Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома
Если воспитанники младшего возраста совершают те или иные
аморальные поступки чаще всего по недомыслию, импульсивному желанию получить
желаемое, слабо понимая чувства и желания окружающих, или из-за импульсивного
желания отомстить обидчику, то проблемы нравственного развития воспитанников
старшего возраста имеют более серьезный характер. Большинство воспитанников-подростков
имеют низкую моральную устойчивость, которая выражается в достаточно осознанном
терпимом отношении к лицам, совершающим аморальные поступки и деяния, в
нечестности, снижении социальной ответственности и отсутствии угрызений совести
как внутреннего индикатора отклонения от нравственных норм.
Нравственное развитие воспитанников, хотя и является
наиважнейшей составляющей позитивного развития личности, во многом зависит и
является следствием нарушений общеинтеллектуального и эмоционально-волевого развития
личности.
К одной из наиболее актуальных проблем воспитанников
интернатных учреждений отечественные исследователи относят и трудности
социализации детей-сирот. Под
трудностью социализации специалисты пони затруднений ребенка при овладении той
или иной социальной ролью. Родившись, ребенок сразу
попадает в мир социальных отношений - мир отношений между людьми, в котором каждый играет множество ролей:
семьянина, друга, соседа, политика, жителя города, деревни и т.д. Осваивая эти
роли, человек социализируется, становится личностью. Отсутствие нормальных для
обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что
образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком
из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный
"образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей
социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его
жизни [98]. В связи с трудностями
социализации не решаются и задачи адаптации, автономизации и активизации
личности.
Таким образом, результаты
психологического обследования свидетельствуют о значительных проблемах развития
личности большинства воспитанников детских домов во всех возрастных группах.
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности
наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия,
неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что
приводит к значительному ослаблению "силы личности". Негативные
тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных
группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении
профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности,
особенно интеллектуального характера и социального
взаимодействия [97].
Общие выводы по главе
1.
Процесс
социализации идет всю жизнь, но особенно интенсивно в фазе становления
личности, то есть в детстве, отрочестве и юности. Позже человек приобретает
новые свойства соответственно новым требованиям в трудовой сфере
(переквалификация, например), в общении (освоение новых правил этикета,
ценностей и средств общения), в познании (знакомство с новыми достижениями
науки и техники). Ему приходится подстраиваться также к новым требованиям,
запросам, ожиданиям исторической эпохи в общественных отношениях (политике,
нравах, моде). Без постоянного процесса социализации личность отстает от жизни
и превращается в пережиток прошлого.
Социализация –
один из способов развития личности, в основе которого лежат механизмы
социального научения, обеспечивающие усвоение культуры. Накопление,
структурирование усвоенного из культуры человечества, народа, класса,
социальной группы является составной частью процесса развития личности, точнее,
ее социально-типичной составной. Эффекты социализации – это знания, умения и
навыки, усвоенные социальные нормы поведения, стереотипы и социальные установки
в целом, социально-типическое содержание направленности и характер личности.
Личность – это не только социальный индивид, но это и
активный субъект социального развития, и, что не менее важно, активный субъект
саморазвития. Таким образом, чрезвычайно важно не просто говорить об усвоении
социального опыта индивидом, но необходимо обязательно рассматривать личность в
качестве активного субъекта социализации. Представляется, что продуктивной в
этом контексте является идея о том, что индивид изначально является социальным
(а не становится таковым), поэтому его развитие может осуществляется в
бесконечно многообразных направлениях, а не только от общественного к
индивидуальному (А.В. Брушлинский, 1991). В действительности важно рассмотреть
личность в качестве активного субъекта социализации.
Процесс социализации не завершается по достижении человеком
взрослости. Социализация личности, образно говоря, относится по типу к
процессам «с неопределенным концом», хотя и с определенной целью. И
продолжается этот процесс непрерывно на протяжении всего онтогенеза человека.
Из этого следует, что социализация не только никогда не завершается, но и
«никогда не бывает полной» (П. Бергер, Т. Лукман). Поэтому незавершенность и
неполнота развития могут быть интерпретированы как основания бесконечности и
неограниченности саморазвития и самореализации человека.
Очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации у
детей, воспитывающихся в детских домах. Изменения происходят в любом случае и
не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: потеря
родителей, отказ родителей от ребенка, невозможность родителями реализовать
свою главную функцию - воспитательную. Все эти случаи ведут к нарушению
семейной социализации, во время которой закладываются основы основ.
Социализация не прекращается с попаданием ребенка в детский
дом, она идет своим чередом, но весь вопрос состоит в том, каким образом она
продолжается и чем отличается от семейной, какие последствия имеет для
дальнейшего развития личности. Эти вопросы являются серьезными и требуют
тщательного анализа, так как от того, как прошла социализация в детстве,
зависит вся дальнейшая жизнь человека, именно в детстве закладывается все то,
что потом помогает жить в течение всей жизни.
Данная проблема требует серьезного анализа структуры детских
домов и взаимоотношений в них как между воспитанниками и воспитателями, так и
между сотрудниками. Исследование данной проблемы должно дать ответ на вопрос:
«Что не так в детском учреждении, что мешает нормальной социализации и как это
устранить?». Кроме того, данная проблема требует рассмотрения и детального
анализа самого процесса социализации, как в целом, так и у каждого конкретного
ребенка.
Глава 11.
Исследование условий и особенностей процесса социализации детей, оставшихся без
попечения родителей в условиях детского дома
2.1. Анализ опыта работы по организации
учебно-воспитательного процесса детских домов на примере областного детского
комплекса семейного типа «Жас даурен»
"Если Вы хотите
увидеть самое замечательное место
в городе Уральске
настоящую, свежую, естественную
красоту, приезжайте
к нам в Жас даурен"
Выпускница ДК
"Жас даурен" Ломилина Е.
В переводе с казахского языка "Жас
даурен" означает молодое поколение. "Жас даурен" - это детский
комплекс, в котором живут дети, оставшиеся без попечения родителей. Детский
комплекс "Жас даурен" был образован в 1996 году в июле месяце на
месте пионерского лагеря "Дорожник" и санатория
"Коммунальник". Комплекс расположен на берегу двух рек Чаган и
Деркул, занимает 24 га. Директором детского комплекса "Жас даурен" с
самого открытия и по настоящий день является Кырыкбаев Канат Жаикович.
В детский комплекс "Жас даурен"
входит школа искусств "Мурагер", в котором организованы кружки по
разнообразным направлениям, где занимаются юные туристы, техники, натуралисты,
музыканты, спортсмены, художники.
В детском комплексе есть прекрасная столовая,
шахматный клуб, сауна, музей, в котором собрана история "Жас
даурена".
Средняя школа детского комплекса "Жас
даурен" расположена в здании бывшего санатория "Коммунальник".
Школа основана в 1996 году, создана как составная часть детского комплекса
"Жас даурен". В школе работают замечательные педагоги, а заместителем
директора по учебно-методической работе является Будник Анатолий Иванович.
Всего работает 36 педагогов, из которых, с высшим образованием - 24, со средне-
специальным - 12, первую категорию имеют - 16, вторую - 8 учителей.
Одним из основных направлений деятельности коллектива
с 2000 года является реализация государственных общеобразовательных стандартов
среднего общего образования, повышение качества образования путем усовершенствования
содержания и методов.
Обучение в средней школе детского комплекса
"Жас даурен" ведется на государственном казахском языке и на языке
межнационального общения - русском.
В 2003-2004 учебном году в основу
индивидуального учебного плана для 1-7 классов средней школы детского комплекса
"Жас даурен" был внедрен общеобязательный стандарт среднего
образования Республики Казахстан 2002 года (ГОСО РК 2003-2002) в соответствии с
приказом Министерства Образования и Науки РК за № 693 от 24.09.2002 года.
В 8-11 классах учебный процесс осуществляется
по I варианту учебного плана общеобразовательных учебных
заведений.
Структурный учебный план детского комплекса
"Жас даурен" состоит из 2-х компонентов: инвариативного (базовый) и
вариативного (школьный и ученический).
Состав и структура базового содержания
образования (инвариативный компонент) обеспечивают выполнение государственного
стандарта среднего и общего образования РК.
Вариативный компонент учебного плана углубляет
базовое содержание образования инвариативного компонента, в котором
используются следующие подходы:
-
образовательная программа
раннего обучения английскому языку в 1-4 классах;
-
образовательная программа
обучения основам экономических знаний в 5-7 классах, краеведения в 5-8 класса,
валеология в 5-8 классах;
-
образовательная программа
расширенного изучения физики (10 "а" класс), английскому языку 10-11
классы, математика 11 класс, русскому языку 11 класс, истории Казахстана 11
класс;
-
образовательная программа
изучения религоведения 10 класс;
-
занятия
активно-двигательного характера (спортивные секции).
Деятельность педагогического коллектива школы
направлена на создание единой системы воспитательной работы. В плане
воспитательной работы школы отображены разнообразные компоненты воспитания:
гражданско-правовое, эстетическое, нравственное, военно-патриотическое,
экологические, которые реализуются посредством следующих мероприятий:
-
беседы, лекции, дискуссии
("Конституция самая большая драгоценность", О правилах
поведения", "Если бы парни всей земли", "Изучаем Послание
Президента РК");
-
сочинения ("Слово о
родном крае", "Лиха беда начало", "Пробы пера");
-
акции (1 декабря - День
борьбы со СПИДом", "Мы с ветеранами", "Мы против
наркотиков");
-
конкурсы, посвященные всем
государственным праздникам Республики Казахстан;
-
экологические субботники
"Школа - наш общий дом.
В соответствии с планом воспитательной работы
школы классные руководители ежемесячно панируют воспитательной работу в классе.
Так, план воспитательной работы 10 класса (классный руководитель Латыпова И.В.)
включает в себя разнообразные воспитательные мероприятия:
-
классные часы
("Здоровье в наших руках", "Семья - ячейка общества",
"День Республики Казахстан", "Дорога, которую мы выбираем")
-
беседы, лекции ("Отцы
и дети", "Человек среди людей", "Я в мире - мир во
мне");
-
посещение занятий;
-
оформление стендов,
буклетов;
-
профилактические беседы
медицинского работника и психолога;
-
классные собрания по
итогам четвертей и учебного года.
Дети, проживающие в детском комплексе
"Жас даурен" разнообразно и активно проводят свои каникулы. Так, например,
летом 2004 года в летнем образовательном лагере "Санат" (город
Алматы) обучались ученицы 10 класса Жукова Люба, Айтбаева Жазира, Джакиева
Гульнара, Сапаргалиева Света, Костылева Настя. Ученицы Айтбаева Ж. и Джакиева
Г. были награждены дипломами I степени Фонда поддержки одаренных детей за
успешное выполнение научно-исследовательского проекта.
В свободное от занятий время воспитанники
детского комплекса не проводят в пустую, так, в рамках мероприятия
"60-летию Победы - 60 добрых дел" воспитанники в феврале 2004 года
прошли лыжный поход "Уральск - Чапаево", протяженностью 125 км. Во
время весенних каникул 2004 года воспитанники "Жас даурена"
приняли участие в в туриаде "Карлыгаш", где заняли 1-е общекомандное
место. Летом с 21.06 по 26.06 участвовали в областных 43-х соревнованиях по
туризму, где заняли 2-е место в номинации "Турнавыки и быт".
На 2004-2005 учебный год цель школы:
формирование личности, которая будет способна на основе полученных знаний,
навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, развиваться и
самостоятельно принимать правильные, нравственно-ответственные решения в
условиях быстроизменяющегося мира.
Задачи:
-
воспитание
гражданственности, уважение к правам свободам человека, патриотизма, любви к
своей Родине;
-
повышение мотивации
учащихся к получению качественного образования, функциональной грамотности, а
педагогов - к постоянному повышению квалификации и педагогического мастерства.
Каждый учебный год средняя школа детского
комплекса "Жас даурен" выпускает в самостоятельную жизнь своих
воспитанников. Но только на вручении диплома не заканчивается опека
воспитанников, так всем ребятам предоставляется возможность получить бесплатное
дальнейшее профессиональное обучение, а в последующем и работу. Данные о выпускниках
отображены в таблице:
Сведения о трудоустройстве выпускников 11
класса СШ д/к "Жас даурен"
|