Исследование взаимосвязи рефлексии и педагогического мастерства преподавателей
Gэмп=3, для n=27: Gкр= 8
при ( р<,=0,05), 7 при (p<,=0,01).
Gэмп< Gкр
Гипотеза Но отклоняется,
принимается Н1. Интенсивность сдвигов в направлении увеличения показателя
рефлексии превосходит интенсивность сдвигов в направлении уменьшения показателя
рефлексии, сдвиг в сторону увеличения показателя рефлексии не является
случайным.
Таким образом, в
результате формирующего эксперимента произошло статистически значимое изменение
независимой переменной – увеличение значений рефлексии (повышение уровня) в
экспериментальной группе.
2. Но: Интенсивность
сдвигов в направлении увеличения показателя уровневых характеристик решения
педагогических проблемных ситуаций не превосходит интенсивности сдвигов в
направлении уменьшения показателя уровневых характеристик решения педагогических
проблемных ситуаций.
Н1: Интенсивность сдвигов
в направлении увеличения показателя уровневых характеристик решения
педагогических проблемных ситуаций превосходит интенсивность сдвигов в
направлении уменьшения показателя уровневых характеристик решения педагогических
проблемных ситуаций.
N=30-2(нулевые реакции)=28
Типичный сдвиг –
положительный.
Отрицательных сдвигов-3.
Gэмп=3, для n=28: Gкр= 8
при ( р<,=0,05), 7 при (p<,=0,01).
Gэмп< Gкр
Гипотеза Но отклоняется,
принимается Н1. Интенсивность сдвигов в направлении увеличения показателя
уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций превосходит
интенсивность сдвигов в направлении уменьшения показателя уровневых
характеристик решения педагогических проблемных ситуаций, сдвиг в сторону увеличения
показателя уровневых характеристик решения педагогических проблемных ситуаций
не является случайным.
В результате формирующего
эксперимента произошло статистически значимое изменение зависимой переменной –
увеличение значений уровневых характеристик решения педагогических проблемных
ситуаций в экспериментальной группе. Таким образом, подтвердилась гипотеза о
том, что целенаправленное развитие рефлексии влияет на изменение уровневых
характеристик решения проблемных педагогических ситуаций. Выявлено направление
этого изменения в сторону снижения процентного соотношения испытуемых с
ситуативным и скорее ситуативным уровнем решения педагогических проблемных
ситуаций и увеличение процентного соотношения испытуемых со скорее
надситуативным и с выраженным надситуативным уровнем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
данной работе исследовалась взаимосвязь рефлексии и педагогического мастерства
преподавателей, являющихся слушателями центра профессиональной переподготовки и
повышения квалификации преподавателей системы среднего и высшего
профессионального образования КубГУ.
В ходе
исследования автором решены следующие задачи:
1.
Проведен
теоретический анализ литературы по проблемам рефлексии, профессионального
педагогического мастерства преподавателей, профессионально-педагогического
мышления и ОДИ; определен понятийный аппарат исследования.
2.
Разработаны,
подобраны, обоснованы и апробированы методики исследования рефлексии («Анкета
для изучения рефлексии») и уровневых характеристик решения педагогических
проблемных ситуаций («Опросник на выявление доминирующего уровня решения
педагогических проблемных ситуаций»).
3.
Разработаны
программа и сценарий ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических
проблемных ситуаций».
4.
Проведена ОДИ
«Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций» со
слушателями центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации
преподавателей системы среднего и высшего профессионального образования КубГУ.
5.
Осуществлены
диагностики рефлексии и уровневых характеристик решения педагогических
проблемных ситуаций на начальном и конечном этапах формирующего эксперимента.
Проведённое эмпирическое
исследование позволило сделать выводы о подтверждении основных теоретических
предположений и выдвинутых на их основе экспериментальных гипотез, а именно:
- о наличии
взаимосвязи между уровнем рефлексии и педагогическим мастерством преподавателей
(уровнями решения педагогических проблемных ситуаций);
- о том, что
целенаправленное развитие рефлексии (с помощью специально организованного
процесса обучения в активной форме, ОДИ) влияет на изменение уровня решения
проблемных педагогических ситуаций.
Результаты
проведенного исследования обладают научной новизной, теоретической и
практической значимостью:
- поставлена
проблема исследования взаимосвязи рефлексии и профессионального педагогического
мастерства преподавателей;
- разработан собственный
подход к измерению профессионального педагогического мастерства преподавателей
(через выявление ситуативного - надситуативного уровня решения педагогических
проблемных ситуаций);
- показана возможность
развития педагогического мастерства преподавателей через развитие рефлексии в
ходе целенаправленно организованной ОДИ в процессе дополнительного
профессионального педагогического образования;
- разработанные
и апробированные методики можно использовать в различных сферах учебной и
практической деятельности;
- предложенная программа
ОДИ «Формирование осознанного решения педагогических проблемных ситуаций» может
быть использована для развития рефлексии и профессионального педагогического
мастерства преподавателей, может выступать одним из средств совершенствования
профессиональной психолого-педагогической переподготовки взрослых.
Исследование проблемы
взаимосвязи рефлексии и педагогического мастерства преподавателей подтвердило
её теоретическую и практическую значимость, актуальность продолжения
исследования в перспективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров В.Н. Стиль действования:
импульсивность-управляемость // Вопросы психологии. 1982. - №3., с. 121-126.
2. Азаров В.Н. Анкетная методика
измерения импульсивности // Новые исследования в психологии. М. 1983.- №2., с.
15-19.
3. Айсмонтас Б.Б.
Психолого-педагогические условия использования форм и методов обучения
руководителей детских и юношеских объединений: Автореф. дис. ... канд. пед.
наук.- М., 1991.- С. 90-91.
4. Анисимов О.С. Методологическая
культура педагогической деятельности и мышления. - М.:Экономика,1991.- С. 326-335.
5. Анисимов О.С. Развивающие игры и
игротехника. - Новгород, 1989 – 177.
6. Анисимов О.С. Новое управленческое
мышление: сущность и пути формирования. - М.: Экономика 1991. - С. 88-96.
7. Андреева Г.М. Современная социальная
психология. - М., 1981. - С. 361.
8. Антипов Г.А. Философская рефлексия и
природа идеального// Проблемы рефлексии / отв. ред. Лоденко И.С. - Новосибирск:
Наука,1987. - С.20-26.
9. Баранов П.В. Рефлексивное управление
и рефлексивная структура решений в играх двух лиц со строгим соперничеством.//
Проблемы принятия решений. - М., 1976. - С. 127-146.
10. Баранов П.В., Сазонов Б.В. Игровая
форма развития коммуникации, мышления, деятельности. - М.: МНИИПУ, 1988. - С.131.
11. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б.
Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. – Краснодар, 2000.
– 54 с.
12. Бодрова К.И. О профессиональном
становлении специалиста в педагогическом вузе и совершенствовании
профессиональных знаний педагогических кадров. Ч.1. Л., 1987.
13. Громыко Ю.В.
Организационно-деятельностные игры и развитие образования. - М. - 1992. - 191 с.
14. Громыко Ю.В. Проектирование и
программирование развития образования. - М.,1996. - С. 341-402.
15. Громыко Ю.В. Выготскианство за
рамками концепции Л.С. Выготского.- М.: Пайдея - 1996. - С.162-178.
16. Голицын Г.А. Рефлексия как фактор
развития// Проблемы рефлексии/ отв. ред. Ладенко И.С. - Новосибирск:
Наука,1987. - С. 54-60.
17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего
обучения. – М., Педагогика, 1986. – 239 с.
18. Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень
планирования как условие рефлексии // Проблемы рефлексии / отв. ред. Ладенко И.С.
Новосибирск: Наука,1987.-С.43-48.
19. Давыдов В.В. , Неверкович С.Д.,
Самоукина Н.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей// Вопросы
психологии, 1990. - №3. - С. 14-21.
20. Дергач А.А., Кузьмина Н.В.
Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., РАУ, 1993.- 23 с.
21. Дергач А.А., Ситников А.П.
Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров:
социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. Вып. 1-2, М.,
Луч, 1993. – 72 с.
22. Дубровина Ю.Н. Особенности
взаимосвязи уровневых характеристик профессионального мышления учителя в
процессе решения педагогических проблемных ситуаций.// Психология
педагогического мышления: теория и эксперимент / Под ред. М.М. Кашапова.- М.,
ИП РАН, 1998. - С. 79-85.
23. Дудченко В.С. Программа инновационной
игры.- Таллин,. 1989.-С.41-44.
24. Дудченко В.С. Инновационные игры.-
Таллинн, 1989.-С.54-69.
25. Емельянов Ю.Н. Групповые методы
социально-психологической подготовки специалистов.// Вопросы психологии, 1985,
№6. – С. 88-95.
26. Журавлева Е.В. Исследование поведения
в конфликтной ситуации в зависимости от преобладающего типа отношения к
окружающим// Социально-психологические проблемы ускорения социального развития
общества. / Тезисы докладов к седьмому съезду общества психологов СССР.- М.,
1989. - С. 15-19.
27. Зак А.З. Проблемы психологического
изучения рефлексии.// Исследование речи – мысли и рефлексии. Алма-Ата. КГУ.
1979.- С. 6-13.
28. Карнозова Л.М. Самоопределение
профессионала в проблемной ситуации.// Вопросы психологии, 1990.- №6, с. 75-82.
29. Кашапов М.М. Психология
педагогического мышления. – СПб., Алетейя, 2000. – 463 с.
30. Кашапов М.М. Теория и практика
решения педагогической ситуации. – Ярославль, ЯГУ, 1997. – 100 с.
31. Кашапов М.Н., Серафимович И.В.
Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в деятельности
учителя.// Психология педагогического мышления: теория и эксперимент / Под ред.
М.М. Кашапова.- М., ИП РАН, 1998. – С. 36-49.
32. Киселева Т.Г. Оценивание как
показатель уровня педагогического мышления учителя. // Психология
педагогического мышления: теория и эксперимент / Под ред. М.М. Кашапова.- М.,
ИП РАН, 1998. - С. 92-100.
33. Ковалев Б.П. Рефлексивная регуляция
педагогической деятельности.// Психология учителя. М., 1989. – 178 с.
34. Когнитивные стили и их диагностика:
методические рекомендации. – М., МГПИ, 1988.- С. 23-31.
35. Кузьмина Н.В. Профессионализм
деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., Высшая
Школа, 1989.- 167 с.
36. Кузьмина Н.В. Способности,
одаренность, талант учителя. - Л.: Знание, 1985.
37. Кузьмина Н.В. Профессионализм
личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая
школа, 1990.
38. Кузьмина Н.В. Педагогическая
деятельность мастера.// Проблемы дидактики производственного обучения. – М.,
1978. С. 233-270.
39. Кузьмина Н.В. Мастерство учителя как
фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии, 1984, №4. С.
24-25.
40. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в
профессиональной деятельности учителя. // Вопросы психологии, 1986, №2. С.
21-30.
41. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения
взрослых. М., Просвещение, 1985.- 128 с.
42. Макаренко А.С. Из опыта работы.//
Педагогические соч.: В 8 т. Т. 4, М., 1984.- С. 368-369.
43. Маркова А.К. Психология труда
учителя. М., Просвещение, 1993. – 192 с.
44. Маркова А.К. Психология
профессионализма. - М., Знание, 1996.- 401 с.
45. Матюшкин А.М., Понукалин А.А.
Проблемные ситуации в психологической подготовке специалистов в вузе.// Вопросы
психологии, 1988, №2. – С. 76-82.
46. Метельский Г.И., Чикова О.М. О
некоторых особенностях рефлексии учителя. // Психология учителя. М., 1989. –
178 с., С.16-21.
47. Митина Л.М. Учитель как личность и
профессионал. М., 1994.- 216 с.
48. Моделирование педагогических
ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической
подготовки учителя./ Под ред. Кулюткина Ю.Н., Сухобской Г.С. - М., Педагогика,
1981. - 120 с.
49. Наумов С.В.
Организационно-деятельностные игры // Природа.-1987-№4.-С.24-33.
50. Неверкович С.Д. Игровые методы
подготовки кадров. - М.: Высшая школа,1995.-207с.
51. Неверкович С.Д., Тюков А.А.
Теоретические проблемы исследований процесса принятия решений в
организационно-управленческой деятельности // Вопросы психологии,-1981-№1.-
С.43-58.
52. Осипова Е.К. Структура
педагогического мышления учителя.// Вопросы психологии. 1987, №5.- С. 144-146.
53. Основы педагогического мастерства. /
под ред. Зязюна И.А. – М., Просвещение, 1989.- 303 с.
54. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,
А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
55. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан.
– СПб., Питер.2000.- 304 с.
56. Петровский В.А. Личность в
психологии: парадигма субъектности.- Ростов-на-Дону, Феникс, 1996. - 512 с.
57. Петровский В.А. Психология
неадаптивной активности.- М., Горбунок, 1992. – 244 с.
58. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С.
Технология игры в обучении и развитии. М.: РПА, 1996.- 270 с.
59. Попов С.В. ОДИ: мышление в «зоне
риска»//Кентавр. - М., 1994.-№2.-С.53-66.
60. Попов С.В., Щедровицкий Г.П. Конкурс
руководителей. - М.: Прометей, 1989. – 97 с.
61. Практическая психодиагностика.- Самара,
1998.- С. 470-476.
62. Проблемы рефлексии / отв. ред.
Ладенко И.С. - Новосибирск: Наука,1987. - 238 с.
63. Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный
анализ деятельности педагога.// Вопросы психологии. 1990, №2. – С. 77-81.
64. Розин В.М. Методологический анализ
деловой игры как новой области научно-технической деятельности и
знаний.//Вопросы философии,1986-№6.- С.37-51.
65. Рогов Е.И. Личность в педагогической
деятельности. Ростов-на-Дону, РГПУ, 1994.- 240 с.
66. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии.-
СПб.,1999.-С.56-59.- 720 с.
67. Рю М.Ю. Заметки о ситуации в
игропрактике.// Новое в социальной практике. - М., ИС РАН,1996.- С.143-156.
68. Семенов Е.В. Кооперация деятельности
- система с рефлексией.// Проблемы рефлексии/ отв. ред. Ладенко
И.С.-Новосибирск: Наука,1987.-С.228-235.
69. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы и
функции рефлексии в научном мышлении//Проблемы рефлексии в научном
познании.-Куйбышев,1983.-С.76-82.
70. Семенов И.Н., Степанов С.Ю., Ладенко
И.С. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии.
Новосибирск: АН СССР, Наука,1990. – 65 с.
71. Сериков В.В. Образование и личность.
Теория и практика проектирования педагогических систем. – М., Логос, 1999. –
272 с.
72. Сидоренко Е.В. Методы математической
обработки данных в психологии.- СПб.,1996.-349 с.
73. Синица И.Е. Педагогический такт и
мастерство учителя. М., 1983.- 267 с.
74. Сластенин В.А. Педагогическая
деятельность и проблема формирования личности учителя.// Психология труда и
личности учителя. Л., 1976, Вып. 1.
75. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.
Психология человека. - М.,1995.- С.199-204.
76. Степанов С.Ю, Семенов И.Н. Психология
рефлексии: проблемы и исследования // Хрестоматия по психологии
творчества.-М.,1999.-С.78-87.
77. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия
в организации творческого мышления и саморазвития личности. // Вопросы
психологии. - 1983. - № 3.
78. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф.
Проблемы рефлексивно-творческой педагогики. // Развитие творческой личности в
условиях непрерывного образования. Т. 3. - Казань, 1990.
79. Степанов С.Ю. ,Семенов И.Н. Проблема
предмета и метода психологического изучения рефлексии //Исследование проблем
психологии творчества. - М.: Наука, 1983.-С. 154-182.
80. Траилин Г.Н. Развитие рефлексивных
способностей в процессе профессиональной подготовки на примере специальностей
социономического типа.// Диссертация... канд. психолог. наук – Краснодар:
КубГУ. – 1997.
81. Тюков А.А. О путях описания
психологических механизмов рефлексии.// Проблемы рефлексии / Отв. ред. Ладенко
И.С. - Новосибирск: Наука, 1987. - С. 68-74.
82. Философская энциклопедия. - Т. 4. -
М., 1967.- С. 324.
83. Чирикова А.Е., Мещерякова -
Замогильная Е.А. Игра и возможности личностных изменений субъекта/ Новое в
социальной практике. - М.: ИС РАН, 1996.- С. 143-156.
84. Чирикова А.Е. Потеря игровой
реальности: механизмы и способы коррекции/Управленческие нововведения и
игропрактика.- М., 1990. - С. 131-153.
85. Щедровицкий Г.П., Котельников С.И.
Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития
коллективной мыследеятельности// Нововведения в организациях (труды семинара).-
М., 1983.- С. 33-54.
86. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в
деятельности// Вопросы методологии, 1994 - № 3-4.- С. 4-21.
87. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.,
1995. - С.485-495.
88. Щедровицкий Г.П. Коммуникация,
деятельность, рефлексия /Исследования речемыслительной деятельности.- Алма-Ата,
1974.- С. 12-28.
89. Щедровицкий П.Г., Попов С.В. Игровое
движение и организационно-деятельностные игры// Вопросы методологи, 1994 -№
1-2.- С. 112-153.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|