|
|
Меню
|
|
Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики в 5 класс...
Проанализировав
данные результаты обоих классов, занесли их в сравнительную таблицу.
|
|
Активны
|
Средне активны
|
Пассивны
|
Экспериментальный
|
21%
|
30%
|
49%
|
Количество человек
|
5
|
7
|
12
|
Контрольный
|
23%
|
33%
|
44%
|
Количество человек
|
4
|
6
|
8
|
Сравнительная
таблица 5а и 5б классов по данным наблюдения
На основании
анкетирования и наблюдения учеников, можно сделать вывод, что интерес у детей
экспериментального и контрольного классов на уроках математики не высок.
1.5. Проверочная
работа по теме «Обыкновенные дроби».
Цель: определить
уровень вычислительных умений и навыков после изучения темы «Обыкновенные
дроби».
Учащимся 5а и 5б
была предложена следующая контрольная работа, разработанная
экспериментатором:
1.Найдите
значение выражения
а) + - ;б) 8 - (3 + 2);в) (8- 7)
+ 3
2. В гараже 45
автомобилей. Из них -
легковые. Сколько легковых автомобилей в гараже?
3. Выполните
действия:
а) 5 - 1; б) 3 + 1; в) 5 + 5.
4. Решите
уравнение: а) 3 - х = 1; б) ( у - 8) + 1.
5. Какое число
надо разделить на 8, чтобы частное равнялось 5?
Критерии оценки
проверки работ: За каждое правильное решенное задание дается 1 балл:
5 баллов –
«5»отлично
4 балла -
«4»хорошо
3 балла -
«3»удовлетворительно
2 балла –
«2»неудовлетворительно.
Проанализировав
протоколы проверочной работы экспериментального и контрольного классов,
получены следующие результаты. [См. приложение 6,7]
Сравнительная
таблица анализа проверочной работы в экспериментальном и контрольном классах.
|
|
Оценки
|
|
5
|
4
|
3
|
2
|
Экспериментальный
|
3человека
|
10человек
|
9 человек
|
3 человека
|
|
13%
|
41%
|
38%
|
8%
|
Контрольный
|
5 человек
|
8 человек
|
4 человека
|
1 человек
|
|
28%
|
44%
|
22%
|
6 %
|
Таким образом, в
результате сравнения полученных данных проверочной работы, выявлено, что
контрольный класс находится на более высоком уровне сформированности
вычислительных умений и навыков, чем экспериментальный класс.
Вывод:
Констатирующий эксперимент показал, что:
-5а и 5б работают
по одинаковой традиционной программе;
-классы примерно
равны по возрастным показателям;
-интерес у
классов на уроках математики не высок;
-уровни
сформированности вычислительных умений и навыков разные (экспериментальный
класс отстает от контрольного класса).
На этой основе
сделан следующий вывод: что необходима коррекционная работа, направленная на
развитие уровня познавательного интереса к математике, а также уровня усвоения
знаний, умений и навыков вычислений при помощи проведения работы с
дидактическими играми в различных их видах и на разных этапах урока.
5а –
экспериментальный класс, где будем проводить формирующий эксперимент, 5б –
контрольный класс.
2. формирующий
эксперимент.
Цель: повышение
уровня познавательного интереса к урокам математики.
Задачи: -
подобрать различные виды дидактических игр;
- способствовать
повышению познавательного интереса к уроку математики;
- провести данные
виды дидактических игр в экспериментальном классе.
На основе ранее
перечисленных особенностей данного класса, с учетом содержания курса математики
и возрастных особенностей учащихся, были взяты различные виды дидактических игр
на разных этапах урока.
Цель
дидактических игр: активизировать внимание детей на уроках математики, сделать
процесс учения более интересным, развивать с помощью них познавательный интерес
к уроку математики. Задания в занимательной форме более доступны и
привлекательны для детей. Учащиеся незаметно для себя выполняют большее число
арифметических действий, упражняются в устных вычислениях.
Дидактические
игры проводились чаще всего в начале урока, чтобы привлечь внимание детей и
подготовить их к усвоению последующего материала, или в конце урока, подводя
итог нового материала, а также игре был посвящен целый урок. Использовалась
безоценочная система знаний, поощрялись быстрота и правильность.Проведенные
игры представлены в 2.1. Разработка конспектов уроков с использованием дидактических
игр, их проведение и анализ.
Вывод:
Проводимые виды дидактических игр вызывали интерес у детей – они более активно
работали на уроках, с готовностью выполняли задания учителя, стремились прийти
к правильному результату. В процессе игры у детей вырабатывалась привычка
сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивалось внимание детей,
стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечали, что учатся, познают,
запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в
урок дидактических игр и игровых моментов делало процесс обучения интересным и
занимательным, создавало у детей бодрое рабочее настроение, облегчало
преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Проводя дидактические
игры, особенный интерес вызывали у детей упражнения в занимательной форме.
3. Контрольный
эксперимент.
В качестве
контрольного эксперимента автор использовала наблюдение и контрольную работу по
теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей ».
Цель контрольного
эксперимента состояла в выявлении наличия или отсутствия развития
познавательного интереса к урокам математики, а так же выявление того, как это
отразилось на уровне усвоения знаний, умений и навыков.
3.1. Наблюдение
за работой учащихся на уроке математики
Цель: провести
наблюдение и выяснить, на сколько дети экспериментального класса активны на
уроках математики, чем дети контрольного класса.
Критериями
являлось: активная работа, частота правильных ответов, быстрота реакции,
стремление достичь положительных результатов.
В графу «активен»
заносились те ученики, которые активно работали на протяжении всего урока, давали
быстрые и правильные ответы,
В графу «средне
активны» заносились те ученики, которые работали только над теми заданиями,
которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку, чтобы ответить,
давали неверные ответы.
В графу
«пассивен» заносились те ученики, которые постоянно отвлекались, не поднимали
руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы.
Данные о
результатах наблюдения занесены в таблицу. [См. приложение 8]
Таким образом, в
исследовании принимало участие 24 человека, в результате которого выяснилось,
что 30% учащихся активны на уроках математики, 47% средне активны и лишь 23%
пассивны на уроках математики.
Подобное
наблюдение проводилось и в контрольном классе. Данные о результатах наблюдения
занесены в таблицу. [См. приложение 9]
В исследовании
принимали участие 18 человек. Результаты наблюдения по данным контрольного
класса: 40% не проявляют активность на уроке математики, 38% частично активны
на уроке и только 22% активно работают на уроке математики.
Проанализировав
данные результаты обоих классов, занесли их в сравнительную таблицу.
|
|
Активны
|
Средне активны
|
Пассивны
|
Экспериментальный
|
30%
|
47%
|
23%
|
Количество человек
|
8
|
11
|
5
|
Контрольный
|
22%
|
38%
|
40%
|
Количество человек
|
4
|
6
|
8
|
Как видно на
диаграмме, учащиеся 5а класса после проведенного эксперимента стали более
интересоваться уроками математики, это обусловлено тем, что проводилась работа
на развитие познавательного интереса с помощью дидактических игр.
3.2. Контрольная
работа по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей »
Цель: определить
уровень сформированности вычислительных умений и навыков после изучения темы
«Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием на
уроках дидактических игр.
Учащимся 5а и 5б
была предложена следующая контрольная работа, разработанная экспериментатором:
1. Сравните
числа: а) 7,189 и 7,2; б) 0,34 и 0,3377; в) 4,2 и 4,196.
2. Выполните
действия: а) 61,35 - 49,561 – (2,69 + 4,01)
б) 1000 – (0,72 +
81 – 3,968).
3. Скорость
теплохода по течению реки 42,8 км/ч. Скорость течения 2,8км/ч. Найдите
собственную скорость теплохода и его скорость против течения.
4. Округлите
числа: а) до сотых: 3,062; 4,137; 6,455;
б) до десятых:
5,86; 14,25; 30,22
в) до единиц:
247,57 и 376, 37.
Критерии оценки
проверки работ: За каждое правильное решенное задание дается 1 балл:
4 балла –
«5»отлично
3 балла -
«4»хорошо
2 балла -
«3»удовлетворительно
1 балл –
«2»неудовлетворительно.
Данные по итогам
контрольной работы зафиксированы в таблицу. [См. приложение 10,11]
Сравнительная
таблица анализа контрольной работы в экспериментальном и контрольном классах.
|
Оценки
|
|
5
|
4
|
3
|
2
|
Экспериментальный
|
7 человек
|
10 человек
|
5 человек
|
2 человека
|
|
30%
|
42%
|
21%
|
7%
|
Контрольный
|
5 человек
|
9 человек
|
3 человека
|
1 человек
|
|
28%
|
45%
|
21%
|
6 %
|
Таким образом,
было выявлено, что вычислительные навыки сформированы лучше у детей
экспериментального класса. Заметно развитие познавательного интереса к уроку
математики, по сравнению с другим классом. В этом помогли дидактические игры.
Следовательно,
дидактические игры помогли в развитии познавательного интереса, доказали свою
эффективность – дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках
математики. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием
вовлеклись в работу, активнее шли на контакт с учителем. Ученики соревновались
друг с другом в сообразительности и быстроте ума. Используя дидактические
игры, учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется
индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже
если не знает правильного ответа.
Игра стимулирует
умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к
предмету. Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников. Игра
воспитывает у школьников дисциплинированность, ответственность и коллективизм.
Заключение
В
данной работе рассмотрен особый вид игр — дидактические игры, особая форма
занятий - игровая форма. Из изложенного выше можно сделать вывод, что
дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней
обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения
разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к
математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в
возникновении познавательного интереса. Основным в дидактической игре на
уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь
активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным,
эмоциональным, творческим. Поэтому использование дидактических игр дает
наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с пониженным интересом к
предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание
игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит
разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление,
развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Автором
изучено 25 источников учебно-методической литературы, подобрано 12 игр по теме
«Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе и проанализировано 12
конспектов по данной теме. Изучив более подробно и глубоко вопросы, связанные с
использованием дидактических игр на уроках, поставленные цели и задачи решены.
Гипотеза дала положительный результат.
Использование
дидактических игр на разных этапах изучения математического материала является
эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно
влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие
умственной деятельности. Данная работа может стать методическим пособием для
студентов КПУ, как при подготовке докладов, сообщений на эту тему, так и при
проведении пробных уроков математик
Литература
1.Автайникова, А.К. Некоторые
формы организации устного счета // Математика в школе. – 2001.- №3.- 123с.
2.Ананьев, Б.Г.
Познавательные потребности и интересы. – Л.,2002.-243с.
3.Бабкина, Н.В. Использование
игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. – 1988.-№4.-56с.
4.Бондаренко, А.К., Матусин
А.И. Воспитание в игре. – М.: Просвещение, 1983.- 192с.
5.Бряшина, Н. Математический
брейн-ринг // Математика.-2003.-№27.-31с.
6.Газман, О.С., Харитонова
Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991.- 96с.
7.Данилов, И.К. Об игровых
моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.- 98с.
8.
Демченкова,
Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика.
-2004.- №19. – 30с.
9.
Зимний, О.В.
Элементы игры на уроках // Математика в школе. – 2004.- №6.- 87с.
10.
Коваленко,
В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990. – 95с.
11.
Коконов,
А.Я. Устные занятия по математике 5-9 классы: Пособие для учителей. – М.:
Издательский дом «Генжер», 1998.- 80с.
12.
Кордемский,
Б.А. Математическая смекалка. - М.: Просвещение, 1981.- 575с.
13.
Кордемский,
Б.А. Увлечь школьников математикой.– М., 1981.- 371с.
14.
Крутецкий,
В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ.- М.: Просвещение,
2000.- 345с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|