Формирование словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи
Выводы: в результате
проведения данных заданий было выявлено, что при выполнении 1- го задания 7
детей имеют высокий уровень, 3 ребенка - очень высокий уровень и нет детей с
низким и средним уровнем; при выполнении 2 – го задания 3 ребенка имеют средний
уровень, 5 детей – высокий уровень, 2 ребенка – очень высокий уровень и нет
детей с низким уровнем; при выполнении 3 – го задания 2 ребенка имеют низкий
уровень, 1 ребенок – средний уровень, 5 детей – высокий уровень, 2 ребенка –
очень высокий уровень; при выполнении 4 – го задания 4 ребенка имеют низкий
уровень, 3 ребенка – высокий уровень, 3 ребенка – очень высокий уровень и нет
детей со среднем уровнем; при выполнении 5 – го задания 2 ребенка имеют низкий
уровень, 5 детей – средний уровень, 3 ребенка – очень высокий уровень и нет
детей с высоким уровнем; при выполнении 6 – го задания 2 ребенка имеют средний
уровень, 6 детей – высокий уровень, 2 ребенка – очень высокий уровень и нет
детей с низким уровнем.
Диаграмма 1. Сравнительный анализ результатов
экспериментальной группы в констатирующем и контрольном эксперименте при
выполнении задания № 1.
В результате проведенного эксперимента,
направленного на формирование словообразовательных умений у дошкольников с ОНР,
было выявлено, что в контрольном эксперименте, по сравнению с констатирующим,
вырос уровень умения правильно называть животных и их детенышей в ед. и мн.
числе.
Диаграмма 2. Сравнительный анализ результатов
экспериментальной группы в констатирующем и контрольном эксперименте при
выполнении задания № 2.
В результате проведенного эксперимента,
направленного на формирование словообразовательных умений у дошкольников с ОНР,
было выявлено, что в контрольном эксперименте, по сравнению с констатирующим,
вырос уровень умения употреблять в речи существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Диаграмма 3. Сравнительный анализ результатов
экспериментальной группы в констатирующем и контрольном эксперименте при
выполнении задания № 3.
В результате проведенного эксперимента,
направленного на формирование словообразовательных умений у дошкольников с ОНР,
было выявлено, что в контрольном эксперименте, по сравнению с констатирующим,
вырос уровень умения употреблять в речи наименования предметов посуды.
Диаграмма 4. Сравнительный анализ результатов
экспериментальной группы в констатирующем и контрольном эксперименте при выполнении
задания № 4.
В результате проведенного эксперимента,
направленного на формирование словообразовательных умений у дошкольников с ОНР,
было выявлено, что в контрольном эксперименте, по сравнению с констатирующим,
вырос уровень языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных
форм.
Диаграмма 5. Сравнительный анализ результатов
экспериментальной группы в констатирующем и контрольном эксперименте при
выполнении задания № 5.
В результате проведенного эксперимента,
направленного на формирование словообразовательных умений у дошкольников с ОНР,
было выявлено, что в контрольном эксперименте, по сравнению с констатирующим,
вырос уровень умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.
Диаграмма 6. Сравнительный анализ результатов
экспериментальной группы в констатирующем и контрольном эксперименте при
выполнении задания № 6.
В результате проведенного эксперимента,
направленного на формирование словообразовательных умений у дошкольников с ОНР,
было выявлено, что в контрольном эксперименте, по сравнению с констатирующим,
вырос уровень умения образовывать слова
Из этого следует, что
уровень словообразования у детей из контрольной и экспериментальной группы на
этапе контрольного эксперимента слабо различается. Таким образом, посредством
формирующего эксперимента, была успешно проведана работа по формированию
словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Эксперимент в данной
главе был проведен с помощью методики «Исследование способности
словообразования» Алексеевой М.М., Ляминой В.И. и программы занятий с
использованием специальных упражнений. В ходе проведения констатирующего
эксперимента было выявлено, что исходный уровень развития словообразовательных
умений в контрольной группе заметно выше, чем экспериментальной группе. В
результате работы проведенной в ходе формирующего эксперимента было выявлено,
что уровень словообразования у детей из контрольной и экспериментальной группы
на этапе контрольного эксперимента слабо различается. Таким образом,
посредством формирующего эксперимента, была успешно проведана работа по
формированию словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием
речи.
Дети с общим
недоразвитием речи затрудняются в образовании существительных с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов («деревко», «ведречко»), прилагательных
(«лихняя шапка», «глинный кувшин», «стекловая вода»).
В области
словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова.
Наиболее усвоенными являются формы именительного, винительного и родительного
падежей множественного существительного. В ответах на вопросы, требующие
употребление существительных в этих падежах, ошибка не наблюдается.
У детей с общим
недоразвитием речи отличаются нарушения в построении словосочетания из наречия
много и существительного, в использовании падежных форм множественного числа,
кроме именительного падежа. Недостаточность функции словообразования
проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного
(подушка из пуха - «пушоная»; варенье из груш - «грушиное»; лапа волка -
«волкина»).
В основном дети
пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов,
используемых при словообразовании, очень невелико.
Для самостоятельного
словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому
необходимо развивать речевой слух; обогащать детей знаниями и представлениями
об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными
словами (образованных от других), а также словами всех частей речи, обогащать
смысловую сторону грамматических средств.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются
от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических
процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших
знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого
ребенка.
Заключение
Словообразование, как в
норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс.
Пятый год жизни является периодом активного освоения ребенком способов
словообразования. Словообразование и словотворчество уже носят взрывной
характер: дети начинают употреблять в этот период все части речи.
Дети с общим
недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников
особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно
осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных
психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Успешное преодоление
речевого недоразвития возможно лишь при условии тесной взаимосвязи и
преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства
требований, предъявляемых детям.
Развитие восприятия и
осознание речи детьми происходит значительно быстрее в продуктивной
деятельности, так как в деятельности речь приобретает действительно
практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или
иной деятельности.
Анализ научно –
методической литературы позволил определить особенности словообразования у
дошкольников с ОНР: дети с ОНР наибольшие трудности испытывают при усвоении
системы словообразования, поскольку оно осуществляется на основе мыслительных
операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно
высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Эти затруднения
проявляются при выборе грамматических средств для выражения своих мыслей, их
комбинировании, выделении морфемы, соотнесении ее значения со звуковым образом.
Изучение методик формирования
словообразовательных умений у дошкольников с ОНР Т.В.Тумановой «Формирование
готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи»,
«Исследование способности словообразования» Алексеевой М.М., Ляминой В.И., программы
занятий с использованием специальных упражнений, дало возможность выявить
основные направления и формы словообразовательной работы с дошкольниками,
имеющими общее недоразвитие речи. Проведенный эксперимент показал, что:
-
отдельные
элементы словообразования и общий уровень словообразования в целом заметно
выросли и приблизились к норме;
-
процесс
словообразования у детей стал более непринужденным и практически не вызывает у
них затруднений;
-
наиболее
интенсивно происходит развитие самостоятельности, проявляющейся в умении
использовать приобретенные знания в новых, изменяющихся условиях,
трансформировать их, в умении вносить элементы творчества (придумывать свое,
выполнять задание по-своему) успешно формируется в детской деятельности.
Таким образом, цель нашей работы
достигнута, гипотеза доказана.
Литература
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. -
М., 1998. С. 45
2. Актуальные проблемы психической речи и
обучение языку. //Под ред. А.А. Леонтьева, - М., 1998. С. 17
3. Арутюнова Н.Д. О понятии системы
словообразования //Филологические науки, 1960, №2. С. 35
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение
детей: Книга для воспитателей детского сада. — М., 1999. С. 73
5. Баева А. И. Изучение состояния речевых
процессов у 5—6-летних детей с общим недоразвитием речи. //Рубрика: 2004, №2. С.
74
6. Вершинина О. М. Особенности
словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед № 1,
2004. С. 25
7. Винокур Г. О. Заметки по русскому
словообразованию. Избранные работы. М., 1959. С. 48
8. Власенко И.Т. Особенности словесного
мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М., 1990. С. 52
9. Возрастная психология. Хрестоматия.
//Ред. В.С, Мухина, А.А. Хвостов - М., 2000. С. 119
10. Волкова Е.Ф. Статистические методы
экспериментальной психологии. Практическое руководство. - Новосибирск, 2003. С.
32
11. Выготский Л.С. Воображение и
творчество в детском возрасте. -Спб., 1997. С. 48
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской
речи. - М., 1961. С. 27
13. Гончарова В.А. Нарушения
словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР. // Логопед в детском саду. М., 2005-
1(4). – 9 -15с.
14. Дети с проблемами в развитии.
Комплексная диагностика и коррекция. // Ред. Л. П. Григорьева. - М., 2002. С.
72
15. Дошкольная педагогика. //Под ред.
Логиновой В.Ш., Саморуковой П.Г. - М., 1983. С. 82
16. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В.
Психическое развитие дошкольников. - М.,1984. С. 104.
17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у
дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). - М., 1985. С. 85
18. Жукова Н.С. Преодоление общего
недоразвития речи у детей. - М., 1994. С. 57
19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева
Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. - М., 1990. С. 172
20. Земская Е.А. Современный русский язык.
Словообразование. - М., 1973. С. 103
21. Зорина В.В. Современные исследования
словообразовательного компонента языковой способности детей дошкольного
возраста. М., 2000. С. 157
22. Игры в логопедической работе с детьми.
/ Сост. В.И. Селиверстов - М., 1987. С. 73
23. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика
дошкольников. -Спб., 2002. С. 42
24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная
педагогика. -М., 1983. С. 98
25. Коменский Я. Избранные педагогические
труды. - М., 1975. С. 68
26. Кубрякова Е.С. Что такое
словообразование. - М., 1965. С. 87
27. Кулеша. Освоение предметных действий
детьми // Дефектология, №3. М., 1989. С. 28
28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.
Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и
грамматического строя). - Спб., 2001. С. 92
29. Левина Р.Е. Логопедия. - М., 1968. С.
118
30. Леонтьев А.Н. Избранные
психологические труды. - М., 1983. С. 62
31. Логопедия // Ред. Л.С. Волковой. - М.,
2004. – 704 с.
32. Лопухина И. Логопедия. 550
занимательных упражнений по развитию речи. - М., 1995. С. 54
33. Львова С.И.
Функционально-семантический подход к обучению морфемике и словообразованию в
школьном курсе русского языка. М., 1993. – 355 с.
34. Ляско Е. Развитие речи малыша. - М., 2003.
С. 56
35. Менджерицкая Ю.В. Воспиталелю о
детской игре. - М., 1982. С. 82
36. Миронова С.А. Развитие речи
дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. С. 43
37. Мухина В.С. Возрастная психология. -
М., 1998. С. 93
38. Мухина В.С. Психология дошкольника. -
М., 1978. С. 128
39. Немов Р.С. Психология в трех книгах.
Кн. 2. Психология образования. - М., 1995. С. 160-161
40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. -
М., 2000. С. 63
41. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.
-Спб., 1997. С. 75
42. Реформатский А.А. Введение в
языкознание. - М., 1985. С. 41
43. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми.
- М., 1994. С. 82
44. Смирнова И.А. Принципы подбора
наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования //
Рубрика №6. СПб., 2006. С. 34
45. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском
саду. - М.,1982. С. 17
46. Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г.,
Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования //
Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. –
М., 1978. – С. 35-52.
47. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о
детях с нарушениями речи. - М., 1985. С. 40
48. Тамбовцева А.Г. Формирование способов
словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1983. – 24 с.
49. Тихеева Е.И. Развитие речи детей
(раннего дошкольного возраста). - М., 1981. С. 31
50. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.,
1972. С. 75
51. Туманова Т.В.
Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим
недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 6. М.,
2003. С. 58
52. Туманова Т.В. Формирование готовности
к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология №
4. М., 2001. С. 69
53. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.
- М., 1999. С. 143
54. Ушакова Т.Н. О причинах детского
словотворчества // Вопросы психологии № 6. М., 1970. – С. 114-129.
55. Ушакова Г. Н. Роль словотворчества в
усвоении родного языка // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. М.,
1970. – 125 с.
56. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. -
М., 1991. С. 99
57. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка
к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.
- М., 1993. С. 78
58. Цейтлин С.Н. Обратное словообразование
в детской речи // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория
обучения языку / Под ред. А.М. Шахнаровича. – М., 1978. – С. 61-67.
59. Цейтлин С. Н. Ранние стадии усвоения
морфологии // Проблемы детской речи. М., 1996. С. 61
60. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика
детской речи. М., 2000. С. 134
61. Черемухина Г.А., Шахнарович А.М.
Детское словотворчество и синтаксическая теория словообразования //
Психолингвистические проблемы общения и обучения языку / Под ред. А.А.
Леонтьева. – М., 1976. – С. 92-104.
62. Чуковский К.И. От двух до пяти… - Л.,
1987. С. 79
63. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М.
Особенности образования производных слов в детской речи // Теоретические
аспекты деривации. – Пермь, 1982. – С. 34-58.
64. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М.
Психолингвистический анализ семантики и грамматики: На материале онтогенеза
речи. М., 1990. С. 144
65. Шахнарович А.Н. Словообразовательная
деривация в свете экспериментальных исследований. // Вопросы филологии М.,
2001.-№ 1. – С. 68-73
66. Щерба Л.В.; Виноградов В.В.
Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии. // Вопросы теории
и истории языка. - М., 1952. С. 93
67. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в
детских возрастах. Избранные психологические труды. М., 1995. С. 231
68. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.,
1999г. С. 83
69. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение
чтению. Избранные психологические труды. -М., 1989. С. 38
70. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в
современном русском языке. - М., 2001. С. 126
71. Ястребова А.В. Коррекция нарушений
речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя-логопеда. - М.,
1984. С. 152
Приложение
Методика Тумановой Т.В.
«Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим
недоразвитием речи»
I РАЗДЕЛ. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ
Основной задачей этого
раздела работы было выявление наиболее общих правил словообразования на основе
ориентировочно-исследовательской деятельности детей. В содержании раздела можно
выделить два направления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|