Исследование взаимосвязи рефлексии и педагогического мастерства преподавателей
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Программа
организационно-деятельностной игры (ОДИ)
Формирование осознанного решения проблемных педагогических ситуаций
Руководитель игры –
Бондарев Петр Борисович,
Организатор рефлексии –
Курочкина Валентина Евгеньевна.
Игротехники – Чинченко
Анатолий Дмитриевич,
Голубев Василий
Георгиевич.
г.
Краснодар, 23-26 апреля 2001 года
23 апреля, 1-й день
1.
Открытие игры. Бондарев П.Б.: «ОДИ как активная форма повышения
квалификации преподавателей высших и средних профессиональных учебных
заведений». / 14.00 – 14.40.
2.
Бондарев П.Б.: «Цели ОДИ и регламент работы. Представление
игротехнической команды. Задание норм деятельности»./ 14.40 – 15.20.
3.
Установочный доклад руководителя ОДИ Бондарева П.Б.: «Индивидуальная
профессионально-педагогическая деятельность, педагогическая ситуация как ее
единица»./15.30 – 16.30.
4.
Самоопределение участников ОДИ. Распределение на группы. Обсуждение
принципов, целей и форм ОДИ в группах. / 16.30 – 18.00.
5.
Курочкина В.Е. Рефлексия игрового дня. Установка на следующий день./
18.00 – 18.30.
24
апреля, 2-й день
1.
Работа в группах. Выделение типичных и творческих педагогических ситуаций.
Затруднения, возникающие в индивидуальной профессионально-педагогической
деятельности. Подготовка и оформление докладов от групп. / 13.00 – 15.00.
2.
Доклады рабочих групп. Выступления отдельных участников. Критика,
оценка, обсуждение, общая дискуссия. / 15.00 – 16.00.
3.
Бондарев П.Б.: «Проблема. Проблемная педагогическая ситуация и ее
анализ»./ 16.10 – 17.00.
4.
Работа в группах. Выделение проблемных педагогических ситуаций.
Подготовка и оформление докладов от групп. / 17.00 – 18.00.
5.
Доклады рабочих групп. Выступления отдельных участников. Критика,
оценка, обсуждение, общая дискуссия. / 18.00 – 19.00.
6.
Курочкина В.Е. Рефлексия игрового дня. Установка на следующий день./
19.00 – 19.30.
25
апреля, 3-й день
1.
Бондарев П.Б., установочный доклад: «Постановка педагогических задач.
Стратегические, тактические, оперативные педагогические задачи»./ 13.00 –
13.40.
2.
Работа в группах. Постановка педагогических задач, конструирование
решения педагогической задачи.
3.
Подготовка и оформление докладов от групп. / 13.40 – 15.00.
4.
Доклады рабочих групп. Выступления отдельных участников. Критика,
оценка, обсуждение, общая дискуссия. / 15.00 – 16.30.
5.
Курочкина В.Е. «Определение нерешенных задач, «точек роста»,
возможностей для развития осознанности в решении педагогических задач»./ 16.40
– 17.30.
6.
Работа в группах. Определение нерешенных задач, выявление ограничений,
личностных и групповых «точек роста», возможностей для развития осознанности в
решении педагогических задач./ 17.30 –18.30.
7.
Доклады рабочих групп. Выступления отдельных участников. Критика,
оценка, обсуждение, общая дискуссия. / 18.30 – 19.00.
8.
Курочкина В.Е. Рефлексия игрового дня. Установка на следующий день./
19.00 – 19.30.
26
апреля, 4-й день
1.
Бондарев П.Б.,
установочный доклад: «Экспертиза индивидуальной профессиональной педагогической
деятельности»./ 13.00 – 14.00.
2.
Работа в группах.
Разработка принципов и критериев оценки действий в проблемной педагогической
ситуации./ 14.00 – 15.30.
3.
Доклады рабочих групп. Выступления отдельных участников. Критика,
оценка, обсуждение, общая дискуссия. / 15.30 – 16.30.
4.
Бондарев П.Б.,
«Оценка и самооценка действий, предпринятых педагогом в проблемной
педагогической ситуации»./ 16.30 – 17.00.
5.
Работа в группах.
Оценка и самооценка действий, предпринятых педагогом в проблемной
педагогической ситуации./ 17.00 – 18.00.
6.
Доклады рабочих групп. Выступления отдельных участников. Критика,
оценка, обсуждение, общая дискуссия. / 18.00 – 18.30.
7.
Курочкина В.Е. Рефлексия игрового дня./ 18.30 – 19.00.
8.
Бондарев П.Б. Заключительное обсуждение, общая дискуссия. Подведение
итогов ОДИ. 19.00 – 19.30.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Таблица данных
значений рефлексии в экспериментальной и контрольной группах до и после
формирующего эксперимента
Эксперим.
группа
|
рефлексия
|
Контрол.
группа
|
Рефлексия
|
до
|
после
|
до
|
После
|
1.
|
19
|
19
|
1.
|
11
|
12
|
2.
|
15
|
21
|
2.
|
12
|
12
|
3.
|
17
|
19
|
3.
|
13
|
13
|
4.
|
20
|
20
|
4.
|
15
|
15
|
5.
|
17
|
19
|
5.
|
15
|
16
|
6.
|
20
|
26
|
6.
|
16
|
16
|
7.
|
16
|
15
|
7.
|
16
|
15
|
8.
|
16
|
19
|
8.
|
16
|
14
|
9.
|
21
|
23
|
9.
|
17
|
17
|
10.
|
11
|
19
|
10.
|
17
|
17
|
11.
|
16
|
19
|
11.
|
18
|
17
|
12.
|
22
|
25
|
12.
|
18
|
18
|
13.
|
22
|
24
|
13.
|
19
|
20
|
14.
|
20
|
18
|
14.
|
20
|
20
|
15.
|
20
|
23
|
15.
|
20
|
19
|
16.
|
24
|
26
|
16.
|
20
|
21
|
17.
|
22
|
25
|
17.
|
21
|
21
|
18.
|
10
|
17
|
18.
|
21
|
21
|
19.
|
13
|
19
|
19.
|
21
|
19
|
20.
|
19
|
24
|
20.
|
22
|
22
|
21.
|
18
|
21
|
21.
|
22
|
22
|
22.
|
21
|
24
|
22.
|
22
|
21
|
23.
|
13
|
18
|
23.
|
23
|
23
|
24.
|
23
|
25
|
24.
|
18
|
19
|
25.
|
23
|
24
|
25.
|
19
|
19
|
26.
|
14
|
17
|
26.
|
14
|
15
|
27.
|
22
|
22
|
27.
|
11
|
11
|
28.
|
17
|
21
|
28.
|
10
|
12
|
29.
|
15
|
18
|
29.
|
24
|
24
|
30.
|
18
|
23
|
30.
|
18
|
18
|
Таблица данных
значений уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций в
экспериментальной и контрольной группах до и после формирующего эксперимента
Эксперим.
группа
|
Уровневые
характ-ки
|
Контрол.
группа
|
Уровневые
характ-ки
|
до
|
После
|
до
|
после
|
1.
|
9
|
11
|
1.
|
3
|
4
|
2.
|
14
|
19
|
2.
|
7
|
7
|
3.
|
11
|
12
|
3.
|
8
|
9
|
4.
|
15
|
16
|
4.
|
9
|
10
|
5.
|
12
|
14
|
5.
|
11
|
10
|
6.
|
14
|
24
|
6.
|
11
|
11
|
7.
|
1
|
5
|
7.
|
12
|
12
|
8.
|
6
|
11
|
8.
|
12
|
12
|
9.
|
15
|
17
|
9.
|
12
|
13
|
10.
|
12
|
19
|
10.
|
13
|
14
|
11.
|
15
|
18
|
11.
|
13
|
13
|
12.
|
13
|
12
|
12.
|
13
|
12
|
13.
|
21
|
24
|
13.
|
14
|
15
|
14.
|
16
|
16
|
14.
|
14
|
14
|
15.
|
20
|
24
|
15.
|
14
|
13
|
16.
|
22
|
25
|
16.
|
14
|
14
|
17.
|
19
|
22
|
17.
|
15
|
15
|
18.
|
9
|
14
|
18.
|
15
|
16
|
19.
|
12
|
16
|
19.
|
16
|
15
|
20.
|
15
|
21
|
20.
|
16
|
16
|
21.
|
13
|
17
|
21.
|
17
|
17
|
22.
|
17
|
22
|
22.
|
18
|
18
|
23.
|
13
|
18
|
23.
|
18
|
19
|
24.
|
20
|
20
|
24.
|
19
|
19
|
25.
|
19
|
24
|
25.
|
19
|
18
|
26.
|
12
|
17
|
26.
|
20
|
18
|
27.
|
20
|
19
|
27.
|
20
|
20
|
28.
|
15
|
17
|
28.
|
20
|
19
|
29.
|
13
|
15
|
29.
|
21
|
21
|
30.
|
14
|
19
|
30.
|
22
|
22
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|