бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование самостоятельности у младших школьников на уроках технологии бесплатно рефераты

Много внимания вопросам воспитания самостоятельности как свойства личности уделяли в своих трудах представители русской передовой педагогической мысли: А.И.Герцена, Н.И.Пирогова, Н.А.Добролюбова. Несомненный интерес в плане исследуемой проблемы представляют теоретические и практические советы Л.Н.Толстого по вопросу образования детей. С целью всемерного усовершенствования процесса обучения, усиления самостоятельности учащихся в Яснополянской школе им было внесено много нововведений и предложений. В конце XIX - начале XX века виднейшие представители педагогической и психологической науки - П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель уделяли особое внимание осуществлению принципа развития творческих способностей учащихся, их самостоятельности. Определенный вклад в дальнейшее развитие проблемы самостоятельности внесен К.Д.Ушинским, который развитие «самодеятельности» ребенка выдвинул в качестве основного дидактического принципа и условия влияния на формирование личности. Изучение и анализ литературы позволяет отметить, что проблема самостоятельности учащихся в отечественной педагогике XX века является одной из важнейших и последовательно разрабатывается на всех этапах развития школы. В частности, в педагогической и психологической литературе XX века 20-30-х годов, она связывается с общими задачами формирования подрастающего поколения, в результате чего акценты заметно смещаются с собственно дидактических позиций в сторону проблемы самостоятельности как идеологически необходимого качества личности. Развернутую постановку этих вопросов находим в трудах Н.К. Крупской, где она не только выдвигает требование предоставить детям самостоятельность, но и указывает различные пути ее воспитания у учащихся. Идеи Н.К. Крупской о задачах и значимости самостоятельности и развитии ее у школьников разделялись и во многом продолжались виднейшими педагогами и психологами П.П. Блонским, М.М. Пистраком, и другими. 

Поскольку проблема ставилась в рассматриваемый период преимущественно в воспитательном аспекте, а не как учебная, с этим в значительной мере связана специфическая оценка роли практического труда в советской школе; а уже из этой оценки проистекает и своеобразная трактовка самостоятельности на уроках практического труда. «Трудовое начало» в обучении приобретает особый, идеологический смысл.

В опыте А.С. Макаренко, в советской школе также предпринимались попытки реализовать задачи воспитания навыков самостоятельной работы учащихся, большое внимание уделялось формированию общественно ценных качеств личности, среди которых наибольшее значение придавалось общественной самостоятельности. В этот период педагоги отдают предпочтение формированию у школьников таких общественно ценных умений, как: соотносить индивидуальное и коллективное мнение, трудиться в коллективе, участвовать в управлении коллективными делами. Основное средство развития самостоятельности – коллективный труд.

 Однако в то же время по-новому рассматривается и сущность образования через самостоятельность. В этот исторический период сама школа осмысливается как самодеятельная, т.е. именно в ней ребенок упражняется в самостоятельной деятельности. Основа школы - деятельность самого школьника, постепенное саморазвитие его при помощи учителя, дающего материал.

Несколько позже, со второй половины тридцатых годов, подчеркивается, что развитие самостоятельности, возможно посредством связи обучения с жизнью. Процесс через осознание школьниками общественной значимости получаемых знаний. По-иному трактуется применение исследовательского метода. Его назначение сводится к необходимости развивать у учащихся исследовательские интересы. Именно исследовательский метод, по мнению педагогов, дает возможность приобретать приемы и навыки самостоятельной работы. М.П. Пистарк считает исследовательский метод стержневым в развитии творческой самостоятельности у учащихся.

Стремление придать педагогической системе динамизм, повернуть ее к социальным преобразованиям позволило в XX веке 20 - 40 годы разработать теоретико-методологические аспекты самостоятельной деятельности. В области самостоятельности в этот период апробируется методика организации самостоятельных работ как эффективного условия актуализации знаний учащихся. Разрабатывается система методических средств (самостоятельные работы, домашние задания, работа с книгой, проведение практических и лабораторных работ). Определяются виды работ, способствующие развитию самостоятельности у учащихся в учебном процессе.

Дальнейшее развитие проблемы развития самостоятельности в учебно-воспитательном процессе происходит в 50 - 70-годы ХХ века и связано с работами педагогов: Б.П. Есипова, Л.С. Рубинштейна, В.И. Селиванова. Эти ученые утверждали, что самостоятельность является целостным качеством личности, представляющим единство рационального, эмоционального и волевого начал. Тем самым углубляется разработка идей, намеченных на предыдущих исторических этапах становления педагогики.

Таким образом, средства развития самостоятельности, в частности самостоятельная работа, по Б.П. Есипову, направлены на организацию деятельности преподавания с учетом конкретных возможностей учащихся к самостоятельному познанию в специально созданных для этого условиях.

В дальнейшем это положение получает развитие в работах М.А. Данилова, И. Я. Лернера, М.Ф. Морозова. Следует отметить, что рассматриваемый период 60-80 годов характеризуется реформацией педагогической системы в систему развивающего обучения, т.к. прежняя педагогическая система не приводила к развитию индивидуальных способностей ученика. Прогрессивные педагоги, критикуя систему, пересматривают методы обучения. Начиная с середины 60-ых И.Я. Лернер предлагает использовать методы, позволяющие в учебном процессе повышать уровень самостоятельной деятельности учащихся от репродуктивной к исследовательской, корректируют содержание учебного материала, постепенно формулируют задачи «обновленной школы». По мере становления развивающей системы обучения происходят некоторые изменения в осмыслении сущности самостоятельности. Все большее внимание уделяется мотивационному компоненту в деятельности школьников. Направление идей смещается с организации самостоятельной деятельности на процесс самодеятельности ученика, с учетом его интересов и возможностей, суждения ученых по поводу того, что следует понимать под термином «самостоятельность».

В учебниках психологии самостоятельность рассматривается как качество мышления. В словаре-справочнике по возрастной педагогике дается такой определение: «Самостоятельность – волевое свойство личности, способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне»

М.А. Данилов раскрывает самостоятельность как черты личности; - стремление и умение самостоятельно мыслить;

- способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к новой задаче; желание не только понять усваиваемые знания, но и способы их добывания; независимость собственных суждений».

Следует обратить внимание, что здесь термин «самостоятельность» выступает в единстве мотивационной и операционной стороны учения хотеть, уметь, стремиться, быть способным осуществить, где происходит обогащение мотивов самостоятельного учения - потребностей, интересов, стремлений, а также способов самостоятельного отыскания знаний и решения поставленной проблемы. Для нашего исследования эти признаки имеют существенное значение.

И.Г. Федоренко рассматривает самостоятельность «как волевое качество, выражающееся в умении сознательно направлять свою учебную трудовую и общественную деятельность, свое поведение, соответственно собственным взглядам и убеждениям, преодолевая препятствия на пути к достижению поставленной цели».

Исследователи выдвигают различные виды самостоятельности, выделяя три вида самостоятельности;

1) организационно-техническая самостоятельность;

2) самостоятельность в процессе познавательной деятельности;

3) самостоятельность в практической деятельности.

Ю.Н. Дмитриева. выделяет четыре вида самостоятельности; учебная, бытовая, общественная и профессионально-техническая.

В психологическом словаре есть такое определение: «Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение».

В.Е. Сыркина отмечает, что развитие самостоятельности учащихся направляется по различным руслам, в зависимости от специфики школьных предметов. Так, например, самостоятельность, приобретенная школьником в процессе изучения природы, качественно отличается от той самостоятельности, которая развивается на уроках истории.

 Отдельные ученые в области психологии понимают самостоятельность как свойство, характеризующее одну какую-то сторону личности, например, качество воли, качество ума, мышления. С.Л. Рубинштейн под самостоятельностью воли понимает «неподверженность чужим влияниям и внушениям, когда сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе». Т.Н. Тищенко считает, что «самостоятельность это осознанная деятельность, выполняемая без посторонней помощи и вносящая в работу элементы своего личного».

Л.П. Аристова понимает самостоятельность как способность личности ученика в деятельности, совершенной без вмешательства со стороны. Л.В. Мардахаев под активной самостоятельностью понимает наличие интеллектуальной способности ученика и его умений самостоятельно вычленять существенные и второстепенные признаки предметов, явлений и процессов действительности и путем абстрагирования и обобщения раскрывать сущность новых понятий. Б.П. Есипов отмечает, что «Активность непременно предполагает ту или иную степень самостоятельности мысли ученика».

Н.А. Половникова обосновывает следующие уровни; копировально воспроизводящий, комбинированный и творческий:

I уровень - самостоятельно выполнение школьниками упражнений, заданий и задач с целью тренировки по показанному, готовому образцу, где знания детей «не перестраиваются», а выполняются воспроизводящие действия с минимальной затратой умственных усилий.

II уровень - характеризуется тем, что дети выполняют более сложные действия по переносу знаний и умений (как бы осуществляя переход от «незнания» к «знанию»), т.е. осуществляют самостоятельную деятельность.

III уровень - умение творчески использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях, при решении различных проблемных ситуаций, проявление готовности практически использовать знания в жизни на уровне творческой деятельности по заданной учителем теме, а также на уровне творческой деятельности по самостоятельно избранной теме.

Н.Г. Чукова считает, что: «самостоятельность как качество личности характеризует ее деятельность и поведение в смысле их внутренней мотивированности, обоснованности и независимости от случайных воздействий».

Первый компонент обеспечивает обоснованность действий, учащихся в учебной деятельности: Второй компонент - наиболее ценную мотивированность этих действий, с точки зрения задачи воспитания всестороннего развития личности.

 Самостоятельность как качество личности характеризуется высоким уровнем осознанной деятельностью, которую осуществляет ребенок без посторонней помощи.

Анализ данных исследований показывает, что при выявлении условий и средств развития самостоятельности многими авторами предпринимается попытка выделить как можно больше различных факторов, далеко не однозначных с точки зрения развития у детей самостоятельности. Анализ пяти компонентов самостоятельности, которые предлогает Ю.Н. Дмитриева; 1) круг и система знаний; 2) овладение методами мыслительной деятельности; 3) овладение определенными организационными технологическими навыками; 4) волевая целеустремленность; 5) направленность личности на решение задач, связанных с ее потребностями.

Лишь определенный уроаень сформированности самостоятельности являются наиболее важными для развития самостоятельности, т.к. без них не может быть и речи о самостоятельной деятельности. Все остальные компоненты также важны для формирования у детей самостоятельности и необходимо уделять определенное внимание их развитию, но без них возможно развитие самостоятельности у детей пусть на самом низком уровне.

Выводы - результатом развития самостоятельности являются; 1) наличие обобщенных умений и навыков; 2) развитие познавательных сил и способностей.

Первые два компонента, равнозначны, кроме того знания и умения должны быть обобщенными. Это очень важное обстоятельство, на которое обращают внимание многие ученые-исследователи. Учащихся нужно обучать приемам обобщенных и систематических знаний, т.к. недостаточно систематический характер знаний затрудняет развитие самостоятельности.

Таким образом, проблема развития у детей самостоятельности в наше время приобретает особое внимание и значение, так как самостоятельность становится необходимой не только в учебных целях, но и для формирования у будущих тружеников потребностей для непрерывного образования и самообразования, а также в умении видеть сущность стоящей перед ними задачи и ориентироваться в новых условиях жизни и труда.

1.2.          Формирование самостоятельности младших школьников на уроках технологии


В традиционной методике трудового воспитания и обучения младших школьников упрощенно понимается приобщение детей к труду. Сложилось мнение, что якобы учащиеся начальной школы «еще маленькие», они не запоминают весь процесс по изготовлению даже самого простого изделия. Поэтому при изготовлении каждого изделия им необходимо все рассказывать и показывать, а детям следует выполнять, вслед за учителем, показываемые им приемы и операции под непосредственным контролем учителя. Это ошибочное мнение «...Неумеренный руководящий нажим, не считающийся с уже возникшей самостоятельностью ребенка, лишь тормозит процесс психического развития, замедляет его и откладывает его начало на более поздние сроки, на другие, более сложные виды деятельности. А это уже приводит к перекосам в психическом развитии, и притом в отношении такого важного компонента, как формирование воли, то есть практического разума».

Исследователями установлено, что в процессе трудового творческая обучения, трудовая деятельность является одним из доступных видов деятельности младших школьников. Данная форма деятельности детей при педагогически ценной ее организации сопутствует познавательному интересу, т.к. ребенок выполняя творческую работу, самостоятельно вынужден оперировать приобретенными умениями, знаниями, навыками, а также совершать ту поисковую, творческую, активную деятельность, на которую рассчитывает учитель, и тем самым ребенок поднимается на новый более высокий уровень познания, укрепляя при этом самостоятельность, познавательную активность к учению.

В условиях учебного трудового процесса таким видом деятельности являются различные виды самостоятельных работ, которые в своей совокупности могут решать задачи вербального, сенсорного и двигательного развития младших школьников, они учат их не только решать задачи, но и ставить их, планировать трудовую деятельность, выбирать способы ее выполнения на различных вариантах, с целью выбора оптимального решения.

Б.П. Есипов отмечает, что самостоятельные работы школьников должны отвечать самым различным дидактическим задачам: "одни из них направлены на отыскание знаний, другие - умений и навыков, на использование знаний в новых условиях, на практическое применение, а могут быть самостоятельные работы и контролирующего свойства и т.д.

Кроме того, самостоятельная деятельность располагает наибольшими возможностями для использования индивидуальных средств учебного познания. Учебные задания для самостоятельной работы, связанные с организацией деятельности ученика, которая поддерживает и укрепляет положительные мотивы учения, интерес к знаниям. Имеется в виду поисковая деятельность, основанная на проблемности, исследовании, элементах творчества, опытничества, элементарного рационализаторства и конструирования, где наиболее эффективно формируется творческое мышление, развивается пространственное воображение; формируются общие умения и навыки уметь наблюдать, выделять главное, объединять и обобщать факты, применять имеющиеся знания, умения и первоначальные навыки к решению конкретных поставленных задач; развиваются способности к самостоятельной деятельности, т.е. умение самостоятельно приобретать знания и при необходимости рационально пользоваться ими.

Таким образом, проблема развития у детей самостоятельности в наше время приобретает особое внимание и значение, так как самостоятельность становится необходимой не только в учебных целях, но и для формирования у будущих тружеников потребностей для непрерывного образования и самообразования, а также в умении видеть сущность стоящей перед ними задачи и ориентироваться в новых условиях жизни и труда.

Самостоятельность, осуществляемая младшими школьниками, приводит в активное состояние его физические и духовные силы. В зависимости от вида деятельности в одних случаях в большей степени проявляется физическая активность (мускульно-мышечная). Имеется ввиду физический труд детей, который при разумной его организации благотворно влияет на физическое развитие и укрепление здоровья детей, развитие их нервно-мышечного аппарата, выработку сложной координации движений, тренировку мышц кисти и пальцев, когда руки ребенка в результате трудовых упражнений делаются более «послушными» и ловкими, способными в течение относительно длительного времени выполнять точные, координированные движения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6