бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза бесплатно рефераты

Анализ этого задания проходил по 5 категориям методом контент-анализа:

А) Структурно-семантические единицы анализа (слова и словосочетания), относящиеся к институциональным социальным ролям (мать, жена, дочь, сестра и т.п.)

B) Структурно-семантические единицы анализа (слова и словосочетания), относящиеся к социальным ролям, которые связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (ученица, школьница, педагог, учитель и т.п.) 

С) Структурно-семантические единицы анализа (слова и словосочетания), носящие положительный оттенок (активный, насыщенная, трудолюбивый и т.п.)

D) Структурно-семантические единицы анализа (слова и словосочетания), носящие отрицательный оттенок (наивный, ничего не делаю, плохая жизнь, бедная и т.п.)

E) Структурно-семантические единицы анализа (слова и словосочетания), которые носят ни положительный ни отрицательный оттенок (серая, обычная, безынтересная, беззаботная, размеренная и т.п.)

Как упоминалось выше, дополнением ко всем заданиям стало задание по расположению кругов, обозначающих временные отрезки (см. приложение).

В зависимости от того, как располагаются относительно друг друга круги, нами были выделены 4 группы:

1 группа. Все круги разъединены. Это может означать то, что прошлое уже не имеет такого большого значение и не влияет на настоящее или будущее; настоящее студенту выпускнику видится как основное, отсутствие некого плана на будущее, настоящее  тесно не связано с будущим. 

2 группа. Все круги объединены, пересекаются, включены друг в друга – данное расположение кругов было выделено в отдельную группу потому, что значения этих кругов: прошлое, настоящее, будущее, находятся в тесной связи для студента-выпускника. Студент одновременно живет и прошлым, прошлое не дает заглянуть в будущее далеко. Происходит застревание на «детской позиции» (К.Г.Юнг)

3 группа. Круг «прошлого» и «настоящего» пересекаются, включены друг в друга и круг «будущего» отдельно. Данная схема расположения кругов говорит о том, что для студента-выпускника значимость прошлого больше, чем значимость ближайшего будущего. Здесь возможен страх перед будущим, в прошлом как и в настоящем жизнь более предсказуема, а будущее неизвестно и пугает. Также можно судить о застревании на «детской позиции».

4 группа. Круг «прошлого» отдельно и круги «настоящего» и «будущего» пересечены, включены друг в друга. Такая схема расположения кругов говорит о том, что студент-выпускник связывает свое настоящее и будущее. Будущее уже распланировано в настоящем, студент думает о своем будущем, для него оно значимо; прошлое уже никак не влияет на его настоящее и будущее, прошлое отдельно.

3 Задание «Опишите свою жизнь в прошлом, настоящем и будущем». В данном задании студентам было предложено вписать в круги, обозначающим отрезки времени (прошлое, настоящее, будущее), как они видят свою жизнь (см. приложение).

Анализ этого задания проходило так же по 5 категориям, что и во втором задании.

4 Задание «Опишите свою карьеру в прошлом, настоящем и будущем». В данном задании студентам было предложено вписать в круги, обозначающим отрезки времени (прошлое, настоящее, будущее), как они видят свою карьеру (см. приложение).

Анализ задания проходил по тем же 5 категориям.

Для удобства подсчета была выполнена таблица, состоящая из 10 вертикальных столбцов. Первый столбец с наличиями 5 вышеупомянутыми категориями (А,B,C,D,E). Три столбца соответствуют заданиям «я в прошлом, настоящем, будущем», «моя жизнь в прошлом, настоящем, будущем» и «моя карьера в прошлом, настоящем, будущем», заданиям соответствуют номер I, II, III. Анализ по 5 категориям производился по всем трем временным промежуткам, отдельно для заданий связанных с «прошлым», «настоящем» и «будущим».

Для подсчета количества единиц анализа категорий так же имеются столбцы, количество единиц анализа категорий проранжированны в порядке убывания для того, чтобы видеть какие единицы анализа упоминаются чаще всего.

Для лучшего прослеживания динамики в изменении количества единиц в целом по каждой категории, были введены столбцы с суммой всех единиц анализа (по каждой категории) см. табл. 5 (Приложение 7).

Итогом первого задания явилось то, что 11 студентов ответили правильно или наиболее близко к определению данного понятия и 3 не владеют данным понятием см. табл. 6 (Приложение 8).

Анализ таблицы показал см. табл. 5 (Приложение 7):

- преобладание в заданиях, связанных с временным промежутком «прошлое» («Я в прошлом», «моя жизнь в прошлом», «моя карьера в прошлом»), единиц анализа категорий  B (единицы анализа, относящиеся к социальным ролям, которые связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности), D (единицы анализа, носящие отрицательный оттенок) и E (единицы анализа, которые не носят ни положительный, ни отрицательный оттенок).

- преобладание в заданиях, связанных с временным промежутком «настоящее» («Я в настоящем», «моя жизнь в настоящем», «моя карьера в настоящем»), единиц анализа категорий А (единицы анализа, относящиеся к институциональным социальным ролям), B (единицы анализа, относящиеся к социальным ролям, которые связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности), С (единицы анализа, носящие положительный оттенок).

- преобладание в заданиях, связанных с временным промежутком «будущее» («Я в будущем», «моя жизнь в будущем», «моя карьера в будущем»), единиц анализа категорий А (единицы анализа, относящиеся к институциональным социальным ролям), B (единицы анализа, относящиеся к социальным ролям, которые связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности), С (единицы анализа, носящие положительный оттенок).

Таким образом студенты-выпускники видят себя, свою карьеру в прошлом, настоящем и будущем с точки зрения выполнения определенной социальной роли. Так выпускники данной специальности в будущем видят себя, свою жизнь, карьеру связанными с выполнением институциональной социальной роли. Количество упоминаний институциональной социальной роли росло от заданий связанных с «прошлым» и до «будущего». Такой рост можно объяснить тем, что преобладающее большинство студентов данной специальности являются девушками: для них характерно видение себя, планирование своей карьеры, своей жизни связанными с семьей, детьми, ведением домашнего хозяйства… Так если мы взглянем на I задание связанное с «прошлым» мы увидим, что студенты видят себя в прошлом в роли дочери, матери, сестры и описание своей карьеры в прошлом и своей жизни не описано, то в будущем видим, что на первый план выступает роль матери и жены.

Также студенты-выпускники видят себя и свою карьеру в прошлом, настоящем и будущем, связанными с выполнением социальных ролей, которые связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности. Так при описании себя и своей карьеры в прошлом, на первый план выступала роль ученицы и школьницы. При описании себя и карьеры в настоящем студенты-выпускники видят себя в роли студента, выпускника. Карьера в настоящем практически не представлена, кроме слов университет, студент, выпускница и т.п. В будущем студенты-выпускники специальности «Педагогика и методика начального образования», видят себя в качестве учителя, воспитателя, коллеги, директора и т.п.

Важно так же отметить, что студенты данной специальности использовали с каждым разом от заданий связанных с временным промежутком «прошлое» до заданий связанных с временным промежутком «будущее» все больше единиц категории С (единицы анализа, носящие положительный оттенок). В заданиях, связанных с «прошлым» количество единиц категории D (единицы, носящие отрицательный оттенок) превышает количество единиц категории С. Жизнь в прошлом студентам представляется как скучная, однообразная, серая и т.п. Описание себя, как неуверенного в себе, нерешительного и т.п. Единицы анализа по категориям С и D, при описании карьеры в прошлом  не упоминались, но присутствует в III задании единицы категории E (единицы анализа, которые носят ни положительный, ни отрицательный оттенок), это слова «никакая», «отсутствует», «только начинается», «не задумывалась». То есть карьера в прошлом в понимании студентов – это роль ученика, школьника и т.п.

Если в заданиях связанных с временным промежутком «прошлое» по III заданию не упоминались единицы категории С, то в дальнейшем по этому заданию и по другим заданиям растет количество единиц анализа этой категории. Будущее представляется в более положительных оттенках: так при описании себя в будущем чаще всего упоминается такое качество, как «уверенная»; при описании своей жизни в будущем чаще всего упоминается слова «насыщенная», «интересная» и т.п.; при описании своей карьеры в будущем на первый план выходят «стабильность», «интерес», «успешность».

Анализ таблицы к заданиям, связанных с расположением кругов (см. табл. 7. Приложение 8) показал, что большинство студентов расположили круги так, что круг «прошлого» и «настоящего» пересекаются или объединены, а круг «будущего» отдельно; то есть такое расположение кругов соответствует выделенной нами 3 группе. Данная схема расположения кругов говорит о том, что для студента-выпускника значимость прошлого больше, чем значимость ближайшего будущего. Здесь возможен страх перед будущим, в прошлом как и в настоящем жизнь более предсказуема, а будущее неизвестно и пугает. Также можно судить о застревании на «детской позиции».

Таким образом, мы выяснили, что влияние столкновения двух принципиально отличающихся реальностей, старых и новых приоритетов, стратегий, ценностей и установок, на будущее очень велико.

Студенты-выпускники специальности «Педагогика и методика начального образования», в большинстве своем, продолжают не осознавать, что необходимо сделать в будущем для достижения своих целей, нет четкого видения своего будущего, цепляются за старое. И здесь также огромное влияние оказывает социальный статус и социальная роль на представление о себе, своей жизни и карьере. Происходит столкновение между своим внутренним «Я», «Чего я хочу?» и существующим социокультурным окружением, ожиданием социума выполнения студентами определенных ролей. В прошлом от студентов ожидалось выполнение социальных ролей: дочери, сестры, матери и т.п. и это влияние осталось до настоящего времени, и может остаться в будущем, если не производить соответствующую работу со студентами данной специальности.



















3.3. Рекомендации для «Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников» ФГОУ ВПО «АмГПГУ»

Изучение представлений о карьерном росте студентов-выпускников «Факультета истории и юриспруденции», «Института педагогики и психологии», «Физико-математического факультета», «Естественно-географического факультета» Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета позволяет нам выделить следующие рекомендации для «Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоуст ройства выпускников» ФГОУ ВПО «АмГПГУ»:

- Для преодоления возникающего кризиса молодого специалиста, необходимо проводить психологическое консультирование (например, использование метода сказкотерапии (ав­тор — Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева); упражнения «Похвальное слово самому себе» (автор — Дж. Рейнуотер) или его модификацию «Доска поче­та и т.д.), которое направлено на оказание помощи в разрешении проблемной карьерной ситуации, то есть положения, когда человек сталкивается с необходимостью использования новых средств, способов поведения и перемен в деятельности для овладения этой ситуацией в реализации целей карьеры.

- Необходимо формировать у студентов готовность начинать профессиональную карьеру с низовых ступеней на работе, пройти весь путь профессионального и должностного роста (именно излишние амбиции выпускников, их нереали­стично завышенные ожидания и желание сразу занять высшую должность в организации являются, по мнению работодателей, главным препятствием в развитии карь­еры молодых специалистов), и с этим уделять внимание развитию мотивации к достижениям с помощью организации консультирования по проблемам личностного роста и выбора индивидуальной траектории карьерного продвижения.


- При работе с выпускниками важен учет ожиданий и установок самих студентов — будущих молодых специа­листов, а так же мониторинг качественных изменений в личности выпускника. Важно организовывать активную поддержку карьерных устремлений выпускни­ков, как со стороны организации-работодателя, так и со стороны вуза.

- Способствовать студентам максимально полному использованию их возможностей по «наращиванию» собственного профессионального и личностного потенциала уже во время обучения в вузе. Например, освоение дополнительной специализации, смеж­ной с основным направлением обучения; участие в тренингах, специализи­рованных курсах и мастер-классах; выбор практически ориентированных тем курсовых и дипломных работ; активное сотрудничество с опытным преподавателем, помогающим развивать карьеру и включающим сту­дента-выпускника в собственные проекты и т. д.

- Необходимо привлекать к активному участию во всех мероприятиях, акциях, проводимых как на вузовском уровне, так и в общегородском масштабе (Дни карьеры, ярмарки вакансий, презентации общеобразовательных учреждений, конкурсы и т. д.).


Заключение

Анализ психологической литературы подтвердил актуальность  темы исследования, заключающаяся, в проблеме трудоустройства молодых специалистов выпускающихся из педагогических университетов и проектирования их дальнейшего жизненного пути.

Теоретический анализ показал, что ранняя взрослость, это важный этап вхождения во взрослую жизнь со всем ее многообразием. И один из главных выборов в этот период является выбор профессионального пути, на этот выбор влияет множество факторов: социальных, психологических, материальных  и т.д. В этот период студент выпускник стоит в самом начале профессионального пути, и именно в этот период он сталкивается с реалиями жизни, которые он не учел, или сознательно не хотел замечать в прошлом. Готовность личности совершить профессиональный выбор - это особое психологическое образование, которое состоит из познавательного, мотивационного, эмоционального и волевого компонента. Исходя из этого, если деятельность по своим характеристикам совпадает с мотивационными, эмоциональными, коммуникативными осо­бенностями человека, он испытывает удовлетворение; в против­ном случае, эмоциональная напряженность может привести к негативным последствиям: конфликтной ситуации, невротизации, психологическим заболеваниям.

Перед студентом-выпускником, на момент выпуска из учебного заведения, на момент начала профессиональной деятельности,  остро встают вопросы выбора своего уникального пути «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?»… Необходимость реализации себя переживается моло­дыми людьми зачастую очень остро, носит характер кризиса. Столкновение выпускника с требованиями реальной жизни, не всегда соответствующими его собственным представлениям. Также нередко мо­лодой человек довольно долго продолжает цепляться за «детскую позицию», ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями, хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия.

Эмпирическое исследование показало:  у студентов факультетов АмГПГУ, в большинстве, нет четких представлений о том, как планировать свой карьерный рост, нет четкого плана развития своей карьеры. Выпускники педагогического вуза не представляют всех трудностей связанных с началом работы, не в полной мере владеют информацией о будущей работе. Присутствуют излишние амбиции выпускников, их нереали­стично завышенные ожидания и желание сразу занять высшую должность в организации. Многие выпускники не представляют себя в другой профессиональной роли, как учителя,  воспитателя, психолога. Студенты не замечают тех перспектив, которые они могли бы достичь.

Собранные нами данные позволили выявить экспериментальную группу испытуемых, представляющих группу риска на рынке труда, на основе количественного и качественного сравнительного анализа, полученных при первом исследовании, результатов - это студенты-выпускники ИПиП специальности «Педагогика и методика начального образования». В группу риска студентов данной специальности позволило выделить нам еще то, что нашем городе не требуются учителя начальных классов. Такая обстановка вызвана переходом на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, следовательно идет сокращение учителей, экономической ситуацией в стране – все это ведет к тому, что растет количество невостребованных молодых специалистов учителей начальных классов.

Результаты проведенного исследования со студентами-выпускниками ИПиП специальности «Педагогика и методика начального образования»  показали, что в основе новых и полученных ранее данных (у студентов факультетов АмГПГУ, в большинстве, нет четких представлений о том, как планировать свой карьерный рост, нет четкого плана развития своей карьеры) лежат психологические проблемы, связанные с профессиональным становлением личности; кризисом профессионального самосознания молодого специалиста. Студенты не представляют себя в рамках другой профессии, и стремятся оттянуть наступление взрослой жизни и освоение новой социальной роли, т.е. причиной уязвимости являются внутренние проблемы личности будущих учителей начальных классов, попадающих на рынок труда с высокой конкуренцией.






















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.     Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - с. 10-75 - 524 с. ISBN: 5-88711-216-6

2.     Божовыч, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 463 с.

3.     Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. Издательство: М.: ЧеРо; 2005 г.

4.     Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Норма, 2007. - 448 с. ISBN: 978-5-468-00061-8

5.     Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Киев, 1988. – 300 с.

6.     Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с. - ISBN 5-272-00260-1.

7.     Дьяченко, М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь. - Мн.: Народная асвета. 1996. - 399 с.

8.     Зеер, Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. – 1 и 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; фонд «Мир», 2005. - 336 с. - ISBN 5-7695-2654-8

9.     Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000 - 512 с.

10. Каткова, Е. Н. Профессиональный рост личности: Методическое пособие для специалистов по профессиональной ориентации безработных и ищущих работу граждан в службе занятости / Елена Николаевна Каткова. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2007. - 215 с.

11. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 304 с. ISBN 978-5-7695-3778-3

12. Климов, Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд). — М.: МПСИ, 2003. – 320 с. - ISBN 5-89502-541-2

13. Крайг, Г.Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

14. Кроль, Л., Белокурова М. Карьера, карьера, карьера // Работа сегодня. - 2006г. - №28.

15. Крягдже, С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981. - 196 с.

16. Кухарчук, А. М. Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. М. Кухарчук, В. В. Лях, А. Б. Широкова. -Минск: Соврем, слово, 2006. — 544 с. ISBN 985-443-555-5.

17. Леонова, А.В. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. – М.: Радикс, 1995. -249 с. ISBN 5-86463-046-2

18. Ли Якокка. Карьера менеджера. – СПб.: Попурри, 2002. - 416 с. ISBN-985-438-822-0

19. Маркова, А.К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 188 с.

20. Могилёвкин, Е. А. Карьерный рост: дигностика, технологии, тренинг. Монография. — СПб.: Речь, 2007. - 336 с. ISBN 5-9268-0599-6

21. Молл, Е. Управленческая карьеа в Россиии //Проблемы теории и практики в управления. - 1996. - №6. – С.7-9.

22. Мордвинцев, Л. Планирование карьеры. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 208 с. ISBN: 5-9614-0522-4

23. Морозов, А.В. Деловая психология. - СПб.: Союз, 2000.- 571 с.

24. Новиков, Д.А. «Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи)». М.: МЗ-Пресс, 2004. – 67 с.

25. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. – Киев.: Радзянська школа, 1980. - 144 с.

26. Прудило, А.В. Психологическое консультирование в профессиональной ориентации. - Мн.: 1999. - 148 с.

27. Пряжников, Н.С Профессиональное и личностное самоопределение. - М : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». 1996. - 256 с.

28. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2005. - 477 с. ISBN 5-7695-2402-2

29. Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова и др. - М.: 1983. -448 с.

30. Романова, Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы /Евгения Сергеевна Романова. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с. - ISBN 5-94723-558-7

31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2. - М : Педагогика, 1989. - 328 с.

32. Сотникова, С.И. Управление карьерой: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М., 2001. - 408 с. (Серия «Высшее образование»).

33. Трошина, К. Карьера и мотивация //Управление персоналом. – 1998г. - №12. - С. 6-12.

34. Труфанов, С.Н. Грамматика разума или система Гегеля в доступном изложении. – Самара.: "Гегель-фонд", 2003. – 622 с. ISBN - 5-93279-041-5

35. Узнадзе, Д.Н. Общая психология. - Питер.: 2004. - 413 с. ISBN 5-89357-121-5

36. Чебышева, В.В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1969. - 303 с.

37. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. - 352 с.

38. Эриксон, Э. Детство и общество. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2000. - 416 с. - ISBN 5-89740-036-9

39. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Флинта, 2006. - 342 с. ISBN: 978-5-89349-860-8

 

Ссылки на электронные информационные ресурсы.


40. 10 распространённых ошибок, совершаемых при трудоустройстве. Электронный дос­туп: #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#"> #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://www.rhr.ru/index/find/orientation/6002.html


































ПРИЛОЖЕНИЯ




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5