Исследование педагогического общения преподавателя со студентами
Оцениваются возможности
управления своими эмоциями, психическими состояниями, выразительными
возможностями (мимикой, речью). Все это дополняет методический и дидактический
анализ деятельности педагога.
Приведенные упражнения подкрепляются
разнообразной общественной и практической педагогической работой, способствующей
накоплению опыта общения в самых разнообразных сферах.
Для того чтобы теория и методика
профессионально-педагогического общения были хорошо освоены и активно внедрены в
непосредственную педагогическую деятельность, начинающему педагогу необходимо систематически
работать над собой, увеличивать и усложнять свой личный опыт общения с
учащимися.
Заключение
В современном образовании
возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его психологического и
педагогического воздействия на учащихся. Преподаватель уже не может быть только
проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом,
психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической
деятельности и авторитет.
В отечественной педагогике
понимание важности процесса общения учителя и ученика, специфичности этого
процесса, привело к введению понятия «педагогическое общение» (А.А. Леонтьев,
В.А. Кан-Калик) и целого направления работ посвященных его исследованию (А.А. Леонтьев,
В.А. Кан-Калик, Л.М. Митина, Г.А. Ковалев). Педагогическое общение
рассматривается как частный вид общения людей, имеющий как общие черты этой
формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса.
Проблеме эффективности педагогического общения посвятили свои труды В.А. Кан-Калик,
С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Я.Л. Коломинский, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина,
А.А. Реан и д.р. Авторы этих исследований рассматривают педагогический процесс
как коммуникационный процесс, в который включены учитель и учащиеся.Педагогическая
деятельность педагога характеризуется определенным стилем – устойчивой системой
способов, приемов, проявляющихся в различных условиях ее осуществления.
Стиль педагогической
деятельности, отражая его специфику, включает: стиль управления, стиль
саморегуляции, стиль общения, когнитивный стиль педагога. На стиль
педагогической деятельности оказывают воздействие три основных фактора:
индивидуально-психологические особенности субъекта деятельности (педагога),
особенности самой деятельности, особенности обучающихся: возраст, пол, статус,
уровень знаний и т.д. (А.И. Зимняя). Стиль общения В.А. Кан-Калик определяет
как индивидуально-педагогические особенности социально-психологического
взаимодействия педагога и обучающегося.
Проблема
эффективности общения приобрела в последнее время большое значение. Ей
посвящены труды многих известных психологов — А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Е.С.
Кузьмина, В.В. Знакова, А.А. Леонтьева, А.А. Реана и др. Следует отметить, что
в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного
педагогического общения (И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, А.А.
Леонтьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.).
В ходе работы над темой
исследования нами была выдвинута гипотеза: мы предположили, что оценка личностных
и профессиональных качеств преподавателя студентами разных курсов носит
субъективный характер и меняется в зависимости от возраста и курса обучения.
Для подтверждения нашей
гипотезы была проведена диагностика педагогического общения студентов и преподавателей
Педагогического колледжа по методикам Т.П. Колодяжной, О.А.Казанской и др.
В исследовании
участвовали студенты 1 курса - 11 человек, предвыпускного курса - 42 человека и
выпускного курса – 14 человек. Всего в анкетировании участвовало 67 человек.
Анкетирование проводилось анонимно.
Сравнивая результаты,
полученные при анкетировании студентов 1, предвыпускного и выпускного курсов мы
получили:
Студенты предвыпускного и
выпускного курсов в основном дают положительную оценку уровню педагогического
общения, студенты 1 курса показали высокий процент неудовлетворения уровнем
педагогического общения. Видна динамика удовлетворенности уровнем
педагогического общения: от оценки уровня педагогического общения как низкий
(36,3 % - 1 курс) к оценке «безусловно высокий уровень» (57,1 % - выпускной
курс, 50% - предвыпускной курс).
Следовательно, можно
отметить изменение отношения педагогов к студентам, как к личностям и будущим
профессионалам, а также расстановкой приоритетов студентами: от амбиций и
эмоций, до знаний и профессионализма педагога.
По результатам
исследования можно сделать вывод, что для разных субъектов процесса
педагогического общения компоненты (личностный и профессиональный) имеют
различное значение в зависимости от возраста и опыта работы, т.е. студенты 1
курса оценивают в большей степени внешние данные преподавателей, у студентов
предвыпускного и выпускного курса приоритетным является профессионализм
педагога.
Гипотеза нашла свое
подтверждение.
На основе анализа
результатов исследования мы разработали методические рекомендации, направленные
на повышение эффективности педагогического общение преподавателей и студентов
педагогического колледжа.
Рекомендуем своеобразное
руководство, на которое можно ориентироваться как студентам (будущим
педагогам), так и преподавателям:
-
Появление в
аудитории бодрое, уверенное, энергичное и т. д.
-
Общее
самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное.
-
Наличие
коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению.
-
Энергичное проявление
коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность,
стремление передать это состояние студентам.
-
Создание на
занятии необходимого эмоционального настроя.
-
Органичное
управление собственным самочувствием в ходе занятия и общения со студентами
(ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря
на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении).
-
Продуктивность
общения.
-
Управление
общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение
организовать единство общения и метода воздействий.
-
Речь (яркая,
образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).
-
Мимика (энергичная,
яркая, педагогически целесообразная).
-
Пантомимика
(выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая образность, эмоциональная
насыщенность жестов).
-
Итоговая, общая
характеристика общения.
Библиографический
список:
1.
Абульханова К.
Личность в условиях дефицита общения.: Психологический аспект. // Воспитание
школьников, 2000, №10, с. 4 - 8.
2.
Амонашвили Ш. А.
Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
295 с.
3.
Ананьев Б. Г.
Психология педагогической оценки // Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 2. М., 1980. 232 с.
4.
Андрианов М. Невербальная
коммуникация. // Вопросы психологии, 1999, №6, с. 89 – 100.
5.
Бабанский Ю. К.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1992. 192 с.
6.
Баранов С.П.,
Болотина Л.Р. и др. Педагогика, М.: Просв., 1991 г.
7.
Березовин Н. А.,
Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. М., 1995. 158 с.
8.
Бодалев А. А. Об
особенностях понимания преподавателем студента. — В кн.: Современные
психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1998, с. 3—11.
9.
Бодалев А.А.
Личность и общение, М.: Педагогика, 1993 г.
10.
Бондаренко А. Ф.
Важный аспект оптимальной реализации методов обучения. — Советская педагогика,
1981, № 1, с. 57—63.
11.
Бордовская Н.В.,
Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001.
12.
Бушелева Б.В.
Поговорим о воспитанности: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1988.
13.
Возрастная и
педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо, М.: Просв., 1994 г.
14.
Волков Ю. Г.
Социология, 2001 г.
15.
Выготский Л.С.
Антология гуманной педагогики [сборник]. – М., 1996.
16.
Выготский Л.С.
Педагогическая психология. – М., 1999.
17.
Гинецинский В. И.
Проблема классификации методов обучения. — В кн.: Основы вузовской педагогики.
Л., 1982, с. 130—133.
18.
Горелов И.Н.,
Житников В.Ф. Умеете ли вы общаться?: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2001.
19.
Грехнев В.С.
Культура педагогического общения, М.: Просв., 2000
20.
Гуревич П. С.
Психология и педагогика, 2004 г.
21.
Девятко И. Ф.
Методы социологического исследования, 2002 г.
22.
Добрович А.Б.
Общение: наука и искусство. Издание 2-е. – М.: Знание, 1980.
23.
Егидес А.
Психотехника общения. // Воспитание школьников, 1996, №1, с. 14 – 16.
24.
Журавлев В.И.
Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.
25.
Зарецкая Е.
Нравственность речи: культура коммуникации. // Экономика и жизнь, 1996, №17, с.
25.
26.
Зимняя И.А. Коммуникативная
компетентность учителя // Филология на рубеже тысячелетий. Материалы межд.
научн. конф. Ростов: Донской изд. дом, 2000. 2.4. с 16.
27.
Зимняя И.А.
Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов: Феликс,
1997.
28.
Зубарева Н.С. Коммуникативные
навыки как основа оптимального педагогического общения // Теория и практика развивающего
обучения. – М., 2001.
29.
Ильин Е.Н.
Искусство общения, М.: Педагогика, 1992 г.
30.
Кан-Калик В.А.
Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1997.
31.
Квасков В. Роль
общения в деятельности человека. //Социально-политический журнал, 1996, №3, с.
224 – 234.
32.
Кириллова Г. Д.
Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1990. 167 с.
33.
Коротаева Е.В.
Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение, М.: «КСП», 1997 г.
34.
Красников М.
Феномен лжи в межличностном общении. // ОНС, 1999, №2, с. 176 – 185.
35.
Крейтсберг П. У.
Опыт исследования эффективности деятельности учителя. — Советская педагогика,
1980, № 6, с. 88—94.
36.
Кривцова С.В.
Тренинг: учитель и проблемы дисциплины, М: Генезис, 2003 .
37.
Кривцова С.В.,
Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками,
М: Генезис, 2002
38.
Кузьмина Н. В.
Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1980.— 114 с.
39.
Культура русской
речи и эффективность общения. – М.: Наука, 1996, 441 с.
40.
Левитан К.М. Культура
педагогического общения. – Иркутск: Изд. Иркутского университета, 1995. 102 с.
41.
Леонтьев А.А.
Педагогическое общение. – М., 1999.
42.
Леонтьев А.А.
Психология общения. – М.: Смысл, 1999, 365 с.
43.
Леонтьев А.Н.
Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1992, 575 с.
44.
Лийметс X. Й. Как
воспитывает процесс обучения. М., 1992. 78 с.
45.
Ломов Б.Ф.
Проблема общения в психологии // Сборник статей. М.: Наука, 1991, с. 3-24.
46.
Лотман Ю.М.
Общение. Текст. Высказывание. – М.,1989.
47.
Макаренко А.С.
Собрание сочинений. – М., 1988. – т.5.
48.
Митина Л.М. Учитель
на рубеже веков: психологические проблемы // Психологическая наука и
образование. 1999, № 3-4, с. 5-21.
49.
Мудрик А.В.
Общение как фактор воспитания школьников, М.: Педагогика, 1994 г.
50.
Мухина В.С.
Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для
студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
51.
Ночевник М.Н.
Человеческое общение. – М.: Плитиздат, 1998.
52.
Общая психология:
Уч. пособие для студ. пед. институтов. / Бгословский В.В., Степанов А.А. и др.
Под ред. Богословского В.В. – М.: Просвещение, 19897.
53.
Общая психология:
Учеб. для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский и др. Под
ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1996.
54.
Общение и
оптимизация совместной деятельности / под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека, М.:
МГУ, 1997 г.
55.
Педагогика.
Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. / Под ред. П.И.
Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
56.
Перовская Л.А. Компетентность
в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд. МГУ, 1989, 216 с.
57.
Подласый И.П.
Педагогика, М.: Просв., 1996 г.
58.
Прохоров Н.О.
Психологическое состояние школьников и учителя в процессе их взаимодействия на
уроке // Вопросы психологии, 1990, №5, с. 156-162.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|