бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников бесплатно рефераты

-        обоснование духовно-нравственного воспитания как интегративного процесса и анализ его особенностей в современных условиях;

-        анализ развития духовно-нравственной сферы личности современных школьников.

Третья группа задач связана с созданием и реализацией концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях:

-        разработка структурной модели готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников и содержания ее элементов: ценностей, мотивов, ценностно-мотивационного отношения и компетенций будущего учителя в сфере духовно-нравственного воспитания;

-        определение целей, закономерностей и принципов образовательного процесса, ориентированного на интегративно-вариативную подготовку студента к духовно-нравственному воспитанию школьников;

-        обоснование системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях и определение механизма и условий ее функционирования.

Четвертая группа задач посвящена проверке эффективности реализации теоретических положений концепции в системе профессионально-педагогической подготовки:

-        обоснование цели и организации эксперимента;

-        верификация концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;

-        анализ действия механизма функционирования системы интегративно-вариативной подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию школьников;

-        разработка пакета учебных программ, учебно-методических пособий, рекомендаций в целях совершенствования подготовки студента к духовно-нравственному воспитанию.


Теоретико-методологической основой исследования явились:

1. Основные положения разработанных в науке методологических подходов: системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Ю.А. Конаржевский, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.); синергетического (А. Баблоянц, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, А.Ю. Лоскутов, А.С. Михайлов, Г. Николис, И. Пригожин и др.); интегративного (А.С. Белкин, В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, Н.П. Рябинина, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев, Н.М. Яковлева и др.), культурологического (Е.В. Бондаревская, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, И.Я. Лернер и др.); аксиологического (В.И. Гинецинский, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.); компетентностного (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, Д.А. Иванов, А.В. Хуторской и др.).

2.                 Философские категории общего, особенного и единичного, законы диалектики, положения о социальной обусловленности процесса личностного формирования человека содержанием морали и системой общественных отношений, в которые включена личность; о духовности как результате приобщения личности к общечеловеческим ценностям, духовной культуре и как способности личности к саморазвитию, самореализации; о духовно-нравственных качествах как диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного в духовности личности, о ценностях как компонентах духовной культуры (Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, А.Б. Невелев, И.В. Силуянова, Л.Н. Столович, В.А. Ядов и др.).

3.                 Психологические теории развития личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон и др.); теории педагогической интеграции (М.Н. Берулава, С.А. Старченко, Н.К. Чапаев и др.); теория моделирования (С.И. Архангельский, Б.А. Глинский, Э.М. Хакимов и др.); теории нравственного воспитания (О.С. Богданова, И.А. Каиров, С.М. Каргапольцев, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.) и духовного воспитания (Ш.А. Амонашвили, Т.И. Власова, В.В. Игнатова, Н.А. Коваль, Т.И. Петракова, Н.М. Романенко и др.); исследования сущности педагогического сознания (С.А. Днепров и др.) и природы духовности в психологии и педагогике (Т.И. Власова, Н.А. Коваль, В.А. Черкасов, В.Д. Шадриков и др.).

4.                 Основные положения психологии субъективной семантики (Е.Ю. Артемьева, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Р.Х. Шакуров и др.); идеи духовно-личностной парадигмы образования (В.А. Черкасов и др.); идеи самореализации личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.А. Вербицкий, А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.).

При разработке концепции подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях мы опирались на труды психологов и педагогов в области профессионально-педагогической подготовки (О.А. Абдуллина, Р.М. Асадуллин, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Н.П. Рябинина, В.А. Сластенин, Р.М. Фатыхова, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков, Н.М. Яковлева и др.), в области подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (В.А. Беляева, Т.П. Грибоедова, Н.А. Коваль и др.).

Нормативно-правовой основой нашего исследования явились законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в РФ, Концепция модернизации российского образования до 2010 года, государственный стандарт высшего профессионального образования, решение коллегии Министерства образования Российской Федерации «О программе модернизации педагогического образования», программа «Развитие воспитания в Российской Федерации до 2010 года» и ряд других документов в области образования.

Исследование избранной проблемы проводилось с 1996 по 2006 гг. и прошло три основных этапа.

Первый этап (1996 – 1998 гг.) – теоретическое изучение проблем педагогики высшей школы и эмпирическое исследование проблемы подготовки будущего учителя к воспитательной работе в школе. В этот период осуществлялось осмысление методологических и теоретических основ исследования, выявлялось состояние проблемы подготовки студентов педагогических вузов к воспитанию школьников в научной литературе и педагогической практике, проанализирован уровень сформированности воспитательных умений у будущих педагогов. Были определены ключевые позиции исследования: объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, понятийно-категориальный аппарат. Основными методами исследования на данном этапе являлись понятийно-терминологический анализ, теоретико-методологический анализ, контент-анализ, изучение и анализ передового педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, ранжирование, метод самооценки, системный анализ, беседа и др.

Второй этап (1998 – 2000 гг.) – исследование современных особенностей духовно-нравственного воспитания школьников в массовой практике, научное руководство исследованиями, проводимыми в образовательных учреждениях г. Челябинска. В этот период происходила разработка и обоснование общетеоретических основ подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию, раскрытие внутренней структуры данного процесса, выявление его закономерностей и механизма функционирования, которые составили основные положения разработанной нами концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников. Создавалось научно-методическое обеспечение деятельности учителей по духовно-нравственному воспитанию школьников и подготовки студентов педвуза к этой работе. Основными методами исследования на данном этапе стали анализ, метод педагогической экстраполяции, классификация, наблюдение, анкетирование, синтез, моделирование, педагогический эксперимент.

Третий этап (2000 – 2006 гг.) – исследование развития духовно-нравственной сферы школьников и студентов педагогических специальностей; экспериментальная работа по реализации концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию и внедрению основных результатов исследования в практику высшей школы. Использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, анкетирование, ранжирование, метод экспертных оценок, методы математической статистики и др.

База исследования. Эмпирическое исследование и экспериментальная работа проводилась непосредственно автором и участвующими в эксперименте преподавателями в Челябинском государственном педагогическом университете, Башкирском государственном педагогическом университете, педагогическом колледже Всероссийского детского центра «Орленок», Шадринском государственном педагогическом институте, а также учителями МОУ СОШ № 22, 45, 56, 100, 124, МОУ ДОУ № 398, МОУ прогимназии № 125 г. Челябинска. В них под руководством автора принимали участие члены научно-исследовательской лаборатории при ЧГПУ «Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях». В процессе работы над диссертационным исследованием осуществлялось сотрудничество с лабораторией воспитания этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО в рамках договора ГосНИИ семьи и воспитания РАО и ЧГПУ. В констатирующем этапе эксперимента приняли участие студенты Магнитогорского государственного университета, Магнитогорского государственного технического университета, Уральской государственной академии культуры и искусства, Уральского государственного университета физической культуры, Челябинской государственной медицинской академии. Исследованием было охвачено 5457 человек, в том числе: 2064 школьника, 280 учителей и руководителей школ, 2188 студентов педагогических специальностей, 925 родителей учащихся школ.

Научная новизна исследования:

1.                 Выявлена и обоснована взаимосвязь и взаимодополняемость системного, синергетического (общенаучный уровень методологии), интегративного, культурологического и компетентностного подходов (конкретно-научный уровень методологии) как методологической основы концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.

2.                 Определены закономерности, раскрывающие сущность интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников:

 Закономерности обусловленности, вскрывающие причинно-следственные связи отдельных компонентов подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников с факторами, оказывающими на них непосредственное влияние:

– детерминированность степени активности процесса формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию социально-экономическими условиями жизни общества: чем противоречивее эти условия, тем выше активность;

– обусловленность вариативного компонента содержания подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников актуальными и потенциальными возможностями студентов;

– взаимосвязь вариативного компонента содержания данной подготовки и особенностей современного состояния духовно-нравственного воспитания школьников;

– обусловленность результативности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников неравномерностью духовного развития личности: неравномерность духовного развития личности студента приводит к отсутствию видимых результатов формирования готовности в отдельные периоды.

Закономерности эффективности, определяющие те факторы, которые влияют на получение максимально возможного результата подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников при снижении затрат:

– зависимость продуктивности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников от целесообразной реализации психологических и педагогических механизмов, лежащих в основе воспитания и обучения;

– детерминированность результатов исследуемой подготовки типом духовно-нравственных ценностей, выбранных педагогами, высшим учебным заведением, системой образования в целом в качестве основы для целей профессионального воспитания будущего учителя.

3.                 На основе выявленных закономерностей сформулированы принципы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: принцип обеспечения ценностного самоопределения личности; принцип активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; принцип опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; принцип учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; принцип использования полярных ценностей.

4.                 Обнаружено и сформулировано основное противоречие процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников – противоречие между признанием будущим учителем необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у него соответствующей компетентности, а также стремления к осуществлению этого вида деятельности.

5.                 Выявлены характеристики интегративности исследуемого процесса: целостность, выражающаяся в достижении результатов, отсутствующих у отдельных модификаций подготовки, среди них – способность к реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников в условиях разнотипности мировоззрения, существования различных систем ценностей; инновационность, отражающаяся в ориентации на формирование готовности личности будущего учителя к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способности к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми; органическое единство целого и его частей.

6.                 Выявлены характеристики вариативности исследуемого процесса: полиморфичность – многообразие его составляющих; дифференцированность, обеспечивающая учет ценностных установок, интересов, способностей будущего учителя; ориентированность на специализацию в деятельности в рамках определенного направления духовно-нравственного воспитания.

7.                 Обобщенным выражением приведенных положений научной новизны является разработанная нами концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, имеющая в качестве структурных компонентов: методологические, теоретические и эмпирические основания интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; понятийный аппарат, источники и цели концепции; закономерности и принципы подготовки, составляющие ядро концепции; модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, интегративные и вариативные характеристики основных компонентов исследуемого процесса; условия автономии различных направлений подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников как частей интегрированного целого; этапы формирования этой готовности (содержательно-смысловое наполнение концепции).

8.                 Раскрыты особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: существование нескольких, в том числе альтернативных, направлений в деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию; разнообразие программ духовно-нравственного воспитания; взаимопроникновение светской и религиозной педагогических традиций; учет региональных особенностей в содержании духовно-нравственного воспитания; наличие интеграционных процессов в содержании как специальных программ, так и в программах гуманитарных дисциплин; создание различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели соответствующее воспитание детей; особое состояние внешней среды, наполненной духовным влиянием разной направленности.

Теоретическая значимость исследования:

1.                 Расширено научное представление о процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников как процессе, включающем в себя несколько однородных процессов (подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе экзистенциальных ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе этнических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей и др.), которые обладают как общими, так и специфическими характеристиками, свойствами.

2.                 Определена сущность готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, структурными компонентами которой являются педагогическая направленность и педагогическая компетентность в сфере духовно-нравственного воспитания школьников. Педагогическая направленность личности в сфере духовно-нравственного воспитания – это система эмоционально-ценностных отношений, зависящих от степени развития духовно-нравственной сферы личности будущего учителя и задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов, побуждающих его к педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников. Педагогическая компетентность в сфере духовно-нравственного воспитания – это совокупность компетенций, необходимых будущему учителю для осуществления соответствующей деятельности. Они конкретизируют следующие ключевые компетенции: ценностно-смысловую, общекультурную, субъектную, информационную, коммуникативную, компетенцию личностного совершенствования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7