бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Исследование педагогического общения преподавателя со студентами бесплатно рефераты

Юность однозначно оценивалась как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и связывалась с взрослением, хотя представления об этом периоде развивались со временем, и в разных исторических обществах оно было отмечено различными возрастными границами.

Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решения задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность, утверждается самостоятельность личности, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора.

А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.). [13, 27]

Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований;

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности;

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни. [13, 27]

Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений. [60, 92]

Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но часто «проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь».

Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.[50, 72]

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Таким образом, в юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.

Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредственной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительности любой независимости, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта старшего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудного сына через трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси – теперь уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как таковых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости – ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.


Глава 2 Эмпирическое исследование педагогического общения преподавателя со студентами

2.1 Методика исследования


С целью реализации задачи исследования: изучить предпочтения студентов разных курсов внешнего вида и культуры поведения преподавателя, использовали методику Т.П.Колодяжной «Оценка внешнего вида и культуры поведения преподавателя».

Оценка внешнего вида и культуры поведения преподавателя

(по Т.П. Колодяжной)

Инструкция: оцените внешний вид и культуру поведение преподавателя по пятибалльной системе (от 1 до 5). В примечании отметьте, что вызывает положительное отношение, а что отрицательное.


 № п/п

Оцениваемые показатели

Шкалы

1) 2)

Примечания

1.

Осанка



2.

Одежда



3.

Косметика



4.

Прическа



5.

Мимика



6.

Пантомимика (жесты, движения, походка)



7.

Культура речи



8.

Культура обращения со студентами




С целью реализации задачи исследования: изучить оценку педагогического общения, сделанную студентами разных курсов, использовали методику О.А. Казанской «Педагогическое общение».


Педагогическое общение

(по О.А.Казанской)

Инструкция: внимательно прослушайте и оцените преподавателя по системе +1, 0, -1. Оценку ставьте рядом с номером суждения.

СУЖДЕНИЕ:

1.                Педагог пользуется уважением студентов.

2.                Способен повлиять на студента средствами убеждения, речевого воздействия.

3.                Умеет поощрить добрым словом поступки и действия студентов.

4.                Указывая на просчеты, не унижает студента.

5.                В предметном общении находит речевые средства, помогающие оказывать эстетическое влияние на студентов.

6.                Умеет поддержать студентов в трудную минуту.

7.                Отличается высоким уровнем выразительности речи.

8.                Легко организует студентов на занятия в группе, сплачивает их.

9.                В общении с коллегами деликатен и выдержан.

10.           Легко и с желанием передает жизненный опыт студентам.

11.           Проявляет интерес к заботам и внутреннему миру молодежи, заинтересован в успехах своих студентов.

12.           Поддерживает и санкционирует в общении традиции учебного заведения.

13.           В отношении с коллегами общителен, инициативен, может дать дельный совет, склонен к повышению ценза социального взаимодействия.

14.           В общении с коллегами проявляет высокий уровень профессиональной речевой культуры.

15.           Склонен к эмпатии – сопереживанию.

16.           Умеет говорить с людьми разного возраста, социального положения.

Обработка результатов: просуммируйте оценки по всем 16 суждениям.

10 и более баллов – безусловно высокая.

0 – 9 баллов – преимущественно положительная.

0 и менее баллов – в основном низкая.

С целью изучения удовлетворенности студентами общением с преподавателями использовали разработанную нами следующую анкету.

Анкета

Просим Вас ответить на следующие вопросы.

1.                Часто ли вы отмечаете факты общения педагога со студентами вне занятий?

2.                Достаточно ли Вам общения с педагогом или нет?

3.                Как предпочитаете, чтобы к Вам обращался педагог: по имени, имени отчеству или по фамилии?

4.                Как предпочитаете, чтобы к Вам обращались: на «ты» или на «вы»?

5.                Что Вас особенно привлекает в общении с педагогом?

6.                Какого общения Вы бы хотели с педагогом: только на занятиях, вне занятий или др.?

7.                Приведите примеры, которые позволяют говорить об эффективности общения с педагогом и наоборот

8.                Что вызывает у Вас негативное отношение к преподавателю, к предмету, который он преподает?

В исследовании участвовали студенты 1 курса - 11 человек, предвыпускного курса - 42 человека и выпускного курса – 14 человек. Всего в анкетировании участвовало 67 человек. Анкетирование проводилось анонимно.

2.2 Результаты диагностики «Оценки внешнего вида и культуры поведения преподавателя» (по Т.П. Колодяжной)

Результаты анкеты «Оценка внешнего вида и культуры поведения преподавателя» студентов 1 курса в количестве 11 человек представлены в таблице и диаграмме. (см. таб. 2, рис. 1)

Таблица 2 Оценка внешнего вида и культуры поведения преподавателя студентами 1 курса

Студент

№ п/п

Осанка

Одежда

Косметика

Прическа

Мимика

Пантомимика

Культура речи

Культура обращения со студентами

1

5

5

3

4

2

3

5

4

2

5

5

4

4

1

1

5

1

3

5

5

5

4

4

4

4

4

5

5

4

4

4

2

3

4

2

5

5

4

4

4

2

3

2

1

6

5

4

4

4

2

2

5

1

7

5

5

5

5

5

4

5

4

8

5

4

4

5

3

4

5

2

9

2

2

1

0

1

1

2

2

10

1

1

1

1

1

1

1

1

11

4

4

3

4

3

4

4

3

Средний балл

4,2

3,9

3,4

3,5

2,4

2,7

3,8

2,2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10