Формирование самостоятельности у младших школьников на уроках технологии
Данная проблема не утратила своего
актуального значения и в настоящее время, так как процесс развития общества
непрерывен. В научных исследованиях последних десятилетий проблема единства
познавательной деятельности ставится все более отчетливо. Целый ряд работ
убедительно свидетельствуют: теоретические виды деятельности не только занимают
ведущее место в интеллектуальных видах труда, но и определяют успех
практической деятельности (В.В.Давыдов, В.М. Косатая, Н.Г. Салмина, Н.Ф. Талызина
и др.). В свою очередь, успешному овладению новыми умственными действиями
помогают действия внешние, материальные (П.Я. Гальперин, Н.М. Конышева, И.М. Шадрина
и др.). Они дают возможность невидимые внутренние действия сделать видимыми и
понятными. Особое значение такой перевод умственных действий во внешний,
материальный план имеет при работе с младшими школьниками.
На уроках ручного труда основное внимание
традиционно уделяется развитию руки, главным образом - освоению приемов
практической деятельности по обработке материалов. Методика обучения
представлена в большинстве случаев таким образом, будто действия руки и
интеллект существуют по отдельности, лишь отчасти пересекаясь. Таким образом,
важнейший общеобразовательный пласт - предметно-практическая деятельность - на
сегодня фактически выведен из образовательного процесса. Именно это составляет
основное противоречие новой школы.
И все это определило необходимость
создания новой системы трудового обучения, в которой главное внимание будет
обращено не на внешнюю (практическую, исполнительскую) часть способов работы, а
на внутреннюю (умственную, познавательную).
Глава 2. Организация и проведение
опытно-экспериментальной работы по формированию самостоятельности у младших
школьников на уроках технологии
2.1 Выявление начального уровня сформированности
самостоятельности у детей младшего школьного возраста на уроках технологии
Методы педагогического исследования - это сами способы
изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью
установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий, их
можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы
теоретического исследования и математические методы. Педагогическая методология
предстает перед нами как учение об условиях, формах и методах эффективного
педагогических явлений и преобразования педагогической действительности, а
целью методологических исследований является изучение условий получения и
использования педагогических знаний, повышения результативности педагогической
деятельности. В задачу методологических исследований входит решение
методологических проблем. В педагогике имеется несколько групп методологических
проблем в соответствии с уровнями методологий (педагогический, общенаучный и
философский) [4,c.98]. Методы изучения педагогического опыта - это способы
исследования реально складывающегося опыта организации образовательного
процесса. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как
наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и
творческих работ учащихся, педагогической документации. Наблюдение – это
целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе
которого исследователь получает конкретный фактический материал.
Необходимо вести записи наблюдений (протоколы). Наблюдение
проводится обычно по заранее намеченному плану. Этапы наблюдения: Определение
задач и цели, выбор объекта, предмета и ситуации, выбор способа наблюдения,
выбор способов регистрации наблюдаемого, обработка полученной информации.
Наблюдение имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения
оказывают влияние личностные особенности, исследователя.
Целью первого этапа экспериментального исследования было
выявить начальный уровень сформированности самостоятельности у детей младшего
школьного возраста. Для этого необходимо было решить ряд задач:
1)
подобрать две
группы детей для эксперимента;
2)
подобрать задания
для проведения контрольного среза;
3)
провести проверку
уровня сформированности самостоятельности у детей обеих групп;
4) сравнить полученные
результаты между собой.
Эксперимент проводился в городе
Соликамске Пермского края в МОУ «СОШ № 6». В эксперименте участвовали ученики 1
«а» и 1 «б» классов в количестве 50 человек (по 25 человек в каждом классе).
Для проверки эффективности
предлагаемой системы
учебно-воспитательных и познавательных практических работ, заданий и
упражнений, а также методики, построенной на основе выдвинутых положений на
первом этапе практической части нашего исследования необходимо выявить уровень
сформированности самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
В начале
экспериментального исследования учащимся была предложена срезовая контрольная
работа, которая заключалась в следующем: с помощью технического рисунка и
образца самостоятельно, изготовить закладку для книг. Данная контрольная работа проводилась с целью проверки сформированности у детей
знаний и умений по следующим показателям:
1. Анализ образца и
технического рисунка;
2. Планирование
предстоящей трудовой деятельности;
3. Организация рабочего
места (подбор необходимых материалов, инструментов и рациональное размещение их
на рабочем месте); (приложение)
4. Соблюдение должного
порядка на рабочем месте в процессе работы; (приложение)
5. Правильность
выполнения необходимых технологических операций (разметка, резание бумаги
ножницами, соединение деталей с помощью клея, точность изготовления деталей и
изделия в целом);
6.Осуществление самоконтроля
в процессе работы;
7. Осуществление
самоконтроля на завершающем этапе.
Результаты были занесены
в таблицы № 1 и №2
Сравнительные результаты
отражены в таблице № 3.
Таблица № 3
|
Анализ образца и технического рисунка
|
Планирование предстоящей трудовой деятельности
|
Организация рабочего места
|
Соблюдение порядка на рабочем месте
|
Правильность выполнение необходимых технологических операций
|
Осуществление самоконтроля во время работы.
|
Осуществление контроля в конце работы
|
|
1 «а» 1 «б»
|
1 «а» 1 «б»
|
1 «а» 1 «б»
|
1 «а» 1 «б»
|
1 «а» 1 «б»
|
1 «а» 1 «б»
|
1 «а» 1 «б»
|
П
|
5 8
|
2 2
|
12 14
|
6 5
|
3 4
|
2 2
|
6 5
|
Н
|
15 14
|
12 12
|
13 10
|
15 15
|
16 19
|
11 15
|
20 17
|
С
|
5 3
|
11 11
|
- 1
|
4 5
|
6 2
|
12 8
|
2 -
|
Условные обозначения:
П – Выполнил
самостоятельно; Н – Выполнил с помощью совета учителя;
С – Выполнил
непосредственно с участии учителя.
Как мы видим из этой
таблицы результаты контрольного среза в обеих группах практически одинаковы.
Большинство детей затрудняются при анализе технического рисунка. Правильные
ответы дают с помощью педагога, после того, как он задает наводящие вопросы.
Выявлены начальные уровни сформированости самостоятельности представлен в
гистограмме.1
Если перевести результаты
в процентные показатели, а затем для наглядности изобразить в виде диаграмм, то
это будет выглядеть следующим образом:
1) Анализ образца и
технического рисунка
Начальный уровень
сформированности самостоятельности у младших школьников.
2) . Планирование предстоящей
трудовой деятельности
5. Правильность выполнения
необходимых технологических операций
На этих диаграммах
наглядно видно, что показатели, по которым проводилось наблюдение, в обеих
классах различаются незначительно.
Следующим этапом нашего
исследования было проведение формирующего эксперимента, в ходе которого с
детьми одного из классов, который был выбран нами в качестве экспериментального
проводились занятия по трудовому обучению немного в измененной форме.
Более подробно это будет
описано в следующем параграфе.
2.2 Формирующий
эксперимент
Целью
второго этапа экспериментального исследования было с помощью специально подобранных
методов, которые были включены в обычные занятия по технологии сформировать у младших
школьников трудовую самостоятельность.
Экспериментальная
работа осуществлялась на уроках трудового обучения, в процессе учебного и
общественно полезного труда детей, технического творчества, а также на
отдельных уроках изобразительного искусства.
В экспериментальных
классах систематически и целенаправленно проводилась работа по формированию и
развитию трудовой активности, творческой самостоятельности, а также других
ценных качеств личности детей, без которых формирование и развитие трудовой самостоятельности
и активности невозможно.
В процессе
эксперементальной работы решались задачи следующего характера:
I тип -
обучающие задачи;
II тип - поисково-обучающие задачи;
III тип -
поисково-проблемные задачи;
IV тип - проблемно-творческие задачи;
V тип - самостоятельные творческие задачи.
При разработке и составлении практических задач, упражнений
учитывалось, что процесс формирования у детей трудовой активности и самостоятельности
должен быть:
1) непрерывным, т.е. не допускать периодов бездействия и
пропусков;
2) равномерным и доступным как по характеру, так и по объему;
3) разнообразным, касаться различных видов трудовой деятельности детей, по
возможности с учетом их желаний и склонностей;
4) обеспечивающим плавный
постепенный переход детей от одного уровня развития к следующему, более
высокому, с постоянным расширением, углублением знаний, умений и первоначальных
навыков, предусмотренных в программах по трудовому обучению в начальной школе,
с постановкой в центр работы с детьми развитие их личности, индивидуальных
способностей и склонностей путем включения их в самостоятельную творческую
трудовую деятельность во всех видах уче6ного и общественно полезного труда,
технического творчества и опытничества.
С целью определения возможностей
формирования у младших школьников знаний, умений и навыков по планированию,
организации, контролю и учету результатов трудовой деятельности с помощью
различных задач, упражнений, специальных заданий, которые систематически
решались школьниками в системе их практической работы по изготовлению различных
изделий или других видов трудовой деятельности, был проведен специальный
педагогический эксперимент. Принципиальный подход к его организации был
определен следующим положением: учитывая, что вышеуказанные знания, умения и
навыки - сложные профессиональные качества будущего труженика складываются не
сразу, а постепенно, в процессе всего периода обучения в школе, требуют не
только знания способов их выполнения, но и накопления определенного фонда
умственных умений и навыков, которые не мыслимы без развития у детей таких
важных сторон личности, как трудовая активность, самостоятельность, широта
мышления, самооценка, самокритичность и т.д. - творческий процесс, связанный с
развитием мышления детей, поиском новых способов деятельности, поэтому на
отработку у младших школьников данных умений следует обращать самое серьезное
внимание, рассматривая их как важную составную часть эффективного формирования у
школьников трудовой самостоятельности. Исходя из структуры трудовой
деятельности младших школьников, практиками была принята общая структура
отдельных компонентов общетрудовых умений и первоначальных навыков:
Действия подготовительного
характера:
- общее ознакомление с
предстоящим заданием;
- анализ исходных данных
(образца изделия, графических изображений и другой технико-технологической
документации);
- анализ требований к
результатам трудовой деятельности детей;
- установка требований к учебному
заданию и установление критерия выполнения предстоящей работы.
Умение планировать выполнение
задания:
- планирование последовательности выполнения
технологических операций и средств контроля;
- планирование состава
необходимых средств трудовой деятельности (инструментов, приспособлений,
материалов и т.д.);
- планирование состава
необходимых средств контроля трудовой деятельности (контрольно-измерительные
инструменты);
-
планирование
рабочего места.
Умение организовать свой труд:
-
подготовка
средств труда (проверка пригодности их к работе);
-
рациональная
организация рабочего места;
-
уточнение хода
предстоящего технологического процесса;
-
поддержание
средств труда в хорошем эксплуатационном состоянии (бережное обращение со
средствами труда, использование их строго по назначению);
-
поддержание
рациональной организации рабочего места в процессе работы.
Умение контролировать
процесс и результаты своего труда:
-
контроль
состояния предмета труда (заготовки и пригодность их к предстоящей работе);
-
контроль состояния
средств труда (инструменты, приспособления и др. проверка пригодности их к
работе);
-
контроль
правильности хода технологического процесса (целесообразной последовательной
работы, постоянное стремление к ее совершенствованию);
-
постоянный
контроль условий труда (безопасность труда, производственная санитария,
соблюдение определенного порядка на рабочем месте, правильное выполнение
технологических операций и приемов работы с инструментами);
-
контроль продукта
труда (изделия);
-
предложения по
совершенствованию конструкции изделия или хода технологического процесса
(поддержание у детей отношения к своей трудовой деятельности, постоянного
стремления к улучшению своей работы).
Этот общий подход
безотносительно к какому-либо труду детей при творческом его использовании дает
возможность разработать конкретные планы уроков, различных упражнений,
практических задач, а также выбора объектов труда, что позволит учителю более
эффективно формировать у детей умение самостоятельно планировать свою трудовую
деятельность.
Таким образом, учителю
важно иметь в виду, что приучение младших школьников к всестороннему и
глубокому анализу предстоящей работы имеет весьма существенное значение для
формирования осмысленной последовательности и целостного представления о
предстоящей работе. Формирование данных умений и навыков требует от учителя
систематической и кропотливой работы. Обучение младших школьников
вышеперечисленным общетрудовым навыкам целесообразно организовать по следующим
условным этапам:
На первом этапе учитель
формирует у детей отдельные компоненты трудового процесса. Сюда следует отнести определение
размеров изделия по образцу, графическим изображением, инструкциям и другой технико-технологической документации.
Установление последовательности выполнения работы, способов самоконтроля.
Подбор необходимых основных и вспомогательных материалов, инструментов,
приспособлений и т.д.
На данном этапе при
анализе предстоящей трудовой деятельности детей на вводном инструктаже,
подробно объясняются и показываются возможные способы планирования, организации
и контроля труда. Систематические упражнения, связанные с планированием,
организацией и контролем трудовой деятельности при последовательном неуклонном
и точном выполнении детьми всех указаний, вырабатывают необходимые умения и
навыки, которые после соответствующих тренировок, будут принимать все более
творческий характер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|