бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование состояния травматизма у спортсменов прыгунов в воду различной квалификации бесплатно рефераты

- степень усвоения техники двигательных действий;

- уровень развития физических качеств.

В системе контроля за усвоением техники двигательных действий осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать три вида проверок:

- предварительную (контрольные нормативы);

- текущую (отмечается в журнале);

- итоговую (прием государственных тестов).

К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогическое наблюдение во время занятий; регистрацию функциональных и других показателей; тестирование различных сторон подготовки /25/.

При несоответствие нагрузок подготовленности ученика или состоянию здоровья можно по ряду внешних признаков и опроса занимающегося установить этот факт и принять корректирующие меры или даже отстранить от занятия. К неблагоприятным изменениям в организме под влиянием несоответствия нагрузок и функциональных возможностей организма ученика относятся: поверхностное или чрезмерно частое дыхание, резкое побледнение или синюшность кожных покровов, общая слабость, жалобы на тяжесть в ногах, головокружение, боли в правом подреберье и др. Определять такие состояния и принимать соответствующие меры поможет тренеру и занимающемуся специальная таблица, приведенная ниже. Предложенная таблица составлена на основе схем нескольких авторов: Г.М. Куколевского, В.П. Филина, Н.Б. Танбиану /18 и др./.

 Таблица 5

Схема определения степени утомления спортсмена

Объекты

наблюдения

Признаки утомления

небольшая степень

средняя степень

большая (недопустимая )степень

1

2

3

4

окраска кожи лица

легкое покраснение

значительное пок-

раснение

резкое покрасне-

ние, побледнение или синюшность (цианоз)

речь, мимика

речь отчетливая, мимика обычная

речь затруднена, выражение лица напряженное

речь крайне затруднена или невозможна

потоотделение

небольшое (испарина)

значительное (плечевой пояс)

обильное (все туловище, выступление соли на висках и одежде)

дыхание

учащенное, ровное (25-30 в мин.)

сильно учащенное (30-45 в мин.)

максимально возбужденное (более 50 в мин.), поверхностное с отдельными глубокими вдохами, сменяющимися беспорядочным дыханием

движения

быстрая, бодрая походка

неуверенный шаг, покачивание

резкие покачивания, дрожание, вынужденные позы с опорой, падение

самочувствие

никаких жалоб

жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, одышка, шум в ушах

жалобы на головокружение, боль в правом подреберье, головную боль, тошноту, иногда икота, рвота, «жжение» в груди

нарушение в технике выполнения (внимание)

некоторые нарушения ритма движений, допускаются ошибки

скованность движений, частые ошибки

нарушение основ техники движений, пошатывание

субъективные ощущения трудности

удовлетворительное, ощущается усталость

тяжело, жалобы на усталость, боли в руках и ногах

очень тяжело, головокружение, отказ от выполнения упражнения


Таким образом, основа совместных наблюдений и всех форм контроля заключается в определении степени решения проблемы адекватности предлагаемой нагрузки во время занятий функциональным возможностям организма, с оперативной коррекцией и индивидуализацией методических подходов.

Самоконтроль – это самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.

Самоконтроль является существенным дополнением  к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может носить врачебный или педагогический характера может включать в себя и то, и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу своевременно сигнализируют об отклонениях в состоянии здоровья.

К субъективным показателям самоконтроля относятся: самочувствие, настроение, наличие или отсутствие болевых и других неприятных ощущений, сон, аппетит, отношение к занятиям и др. К объективным показателям самоконтроля относятся частота пульса, вес, сила мышц, жизненная емкость легких, спортивные результаты и др.

Наиболее удобная форма самоконтроля – это ведение дневника, содержание и построение которого может быть различным. Он включает как субъективные, так и объективные показатели самоконтроля. При занятиях физической культурой по учебной программе, а так же при самостоятельных занятиях можно ограничится такими показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения, пульс, вес, тренировочные нагрузки, нарушение режима, спортивные результаты.

Самочувствие является субъективной оценкой состояния организма, отмечается хорошее, удовлетворительное и плохое. При плохом самочувствии фиксируется характер необычных ощущений.

Сон. В дневнике отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.).

Аппетит отмечается хороший, пониженный, чрезмерный. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите , поэтому его существенные изменения, как правило, являются результатом переутомления, заболевания или не соблюдения правил культуры питания.

Пульс – важный показатель состояния организма. Обычно на учебных занятиях частота пульса при средней нагрузке достигает 130-150 уд./мин. На спортивных тренировках, при значительных физических нагрузках частота пульса доходит до 180-200 уд./мин. и более. После большой физической нагрузки пульс приходит к исходным величинам через 20-30 мин., иногда через 40-50 мин.

Если в указанное время после учебно-тренировочного занятия пульс не возвращается к исходным величинам, это свидетельствует о наступлении большого утомления в связи с недостаточной физической подготовленностью или наличием каких-то отклонений в состоянии организма.

 Для оценки деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы можно применять различные функциональны пробы, а их результаты записывать в дневник самоконтроля /17/.

Вес тела рекомендуется определять утром натощак, в одном и том же костюме. В первом периоде тренировки вес обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной  массы несколько увеличивается. При резком снижении веса следует обратится к врачу. Тренировочные нагрузки основной части занятия и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

Болевые ощущения: в мышцах, голове, в правом или левом боку и в области сердца могут наступать при нарушениях режима дня при общем утомлении организма, формирование тренировочных нагрузок и т.п. Доли в мышцах на начальном этапе занятий явление закономерное. Во всех случаях продолжительных болевых ощущений следует обратиться к врачу.

Наблюдение за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля, которое показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок, и может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности. 

Самоконтроль помогает занимающемуся физическими упражнениями и спортом лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прыжкам в воду.

Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.

Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приучает их следить  за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая  эффективность.

Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и краткими – из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Прыгунам в воду необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений (ССС), артериальное давление (АД), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), а также показатели развития выносливости.

Кроме показателей, указанных в примерной форме дневника, необходимо периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом, жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) – один раз в месяц /1, 15/.

В ходе исследования состояния травматизма, нами (А.П. Берсеневой и автором) был доработан и предложен валеологический тест-опросник спортсменов для выявления  причин возникновения возможных травм. Вопросы и ответы зафиксированы в таблице 6.

Таблица 6

Валеологический тест для самоконтроля спортсмена

Вопросы

Ответы

III разряд

рост 160 см.

вес 36 кг.

КМС

рост 170 см.

вес 55 кг.

1

2

3

4

5

1.

Окраска кожи лица

Незначительное покраснение



Значительное покраснение



Без покраснения

Ö

Ö

2.

Потоотделение

Нормальное                             

Ö

Ö

Испарина



Значительное



Обильное



Покраснение, обильный пот



3.

Внимание

Нормальное  


Ö

Неточное выполнение   

Ö


Замедленное выполнение заданий



4.

Сон

С частыми пробуждениями



Систематические недосыпания



Хроническая бессонница



Наличие ярких сновидений

Ö

Ö

5.

Аппетит

Нерегулярное питание           


Ö

Плохой (нарушение пищеварения)



Хороший                                 

Ö


6.

Перенесенные заболевания

Острые инфекции

Ö


Травмы

Ö

Ö

Заболевания органов пищеварения



7.

Самочувствие

Жалоб нет                              

Ö

Ö

Усталость



Боли в ногах и руках, головокружение, жжение в груди



8.

Дыхание

Учащенное (20-25 сек.)           

Ö


Значительно учащенное (25-30 сек.)                                          


Ö

Беспорядочное, одышка



9.


Особенности быта

Конфликтная ситуация



Большая удаленность от места занятий                                    

Ö


Наличие в семье тяжелобольного



10.

Движения

Не нарушены                           


Ö

Неуверенные, нечеткие           

Ö


Нарушение координации



11.

Прием лекарств

Частый прием обезболивающих



Частый прием антибиотиков  

Ö



Обработав валеологический тест двух спортсменов, было выявлено: (Исаев III разряд) – имеет большую удаленность от места занятий. Прыгун недавно перенес острую инфекцию, на фоне перенесенной инфекции спортсмен часто принимает антибиотики, при наличии этих факторов у него притуплено внимание, движения неуверенные, что может привести к возможной травме. Ответив на все вопросы, КМС Глушков был полностью в норме за исключением нерегулярного питания. Автором в квалификационной работе предложено внедрить валеологический тест, как обязательный для подготовки и контроля за состоянием уровня здоровья спортсменов с различной квалификацией. В дальнейшем эти данные могут обрабатываться с помощью компьютера. При параллельном врачебном обследовании больших групп может быть организована система автоинтервью, когда каждый обследуемый сам работает с компьютером. Результаты обработки данных помогут предупредить и выявить предпосылки получения травм /14, 15/.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8