Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома
|
2.2
|
Самой
важной ценностью для среднестатистического юноши и девушки является здоровье:
юноши - 61% из общего количества, девушки - 50%.
Построение комплексной
психолого-педагогической коррекционной работы осуществлялось:
- по результатам 1-го среза ППД;
-
с учетом индивидуальных
особенностей каждого участника;
-
на результатах наблюдения.
Коррекцинная работа осуществлялась
посредством проведения пяти игровых тренинговых занятий для каждого класса,
которые содержали упражнения по коррекции страхов, гипер- и гиподинамики, игра
по сплочение группы, на выявление лидера, для создания положительного
эмоционального фона.
Игровое
тренинговое занятие № 1.
Состояло из следующих упражнений:
1.
Разминка.
2.
Упражнение
«Приветствие».
3.
Упражнение
«Знакомство».
4.
Упражнение
«Ассоциация».
5.
Упражнение
«Передача импульса по цепи».
6.
Упражнение
«Прощание».
Игровое тренинговое занятие № 2.
1. Разминка.
2. Упражнение «Доверие».
3. Упражнение «Глаза в глаза».
4. Упражнение «Степень доверие».
5. Упражнение «Дистанция доверия».
Прощание.
Игровое тренинговое занятие № 3
1.
Приветствие.
2.
Упражнение «Слепые»
3.
Упражнение «Слепой и
поводырь».
4.
Упражнение «Живая
социометрия».
Игровое тренинговое занятие № 4.
1.
Разминка «Созвездие».
2.
Приветствие.
3.«Изображение предметов».
4.«Изображение животных».
5.«Передача чувств».
6.Упражнение «Подарки в день рождения».
Игровое тренинговое занятие № 5.
1.
Упражнение «Что с ней
(ним) не так ?»
2.
Упражнение «Яркое
событие».
3.
Упражнение «Горячий стул».
4.
Заключение
В ходе проведения тренинговых занятий было организовано
непосредственное наблюдения за действиями, поведением, характерологическими
особенностями учащихся. Наблюдение дало свои определенные результаты:
-
подтверждение
результатов 1-го среза ППД;
-
дополнительная
диагностика учащихся;
-
социометрические
исследования в группе.
Динамика
развития тренинговых занятий в 10 классе показала следующие особенности
протекания:
Игровое тренинговое занятие №1
Цель: выделить наиболее скованных участников группы для
определения дальнейшей стратегии работы с ними. Психологическое раскрепощение
личности учащихся.
"Разминка" не составила трудностей для участников.
"Приветствие" - проходило дружно, организовано, без
затруднений у участников.
"Знакомство" - Кисилева Таня, Давлетьярова Райса -
испытывали затруднения в подборе ассоциации к своему имени и без подсказки тренера
не смогли подобрать ассоциацию к своему имени. Савичева Тая. - чувствовала себя
несколько сковано.
"Ассоциации" - Савичева Тая - испытывала трудность
в описании своих ощущений.
"Передача импульса по цепи" - прошло организовано,
весело, без затруднений у участников.
"Прощание" - было отработано с участниками
несколько раз, в первых попытках участникам было трудно выделить и сохранить
единую интонацию, но в последних попытках наблюдалась единая тембровая
характеристика при прочтении четверостишья.
Анализируя результаты тренинга, диагностируются скованные
участники тренинга (Кисилева Таня. Савичева Тая). Явный лидер в группе -
Джакиева Гульнара. У Сапаргалиевой Светы несколько завышенная самооценка. У
Земнухова Паши диагностируется высокая мотивация к обучению, активный,
собранный, но при этом несколько застенчивый.
Игровое
тренинговое занятие №2
Цель: формирование радостного чувства доверия,
осознания друг друга, психологической совместимости.
"Разминка" - трудность в осознании и
воспроизведении своих чувств испытывали: Новацкая Света., Савичева Тая. Девочки
затруднялись описывать свои чувства после тренинга, лишь сказали, что им очень
понравился тренинг. Несколько сковано описывали свои чувства - Земнухов Паша.
Давлетьярова Райса. Костылева Настя.
Доверие", Для повышения самооценки у учащихся,
испытывающих затруднения в общении, в центр круга был поставлен стул. Первым на
него была приглашена Новацкая Света, а остальным участникам было предложено
сесть в круг тем, кто чувствует доверие к Новацкой Свете. Порадовало, что все
участники тренинга сели, показав тем, самым доверие к Новацкой Свете. Также в
центре круга побывали: Земнухов Паша. Костылева Настя. Давлетьярова Райса.
Савичева Тая. Характерно, что все участники тренинга показали каждому
участнику, что они доверяют ему т.е все садились в круг. При проведении данного
упражнения чувствовалась сплоченность группы, взаимоуважение участников.
"Глаза в глаза"
Все участники разбились на пары, также и тренер. Участникам
было предложено посмотреть в глаза партнеру и определить, что он чувствует.
Наиболее полно чувства своего партнера описала Джакиева Гульнара, что и
подтвердила ее партнер - Кисилева Таня описание, увиденных чувств участники
приводили самые разнообразные, это конечно же повеселило участников. Во время
проведения упражнения в группе создался положительный эмоциональный фон,
который сохранился до конца тренингового занятия.
"Степень доверия"
Первым участником был Земнухов Паша он выбрал Давлетьярову
Райсу в качестве участника, которому наиболее доверяет. Затем Кисилева Таня
выбрала в качестве партнера Джакиеву Гульнару Каждый участник подобрал себе
партнера без особых затруднений.
"Дистанця доверия"
В данном упражнении перед группой находился Садыков Ренат,
Джакиева Гульнара, Степнов Иван. Савичева Тая. Интересно, что ко всем
перечисленным участникам ребята приближались очень близко, показывая высокую
степень доверия. Группа показала в данном тренинге высокую сплоченность,
высокую степень доверия. Характерно, что даже скованные участники тренинга раскрепостились,
источали уверенность, смогли раскрыться.
Игровое тренинговое занятие №3
Цель: коррекция тревожного поведения. Диагностика
межличностных отношений, выявление лидера группы.
"Слепые" В данном упражнении повышенную тревожность
испытывали Новацкая Свсета, Кисилева Таня, Савичева Тая, Земнухов Паша.
Напротив очень уверенно себя чувствовали - Джакиева Гульнара. Жукова Люба.
Садыков Ренат. Давлетьярова Райса.
"Слепой и поводырь". Ребятам было предложено
разбиться по парам ( по принципу "Уверенный + Неуверенный") Таким
образом получились следующие пары: Жукова Л. - Земнухов П.; Джакиева Г -
Кисилева Т; Давлетьярова Р. - Савичева Т.; Садыков Р. - Новацкая С;
Сапаргалиева С - Костылева Н; Степнов И- Айтбаева Ж. В ходе упражнения
наблюдалось, что участники, которые в предыдущем упражнении самостоятельно
двигались с опаской, то с "поводырем" двигались увереннее. Интересно,
что они даже сами это признавали, что полагаясь на "поводыря" было не
страшно перемещаться по комнате.
"Живая социометрия". В качестве участника, который
должен был повернуться к стене - первой была Сапаргалиева Света. После того,
как ребята за ее спиной подошли к ней "на дистанцию доверия". Света
расставила их несколько на более близкую дистанцию, чем подходили ребята. Наиболее
близко чаще всего участники подходили к Джакиевой Гульнаре. У Джакиевой
Гульнары наблюдается положительная адекватная самооценка, при этом она
доброжелательна и открыта.
Игровое
тренинговое занятие №4
Цель: психокоррекция страхов, гипердинамики,
гиподинамики. Акцентировать внимание на саморегуляции у учащихся.
"Созвездие" - в данном упражнении в кругу
поучаствовали все участники. Хотелось бы отметить, что в отличии от
аналогичного упражнения (занятие №2) застенчивые ребята (Новацкая С, Земнухов
П.,Савичева Т., Костылева Н, Давлетьярова Р.) в этом - чувствовали себя намного
увереннее, раскованнее. Когда в качестве участника в кругу поучаствовала
Сапаргалиева Света. - в круг сели все участники, чем выказали высокую степень
доверия Сапаргалиевой Свете. В данном случае наблюдаются коррекционные
результаты тренинга, так как ранее высокое доверие к Сапаргалиевой Свете.
показывали не все участники.
"Изображение предметов" - в данном упражнении все
участвовали с удовольствием , увлеченно изображали различные предметы. У Айтбаевой
Жазиры наблюдается богатое воображение, несколько скудное у Новацкой Светы.
"Изображение животных" - прошло аналогично
предыдущему упражнению. Участники продемонстрировали не только богатую
фантазию, но и живую мимику, подвижность. Упражнение активизировало всех
участников группы.
"Изображение чувств". Интересен тот факт, что не
все участники правильно дифференцируют чувства т.е. путают чувства и действия
(Костылева Н. Садыков Р)
"Подарки в день рождения". Интересно, что все
участники смогли подарить воображаемые подарки, но не все смогли объяснить,
почему именно такой они дарят подарок. В основном, назывались традиционные
подарки: от цветов, духов (мальчики "дарили" девочкам) до
компьютеров, машин (девочки "дарили" мальчикам). Девочки девочкам чаще
всего "дарили" открытки, конфеты, одежду, украшения. Интересен тот
факт, что девочки "дарили" мальчикам конкретные, весомые в
социальном понимании вещи.
Игровое
тренинговое упражнение №5
Цель: коррекция затруднений в общении;
обратить внимание на умение участников раскрыть себя, изменить отношение к
себе.
Упражнение "Что с ней (ним) не так?"
Садыков Ренат, Земнухов Павел, Новацкая Света, Савичева Тая -
сказали, что бояться сделать ошибку, сказать что-то неправильно, бояться
потерять расположение других. Тренер объяснил участникам, что если все
участники учатся вместе им необходимо уважать и поддерживать друг друга и
ничего не бояться, поправлять ошибки другого, не обижая его. Все участники
согласились.
"Яркое событие" - участники не смогли описать самое
яркое событие в их жизни, а вспоминали лишь тогда, когда им немного
подсказывали какие можно вспомнить события.. Хотя в основном ребята считают,
что все яркие события у еще впереди, в будущем.
"Горячий стул" - 1-й участник Земнухов Паша -
посчитал, что не всегда правильно высказывает свои мысли, участники же
посчитали, что Паша просто долго и вообще не всегда высказывает свои мысли, что
они всегда с удовольствием его бы послушали. Паша также сказал, что боится
отстать в учебе, на что тренер, сказала, что он стремиться учиться, и может
многого добиться при желании.
Сапаргалиева Света сказала, что не всегда способна дослушать
до конца и быстро делает выводы. На что участники сказали, что Света в
последнее время больше задумывается при ответе, что Света способная, активная
ученица и сможет с легкостью корректировать свои недостатки.
Жукова Люба - что ей очень легко общаться даже с незнакомыми
людьми, что ее несколько настораживает. Любе был дан совет - не быть излишне
открытой с посторонними людьми, которых она не знает, что это к сожалению, не
всегда безопасно.
В конце тренинга каждый участник, в письменной форме,
высказал свои пожелания.
Динамика
развития тренинговых занятий в 11 классе показала следующие особенности
протекания:
Игровое тренинговое занятие № 1
Цель: выделить наиболее скованных участников группы для
определения дальнейшей стратегии работы с ними. Психологическое раскрепощение
личности учащихся.
"Разминка" прошла без затруднений у участников
"Приветствие" - после небольшой тренировки
участники дружно смогли воспроизвести приветствие своей подгруппы.
"Знакомство" - Денисчева Юля, Рябая Катя,
Сапункова Лена - испытывали затруднения в подборе ассоциации к своему имени.
Девочкам потребовалась подсказка тренера, также девочки чувствовали себя неуверенно
во время тренинга.
"Ассоциации" - Денисчева Юля, Сапункова Лена. - с
трудом смогли воспроизвести свои чувства и отношение к своим партнерам в
произношении имен, после смены для них партнеров, наблюдается тот же результат.
Тогда для коррекции, было предложено остальным участникам описать всевозможные
чувства и ощущения. С заданием остальные участники справились очень хорошо.
После чего девочки смогли воспроизвести свои чувства. В конце упражнения
девочки даже почувствовали себя несколько увереннее, стали больше улыбаться.
"Передача импульса" - проходило весело,
организовано, участники испытывали радость, восторг, даже скованные участники
стремились не отставать, уверенно передавали импульс.
"Прощание" - участники после нескольких тренировок
смогли установить единую интонацию, что характеризует сплоченность группы.
Явного лидера при этом в группе не наблюдается. Все участники общаются без
затруднений и явных конфликтов. Наблюдаются мини-группы (по 2-3 участника), но
небольшая сплоченность этих групп может объяснять совместным проживанием в
одной группе ( в одной группе живут Лось Вика Нугманова Шолпан. Базаева
Мейрамгуль.). Однако же вражды между участниками не наблюдается вовсе, ребята
могут где-то не согласиться друг с другом, слегка поспорить, но безобидно,
адекватно.
Игровое тренинговое занятие №2
Цель: формирование радостного чувства доверия, осознания друг
друга, психологической совместимости.
"Разминка" - трудность в осознании и
воспроизведении своих чувств испытывали: Сапункова Лена. Рябая Катя. Хотя после
того, как остальные участники подробно описали все, что они испытывали, Лена и
Катя несколько подробнее смогли описать свои чувства.
"Доверие" - первой в центр круга была приглашена
Рябая Катя, остальные участники все без исключения сели в круг, оказав доверие
Кате. После данного упражнения наблюдается улучшение настроения у Кати, девочка
почувствовала себя увереннее, чаще улыбается и смеется. Аналогично прошло
упражнение и для остальных участников, никто из участников не показал своего
недоверия кому-либо.
"Глаза в глаза" - участники разбились на пары,
пожеланию, участникам было предложено посмотреть в глаза партнеру и описать,
какие чувства он испытывает. Очень хорошо описала чувства своего партнера Лось
Вика (Кисилевой Тани). В общем, все участники в той или иной степени описали
чувства своего партнера. Хотелось бы отметить, что участники, испытывающие
затруднения в предыдущих упражнениях, в данном упражнении, чувствовали себя
более уверенно и неплохо описали чувства своего партнера.
"Степень доверия» - наиболее интересными были действия
Сапунковой Лены, которая выбрала Лось Вику, но все же при опускании на руку
Вики, испытывала страх, скованность в движениях. Аналогично Лена себя
чувствовала с остальными партнерами. Остальные участники чувствовали себя
свободно, легко выбирали партнера и доверялись ему, свободно опускались за его
рукой.
"Дистанция доверия" - в данном упражнении перед
группой находился каждый из участников. Наибольшую степень доверия была оказана
тем участникам, между которыми наблюдаются межличностные отношения не только в
классе, но и вне группы. Так в качестве участника была Лось Вика - наиболее
близко к ней подошла Нугманова Шолпан, Базаева Мейрамгуль, Кисилева Таня. К
Жумаеву Нурбеку наиболее близко подошел Дорофеев Саша - мальчики сидят за
одной партой и являются единственными мальчиками в классе.
Игровое тренинговое упражнение № 3
Цель: коррекция тревожного поведения. Диагностика
межличностных отношений, диагностика лидера.
"Слепые" - в данном упражнении, чувство страха и
тревоги испытывали и неуверенно двигались - Лось Вика, Денисчева Юля, Жумаев
Нурбек. Остальные участники не испытывали тревогу, но при этом в описании
описывали, что с закрытыми глазами были очень пусто и темно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|