Формирование физических качеств старших дошкольников через подвижные игры
Каждая игра, указывает
Лесгафт, должна иметь определенную цель, а формы игры – отвечать этой цели.
Необходимо, чтобы действие в игре соответствовали умениям ребенка управлять
собой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия»; эти
действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях.
В своей известной «теории прибавочных раздражителей» Лесгафт утверждает: сильные
раздражители, действующие на ребенка всегда понижают его впечатлительность.
Поэтому он отрицает поощрения, наказания, упражнения на гимнастических
снарядах, соревнования, которые вызывают сильные ощущения.
Соревнования в игре
Лесгафт также отрицал из нравственных соображений: они порождают стремление в
личной победе. [5, с.89]
В настоящее время они
используются потому, что соревнования как метод вызывают интерес, эмоциональный
подъем стремление к лучшему качеству выполнения игровых действий, способствует
совершенствованию двигательных навыков. Однако и сейчас в играх дошкольников
элементы соревнования допускаются только тогда, когда тщательно изучены
физические силы и возможности детей и продуманы приемы руководства.
Основные положения
П.Ф.Лесгафта о подвижных играх были развиты В.В.Гориневским. Гориневский считал
подвижные игры основным видом двигательной деятельности и средством всестороннего
воспитания детей дошкольного возраста.
Гориневский подчеркивал
важность выбора сюжета игр для детей в связи с требованиями современной
общественной жизни. В процессе подвижных игр у детей воспитываются морально –
волевые качества, поэтому игра является средством формирования личности
ребенка. Придавая серьезное значение эмоциям, возникающим у детей в игре, как
оздоровительному компоненту, Гориневский считал радость и веселье одним из
обязательных условий игровой деятельности, без которых игра теряет для детей
свой смысл.
Е.А.Аркин считал
подвижную игру мощным и незаменимым средством развития ребенка, основным
рычагом дошкольного воспитания. [13, с.115]
Преимущество игры среди
различных физических упражнений он видел в эмоциональной насыщенности, предающей
ей особую привлекателность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и
удовлетворение в характере двигательной деятельности, содействующей работе
значительной массы крупных мускулов ( бег, прыжки, бросание);
в разнообразии движений, устраняющем опасность утомления; в
возможности регулирования самими детьми темпа и энергии движения;
в проявлении личной инициативы и развитии психических качеств - смелости,
дисциплины, находчивости и т.д.
Чтобы игра с самых
ранних лет стала благотворной силой, нужно сознательное, опытное и любовное
руководство ею.
В настоящее время
проблема подвижной игры как средство всестороннего воспитания и развития
ребенка дошкольного возраста продолжает быть предметом исследования научных и
практических работников, имеются труды (А.И.Быковой, М.М.Конторович и
Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.В.Артемовой и др. авторов).
Подвижной игре посвящены
статьи и книги практических работников, отражающие передовой опыт: по проблеме
содержания и методике игр с элементами спортивных игр – В.И. Васюковой, Н.Г
Кожевниковой, Т.К. Лобовой, проблеме содержания и методике подвижных игр –
Е.А.Ароновой, К.В.Вербицкой, Н.Н Кильпио, Л.А Киселевой и мн. др. [14, с.112]
Одна из характерных
особенностей подвижных игр – стремление к результату. Ребенок испытывает
радость от удовлетворения потребностей в движениях, от эмоциональной атмосферы
игры, однако особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального,
наглядно положительного результата – выигрыша.
Подвижная игра
предлагает детям решать индивидуальную двигательную задачу, вступая во
взаимоотношения с другими играющими, учитывать их поведение.
Подвижная игра связана с
выполнением основных движений, но не может быть средством их разучивания.
В подвижных играх, как
подчеркивала А.Усова, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной
стороне – соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости,
организованности.
Подвижная игра – одно из
важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная
ее особенность- комплексность воздействия на организм и на все стороны личности
ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное,
нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
В подвижных играх
ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели.
Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые
пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию
самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Увлеченные сюжетом игры,
дети могут выполнять с интересом и при том много раз одни и те же движения, не
замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости .
Активная двигательная
деятельность игрового характера вызывает положительные эмоции, усиливает все
физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем.
Подвижные игры – важное
средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей в их основе
лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники
преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее
поставленной цели.
Благодаря большому
разнообразию содержания и игровой деятельности они всесторонне влияют на
организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач
физического воспитания.
Подвижные игры являются
лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы. Игровая
деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым
способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему
содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и
выполнению.
В играх занимающиеся
упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для самих себя
овладевают навыком основных движений.
Улучшается общая
координация движения, развивается способность целенаправленно владеть своим
телом в соответствии с задачей и правилами игры.
Приобретенный
двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые
предпосылки для последующей спортивной деятельности.
Ценность подвижных игр в
том, что приобретенные умения , качества, навыки детей 5-6 лет повторяются и
совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.
Таким образом,
содержание игр обогащает представление детей, активизирует наблюдательность,
мышление воображение, внимание, а также развивает память, сообразительность и
находчивость. [15, с.46]
Игровая деятельность
всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных
обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий, преодоление
препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность,
настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Многогранная
воспитательная значимость подвижных игр, доступность их для детей дошкольного
возраста, создаваемое играми радостная, увлекающая детей сфера деятельности –
все это определяет подвижные игры как ценнейший неотъемлемый спутник их
повседневной жизни.
Подвижные игры следует
отличать от имитационных и игровых упражнений.
Имитационные игры - это
самостоятельная двигательная деятельность, направленная на воспроизведение
образов окружающей действительности; при этом движения выполняются в
произвольном темпе, без регламентации времени и подчиняются только замыслу
исполнителя.
Игровые упражнения -
действия, направленные на овладение движениями в игровой форме. Ребенок
действует в игровых упражнениях без специально установленных правил, соблюдая
требование точного осуществления двигательного действия, выполняя движения
независимо от других. [5, с.43]
В подвижных играх, как
уже говорилось, ребенок действует в постоянно изменяющихся условиях, подчиняя
свое поведение заранее установленным правилам.
Игры как вид физических
упражнений делятся на подвижные и спортивные.
Спортивные игры
отличаются сложной и точной техникой, требуют такого развития физических
возможностей, которого еще нет у детей дошкольного возраста. Игры с элементами
спортивных игр рассматриваются как более высокая ступень подвижной игры. Их
объединяет наличие сильных эмоций, но в других отношениях они значительно
отличаются друг от друга. Характерными чертами подвижных игр являются
разнообразие и свобода применения игровых действий, большие возможности для
проявления инициативы и творчества. Правила в подвижной игре определяют в
основном ее структуру, а не точность двигательных действий. Для игр же с
элементами спортивных игр характерна известная ограниченность, даже
односторонность движений, которые сочетаются с точностью двигательных действий
и строгой их формой. Структура игр с элементами спортивных игр по сравнению с
подвижными играми отличается большей определенностью. Состав команд,
обязанности игроков и продолжительность игры меняться не могут. Игры с
элементами спортивных игр имеют строго установленные правила, определяющие
точность двигательных действий; обязательным для них является наличие судьи,
правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь. [16,
с.5]
Навыки, развиваемые в
этих играх, должны отвечать общим требованиям техники игры, чтобы позднее детей
не пришлось переучивать.
Основными задачами в
работе с детьми по применению игр с элементами спортивных игр являются общее
развитие ребенка, оздоровление его организма, развитие движений, двигательных способностей
и психофизических качеств, создание эмоциональной обстановки, воспитание любви
и интереса к различным видам физических упражнений.
Игры с элементами
спортивных игр также требуют подготовки организма ребенка для их проведения.
Прежде всего, в детском саду необходимо культивировать такие игры, которые
дадут дошкольникам возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр, С
этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячами, в которых
дети овладевают навыками ловли, бросания, метания. Наблюдения и исследования
позволили сделать вывод; игры с мячом являются прекрасным средством физического
и нервно-психического развития. Врачебно-педагогический контроль показывает,
что при быстрых движениях с мячом интенсивнее протекают все физиологические
процессы. Особенно большое влияние игры с мячом оказывают на формирование
быстроты реакции, ловкости, подвижности и т.п. [8, с.42]
Обучать детей играм с
элементами спортивных игр следует постепенно переходя от простого к сложному.
Обучение нужно начинать с изучения общих для ряда игр приемов. Разучивание
элементарной игровой техники чаще всего проходит в процессе подражательных игр.
Из многочисленных видов спортивных игр наибольшей любовью, особенно у
мальчиков, пользуются городки, игры с мячом типа волейбола и баскетбола, игра в
бадминтон, малый теннис и др.
Подвижные и спортивные
игры объединяет деятельность в быстро меняющихся ситуациях в соответствии с
правилами. В подвижных играх правила изменяются в зависимости от педагогических
задач для постепенного усложнения игровой обстановки. В спортивных играх
правила постоянны, носят устойчивый характер. Количество играющих в подвижных
играх произвольное (от двух и более). Состав играющих в подвижных играх
динамичен: в любой момент игрок может выйти или, наоборот, включиться в игру. В
спортивных играх имеется строго установленное число игроков (хоккей - шесть,
волейбол - шесть и т.д.). Площадка для спортивной игры имеет определенные
размеры, тогда как в подвижных играх границы для игры могут свободно изменяться.
Размеры инвентаря (вес и величина мяча, ширина сетки, диаметр кольца и т.д.),
высота его расположения (кольцо в баскетболе, сетка в волейболе и т.д.)
обозначены в правилах спортивной игры и не подлежат изменению. В подвижных
играх возможны замена инвентаря и вариации его размещения. Это позволяет
сделать вывод: в обучении дошкольников подвижные игры могут быть использованы
широко, а что касается спортивных игр, то возможно использование элементов
спортивных игр или упрощенные игры. [17, с.89]
Игры бывают сюжетные и
бессюжетные. В сюжетных играх ("Кот и мыши", "Наседка и
цыплята" и др.) правила и роль тесно взаимосвязаны, а в бессюжетных
правила представлены в открытом виде ("Кто скорее добежит до флажка",
"Перемени предмет" и др.). Правилам легче подчиняться в сюжетных
играх. [18, с.10]
По интенсивности
физиологического воздействия можно выделить игры с высокой, средней и низкой
нагрузкой. Как правило, высокую физическую нагрузку дают игры, построенные на
выполнении бега и прыжков или на сочетаниях этих движений с другими. При этом
следует учитывать продолжительность действий детей внутри одного проигрывания.
Если большая часть времени тратится на произнесение текста, то дети получают
среднюю нагрузку ("У медведя во бору", "Мы - веселые
ребята" и др.). В поле зрения необходимо держать одновременность или
последовательность действий играющих. При поочередном выполнении моторная
плотность низкая, а поэтому даже интенсивные движения в общем дают
незначительную нагрузку ("Горелки", "Третий лишний" и др.).
Нагрузку можно считать высокой, если при шести-восьми повторениях пульс
достигает 150-170 ударов в минуту, средней - при пульсе 130-140 ударов. [19,
с.56]
Выделяется еще один вид
игр - игры-забавы, в которых происходит выполнение знакомых движений в необычных
условиях (бег в больших валенках, прыжки со связанными ногами, бег в мешках и
т.д.). Они требуют проявления ловкости и доставляют много веселья и радости.
Существует различная
педагогическая классификация игр, отобранных для детей дошкольного возраста, в
основе которой имеются разные признаки.
Подвижные игры делятся
на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делятся на сюжетные и
бессюжетные, игры-забавы аттракционы.
Сюжетные игры имеют
готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления
окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта , движения и
повадки животных, птиц и т д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с
ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение
движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры.
Подчинение правилам обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры
преимущественно коллективные (небольшими группами и все группой). Игры этого
вида используются во всех возрастных группах. Сюжетные подвижные игры отражают
в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Детей увлекают игровые образы,
в которые они творчески воплощаются (птицы и автомобиль, пилоты, волк и гуси,
обезьянки и ловцы). [20, с.24]
Бессюжетные подвижные
игры содержат интересные для детей двигательные задания, ведущие к достижению
понятной им целей. Игры типа ловишек, перебежек не имеют сюжета, образов, но
сходны с сюжетными наличием правил ролей взаимообусловленностью игровых
действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного
двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты,
ловкости, ориентировки в пространстве.
В дошкольном возрасте
используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и
группового), например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к
флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении
двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до
флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как
можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры –
эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результаты
команд.
К бессюжетным относятся
так же игры с использованием предметов ( кегли, серсо, кольцеброс, городки,
«школа мяча» и др). [20, с.54]
Двигательные задания в
этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими
группами детей (2,3 и тд.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки
предметов, ползования ими, очередность действий играющих. В этих играх
наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.
В играх – забавах,
аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто
включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные
задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры- забавы,
аттракционы доставляют зрителям много радости.
К сложным играм
относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол,
волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр
и дети играют по упрощенным правилам. Обучение детей спортивным упражнениям и
элементам спортивных игр в основном проводится воспитателем на физкультурных
занятиях, организуемых на воздухе. Но для того чтобы дети овладели навыками
спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры, необходимо
постоянно повторять и закреплять их во время прогулок. [16, с.39]
К участию в спортивных
играх и упражнениях воспитатель вначале привлекает тех детей, которые
недостаточно освоили упражнения на физкультурных занятиях. В дальнейшем нужно
стремиться к тому, чтобы активно действовали все. Дети должны не только
овладеть элементами спортивных игр, но и знать их основные правила, название
частей ипользуемого спортивного инвентаря , уметь ухаживать за ним. Обучение
спортивным играм значительно ускоряется если воспитатель сам принимает в них
активное участие, руководит действиями детей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|