бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза бесплатно рефераты

Таким образом, количество категорий составило 7 шт.; количество единиц анализа, в целом, составило 137. Количество эссе по факультетам: ИПиП – 47,  ЕГФ – 41, ФМФ – 37, ФИиЮ – 30. Всего было:  155 эссе (Рис. 2).


Рис. 2. Количественное (суммарное) соотношение эссе студентов, обучающихся на разных факультетах.


Для удобства подсчета нами были сделаны 4 таблицы (по кажому факультету в отдельности), где были представлены все 7 категорий и относящиеся к ним единицы анализа:

Таблица 1. Анализ эссе выполненных студентами 5 курса ИпиП (Приложение 2).

Таблица 2. Анализ эссе выполненных студентами 5 курса ЕГФ (Приложение 3).

Таблица 3. Анализ эссе выполненных студентами 5 курса ФМФ (Приложение 4).

Таблица 4. Анализ эссе выполненных студентами 5 курса ФииЮ (Приложение 5).

В дальнейшем нами были подсчитаны процентные соотношения по отдельным категориям среди анализируемых факультетов. Проценты (Y) по категориям находились по следующей формуле:

Y = 100% * X / общ. кол-во эссе

Где Y - процент эссе, где упоминаются единицы анализа категорий, от общего кол-ва эссе и X - кол-во эссе где упоминаются единицы анализа категории. Соответственно происходил подсчет по 1 категории только тех эссе, где находится хотя бы 1 единица этой категории, и количество эссе с наличием искомой категории является каким-либо процентом от общего количества эссе данного факультета (общее количество эссе 1 факультета берется за 100%).

Процентное сравнение, среди факультетов, количества эссе с наличием единиц анализа, относящихся к категории «А» (сроки развития карьеры) показало, что наибольшее число эссе с наличием данной категории принадлежит ФИиЮ - 26,66%, следом идет ЕГФ - 21,95%, ИПиП - 14,89%, ФМФ - 5,40% (Рис. 3).  Самые большие показатели мы наблюдаем у студентов ФИиЮ: 26,66% всех эссе данного факультета содержат единицы анализа по данной категории.  Это свидетельствует о том, что студенты (26,6%) отчетливо видят перспективу продвижения по карьерной лестнице, не видят каких-либо преград на пути карьерного роста, застоя на какой-то одной должности. Незначимые различия у ФИиЮ и ЕГФ (критерий Фишера), и соответственно такие же выводы по результатам (ЕГФ – 21,95%) можно сделать и для студентов ЕГФ.

Наименьший процент мы получили по ФМФ: только 5,4% всех эссе содержали единицы анализа данной категории – это может свидетельствовать о том, что студенты (94,6%) не видят перспективу продвижения по карьерной лестнице, которая отражается в упоминании о сроках развития карьеры. Также небольшие проценты мы получили и у ИПиП, причины, вероятней всего такие же,  как и у ФМФ.


Рис. 3. Процентное соотношение количества эссе с наличием единиц анализа, относящихся к категории «А» по факультетам.


Процентное сравнение, среди факультетов, количества эссе с наличием единиц анализа, относящихся к категории «B» (должность, которую бы хотел занимать выпускник) показало, что наибольшее число эссе с наличием данной категории принадлежит ФМФ - 32,43%, следом идет ФИиЮ - 30%, ЕГФ -29,26%, ИПиП - 12,76% (Рис. 4).

Практически одинаковые, с незначимыми различиями, проценты показали эссе с наличием единиц анализа категории «В» ФМФ, ФИиЮ и ЕГФ. Результаты говорят о том, что студенты данных факультетов видят, в перспективе, большой спектр должностей, на которые они могут рассчитывать после окончания университета, во время продвижения по карьерной лестнице.  Студенты же ИПиП, напротив, не видят такого разнообразия должностей, которые они могут занимать во время продвижения по карьерной лестнице. Студенты ИПиП видят себя в роли воспитателя, учителя, социального работника, завуча, директора…


          

Рис. 4. Процентное соотношение количества эссе с наличием единиц анализа, относящихся к категории «В» по факультетам.


Процентное сравнение, среди факультетов, количества эссе с наличием единиц анализа, относящихся к категории «С» (действия, способствующие успешной реализации плана) показало, что наибольшее число эссе с наличием данной категории принадлежит ФИиЮ - 26,66%, следом идет ФМФ - 24,32%, ЕГФ - 21,95%, ИПиП - 19,40% (Рис. 5). Различия по этой категории, между процентами по факультетам, являются незначительными (критерий Фишера). Практически, одинаковое количество упоминаний у студентов-выпускников разных факультетов единиц анализа «курсы повышения квалификации», «продолжение образования, второе высшее», это говорит об одинаковом отношении к повышению квалификации.

          

Рис. 5. Процентное соотношение количества эссе с наличием единиц анализа, относящихся к категории «С» по факультетам.


Процентное сравнение, среди факультетов, количества эссе с наличием единиц анализа, относящихся к категории «D» (частота отражения темы: «карьера») показало, что наибольшее число эссе с наличием данной категории принадлежит ЕГФ - 53,65%, следом идет ФИиЮ - 43,33%, ФМФ - 40,54%, ИПиП - 38,29%. (Рис. 6) 


Рис. 6. Процентное соотношение количества эссе с наличием единиц анализа, относящихся к категории «D» по факультетам.


Процентное сравнение, среди факультетов, количества эссе с наличием единиц анализа, относящихся к категории «E» (качества, которыми обладают выпускники, необходимые для достижения поставленных целей) показало, что наибольшее число эссе с наличием данной категории принадлежит ФМФ - 37,83%,следом идет ИПиП -  29,78%, ЕГФ - 26,82%, ФИиЮ -  20%  (Рис. 7).

Проанализировав эссе на наличие упоминаний о своих качествах студентами разных факультетов, можно выделить наиболее часто встречающиеся качества: для студентов ЕГФ ответственность, коммуникабельность, предприимчивость, настойчивость; для студентов ФМФ нравится работать (общаться) с детьми,  творческий, ответственность, креативность; для студентов ФИиЮ ответственность, аналитический склад ума, целеустремленность, лидерские качества; для студентов ИПиП любовь к детям, ответственность, творческий, доброжелательность.

Следует отметить, что одно из часто встречающихся качеств, которое упоминается во всех факультетах – это ответственность. Выпускники уверены в том, что именно с помощью этого качества, в большинстве своем,  они достигнут  успехов в своей будущей карьере.


Рис. 7. Процентное соотношение количества эссе с наличием единиц анализа, относящихся к категории «E» по факультетам.


Процентное сравнение, среди факультетов, количества эссе с наличием единиц анализа, относящихся к категории «F» (указание на условия, обстановку, которые будут на месте работы) показало, что наибольшее число эссе с наличием данной категории принадлежит ИПиП - 44,68%, следом идет ФМФ - 35,13%, ЕГФ - 29,26%, ФИиЮ -  20%  (Рис. 8). Неотъемлемой частью работы является обстановка, которая окружает человека. Упоминание об окружающей обстановке может свидетельствовать о заинтересованности удобного существования на работе.


Рис. 8. Процентное соотношение количества эссе с наличием единиц анализа, относящихся к категории «F» по факультетам.


Процентное сравнение, среди факультетов, количества эссе с наличием единиц анализа, относящихся к категории «G» (направленность на действия, желания выстроить карьеру) показало, что наибольшее число эссе с наличием данной категории принадлежит ЕГФ - 95,12%, следом идет ФМФ - 91,89%, ИПиП - 89,36%, ФИиЮ -  80%  (Рис. 9). Наличие структурно-семантических единиц таких как «Я хочу», «Я стремлюсь», «Я достигну» и тому подобное, их количество в эссе свидетельствуют о степени желания выстроить карьеру, о личной заинтересованности в достижении чего-либо, в достижении целей по пути карьерного роста.


Рис. 9. Процентное соотношение количества эссе с наличием единиц анализа, относящихся к категории «G» по факультетам.


Таким образом, если мы сложим количество процентов всех категорий по каждому факультету в отдельности для того, чтобы выяснить, на сколько тот или иной факультет имеет больше представлений о том как планировать свою карьеру, то мы получим: ЕГФ – 278,01%, ФМФ - 267,54%, ИПиП - 249,16%, ФИиЮ - 246,65%.  В идеале, у каждого факультета по всем категориям (7 категорий) в сумме должно быть по 700%. Приведем эти значения к 100%. Получим: 700%=100%, тогда 278,01%=39,71% (ЕГФ), 267,54%=38,22% (ФМФ), 249,16%=35,59% (ИПиП), 246,65%=35,23% (ФИиЮ) (Рис. 10).

Рис. 10. Процентное соотношение исследуемых категорий (A,B,C,D,E,F,G) по факультетам.


Мы видим, что ни один факультет не пересек границу и 40%. Это говорит о том, что, студенты практически всех факультетов не имеют представлений, как планировать свою карьеру. Для подтверждения этого, необходимо сопоставить самый большой процент по ЕГФ и процент по ИПиП, чтобы выявить значимость различий данных. Для сравнения этих данных целесообразно использование критерия Фишера [24], где критическое значение значимости критерия Фишера равно 1,34, φ кр = 1,34.

Алгоритм определения значимости в различиях процентов по ЕГФ и ИПиП:

1. Вычислить для сравниваемых данных φ кр  – критическое значение

критерия Фишера по формуле:

(1)

2. Сравнить это значение с критическим значением φ кр = 1,34: Так если φ кр ≥ 1,34, то сделать вывод: различия значимы, и можно говорить о том, что у студентов факультетов АмГПГУ, в большинстве, нет четких представлений о том, как планировать свой карьерный рост, нет четкого плана развития своей карьеры;

Если φ кр ≤ 1,34, то сделать вывод: у студентов факультетов АмГПГУ, в большинстве имеются четкие представления о том, как планировать свой карьерный рост, есть плана развития своей карьеры.

Применим алгоритм для итоговой диаграммы № 9 (Рис. 9). Сначала берем за N1= 39,7 (ЕГФ) и N2 = 35,6 (ИПиП). Вычисляем по таблице значимости Фишера для N1, получаем φ1 = 1,363; для  N2 получаем φ2 = 1,279. Подставляя в формулу (1), получаем:  .

Мы получили φкр = 0,35, это  меньше, чем 1,34, и соответственно гипотеза подтвердилась, различия не значимы, т.е. у студентов-выпускников факультетов АмГПГУ в большинстве, нет четких представлений о том, как планировать свой карьерный рост, нет четкого плана развития своей карьеры.

Практически одинаковые значения получились у студентов «Института педагогики и психологии» и «Факультет истории и юриспруденции».

Конечные данные складывались из суммы процентов по различным категориям, так наименьший показатель по категории «G» (направленность на действия, желания выстроить карьеру) показал ФИиЮ -  80%.  Это можно объяснить тем, что заинтересованность студентов в описании своего карьерного роста низкая, т.к. студенты этого факультета находятся в наиболее благоприятных обстановке на рынке труда и, в большинстве своем, студенты не заинтересованы расписывать план своей карьеры, зная о том, что они найдут работу по своей специальности. Выше сказанному может свидетельствовать результаты ФИиЮ по категориям «F» (указание на условия, обстановку, которые будут на месте работы) -  20% и категории «E» (качества, которыми обладают выпускники, необходимые для достижения поставленных целей)  -  20%.

Так «Институт педагогики и психологии» по категории «D» при анализе эссе (частота отражения темы: «карьера») показал наименьшей результат среди других факультетов - 38,29%. Это говорит о том, что для студентов данного института значимость таких понятий как «карьера», «карьерная лестница», «карьерный рост» не является главной – это говорит о том, что студенты не видят движения по карьерной лестнице, их обучение было направлено на выполнение определенной профессиональной роли: роли учителя, воспитателя, психолога. Этому может свидетельствовать также и низкие показатели по категории «С» (действия, способствующие успешной реализации плана)  - 19,40% и категории «А» (сроки развития карьеры) - 14,89%. , т.к. эти 3 категории «D», «C» и «А» тесно связаны между собой. Так единицы анализа категории «С»: упоминание о «курсах повышения квалификации», «продолжении образования» и о «втором высшем образовании» являются неотъемлемой частью продвижения по карьерной лестнице, карьеры, также как и упоминание о сроках развития карьеры.

Собранные нами данные позволили выявить экспериментальную группу испытуемых, представляющих группу риска на рынке труда, на основе количественного и качественного сравнительного анализа результатов.

Экспериментальной группой испытуемых стали студенты ИПиП специальности «Педагогика и методика начального образования», как одной из самых незащищенных на рынке труда.












3.2. Особенности представлений о своей будущей карьере студентов специальности «Педагогика и методика начального образования»

За время профессионального становления и достижения уровня профессио­нального мастерства человек последовательно проходит целый ряд кризисов. Выпускник университета как раз попадает в один из этих кризисных периодов. Так Эрик Эриксон [20, 135] выделяет три основных кризиса зрелости, и соответствующий кризису начала трудовой деятельности является «кризис молодости». Молодые люди, достойно принимающие этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее и способны управлять своей карьерой и жизнью в целом.

Кризисным моментом этого периода, по мнению широко известного психолога К. Г. Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, не всегда соответствующими его собственным представлениям. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир — не только счастье и удовольствие. Начинается распад его детской веры, искренности и оптимизма. Но нередко мо­лодой человек довольно долго продолжает цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями, хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия.

Преодоление подобного застревания на «детской позиции» происходит лишь тогда, когда молодой человек в силу тех или иных обстоятельств вынужден сменить позицию в отношении внешнего мира с «я хочу» на «я могу».

Период взросления также рассматривается в теории ролей. В русле данной тео­рии развитие понимается как формирование определенного ролевого репертуара. Роль — внутренне связанная последовательность разных форм поведения, настроен­ная на соответствующую последовательность действий других людей. Роли во многом

определяются существующим социокультурным окружением. С точки зрения теории ролей в период взросления человека происходят два важных изменения. Во-первых, кардинально меняются отдельные роли. К их внутренней дифференцировке приводит необходимость решать задачи, специфические для взросления, и соответствовать ожиданиям общества. Во-вторых, появляется необходимость осваивать новые роли. Внутреннее дифференцирование привычных ролей и освоение новых может вступать в противоречие, и тогда молодой человек ощущает отсутствие преемст­венности между прошлыми и новыми ролями, что отражается на его представлении о себе самом. Связанная с этим неуверенность заставляет его задавать себе клас­сические вопросы взросления: «Кто я? Каков я? Кем меня считают?» Неопределен­ность ролей и статуса усиливается еще и потому, что в обществе отсутствуют четко выраженные ожидания в отношении молодых людей, за исключением ожидания от них быстрой адаптации к взрослому миру и его законам [20,147].

Студентам Института педагогики психологии специальности «Педагогика и методика начального образования» была предложена, специально разработанная нами  методика «Представление субъекта о себе, о жизни, о карьере» (Каткова Е.Н.). В исследовании приняли участие 13 студентов специальности «Педагогика и методика начального образования.

Методика состоит из 4 заданий (Приложение 6).

Цель заданий методики состояла в том, чтобы посмотреть, насколько влияет столкновение двух принципиально отличающихся реальностей, старых и новых приоритетов, стратегий, ценностей и установок, на будущее.  Насколько влияет социальный статус и социальная роль на представление о себе, своей жизни и карьере.

1 задание. Дать определение понятию «карьера» - данное задание поможет определить, на сколько студенты данной специальности владеют данным понятием.

Данное понятие в различных печатных источниках рассматривается более широко, либо менее, поэтому нами было взято несколько определений.

Так, карьера - 1) успешное продвижение в какой-либо области деятельности; 2) род занятий, профессия. 3) Достижение известности, славы, выгоды [66].

Карьера — сознательный способ организации профессиональной жизни, включающий продвижение к намеченному профессиональному, должностному или социальному статусу, что в широком смысле способствует самореализации, саморазвитию, самоутверждению человека в профессии и жизни [67].

2 задание. «Опишите себя в прошлом, настоящем и будущем». В данном задании студентам было предложено вписать в круги, обозначающим отрезки времени (прошлое, настоящее, будущее), как они себя видят. При этом, как в этом задании, так и в последующем, задание начиналось с местоимения «Я»: «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем», чтобы подчеркнуть, что задание должно выполняться с основой на свое внутренне Я. Так же под этим заданием, и под следующими заданиями было предложено изобразить в квадрате отношения этих «временных» кругов (см. приложение).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5