Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников
-
обоснование
духовно-нравственного воспитания как интегративного процесса и анализ его
особенностей в современных условиях;
-
анализ
развития духовно-нравственной сферы личности современных школьников.
Третья группа задач связана с созданием и реализацией концепции интегративно-вариативной
подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в
современных условиях:
-
разработка структурной модели готовности будущего
учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников и содержания ее
элементов: ценностей, мотивов, ценностно-мотивационного отношения и компетенций
будущего учителя в сфере духовно-нравственного воспитания;
-
определение целей, закономерностей и принципов
образовательного процесса, ориентированного на интегративно-вариативную подготовку
студента к духовно-нравственному воспитанию школьников;
-
обоснование системы интегративно-вариативной подготовки
будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных
условиях и определение механизма и условий ее функционирования.
Четвертая группа задач посвящена проверке эффективности реализации
теоретических положений концепции в системе профессионально-педагогической
подготовки:
-
обоснование цели и организации эксперимента;
-
верификация концепции интегративно-вариативной подготовки
будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;
-
анализ действия механизма функционирования системы интегративно-вариативной
подготовки будущего педагога к
духовно-нравственному воспитанию школьников;
-
разработка
пакета учебных программ, учебно-методических пособий, рекомендаций в целях
совершенствования подготовки студента к духовно-нравственному воспитанию.
Теоретико-методологической
основой исследования явились:
1. Основные
положения разработанных в науке методологических подходов: системного (В.Г.
Афанасьев, И.В. Блауберг, Ю.А. Конаржевский, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.);
синергетического (А. Баблоянц, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, А.Ю. Лоскутов, А.С. Михайлов,
Г. Николис, И. Пригожин и др.); интегративного (А.С. Белкин, В.С. Безрукова, М.Н.
Берулава, Н.П. Рябинина, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев, Н.М. Яковлева и др.), культурологического (Е.В.
Бондаревская, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, И.Я. Лернер и др.); аксиологического (В.И.
Гинецинский, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.И.
Чижакова и др.); компетентностного
(А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, Д.А. Иванов, А.В. Хуторской и др.).
2.
Философские
категории общего, особенного и единичного, законы диалектики, положения о
социальной обусловленности процесса личностного формирования человека
содержанием морали и системой общественных отношений, в которые включена
личность; о духовности как результате приобщения личности к общечеловеческим
ценностям, духовной культуре и как способности личности к саморазвитию,
самореализации; о духовно-нравственных качествах как диалектическом единстве
социального и индивидуального, общего и единичного в духовности личности, о
ценностях как компонентах духовной культуры (Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, А.Б.
Невелев, И.В. Силуянова, Л.Н. Столович, В.А. Ядов и др.).
3.
Психологические
теории развития личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Б.С.
Братусь, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И.
Слободчиков, Э. Эриксон и др.); теории педагогической интеграции (М.Н. Берулава, С.А.
Старченко, Н.К. Чапаев и др.); теория моделирования (С.И. Архангельский, Б.А.
Глинский, Э.М. Хакимов и др.); теории нравственного воспитания (О.С. Богданова,
И.А. Каиров, С.М. Каргапольцев, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский,
А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.) и духовного воспитания (Ш.А. Амонашвили,
Т.И. Власова, В.В. Игнатова, Н.А. Коваль, Т.И. Петракова, Н.М. Романенко и
др.); исследования
сущности педагогического сознания (С.А. Днепров и др.) и природы духовности в
психологии и педагогике (Т.И. Власова, Н.А. Коваль, В.А. Черкасов, В.Д.
Шадриков и др.).
4.
Основные
положения психологии субъективной семантики (Е.Ю. Артемьева, А.Н. Леонтьев,
Д.А. Леонтьев, Р.Х. Шакуров и др.); идеи духовно-личностной парадигмы
образования (В.А. Черкасов и др.); идеи самореализации личности (К.А.
Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.А. Вербицкий, А.В. Петровский, В.А.
Петровский и др.).
При разработке
концепции подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию
школьников в современных условиях мы опирались на труды психологов и педагогов
в области профессионально-педагогической подготовки (О.А. Абдуллина, Р.М.
Асадуллин, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Н.П. Рябинина, В.А. Сластенин, Р.М.
Фатыхова, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков, Н.М. Яковлева и др.), в области
подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (В.А.
Беляева, Т.П. Грибоедова, Н.А. Коваль и др.).
Нормативно-правовой
основой нашего исследования явились законы РФ «Об образовании», «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования
в РФ, Концепция модернизации российского образования до 2010 года,
государственный стандарт высшего профессионального образования, решение
коллегии Министерства образования Российской Федерации «О программе
модернизации педагогического образования», программа «Развитие воспитания в
Российской Федерации до 2010 года» и ряд других документов в области
образования.
Исследование
избранной проблемы проводилось с 1996 по 2006 гг. и прошло три основных этапа.
Первый этап (1996
– 1998 гг.) – теоретическое изучение проблем педагогики высшей школы и
эмпирическое исследование проблемы подготовки будущего учителя к воспитательной
работе в школе. В этот период осуществлялось осмысление методологических и
теоретических основ исследования, выявлялось состояние проблемы подготовки
студентов педагогических вузов к воспитанию школьников в научной литературе и
педагогической практике, проанализирован уровень сформированности
воспитательных умений у будущих педагогов. Были определены ключевые позиции
исследования: объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования,
понятийно-категориальный аппарат. Основными методами исследования на данном
этапе являлись понятийно-терминологический анализ, теоретико-методологический
анализ, контент-анализ, изучение и анализ передового педагогического опыта,
наблюдение, анкетирование, ранжирование, метод самооценки, системный анализ,
беседа и др.
Второй этап (1998
– 2000 гг.) – исследование современных особенностей духовно-нравственного
воспитания школьников в массовой практике, научное руководство исследованиями,
проводимыми в образовательных учреждениях г. Челябинска. В этот период
происходила разработка и обоснование общетеоретических основ подготовки
будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию, раскрытие внутренней
структуры данного процесса, выявление его закономерностей и механизма
функционирования, которые составили основные положения разработанной нами
концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников. Создавалось научно-методическое
обеспечение деятельности учителей по духовно-нравственному воспитанию
школьников и подготовки студентов педвуза к этой работе. Основными методами
исследования на данном этапе стали анализ, метод педагогической экстраполяции, классификация,
наблюдение, анкетирование, синтез, моделирование, педагогический эксперимент.
Третий этап (2000
– 2006 гг.) – исследование развития духовно-нравственной сферы школьников и
студентов педагогических специальностей; экспериментальная работа по реализации
концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию и внедрению основных результатов исследования
в практику высшей школы. Использовались такие методы исследования, как анализ,
синтез, анкетирование, ранжирование, метод экспертных оценок, методы математической
статистики и др.
База
исследования. Эмпирическое исследование и экспериментальная работа проводилась
непосредственно автором и участвующими в эксперименте преподавателями в
Челябинском государственном педагогическом университете, Башкирском государственном
педагогическом университете, педагогическом колледже Всероссийского детского
центра «Орленок», Шадринском государственном педагогическом институте, а также
учителями МОУ СОШ № 22, 45, 56, 100, 124, МОУ ДОУ № 398, МОУ прогимназии № 125
г. Челябинска. В них под руководством автора принимали участие члены
научно-исследовательской лаборатории при ЧГПУ «Проблемы духовно-нравственного
воспитания школьников в современных условиях». В процессе работы над
диссертационным исследованием осуществлялось сотрудничество с лабораторией
воспитания этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО в рамках договора
ГосНИИ семьи и воспитания РАО и ЧГПУ. В констатирующем этапе эксперимента
приняли участие студенты Магнитогорского государственного университета, Магнитогорского
государственного технического университета, Уральской государственной академии
культуры и искусства, Уральского государственного университета физической
культуры, Челябинской государственной медицинской академии. Исследованием было охвачено 5457
человек, в том числе: 2064 школьника, 280 учителей и руководителей школ, 2188
студентов педагогических специальностей, 925 родителей учащихся школ.
Научная новизна
исследования:
1.
Выявлена
и обоснована взаимосвязь и взаимодополняемость системного, синергетического
(общенаучный уровень методологии), интегративного, культурологического и
компетентностного подходов (конкретно-научный уровень методологии) как
методологической основы концепции интегративно-вариативной подготовки будущего
учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.
2.
Определены
закономерности, раскрывающие сущность интегративно-вариативной подготовки
будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников:
Закономерности
обусловленности, вскрывающие
причинно-следственные связи отдельных компонентов подготовки будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников с факторами, оказывающими на них
непосредственное влияние:
– детерминированность
степени активности процесса формирования готовности будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию социально-экономическими условиями жизни
общества: чем противоречивее эти условия, тем выше активность;
– обусловленность
вариативного компонента содержания подготовки будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников актуальными и потенциальными
возможностями студентов;
– взаимосвязь
вариативного компонента содержания данной подготовки и особенностей
современного состояния духовно-нравственного воспитания школьников;
– обусловленность
результативности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию
школьников неравномерностью духовного развития личности: неравномерность
духовного развития личности студента приводит к отсутствию видимых результатов
формирования готовности в отдельные периоды.
Закономерности
эффективности, определяющие
те факторы, которые влияют на получение максимально возможного результата
подготовки будущего
учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников при снижении затрат:
– зависимость
продуктивности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию
школьников от целесообразной реализации психологических и педагогических
механизмов, лежащих в основе воспитания и обучения;
– детерминированность
результатов исследуемой подготовки типом духовно-нравственных ценностей,
выбранных педагогами, высшим учебным заведением, системой образования в целом в
качестве основы для целей профессионального воспитания будущего учителя.
3.
На основе
выявленных закономерностей сформулированы принципы интегративно-вариативной
подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников:
принцип обеспечения ценностного самоопределения личности; принцип активизации
смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; принцип опоры на
иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; принцип учета
актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития
студенчества; принцип использования полярных ценностей.
4.
Обнаружено
и сформулировано основное противоречие процесса подготовки будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников – противоречие между признанием
будущим учителем необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и
несформированностью у него соответствующей компетентности, а также стремления к
осуществлению этого вида деятельности.
5.
Выявлены
характеристики интегративности исследуемого процесса: целостность, выражающаяся
в достижении результатов, отсутствующих у отдельных модификаций подготовки,
среди них – способность к реализации задач духовно-нравственного воспитания
школьников в условиях разнотипности мировоззрения, существования различных
систем ценностей; инновационность, отражающаяся в ориентации на формирование
готовности личности будущего учителя к быстро наступающим переменам в обществе,
готовности к неопределенному будущему за счет развития способности к
творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к
сотрудничеству с другими людьми; органическое единство целого и его частей.
6.
Выявлены
характеристики вариативности исследуемого процесса: полиморфичность – многообразие
его составляющих; дифференцированность, обеспечивающая учет ценностных
установок, интересов, способностей будущего учителя; ориентированность на
специализацию в деятельности в рамках определенного направления
духовно-нравственного воспитания.
7.
Обобщенным
выражением приведенных положений научной новизны является разработанная нами
концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников, имеющая в качестве структурных
компонентов: методологические, теоретические и эмпирические основания
интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному
воспитанию школьников; понятийный аппарат, источники и цели концепции;
закономерности и принципы подготовки, составляющие ядро концепции; модель
готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников,
интегративные и вариативные характеристики основных компонентов исследуемого
процесса; условия автономии различных направлений подготовки будущего учителя к
осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников как частей
интегрированного целого; этапы формирования этой готовности
(содержательно-смысловое наполнение концепции).
8.
Раскрыты
особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях:
существование нескольких, в том числе альтернативных, направлений в
деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию; разнообразие
программ духовно-нравственного воспитания; взаимопроникновение светской и
религиозной педагогических традиций; учет региональных особенностей в
содержании духовно-нравственного воспитания; наличие интеграционных процессов в
содержании как специальных программ, так и в программах гуманитарных дисциплин;
создание различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей
цели соответствующее воспитание детей; особое состояние внешней среды,
наполненной духовным влиянием разной направленности.
Теоретическая
значимость исследования:
1.
Расширено
научное представление о процессе подготовки будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников как процессе, включающем в себя
несколько однородных процессов (подготовка к духовно-нравственному воспитанию
на основе гуманистических ценностей, подготовка к духовно-нравственному
воспитанию на основе экзистенциальных ценностей, подготовка к
духовно-нравственному воспитанию на основе этнических ценностей, подготовка к
духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей и др.),
которые обладают как общими, так и специфическими характеристиками, свойствами.
2.
Определена сущность готовности будущего учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников, структурными компонентами которой являются педагогическая
направленность и педагогическая компетентность в сфере духовно-нравственного
воспитания школьников. Педагогическая направленность личности в сфере
духовно-нравственного воспитания – это система эмоционально-ценностных
отношений, зависящих от степени развития духовно-нравственной сферы личности
будущего учителя и задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов,
побуждающих его к педагогической деятельности по духовно-нравственному
воспитанию школьников. Педагогическая
компетентность в сфере духовно-нравственного воспитания – это совокупность компетенций,
необходимых будущему учителю для осуществления соответствующей деятельности.
Они конкретизируют следующие ключевые компетенции: ценностно-смысловую,
общекультурную, субъектную, информационную, коммуникативную, компетенцию личностного
совершенствования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|