Исследование состояния травматизма у спортсменов прыгунов в воду различной квалификации
На рис. 3
приведена схема обучения приемам помощи и страховки.
С ростом
спортивного мастерства возможность травматических повреждений уменьшается, но
увеличивается психологическая нагрузка.
Спортсмен
становится опытным. Он по личному опыту знает специфические условия, при
которых могут случиться травмы, и владеет навыками самостраховки. Они появляются
у всех спортсменов в процессе обучения и тренировки. Однако овладению приемами
самостраховки необходимо уделять и специальное внимание. Так в начальном обучении
наряду с
освоением основ техники занимающиеся должны овладевать умением безопасно
приземляться при соскоках со снарядов на маты или на пол, на сетку батуда в
сед, на четвереньки, колени, различные части передней и задней поверхности
тела. Важно также овладеть навыками регулировать скорость вращения, особенно в
прыжках на батуде, «сухом» трамплине и в прыжках в воду (в последнем случае,
чтобы обеспечить отвесный вход в воду). Это также достигается методически
правильным построением занятий, когда начинающие прыгуны получают представление
о «недоходах» и «переходах» при выполнении различных соскоков и спадов, учатся
избегать их. В дальнейшем, например в случае «зависания» и «недохода» при
выполнении полуоборотов вперед, они уже, как правило, своевременно группируются
и погружаются в воду без ушиба. Обычно отлично владеют навыками самостраховки
прыгуны, регулярно использующие широкий круг специальных и вспомогательных
средств подготовки, освоившие все основные прыжки, входящие в таблицы правил
соревнований,демонстрирующие на показательных выступлениях не только
спортивные, но групповые и комические прыжки /3/.
Тренер должен
определять состояние своих учеников по ухудшению качества выполнения ими
упражнений, снижению внимания и другим, в том числе внешним, признакам
(выражение лица, дыхание и т.д.). Особенно внимательным тренеру нужно быть проводя
занятия с детьми, ибо они склонны переоценивать свои силы и возможности.
2. Соблюдение
строгой дисциплины и сознательное отношение учеников к процессу обучения и
тренировки.
Квалифицированные
спортсмены могут проводить разминку и самостоятельно. Однако начинать ее,
«задавать тон» всему занятию, необходимо организованно. Особенно это касается
работы с детьми – спортсменами младших разрядов. В установке снарядов (батуда,
«сухого» трамплина, матов и т.д.) также должны принимать все занимающиеся. Это
важно не только с точки зрения воспитания. Там, где это не практикуется и
«свободные» спортсмены занимаются каждый, чем вздумается, возможность травм
увеличивается. Тренер всегда должен следить за правильностью и надежностью
установки снарядов.
Нередко занятия с
прыгунами в воду проводятся в одно время с тренировками пловцов. В этом
случае место занятий прыгунов должно быть огорожено от остальной части
бассейна лентой светлых поплавков или вертикально натянутой сеткой. Как
правило, в спортивном зале и бассейне одновременно занимается несколько групп.
Более того порой группы делят на подгруппы. Целесообразно с самого начала
распределения групп (или подгрупп) по снарядам объявить занимающимся порядок
прохождения (смены) снарядов, обеспечить их страховку. Смена снарядов должна
проходить организованно. Важно соблюдать основные правила проведения занятий
/11/.
К сожалению, так
бывает далеко не всегда. Некоторые тренеры разрешают или даже дают указания
своим ученикам между подходами к основному снаряду, «пока подойдет очередь»,
выполнять те или иные упражнения , в том числе на другом снаряде. Например,
между упражнениями на батуде заниматься акробатикой или на «сухом» трамплине,
между прыжками с трехметрового трамплина выполнять спады или прыжки с вышки и
т.д. Опыт показывает, что пользы от такого увеличения плотности занятия, как
правило, значительно меньше, чем вреда (естественно речь идет не о подводящих
упражнениях или «темпах» к разучиваемому прыжку), не говоря уже о том, что при
такой организации невозможно методически правильно проводить занятие, уделять
достаточно внимания каждому ученику, невозможно обеспечить безопасность
спортсменов.
Активное участие
спортсмена в процессе обучения и тренировки предполагает не только
непосредственное выполнение им упражнений. Он должен, кроме того, прислушиваться
к замечаниям и указаниям тренера , причем не только в свой адрес, но и в адрес
товарищей по группе, наблюдать за выполнением ими упражнений, перенимая все
лучшее, учитывая их ошибки, а если нужно – оказывать помощь. Наконец, к
очередному подходу надо готовиться, и даже мысленно. Когда же спортсмен занят
выполнением другого упражнения или прыжка, не относящегося к разучиваемому, это
лишь « распыляет» его внимание. Если подобное повторяется , причем и другими
спортсменами, то, как правило, занятие дезорганизуется, проходит сумбурно,
значительно увеличивается возможность травм. Вот почему плотность занятия
следует повышать за счет оптимального числа занимающихся у одного тренера и
на одном снаряде, четкого ритма проведения самого занятия /13/.
Необходимо, чтобы
тренеры не только разъясняли своим воспитанникам необходимость поддерживать
сознательную дисциплину, но и не оставляли без внимания ни одного случая ее
нарушения. Спортсмены должны привыкнуть выполнять прыжки только с разрешения
тренера, прыгать в порядке очередности и, не мешая друг другу, выполнять все
указания тренера беспрекословно и немедленно. Вместе с тем и сам тренер во
время занятия должен быть очень внимательным. Давать очередному спортсмену
разрешение на прыжок можно лишь после того, как предыдущий отплывет на
безопасное расстояние. Но и дав сигнал на прыжок, нельзя терять бдительности,
ибо между этим сигналом и непосредственным выполнением прыжка проходит
сравнительно много времени, в течение которого спортсмен сосредоточивает
внимание и завершает подготовку к прыжку. За это время обстоятельства
неожиданно могут измениться: почему-либо замешкается в воде спортсмен, только
что выполнивший прыжок; кто-то вдруг прыгнул в воду или под вышку заплыл
пловец, взброшен мяч и т.д. На все это тренер должен тут же прореагировать.
Внимательно наблюдая за своими подопечными, давая им замечания и указания, он в
то же время должен постоянно удерживать в поле зрения окружающую обстановку.
Необходимо кроме
того учитывать, что при выполнении прыжков с разбега или из задней стойки
спортсмен лишен возможности видеть поверхность воды под снарядом. В то же
время, разучивая какой-либо прыжок он должен быть уверен не только в том, что
ему никто не помешает, но и в том, что вовремя раскроется и без ушиба войдет в
воду. А это также во многом зависит от действий тренера, в частности от
своевременного сигнала прыгуну для раскрытия. Вот почему при проведении
тренировок, и особенно с вышки, тренер должен быть исключительно внимателен и
собран.
3. Подготовка
мест занятий, спортивного оборудования и инвентаря.
Одним из важных
моментов предотвращения травматизма является своевременный контроль за
состоянием технологических устройств крепления спортивных снарядов, средств
страховки и защитных приспособлений. У мест крепления спортивных снарядов
должны быть указаны предельно допустимые нагрузки. Количество, вид, места
расположения и нормативные нагрузки технологических устройств для крепления
спортивных снарядов должны соответствовать схеме расположения и чертежам
деталей этих устройств. При этом прилагаемые усилия к технологическим
устройствам не должны превышать предельно допустимых величин, указанных в схеме
расположения технических устройств и обозначенных мест креплений. Так,
динамическое усилие на одинарную лонжу не должно превышать 700 кгс.
Предохранительный пояс, используемый гимнастами и акробатами, должен быть
хорошо подогнан по фигуре и быть не уже 30 мм. Поэтому в начале эксплуатации
спортивной базы необходимо убедиться в исправности оборудования (прочности
конструкций, необходимого выноса вперед вышележащих площадок над нижележащими,
наличии оградительных перил на вышках и площадках трехметровых трамплинов и
т.д.). В дальнейшем необходимо систематически его проверять.
Важно также
следить, чтобы поверхность трамплинов и вышек не была скользкой, чтобы
кокосовые дорожки на вышке были хорошо закреплены и туго натянуты, чтобы в
случае намокания их своевременно заменяли, а снятые – сушили. Если нет
кокосовых дорожек, пользуются ковриками из резины с насечкой. Их необходимо
тщательно прибивать к площадке так, чтобы резина не топорщилась и чтобы шляпки
гвоздей не торчали наружу. Следует помнить, что при загрязнении резина также
становится скользкой. Загрязненную резину можно промыть водой с мылом, но после
мытья не должно оставаться никаких следов мыла / 20 21/.
Скользкой может
стать и трамплинная доска, когда с места наскока или толчка сотрется песок,
специально вклеенный для создания шероховатости ее поверхности. Необходимо
своевременно покрыть оголенное место равномерным тонким слоем мелкозернистого
песка, смешанного с качественным клеем (например, БФ-2).
Места занятий и
соревнований должны быть хорошо освещены. В то же время чрезмерное
искусственное освещение, например, прожектором, недопустимо, так как ослепляет
спортсмена. По той же причине недопустимы фотографирование или киносъемка у
мест соревнования (тем более – впереди прыгуна) с использованием фотовспышек.
Источники света в спортивном зале или бассейне должны давать равномерный,
рассеивающий свет, поэтому их нужно помещать либо в специальных нишах, либо под
плафонами или просто за матовым стеклом.
4. Костюм и обувь прыгуна.
Опытные
спортсмены начинают разминку в тренировочных костюмах, чаще в хлопчатобумажных
– они легче по весу и проще стираются. Если упражнения на «сухом» трамплине и
батуде целесообразно выполнять босиком, то заниматься гимнастикой или акробатикой
нужно в безрантовой кожаной обуви (чешки, акробатки), а играть в баскетбол или
волейбол в резиновой обуви (кеды, полукеды).
Тренерам и
спортсменам следует также обращать внимание на правильность покроя и
соответствие размеров спортивной формы. Это важно не только с точки зрения
внешнего вида спортсмена. В результате плохого покроя или неудачной
«подгонки», особенно купальников у девушек, в процессе тренировки возникают
болезненные потертости в подмышечной области, на ключицах, а также в местах
прохождения лямок купальника. Хорошо, когда спортивный костюм облегает тело, но
не стесняет движений прыгуна.
У прыгунов в воду
юношей должна быть короткая прическа, а девушкам рекомендуется прыгать в
резиновых шапочках, ибо при вращениях волосы ухудшают рисунок прыжка и
затрудняют зрительную ориентировку. Необходимо также регулярно стричь ногти.
Как на занятиях в спортивном зале, так и при прыжках в воду длинные ногти
нередко становятся причиной ссадин, царапин. Это случается и из-за предметов
девичьего туалета (перстни, серьги), не снятых на время занятий.
5. Врачебный
контроль и самоконтроль
В
предупреждении спортивного травматизма большое значение имеет врачебно-педагогические
наблюдения, которые проводят непосредственно во время занятий или соревнований.
Они дают возможность врачу и педагогу определить реакцию организма на
выполнение тех или иных упражнений, на ту или другую нагрузку. В процессе
учебно-тренировочных занятий тренер сам должен постоянно наблюдать за
состоянием здоровья своих учеников и не допускать их к занятиям при внешних
признаках или жалобах на недомогание (вялость, одышка, потливость и т.д.). В
этих случаях спортсменов, как правило, необходимо направлять к врачу.
Тренер
должен также заботиться о регулярном медицинском осмотре своих учеников. Если
спортсмен по какой-либо причине имел длительный перерыв в занятиях, тем более
травму или был болен, его можно вновь допускать к занятиям только с разрешения
врача.
Естественно,
следует принимать меры для обеспечения нормальных условий проведения занятий.
Вместе с тем для профилактики простудных заболеваний спортсмены должны закалять
организм, в частности круглый год выполнять утренние физические упражнения вне
помещения. Кроме того, чтобы устранить повышенное теплоотделение, необходимо
сразу же после выхода из воды насухо вытирать тело, а на соревнованиях, когда
перерывы между очередными прыжками спортсмена довольно длительны, надевать
сухой халат или тренировочный костюм. Опытные спортсмены на этот период
надевают также шерстяные носки и резиновую обувь. Тренерам и спортсменам
следует помнить и то, что простудное заболевание может возникнуть и тогда,
когда прыгун, находясь длительное время в мокром костюме, мало двигается или
сидит на холодных предметах /21/.
Важное значение
для профилактики травм в прыжках в воду имеет соблюдение спортсменами личной
гигиены и самоконтроля, а так же знание мер по устранению болезненных состояний
и оказанию первой медицинской помощи.
В
учебно-тренировочной работе спортсмена большое значение имеет самоконтроль,
который следует осуществлять и в повседневной жизни. Постоянный самоконтроль
дает возможность спортсмену и тренеру правильно строить учебно-тренировочный
процесс, добиваться высоких спортивных результатов, предупреждать
травматические повреждения. Самоконтроль не может заменить врачебный контроль,
но он дополняет его. Самоконтроль дает возможность своевременно заметить
отклонения в организме и применить нужные методы для предупреждения
нежелательных последствий. Ряд авторов считает, что в спорт нужно отбирать
абсолютно здоровых людей, которые, по данным Р.Д. Дибнер, отличаются от
практически здоровых менее частым возникновением переутомления, лучшей
переносимостью тренировочных нагрузок, большей устойчивостью к болезням, стабильностью
результатов. Практически здоровые по сравнению с абсолютно здоровыми реже
достигают высокого уровня мастерства и в сборных командах страны встречаются
редко.
6. Контроль
санитарно-гигиенических и технических норм гимнастического зала и закрытого
плавательного бассейна.
Санитарно-гигиенические
мероприятия по охране труда при занятиях физическими упражнениями и спортом в
условиях спортивных сооружений обеспечивает администрация спортивного
сооружения. При этом администрация должна не позднее 10 числа месяца,
следующего за отчетным полугодием, представлять отчет о несчастных случаях.
Таким образом,
для профилактики спортивного травматизма преподаватели и тренеры должны строго
соблюдать правила рациональной методики обучения и тренировки, учитывать
индивидуальные особенности занимающихся, обеспечивать необходимую страховку при
выполнении упражнений, обучать учащихся правилам страховки, само- и взаимостраховки.
Следует обращать
внимание на соответствие костюма и обуви, проверять перед каждым занятием
спортивный инвентарь, рационально размещать и вовремя освобождать спортивную
площадку от всех ненужных для данного занятия предметов.
Очень важно
соблюдать правила хранения и эксплуатации снарядов, канатов и средств страховки
от повреждений, преждевременного износа и коррозии. Так, на синтетические
канаты не должны попадать прямые солнечные лучи и влага, изделия из резины
нельзя хранить рядом с отопительными приборами, подвергать действию прямых
солнечных лучей и масел, кожаные изделия не реже 1 раза в месяц следует
протирать со всех сторон касторовым маслом (гост 18102-72) /21/.
Администрация
спортивного сооружения должна иметь паспорта или эксплуатационные документы на
технологическое оборудование и средства страховки, которые хранятся у главного
инженера или у директора спортивного сооружения. Паспорт включает в себя
указания и инструкции по безопасной установке и эксплуатации снарядов и аппаратов.
Конструкции и
узлы для подвески и установки снарядов подвергают полному техническому
освидетельствованию и испытанию пробной нагрузкой не реже 1 раза в 3 года, а
частичному – не реже 1 раза в год перед началом спортивного сезона.
Динамические испытания проводят, двукратно поднимая и опуская груз с проверкой
действия всех механизмов. Пробную нагрузку составляют заранее взвешенные мешки
с песком и другие мерные грузы. Продолжительность фиксации груза составляет не
менее 5 минут.
Батутные сетки
подвергают динамическому испытанию на прочность, сбрасывая пятикратно
шарообразный груз весом 100 кг с высоты 2,5 м в середину сетки и трехкратно – в
места, расположенные на расстоянии 1/3 длины сетки от бортов /20/.
Испытание может
быть заменено эксплуатационным испытанием – прыжками опытного гимнаста (самого
тяжелого из участников) по всей площади сетки в течение 10 минут.
Результаты
приемки или технического освидетельствования спортивных снарядов оформляют в
специальных актах, которые дублируются в журнале технического освидетельствования,
хранящемся у старшего инженера.
Спортивные
снаряды и средства страховки перед каждой тренировкой осматривает тренер,
который при обнаружении неисправностей, остаточных деформаций или трещин должен
ставить в известность главного инженера или директора и до исправления и замены
деталей не работать на этом снаряде.
При соблюдении
всех вышеперечисленных составляющих при профилактике травматизма и устранению
причин возникновения различных травм – количество отклонений в состоянии
здоровья спортсменов будет значительно меньше, а следовательно и снизится
процент травматизма у прыгунов в воду.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Агаджанян Н.А., Баевский
Р.М., Берсенева А.П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. Ставрополь:
Изд-во СГУ, 2000-204 с.
2. Алексеева Э.Н., Мельников
В.С. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом:
Методические указания: Оренбург ГОУ ОГУ , 2003- 37 с.
3. Андреева Н.А.., Ефимова С.П.,
Ефимов Л.И., Данилов К.Ю., Клинченко Б.П., Северин В.А.,Тишина Л.Н., Прыжки
воду. Учебное пособие для студентов спортивных факультетов ИФК. М.: ФиС,1985.
4. Буров Г.А., Яроцкий А.И.
Прыжки в воду. Учебное пособие для тренеров и спортсменов страших разрядов.
М.: ФиС, 1993.
5. Вайнбаум Я.С. Гигиена
физического воспитания. М: Просвещение, 1986.-146-163 с.
6. Васин В.А. Прыжок. Лит. Запись
А Шелухина. М.:Просвещение,2000
7. Выдрин В.М.,Зыков Б.К.,
Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов .учебное пособие.
М.:Просвещение ,1991-195 с.
8. Выдрин В.М. Неспециальное
(непрофессиональное) физкультурноеобразование //Теория и практика физической
культуры. 1995 г - №№ 5-6 .-с15.
9. Головина Л.Л., Копылов Ю.А.
Физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы: личностный аспект
//Физическая культура: Воспитание.Образование. Тренировка.-1998.-№ 2 .- с 17-20
10. Гороховский Л.З. Подготовка
прыгуна в воду .М.: Просвещение-1990
11. Гимнастика и методика
преподавания ( Под ред. В.М. Смоленского. М.: Физкультура и спорт, 1987,
(раздел 16,3).
12. Данилов К.Ю., Николаев Ю.П.,
Упражнения на батуде М.:ФиС,1976
13. Жуков Е.К., Котельников Е.Г.,
Семенов Д.А. Биомеханика физических упражнений. Учебник для институтов физкультуры.-М.:
ФиС -1993- 320 с
14. Зациорский В.М. Физические
качества спортсмена.М.: ФиС -1987
15. Иваницкий М.Ф. Анатомия
человека. Учебник для институтов физкультуры. М.: ФиС , 1993
16. Ильинич В.И. Физическая
культура студента: Учебник (Под ред. проф. В.И. Ильинича. М.: Гардарики. 1999-
448 с
17. Комков А.Г.
Социально-педагогический мониторинг-показатель физической активности, состояния
здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физической
культуры.-1998- №6-2
18. Куколевский Г.М. Врачебный
контроль за спортсменами. М.: физкультура и спорт, 1995. 240 с
19. Курысь В.Н. Спортивная
акробатика. Теория и методика обучения прыжкам на дорожке.-Ставрополь .:
Ставрополье ,1994
20. Лаптев А.П. Гигиена
физкультурника. М.: Знание ,1989.- Новое в жизни ,науке и технике. Серия «
Физическая культура и спорт» .-№ 1
21. Лаптев А.П., Полиевский С.А.
Гигиена массового спорта. М.: ФиС, 1990 с 61-121 .
22. Лукьяненко В.П. Физическая
культура: основы знаний: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ ,-2001 .
23. Лукьяненко В.П. Состояние и
перспектива совершенствования физического воспитания школьников в свете
современных концептуальных подходов // Физическая культура: Воспитание.
Образование. Тренировка .-1999- №№ 1-2 –с 18-25.
24. Мазуров Г.Г., Гороховский
Л.З. Прыжки в воду. Учебное пособие для секций коллективов физкультуры. ФиС.2001
25. Матвеев Л.П. Теория и
методика физической культуры (общие основы теории и методики физического
воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных
форм физической культуры ): Учеб. для ин-тов физ.культ. М.: Физкультура и спорт
, 1991.-543 с ил.
26. Олимпийская энциклопедия.
Под. ред. С.П. Павлова. М.: 1980
27. Прыжки в воду. Справочник.
М.: 1980.
28. Правила спортивных игр и
состязаний. Иллюстрированный справочник. Минск,1998.
29. Синяков А.Ф. Как избежать
повреждений // Физическая культура в школе. 1989 - №11 с58-62.
30. Синяков А.Ф. Самоконтроль
физкультурника и физическая культура в школе. 1990 №12 – с 60-70.
31. Спортивная медицина: Учебник
для институтов физической культуры / Под. ред. А.Г. Дембо. М .: Физкультура и
спорт, 1975
32. Физкультура и спорт, Малая
энциклопедия. Пер. с нем. М.: 1982
33. Физиология человека. Учебник
для институтов физкультуры. Под ред. проф. Н.В. Зимкина. М.: Фис ,1984
34. Хейвец Б.И. Гигиена
спортивных сооружений. М.: Медицина,1987
35. Хрущев С.В. Врачебный
контроль за физическим воспитанием школьников. М..: Медицина, 1997
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|