-функциональная модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, интегративные и вариативные характеристики процесса, этапы соответствующей подготовки.

В четвертой главе «Верификация концепции в процессе реализации системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников» представлены структура системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, механизм ее функционирования и результаты изучения динамики готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

Основными компонентами реализованной системы являются цель и задачи, содержание, виды деятельности, ценностные отношения, воспитывающая и развивающая среда, управление, содержание которых отражает как общие черты, так и особенности существующих направлений; ценностные установки, идеалы, семантика духовно-нравственных понятий, позиции в вопросах самоопределения личности, методы.

Ее общей целью является готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию как интегративное качество личности, обеспечивающее реализацию его задач в условиях разнотипности мировоззрения, существования различных систем ценностей. Вариативной целью – готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию как интегративное качество личности, обеспечивающее реализацию его задач в рамках конкретного направления (гуманистического, этнопедагогического, культурологического, религиозного и др.).

Первая группа задач направлена на развитие духовно-нравственной сферы личности будущего учителя:

–                   освоение студентами значения духовных ценностей для конкретной общности людей (социальной, этнической, религиозной и др.) и извлечение личностного смысла этих ценностей, который заключает в себе субъективное эмоционально-оценочное отношение к их значению;

–                   развитие у студентов интереса к поиску личностных смыслов и т.п.

Вторая группа задач ориентирована на формирование педагогической направленности личности студента на деятельность по духовно-нравственному воспитанию школьников: формирование мотивации деятельности будущих педагогов по духовно-нравственному воспитанию (понимание духовности как видового признака человека; интерес к внутреннему миру своих воспитанников; ценностные установки личности будущего педагога: право воспитанника на личностное самоопределение, принятие ребенка таким, каков он есть; интерес к различным видам педагогической деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания школьников и др.).

Третья группа задач связана с формированием компетентности студентов в сфере духовно-нравственного воспитания школьников, которая представляет собой совокупность образовательных компетенций, необходимых будущему учителю для осуществления соответствующей деятельности (ценностно-смысловой, общекультурной, субъектной, информационной, коммуникативной, компетенции личностного совершенствования).

Содержательный компонент системы имеет три составляющие. Аксиологическая составляющая: знания о существующих системах духовно-нравственных ценностей и о ценностях педагогической деятельности; способы поведения личности в соответствии с этими ценностями; опыт поведения личности в нестандартной ситуации (творческий нравственный опыт); опыт эмоционального отношения к духовно-нравственным ценностям. Информационная составляющая: сведения о теоретико-методологических основаниях духовно-нравственного воспитания школьников, характеристиках его современного состояния, возрастных особенностях духовного и нравственного развития школьников, диагностике нравственной воспитанности детей; целях, принципах, содержании, методах и формах духовно-нравственного воспитания школьников и др. Операционная составляющая: знания о механизмах, лежащих в основе духовно-нравственного воспитания, способах деятельности педагогов по реализации его задач и проблемно-практические задания с целью формирования необходимых умений и навыков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7