|
|
Меню
|
|
Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома
"Слепой и поводырь" - участники разбились по парам,
пожеланию: Шолпан - Мейпамгуль, Саша - Нурбек, Вика - Таня, Оксана - Юля, Катя
- Нурслу. . интересно, что с партнером участники, испытывающие в предыдущем
упражнении тревогу, в данном не испытывали тревогу и двигались более уверенно.
Что характеризует у участников доверие к своим партнерам.
"Живая социометрия" - участники без особых
затруднений, расставляли остальных участников на предполагаемую дистанцию
доверия. Наблюдалась лишь незначительная разница в том, как приближались
участники, и как их расставил сам испытуемый. Данное упражнение проходило
аналогично "Дистанции доверия", с той лишь разницей, что испытуемый
не видел, насколько приближались к нему остальные участники и возможно,
испытуемый расставлял участников по результатам упражнения "Дистанция
доверия". В общем отмечаю, что все участники показывали достаточно высокое
доверие друг к другу. Хотелось бы отметить, что у всех участников адекватная
самооценка доверия членов группы к ним лично, т.е. они реально знают кто и в
какой степени им окажет доверие.
Интересно, что в группе не наблюдается явного лидера.
Межличностные отношения в группе положительные, ребята сплоченные, нет вражды
и агрессии. Между участниками не наблюдается барьеров в общении. Наблюдаются
наиболее открытые участники: Лось Вика, Дорофеев Саша, Мамышева Оксана, Базаева
Мейрамгуль, но при этом среди них нет явного лидера.
Игровое тренингвое упражнение № 4
Цель: психокоррекция страхов, гипердинамики, гиподинамики.
Акцентировать внимание на саморегуляции у участников.
"Созвездие" - в данном упражнении участвовала вся
группа. В центре поучаствовали все ребята и всем было оказано доверие
участников. Уверенно себя чувствовали даже ранее застенчивые ребята.
"Изображение предметов", "Изображение
чувств", "Изображение животных" - во время проведения данных
упражнений участники продемонстрировали богатую фантазию, упражнение проходило
активно, наблюдался положительный эмоциональный фон - участники смеялись,
улыбались, шутили. Не испытывали затруднений даже скованные ранее участники,
они без труда выходили в середину класса и загадывали задания для остальных
участников. Участники неплохо дифференцируют чувства и эмоции.
"Подарки в день рождения" - участники
"дарили" воображаемые подарки и при этом объясняли, почему именно данному
участнику они дарят данный подарок. В основном назывались традиционные подарки.
Участники были очень дружелюбны друг к другу, делали замечательные комплименты
и пожелания. В группе царила атмосфера оживления и дружелюбия, взаимоуважения,
чуткости, эмпатии.
Игровое тренингвое упражнение №5
Цель: коррекция затруднений в общении; обратить внимание на
умение участников раскрыть себя, изменить отношение к себе.
Упражнение что с ней ( ним) не так? Упражнение "Горячий
стул"
Денисчева Юля - сказала, что ей мешает общаться страх
высказывать свои мысли, что она боится, что кто-то будет смеяться над ней.
Участники ей ответили, что никто не будет никогда над ней смеяться, а наоборот,
если что-то она скажет неправильно, поймут и тактично поправят ее.
Сапункова Лена - сказала, что вообще любит больше послушать,
чем говорить, но иногда окружающие это понимают, как нежелание общаться.
Участники сказали, что Лене, просто, нужно почаще улыбаться и окружающие это
будут воспринимать, как дружелюбие и расположение.
Рябая Катя сказала, что ей иногда кажется, будто окружающие
ее не любят и не хотят с ней общаться. На что участники дали отрицательный
ответ и посоветовали Кате быть более уверенной в себе и ничего не бояться.
Остальные участники, посчитали, что не испытывают серьезных
затруднений в общении и при желании могут расположить к себе любого человека.
Упражнение "Яркое событие". Участники очень живо
описывали яркие события из своей жизни, даже стеснительные участники не
испытывали затруднений и активно участвовали в упражнении. Характерно, что все
участники чаще всего вспоминали события, связанные с жизнью школы, класса, что
характеризует сплоченность группы. Упражнение проходило ярко, в группе царил
положительный эмоциональный фон, участники улыбались, смеялись и шутили.
В конце упражнения участники высказали свои пожелания.
Дальнейшее построение коррекционный работы
основывалось на изучение отношения учащихся к их прошлому, настоящему,
будущему. Для чего решено было организовать классный час на тему "Мой
мир"
Цель классного часа: «Научить учащихся
анализировать свое прошлое, настоящее и будущее»
Задачи:
-
сформировать
у учащихся адекватную самооценку своего прошлого, настоящего и будущего
-
научить
учащихся анализировать свое прошлое и настоящее
-
скорректировать
восприятие у учащихся своего прошлого, настоящего, если таковое нарушено
-
сформировать
у учащихся потребность планировать свое будущее
-
сформировать
у учащихся вербальные навыки формулирования своего прошлого, настоящего и
будущего.
Ход занятия: учащиеся на бумаге (формат А4)
выделили три графы «Прошлое», «Настоящее», «Будущее», в каждой надлежащей
графе учащиеся описали свое прошлое, настоящее и будущее в виде рисунков,
ключевых слов, кратких описаний.
После
изображения своего прошлого, настоящего и будущего. Каждый участник показал
рисунок-изображение «Своего мира» и по нему рассказал всем участникам о своем
прошлом, настоящем и будущем. Итоги: учащиеся научились анализировать и
адекватно воспринимать свое будущее, прошлое, настоящее. Многие участники
впервые задумались о своем будущем, вследствие чего некоторые участники
захотели изучить свои профессиональные навыки.
Для изучения
профессиональных качеств учащихся проведены групповые беседы с учащимися на
тему: "Моя будущая профессия и модифицированная методика А.Е. Голомштока
"Карта интересов". "Карта интересов" предназначена для
изучения интересов и склонностей старшеклассников в различных сферах
деятельности, содержит 174 вопроса по 29 направлениям. Необходимо отметить, что
профориентация проводилась пожеланию учащихся, поэтому в данной диагностике
участвовали, лишь те учащиеся, которые хотели узнать какую выбрать профессию.
Результаты профриентационной
работы
|
№
|
ФИО
|
Уровень
выраженности качества
|
Высокий
|
Средний
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
|
Дорофеев Саша
Базаева Мейрамгуль
Лось Вика
Мамышева Оксана
Нугманова Шолпан
Жумаев Нурбек
Сапункова Елена
Жукова Люба
Джакиева Гульнара
Габдолова Нурслу
|
Физкультура и спорт
Журналистика
-
-
Иностранный язык
-
-
-
Иностранный язык
-
|
-
-
Сценическое мастерство
Журналистика
Журналистика
Юриспруденция
Биология
История, литература
-
Медицина
|
2.3. Эффективность работы по оптимизации
процесса социализации детей детских домов
Сравнительный анализ двух срезов показывает, что произошла
серьезная коррекция качественной характеристики личности учащихся. К примеру,
возьмем методику САН, по которой исследовалось: самочувствие, активность,
настроение учащихся. Так, к примеру, у Жуковой Любы в первом срезе
самочувствие оценивалось - 60 баллов, то во 2-м срезе - в 64 балла, активность
в 1-м срез - 63, а во 2-м - 66, тоже самое и с настроением в 1-м - 58, во 2-м -
61. Таким образом, у Жуковой Любы самочувствие улучшилось на 4 балла,
активность - на 3 балла, настроение - тоже на 3 балла. А у некоторых участников
коррекционные результаты еще выше, практически у всех учащихся произошла
положительная коррекция. Конечно же, нет необходимости вновь описывать
результаты психолого-педагогической диагностики учащихся, когда коррекционные
результаты и так видны из таблицы. Лучше обобщим данные в средние общие
показатели.
Общие средние данные по методике САН
|
№
|
Параметры
|
1-й срез
|
2-й срез
|
Разница
|
1
|
Самочувствие
|
52.7
|
58.5
|
+ 5.8
|
2
|
Активность
|
48.9
|
54.1
|
+ 5.2
|
3
|
Настроение
|
52.2
|
59.1
|
+ 6.9
|
Из таблицы видно, что по итогам второго среза
психолого-педагогической диагностики произошла коррекция эмоционального
состояния у учащихся, т.е. произошло улучшение самочувствия на 5.8 баллов,
увеличилась активность - в 5.2 балла, улучшилось настроение - на 6.9 баллов.
Аналогичные результаты можно наблюдать, анализируя методику
школьной тревожности Филипса. Только в методике Филипса происходит снижение:
школьной тревожности, переживания социального стресса, фрустрации потребности в
достижениях, страха самовыражения, страха в отношениях с учителями. Снижение
уровня тревожности у учащихся можно наблюдать в нижеприведенной таблице:
Результаты методики Филипса
|
Шкалы
|
1-
срез
|
2-й
срез
|
Разница
|
1. "Общая тревожность
в школе"
|
6.7
(средний)
|
5.8
(низкий)
|
-
0.9
|
2."Переживание
социального стресса"
|
2.9
(низкий)
|
2
(низкий)
|
-
0.9
|
3."Фрустрация
потребности в достижении"
|
4.2
(средний)
|
3.4
(низкий)
|
-0.8
|
4.
"Страх самовыражения"
|
2.7
(средний)
|
1.4
(низкий)
|
-
1.3
|
5.
"Проблемы и страхи в отношениях с учителями"
|
3.4
(средний)
|
2.8
(низкий)
|
-
0.6
|
Получается, что во- втором срезе психолого-педагогической
диагностики результаты по каждой шкале методики Филипса из показателя среднего
уровня переместились в показатель низкого уровня.
Произошла коррекция субъективного контроля: если общий
средний балл по двум классам в первом срезе психолого-педагогической
диагностики был - 26 (при максимальном положительном - 44), что составляет
средний уровень субъективного контроля. То во втором срезе
психолого-педагогической диагностики он уже составил - 29, при наличии 29
баллов не хватает лишь 1-го балла до высокого уровня субъективного контроля у
учащихся.
В свою очередь результаты обработки методики Сакса и Леви
тоже показали положительные изменения у учащихся, что видно из нижеприведенной
таблицы:
Результаты методики Сакса и Леви
№
|
Положительное отношение:
|
1-й срез
|
2-й срез
|
1
|
К отцу
|
2.4
|
2.6
|
2
|
К себе
|
1.7
|
1.8
|
3
|
К своему будущему
|
2.5
|
2.7
|
Хотя и не значительное улучшение, на 0.1, 0.2 балла, но все
наблюдается. Соответственно за счет увеличения положительного отношения,
снижается отрицательное отношение.
Изменились также и ценностные ориентации учащихся:
В 1-м срезе на:
1 месте - Здоровье - выбрали 57 % учащихся
2 месте - Познание - выбрали 19% учащихся
Во 2-м срезе на:
1 месте - также Здоровье - 56 %
2 месте - также Познание - но уже 24 % учащихся выбрали
Ранжирование эмоциональных предпочтений учащихся также
несколько изменилась:
В 1-м срезе на:
1. "Удовлетворение, гордость, если можешь доказать свою
ценность или свое превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются"
- 29%
2."Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда
работа идет хорошо." - 19%
3.
"Чувство
радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих
тебе людей" - 15%
4.
"Радость,
хорошее настроение, симпатия, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и
любишь" - 15%
Во 2-м срезе на:
1. "Удовлетворение, гордость, если можешь доказать свою
ценность или свое превосходство над соперниками, когда тобой искренне
восхищаются" - 29%
2. "Горячий интерес, наслаждение при познании нового,
при знакомстве с поразительными научными фактами" - 19%
3. "Чувство радости и удовлетворения, когда удается
сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей" - 15%
4."Радость, хорошее настроение, симпатия, когда
общаешься с людьми,
которых уважаешь и любишь" - 15%
Заключение
Анализируя вышеизложенное в главе 11 ясно, что результаты
двух срезов психолого-педагогической диагностики учащихся 10-го и 11-го классов
детского комплекса "Жас даурен" показали, что у учащихся произошло:
-
улучшение
настроения, самочувствия, увеличение активности;
-
снизилась
личностная тревожность;
-
увеличился
уровень субъективного контроля;
-
изменились
интересы и качество эмоций;
-
улучшилось
отношение к себе, отцу, к своему будущему;
Характерно, что вышеперечисленные изменения произошли под
влиянием организованной комплексной психолого-педагогической коррекционной
работы. О чем свидетельствуют результаты двух срезов психолого-педагогической
диагностики, опрос учащихся в 10-м и 11-м классе. Ведь все учащиеся обращались
ко мне с просьбой, провести и далее с ними игровые тренинги, что говорит о
необходимости коррекционной работы в школе.
Собственно, результаты практической работы в
"Жас даурене" подтвердили гипотезу: что, если в детском доме
семейного типа будет целостно организован педагогический процесс и проведена
комплексная психолого-педагогическая
коррекционная работа, то это
будет способствовать достижению воспитанниками равного с детьми из полноценных семей возрастного уровня общего и
умственного развития,
формированию активной позиции как субъекта социализации. Таким образом решение проблемы социализации
детей-сирот в условиях детского дома возможно. Для ее решения необходима
комплексная психолого-педагогическая коррекционная работа, хорошо
организованная и качественно проведенная.
1.
“Антология
педагогической мысли”, А-а, 1995 г. (244)
2.
“Проблемы
обучения и воспитания в произведениях казахских просветителей”, А- а, 1984 г.
(126)
3.
Архангельский
Н.В.“Нравственное воспитание”, Москва, 1979 г. (534)
4.
Бабанский
Ю. К. “Педагогика”, Москва., 1988 г. (626)
5.
Божович
Л. И. “Личность и ее формирование в детском возрасте”, Москва, 1968 г. (287)
6.
Божович
Л. И. “О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии”,
Москва, 1975 г. (412)
7.
Болдырев
Н. И. “Нравственное воспитание школьников”, Москва, 1979 г. (216)
8.
Валиханов
Ч. “Избранные произведения”, А- а, 1958 г.
9.
Валиханов
Ч. “Собрание сочинений”, 5 том, А- а, 1961-1972 г.
10. Васильева З. Н.
“Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности”, Москва. 1978г.
(389)
11. . Дробницкий О.
Г. “Проблемы нравственности”, Москва, 1977 г. (376)
12. . Жумабаев М.
“Педагогика”, А –а, 1993 г.
13. Каиров И. А.
“Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания”, Москва, 1979
г. (277)
14. Калюжный А. А.
“Роль учителя в нравственном воспитании школьников”, А –а, 1994 г. (187)
15. . Кантарбаев С.
Е. “Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания”
(автореферат), А-а, 1996 г.
16. Котенова Р. Н.
“Педагогические взгляды М. Жумабаева”, А –а, 1995 г. (169)
17. Кунанбаев А.
“Избранное”, А –а, 1958 г.
18. Марьенко “Основы
процесса нравственного воспитания в школе”, Москва, 1980 г. (321)
19. Марьенко И. С.
“Нравственное становление личности школьника ”, Москва, 1985 г. (364)
20. Матвеева Л. И
“Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного
поведения”, Ленинград, 1989 г. (89)
21. Рубинштейн С. Л.
“Основы общей психологии”, Москва, 1946 г.
22. Рубинштейн С. Л.
“Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников”,
Москва, 1981 г. (183)
23. Савин Н. В.
“Педагогика”, Москва, 1978 г. (373)
24. Ситдинов А. С.
“Педагогические идеи и просветительская деятельность Ибрая Алтынсарына”, А- а,
1968 г.
25. . Тажибаев Т.
“Абай Кунанбаев о воспитании молодежи”, А-а, 1954 г. (257)
26. Урунбасарова Э.
А. “Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической
науки”, А- а, 1999 г.
27. Харламов И. Ф.
“Педагогика”, Москва, 1990 г. (723)
28. . Хомраев М. К.
“Нравственное воспитание учащихся” (методическое пособие), Ташкент, 1983 г.
(257)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|