бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза бесплатно рефераты

А. Маслоу (1970) сделал предположение, что средний че­ловек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: на 85% удовлетворяются физиологические потребно­сти, на 70% - потребность в безопасности и защите, на 50% -потребность в любви и принадлежности к какой-либо социаль­ной группе, на 40% - потребность в самоуважении, на 10% -потребность в самоактуализации. Он считал, что иерархия потребностей присуща всем людям и чем выше по ней поднимет­ся человек, тем большую индивидуальность и психическое здо­ровье он продемонстрирует. Его основной интерес обращен на потребности самоактуализации. «Чтобы находиться в согла­сии с собой, музыкант должен создавать музыку, художник ри­совать, поэт писать стихи. Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность можно называть самоактуализа­цией» (см. рис. 1)

Рис. 1. Пирамида потребностей А. Маслоу


А. Маслоу (1971) также считает, что в каждом человеке от природы заложены потенциальные возможности для пози­тивного роста и самосовершенствования. Если личность стре­мится реализовать себя, она достигает высшей ступени лич­ностного саморазвития, что важно для ее профессиональной самоактуализации [16,111].

Таким образом, мы постарались кратко рассмотреть некоторые наиболее известные подходы, теории профессионального развития. Мы выяснили, что профессиональное становление проходит ряд этапов и характеризуется психическими и психическими изменениями. Большинство ученых выделяют стадию профессионального становления, соответствующую возрасту 15-25. В эту стадию профессионального развития входит период обучения в высшем учебном заведении. Именно в этот период может происходить «кризис молодости» (Э. Эриксон).  И от успешного прохождения кризиса зависит возможность раскрытия не только профессионального, но и личностного потенциала человека. Необходимо учитывать потребности и мотивации молодого человека, учитывать так же его психологические и возрастные особенности. Рассмотрим более детально  период ранней взрослости (от 20 до 40 лет) (Психология развития, 2005 г.).

Теперь рассмотрим период, соответствующий выпуску из высшего учебного заведения, ранняя взрослость (от 20 до 40 лет) [3,56]. Мы рассмотрим особенности становления в этот период до 25 лет, так как этот период соответствует окончанию высшего учебного заведения. 

Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед не­обходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наибо­лее важными являются брак, рождение детей, выбор профессионального пути. Данные события носят характер нормативных, так как их наступле­ние ожидается и чаще всего происходит в определенное время у большин­ства людей. Именно эти события требуют принятия особенных решений, в русле которых поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды, формируются новые мотивы поведения.

Период ранней взрослости можно по-другому назвать периодом на­чинаний. Действительно, во всех областях взрослой жизни, будь то жизнь личная или профессиональная, молодой человек стоит в самом начале пути. Это начало, безусловно, связано с определен­ными планами и надеждами, большинство, которых сложилось еще в юно­шеский период. Однако эти надежды по своей сути являются мечтами, которые необходимо осуществить, чтобы достигнуть желаемого. Поэтому одной из наиболее важных задач молодой личности является необходи­мость увязать мечту и реальность, желаемое и действительное.

Строя планы на будущее, большинство молодежи не отдает себе от­чет в том, что реальное будущее - это не будущее вообще, а будущее оп­ределенным образом построенного настоящего. Мечта лишена непосредственного побуждения. В связи с этим очень часто мечты о взрослых достижениях слабо связаны с реальностью. Мечтой может быть конкретная цель. Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в по­иске путей решения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл - все эти стремления в ранней взрослости не развиты полностью, а находятся в стадии становления [10,35]

Цели, которые ставят перед собой молодые люди, часто бывают либо нереальными, либо фиктивными — их соотнесенность с реальностью труд­но, а иногда и невозможно проверить или подтвердить. Часто они опреде­ляются непомерным уровнем притязаний или тем жизненным сценарием, который определили родители. В этом случае установка типа «Главное - высшее образование, а какое - не важно» или «Не получилось у меня, по­лучится у моего ребенка» подменяет реальность нереализованными меч­тами других людей. Результатом такого выбора жизненного пути зачастую становится разочарование и потеря смысла жизни, а мечта о взрослых дос­тижениях может так и остаться фантазией [10,35].

Поэтому, молодым людям необходима реализация своей собственной мечты, отказавшись от постоянной помощи со стороны родителей, с учетом окружающей реальности и своих возможностей.

Выбор собственной жизненной стратегии является необходимым составляющим личностного роста, необходимо уже учась в университете расставить все приоритеты.

В значительной степени на выбор профессии влияет потребность в безопасности и защите. Ведь никому не секрет, что такие показатели как надежная работа, стабильный заработок, образование накопленных средств, окружение на работе, влияют на выбор будущей работы и профессии. Для молодых людей при выборе работы на первый план, безусловно, выходит уровень заработной платы. Ранние браки и необходимость содержания семьи также побуждают молодых людей искать работу в иной сфере деятельности, чем та, которую они бы выбрали. Молодой человек еще и сталкивается с тем, что когда выходит из университет, его ожидания на достойную зарплату разбиваются о реальность; многие молодые люди не понимают, что начинающему специалисту платить будут меньше, чем со стажем, и они начинают метаться в поисках работы с большей заработной платной. 

Еще важным источником жизненных ценностей и убеждений, который влияет на выбор профессии, является семья и так называемые родительские установки.

Также остро стоит проблема необходимости реализовать собственные способности, то есть добиться самоактуализации. Другими словами, чело­век делает то, что, как ему кажется, может принести наибольшее удовле­творение и максимально способствовать его личностному росту.

Интерес к профессии молодого человека имеет часто романтический характер. И когда происходит столкновение с реальной суровой жизнью, вся эта романтика быстро улетучивается, и если не подготовиться к этой жизни, то работа становится в тягость и обычно заканчивается сменой профессии.

Профессия выбирается исходя из сообра­жений ее престижности в обществе. Ориентация на сложившуюся систему социальных ценностей, отра­жающая сознательность выбора профессионального пути. Так, согласно Г. Олпорту  человек, придающий особое значение теоретиче­ской ценности и заинтересованный в раскрытии истины, соответственно избирает для себя деятельность в области фундаментальной науки или фи­лософии. Человек, придающий особое значение экономической ценности и ценящий то, что полезно и выгодно, выбирает профессию, которая по­зволяет «делать деньги» [11].

Субъект, ценящий эстетику, то есть форму и гармонию, восприни­мает любые жизненные события с точки зрения привлекательности и уме­стности и посвящает себя работе, требующей повышенного и активного интереса к эстетическим сторонам жизни. Для человека с наивысшей социальной ценностью выбор профессии определяется любовью к людям, всяческой заботой о них. В чистом виде социальная установка предполагает альтруистический образ жизни. Доминирующим интересом политической ценности выступает власть. Профессиональная активность в этом случае не обязательно будет ограничиваться сферой политики. Человек, основной ценностью которого является власть и влияние, будет стремиться к ней в любой сфере деятель­ности. Религиозная ценность проявляется в понимании мира как единого целого. Люди, для которых религиозная ценность является ведущей, стре­мятся соединиться с высшей реальностью мироздания, находя в этом свой смысл существования [10,38]

Период выбора профессии, когда молодые люди пытаются разо­браться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях, обычно к 25 годам заканчивается подбором подходящей работы и началом ее освоения.

С 25 лет начинается этап упро­чения карьеры, когда доминирующей потребностью становится необходи­мость занять прочное место в выбранной сфере деятельности.

Таким образом, ранняя взрослость, это важный этап вхождения во взрослую жизнь со всем ее многообразием. И один из главных выборов в этот период является выбор профессионального пути, на этот выбор влияет множество факторов: социальных, психологических, материальных  и т.д. В этот период студент выпускник стоит в самом начале профессионального пути, и именно в этот период он сталкивается с реалиями жизни, которые он не учел, или сознательно не хотел замечать в прошлом, поэтому молодому человеку от самого поступления в университет и до его окончания, выпуска необходима профессиональная помощь. При работе со студентами необходимо работать и учитывать все психологические особенности возраста, для лучшего преодоления преград на пути профессионального становления.  Необходим учет готовности личности к профессиональной деятельности.

1.2. Психологический анализ проблемы готовности личности к выбору

профессии и ее профессиональных планов

К компонентам профессиональной направленности лич­ности относят и установку как готовность к труду, выбору профессии.

Готовность личности к деятельности, в том числе и профессиональной, является сложным психологическим образованием и содержательной характеристикой установки. Она выступает как важнейший компонент профессиональной направленности.

Теория установки разработана школой грузинских психо­логов, возглавляемой Д. Н. Узнадзе. [35,124] Установку понимают как «целостную модификацию субъекта», его готовность к восприя­тию будущих событий и совершению в определенном направле­нии действий, что является основой его целесообразной избира­тельной активности. Она определяет направленность проявле­ний психики и поведения субъекта при возникновении потреб­ностей и ситуации их удовлетворения. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых сфер психичес­кой деятельности человека. Установка - это «готовность, пред­расположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчи­вый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному субъекту» [29]

«Установка личности - это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям и за­дачам и выражается в избирательной мобилизованности и го­товности к деятельности, направленной на их осуществление» [31]

Установка личности в широком значении - это позиция, избирательное отношение личности к субъективно значимым для нее объектам. Образование установки предполагает определен­ную направленность на объект, предрасположенность к опре­деленным действиям и деятельности. Она включает в себя такие составляющие, как потребности, мотивы, ценности, убеждения, ролевые позиции.

Профессиональные установки личности формируются, раз­виваются и изменяются в процессе социализации под влиянием многих причин психофизиологического, психологического, демографического, социально-экономического характера.

Особым психическим образованием является готовность личности совершить профессиональный выбор, которая опре­деляется как активно-действенное состояние, характеризующе­еся функциональной взаимосвязью и динамикой составляющих ее компонентов: познавательного, мотивационного, эмоцио­нального и волевого.

Познавательный компонент включает в себя знания и пред­ставления оптанта (Лицо, имеющее право на оптацию) о привлекающем его виде профессиональ­ной деятельности, о себе, своих индивидуальных особенностях, профессионально важных качествах, о правильном, научно обоснованном выборе будущей профессии.

Мотивационный компонент понимается как потребность в осуществлении правильного, безошибочного выбора профес­сии, профессионального пути.

Волевой компонент определяется как стремление оптанта к самовоспитанию, самосовершенствованию, развитию у себя не­обходимых свойств, навыков, умений в соответствии с требова­ниями выбираемой профессии, предъявляемыми к человеку.

Эмоциональный компонент выражается в общем отноше­нии оптанта к труду, степени эмоционального принятия, оцен­ки его и профессиональной деятельности.

Если деятельность по своим характеристикам совпадает с мотивационными, эмоциональными, коммуникативными осо­бенностями человека, он испытывает удовлетворение; в против­ном случае, эмоциональная напряженность может привести к негативным последствиям: конфликтной ситуации, невротизации, психологическим заболеваниям [16,35].

Важнейшими составляющими профессиональной направ­ленности личности являются ее профессиональные планы и намерения, отличающиеся от первых большей определеннос­тью, знанием способов достижения цели.

Намерение - сознательное решение, выполняющее функцию, побуждения и планировании поведения и деятельности [7].

Выбор профессии не является одномоментным актом. Ин­дивидуальная ситуация выбора, по Е. А. Климову (1996). «про­ектирование профессионального пути», - это процесс, который начинается с ориентировки в обстановке внешних и внутренних событий, за которой следует рассмотрение и оценка возможных вариантов последующих действий, борьба мотивационных по­буждений, принятие решения и его формулировка, отражающа­яся в профессиональных намерениях, «личном профессиональ­ном плане», по Н. С. Пряжникову (1988) [27].

Профессиональное самоопределение личности - это процесс выбора профессии, представленный в планах, намерениях, при­нятии решения на основе сформировавшейся потребности его совершить. Он завершается фактическим выбором профессии, в - котором профессиональные намерения могут осуществиться полностью, частично или остаться нереализованными.

Формирование профессиональных намерений проходит несколько этапов, среди которых выделяют два основных. Пер­вый этап - первичный выбор, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессий и неадекватные, часто ситуативные, оценки собственного ресурса и возможностей его развития. На втором этапе, когда задача вы­бора будущей профессиональной деятельности становится бо­лее актуальной, на основе представлений о своих психологичес­ких и психофизиологических данных формируется личный профессиональный план, который можно рассматривать как так­тику профессионального поведения.

Устойчивость профессиональных намерений является одной из важнейших характеристик, связанной с мотивацией профес­сионального выбора и влияющей на реализацию профессиональ­ных планов оптантов. [16,115].

Таким образом, готовность к профессиональной деятельности является сложным психологическим образованием и содержательной характеристикой установки. Она, в свою очередь, выступает как важнейший компонент профессиональной направленности. Профессиональные установки личности формируются и изменяются в процессе социализации под влиянием многих причин различного характера. Особым психическим образованием является готовность личности совершить профессиональный выбор, которое состоит из познавательного, мотивационного, эмоционального и волевого компонента. Исходя из этого, если деятельность по своим характеристикам совпадает с мотивационными, эмоциональными, коммуникативными осо­бенностями человека, он испытывает удовлетворение; в против­ном случае, эмоциональная напряженность может привести к негативным последствиям: конфликтной ситуации, невротизации, психологическим заболеваниям.  Важнейшими составляющими профессиональной направ­ленности личности являются ее профессиональные планы и намерения. Учет установок, намерений и т.п. абитуриентов и студентов способствует лучшей адаптации к рынку труда.

1.3. Особенности кризиса профессионального самосознания молодого

специалиста на стадии профессиональной адаптации

Важным элементом профессионального становления и личностного развития молодых специалистов, согласно современным концепциям акмеологии и возраст­ной психологии, является прохождение кризисов. Причем от успешности прохож­дения кризисов зависит возможность раскрытия не только профессионального, но и личностного потенциала человека. Кризис рассматривается как неизбежное столкновение двух принципиально отличающихся реальностей, старых и новых приоритетов, стратегий, ценностей и установок.

Начнем с определения понятия «кризис» и его роли в жизни человека. Многие авторы (Ниемеля П., Эриксон Э.) пишут не просто о наличии кризисов в жизни взрослого человека, но и об их необходимости для продолжения процесса развития [39,95].

Действительно, в течение кризисных периодов человек совершает важную ду­ховную работу: выявляет противоречия между тем, кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, что уже получил и что хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие, наобо­рот, недооценивал.

Сущность каждого кризиса — это выбор, который человек должен сделать. Кризис — это столкновение двух реальностей; внутренней (психической) реальности человека, его системы мировоззрения, моделей поведе­ния, и части объективной действительности, противоречащей его предыдущему опыту [71].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5