Исследование взаимосвязи рефлексии и педагогического мастерства преподавателей
Исследование взаимосвязи рефлексии и педагогического мастерства преподавателей
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(КубГУ)
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По теме: Исследование взаимосвязи
рефлексии и педагогического мастерства преподавателей
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
исследования. В современном российском обществе формируются критерии оценки
эффективности педагогических технологий, разрабатываются новые требования к
способам построения педагогической деятельности. Педагогическая деятельность,
как и другие сферы человеческой деятельности, в начале ХХ века претерпевает
изменения. В этих изменениях современные исследователи выделяют следующие
тенденции: педагогическая деятельность утрачивает черты спонтанности и
стереотипичности, преподаватели стремятся к рефлексии оснований, процесса и
результатов своей деятельности, возрастает наукоемкость педагогической
деятельности и в то же время происходит становление творческой позиции педагога
в профессиональной деятельности, наметился переход от знаний к личностной
парадигме. (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.)
Выявленные тенденции нашли отражение в новых
государственных стандартах высшего профессионального образования: для
специалистов, которым присваивается квалификация «преподаватель», в них к
выпускнику предъявляются, в частности, следующие требования: должен знать
научные основы организации образовательного процесса в вузе, педагогическом
колледже, училище; должен уметь решать задачи, соответствующие его
квалификации; должен уметь применять прогрессивные методы преподавания,
различные формы организации творческой деятельности, методы
психолого-педагогических исследований, обработки и анализа материалов, способы
их оформления, способы профессиональной и личностной рефлексии.
В
сложившейся ситуации педагогу, стремящемуся работать профессионально, творчески
необходимо переосмысливать собственную деятельность с целью ее
усовершенствования, искать и открывать эффективные пути и способы педагогической
деятельности.
Описанная
ситуация актуализирует потребность социума в профессионально компетентных
преподавателях, педагогах–мастерах, проектирующих учебно-воспитательный
процесс, осознающих свою профессиональную деятельность, средства и методы ее
осуществления, обладающих профессиональным педагогическим мышлением. Это
предполагает развитие профессионально-педагогического мастерства, что должно
стать приоритетной целью современного вузовского и послевузовского
педагогического образования.
Сложившаяся традиционная
концепция педагогического образования, будучи не в состоянии отразить целостную
ситуацию педагогической деятельности, определяет профессиональную подготовку
преподавателей с опорой на трансляцию предметных знаний, внешние процессуальные
характеристики: отбор учебного материала, контроль и оценку знаний,
сопоставление деятельности учащихся с программными образцами и т.п. Это
приводит к тому, что преподаватель оказывается неподготовленным к осуществлению
эффективной педагогической деятельности. В результате, решая профессиональные
педагогические задачи, он воспроизводит применительно к конкретной
педагогической ситуации неадекватный ей опыт коллег, либо свой личный
«ученический» опыт.
Сущность
сложившейся ситуации раскрывается в следующих противоречиях:
- во-первых, противоречие между
сложившимися способами и средствами педагогической деятельности и требованиями
ситуации к осуществлению этой деятельности;
- во-вторых, противоречие между
необходимостью преобразования имеющихся способов педагогической деятельности и
устоявшимися, стереотипичными способами и средствами мышления педагога;
- в-третьих, противоречие между
необходимостью формирования качественно иного уровня профессионального
педагогического мышления (нестереотипичного, творческого, рефлексивного) и
несоответствием данному требованию сложившихся технологий педагогического
высшего профессионального и дополнительного профессионального образования,
обеспечивающих, в основном, трансляцию знаний, умений и навыков.
Профессиональное мастерство,
эффективная педагогическая деятельность невозможны без творческой
самореализации, анализа и преобразования педагогической деятельности,
неотъемлемым компонентом которой является рефлексия.
Таким образом, возрастает
актуальность исследования рефлексивных процессов, позволяющих осознать
собственные способы мышления, неэффективность их применения, провести анализ и
преобразование оснований собственных действий, что позволяет увидеть отдалённую
перспективу своей деятельности, выработать эффективные стратегии её реализации.
Разрешение выявленных
противоречий предполагает организацию условий мышления, коллективной
деятельности, коммуникации, развивающих процессы целеполагания, постановку и
формулирование педагогических задач. Таким условием может стать специально
спроектированный процесс переподготовки или повышения квалификации
преподавателей, с применением активных форм обучения, создающих возможность для
организации выхода слушателей в рефлексивную позицию, осмысления и
преобразования собственной педагогической деятельности. Пространством для
создания вышеперечисленных условий, а, следовательно, для развития рефлексии,
является организационно-деятельностная игра (ОДИ).
В процессе ОДИ происходит
переструктурирование деятельностных систем, создание особых многопозиционно-деятельностных
отношений; предъявление в проблемной форме организации деятельности, мышления,
коммуникации, рефлексии; формирование такого мышления, которое может
программировать, планировать и осуществлять любой тип социокультурных преобразований
в обществе.
Изучение
результатов исследований (Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий, С.В. Попов, О.С.
Анисимов, С.Ю.Степанов, И.Н. Семёнов, С.Д. Неверкович, А.А. Тюков, В.В.
Давыдов, А.З. Зак и др.) выявило высокую степень разработанности теоретических
и методологических основ исследования рефлексии, но недостаточную –
методических.
Теоретический анализ
литературы по проблеме педагогического мастерства (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова,
А.В. Петровский, Ю.П. Азаров, М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, В.В. Сериков, В.А. Сластенин
и др.) показал множественность и неоднородность подходов к пониманию сущности
педагогического мастерства, наличие проблемы его формирования и развития, а
также – не разработанность методических основ его исследования.
В процессе изучения
литературы по проблемам рефлексии и педагогического мастерства было обнаружено
отсутствие исследований, выявляющих взаимосвязь рефлексии и профессионального
педагогического мастерства преподавателей; возможность развития
профессионального педагогического мастерства преподавателей через
целенаправленное развитие рефлексии.
Объект: слушатели центра профессиональной
переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы среднего и
высшего профессионального образования КубГУ.
Предмет: рефлексия и педагогическое
мастерство преподавателей среднего и высшего профессионального образования.
Проблемы исследования: исследование взаимосвязи рефлексии
и профессионального педагогического мастерства преподавателей; выявление
возможности развития профессионального педагогического мастерства
преподавателей через целенаправленное развитие рефлексии.
Гипотезы:
1. Можно предположить, что существует
взаимосвязь между уровнем рефлексии и педагогическим мастерством преподавателей
(уровнями решения проблемных педагогических ситуаций).
2. Можно предположить, что
целенаправленное развитие рефлексии (с помощью специально организованного
процесса обучения в активной форме, ОДИ) влияет на изменение уровня решения
проблемных педагогических ситуаций.
Цель: исследовать взаимосвязь рефлексии и
педагогического мастерства слушателей центра профессиональной переподготовки и
повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего
профессионального образования КубГУ.
Задачи:
1. Теоретический анализ проблем
рефлексии, профессионального педагогического мастерства преподавателей,
профессионально-педагогического мышления и ОДИ.
2. Разработка, подбор и обоснование
методик исследования рефлексии и уровневых характеристик решения педагогических
проблемных ситуаций.
3. Конструирование методики «Анкета для
изучения рефлексии» и «Опросник на выявление доминирующего уровня решения
педагогических проблемных ситуаций»
4. Разработка программы и сценария ОДИ
«Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций»,
целенаправленно создающей условия для развития рефлексии.
5. Проведение ОДИ «Формирование
осознанного решения педагогических проблемных ситуаций» со слушателями центра
профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей системы
среднего и высшего профессионального образования КубГУ.
6. Осуществление диагностики рефлексии и
уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций на начальном
и конечном этапах формирующего эксперимента.
7. Осуществление экспериментальной
проверки гипотез.
8. Анализ результатов проведенного
исследования.
Методы исследования:
В процессе работы была
использована комплексная методика исследования:
1. Теоретический анализ литературы по
проблемам рефлексии, профессионального педагогического мастерства
преподавателей, профессионально-педагогического мышления, ОДИ.
2. Эмпирические методы (формирующий и
констатирующий эксперимент, анкетирование).
3. Методы обработки и интерпретации
данных (математическая статистика: G - критерий знаков, корреляционный анализ (коэффициент корреляции
Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена); U-критерий Манна-Уитни; сравнительно-сопоставительный анализ,
синтез данных.
Краткая характеристика
результатов исследования: подтвердились теоретические предположения и выдвинутые на их основе
экспериментальные гипотезы:
1.
О наличии
взаимосвязи между уровнем рефлексии и педагогическим мастерством преподавателей
(уровнями решения педагогических проблемных ситуаций).
2.
О том, что
целенаправленное развитие рефлексии (с помощью специально организованного
процесса обучения в активной форме, ОДИ) влияет на изменение уровня решения
проблемных педагогических ситуаций.
Научная новизна и
теоретическая значимость:
1.
В данной работе
впервые была поставлена проблема исследования взаимосвязи рефлексии и
профессионального педагогического мастерства преподавателей.
2.
Уточнено понятие
педагогического мастерства и разработан собственный подход к его измерению
(через выявление ситуативного - надситуативного уровня решения педагогических
проблемных ситуаций).
3.
Показана
возможность развития педагогического мастерства преподавателей через развитие
рефлексии в ходе целенаправленно организованной ОДИ «Формирование осознанного
решения педагогических проблемных ситуаций».
4.
Сконструирована и
апробирована методика для измерения рефлексии («Анкета для изучения рефлексии» на
основе «Анкеты для изучения рефлексивно-мыслительных качеств государственных
служащих» (О.С. Анисимов)) и методика для выявления уровня педагогического
мастерства («Опросник на выявление доминирующего уровня решения педагогических
проблемных ситуаций»).
5.
Раскрыта
необходимость и показана возможность развития рефлексии и профессионального
педагогического мастерства преподавателей в процессе дополнительного
профессионального педагогического образования.
Практическая
значимость:
1.
Разработанные и
апробированные методики («Анкета для изучения рефлексии» и «Опросник на
выявление доминирующего уровня решения педагогических проблемных ситуаций»)
можно использовать в различных сферах учебной и практической деятельности.
2.
Предложенная
программа ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных
ситуаций», проведенной со слушателями центра профессиональной переподготовки и
повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего
профессионального образования КубГУ может быть использована для развития
рефлексии и профессионального педагогического мастерства преподавателей, может
выступать одним из средств совершенствования профессиональной
психолого-педагогической переподготовки взрослых.
Раздел
1. Рефлексия
1.1 Понятие и функции
рефлексии. Основные подходы
Анализ проблемы рефлексии
восходит к работам Локка и Лейбница, которые трактуют рефлексию как «сознание
сознания», или самопознание, как «поворот духа к «я»». В настоящее время,
несмотря на последующую длительную историю исследования рефлексивных процессов,
существующие значения понятия рефлексии в той или иной степени отражают
трактовку мыслителей нового времени.
Так в философской литературе
под рефлексией понимают способность разума обращать свой "взор" на
себя; мышление о мышлении, «осмысление своих собственных действий и их законов»
(45., с. 499-502); специфическое явление в сфере духовного освоения человеком
мира, предметом которого выступает отношение внутреннего опыта к опыту внешнему
(6., с.24,25).
Исследование и разработка
проблем рефлексии в психологии характеризуется наличием разнообразных ее
трактовок и определений.
Так С.Л. Рубинштейн с
появлением рефлексии связывает особый способ существования человека и его
отношения к миру: «...рефлексия как бы пpиостанавливает, прерывает этот
непрерывный пpoцесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы... С этого
момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о
жизни» (34., с.351-352).
В социальной психологии,
в контексте исследования проблемы взаимопонимания в процессе общения, «...под
рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он
воспринимается партнером по общению» (5., с.361).
Кроме того, в психологии
существует взгляд на рефлексию, как на необходимое условие или особенность
теоретического мышления (А.З. Зак; Л.К. Максимов.). Рефлексия рассматривается
здесь как познавательная активность субъекта, направленная на него самого: при
теоретическом решении задачи предметом анализа становится рассмотрение
оснований собственного способа решения.
В методологических
разработках теории деятельности рефлексия рассматривается с точки зрения
механизмов и закономерностей естественного развития деятельности. Здесь с
явлениями рефлексии связывают обращение к основаниям своих собственных
действий, анализ способов и результатов деятельности, проектирование и создание
новых образцов деятельности. В данном контексте рефлексию можно определить как
«анализ осуществлённой деятельности, направленный на выявление причин
затруднений и коррекцию способа деятельности» (4., с.8).
В исследовании
познавательной деятельности человека в ситуациях решения творческих задач
рефлексия рассматривается как существенный компонент мышления. Так И.Н. Семёнов
и С.Ю. Степанов (42.) выделяют четыре уровня процесса мышления: личностный,
рефлексивный, предметный, операциональный, среди которых рефлексивно-личностный
уровень представлен как важный элемент познавательной деятельности. В данном
контексте рефлексия понимается как осознание оснований и средств решения
задачи, способов мышления.
На основании приведённой
модели мышления И.Н. Семёнов(43) и С.Ю. Степанов выделяют два вида рефлексии:
личностную, как осмысление себя и своей мыслительной деятельности (связана с
оценкой себя и поднятием мотивации), и интеллектуальную, как доступный для
сознания поиск способов и средств для регуляции мышления, решения задач. Здесь
необходимо выделить некоторые параметры «рефлексивного-нерефлексивного»
мышления, которые будут необходимы в дальнейшем для понимания содержания, выделенной
в методике для изучения рефлексии, шкалы рефлексии способа мышления. Это
следующие параметры: гибкость-ригидность, рефлексивность (как осознание цели,
способов, процесса мышления) - импульсивность (предполагает интуитивный процесс
мышления), абстрактность (ориентация на целое) - конкретность (ориентация на
части), способность к обобщению (схематизации), использование логических
критериев, каузальность.
В целом анализ
отечественных конкретно-экспериментальных работ, посвященных изучению
рефлексии, показывает, что она исследуется в четырех основных аспектах:
кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном. Выделяют
соответствующие типы рефлексии. При этом первые два аспекта выделяются в
исследованиях коллективных форм деятельности и опосредствующих их процессах
общения, а другие два - в индивидуальных формах проявления мышления и сознания.
Данное разделение позволяет различить коллективную и индивидуальную формы
осуществления рефлексии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|