бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование педагогического общения преподавателя со студентами бесплатно рефераты

Оцениваются возможности управления своими эмоциями, психическими состояниями, выразительными возможностями (мимикой, речью). Все это дополняет методический и дидактический анализ деятельности педагога.

Приведенные упражнения подкрепляются разнообразной общественной и практической педагогической работой, способствующей накоплению опыта общения в самых разнообразных сферах.

Для того чтобы теория и методика профессионально-педагогического общения были хорошо освоены и активно внедрены в непосредственную педагогическую деятельность, начинающему педагогу необходимо систематически работать над собой, увеличивать и усложнять свой личный опыт общения с учащимися.


Заключение


В современном образовании возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авторитет.

В отечественной педагогике понимание важности процесса общения учителя и ученика, специфичности этого процесса, привело к введению понятия «педагогическое общение» (А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик) и целого направления работ посвященных его исследованию (А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, Л.М. Митина, Г.А. Ковалев). Педагогическое общение рассматривается как частный вид общения людей, имеющий как общие черты этой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса. Проблеме эффективности педагогического общения посвятили свои труды В.А. Кан-Калик, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Я.Л. Коломинский, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и д.р. Авторы этих исследований рассматривают педагогический процесс как коммуникационный процесс, в который включены учитель и учащиеся.Педагогическая деятельность педагога характеризуется определенным стилем – устойчивой системой способов, приемов, проявляющихся в различных условиях ее осуществления.

Стиль педагогической деятельности, отражая его специфику, включает: стиль управления, стиль саморегуляции, стиль общения, когнитивный стиль педагога. На стиль педагогической деятельности оказывают воздействие три основных фактора: индивидуально-психологические особенности субъекта деятельности (педагога), особенности самой деятельности, особенности обучающихся: возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д. (А.И. Зимняя). Стиль общения В.А. Кан-Калик определяет как индивидуально-педагогические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающегося.

Проблема эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Ей посвящены труды многих известных психологов — А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Е.С. Кузьмина, В.В. Знакова, А.А. Леонтьева, А.А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.).

В ходе работы над темой исследования нами была выдвинута гипотеза: мы предположили, что оценка личностных и профессиональных качеств преподавателя студентами разных курсов носит субъективный характер и меняется в зависимости от возраста и курса обучения.

Для подтверждения нашей гипотезы была проведена диагностика педагогического общения студентов и преподавателей Педагогического колледжа по методикам Т.П. Колодяжной, О.А.Казанской и др.

В исследовании участвовали студенты 1 курса - 11 человек, предвыпускного курса - 42 человека и выпускного курса – 14 человек. Всего в анкетировании участвовало 67 человек. Анкетирование проводилось анонимно.

Сравнивая результаты, полученные при анкетировании студентов 1, предвыпускного и выпускного курсов мы получили:

Студенты предвыпускного и выпускного курсов в основном дают положительную оценку уровню педагогического общения, студенты 1 курса показали высокий процент неудовлетворения уровнем педагогического общения. Видна динамика удовлетворенности уровнем педагогического общения: от оценки уровня педагогического общения как низкий (36,3 % - 1 курс) к оценке «безусловно высокий уровень» (57,1 % - выпускной курс, 50% - предвыпускной курс).

Следовательно, можно отметить изменение отношения педагогов к студентам, как к личностям и будущим профессионалам, а также расстановкой приоритетов студентами: от амбиций и эмоций, до знаний и профессионализма педагога.

По результатам исследования можно сделать вывод, что для разных субъектов процесса педагогического общения компоненты (личностный и профессиональный) имеют различное значение в зависимости от возраста и опыта работы, т.е. студенты 1 курса оценивают в большей степени внешние данные преподавателей, у студентов предвыпускного и выпускного курса приоритетным является профессионализм педагога.

Гипотеза нашла свое подтверждение.

На основе анализа результатов исследования мы разработали методические рекомендации, направленные на повышение эффективности педагогического общение преподавателей и студентов педагогического колледжа.

Рекомендуем своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться как студентам (будущим педагогам), так и преподавателям:

-                   Появление в аудитории бодрое, уверенное, энергичное и т. д.

-                   Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное.

-                   Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.

-                   Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние студентам.

-                   Создание на занятии необходимого эмоционального настроя.

-                   Органичное управление собственным самочувствием в ходе занятия и общения со студентами (ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении).

-                   Продуктивность общения.

-                   Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение организовать единство общения и метода воздействий.

-                   Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).

-                   Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).

-                   Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная насыщенность жестов).

-                   Итоговая, общая характеристика общения.


Библиографический список:


1.                 Абульханова К. Личность в условиях дефицита общения.: Психологический аспект. // Воспитание школьников, 2000, №10, с. 4 - 8.

2.                 Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. 295 с.

3.                 Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 2. М., 1980. 232 с.

4.                 Андрианов М. Невербальная коммуникация. // Вопросы психологии, 1999, №6, с. 89 – 100.

5.                 Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1992. 192 с.

6.                 Баранов С.П., Болотина Л.Р. и др. Педагогика, М.: Просв., 1991 г.

7.                 Березовин Н. А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. М., 1995. 158 с.

8.                 Бодалев А. А. Об особенностях понимания преподавателем студента. — В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1998, с. 3—11.

9.                 Бодалев А.А. Личность и общение, М.: Педагогика, 1993 г.

10.            Бондаренко А. Ф. Важный аспект оптимальной реализации методов обучения. — Советская педагогика, 1981, № 1, с. 57—63.

11.            Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001.

12.            Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1988.

13.            Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо, М.: Просв., 1994 г.

14.            Волков Ю. Г. Социология, 2001 г.

15.            Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики [сборник]. – М., 1996.

16.            Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999.

17.            Гинецинский В. И. Проблема классификации методов обучения. — В кн.: Основы вузовской педагогики. Л., 1982, с. 130—133.

18.            Горелов И.Н., Житников В.Ф. Умеете ли вы общаться?: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2001.

19.            Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М.: Просв., 2000

20.            Гуревич П. С. Психология и педагогика, 2004 г.

21.            Девятко И. Ф. Методы социологического исследования, 2002 г.

22.            Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. Издание 2-е. – М.: Знание, 1980.

23.            Егидес А. Психотехника общения. // Воспитание школьников, 1996, №1, с. 14 – 16.

24.            Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.

25.            Зарецкая Е. Нравственность речи: культура коммуникации. // Экономика и жизнь, 1996, №17, с. 25.

26.            Зимняя И.А. Коммуникативная компетентность учителя // Филология на рубеже тысячелетий. Материалы межд. научн. конф. Ростов: Донской изд. дом, 2000. 2.4. с 16.

27.            Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов: Феликс, 1997.

28.            Зубарева Н.С. Коммуникативные навыки как основа оптимального педагогического общения // Теория и практика развивающего обучения. – М., 2001.

29.            Ильин Е.Н. Искусство общения, М.: Педагогика, 1992 г.

30.            Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1997.

31.            Квасков В. Роль общения в деятельности человека. //Социально-политический журнал, 1996, №3, с. 224 – 234.

32.            Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1990. 167 с.

33.            Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение, М.: «КСП», 1997 г.

34.            Красников М. Феномен лжи в межличностном общении. // ОНС, 1999, №2, с. 176 – 185.

35.            Крейтсберг П. У. Опыт исследования эффективности деятельности учителя. — Советская педагогика, 1980, № 6, с. 88—94.

36.            Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины, М: Генезис, 2003 .

37.            Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками, М: Генезис, 2002

38.            Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1980.— 114 с.

39.            Культура русской речи и эффективность общения. – М.: Наука, 1996, 441 с.

40.            Левитан К.М. Культура педагогического общения. – Иркутск: Изд. Иркутского университета, 1995. 102 с.

41.            Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1999.

42.            Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999, 365 с.

43.            Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1992, 575 с.

44.            Лийметс X. Й. Как воспитывает процесс обучения. М., 1992. 78 с.

45.            Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Сборник статей. М.: Наука, 1991, с. 3-24.

46.            Лотман Ю.М. Общение. Текст. Высказывание. – М.,1989.

47.            Макаренко А.С. Собрание сочинений. – М., 1988. – т.5.

48.            Митина Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы // Психологическая наука и образование. 1999, № 3-4, с. 5-21.

49.            Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников, М.: Педагогика, 1994 г.

50.            Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

51.            Ночевник М.Н. Человеческое общение. – М.: Плитиздат, 1998.

52.            Общая психология: Уч. пособие для студ. пед. институтов. / Бгословский В.В., Степанов А.А. и др. Под ред. Богословского В.В. – М.: Просвещение, 19897.

53.            Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский и др. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1996.

54.            Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека, М.: МГУ, 1997 г.

55.            Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.

56.            Перовская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд. МГУ, 1989, 216 с.

57.            Подласый И.П. Педагогика, М.: Просв., 1996 г.

58.            Прохоров Н.О. Психологическое состояние школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии, 1990, №5, с. 156-162.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10