Исследование педагогического общения преподавателя со студентами
Юность однозначно
оценивалась как этап завершения физического, полового созревания и достижения
социальной зрелости и связывалась с взрослением, хотя представления об этом
периоде развивались со временем, и в разных исторических обществах оно было
отмечено различными возрастными границами.
Психологическое
содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач
профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней
юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в
труде, способность строить жизненные планы, общественная активность,
утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути. В молодости
человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство
и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно,
и студенческая пора.
А.В. Толстых
подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает
наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными
способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все
необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются
требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские
способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде
профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.). [13, 27]
Студент как человек
определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) с психологической,
которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и
свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства
(направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит
протекание психических процессов, возникновение психических состояний,
проявление психических образований;
2) с социальной, в
которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые
принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;
3) с биологической,
которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов,
безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т. д. Эта
сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но
в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни. [13, 27]
Изучение этих сторон
раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные
особенности. Если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то
для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на
простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной
чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных
психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском
возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения
внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий
возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов,
базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического,
социального развития.
Если же изучить студента
как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития
нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что
особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого
человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано
начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение
человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой
биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы
ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных
способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в
качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время
спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
[60, 92]
Студенческий возраст
характерен и тем, что в этот период достигаются оптимумы развития интеллектуальных
и физических сил. Но часто «проявляются «ножницы» между этими возможностями и
их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности,
развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом
внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил
будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего
задуманного можно легко достичь».
Характерной чертой
нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов
поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в
старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость,
самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к
моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Вместе с тем специалисты
в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека
к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере.
Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков,
в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский
отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи,
но и нередких отрицательных проявлений.[50, 72]
Юность - пора самоанализа
и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с
реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное
«Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в
развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю
неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью,
развязностью или чувством непонятности.
Таким образом, в юности
человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в
общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая
проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает
тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится
научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы,
сознательно рефлексируя на них.
Юность, обретая потенциал
личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение
от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких
людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает
эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до
понимания относительности любой независимости, для того чтобы ценить
родственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит
духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые
переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные
страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси – теперь
уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми
близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. Именно взрослый,
социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных
ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и
понимание необходимости зависимости – ведь личность несет в себе бытие
общественных отношений.
Глава 2 Эмпирическое
исследование педагогического общения преподавателя со студентами
2.1 Методика
исследования
С целью реализации задачи
исследования: изучить предпочтения студентов разных курсов внешнего вида и
культуры поведения преподавателя, использовали методику Т.П.Колодяжной «Оценка
внешнего вида и культуры поведения преподавателя».
Оценка внешнего вида и
культуры поведения преподавателя
(по Т.П. Колодяжной)
Инструкция: оцените
внешний вид и культуру поведение преподавателя по пятибалльной системе (от 1 до
5). В примечании отметьте, что вызывает положительное отношение, а что
отрицательное.
№ п/п
|
Оцениваемые показатели
|
Шкалы
1) 2)
|
Примечания
|
1.
|
Осанка
|
|
|
2.
|
Одежда
|
|
|
3.
|
Косметика
|
|
|
4.
|
Прическа
|
|
|
5.
|
Мимика
|
|
|
6.
|
Пантомимика (жесты, движения, походка)
|
|
|
7.
|
Культура речи
|
|
|
8.
|
Культура
обращения со студентами
|
|
|
С целью реализации задачи
исследования: изучить оценку педагогического общения, сделанную студентами
разных курсов, использовали методику О.А. Казанской «Педагогическое общение».
Педагогическое общение
(по О.А.Казанской)
Инструкция: внимательно
прослушайте и оцените преподавателя по системе +1, 0, -1. Оценку ставьте рядом
с номером суждения.
СУЖДЕНИЕ:
1.
Педагог
пользуется уважением студентов.
2.
Способен повлиять
на студента средствами убеждения, речевого воздействия.
3.
Умеет поощрить
добрым словом поступки и действия студентов.
4.
Указывая на
просчеты, не унижает студента.
5.
В предметном
общении находит речевые средства, помогающие оказывать эстетическое влияние на
студентов.
6.
Умеет поддержать
студентов в трудную минуту.
7.
Отличается высоким
уровнем выразительности речи.
8.
Легко организует
студентов на занятия в группе, сплачивает их.
9.
В общении с
коллегами деликатен и выдержан.
10.
Легко и с
желанием передает жизненный опыт студентам.
11.
Проявляет интерес
к заботам и внутреннему миру молодежи, заинтересован в успехах своих студентов.
12.
Поддерживает и
санкционирует в общении традиции учебного заведения.
13.
В отношении с
коллегами общителен, инициативен, может дать дельный совет, склонен к повышению
ценза социального взаимодействия.
14.
В общении с
коллегами проявляет высокий уровень профессиональной речевой культуры.
15.
Склонен к эмпатии
– сопереживанию.
16.
Умеет говорить с
людьми разного возраста, социального положения.
Обработка результатов:
просуммируйте оценки по всем 16 суждениям.
10 и более баллов –
безусловно высокая.
0 – 9 баллов –
преимущественно положительная.
0 и менее баллов – в
основном низкая.
С целью изучения
удовлетворенности студентами общением с преподавателями использовали
разработанную нами следующую анкету.
Анкета
Просим Вас ответить на
следующие вопросы.
1.
Часто ли вы
отмечаете факты общения педагога со студентами вне занятий?
2.
Достаточно ли Вам
общения с педагогом или нет?
3.
Как
предпочитаете, чтобы к Вам обращался педагог: по имени, имени отчеству или по
фамилии?
4.
Как
предпочитаете, чтобы к Вам обращались: на «ты» или на «вы»?
5.
Что Вас особенно
привлекает в общении с педагогом?
6.
Какого общения Вы
бы хотели с педагогом: только на занятиях, вне занятий или др.?
7.
Приведите
примеры, которые позволяют говорить об эффективности общения с педагогом и
наоборот
8.
Что вызывает у
Вас негативное отношение к преподавателю, к предмету, который он преподает?
В исследовании
участвовали студенты 1 курса - 11 человек, предвыпускного курса - 42 человека и
выпускного курса – 14 человек. Всего в анкетировании участвовало 67 человек.
Анкетирование проводилось анонимно.
2.2 Результаты
диагностики «Оценки внешнего вида и культуры поведения преподавателя» (по Т.П.
Колодяжной)
Результаты анкеты «Оценка
внешнего вида и культуры поведения преподавателя» студентов 1 курса в
количестве 11 человек представлены в таблице и диаграмме. (см. таб. 2, рис. 1)
Таблица 2 Оценка внешнего
вида и культуры поведения преподавателя студентами 1 курса
Студент
№ п/п
|
Осанка
|
Одежда
|
Косметика
|
Прическа
|
Мимика
|
Пантомимика
|
Культура речи
|
Культура обращения со студентами
|
1
|
5
|
5
|
3
|
4
|
2
|
3
|
5
|
4
|
2
|
5
|
5
|
4
|
4
|
1
|
1
|
5
|
1
|
3
|
5
|
5
|
5
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
5
|
5
|
4
|
4
|
4
|
2
|
3
|
4
|
2
|
5
|
5
|
4
|
4
|
4
|
2
|
3
|
2
|
1
|
6
|
5
|
4
|
4
|
4
|
2
|
2
|
5
|
1
|
7
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
4
|
5
|
4
|
8
|
5
|
4
|
4
|
5
|
3
|
4
|
5
|
2
|
9
|
2
|
2
|
1
|
0
|
1
|
1
|
2
|
2
|
10
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
11
|
4
|
4
|
3
|
4
|
3
|
4
|
4
|
3
|
Средний балл
|
4,2
|
3,9
|
3,4
|
3,5
|
2,4
|
2,7
|
3,8
|
2,2
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|