бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза бесплатно рефераты

Важная характеристика кризиса — его сила. Снижение силы кризиса возможно за счет осознания и принятия происходящих процессов (желания встроить их в свою жизнь удобным для себя образом), понимания собственных целей и приоритетов в жизни и деятель­ности и — на базе этого — четкого планирования.

За время профессионального становления и достижения уровня профессио­нального мастерства человек последовательно проходит целый ряд кризисов. И у каждого из них свои особенности. Один из самых известных специалистов по пе­риодизации развития личности Эрик Эриксон выделяет три основных кризиса зрелости:

·                   кризис молодости (соответствующий кризису начала трудовой деятельности);

·                   кризис середины жизни (совпадающий с кризисом середины карьеры);

·                   кризис старости (связанный с завершением карьеры).

У каждого из кризисов свои характерные черты.

Остановимся на одном из этапов  — начало карьеры.

Не менее значим и карьерный кризис на ранних этапах профессионализации. Как правило, основной вид деятельности в период становления молодого специа­листа — его учеба в высшем учебном заведении. Соответственно, и кризис связан с прохождением именно этого этапа, поскольку значительную часть своего време­ни молодой человек проводит в учебной деятельности, проживая основное количе­ство событий и изменений, влияющих на остальные важные жизненные сферы жизни и развитие в целом.

Молодость — этап жизненного цикла, завершающий переход к взрослости, на котором человек принимает ряд важных решений, касающихся выбора профессии и создания семьи, общего стиля жизни и конкретных задач на будущее, коррекции ценностных ориентации в соотношении со своим новым взрослым статусом и но­выми жизненными планами [23,30].

Главная задача личностного развития на этом этапе — поиск своего места, за­крепление в мире взрослых. Необходимость ее реализации переживается моло­дыми людьми зачастую очень остро, носит характер кризиса. Однако бегство от кризиса в этом периоде только задерживает развитие человека. Молодые люди, достойно принимающие этот кризис в переломный момент своей жизни, обычно становятся сильнее и способны управлять своей карьерой и жизнью в целом.

Кризисным моментом этого периода, по мнению К. Г. Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, не всегда соответствующими его собственным представлениям. Если у него есть иллю­зии, контрастирующие с действительностью, сразу возникают проблемы. Часто это связано со слишком большими ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир — не только счастье и удовольствие. Начинается распад его детской веры, искренности и оптимизма. Но нередко мо­лодой человек довольно долго продолжает цепляться за детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями, хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия.

Преодоление подобного застревания на «детской позиции» происходит лишь тогда, когда молодой человек в силу тех или иных обстоятельств вынужден сменить позицию в отношении внешнего мира с «я хочу» на «я могу».

Несколько другие акценты в рассмотрении кризисных моментов развития мо­лодого человека расставляет другой зарубежный исследователь — Б. Ливехуд (1997) [3].  

Поскольку, в отличие от подростка, молодой человек уже не только вклю­чает в свое сознание взрослую жизнь, но реально в ней участвует, для него осо­бенно остро встают вопросы выбора своего уникального пути. «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?» — все это важнейшие вопросы, которые решаются в молодости. В юно­сти необходимо научиться принимать себя, нести ответственность за свой выбор и решения. Если же человек не ставил перед собой главных вопросов в юности и не нашел на них ответов, он подвергается опасности навечно остаться в подростковом возрасте, и его самооценка будет основываться исключительно на мнении окру­жающих или на противостоянии всему миру.

Период взросления также рассматривается в теории ролей. В русле данной тео­рии развитие понимается как формирование определенного ролевого репертуара. Роль — внутренне связанная последовательность разных форм поведения, настроен­ная на соответствующую последовательность действий других людей. Роли во многом определяются существующим социокультурным окружением. С точки зрения теории ролей в период взросления человека происходят два важных изменения. Во-первых, кардинально меняются отдельные роли. К их внутренней дифференцировке приводит необходимость решать задачи, специфические для взросления, и соответствовать ожиданиям общества. Во-вторых, появляется необходимость осваивать новые роли. Внутреннее дифференцирование привычных ролей и освоение новых может вступать в противоречие, и тогда молодой человек ощущает отсутствие преемст­венности между прошлыми и новыми ролями, что отражается на его представлении о себе самом. Связанная с этим неуверенность заставляет его задавать себе клас­сические вопросы взросления: «Кто я? Каков я? Кем меня считают?» Неопределен­ность ролей и статуса усиливается еще и потому, что в обществе отсутствуют четко выраженные ожидания в отношении молодых людей, за исключением ожидания от них быстрой адаптации к взрослому миру и его законам [20,147].

Таким образом, перед студентом выпускником, на момент выпуска из учебного заведения, на момент начала профессиональной деятельности,  остро встают вопросы выбора своего уникального пути «Кто я? Чего я хочу? Что я могу?»… Необходимость реализации себя переживается моло­дыми людьми зачастую очень остро, носит характер кризиса. Столкновение выпускника с требованиями реальной жизни, не всегда соответствующими его собственным представлениям. Также нередко мо­лодой человек довольно долго продолжает цепляться за «детскую позицию», ожидая, что все придет к нему само собой в соответствии с его желаниями, хотелось бы ничего не делать, а если уж что-то делать, так ради собственного удовольствия. Смягчение прохождения кризисного периода связанного с началом карьеры является частью работы учебного заведения, в котором обучается молодой человек. Необходимо помочь студенту на протяжении всего обучения в учебном заведении: начиная с первого и заканчивая моментом выпуска.

























ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О КАРЬЕРНОМ РОСТЕ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНИКОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА


2.1. Цель, задачи, методы и методики исследования

Гипотезы исследования:

1.                 У студентов факультетов АмГПГУ, в большинстве, нет четких представлений о том, как планировать свой карьерный рост, нет четкого плана развития своей карьеры.

2.                 Мы полагаем, что студенты ИПиП специальности «Педагогика и методика начального образования» являются группой риска на рынке труда, на сегодняшний момент это самая невостребованная профессия в нашем городе. Причиной этого является то, что студенты не представляют себя в рамках другой профессии, и стремятся оттянуть наступление взрослой жизни и освоение новой социальной роли, т.е. причиной уязвимости являются внутренние проблемы личности будущих учителей начальных классов, попадающих на рынок труда с высокой конкуренцией.

Целью нашего исследования является изучение представлений студентов-выпускников о своем карьерном росте после окончания педагогического университета.

Объектом исследования являются студенты-выпускники педагогического университета.

Предметом исследования является: представление студентов-выпускников.

Задачи исследования:

1.     Анализ психологической литературы по проблеме исследования;

2.     Изучить представления студентов-выпускников о своей будущей карьере.

3.     Произвести сравнительный анализ содержания представлений о своей будущей карьере у студентов 5 курсов различных факультетов (ИПиП, ФМФ, ЕГФ, ФИиЮ), и определить специфику изучаемых представлений, отражающих специальности и факультеты в целом.

4.     Выявить экспериментальную группу испытуемых, представляющих группу риска на рынке труда, на основе количественного и качественного сравнительного анализа результатов, полученных при решении третьей задачи исследования.

5.     Описать представления студентов о своем существовании, представляющих группу риска на рынке труда. 

6.     Разработать рекомендации для «Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников» ФГОУ ВПО «АмГПГУ».

Методы исследования. В нашей  работе были использованы следующие методы исследования:

1. Организационные методы (сравнительный 

2. Эмпирические методы (анализ продуктов деятельности

3. Методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов, статистические методы: метод «контент-анализа», использование критерия Фишер)

4. Интерпретационные методы (структурный метод)

Методика исследования. «Представление субъекта о себе, о жизни, о карьере» (Каткова Е.Н.).

1 задание. Дать определение понятию «карьера» - данное задание поможет определить, на сколько студенты данной специальности владеют данным понятием.

Данное понятие в различных печатных источниках рассматривается более широко, либо менее, поэтому нами было взято несколько определений.

Так, карьера - 1) успешное продвижение в какой-либо области деятельности; 2) род занятий, профессия. 3) Достижение известности, славы, выгоды [66].

Карьера — сознательный способ организации профессиональной жизни, включающий продвижение к намеченному профессиональному, должностному или социальному статусу, что в широком смысле способствует самореализации, саморазвитию, самоутверждению человека в профессии и жизни [67].

2 задание. «Опишите себя в прошлом, настоящем и будущем». В данном задании необходимо вписать в круги, обозначающим отрезки времени (прошлое, настоящее, будущее), как они себя видят. При этом, как в этом задании, так и в последующем, задание начиналось с местоимения «Я»: «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем», чтобы подчеркнуть, что задание должно выполняться с основой на свое внутренне Я. Так же под этим заданием, и под следующими заданиями необходимо изобразить в квадрате отношения этих «временных» кругов (Приложение 6).

3 Задание «Опишите свою жизнь в прошлом, настоящем и будущем». В данном задании студентам нужно вписать в круги, обозначающим отрезки времени (прошлое, настоящее, будущее), как они видят свою жизнь (Приложение 6).

4 Задание «Опишите свою карьеру в прошлом, настоящем и будущем». В данном задании студентам необходимо вписать в круги, обозначающим отрезки времени (прошлое, настоящее, будущее), как они видят свою карьеру (Приложение 6).







2.2. Программа исследования

1 этап. На первом этапе исследования нами запланировано проведение анализа эссе студентов-выпускников АмГПГУ  на тему: «Я и моя карьера». В эссе студенты должны описать свои мысли по поводу целей и смысла его карьеры. В карьерном эссе студенту нужно раскрыть совой взгляд на карьеру, отмечать причины и особенности выбора их профессии, характеризовать образ будущего и раскрыть собственные стратегии достижения карьерного успеха. Статистический метод обработки данных -«контент-анализ». Выделить категории и единицы анализа, по результатам подсчета которых можно сделать вывод о  том, какие у студентов факультетов АмГПГУ представления о планировании его карьерного роста.

2 этап. Провести процентное сравнение, среди факультетов, количества эссе с наличием единиц анализа, относящихся к каждой из категорий, для того, чтобы проследить частоту встречаемости, и тем самым определить значимость единиц анализа, данных категорий, для студентов различных факультетов. Суммировать все сравниваемые до этого проценты по отдельным категориям. Выявить значимость различий конечных данных (критерий Фишера).

3 Этап. Основываясь на результатах полученных при анализе эссе, провести исследования на студентах-выпускниах специальности «Педагогика и методика начального образования». Запустить специально разработанную нами Методику «Представление субъекта о себе, о жизни, о карьере» (Каткова Е.Н.). Целью методики: посмотреть, насколько влияет столкновение двух принципиально отличающихся реальностей, старых и новых приоритетов, стратегий, ценностей и установок, на будущее.  Насколько влияет социальный статус и социальная роль на представление о себе, своей жизни и карьере.

4 этап. Учитывая результаты полученных данных после исследования, разработать рекомендации для «Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников» ФГОУ ВПО «АмГПГУ».





ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ  ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАРЬЕРНОМ РОСТЕ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

3.1. Сравнительный анализ содержания представлений о своей будущей карьере у студентов 5 курсов различных факультетов

Для подтверждения гипотезы о том, что у студентов факультетов АмГПГУ, в большинстве, нет четких представлений о том, как планировать свой карьерный рост, нет четкого плана развития своей карьеры; студентам 5 курса АмГПГУ было предложено написать эссе на тему «Я и моя карьера». В эссе студентом было предложено описать свои мысли по поводу целей и смысла его карьеры. В карьерном эссе студенту надо было раскрыть совой взгляд на карьеру, отмечать причины и особенности выбора им профессии, характеризовать образ будущего и раскрыть собственные стратегии достижения карьерного успеха. Эссе представили 3 факультета и 1 институт:

·        «Факультет истории и юриспруденции» представлен такими специальностями как: «История» и «Юриспруденция»;

·        «Физико-математический факультет»: «Физика», «Информатика», «Математика»;

·    «Естественно-географический факультет»: «Безопасность жизнедеятельности», «География-биология», «География-правоведение», «Биология-химия», «Биология - экологический туризм»;

·        «Институт педагогики и психологии»: «Педагогика и методика начального образования», «Социальная педагогика и психология», «Дошкольная педагогика», «Педагогика-психология», «Логопедия». 

Обработка содержания производилась методом «контент-анализа», как наиболее подходящий для анализа больших текстовых массивов, для выявления интересующих закономерностей. Анализируя данные эссе, можно было проследить:

1) в каких категориях выпускники факультетов больше делают акценты, какие единицы анализа наиболее значимы для них;

2) какие факультеты наиболее подготовлены в планировании своей карьеры;

В качестве категорий контент-анализа (7 категорий), характеризующие эссе как план карьерного роста, были взяты [60] (Приложение 1): 

1. Категория «А» – сроки развития карьеры. В данной категории была взята позиционная единица о времени, сроках достижении целей в карьере. Пример: «через 5 лет я буду прокурором…»;

2. Категория «B» - должность, которую бы хотел занимать выпускник. В данной категории были взяты структурно-семантические единицы анализа (слова и словосочетания), такие как «буду прокурором», «буду учителем» и т.д. (всего 6 единиц).

3. Категория «C» - действия, способствующие успешной реализации плана. В данной категории так же были выбраны 2 позиционные единицы: упоминание о «курсах повышения квалификации» и «продолжение образования, второе высшее».

4. Категория «D» - частота отражения темы: «карьера». В этой категории были взяты структурно-семантические единицы анализа (слова), которые характеризуют тему: «карьера» - это 3 единицы: «карьера», «карьерный рост», «карьерная лестница».

5. Категория «E» - качества, которыми обладают выпускники, необходимые для достижения поставленных целей. В этой категории были выбраны все встречающиеся структурно-семантические единицы в эссе (слова и словосочетания, всего 67), относящиеся к личностным качествам студентов. Пример: доброжелательность, честолюбие, ответственность и т.д.

6. Категория «F» - указание на условия, обстановку, которые будут на месте работы. В этой категории были взяты структурно-семантические единицы анализа (слова и словосочетания), описывающие обстановку, условия, которые будут на будущем месте работы.

7. Категория «G» - направленность на действия, слова отражающие желание выстроить карьеру. В этой категории были выбраны все встречающиеся структурно-семантические единицы в эссе (слова, словосочетания, всего 27), характеризующиеся как направленность на действия, достижение чего-либо. Пример: «Я хочу», «Я стремлюсь», «Я достигну» и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5