бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование состояния травматизма у спортсменов прыгунов в воду различной квалификации бесплатно рефераты

В последние  годы показано, что к большей физической нагрузке весьма чувствительны защитные функции кожи и слизистые. Так, у спортсменов высокой квалификации найдено снижение активности лизоцима слюны, являющегося ферментом, препятствующим   развитию в ротовой полости патогенных микробов, в том числе возбудителей заболеваний дыхательных путей. У юных спортсменов высокого класса снижение неспецифического иммунитета, приводящее к простудным заболеваниям, обострению очагов хронической инфекции, наблюдается при широком применении «ударных» нагрузок, при переходе на двухразовые тренировки в день, при физических и психических напряжениях, связанных с соревнованиями. Причины снижения защитных свойств организма при повышенных нагрузках до конца еще не выяснены. А.Г. Дембо, например, считает, что одной из них является перестройка нейрогормональной реакции за счет увеличения выработки некоторых гормонов коры надпочечников. Длительные физические нагрузки  приводят к перегрузке функции коры надпочечников, в результате чего нарушается баланс между минералокортикоидами, способствующими воспалительным процессам, и глюкортикоидами, обладающими противовоспалительным действием, в пользу первых.

В силу перечисленных, наиболее важных причин возникновения травм у спортсменов с различной квалификацией, явилась разработка мер предотвращения травматизма, которые приведены ниже. Классификация факторов возникновения причин представлена на рис. 2 .


3.2                        Санитарно-гигиенические условия мест тренировочных занятий прыгунов в воду ДЮСШ №2

По данным авторов (Квартовкина Л.К., 1987; Головина Л.И., 1990; Фролова А.Ф., 1972; Губернский Ю.Д. и др., 1988), параметры микроклимата спортивных помещений и их санитарно-гигиеническое состояние значительно отличаются от оптимальных величин. Все это  способствует утомлению и замедляет восстановительные процессы после занятий. Так, при температуре выше нормы возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную систему, увеличивается тепловой дискомфорт. При излишне низких температурах возможны простудные заболевания, снижается спортивная работоспособность, возникают травмы /15/.

Самочувствие спортсмена зависит не только от условий общего теплового баланса, но и от тепловых условий, в которых находятся участки тела, удаленные от «ядра», от туловища (кисти рук и стопы). Особенно чувствительна к радиационному нагреву и охлаждению голова.

 Микроклимат спортивных помещений нормируется по 3 основным параметрам (температура, влажность и подвижность воздуха).

На тепловое состояние спортсмена в крытом спортивном сооружении оказывает большое влияние и тепловая радиация, особенно при экстремальных наружных условиях, приводящих к резкому переохлаждению или перегреву ограждающих конструкций /35 и др./.

В отдельных видах спорта (гимнастика, прыжки в воду, акробатика) спортивные упражнения выполняются или босиком, или в обуви с тонкой подошвой, имеющей низкую теплоизоляцию. При низкой температуре пола это может привести к дискомфорту. Поэтому в таких видах спорта температура пола и материал, из которого он сделан, может играть важную роль в тепловом состоянии занимающихся. ВСН 46-86 рекомендуют для спортивно-тренировочных залов расчетную температуру воздуха 15 градусов по Цельсию, для залов бассейнов – 24-26 градусов по Цельсию.

Подвижность воздуха в зонах нахождения занимающихся должна быть не более 0,2 м/с в залах ванн крытых плавательных бассейнов до 0,5 м/с – в остальных спортивных залах и залах для подготовительных занятий в бассейнах. Расчетной температурой для раздевален и душевых, а также санитарных узлов при раздевальнях является 25 градусов по Цельсию.

Также неблагоприятным факторам занятий относятся:

Загрязнение воздуха. Спортивные залы и другие помещения для физической культуры и спорта, особенно массовых, часто перегружены, что при недостаточной вентиляции приводит к накоплению антропотоксинов. Так, при выполнении тяжелой физической работы с энерготратами около 400 ккал/ч выделение ацетонов и аминов с выдыхаемым воздухом возрастает в 2 раза, алифатических углеродов – в 3, окиси углерода и фенола – в пять, а аммиака – более чем в 6 раз. Они вызывают головную боль, поверхностное дыхание, иногда тошноту /Минх А.А., 1980/.

Самые высокие концентрации химических примесей в воздухе спортивных сооружений отмечаются в вечернее время. К концу занятий возрастает запыленность и бактериальная обсемененность воздуха /Квартов-кина Л.К., 1952/.

При интенсивной мышечной деятельности в большинстве случаев происходит дыхание через рот, поэтому микробные и пылевые примеси воздуха заносятся на слизистую оболочку носоглотки, вызывая очаги инфекции (тонзиллиты, ларингиты и др.).

Статическое электричество. В последнее время все больше появляется спортивной одежды, обуви, инвентаря, снаряжения и оборудования из синтетических материалов. Они обладают способностью электризоваться. Электрические заряды, концентрируясь на поверхности, притягивают к себе пылевые частицы и микроорганизмы. Статические заряды или статическое поле (СЭП) не безразличны для организма человека.

Заряды статического электричества оказывают на организм занимающихся неблагоприятное воздействие: отвлекают, раздражают, утомляют. Кроме того, при соприкосновении с заземляющими предметами происходит искровой разряд, причиняющий болевое ощущение спортсмену. Все это снижает работоспособность, ухудшает восстановительные процессы. Установлено влияние СЭП на структуру клеток кожи и репродуктивных клеток. Источниками зарядов являются синтетические мячи, маты, обувь, одежда, велосипедные синтетические шины /Фролов А.Ф., 1974/.

Влажный воздух снимает заряд, поэтому необходимы влажная уборка полов и панелей, проветривание зала, а кроме того, занятия в кожаной обуви и даже босиком.

Заряды снимает антистатическая мастика для пола. Рекомендуется также удалять металлические решетки с оконных проемов, заземлять ограждающие поверхности, использовать специальные разрядники.

Переодевание спортсменов и мытье в душе также снимает электростатический заряд /35/.

Спортивные шумы. Систематическое воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды на организм спортсменов может вызывать предпатологические и патологические состояния. Одним из таких факторов являются спортивные шумы.

Влияние шума на организм человека достаточно изучено, шум высокого уровня, имеющий место на производствах, относят к профессиональным вредностям. Характеристики же спортивных шумов и их влияние на организм спортсменов изучены далеко не полно. Между тем врачи учебных заведений, врачебно-физкультурных диспансеров и СЭС, тренеры должны иметь представление о физических характеристиках шумов, возникающих при занятиях спортом, о их влиянии на организм и мерах профилактики. Физиологические сдвиги, возникающие в организме под действием шума, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье спортсменов и тренеров, на их работоспособность и результативность, что дает основание считать шум своеобразной вредностью для спортсменов и безусловной профессиональной вредностью для тренеров. Борьба с шумом должна быть направлена на источники его возникновения путем звукоизоляции и звукопоглощения, замены оборудования, создания индивидуальных средств защиты. Решающее значение в профилактике вредного влияния шума имеют мероприятия по ослаблению его в источнике образования, а также по амортизации вибрации. Важны обязательный отбор спортсменов, периодический аудиологический контроль, медикаментозная коррекция вредного влияния шума.

Освещение. При занятиях физическими упражнениями и спортом к искусственному освещению предъявляются особые требования. Недостаточная освещенность или чрезмерная яркость, блеск и контрастность от источников освещения приводят к быстрому утомлению зрительного анализатора, снижению контрастной чувствительности, устойчивости ясного видения, быстроты различения. Неблагоприятны для спортивной работоспособности не только блеск, возникший от ярких источников света и светильников, но и отраженный от зеркальной поверхности /5 и др./.

В ходе исследования совместно с главным инженером бассейна были составлены 2 карты санитарного обследования спортивного зала и закрытого плавательного бассейна (по А.П. Лаптеву, И.Н. Малышевой, 1985). Они приведены  в  Приложении 3.

Исходя из карты санитарного обследования бассейна видно, что все вышеперечисленные условия обеспечивают оптимальное для занимающихся санитарно-гигиеническое состояние. Но при обследовании помещения было выявлено, что в прыжковой зоне в вертикальном положении расположен прожектор, что превышает норму светового потока, тем самым сильно раздражающий зрительный анализатор, а следовательно, влияющий на травмобезопасность занимающихся. При прыжках в воду как горизонтальная, так и вертикальная освещенность в зоне прыжка должна составлять 50 Лк. Прыжковые устройства ориентированы на северо-восток, дабы исключить слепящее действие лучей солнца. Глубина вод под прыжковыми снарядами нормируется, как показано в табл.7.

Платформа вышек и трамплинов ограждена барьерами с боков и сзади, а каждая вышележащая платформа выступает над нижележащей не менее чем на 1 м. Пропускная способность бассейнов нормируется из расчета не менее 5   зеркала воды на 1 человека, с чем согласуется количество мест в раздевальных и рожков в душевых.

Таблица 7

Рекомендуемая глубина воды под прыжковыми снарядами

(по Л.Л. Громашевской, 1988)

Снаряд

Глубина, м

Указанная глубина должна находиться от

переднего края снаряда, м

вперед

назад

в каждую

сторону

Трамплин, 1 м

Трамплин, 3 м

Вышка, 5 м

Вышка, 10 м

3,5

4,0

4,3

5,0

7,5

9,0

10,0

13,5

1,5

1,5

1,5

2,0

2,5

3,5

3,8

4,5


Проанализировав карту санитарного обследования спортивного зала, видно, что все указанные условия обеспечивают оптимальное для занимающихся санитарно-гигиеническое состояние. Но при обследовании зала были выявлены недостатки: изношенность матов, истекший срок эксплуатации мест отталкивания и приземления для прыжков, что также может способствовать получению травм различной тяжести.

В ходе проведенного исследования во II главе проведем анализ результатов и сформируем причины возникновения травм, а также выскажем предложения о мерах предотвращения травматизма.

ВЫВОДЫ

  На основе прведенного исследования сделаны следующие выводы:

·        Так как у СДЮШа отсутствует собственность спортивного зала база (бассейн и гимнастический зал) арендуется существует проблема малой пропускной способности,  превышение численности занимающихся, спортивные шумы, расписание занятий сильно уплотнено. Снижается уровень организации тренировок.

·        Остро стоит проблема финансирования. Изношенность  матов, спортивного оборудования, неудовлетворительное состояние мест отталкивания и приземления, отсутствие жесткости акробатической дорожки способствует возникновению травм.

·        Узкое место СДЮШа  - врачебный контроль. Школа прыгунов недостаточна оснащена медицинским оборудованием, отсутствует врач и психолог команды. Автором предложено карта оценки состояния здоровья спортсмена. С помощью компьютера в режиме «автоинтервью» рекомендовано перед началом занятий и в конце, на основе имеющихся данных, определять нагрузку лиц, либо вовсе не допускать к тренировке спортсменов.

·        Места занятий должны быть хорошо освящены. В то же время чрезмерное  искусственное освящение, например прожектором в прыжковой зоне, недопустимо, так как ослепляет спортсмена. Исследование имеет практическую значимость, так как признавая важность исследований в  рассматриваемой области, отметим, что работ посвященных проблемам спортивного травматизма, а так же предложений и рекомендаций по этой теме явно не достаточно.

Результаты и выводы по проблемам травматизма  у прыгунов в воду могут служить основой для развития теорий и методологии  спортивного травматизма.

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Данная дипломная работа посвящена вопросу исследования состояния травматизма спортсменов-прыгунов в воду различной квалификации. В ней представлена спортивно-прикладная функция прыжков в воду, так как, наземная акробатическая подготовка является одной из главной составляющей современной подготовки прыгунов в воду. Раскрыта биологическая и социальная роль прыжков в воду в развитии двигательной деятельности человека. Используя определенное средство и метод воздействия на систему и функции организма занимающегося, необходимо знать и учитывать перспективу их специфического влияния. Также в 1 разделе дается определение травм и их классификация. Представлен исторический аспект. Во  второй главе проведен анализ состояния травматизма у прыгунов ДЮСШОР Ставропольского плавательного бассейна. При исследовании был использован ряд методов: наблюдение, анкетирование педагогов, опрос занимающихся ,также предложены этапы исследования- врачебно-педагогические наблюдения и самоконтроль, санитарно-гигиеническое обследование спортивного зала и плавательного бассейна. Также описаны неблагоприятные факторы занятий. Так было выявлено, что частота заболеваний опорно-двигательного аппарата и наличие серьезных травм у квалифицированных спортсменов больше, чем  у начинающих , что в определенной мере связано с более высокими физическими нагрузками и ряду других причин. Анализ анкет тренеров показал, что перегруженность гимнастического зала и ванны бассейна, отсутствие жесткости акробатической дорожки ведет к получению таких травм, как растяжение голеностопного сустава и образованию трещин в нем, растяжение лучезапястного сустава, также   его вывих.

Результаты врачебно-педагогических наблюдений и самоконтроль предложено представить в виде «Карты оценки состояния здоровья спортсмена, а также в схеме определения степени утомления спортсмена и валеологическом тесте для самоконтроля спортсмена. Санитарно-гигиенические и технические требования зафиксированы в картах санитарного обследования спортивного зала и ванны бассейна. В ходе проведенного исследования сложилась ситуация для анализа. В 3 главе рассмотрены результаты исследования состояния травматизма. В ней приведены причины возникновения травм и классификация внешних и внутренних факторов, способствующих  их получению. Подробный анализ данных из вышеуказанных таблиц позволил определить ряд общих причин травм: ошибки и отклонения в методике обучения и тренировки, также в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований, нарушения спортсменами дисциплины, их невнимательность, несоответствие или неудовлетворительное состояние костюма и обуви у занимающихся, нарушение спортсменами правил личной гигиены и врачебного контроля. В силу перечисленных, наиболее распространенных причин возникновения травм у спортсменов с различной квалификацией явилась разработка мер по предотвращению травматизма у прыгунов в воду. Они включают в себя:

1) правильную организацию и методику проведения занятий. В нее обязательно входит схема обучения приемам  помощи страховки ( по Курысь В.Н.) ;

2) соблюдение строгой дисциплины и сознательное отношение к процесу обучения и тренировки;

3) подготовка мест занятий, спортивного оборудования и инвентаря;

 4) костюм и обувь прыгуна;

5) врачебный контроль и самоконтроль;

6) контроль санитарно-гигиенических и технических норм спортивного зала и закрытого плавательного бассейна.

Таким образом, чтобы предупредить возникновение травм, необходимо хорошо знать как причины, так и пути и средства  их предупреждения. Соблюдение вышеперечисленных мер ведет  к устранению причин возникновения различных травм, следовательно к понижению уровня травматизма спортсменов. В предупреждении травм должны активно участвовать не только тренеры, но и сами спортсмены.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Устранять спортивный травматизм можно целым комплексом разнообразных методов, которые составляют содержание техники безопасности во время организации и проведения занятий.

1.Правильная организация и методика проведения занятий.

Зачастую к травмам приводит неумение тренера осуществить страховку спортсмена или оказать ему в нужный момент помощь. Тренер по прыжкам в воду должен владеть разнообразными приемами страховки и помощи во время занятий гимнастикой, акробатикой, на «сухом» трамплине, батуде и другими специальными и вспомогательными средствами подготовки прыгуна, поскольку он просто обязан обеспечивать безопасность обучения и тренировки. Формирование навыков страховки и помощи должно осуществляться под строгим контролем учителя  при сознательном и серьезном отношении спортсмена к этому делу. Сначала страхует тренер, а ученик выполняет роль дублера. По мере того как ученики овладевают навыками страховки и помощи, они выполняют основную страховку, а учитель их дублирует. В отдельных случаях, когда исполняемые упражнения безопасны, можно доверить ученикам самостоятельно страховать один другого. Кстати, самостоятельная страховка значительно повышает ответственность учеников и является надежной защитой от травм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8