бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование самостоятельности у младших школьников на уроках технологии бесплатно рефераты

Важна и интеллектуальная (мыслительная) активность, где трудовая деятельность сопровождается напряженной мыслительной деятельностью, когда тренируются сложнейшие системы "воспринимающих, сигнализирующих, управляющих, координирующих, регулирующих, контролирующих механизмов головного мозга и проводящих нервных путей". Эти системы охватывают весь головной мозг ребенка: в трудовом процессе участвуют почти все анализаторы, в частности:

- кинестезические: рабочие движения, сопротивление материалов резанию, пилению, излому и т.д.;

- зрительные: внешние признаки материалов, инструментов, изделий их форма, цвет и т.д.;

- осязательные: твердость, шероховатость, гладкость поверхности:

- слуховые ощущения: звуки при резании, пилении, звуки при ударе молотком, трении и т.д.;

- обонятельные ощущения: запах клея, запах различных пород древесины и т.д.

Следовательно, активное состояние школьника - деятельность, которая с каждым годом обучения усложняется и совершенствуется. Качественные изменения деятельности ребенка существенно отражаются и на развитии его трудовой самостоятельности и личности ребенка в целом, поэтому трудовую самостоятельность школьника можно считать и предпосылкой, и результатом его развития.

В процессе развития у младших школьников трудовой самостоятельности, самое главное состоит в том, чтобы в трудовой деятельности он не был пассивным исполнителем чужих заданий. Поэтому и необходимо в подражательной самостоятельности, особенно на первом этапе обучения, и вкладывать большие возможности развития личности ребенка. Задержка детей на том уровне отрицательно сказывается на их развитии, гасит трудовую самостоятельность младших школьников.

А.М. Матюшкин, говорит, что «в результате такого обучения ребенок становится как бы интеллектуальным иждивенцем, постоянно обслуживаемым учителем. Получаемая им интеллектуальная пища подобна манной каше, которой кормили его в детстве». [00,с.00] …..В результате такого обучения, в течение нескольких лет многие дети становятся интеллектуально пассивными, не умеющими самостоятельно выполнить ни одного шага в процессе освоения знаний, умений и первоначальных навыков. Тогда как трудовая самостоятельность младших школьников должна проявляться не только в классе, на уроке, но и в практической деятельности, в работе над собой, в частности, в определении своего места, своей сферы и роли в служении обществу.

Тем не менее, отдавая должное проявлениям продуктивно-подражательной самостоятельности, задержка детей на этом уровне не обеспечивает развитие ребенка. При таком обучении основное внимание учителя сосредоточено на изготовление детьми различных изделий по принципу «делай, как я». И часто забывают о том, что на первом месте должен стоять осмысленный труд младших школьников, в процессе которого они осваивают общетрудовые и политехнические знания, умения и первоначальные навыки, порождающие у школьников интерес к теории и практике, заставляющие ребёнка самостоятельно искать научные ответы на вопросы, возникшие в ходу трудовой деятельности. Всё это делает более осмысленным в глазах детей процесс освоения знаний, а сами изделия, предметы, которые изготавливают младшие школьники, должны иметь соподчиненное значение.

Поисково-творческая самостоятельность детей - более высокий уровень деятельности, а значит и развития младших школьников, т.к. они выступают исполнителем практических задач и заданий, поставленных учителем. Имеется в виду: анализ детьми трудовых заданий (объектов труда), изучение материалов, ручных орудий труда, технологических процессов, творческое планирование трудовой деятельности, рациональная организация рабочего места и трудовой деятельности, ее контроль, усовершенствование изделия или технологии и др.

В процессе поиска самостоятельных путей решения, пробы различных вариантов решения поставленной задачи у детей постепенно формируется особый, деловой склад ума с установкой на определенное качество выполнения работы, т.к. при изготовлении любого изделий необходимо точно измерить, разметить заготовку, правильно вести технологический процесс. Сравнивая, сопоставляя одни предметы с другими, младшие школьники приучаются находить отличительные признаки в разнотипных объектах.

Если ребенок хоть раз самостоятельно «решил» какую-либо задачу, то он начинает осознавать, что правильно организованная практическая деятельность создает потребность в определенных знаниях, пробуждает его интерес и стремление к ним. Толкает на приобретение новых знаний, а это и есть самое главное, т.к. ребенок приобретает способность к самообразованию и переходит на более высокий уровень самостоятельности, которая представляет более широкие возможности для развития всех потенциальных сил ребенка при решении различных практических заданий и задач, которые характеризуются новизной, необычностью, определенной сложностью. Самостоятельность младшего школьника тесно связана с решением проблемы, которая может быть осуществлена различными путями. Самостоятельность заключена в той деятельности, каждое звено которой содержит в себе известную степень неопределенности, в деятельности, приносящей новую информацию, предполагающей самоорганизацию.

Можно утверждать, что трудовая деятельность младших школьников может быть названа творческой, если она имеет ярко выраженную характерную особенность творчества - новизну. Новизна может быть объективной или субъективной. Новизна объекта - если созданный продукт не имеет аналогов, до него не было ему подобных. В этом случае, новый продукт является изобретение, он является объектом правовой охраны и на него выдается авторское свидетельство или патент. Новизна субъективна в том случае, если созданный продукт новый для «изобретателя», но не является новым для науки, практики, общества. Не являясь творчеством с правовой точки зрения, труд учащихся младших классов, с психолого - педагогической точки зрения – творческий. Неважно, что первые творческие решения детей будут наивными, главное они ценны тем, что являются плодом их сложных самостоятельных размышлений, способствующих развитию мышления и технического мышления в частности.

Показателями проявления школьниками трудовой творческой самостоятельности в психологии принято считать; новизну, оригинальность решения задачи, отход от шаблона, ломку сложившихся традиций, целесообразность, неожиданность решения.

Творческая трудовая деятельность дает ребенку несравненно больше, чем пассивное наблюдение предметов и явлений мира, т.к. в процессе трудовой деятельности дети не только наблюдают, но и сами делают определенные изделия, что ставит ребенка в непосредственное действенное соприкосновение с предметами физического мира.

Развитию всех потенциальных возможностей личности ребенка, его творческого потенциала в большей мере способствует творческая самостоятельность. Не случайно, что творчество в широком смысле рассматривается в психологии как важный «механизм развития», а трудовая творческая деятельность школьника - как наиболее продуктивная.

С целью успешного и эффективного эстетического воспитания, учителю нужно знать особенности возраста детей не только для того, чтобы к ним пассивно приспосабливаться, а для того, чтобы на основе знаний закономерностей возрастного развития обучать и воспитывать детей с высоким результатом. Эстетическое воспитание должно проводиться с обязательным учетом специфических особенностей восприятия. Следует отметить, что у школьников начальных классов обнаруживается возрастающая чувствительность, особенно в областях зрения и слуха, эмоционального настроя. В этой связи учитель должен представлять детям широкие возможности наблюдать, сопоставлять, анализировать формы предметов, формировать свое эстетическое отношение к ним, при этом следует учитывать определенную любовь детей к чистым цветам, особенно, красному, желтому, голубому и систематически стремиться к обогащению их цветоощущения, также настойчиво развивать у детей умения по различению оттенков всех основных цветовых тонов.

Как известно, мышление младших школьников (особенно в I-II классах) наглядно - образное, так как оно непосредственно связано с чувственными образами отражаемых предметов. Первоклассники в большинстве случаев судят о том или ином факте, событии односторонне. В более или менее заметной форме преблематические суждения выступают у школьников второго класса. И лишь в III-IV классах школьники самостоятельно начинают проявлять в ходе трудовой деятельности определенные способности к умственному анализу и синтезу. Уровень развития детей - постоянно меняющееся явление и нуждается не в эпизодическом, а в систематическом выявлении и чутком, оперативном реагировании на эти изменения, причем выявлять данные способности детей следует так, чтобы дети не чувствовали себя предметом изучения, не гасить у них непосредственность и откровенность.

Чтобы трудовая деятельность детей стала действительно эффективным средством всестороннего развития самостоятельности у детей, необходима система работ, основанная на обязательном учете возрастных особенностей учащихся младших школьников: 1) ограниченные возможности самостоятельной деятельности; 2) быструю утомляемость и неустойчивое внимание; 3) слаборазвитое пространственное представление и воображение; 4) недостаточное развитие мускулатуры пальцев рук, а также координации движений.

Как известно, первые трудовые навыки обычно бывают очень прочны, как правило, остаются у человека на всю жизнь. Поэтому очень важно, начиная с первых занятий, не играть с детьми в труд, а систематически, в строгой логической последовательности учить их труду.

На данном этапе обучения необходимо рассказать, показать учащимся, как следует правильно организовать свой труд, с чего начать, как лучше выполнить ту или иную технологическую операцию, какими знаниями и умениями необходимо овладеть и т.д. При этом важно добиваться того, чтобы дети поняли смысл каждой технологической операции, каждого практического задания, учить читать различные учебные инструкционные и технологические карты, технические рисунки, эскизы, схемы, таблицы, а также другую технико-технологическую документацию. Это важный фактор развития личности, так как приводит к познанию своих возможностей. Следует постоянно стремиться к тому, чтобы сам школьник проявлял активную трудовую деятельность, учился самостоятельно преодолевать возникшие в работе трудности.

С первого урока трудового обучения занятия должны вестись так, чтобы рассмотрение каждого нового вопроса доводилось до наивысшего уровня обобщения (естественно, в пределах, доступных для детей данного возраста и с учетом их подготовки).

Однако преувеличивать роль предметного мышления младших школьников не стоит: ведь в процессе обучения интенсивно формируются определенные понятия, развивается абстрактное мышление детей, поэтому не следует слишком долго затягивать период индуктивного накопления знаний, умений, фактов, нужно и можно применять дедукцию, своевременно вводя теорию, вокруг которой должны объединяться уже накопленные знания, умения, факты.

В данном случае ведущую роль начинает играть вторая сигнальная система, взаимодействуя с первой. При данной форме анализа …«ребенок не только практически различно реагирует на различные раздражители, но и осознает их особенности, обозначает их словесно».[00,c.00] Качественные изменения личности ребенка, достигающиеся достаточными способностями к дифференцированному и сравнительно глубокому восприятию формы предметов, очень существенны и в эстетическом воспитании, так как им предоставляются большие возможности: наблюдать, анализировать формы различных изделий, сопоставлять, анализировать и контролировать свой труд, а также формировать свое эстетическое отношение к труду.

В целях повышения эффективности эстетического воспитания в трудовой деятельности младших школьников, более глубокого понимания ими прекрасного в труде следует постоянно воздействовать на чувства школьников: эмоциональным словом, красивым образцом изделия, интересной и рациональной организацией труда, созданием благоприятной внешней среды общения детей друг с другом, а также благоприятной внутренней средой. Важно учить детей делать красивые изделия и не мириться с низким качеством, неряшливостью, безвкусицей результатов труда учащихся. Естественно, нельзя требовать от младших школьников того, чего они не могут. Но и опасно недооценивать их возможности, так как дети привыкают довольствоваться низким качеством работы, как следствие, значительно падает интерес к ней и существенно снижается эффективность воспитания эстетического вкуса в процессе трудовой деятельности детей.

Говоря об особенностях мышления младших школьников, их сознания, сферы отражения ими объективно существующего мира, следует учитывать, что значительным скачком в развитии ребенка является переход его от наглядно-образного к понятийному мышлению, к возможности более высокого уровня обобщений, к установлению внутренних связей, между видимым и невидимым.

Показателем развития личности подрастающего человека является его отношение к миру, людям, деятельности вообще и трудовой, в частности. Отражая мир в своем сознании, школьник в то же время как-то относится к нему, т.к. многообразный приобретаемый опыт школьника, рождает отношение к миру. Появляются взгляды, убеждения, миропонимание, которое развивается в мировоззрение, в мироделание. Развиваются также оценочные отношения к миру: хорошо-плохо, красиво-уродливо, полезно-вредно, следует принять - нужно отказаться и т.д.

Таким образом, качественные изменения отношения школьника к миру, людям труда, их трудовой деятельности для становления личности младшего школьника имеют неоценимое значение, так как являются определенным показателем умственного, трудового, эстетического и нравственного развития.

С целью более полного раскрытия и выявления особенностей процесса формирования знаний, умений и первоначальных трудовых навыков, выделим пять уровней формирования и развития технического мышления, самостоятельности и трудовой активности, достигаемых главным образом под влиянием целенаправленного обучения. Уровень развития технического мышления, самостоятельности и трудовой активности - понятие очень сложное. Следует отметить, что процесс развития мышления младших школьников полностью не отражается принятыми нами уровнями. Однако они позволяют из большого комплекса сложных и взаимосвязанных факторов, характеризующих особенности развития мышления вообще, выделить и в некоторой степени изолированно рассматривать существенные стороны развития у детей технического мышления, самостоятельности и трудовой активности.

I уровень. Определяется готовностью младшего школьника понять предлагаемый учебный материал и выполнять на его основе определенные действия.

II уровень. Запоминание отдельных знаний, требуемых программой по трудовому обучению. Каждая технологическая операция заполняется с опорой на образец, подсказку, намек, содержащийся в явном или скрытом виде.

III уровень Репродуктивное действие (воспроизведение алгоритма). Учащийся способен самостоятельно воспроизводить и применять теоретические знания и практические умения в разнообразных типовых случаях, не требующих новой информации.

IV уровень. Продуктивное действие (эвристическая деятельность). Умение самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию, осуществлять перенос знаний в новые условия и применять усвоенную информацию в разнообразных нетиповых случаях, требующих создания частично новых способов действия.

V уровень. Творческое действие. Учащийся самостоятельно конструирует правила и методы для осуществления деятельности.

На данном уровне у детей проявляется оригинальность решения поставленной задачи, целесообразность этого решения, что в широком смысле рассматривается в психологии как важный "механизм развития", а творческая и активная трудовая деятельность школьника - как наиболее продуктивная.

Переход от одного уровня к другому не является процессом самопроизвольным, идущим одновременно с биологическим развитием человека и зависящим от его возраста. Развитие, ведущее к более высокому уровню трудовой самостоятельности, протекает под влиянием обучения. Никакая (даже самая совершенная) методика обучения не позволяет перескакивать через данные уровни. Переход от одного уровня к другому требует определенного времени, но различные методики позволяют регулировать это время.

В этой связи, разноуровневый подход к анализу трудовой самостоятельности школьника помогает нам увидеть в каждый данный отрезок времени уровень, на котором совершается его деятельность.


I.3. Особенности формирования самостоятельности у младших школьников в процессе трудового обучения


Способы решений различных практических задач и заданий - сложный аналитико-синтетический процесс мышления. В этой связи, каждая практическая работа или задание должны способствовать не только закреплению знаний, но и способствовать определенному стилю мышления. Например, поспешное, неполное обобщение, не учитывающее существенные признаки. На данный тип ошибок обращают внимание психологи О.А. Куреева, Е.А. Лутцева, и др.

Серьезным недостатком практики трудовой подготовки детей является догматический подход к подбору практических работ и заданий для самостоятельной и индивидуальной работы. Нередко трудовые задания или упражнения носят только тренировочный характер. Ученик, выполняя задание по образцу, тем самым не обучается умениям переносить знания и навыки в новую ситуацию. Многие младшие школьники по этой же причине затрудняются самостоятельно добывать необходимые доступные знания с помощью наблюдений, различных практических работ, опытничества, технического творчества, чтения технико - технологической документации. Во многих случаях дети формально владеют знаниями и навыками, часто не умея их применить в учебной деятельности при несколько измененных условиях. Любое новое знание (принципа, правила, понятия) следует вводить, организуя систему упражнений по анализу, сравнению, сопоставлению тщательно отобранных факторов, подводя постепенно учащихся к сообщению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6