бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики в 5 класс... бесплатно рефераты

Проанализировав данные результаты обоих классов, занесли их в сравнительную таблицу.


Активны

Средне активны

Пассивны

Экспериментальный

21%

30%

49%

Количество человек

5

7

12

Контрольный

23%

33%

44%

Количество человек

4

6

8

Сравнительная таблица 5а и 5б классов по данным наблюдения


На основании анкетирования и наблюдения учеников, можно сделать вывод, что интерес у детей экспериментального и контрольного классов на уроках математики не  высок.

1.5. Проверочная работа по теме «Обыкновенные дроби».

Цель: определить уровень вычислительных умений и навыков  после изучения темы «Обыкновенные дроби».

Учащимся 5а и 5б была предложена следующая контрольная  работа,   разработанная экспериментатором:

1.Найдите значение выражения


а) + -  ;б) 8 - (3 + 2);в)  (8- 7) + 3


2. В гараже 45 автомобилей. Из них  - легковые. Сколько легковых автомобилей в гараже?

3. Выполните действия:


а)  5 - 1; б)  3 + 1;   в)  5 + 5.


4. Решите уравнение: а)  3 - х = 1;    б) ( у - 8) + 1.


5. Какое число надо разделить на 8, чтобы частное равнялось 5?

Критерии оценки проверки работ:  За каждое правильное решенное задание дается 1 балл:

5 баллов – «5»отлично

4 балла  - «4»хорошо

3 балла  - «3»удовлетворительно

2 балла – «2»неудовлетворительно.

Проанализировав протоколы проверочной работы экспериментального и контрольного классов,  получены следующие результаты. [См. приложение 6,7]


Сравнительная таблица анализа проверочной работы в экспериментальном и контрольном классах.


Оценки


5

4

3

2

Экспериментальный

3человека

10человек

9 человек

3 человека


13%

41%

38%

8%

Контрольный

5 человек

8 человек

4 человека

1 человек


28%

44%

22%

6 %


Таким образом, в результате сравнения полученных данных проверочной работы, выявлено, что контрольный класс находится на более высоком уровне сформированности вычислительных умений и навыков, чем экспериментальный класс.

Вывод: Констатирующий эксперимент показал, что:

-5а и 5б работают по одинаковой традиционной программе;

-классы примерно равны по возрастным показателям;

-интерес у классов на уроках математики не  высок;

-уровни сформированности вычислительных умений и навыков разные (экспериментальный класс отстает от контрольного класса).

На этой основе  сделан следующий вывод: что необходима коррекционная работа, направленная на развитие уровня познавательного интереса к математике, а также уровня усвоения знаний, умений и навыков вычислений при помощи проведения  работы с дидактическими играми в различных их видах и на разных этапах урока.

5а – экспериментальный класс, где будем проводить формирующий эксперимент,  5б – контрольный класс.

2. формирующий эксперимент.

Цель: повышение уровня познавательного интереса к урокам математики.

Задачи: - подобрать различные виды дидактических игр;

- способствовать повышению познавательного интереса к уроку математики;

- провести данные виды дидактических игр в экспериментальном классе.

На основе ранее перечисленных особенностей данного класса, с учетом содержания курса математики и возрастных особенностей учащихся, были взяты различные виды дидактических игр на разных этапах урока.

Цель дидактических игр: активизировать внимание детей на уроках математики, сделать процесс учения более интересным, развивать с помощью них познавательный интерес к уроку математики. Задания в занимательной форме более доступны и привлекательны для детей. Учащиеся незаметно для себя выполняют большее число арифметических действий, упражняются в устных вычислениях.

Дидактические игры проводились чаще всего в начале урока, чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к усвоению последующего материала, или в конце урока, подводя итог нового материала, а также игре был посвящен целый урок. Использовалась безоценочная система знаний, поощрялись быстрота и правильность.Проведенные игры представлены в 2.1. Разработка конспектов уроков с использованием дидактических игр, их проведение и анализ.

Вывод: Проводимые виды дидактических игр  вызывали интерес у детей – они более активно работали на уроках, с готовностью выполняли задания учителя, стремились прийти к правильному результату. В процессе игры у детей вырабатывалась привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивалось внимание детей, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечали, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делало процесс обучения интересным и занимательным, создавало у детей бодрое рабочее настроение, облегчало преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Проводя дидактические игры, особенный интерес вызывали у детей упражнения в занимательной форме.

3. Контрольный эксперимент.

В качестве контрольного эксперимента автор использовала наблюдение и контрольную работу по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей ».

Цель контрольного эксперимента состояла в выявлении наличия или отсутствия развития познавательного интереса к урокам математики, а так же выявление того, как это отразилось на уровне усвоения знаний, умений и навыков.

3.1. Наблюдение за работой учащихся на уроке математики

Цель: провести наблюдение и выяснить, на сколько дети экспериментального класса активны на уроках математики, чем дети контрольного класса.

Критериями являлось: активная работа, частота правильных ответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов.

В графу «активен» заносились те ученики, которые активно работали на протяжении всего урока, давали быстрые и правильные ответы,

В графу «средне активны» заносились те ученики, которые работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку, чтобы ответить, давали неверные ответы.

В графу «пассивен» заносились те ученики, которые постоянно отвлекались, не поднимали руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы.

Данные о результатах наблюдения занесены в таблицу. [См. приложение 8]

Таким образом, в исследовании принимало участие 24 человека, в результате которого выяснилось, что  30% учащихся активны  на уроках математики, 47% средне активны и лишь 23% пассивны на уроках математики.

Подобное наблюдение проводилось и  в контрольном классе. Данные о результатах наблюдения занесены в таблицу. [См. приложение 9]



В исследовании принимали участие  18 человек. Результаты наблюдения по данным контрольного класса: 40% не проявляют активность на уроке математики, 38% частично активны на уроке и только 22% активно работают на уроке математики.

Проанализировав данные результаты обоих классов, занесли их в сравнительную таблицу.


Активны

Средне активны

Пассивны

Экспериментальный

30%

47%

23%

Количество человек

8

11

5

Контрольный

22%

38%

40%

Количество человек

4

6

8



Как видно на диаграмме, учащиеся 5а класса после проведенного эксперимента стали более интересоваться уроками математики, это обусловлено тем, что проводилась работа на развитие познавательного интереса с помощью дидактических игр.

3.2. Контрольная работа по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей »

Цель: определить уровень сформированности вычислительных умений и навыков  после изучения темы «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием на уроках дидактических игр.

Учащимся 5а и 5б была предложена следующая контрольная  работа,   разработанная экспериментатором:

1. Сравните числа:    а) 7,189 и 7,2;   б) 0,34 и 0,3377;   в) 4,2 и 4,196.

2. Выполните действия: а) 61,35 - 49,561 – (2,69 + 4,01)  

б) 1000 – (0,72 + 81 – 3,968).  

3. Скорость теплохода по течению реки 42,8 км/ч. Скорость течения 2,8км/ч. Найдите собственную скорость теплохода и его скорость против течения.

4. Округлите числа: а) до сотых: 3,062; 4,137;  6,455;

б) до десятых: 5,86; 14,25; 30,22

в) до единиц: 247,57 и 376, 37.

Критерии оценки проверки работ: За каждое правильное решенное задание дается 1 балл:

4 балла – «5»отлично

3 балла  - «4»хорошо

2 балла  - «3»удовлетворительно

1 балл – «2»неудовлетворительно.

Данные по итогам контрольной работы зафиксированы в таблицу. [См. приложение 10,11]

Сравнительная таблица анализа контрольной  работы в экспериментальном и контрольном классах.



Оценки


5

4

3

2

Экспериментальный

7 человек

10 человек

5 человек

2 человека


30%

42%

21%

7%

Контрольный

5 человек

9 человек

3 человека

1 человек


28%

45%

21%

6 %



Таким образом, было выявлено, что вычислительные навыки сформированы лучше у детей экспериментального класса. Заметно развитие познавательного интереса к уроку математики, по сравнению с другим классом. В этом помогли дидактические игры.

Следовательно, дидактические игры помогли в развитии познавательного интереса, доказали свою эффективность – дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках математики. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее шли на контакт с учителем. Ученики соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума. Используя дидактические игры,  учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.

Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников. Игра воспитывает у школьников дисциплинированность, ответственность и коллективизм.

Заключение

 

В данной работе рассмотрен особый вид игр — дидактические игры, особая форма занятий - игровая форма. Из изложенного выше можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении  познавательного интереса. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Автором изучено 25 источников учебно-методической литературы, подобрано 12 игр по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе и проанализировано 12 конспектов по данной теме. Изучив более подробно и глубоко вопросы, связанные с использованием дидактических игр на уроках, поставленные цели и задачи решены. Гипотеза дала положительный результат.

Использование дидактических игр на разных этапах изучения математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Данная работа может стать методическим пособием для студентов КПУ, как при подготовке докладов, сообщений на эту тему, так и при проведении пробных уроков математик

Литература

 

1.Автайникова, А.К. Некоторые формы организации устного счета // Математика в школе. – 2001.- №3.- 123с.

2.Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы. – Л.,2002.-243с.

3.Бабкина, Н.В. Использование игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. – 1988.-№4.-56с.

4.Бондаренко, А.К., Матусин А.И. Воспитание в игре. – М.: Просвещение, 1983.- 192с.

5.Бряшина, Н. Математический брейн-ринг // Математика.-2003.-№27.-31с.

6.Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991.- 96с.

7.Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.- 98с.

8.                 Демченкова, Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19. – 30с.

9.                 Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. – 2004.- №6.- 87с.

10.             Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990. –  95с.

11.              Коконов, А.Я. Устные занятия по математике 5-9 классы: Пособие для учителей. – М.: Издательский дом «Генжер», 1998.- 80с.

12.             Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. - М.: Просвещение, 1981.- 575с.

13.              Кордемский, Б.А. Увлечь школьников математикой.– М., 1981.- 371с.

14.              Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ.- М.: Просвещение, 2000.- 345с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


 © 2010 Все права защищены.