Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза
Важная характеристика
кризиса — его сила. Снижение силы кризиса возможно за счет осознания и принятия
происходящих процессов (желания встроить их в свою жизнь удобным для себя
образом), понимания собственных целей и приоритетов в жизни и деятельности и —
на базе этого — четкого планирования.
За время
профессионального становления и достижения уровня профессионального мастерства
человек последовательно проходит целый ряд кризисов. И у каждого из них свои
особенности. Один из самых известных специалистов по периодизации развития
личности Эрик Эриксон выделяет три основных кризиса зрелости:
·
кризис молодости (соответствующий кризису начала трудовой
деятельности);
·
кризис середины жизни (совпадающий с кризисом середины карьеры);
·
кризис старости (связанный с завершением карьеры).
У каждого из кризисов
свои характерные черты.
Остановимся на одном из
этапов — начало карьеры.
Не менее значим и
карьерный кризис на ранних этапах профессионализации. Как правило, основной вид
деятельности в период становления молодого специалиста — его учеба в высшем
учебном заведении. Соответственно, и кризис связан с
прохождением именно этого этапа, поскольку значительную часть своего времени
молодой человек проводит в учебной деятельности, проживая основное количество
событий и изменений, влияющих на остальные важные жизненные сферы жизни и
развитие в целом.
Молодость — этап
жизненного цикла, завершающий переход к взрослости, на котором человек
принимает ряд важных решений, касающихся выбора профессии и создания семьи,
общего стиля жизни и конкретных задач на будущее, коррекции ценностных
ориентации в соотношении со своим новым взрослым статусом и новыми жизненными
планами [23,30].
Главная задача
личностного развития на этом этапе — поиск своего места, закрепление в мире
взрослых. Необходимость ее реализации переживается молодыми людьми зачастую
очень остро, носит характер кризиса. Однако бегство от кризиса в этом периоде
только задерживает развитие человека. Молодые люди, достойно принимающие этот
кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее и способны
управлять своей карьерой и жизнью в целом.
Кризисным моментом этого
периода, по мнению К. Г. Юнга, является столкновение человека с требованиями
реальной жизни, не всегда соответствующими его собственным представлениям. Если
у него есть иллюзии, контрастирующие с действительностью, сразу возникают
проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой
внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом.
Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир — не только счастье и
удовольствие. Начинается распад его детской веры, искренности и оптимизма. Но
нередко молодой человек довольно долго продолжает цепляться за детскую
позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его
желаниями, хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради
собственного удовольствия.
Преодоление подобного
застревания на «детской позиции» происходит лишь тогда, когда молодой человек в
силу тех или иных обстоятельств вынужден сменить позицию в отношении внешнего
мира с «я хочу» на «я могу».
Несколько другие акценты в рассмотрении кризисных
моментов развития молодого человека расставляет другой зарубежный исследователь
— Б. Ливехуд (1997) [3].
Поскольку, в отличие от подростка, молодой
человек уже не только включает в свое сознание взрослую жизнь, но реально в
ней участвует, для него особенно остро встают вопросы выбора своего
уникального пути. «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?» — все это важнейшие
вопросы, которые решаются в молодости. В юности необходимо научиться принимать
себя, нести ответственность за свой выбор и решения. Если же человек не ставил
перед собой главных вопросов в юности и не нашел на них ответов, он
подвергается опасности навечно остаться в подростковом возрасте, и его
самооценка будет основываться исключительно на мнении окружающих или на
противостоянии всему миру.
Период взросления также
рассматривается в теории ролей. В русле данной теории развитие
понимается как формирование определенного ролевого репертуара. Роль — внутренне
связанная последовательность разных форм поведения, настроенная на
соответствующую последовательность действий других людей. Роли во многом определяются
существующим социокультурным окружением. С точки зрения теории ролей в период
взросления человека происходят два важных изменения. Во-первых, кардинально
меняются отдельные роли. К их внутренней дифференцировке приводит необходимость
решать задачи, специфические для взросления, и соответствовать ожиданиям
общества. Во-вторых, появляется необходимость осваивать новые роли. Внутреннее
дифференцирование привычных ролей и освоение новых может вступать в
противоречие, и тогда молодой человек ощущает отсутствие преемственности между
прошлыми и новыми ролями, что отражается на его представлении о себе самом.
Связанная с этим неуверенность заставляет его задавать себе классические
вопросы взросления: «Кто я? Каков я? Кем меня считают?» Неопределенность ролей
и статуса усиливается еще и потому, что в обществе отсутствуют четко выраженные
ожидания в отношении молодых людей, за исключением ожидания от них быстрой
адаптации к взрослому миру и его законам [20,147].
Таким образом, перед студентом выпускником, на момент выпуска
из учебного заведения, на момент начала профессиональной деятельности, остро встают вопросы выбора своего уникального пути «Кто я?
Чего я хочу? Что я могу?»… Необходимость реализации
себя переживается молодыми людьми зачастую очень остро, носит характер
кризиса. Столкновение выпускника с требованиями реальной жизни, не всегда
соответствующими его собственным представлениям. Также нередко молодой человек
довольно долго продолжает цепляться за «детскую позицию», ожидая, что все
придет к нему само собой в соответствии с его желаниями, хотелось бы ничего не
делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия. Смягчение
прохождения кризисного периода связанного с началом карьеры является частью
работы учебного заведения, в котором обучается молодой человек. Необходимо
помочь студенту на протяжении всего обучения в учебном заведении: начиная с
первого и заканчивая моментом выпуска.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О КАРЬЕРНОМ РОСТЕ СТУДЕНТОВ
ВЫПУСКНИКОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
2.1. Цель, задачи, методы и
методики исследования
Гипотезы исследования:
1.
У
студентов факультетов АмГПГУ, в большинстве, нет четких представлений о том,
как планировать свой карьерный рост, нет четкого плана развития своей карьеры.
2.
Мы
полагаем, что студенты ИПиП специальности «Педагогика и методика начального
образования» являются группой риска на рынке труда, на сегодняшний момент это
самая невостребованная профессия в нашем городе. Причиной этого является то,
что студенты не представляют себя в рамках другой профессии, и стремятся
оттянуть наступление взрослой жизни и освоение новой социальной роли, т.е.
причиной уязвимости являются внутренние проблемы личности будущих учителей
начальных классов, попадающих на рынок труда с высокой конкуренцией.
Целью нашего исследования является
изучение представлений студентов-выпускников о своем карьерном росте после
окончания педагогического университета.
Объектом исследования являются
студенты-выпускники педагогического университета.
Предметом исследования является: представление
студентов-выпускников.
Задачи исследования:
1.
Анализ
психологической литературы по проблеме исследования;
2.
Изучить
представления студентов-выпускников о своей будущей карьере.
3.
Произвести
сравнительный анализ содержания представлений о своей будущей карьере у
студентов 5 курсов различных факультетов (ИПиП, ФМФ, ЕГФ, ФИиЮ), и определить
специфику изучаемых представлений, отражающих специальности и факультеты в
целом.
4.
Выявить
экспериментальную группу испытуемых, представляющих группу риска на рынке
труда, на основе количественного и качественного сравнительного анализа
результатов, полученных при решении третьей задачи исследования.
5.
Описать
представления студентов о своем существовании, представляющих группу риска на
рынке труда.
6.
Разработать
рекомендации для «Центра содействия занятости учащейся молодежи и
трудоустройства выпускников» ФГОУ ВПО «АмГПГУ».
Методы исследования. В нашей работе были использованы
следующие методы исследования:
1. Организационные методы (сравнительный
2. Эмпирические методы (анализ продуктов деятельности
3. Методы обработки данных (количественный и качественный
анализ результатов, статистические методы: метод «контент-анализа», использование
критерия Фишер)
4. Интерпретационные методы (структурный метод)
Методика исследования. «Представление субъекта о себе, о
жизни, о карьере» (Каткова Е.Н.).
1 задание. Дать определение понятию «карьера» -
данное задание поможет определить, на сколько студенты данной специальности
владеют данным понятием.
Данное понятие в различных печатных
источниках рассматривается более широко, либо менее, поэтому нами было взято
несколько определений.
Так, карьера - 1) успешное продвижение в какой-либо области
деятельности; 2) род занятий, профессия. 3) Достижение
известности, славы, выгоды [66].
Карьера — сознательный способ организации профессиональной
жизни, включающий продвижение к намеченному профессиональному, должностному или
социальному статусу, что в широком смысле способствует самореализации,
саморазвитию, самоутверждению человека в профессии и жизни [67].
2 задание. «Опишите себя в прошлом,
настоящем и будущем». В данном задании необходимо вписать в круги, обозначающим
отрезки времени (прошлое, настоящее, будущее), как они себя видят. При этом,
как в этом задании, так и в последующем, задание начиналось с местоимения «Я»: «Я
в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем», чтобы подчеркнуть, что задание
должно выполняться с основой на свое внутренне Я. Так же под этим заданием, и
под следующими заданиями необходимо изобразить в квадрате отношения этих
«временных» кругов (Приложение 6).
3 Задание «Опишите свою жизнь в
прошлом, настоящем и будущем». В данном задании студентам нужно вписать в
круги, обозначающим отрезки времени (прошлое, настоящее, будущее), как они
видят свою жизнь (Приложение 6).
4 Задание «Опишите свою карьеру в
прошлом, настоящем и будущем». В данном задании студентам необходимо вписать в
круги, обозначающим отрезки времени (прошлое, настоящее, будущее), как они
видят свою карьеру (Приложение 6).
2.2. Программа исследования
1 этап. На первом этапе исследования нами запланировано проведение
анализа эссе студентов-выпускников АмГПГУ на тему: «Я и моя карьера». В эссе
студенты должны описать свои мысли по поводу целей и смысла его карьеры. В
карьерном эссе студенту нужно раскрыть совой взгляд на карьеру, отмечать
причины и особенности выбора их профессии, характеризовать образ будущего и
раскрыть собственные стратегии достижения карьерного успеха. Статистический
метод обработки данных -«контент-анализ». Выделить категории и единицы анализа,
по результатам подсчета которых можно сделать вывод о том, какие у студентов
факультетов АмГПГУ представления о планировании его карьерного роста.
2 этап. Провести процентное сравнение, среди факультетов,
количества эссе с наличием единиц анализа, относящихся к каждой из категорий, для
того, чтобы проследить частоту встречаемости, и тем самым определить значимость
единиц анализа, данных категорий, для студентов различных факультетов. Суммировать
все сравниваемые до этого проценты по отдельным категориям. Выявить значимость
различий конечных данных (критерий Фишера).
3 Этап. Основываясь на результатах полученных при анализе эссе,
провести исследования на студентах-выпускниах специальности «Педагогика и
методика начального образования». Запустить специально разработанную нами Методику
«Представление субъекта о себе, о жизни, о карьере» (Каткова Е.Н.). Целью методики: посмотреть, насколько влияет
столкновение двух принципиально отличающихся реальностей, старых и новых
приоритетов, стратегий, ценностей и установок, на будущее. Насколько влияет
социальный статус и социальная роль на представление о себе, своей жизни и карьере.
4 этап. Учитывая результаты полученных данных после исследования, разработать
рекомендации для «Центра содействия занятости учащейся молодежи и
трудоустройства выпускников» ФГОУ ВПО «АмГПГУ».
ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАРЬЕРНОМ РОСТЕ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВУЗА
3.1. Сравнительный анализ
содержания представлений о своей будущей карьере у студентов 5 курсов различных
факультетов
Для подтверждения гипотезы о том, что у студентов
факультетов АмГПГУ, в большинстве, нет четких представлений о том, как
планировать свой карьерный рост, нет четкого плана развития своей карьеры;
студентам 5 курса АмГПГУ было предложено написать эссе на тему «Я и моя
карьера». В эссе студентом было предложено описать свои мысли по поводу целей и
смысла его карьеры. В карьерном эссе студенту надо было раскрыть совой взгляд
на карьеру, отмечать причины и особенности выбора им профессии, характеризовать
образ будущего и раскрыть собственные стратегии достижения карьерного успеха.
Эссе представили 3 факультета и 1 институт:
·
«Факультет
истории и юриспруденции» представлен такими специальностями как: «История» и «Юриспруденция»;
·
«Физико-математический
факультет»: «Физика»,
«Информатика», «Математика»;
· «Естественно-географический факультет»: «Безопасность
жизнедеятельности», «География-биология», «География-правоведение», «Биология-химия»,
«Биология - экологический туризм»;
·
«Институт
педагогики и психологии»: «Педагогика и методика начального образования», «Социальная
педагогика и психология», «Дошкольная педагогика», «Педагогика-психология», «Логопедия».
Обработка содержания производилась методом «контент-анализа», как наиболее подходящий для
анализа больших текстовых массивов, для выявления интересующих закономерностей.
Анализируя данные эссе, можно было проследить:
1) в каких категориях выпускники факультетов больше делают
акценты, какие единицы анализа наиболее значимы для них;
2) какие факультеты наиболее подготовлены в планировании
своей карьеры;
В качестве категорий контент-анализа (7 категорий),
характеризующие эссе как план карьерного роста, были взяты [60] (Приложение 1):
1. Категория «А» – сроки развития карьеры. В данной категории
была взята позиционная единица о времени, сроках достижении целей в карьере.
Пример: «через 5 лет я буду прокурором…»;
2. Категория «B» - должность, которую бы хотел занимать выпускник. В данной категории
были взяты структурно-семантические единицы анализа (слова и словосочетания),
такие как «буду прокурором», «буду учителем» и т.д. (всего 6 единиц).
3. Категория «C» - действия, способствующие успешной реализации плана. В данной
категории так же были выбраны 2 позиционные единицы: упоминание о «курсах
повышения квалификации» и «продолжение образования, второе высшее».
4. Категория «D» - частота отражения темы: «карьера». В этой категории были взяты
структурно-семантические единицы анализа (слова), которые характеризуют тему:
«карьера» - это 3 единицы: «карьера», «карьерный рост», «карьерная лестница».
5. Категория «E» - качества, которыми обладают выпускники, необходимые для достижения
поставленных целей. В этой категории были выбраны все встречающиеся
структурно-семантические единицы в эссе (слова и словосочетания, всего 67),
относящиеся к личностным качествам студентов. Пример: доброжелательность,
честолюбие, ответственность и т.д.
6. Категория «F» - указание на условия, обстановку, которые будут на месте работы. В
этой категории были взяты структурно-семантические единицы анализа (слова и
словосочетания), описывающие обстановку, условия, которые будут на будущем
месте работы.
7. Категория «G» - направленность на действия, слова отражающие желание выстроить
карьеру. В этой категории были выбраны все встречающиеся
структурно-семантические единицы в эссе (слова, словосочетания, всего 27),
характеризующиеся как направленность на действия, достижение чего-либо. Пример:
«Я хочу», «Я стремлюсь», «Я достигну» и т.п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|