Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза
Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников педагогического вуза
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство
по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет»
Институт педагогики и психологии
Кафедра психологии развития
На правах рукописи
Чемерис Дмитрий Юрьевич
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАРЬЕРНОМ РОСТЕ
СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ПЕДГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Специальность 050708 – «Педагогика и
методика начального образования»
со специализацией 031213 – «управление
учебно-воспитательным процессом».
Выпускная квалификационная работа
по психологии
Комсомольск-на-Амуре, 2008г.
Выпускная квалификационная работа выполнена на
кафедре психологии и развития ФГОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет»
Научный руководитель Е.
Н. Каткова, к.пс.н.,
доцент кафедры психологии
Рецензент С.
М. Ситяева, к. б. н., доцент
Директор Института дистанционного
образования ФГОУ ВПО «АмГПГУ»
Защита состоится «____» ___________ 200__ года
в ______ часов в ГАК
Института педагогики и психологии ФГОУ ВПО
«АмГПГУ»
(аудитория ____)
К защите допускаю:
Научный руководитель Е.
Н. Каткова, к.пс.н., доцент
Зав. кафедрой психологии В.
А. Шмакова, к.пс.н., доцент
развития ИПиП
Директор ИПиП Н.Ю.
Чулкова, к.б.н., доцент
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основания изучения представлений о карьерном
росте у студентов-выпускников
педагогического вуза в психологической науке…………………………………………………….......................................8
1.1. Особенности профессионального становления личности
в онтогенезе………………………………………………………….......................8
1.2. Психологический
анализ проблемы готовности личности к выбору
профессии и ее
профессиональных планов……………………………………18
1.3. Особенности кризиса профессионального самосознания молодого
специалиста на стадии профессиональной адаптации……………………..….22
Глава 2. Методы исследования представлений о карьерном росте
студентов выпускников педагогического вуза……………………………….....................27
2.1. Цель, задачи, методы и методики
исследования……………………….....27
2.2. Программа исследования………………………………………...................30
Глава 3. Описание результатов исследования представлений о карьерном
росте студентов выпускников педагогического вуза………………….............32
3.1. Особенности профессионального становления
личности и ее представлений о будущей карьере у студентов 5 курсов факультетов
АмГПГУ…….........................................................................................................32
3.2. Особенности представлений о своей будущей карьере
студентов
специальности «Педагогика и методика начального
образования»……….....44
3.3. Рекомендации для «Центра содействия занятости
учащейся молодежи и трудоустройства выпускников» ФГОУ ВПО «АмГПГУ».................................53
Заключение………………………………………………………………….........55
Библиографический список………………………………………………..........58
Приложения………………………………………………………………...........65
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема развития современного
профессионала состоит в реализации его карьерного потенциала и возможность
осуществить собственную конкурентоспособность на современном рынке труда. Активное
управление карьерой в динамичных социально-экономических условиях — одно из
ключевых условий профессионального и даже шире — жизненного успеха человека.
Данной проблемой занимались: Ф. Парсонс, Ш. Бюлер, Д.
Сьюпер, Эрик Эриксон, Абрахам Маслоу, А.К. Маркова, Е.А. Климов, А.М. Кухарчук,
Е.А. Могилёвкин, А.В. Леонова, Н.С. Пряжников и другие.
К молодым специалистам в современных
условиях рынка предъявляется целый ряд требований: они должны иметь не только
достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и
отличаться социальной зрелостью, сохранять высокую эффективность в ситуации
неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям
рабочей среды [46]…
Таким образом, актуальностью работы
является проблема трудоустройства молодых специалистов выпускающихся из
педагогических университетов и проектирования их дальнейшего жизненного пути.
Гипотеза исследования. На наш взгляд
выпускники педагогического университета не обладает карьерными установками.
Студенты недостаточно ориентируется в современной ситуации на рынке труда, как
дающую гораздо больше возможностей для выбора траектории профессионального
развития и должностного продвижения.
Современные начинающие специалисты
должны реально оценивать свое положение на рынке труда, обладать
первоначальным профессиональным опытом, владеть современными технологиями; при
поиске работы ориентированы не столько на уровень заработной платы, сколько на
возможности самореализации, карьерного роста, условия трудовой деятельности,
адекватно воспринимать изменения, произошедшие за последние 5-10 лет в сфере
управления, планирования карьерой.
Одни выпускники педагогического университета не знают о
способах планирования своей карьеры, нет практики планирования, но задумывались
о своем карьерном росте. Другие имеют практику планирования своей карьеры и уже
делают карьеру. Еще одной проблемой является то, что многие студенты по
окончании университета сомневаются в осуществлении карьеры по выбранной
профессии.
Студенты педагогического университета
специальности «Педагогика и методика начального образования» являются группой
риска на рынке труда, по сравнению с другими специальностями, т.к. в нашем
городе не требуются учителя начальных классов. Такая обстановка вызвана
переходом на подушевое финансирование общеобразовательных учреждений,
следовательно идет сокращение учителей, экономической ситуацией в стране – все
это ведет к тому, что растет количество невостребованных молодых специалистов
учителей начальных классов.
Данная постановка проблемы позволила
нам вдвинуть 2 гипотезы:
1.
У
студентов факультетов АмГПГУ, в большинстве, нет четких представлений о том,
как планировать свой карьерный рост, нет четкого плана развития своей карьеры.
2.
Мы
полагаем, что студенты ИПиП специальности «Педагогика и методика начального
образования» являются группой риска на рынке труда, на сегодняшний момент это
самая невостребованная профессия в нашем городе. Причиной этого является то,
что студенты не представляют себя в рамках другой профессии, и стремятся
оттянуть наступление взрослой жизни и освоение новой социальной роли, т.е. причиной
уязвимости являются внутренние проблемы личности будущих учителей начальных
классов, попадающих на рынок труда с высокой конкуренцией.
Объектом нашего исследования являются
студенты 5 курса педагогического университета. Предметом исследования -
представление о своей карьере студентов 5 курса педагогического университета. Целью
исследования явилось изучение представлений студентов-выпускников о своем
карьерном росте в будущей профессиональной деятельности.
Гипотеза и цель нашего исследования
позволили сформулировать следующие задачи:
1.
Анализ психологической
литературы по проблеме исследования;
2.
Изучить
представления студентов-выпускников о своей будущей карьере.
3.
Произвести
сравнительный анализ содержания представлений о своей будущей карьере у студентов
5 курсов различных факультетов (ИПиП, ФМФ, ЕГФ, ФИиЮ), и определить специфику
изучаемых представлений, отражающих специальности и факультеты в целом.
4.
Выявить
экспериментальную группу испытуемых, представляющих группу риска на рынке труда,
на основе количественного и качественного сравнительного анализа результатов,
полученных при решении третьей задачи исследования.
5.
Описать
представления студентов о своем существовании, представляющих группу риска на
рынке труда.
6.
Разработать
рекомендации для «Центра содействия занятости учащейся молодежи и
трудоустройства выпускников» ФГОУ ВПО «АмГПГУ».
Методы исследования. В нашей работе были использованы
следующие методы исследования:
1. Организационные методы (сравнительный)
2. Эмпирические методы (анализ продуктов деятельности)
3. Методы обработки данных (количественный и качественный
анализ результатов, статистические методы: метод «контент-анализа», использование
критерия Фишер)
4. Интерпретационные методы (структурный метод)
Методики. «Представление субъекта о себе, о жизни, о карьере» (Каткова
Е.Н.).
Теоретическая и практическая значимость дипломной работы заключается в том, что собранные
и проанализированные данные, разработанные рекомендации могут быть использованы
в работе «Центра содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства
выпускников» ФГОУ ВПО «АмГПГУ».
База исследования. Экспериментальная работа проводилась в Амурском
гуманитарно-педагогическом государственном университете г.
Комсомольска-на-Амуре: Институт педагогики и психологии, Физико-математический
факультет, Естественно-географический факультет, Факультет истории и
юриспруденции. В исследовании приняло участие 155 студентов выпускников трех
факультетов и одного института, 13 студентов выпускников специальности
«Педагогика и методика начального образования» Института педагогики и психологии.
Структура и объем работы:
1) введение;
2) 3 главы;
3) 8 параграфов (шесть теоретических и два с
опытно-экспериментальной работой);
4) заключение;
5) библиографический список;
6) 7 таблиц;
7) 10 рисунков;
8) 8 приложений.
Основное содержание изложено на страницах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КАРЬЕРНОМРОСТЕ У СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВУЗА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1. Особенности
профессионального становления личности в онтогенезе
Профессиональное развитие
органически входит в общее развитие личности, которое является важной составляющей
процесса ее социализации, представляющей собой вхождение в общество,
включение в социальные отношения через усвоение социального опыта и
воспроизведения его в деятельности.
Выделяют физическое,
эмоциональное, когнитивное, социальное и нравственное развитие личности;
особым видом является ее профессиональное развитие [36].
В теориях
профессионального развития рассматриваются его детерминанты, освещаются этапы
профессионального пути личности и ее профессиональной карьеры, карьерные
ориентации и установки [16,42].
Основоположник
научно-психологического подхода к проблеме профессионального становления
личности Ф. Парсонс (1908) первым сформулировал тезис о том, что каждой
профессии соответствует определенный набор психологических и физических
качеств. А успешность и удовлетворенность человека профессиональной
деятельностью зависит от степени соответствия индивидуальных качеств личности
требованиям профессии.
В дальнейшем Ш. Бюлер, Д.
Сьюпер утверждали, что поиск профессии обусловлен детскими мечтами о
профессии, ролевыми играми на предыдущих возрастных этапах и достижением
определенного уровня личностного развития.
Фазы жизненного цикла (по Ш. Бюлер)
Фаза I (до 15-летнего
возраста). Характеризуется отсутствием каких-либо четких целей. Ребенок живет
настоящим, о будущем имеет весьма смутное представление. В этот период
происходит в основном развитие физических и умственных способностей.
Фаза II (от 15 до 25 лет).
Отрочество и юность. Человек осознает свои потребности, способности и интересы.
Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и смысла
собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой
степени он способен достичь поставленных целей.
Фаза III (от 25 до 40-45 лет).
Соответствует зрелости. Самый плодотворный период жизни, для которого
характерна постановка четких целей, позволяющая добиться стабильности на
профессиональном поприще и в личной жизни.
Фаза IV (от 45 до 65 лет).
Солидный возраст. Подведение итогов своей деятельности и свершений. Пересмотр
целей с учетом своего профессионального статуса, здоровья и положения дел в
семье.
Фаза V начинается в преклонном
возрасте, в 65-70 лет. Многие люди перестают преследовать цели, поставленные в
юности. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию.
Анализируя события собственной жизни, человек решает, удалось ли ему достичь
поставленных целей.
Д. Сьюпер разделил
профессиональный путь индивида на пять этапов. Он соотнес осознание своих склонностей
и способностей с выбором профессии, во время которого развивается и
уточняется профессиональная Я-концепция.
Этапы профессионального
пути (по Д. Сьюперу)
1. Этап роста (от
рождения до 14 лет). В детстве начинает развиваться Я-концепция. Дети в играх
проигрывают различные роли, пробуя себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится
и что хорошо получается. У них появляются какие-то интересы, которые могут
повлиять на будущую профессиональную карьеру.
2. Этап исследования (от
15 до 24 лет). Юноши и девушки пытаются определиться в своих потребностях,
интересах, способностях, ценностях и возможностях. На основе самоанализа они
рассматривают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа
молодые люди подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.
3. Этап упрочения карьеры
(от 25 до 44 лет). Работники стремятся занять прочное положение в выбранной
сфере деятельности. В первые годы трудовой жизни может произойти смена работы
или специальности, во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к
сохранению выбранного рода занятий. Эти годы в трудовой биографии человека
часто оказываются наиболее творческими.
4. Этап сохранения
достигнутого (от 45 до 65 лет). Работники стараются сохранить за собой то
положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем
этапе.
5. Этап спада (после 65
лет). Физические и умственные силы пожилых работников убывают. Для того чтобы
соответствовать снизившимся возможностям человека, меняется характер работы.
Трудовая деятельность прекращается [27,98].
Этапы профессионального
пути выделяли так же Ф. Хейвигхерст (6 этапов); П. Массен, Дж. Конгер,Дж.
Каган и Дж. Гивит (1979), рассматривая стадии развития личности, отмечают, что
двадцатилетние обычно имеют дело с выбором карьеры, намечают жизненные цели.
Е. А. Климов (1996) предлагает
рассматривать профессиональное развитие по фазам, на каждой из которых
личность исполняет определенную профессиональную роль.
Адлер А. считал, что
выбор профессии основан на стремлении человека к гиперкомпенсации
неудовлетворительных свойств своей личности. Таким образом, человек выбирает
именно ту профессию, которая наименее соответствует его индивидуальным особенностям,
но может помочь утвердить себя в его собственных глазах. Отчасти такой подход
к выбору профессии подтверждается в современных исследованиях [30,59]
Роу Э. (1956) связывает
профессиональное становление человека с характером предшествующих
детско-родительских отношений. Она обнаружила, что работу с людьми выбирает
человек, в семье которого преобладали эмоциональная атмосфера принятия и
сотрудничества, методы убеждения и поощрения, четкое распределение семейных
функций. Сфера искусства выбирается тогда, когда во взаимоотношениях родителей
с детьми ведущую роль играла эмоциональная сторона. Профессии, имеющие отношение
к работе с вещами, предпочитаются людьми, в атмосфере семьи которых было
отчуждение, непонимание, преобладали методы наказания [17,165].
А. Маслоу в концепции
профессионального развития выделяет в качестве центрального понятия самоактуализацию
как стремление человека самосовершенствоваться, проявлять себя в значимом для
него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» выступают
такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление».
Самоактуализация, по А.
Маслоу, - это полное использование человеком своих талантов, способностей,
возможностей, желание индивида стать тем, кем он может стать.
Самоактуализирующиеся личности в выбранной профессии стремятся сделать все
возможное для своего совершенствования, чтобы достичь высшего уровня
компетенции. Маслоу разработал «иерархию потребностей», состоящую из следующих
ступеней: I ступень -
физиологические потребности, II ступень - потребность в надежности (материальной, связанной
со здоровьем, обеспечением в старости), III ступень - социальные потребности (общение), IV ступень - потребность в
уважении, престиже, социальном успехе, осознание собственного достоинства, V ступень - потребность в
развитии личности, осмыслении своего назначения в мире, в самореализации,
самоактуализации. Но вершины личностного развития, самоактуализации достигают
1-4% людей. «Самоактуализирующиеся» личности стремятся реализовать себя, свои
интересы и способности. Такой личности присущи саморазвитие, готовность к
решению новых проблем, способность к пониманию других людей, независимость от
социальной среды, самостоятельность суждений, принятие себя и других,
профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело [12,86].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|