бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование физических качеств старших дошкольников через подвижные игры бесплатно рефераты

По-иному складывается успех команды в играх, основанных на парных соревнованиях. Такие игры обычно предъявляют более высокие требования к выполнению самого движения: в них недостаточно только правильно и точно действовать - требуются быстрота и эффективность.

Например, в игре "Чья команда самая ловкая" члены команд выстраиваются в колонны на небольшом расстоянии друг от друга. По условному сигналу дети, стоящие первыми, бегут к шнуру (каждый - к своему), подвешенному на высоте 60 см от пола, подлезают под него, затем добегают до флажка и поднимают его. Выигравшим считается тот, кто поднимет флажок первым, а при подлезании не заденет шнур. Победитель забирает флажок и приносит очко команде. Такие же движения выполняют дети, стоящие в командах вторыми, третьими и т.д. После выполнения двигательных действий всеми детьми подсчитывается количество флажков в команде и определяется победитель. [27, с.13]

В таких играх вклад каждого ребенка в успех команды не всегда зависит только от его умений - он связан с умениями и способностями соперника. Действуя в паре с одним ребенком, играющий может выиграть, а другому проиграть. Это оказывает влияние на поведение детей: одни для достижения положительного результата отдают предпочтение более слабому сопернику и с неохотой встают в пару с сильным, а другим детям большое удовольствие доставляет соревнование с сильным соперником. Старшие дошкольники, по данным Г. Лесковой и М. Голощекиной, могут объективно оценить степень владения движениями своих товарищей и уровень собственных умений. Для развития индивидуальных способностей, воспитания волевых черт характера целесообразнее первоначально объединять детей, равных по возможностям, а затем контрастных по уровню развития двигательных навыков и физических качеств. Последнее, как правило, не приводит к мобилизации сил и способностей ребенка: одному мешает уверенность в победе, а другому - понимание невозможности выиграть у напарника.

Подбирать пары может педагог, поставив перед собой цель достичь высокой активности у всех играющих и создать условия для формирования эмоционально положительных взаимоотношений между детьми. Можно использовать и такой прием. Воспитатель называет ребенка и спрашивает: "Кто хочет бежать с Валей?". При этом первоначально называются более ловкие и быстрые дети. От каждого ребенка требуется умение правильно оценить быстроту, точность и ловкость своих действий, сравнить уровень развития двигательных навыков у разных детей. Интересные результаты могут быть получены, если предложить ребенку самому определить напарника: "С кем ты хочешь бежать?". Могут быть разные мотивы выбора: желание получить слабого соперника, чувство дружбы, стремление померяться силами с более сильным соперником. Но в выбор ребенка может быть внесена коррекция, так как требуется согласие другой стороны.

Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры, в которых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка. В этом случае неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду, "вырвать" победу. Дополнительная нагрузка на играющих, хорошо владеющих движением, еще больше их активизирует и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования двигательных навыков. [28, с.14]

В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды. Один флажок (вымпел) на всех подчеркивает значимость сплоченности в достижении положительного результата. Это характерно для игр-эстафет, предусматривающих последовательное выполнение всеми детьми команды одного и того же движения ("Перемени предмет", "Взятие крепости", "Чья команда больше выбьет фигур" и т.д.). Второй и последующие игроки команды получают право на выполнение двигательных действий или через передачу предмета, или через прикосновение.

Следует выделить также игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений; при этом каждый член команды осуществляет только одно из них. Эти игры иногда называют комбинированными эстафетами. Они интересны тем, что в них есть распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей каждого из них. В таких играх успех команды нередко зависит от правильной расстановки сил, учета способностей детей к выполнению различных движений, уровня развития двигательных умений и физических качеств каждого играющего, осознания ими своих физических особенностей (рост, полнота и т.д.). Ребенка ставят в ситуацию, когда ему приходится считаться с потребностями команды, отказываться от своих желаний, интересов во имя победы. Например, в игре "Чья команда быстрее принесет предмет" определяется цепочка препятствий, через которые каждая команда проносит предмет;

Свобода выбора двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности и, таким образом, получить психологическое удовлетворение, помимо удовлетворения естественной потребности в движении.

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей. [29, с.18]

Воспитатель должен подбирать игры, руководствуясь принципами подбора физических упражнений и возрастных особенностей детей. Необходимо помнить, что старший дошкольник еще не школьник, но его надо готовить к школе, укрепляя его здоровье, вырабатывая и закрепляя двигательные навыки, формировать физические качества как: быстроту, выносливость, силу, гибкость и т.д. Следует учитывать степень подготовленности детей.

Нельзя давать, например, игры с элементами прыжков («Лягушка и цапля»), прежде чем прыжки в высоту с разбега неотработанны на занятиях по физической культуре. Конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию двигательных навыков не может в ряде случаев носить характер глубокого изучения техники движения. Если в прыжках с разбега дети научатся не останавливаться и не замедлять разбега перед препятствием, сильно отталкиваться одной ногой и мягко приземляться на обе ноги, то можно переходить к играм, основным элементом которых являются прыжки с разбега.

Такие игры не только помогут закреплению навыка прыжка, но и будут способствовать развитию ловкости, смелости. (« Волк во рву», «Караси и щука»)

В подвижных играх с бегом обращает на себя внимание факт, что дети нередко не вдумываются в требования игры. Как показывают наблюдения, дошкольники в играх с бегом независимо от задачи и условий используют более привычный бег на скорость, часто нарушают и правила игры – начинают бег раньше сигнала, хотя в большинстве игр такой необходимости нет. Так, в играх «У медведя во бору», « Мы веселые ребята», «Ловишка, бери ленту», «Ловишка смячом» и др. наиболее целесообразным является бег с увертыванием и не ранее начало действий приносит положительный результат. В связи с этим детей старшего дошкольного возраста важно научить осознанно воспринимать двигательную задачу, определять, когда игра требует быстрой перебежки, а когда увертывания от водящего, сразу ли необходимы интенсивные движения или можно поберечь силы для кульминационного момента.

Воспитатель должен связывать действия детей с различным результатом: в одних случаях проигравшим считается тот, кто прибежал последним, а в других – кто не смог увернуться и попался ловишке. [30, с.97]

Понимание основного требования игры позволяет перейти к дифференцированному обучению, использованию различных видов бега в зависимости от двигательной задачи и условий выполнения. При этом особое внимание следует уделить связи действий детей с действиями ловишки.

Чтобы дети не связывали выбор способа выполнения основного движения с названием игры, необходимо в одной и той же игре варьировать условия путем изменения местонахождения водящего.

Например: в игре «Мы веселые ребята» можно поставить ловишку не перед детьми, как в основном варианте, а сзади на расстоянии 3-4 м. Дети должны определить, что в этой ситуации важно быстрее перебежать на противоположную сторону; если же бежать не так быстро, то ловишка может догнать и осалить. В этом варианте можно познакомить детей с видами увертывания. Обращая внимание детей на то, что от ловишки можно увернуться, изменив направление, резко остановиться и немного отвернуться, присесть, педагог раскрывает возможность использования в игре разнообразных действий. [14, с.89]

Детям легче находить самостоятельно наиболее целесообразный вид бега в знакомых играх. На развитие способности правильно решать двигательную задачу положительно влияет оценка воспитателем проявление таких физических качеств как быстрота и ловкость.

На успешность действий в игре оказывает влияние расположение играющих в самом ее начале. Поэтому важно создать в начале игры благоприятные условия для последующих действий.

Приобретенные умения позволяют детям достигать успеха в игре. Удачные действия вызывают у них радость, чувство удовлетворения и уверенность в своих силах. Дети начинают действовать смелее и решительнее. Такие действия играющих предъявляют повышенные требования к водящему. Поэтому дети даже с хорошо развитыми двигательными навыками при выполнении роли водящего должны действовать собранно, проявлять максимум усилий для достижения соей цели.

Научив детей самостоятельно справляться с заданиями в знакомых играх, можно предложить решение двигательной задачи совершенно новой игре: до начала действий или сразу после объяснения содержания правил.

Например: после объяснения игры «Ловишка, бери ленту» дети самостоятельно определяют рациональность использования бега с увертыванием, а затем уже приступают к практическому выполнению.

И так, в играх с бегом на этапе совершенствования обогащается двигательный опыт детей благодаря дифференцированному применению бега на скорость и с увертыванием, овладению различным способам увертывания. Дети начинают самостоятельно создавать благоприятные условия для правильного выполнения основного движения, размещаясь свободно и равномерно на указанной площади, поэтому бег их становится энергичным, широким, с хорошим отрывом от земли.

В играх с бегом дети правильно выполняют основное движение. Главное – надо научить их понимать, какие действия и при каких условиях являются наиболее целесообразными.

В играх же с подлезанием и метанием прежде всего важно научить выполнять само основное движение в различных игровых условиях.

В играх с подлезанием прежде всего надо обеспечить постепенное усложнение игровых условий. С начала наиболее подходящими являются условия, близкие к тем, в которых проходило разучивание. Качественное выполнение подлезания во многом зависит от возможности подготовиться к его осуществлению. Поэтому при первоначальном включении подлезания в игровую ситуацию лучше отбирать такие варианты игр, в которых ребенок может не торопясь принять необходимое исходное положение.

Важно также, чтобы выполнение подлезания приходилось на период наименьшей эмоциональной насыщенности. Такие условия создаются в вариантах, в которых выполнение совершенствуемого двигательного навыка включается в начало игры.

Например: для совершенствования подлезания у старших дошкольников можно использовать хорошо знакомую игру «Наседка и цыплята». В связи с тем, что содержание и правила игры дети знают, имеется возможность направить их внимание на способ решения двигательной задачи. Для подлезания на ступнях без рук создаются необходимые условия – шнур укрепляется на высоте 60 см. Взятая роль помогает лучше осознать необходимость выбора в данных условиях подлезания именно этим способом. « Как подлезают цыплята, когда в заборе большое отверстие? помогают ли они себе крыльями?». Пока наседка подлезает, воспитатель может напомнить остальным детям о необходимости приготовится к выполнению упражнения.

Чтобы повысить ответственность за качество подлезания, вводится дополнительное правило: цыпленок, который при подлезании заденет забор, возвращается во двор и ждет остальных детей. А так как самое интересное в игре впереди, то дети обычно стараются подлезть не задев забор, тем самым упражняются в технике подлезания на ступнях без рук, совершенствуя качественные показатели и гибкость в новых условиях.

В играх «Наседка и цыплята», «Мыши и кот» при выполнении подлезания впервые дети встречаются с необходимостью согласования своих движений с действиями товарищей и сигналами игры, распределения внимания не только на процессе выполнения основного движения, но и на восприятии создавшейся ситуации. Но уже на этом этапе работы от совместного выбора способа действий для решения стоящей в игре двигательной задачи постепенно нужно переводить детей на самостоятельный выбор способа выполнения подлезания сначала в близких к предыдущим условиям, а затем и в новых. [5, с.41]

Например: в игре «Мыши и кот» важно побудить детей к самостоятельному выбору способа подлезания в зависимости от их роста.

В качестве следующей задачи по совершенствованию навыка подлезания выдвигается формирование умения выполнять движения в быстром темпе, не снижая качества.

Например: при проведении игры «Мышки – в норке» с целью побуждения детей к быстрому подлезанию можно разбросать по залу мелкие кубики, изображающие различную пищу для мышей. Мышки должны собрать корм и по сигналу воспитателя принести его в норки. Чтобы не остаться голодными, мышки вынуждены подлезать в быстром темпе.

Важно обратить внимание детей, что до сигнала к началу действия следует приготовиться, чтобы потом не тратить на это время.

Подобные условия для упражнения в быстром подлезании могут быть созданы также в играх «Наседка и цыплята», «Кто быстрее прибежит к флажку».

Дальнейшее обучение в играх должно быть направленно на формирование умения соединять различные движения, быстро переходить от одних основных движений к другим. Для решения этих задач, прежде всего, подходят такие варианты игр, в которых переключение происходит с движения, находящегося на этапе совершенствования, на движение, хорошо выполняемое в любых условиях. В качестве второго движения чаще всего используется бег.

Затем используются варианты, в которых требование подлезать с оптимальной скоростью сохраняется, но сами условия усложняются: время для подготовки правильному выполнению сокращается, а затем совсем не дается.

Например: дети размещаются на расстоянии 3-4 м от места подлезания. Для решения двигательной задачи играющие вынуждены переходить с бега на быстрое подлезание, а потом снова на бег. Это содействует выработке гибкости навыка подлезания, сочетанию различных движений .

Предшествующая работа подготовила возможность включения подлезания в момент наивысшего эмоционального подъема, то есть в конце игры. От быстроты и точности основного движения в этот момент зависят результат, успешность действий.

В целях постепенного повышения требований к скорости подлезания в кульминационный момент следует менять место нахождение водящего и способ его действий, побуждая детей менять темп выполнения одного и того же движения в игре.

В играх, в которых подлезание в быстром темпе осуществляется в конце, дети нередко сразу же после подлезания останавливаются в непосредственной близости от шнура – это приводит к скученности, мешает успешным действиям остальных. Хорошо на расстоянии 3 м от шнура разложить на полу обручи, изображающие норки, в которые должны возвращаться мышки. Самым ловким предлагается подождать, пока подлезут другие, а потом нырнуть быстро под веревку.

Показателями совершенного двигательного навыка являются не только быстрота, точность и легкость выполнения движения, но и целесообразное, экономное его применение.

Чтобы показать дошкольникам целесообразность сочетания бега с подлезанием, можно провести игру с небольшой группой, а другим предложить посмотреть, кто попадется коту, а кто нет и почему. В этих случаях необходимо предложить детям внимательно посмотреть, какими движениями пользуются играющие, спасаясь от кота.

Правильный выбранный способ выполнения движения обеспечивает успешность действий всех детей в игре, что способствует повышению интереса к результату, активному участию в обсуждении успехов и неудач и, кроме того, содействует более внимательному отношению к указаниям педагога. В последующем дети проявляют волевые усилия для достижения успеха в игре. Осознание своих возможностей доставляет играющим удовольствие, побуждает водящего к проявлению оптимальной для него ловкости и быстроты.

Итак, развитие самостоятельности и осознанности при решении двигательных задач в подвижных играх ведет к самостоятельному выбору способа выполнения двигательного действия с проверкой рациональности его применения в игре.

Решение большинства поставленных задач может быть с успехом осуществлено при проведении игр на прогулках.

Для совершенствования навыков метания, как и подлезения, прежде всего, целесообразно подбирать игры, в которых условия выполнения близки к условиям разучивания .

В связи с тем, что техника метания является наиболее сложной по сравнению с техникой других основных движений, для ее закрепления следует шире использовать разнообразные упражнения и несюжетные подвижные игры, позволяющие сосредоточить внимание детей на механизме выполнения. Кроме того. Во многих сюжетных подвижных играх навыки метания совершенствуют только один – два ребенка – только те дети, которые выполняют роль водящего – охотника, а большая часть детей применяют другие основные движения.

В несюжетных играх выбор способа выполнения метания осуществляется самими детьми. В таких играх условия выполнения остаются прежними, не требуется согласования движений с действиями товарищей, нет распределения ролей – все дети выполняют одно и то же двигательное действие только в порядке очередности, даже в том случае, когда несколько детей одновременно готовятся к броску. При этом ребенок может не спеша выбрать способ метания, тщательно подготовиться к выполнению, не торопясь прицелиться и бросить мяч (мешочек). В несюжетных играх внимание переключается на способ выполнения и результат, а сам процесс выполнения подвергается только частичному контролю.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12