Формирование физических качеств старших дошкольников через подвижные игры
По-иному складывается
успех команды в играх, основанных на парных соревнованиях. Такие игры обычно
предъявляют более высокие требования к выполнению самого движения: в них недостаточно
только правильно и точно действовать - требуются быстрота и эффективность.
Например, в игре
"Чья команда самая ловкая" члены команд выстраиваются в колонны на
небольшом расстоянии друг от друга. По условному сигналу дети, стоящие первыми,
бегут к шнуру (каждый - к своему), подвешенному на высоте 60 см от пола,
подлезают под него, затем добегают до флажка и поднимают его. Выигравшим
считается тот, кто поднимет флажок первым, а при подлезании не заденет шнур.
Победитель забирает флажок и приносит очко команде. Такие же движения выполняют
дети, стоящие в командах вторыми, третьими и т.д. После выполнения двигательных
действий всеми детьми подсчитывается количество флажков в команде и
определяется победитель. [27, с.13]
В таких играх вклад
каждого ребенка в успех команды не всегда зависит только от его умений - он
связан с умениями и способностями соперника. Действуя в паре с одним ребенком,
играющий может выиграть, а другому проиграть. Это оказывает влияние на
поведение детей: одни для достижения положительного результата отдают
предпочтение более слабому сопернику и с неохотой встают в пару с сильным, а
другим детям большое удовольствие доставляет соревнование с сильным соперником.
Старшие дошкольники, по данным Г. Лесковой и М. Голощекиной, могут объективно
оценить степень владения движениями своих товарищей и уровень собственных
умений. Для развития индивидуальных способностей, воспитания волевых черт
характера целесообразнее первоначально объединять детей, равных по
возможностям, а затем контрастных по уровню развития двигательных навыков и
физических качеств. Последнее, как правило, не приводит к мобилизации сил и
способностей ребенка: одному мешает уверенность в победе, а другому - понимание
невозможности выиграть у напарника.
Подбирать пары может
педагог, поставив перед собой цель достичь высокой активности у всех играющих и
создать условия для формирования эмоционально положительных взаимоотношений
между детьми. Можно использовать и такой прием. Воспитатель называет ребенка и
спрашивает: "Кто хочет бежать с Валей?". При этом первоначально
называются более ловкие и быстрые дети. От каждого ребенка требуется умение
правильно оценить быстроту, точность и ловкость своих действий, сравнить
уровень развития двигательных навыков у разных детей. Интересные результаты
могут быть получены, если предложить ребенку самому определить напарника:
"С кем ты хочешь бежать?". Могут быть разные мотивы выбора: желание
получить слабого соперника, чувство дружбы, стремление померяться силами с
более сильным соперником. Но в выбор ребенка может быть внесена коррекция, так
как требуется согласие другой стороны.
Особую значимость в
работе с дошкольниками имеют командные игры, в которых действия каждого
следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка.
В этом случае неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием
других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду,
"вырвать" победу. Дополнительная нагрузка на играющих, хорошо
владеющих движением, еще больше их активизирует и создает предпосылки для
дальнейшего совершенствования двигательных навыков. [28, с.14]
В этих играх наглядно
отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды. Один флажок
(вымпел) на всех подчеркивает значимость сплоченности в достижении положительного
результата. Это характерно для игр-эстафет, предусматривающих последовательное
выполнение всеми детьми команды одного и того же движения ("Перемени
предмет", "Взятие крепости", "Чья команда больше выбьет
фигур" и т.д.). Второй и последующие игроки команды получают право на
выполнение двигательных действий или через передачу предмета, или через
прикосновение.
Следует выделить также
игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких
движений; при этом каждый член команды осуществляет только одно из них. Эти
игры иногда называют комбинированными эстафетами. Они интересны тем, что в них
есть распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей
каждого из них. В таких играх успех команды нередко зависит от правильной
расстановки сил, учета способностей детей к выполнению различных движений,
уровня развития двигательных умений и физических качеств каждого играющего,
осознания ими своих физических особенностей (рост, полнота и т.д.). Ребенка
ставят в ситуацию, когда ему приходится считаться с потребностями команды,
отказываться от своих желаний, интересов во имя победы. Например, в игре
"Чья команда быстрее принесет предмет" определяется цепочка
препятствий, через которые каждая команда проносит предмет;
Свобода выбора
двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности и,
таким образом, получить психологическое удовлетворение, помимо удовлетворения
естественной потребности в движении.
Образовательные и
воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только
при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и
нравственным поведением детей. [29, с.18]
Воспитатель должен
подбирать игры, руководствуясь принципами подбора физических упражнений и возрастных
особенностей детей. Необходимо помнить, что старший дошкольник еще не школьник,
но его надо готовить к школе, укрепляя его здоровье, вырабатывая и закрепляя
двигательные навыки, формировать физические качества как: быстроту,
выносливость, силу, гибкость и т.д. Следует учитывать степень подготовленности
детей.
Нельзя давать, например,
игры с элементами прыжков («Лягушка и цапля»), прежде чем прыжки в высоту с
разбега неотработанны на занятиях по физической культуре. Конечно, в дошкольном
возрасте работа по развитию двигательных навыков не может в ряде случаев носить
характер глубокого изучения техники движения. Если в прыжках с разбега дети
научатся не останавливаться и не замедлять разбега перед препятствием, сильно
отталкиваться одной ногой и мягко приземляться на обе ноги, то можно переходить
к играм, основным элементом которых являются прыжки с разбега.
Такие игры не только
помогут закреплению навыка прыжка, но и будут способствовать развитию ловкости,
смелости. (« Волк во рву», «Караси и щука»)
В подвижных играх с бегом обращает на себя внимание факт, что
дети нередко не вдумываются в требования игры. Как показывают наблюдения,
дошкольники в играх с бегом независимо от задачи и условий используют более
привычный бег на скорость, часто нарушают и правила игры – начинают бег раньше
сигнала, хотя в большинстве игр такой необходимости нет. Так, в играх «У
медведя во бору», « Мы веселые ребята», «Ловишка, бери ленту», «Ловишка смячом»
и др. наиболее целесообразным является бег с увертыванием и не ранее начало
действий приносит положительный результат. В связи с этим детей старшего
дошкольного возраста важно научить осознанно воспринимать двигательную задачу,
определять, когда игра требует быстрой перебежки, а когда увертывания от
водящего, сразу ли необходимы интенсивные движения или можно поберечь силы для
кульминационного момента.
Воспитатель должен
связывать действия детей с различным результатом: в одних случаях проигравшим
считается тот, кто прибежал последним, а в других – кто не смог увернуться и попался
ловишке. [30, с.97]
Понимание основного
требования игры позволяет перейти к дифференцированному обучению, использованию
различных видов бега в зависимости от двигательной задачи и условий выполнения.
При этом особое внимание следует уделить связи действий детей с действиями
ловишки.
Чтобы дети не связывали
выбор способа выполнения основного движения с названием игры, необходимо в
одной и той же игре варьировать условия путем изменения местонахождения
водящего.
Например: в игре «Мы
веселые ребята» можно поставить ловишку не перед детьми, как в основном
варианте, а сзади на расстоянии 3-4 м. Дети должны определить, что в этой
ситуации важно быстрее перебежать на противоположную сторону; если же бежать не
так быстро, то ловишка может догнать и осалить. В этом варианте можно
познакомить детей с видами увертывания. Обращая внимание детей на то, что от
ловишки можно увернуться, изменив направление, резко остановиться и немного
отвернуться, присесть, педагог раскрывает возможность использования в игре
разнообразных действий. [14,
с.89]
Детям легче находить
самостоятельно наиболее целесообразный вид бега в знакомых играх. На развитие
способности правильно решать двигательную задачу положительно влияет оценка
воспитателем проявление таких физических качеств как быстрота и ловкость.
На успешность действий в
игре оказывает влияние расположение играющих в самом ее начале. Поэтому важно
создать в начале игры благоприятные условия для последующих действий.
Приобретенные умения
позволяют детям достигать успеха в игре. Удачные действия вызывают у них
радость, чувство удовлетворения и уверенность в своих силах. Дети начинают
действовать смелее и решительнее. Такие действия играющих предъявляют
повышенные требования к водящему. Поэтому дети даже с хорошо развитыми двигательными
навыками при выполнении роли водящего должны действовать собранно, проявлять
максимум усилий для достижения соей цели.
Научив детей
самостоятельно справляться с заданиями в знакомых играх, можно предложить
решение двигательной задачи совершенно новой игре: до начала действий или сразу
после объяснения содержания правил.
Например: после
объяснения игры «Ловишка, бери ленту» дети самостоятельно определяют
рациональность использования бега с увертыванием, а затем уже приступают к
практическому выполнению.
И так, в играх с бегом на
этапе совершенствования обогащается двигательный опыт детей благодаря
дифференцированному применению бега на скорость и с увертыванием, овладению
различным способам увертывания. Дети начинают самостоятельно создавать
благоприятные условия для правильного выполнения основного движения, размещаясь
свободно и равномерно на указанной площади, поэтому бег их становится
энергичным, широким, с хорошим отрывом от земли.
В играх с бегом дети
правильно выполняют основное движение. Главное – надо научить их понимать,
какие действия и при каких условиях являются наиболее целесообразными.
В играх же с подлезанием
и метанием прежде всего важно научить выполнять само основное движение в
различных игровых условиях.
В играх с подлезанием
прежде всего надо обеспечить постепенное усложнение игровых условий. С начала
наиболее подходящими являются условия, близкие к тем, в которых проходило
разучивание. Качественное выполнение подлезания во многом зависит от
возможности подготовиться к его осуществлению. Поэтому при первоначальном
включении подлезания в игровую ситуацию лучше отбирать такие варианты игр, в
которых ребенок может не торопясь принять необходимое исходное положение.
Важно также, чтобы
выполнение подлезания приходилось на период наименьшей эмоциональной
насыщенности. Такие условия создаются в вариантах, в которых выполнение
совершенствуемого двигательного навыка включается в начало игры.
Например: для
совершенствования подлезания у старших дошкольников можно использовать хорошо
знакомую игру «Наседка и цыплята». В связи с тем, что содержание и правила игры
дети знают, имеется возможность направить их внимание на способ решения
двигательной задачи. Для подлезания на ступнях без рук создаются необходимые
условия – шнур укрепляется на высоте 60 см. Взятая роль помогает лучше осознать
необходимость выбора в данных условиях подлезания именно этим способом. « Как
подлезают цыплята, когда в заборе большое отверстие? помогают ли они себе
крыльями?». Пока наседка подлезает, воспитатель может напомнить остальным детям
о необходимости приготовится к выполнению упражнения.
Чтобы повысить
ответственность за качество подлезания, вводится дополнительное правило:
цыпленок, который при подлезании заденет забор, возвращается во двор и ждет
остальных детей. А так как самое интересное в игре впереди, то дети обычно
стараются подлезть не задев забор, тем самым упражняются в технике подлезания
на ступнях без рук, совершенствуя качественные показатели и гибкость в новых
условиях.
В играх «Наседка и
цыплята», «Мыши и кот» при выполнении подлезания впервые дети встречаются с
необходимостью согласования своих движений с действиями товарищей и сигналами
игры, распределения внимания не только на процессе выполнения основного
движения, но и на восприятии создавшейся ситуации. Но уже на этом этапе работы
от совместного выбора способа действий для решения стоящей в игре двигательной
задачи постепенно нужно переводить детей на самостоятельный выбор способа
выполнения подлезания сначала в близких к предыдущим условиям, а затем и в
новых. [5, с.41]
Например: в игре «Мыши и
кот» важно побудить детей к самостоятельному выбору способа подлезания в
зависимости от их роста.
В качестве следующей
задачи по совершенствованию навыка подлезания выдвигается формирование умения
выполнять движения в быстром темпе, не снижая качества.
Например: при проведении
игры «Мышки – в норке» с целью побуждения детей к быстрому подлезанию можно
разбросать по залу мелкие кубики, изображающие различную пищу для мышей. Мышки
должны собрать корм и по сигналу воспитателя принести его в норки. Чтобы не
остаться голодными, мышки вынуждены подлезать в быстром темпе.
Важно обратить внимание
детей, что до сигнала к началу действия следует приготовиться, чтобы потом не
тратить на это время.
Подобные условия для
упражнения в быстром подлезании могут быть созданы также в играх «Наседка и
цыплята», «Кто быстрее прибежит к флажку».
Дальнейшее обучение в
играх должно быть направленно на формирование умения соединять различные
движения, быстро переходить от одних основных движений к другим. Для решения
этих задач, прежде всего, подходят такие варианты игр, в которых переключение
происходит с движения, находящегося на этапе совершенствования, на движение,
хорошо выполняемое в любых условиях. В качестве второго движения чаще всего
используется бег.
Затем используются
варианты, в которых требование подлезать с оптимальной скоростью сохраняется,
но сами условия усложняются: время для подготовки правильному выполнению
сокращается, а затем совсем не дается.
Например: дети размещаются
на расстоянии 3-4 м от места подлезания. Для решения двигательной задачи
играющие вынуждены переходить с бега на быстрое подлезание, а потом снова на
бег. Это содействует выработке гибкости навыка подлезания, сочетанию различных
движений .
Предшествующая работа
подготовила возможность включения подлезания в момент наивысшего эмоционального
подъема, то есть в конце игры. От быстроты и точности основного движения в этот
момент зависят результат, успешность действий.
В целях постепенного
повышения требований к скорости подлезания в кульминационный момент следует
менять место нахождение водящего и способ его действий, побуждая детей менять
темп выполнения одного и того же движения в игре.
В играх, в которых
подлезание в быстром темпе осуществляется в конце, дети нередко сразу же после
подлезания останавливаются в непосредственной близости от шнура – это приводит
к скученности, мешает успешным действиям остальных. Хорошо на расстоянии 3 м от
шнура разложить на полу обручи, изображающие норки, в которые должны возвращаться
мышки. Самым ловким предлагается подождать, пока подлезут другие, а потом
нырнуть быстро под веревку.
Показателями совершенного
двигательного навыка являются не только быстрота, точность и легкость
выполнения движения, но и целесообразное, экономное его применение.
Чтобы показать
дошкольникам целесообразность сочетания бега с подлезанием, можно провести игру
с небольшой группой, а другим предложить посмотреть, кто попадется коту, а кто
нет и почему. В этих случаях необходимо предложить детям внимательно
посмотреть, какими движениями пользуются играющие, спасаясь от кота.
Правильный выбранный
способ выполнения движения обеспечивает успешность действий всех детей в игре,
что способствует повышению интереса к результату, активному участию в обсуждении
успехов и неудач и, кроме того, содействует более внимательному отношению к
указаниям педагога. В последующем дети проявляют волевые усилия для достижения
успеха в игре. Осознание своих возможностей доставляет играющим удовольствие,
побуждает водящего к проявлению оптимальной для него ловкости и быстроты.
Итак, развитие
самостоятельности и осознанности при решении двигательных задач в подвижных
играх ведет к самостоятельному выбору способа выполнения двигательного действия
с проверкой рациональности его применения в игре.
Решение большинства
поставленных задач может быть с успехом осуществлено при проведении игр на
прогулках.
Для совершенствования
навыков метания, как и подлезения, прежде всего, целесообразно подбирать игры,
в которых условия выполнения близки к условиям разучивания .
В связи с тем, что
техника метания является наиболее сложной по сравнению с техникой других
основных движений, для ее закрепления следует шире использовать разнообразные
упражнения и несюжетные подвижные игры, позволяющие сосредоточить внимание
детей на механизме выполнения. Кроме того. Во многих сюжетных подвижных играх
навыки метания совершенствуют только один – два ребенка – только те дети,
которые выполняют роль водящего – охотника, а большая часть детей применяют
другие основные движения.
В несюжетных играх выбор
способа выполнения метания осуществляется самими детьми. В таких играх условия
выполнения остаются прежними, не требуется согласования движений с действиями
товарищей, нет распределения ролей – все дети выполняют одно и то же
двигательное действие только в порядке очередности, даже в том случае, когда
несколько детей одновременно готовятся к броску. При этом ребенок может не
спеша выбрать способ метания, тщательно подготовиться к выполнению, не торопясь
прицелиться и бросить мяч (мешочек). В несюжетных играх внимание переключается
на способ выполнения и результат, а сам процесс выполнения подвергается только
частичному контролю.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|