Использование развивающих игр и упражнений на уроках технологии
Добрый день, добрый час,
Как я рада видеть Вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонько, дружно сели.
-
Сегодня мы с Вами
находимся в известном доме моды «Burda», а Вы – все конструкторы-модельеры и пришли
не на урок, а на своё рабочее место. Сегодня перед Вами стоит задача –
построить чертёж халата на основе ночной сорочки. Опыт в построении чертежей у
Вас уже есть и, поэтому Вы будете работать по инструкционным картам (см.
приложение №2), которые лежат перед Вами.
-
Можете приступать к
работе.
В конце урока,
проверив и оценив работу, подводится итог, делается вывод о том, кто лучше всех
справился. Лучший конструктор-модельер награждается грамотой (см. приложение
№3)
3. Психолого-педагогическая
характеристика подросткового возраста. Влияние игры на развитие подростка.
Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь,
забывает все на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство
тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим
анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этой способности приводить в
исступление кроется сущность игры, ее исконное качество. Логический рассудок
говорит нам, что природа могла бы дать своим детям все эти полезные
биологические функции разрядки избыточной энергии и пр. в форме чисто
механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам игру, с ее напряжением,
с её радостью, с ее шуткой и забавой.
У подростков в
11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой
деятельности. В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное
отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение. Поэтому именно в
энергичной самостоятельной деятельности подростки видят средство приближения к
идеалу взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии, перестройкой
эмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира.
Учёба в школе
занимает большое место в жизни подростка. В этом возрасте возникают новые
мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в
будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую
значимость. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку
расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в
подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения
житейских, художественных и научных знаний.
Важным стимулом к
учению является притязание на признание среди сверстников. Овладение учебным
материалом требует от подростков высокого уровня учебно-познавательной
деятельности. Объём учебного материала велик, и большую эффективность
воспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его
построения, выделение существенного.
Большое значение
приобретает теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное
количество смысловых связей в окружающем мире.
В подростковом
возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может
рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя
легко, ориентироваться на одни лишь общие посылы независимо от воспринимаемой
реальности. Иными словами, он может действовать в логике рассуждения.
Обсуждая
особенности учебной деятельности в отрочестве, мы брали предметом анализа
возможности этого возраста верхнюю планку развития мышления. Однако в
действительности многие подростки продолжают оставаться на уровне конкретного
мышления.
Для подведения их
к более высокой ступени развития мышления необходимо использовать развивающие
игры и упражнения в учебно-воспитательном процессе.
И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания
оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий
взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же
качеств у ребенка.1
В последнее время в психологии, так же как во многих
других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в
частности, всё более широкое распространение получают различного рода игры.
Активное внедрение в научную практику игровых методов связано с рядом общих социокультурных
процессов, направленных на поиск новых форм социальной культуры
взаимоотношений. Человечеству стало тесно в рамках уже устоявшихся традиций,
которые не удовлетворяют современным условиям научной революции: огромным
потокам информации, коллективным формам творчества, резкому увеличению круга
общения.
Поэтому, в центре внимания ученых оказываются
критические точки индивидуального и социального развития, пути преодоления
кризисов, способы переходов к новым позициям и схемам. Предпринимаются продуктивные
попытки установить механизмы ликвидации разрывов, образовавшихся между
технологией и этикой, индивидуальным и коллективным вкладом в творчество,
дифференциацией знаний и междисциплинарным характером проблем, традиционными
нормами и условиями научно-технической революции.
По всей видимости, распространение игр объясняется
именно тем, что они являются традиционными формами выработки и закрепления,
различных социокультурных норм, прежде всего в плане регламентации и построения
ролевых и межличностных отношений.
В своей работе
учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения
школьников учиться. Обратимся к книге группы авторов «Формирование мотивации
учения», где достаточно подробно рассматривается определение, виды мотивации
учения по возрастным группам.
Мотивы
самообразования, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной
работы, появляется интерес к методам научного мышления. Наиболее зримо в
этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности
общества).
Позиционные мотивы – усиливается мотив
поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными
способами этого сотрудничества в учебном труде. Подростку доступны
самостоятельная постановка не только одной задачи, но и последовательность
нескольких целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видах
деятельности.
Таким образом, чем
старше школьники, тем большее значение приобретает для них познавательный
характер игры, когда в ней скрыто или открыто ставится цель познать новое, то
есть правильно организованная игра по-прежнему влияет на воспитание у
подростков положительных личностных качеств, содействует сплочению коллектива,
воспитывает чувства дружбы и товарищества.
4. Теоретические выводы.
Вся жизнь
школьников связана с игрой, которая имеет большое значение в ней. Так как,
игра – это средство самовоспитания личности ребёнка, поэтому она закрепляет у
детей полезные умения и привычки, формирует волевые черты характера, тренирует
память, выдержку, внимание.
Ценность игры
заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для
формирования детского коллектива, позволяет создавать детям любые формы
общения. И, поэтому, результатом коллективных игр является сплачивание детей,
формирование товарищеских отношений между детьми.
Игра влияет и на
становление трудовой деятельности детей, суть которой хорошо раскрыл А.С.
Макаренко в своём высказывании: «Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая
игра похожа на плохую работу…»
Хорошая и
правильно организованная игра, способствует формированию психологических
качеств личности ребёнка, становлению трудовой деятельности, чувства
коллективизма, товарищества.
В педагогической
литературе существуют различные виды игр, и каждая имеет свою характеристику и
классификацию.
Наиболее важными
играми в учебно-воспитательном процессе являются дидактические, ролевые,
подвижные.
Каждая игра должна
быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленный
характер.
Игра может быть
отличным дополнением к учебному процессу в развитии личностных качеств ребёнка.
Они индивидуальны
и требуют индивидуального подхода к каждому ребёнку, но есть и общие
закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и минусы, требует чувства
меры и осторожности.
Игра как процесс
имеет свои структурные элементы и педагогические требования.
При выборе игры
необходимо учитывать некоторые обстоятельства: возраст играющих, выбор
помещения для игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль
учителя.
Его роль в игре в
основном руководящая и задача учителя заключается в создании условий,
определённых правильных отношений к ней со стороны детей.
Игра
учителем-педагогом используется не только в учебной деятельности, но и во
внеклассной воспитательной работе, где она имеет свои формы организации.
Таким образом, игра – это
серьёзное дело, имеющее важное значение в жизни ребёнка, формирование его
личностных качеств, в развитии и воспитании, а также имеющая свои особенности в
организации и использовании в учебно-воспитательной работе.
Итак, роль развивающих игр в образовании и психологии
чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей
развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы,
самостоятельности учащихся. Говоря о роли развивающих игр, известный
отечественный педагог и психолог М.И. Махмутов отмечал, что значение этой
технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной
активности учащихся, формирования у них навыков участия в развивающих играх. О результатах применения развивающих игр в целом
свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые
отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в
среднем в 3 раза.
Практическая часть.
Исследования проводились на базе Сенгилеевской
средней общеобразовательной школы № 2 в 5 «б» и 8 «а» классах.
Списочный состав классов.
|